Что такое пальчиковая гимнастика для детей дцп


Руки человека - одно из самих выразительных средств общения, во многом характеризующее личность. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. У детей с ДЦП мелкая моторика не развита. Спастика, парезы, гиперкинез затрудняют движения. Упражнения по мелкой моторике даются детям очень тяжело на начальной стадии обучения, затем они становятся стереотипными, автоматизированными, движения ускоряются.

Скачать:

ВложениеРазмер
igrovye_uprazhneniya_dlya_melkoi_motoriki_ruki_u_detei_s_dtsp.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук у детей, страдающих ДЦП.

При определении системы работы по развитию мелкой моторики следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ДЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.
Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи. Дети опускают руки в емкость с водой, самостоятельно или с помощью взрослого выполняют комплекс упражнений.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:


  1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

  2. Самомассаж ладоней.

  3. Самомассаж пальцев рук.

На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.

Примеры упражнений каждого из трех комплексов.

Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке.

Пили, пила, пили, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

- Угостить вас пирогами?

4. ^ Самомассаж кисти руки со стороны ладони.

По головке мама гладит

Так нежна её ладонь,

Словно вербы веточка.

- Подрастай, сыночек милый,

Добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы

И меня не позабудь!

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,

- Ты вкуснее поищи!

Папа в руки дрель берет,

А она жужжит, поет,

В стенке дырочку грызет!

Ухватили клещи гвоздь,

Может, что-нибудь и выйдет,

Шубы в кудрях, погляди,

Все кудрявы, до одной,

Бегут кудрявою толпой.

Утром сняли бигуди,

Уж такая у них мода,

Носят шубы на себе.

Попробуй гладкую найди.

У бараньего народа.

9. Движения, как при растирании замерзших рук.

Заморозил нас Морозко,

У него свои заботы –

Влез под теплый воротник,

Знай морозь, да посильней!

Как воришка, осторожно

Не балуй, Мороз, ну что ты

В наши валенки проник.

Так не жалуешь людей?

10. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда!

11. Перекатывание мяча по дну емкости с водой с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.

Поиграем мы в футбол

Средний - точно уж герой,

И забьем в ворота гол!

Безымянный вдруг споткнулся

За ворота - горой!

И с досады промахнулся!

Забивает гол - вот так!

Гол забил - игре конец!

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно можно разделить на 3 составляющие:

1. ^ Пальчиковая гимнастика

Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Эти упражнения рекомендуется проводить регулярно, в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок сам не способен делать эти упражнения самостоятельно, то родителям рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой. Следует помнить, что эти упражнения могут проводиться как в водной среде, и как самостоятельное средство развития моторики детей с ДЦП .

2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения в воде для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

На занятиях с игрушками с целью развития моторики рук ребенку предлагается выполнить различные по трудности движения. Ход занятий следующий.

Для расслабления кистей рук используют приемы, описанные выше. Затем побуждают ребенка взять правильно игрушку из разных положений - сверху, снизу, сбоку от него, помогают рассмотреть её, ощупать, поманипулировать ею. Вслед за этим развивают простые действия. Вначале они осуществляются пассивно, т.е. педагог выполняет их рукой ребенка. Отрабатываются следующие действия:

Упражнения проводятся ежедневно в течение 5-8 мин.


3.Важное место в работе по развитию моторики детей занимает ритмическая организация движений , производимых ребенком в воде, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивания и т.д.

При формировании мелкой моторики рук у детей с ДЦП в дошкольном возрасте необходимо учитывать следующее:

1. Принципиальный путь помощи детям с ЦП - это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

2. Особое внимание должно уделяться интенсивности развития сохранных и коррекции нарушенных функций ребенка.

3. Коррекционно-развивающие занятия предполагают постепенное усложнение приемов, направленных на формирование психических функций ребенка.

4. Система коррекционно-развивающей работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Наряду с ежедневным посещением занятий, выполнением заданий, по окончанию курса реабилитации родители получают рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, страдающего ДЦП.


  1. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. - Ж. Дефектология, № 3, 1999.

  2. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи. - Ж. Дефектология, № 4, 1999.

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Иванова Наталья АнатольевнаНаписать 1459 20.01.2018

Номер материала: ДБ-1066385

  • Социальному педагогу
  • Статьи

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    20.01.2018 905
    20.01.2018 408
    20.01.2018 524
    20.01.2018 178
    20.01.2018 255
    20.01.2018 899
    20.01.2018 500
    20.01.2018 675

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Эти упражнения рекомендуется проводить регулярно, 1 – 3 раза в день, в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок сам не способен делать эти упражнения самостоятельно, то родителям рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой. Следует помнить, что эти упражнения оказывают косвенное влияние на развитие речи.

  • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
    Главная
  • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
    ИПР
    • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
      ИПР - Самара
    • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
      ИПР Москва
      • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
        Социальные услуги
    • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
      Еще об ИПР
    • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
      Заявление об учете рекомендаций
    • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
      Форма ИПР
  • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
    Новости
  • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
    Обучение и развитие ребенка
    • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
      Как правильно организовать занятия?
      • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
        Игры и игрушки
    • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
      Объединение родителей - защита прав
      • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
        Общественное движение - почему не эффективно
      • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
        Дневник социального адвоката
    • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
      Развитие мелкой моторики
      • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
        Направления работы по развитию мелкой моторики у детей
      • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
        Комплексы упражнений пальчиковой гимнастики.
      • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
        Пальчиковая гимнастика для детей с ДЦП
      • >" class="lazyload" data-src="http://narod2.yandex.ru/i/users/color/black-red/arrow.png" />
        "То что под рукой" - развитие мелкой моторики ребенка.

      8. Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца. То же левой рукой. Затем так же сгибать пальцы, начиная с мизинца.

      9. Сжать пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямить их. То же левой рукой.

      Уважаемые родители, если вашему ребёнку поставили диагноз ДЦП, то вы неизбежно столкнётесь с проблемой развития психомоторной сферы вашего малыша. Поэтому хотелось бы очень помочь вам и дать некоторые рекомендации. Тем более что развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации необходимо ребёнку для овладения навыками самообслуживания, а также для формирования навыка письма в процессе школьного обучения.

      Особенности двигательных нарушений у ребёнка с диагнозом ДЦП:

      • существуют с самого рождения;
      • тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений;
      • поддаются коррекции с помощью специальных игр и упражнений.

      В связи с этим, развитию общей и мелкой моторики рук ребёнка с ДЦП необходимо уделять особое внимание, с учётом того, что разнообразные целенаправленные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и познавательного развития.

      Данные игры и упражнения (представленные ниже) вполне осуществимы в домашних условиях. Однако родителям в процессе их использования для большей эффективности развивающих занятий важно помнить следующее:

      1) Выбранные вами пальчиковые игры должны быть доступны ребёнку, но содержать небольшой элемент трудности. Поэтому на первых порах ему понадобится ваша помощь.

      2) Эти игры должны приносить ребёнку положительные эмоции. Поэтому родителям важно заинтересовать его в выполнении тех или иных упражнений.

      3) Данные игры-упражнения должны проводиться систематически (по возможности, каждый день), тем более, на выполнение комплекса из 5-6 упражнений требуется всего лишь 5-10 минут.

      1 комплекс упражнений (для детей со грубым нарушением мелкой моторики рук):

      Упражнение " Катание "колючего мячика"

      Ребёнку предлагается покатать массажный ("колючий") мячик:

      1. Ведущей рукой: влево-вправо, вперёд-назад (6 раз);
      2. Слабой рукой: влево-вправо, вперёд-назад (6 раз);
      3. Между рук, выпрямив при этом пальчики (6 раз).

      - в процессе упражнения желательно сопровождать движения ребёнка словами "влево", "вправо", "вперёд", "назад" для улучшения координации его движений;

      - мячик можно заменить бигудями-липучками крупного размера или карандашом с ребристой поверхностью.



      Большой пальчик поочерёдно прикасается к каждому из остальных пальцев: начиная с указательного и т.д., потом - в обратном направлении -по 2 круга каждой рукой.


      Одной рукой взять за середину салфетки (носового платка), поднять её повыше и отпустить (салфетка должна плавно планировать) – по 6 раз каждой рукой.



      Упражнение "Ёжик"

      Ребёнок собирает пальцы рук в замок. Затем поочерёдно он то поднимает и выпрямляет все пальчики (ёжик проснулся), то их опускает, прижимает (ёжик заснул). Упражнение можно сопровождать стихотворением:

      "Ёжик маленький замёрз (прижать пальцы)

      И в клубок свернулся,

      Солнце ёжика согрело - (выпрямить пальцы)



      Упражнение "Барабанчики"

      Указательными пальчиками ребёнок стучит по краю стола (как барабанными палочками). Остальные пальцы при этом должны быть сложены вместе. Упражнение можно выполнять под ритмичную музыку.


      2 комплекс упражнений (для детей с относительно сохранной моторикой рук):

      Упражнение "Кулак - ребро - ладонь".

      Положение рук №1 "Кулак" - ребёнок кладёт на стол оба кулачка, прижав пальцы к столу.

      Положение рук №2 "Ребро" - ребёнок ставит на стол руки ребром, расправив ладони.

      Положение рук №3 "Ладонь" - ребёнок кладёт ладошки на стол в расправленном состоянии.

      Данные положения рук "Кулак - ребро - ладонь" чередуются и повторяются 6-8 раз.

      Примечание: Если ребёнку тяжело выполнять упражнение, можно делать поочерёдно сначала одной рукой, потом - другой.



      Упражнение "Ухо - нос"

      Положение №1: ребёнок касается правой рукой носа, и одновременно левой рукой - правого уха.

      Положение №2: ребёнок касается левой рукой носа, а правой рукой - левого уха.

      Данные перекрёстные движения чередуются и повторяются по 6-8 раз.



      Упражнение "Лезгинка"

      Положение №1: Правая рука, в кулаке, ставится в согнутом положении вертикально. Левая рука прикасается к кулаку правой руки расправленной ладонью.

      Положение №2: То же самое, но со сменой рук: Левая рука, в кулаке, ставится в согнутом положении вертикально. Правая рука прикасается к кулаку левой руки расправленной ладонью.

      Положения чередуются и повторяются 6-8 раз.



      Упражнение : "Вышли пальчики гулять"

      Ребёнок сгибает и собирает пальчики вместе, оставляя выпрямленными только 2 пальца: указательный и средний. Ими он совершает по столу движение, похожее на ходьбу. Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем - другой.


      В процессе развития мелкой моторики рук можно использовать и другие игры и упражнения, в том числе с использованием различных предметов (карандаша, салфетки, катушки). Главное - делать это каждый день и с удовольствием!

      Роль самомассажа и пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП

      Развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП

      При проведении занятий по развитию мелкой моторики рук у детей с ДЦП, нужно учитывать особенности эмоционального настроя данной категории детей. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание желательно предлагать в игровой форме, которая вызовет у ребёнка интерес, и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, и улучшению работоспособности.
      Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
      Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:

      Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

      Самомассаж пальцев рук.

      На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.

      Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

      3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
      Тесто
      Тесто месим, тесто мнем,
      Пирогов мы напечем
      И с капустой, и с грибами.
      - Угостить вас пирогами?

      Самомассаж кисти руки со стороны ладони.

      Самомассаж пальцев рук.

      3. Движения, как при растирании замерзших рук.
      Морозко
      Заморозил нас Морозко,
      У него свои заботы –
      Влез под теплый воротник,
      Знай морозь, да посильней!
      Как воришка, осторожно
      Не балуй, Мороз, ну что ты
      В наши валенки проник.
      Так не жалуешь людей?

      4. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

      Мячики
      Крепко мячики сжимаем,
      Наши мышцы напрягаем,
      Чтобы пальцы никогда
      Не боялись бы труда!

      5. Перекатывание мячей су-джок между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
      Футбол
      Поиграем мы в футбол
      Средний - точно уж герой,
      И забьем в ворота гол!
      Забивает головой!
      Палец большой
      Безымянный вдруг споткнулся
      За ворота - горой!
      И с досады промахнулся!
      Указательный - смельчак,
      Малыш-мизинец - молодец,
      Забивает гол - вот так!
      Гол забил - игре конец!

      Важное место в развитии мелкой моторики рук занимает пальчиковые игры и гимнастика.

      Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры.
      Начинаем с несложных статических поз кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев, затем с одновременно производимыми движениями. Изначально упражнения выполняются в медленном темпе. Учитель-дефектолог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.
      Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
      Эти упражнения рекомендуется проводить регулярно, в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок сам не способен делать эти упражнения самостоятельно, то родителям рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой.

      Упражнения проводятся ежедневно в течение 5-8 мин.
      Важное место в работе по развитию моторики детей занимает ритмическая организация движений, производимых ребенком, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивания и т.д.
      При формировании мелкой моторики рук у детей с ДЦП в дошкольном возрасте необходимо учитывать следующее:

      1. Принципиальный путь помощи детям с ДЦП - это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

      2. Особое внимание должно уделяться интенсивности развития сохранных и коррекции нарушенных функций ребенка.

      3. Коррекционно-развивающие занятия предполагают постепенное усложнение приемов, направленных на формирование психических функций ребенка.

      4. Система коррекционно-развивающей работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Наряду с ежедневным посещением занятий, выполнением заданий, родители получают рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.

      Роль самомассажа и пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП

      Развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП

      При проведении занятий по развитию мелкой моторики рук у детей с ДЦП, нужно учитывать особенности эмоционального настроя данной категории детей. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание желательно предлагать в игровой форме, которая вызовет у ребёнка интерес, и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, и улучшению работоспособности.
      Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
      Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:

      Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

      Самомассаж пальцев рук.

      На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.

      Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

      3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
      Тесто
      Тесто месим, тесто мнем,
      Пирогов мы напечем
      И с капустой, и с грибами.
      - Угостить вас пирогами?

      Самомассаж кисти руки со стороны ладони.

      Самомассаж пальцев рук.

      3. Движения, как при растирании замерзших рук.
      Морозко
      Заморозил нас Морозко,
      У него свои заботы –
      Влез под теплый воротник,
      Знай морозь, да посильней!
      Как воришка, осторожно
      Не балуй, Мороз, ну что ты
      В наши валенки проник.
      Так не жалуешь людей?

      4. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

      Мячики
      Крепко мячики сжимаем,
      Наши мышцы напрягаем,
      Чтобы пальцы никогда
      Не боялись бы труда!

      5. Перекатывание мячей су-джок между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
      Футбол
      Поиграем мы в футбол
      Средний - точно уж герой,
      И забьем в ворота гол!
      Забивает головой!
      Палец большой
      Безымянный вдруг споткнулся
      За ворота - горой!
      И с досады промахнулся!
      Указательный - смельчак,
      Малыш-мизинец - молодец,
      Забивает гол - вот так!
      Гол забил - игре конец!

      Важное место в развитии мелкой моторики рук занимает пальчиковые игры и гимнастика.

      Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры.
      Начинаем с несложных статических поз кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев, затем с одновременно производимыми движениями. Изначально упражнения выполняются в медленном темпе. Учитель-дефектолог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.
      Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
      Эти упражнения рекомендуется проводить регулярно, в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок сам не способен делать эти упражнения самостоятельно, то родителям рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой.

      Упражнения проводятся ежедневно в течение 5-8 мин.
      Важное место в работе по развитию моторики детей занимает ритмическая организация движений, производимых ребенком, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивания и т.д.
      При формировании мелкой моторики рук у детей с ДЦП в дошкольном возрасте необходимо учитывать следующее:

      1. Принципиальный путь помощи детям с ДЦП - это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

      2. Особое внимание должно уделяться интенсивности развития сохранных и коррекции нарушенных функций ребенка.

      3. Коррекционно-развивающие занятия предполагают постепенное усложнение приемов, направленных на формирование психических функций ребенка.

      4. Система коррекционно-развивающей работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Наряду с ежедневным посещением занятий, выполнением заданий, родители получают рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.