Вернер д что такое детский церебральный паралич м 2003

"Реабилитация детей-инвалидов" книга. содержащая информацию и рекомендации для всех тех, кто озабочен благополучием детей с физическими недостатками, и особенно для тех, кто живет в маленьких городах, поселках. селах, где возможности весьма ограничены. Она будет полезна также врачам и специалистам, которые помогают осуществлению местных программ и стремятся поделиться своими знаниями и навыками с семьями детей-инвалидов.

Эта книга, Написанная Давидом Вернером при участии инвалидов и первопроходцев в области реабилитации во многих странах мира. соответствует стилю и духу более ранних работ этого автора, таких как "Where There Is No Doctor" ("Там‚ где нет врача") и "Helping Health Workers Learn" ("В помощь работникам здравоохранения"). В ней в доступной форме приводится большой объем информации о наиболее распространенных физических недостатках у детей, даются детальные рекомендации по применению простых методов реабилитации. дешевых приспособлений и способов оказания помощи детям с физическими недостатками, с тем чтобы они могли занять достойное место в жизни и найти понимание в обществе.

Кроме того, Книга позволяет ответить на большинство возникающих в семье и у самих детей вопросов. Касающихся удовлетворения их потребностей. В ней также рассказывается о создании небольших местных центров реабилитации и мастерских, в которых могут работать инвалиды или семьи детей с физическими недостатками.

Более 4000 рисунков и 200 фотографий позволяют легко ознакомиться с этой книгой даже людям. имеющим весьма ограниченное образование.

Оглавление

Об зтой книге

Часть 1. Работа с ребенком и его семьей. Информация о различных физических недостатках

1. Введение к Части 1: Как сделать лечение действенным и занимательным
2. Как работать с материалами зтой книги. Рекомендации работникам здравоохранения
и служб реабилитации
3. Предупреждение физических недостатков
4. Обследование ребенка с физическими недостатками и оценка состояния его здоровья
5. Простые способы оценки и регистрации улучшения состояния ребенка
6. Идентификация физических недостатков
7. Полиомиелит. Детский инфекционный паралич
8. Контрактуры. Неразгибающиеся суставы
9. Детский церебральный паралич
10. Мышечная дистрофия. Постепенное, прогрессирующее ослабление мышц
11. Косолапость, плоскостопие, искривление ног и деформация коленного сустава
12. Врожденные дефекты
13. Дети, которые плохо растут или имеют слабые кости
14. Паралич Эрба. Паралич руки вследствие родовой травмы
15. Боли в суставах
16. Юношеский артрит. Хронический ревматоидный артрит у детей
17. Ревматическая атака
18. Дефекты тазобедренного сустава
19. Костные инфекции. Остеомиелит
20. Искривление позвоночника и другие деформации спины
21. Туберкулез позвоночника. Болезнь Потта
22. Spina bifida
23. Травма спинного мозга
24. Пролежни
25. Регулирование работы мочевого пузыря и кишечника при поражении спинного мозга и незаращении позвоночника
26. Проказа (Лепра. Болезнь Гансена)
27. Ампутации
28. Ожоги и деформации от ожогов
29. Припадки. Эпилепсия
30. Слепота и слабое зрение
31. Глухота и общение
32. Умственная отсталость: болезнь Дауна, кретинизм и другие причины
33. Ребенок с несколькими тяжелыми физическими и умственными недостатками
34. Развитие ребенка и отставание в развитии
35. Раннее стимулирование и развивающие занятия
36. Кормление
37. Одевание
38. Обучение отправлению естественных нужд
39. Купание
40. Как исправить поведение ребенка и приучить его к порядку
41. "Неспособность к обучению" детей с нормальным умственным развитием
42. Упражнения на увеличение амплитуды движений и другие упражнения
43. Пользование костылями, палками. Пересаживание с инвалидной коляски

Часть 2. Дети-инвалиды и общество. Реабилитация и социальная интеграция. Защита прав детей с физическими недостатками

44. Введение к Части 2. Ребенок-инвалид и его окружение
45. Выполнение местных программ реабилитации
46. Игровые площадки для всех детей
47. Программа "РЕБЕНОК - ребенку". Как помочь учителям и детям научиться понимать детей с физическими и умственными недостатками
48. Народный театр
49. Детская мастерская по производству игрушек
50. Организация, управление, финансирование программы реабилитации инвалидов
51. Как приспособить жилище и общественные места для инвалидов
52. Любовь, секс и социальная адаптация
53. Воспитание: дома, в школе, на работе
54. Работа: возможности и профессиональное обучение
55. Примеры общественных реабилитационных программ

Часть 3. Работа в мастерской. Реабилитационные приспособления и процедуры

56. Введение к Части 3. Приспособления и процедуры: польза или вред
57. Мастерская по изготовлению реабилитационных приспособлений, организованная сельскими инвалидами
58. Ортопедические аппараты (фиксаторы)
59. Коррекция контрактур
60. Коррекция косолапости
61. Материалы для самодельных гипсовых повязок
62. Приспособления, способствующие развитию
63. Приспособления для ходьбы
64. Специальные стулья и кресла-коляски
65. Приспособление кресел-колясок и других вспомогательных устройств для сидения
66. Конструкции 6 основных моделей кресел-колясок
67. Протезы нижних конечностей

1.Степени тяжести при ДЦП.

2.Уровни психического развития при ДЦП.

3.Особенности психического развития при ДЦП.

Вопросы для коллективного обсуждения

1.Симптомы и синдромы при ДЦП.

2.Нарушения произвольной активности.

3.Особенности работоспособности детей с ДЦП.

4.Общие и специфические закономерности психического развития детей с ДЦП.

Задания для самостоятельной работы

2.Составить схему, отражающую специфику работоспособности дошкольников с ДЦП.

1. Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич. - М., 2003.

2. Государев, Н. А. Специальная психология : учеб. пособие / Н. А. Государев. - М. : Ось-89, 2008.

3. Детский церебральный паралич : Хрестоматия : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед., психол. и мед. учеб. заведений / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук ; Ин-т спец. педагогики и психологии, Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. - СПб. : Дидактика Плюс ; М. : Ин-т общегуманит. исслед, 2003 (ГП Техн. кн.). - 519 с.

4. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. - Москва : Книголюб, 2008. - 155 с.

5. Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.

6. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / [Учеб. пособие]; [Сост. В. М. Астапов. Ю. В. Микадзе]. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 384 c.

7. Специальная психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. - 560 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5553-4 [Гриф]

8. Усанова О. Н.Специальная психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / О. Н. Усанова. - СПб. : Питер, 2006. - 400 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00669-7 [Гриф УМО]

9. Устинова, Е.В. Детский церебральный паралич. Психологическая помощь дошкольникам / Е. В. Устинова. - Москва : Книголюб, 2007. - 120 с.

10. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031900 - "Спец. психология" / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 367 с .

1. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии : психол. диагностика, профилактика и коррекция : [учеб. пособие] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - М. [и др.] : Питер, 2004. - 480 с.

2. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.

3. Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00748-0 [Гриф УМО]

5. Специальная психология [Текст] : учебно-методическое пособие : для студентов по направлению "Психолог, преподаватель психологии" / Т. А. Болдырева, Л. В. Тхоржевская ; М-во образования и науки Российской Федерации, Оренбургский гос. ун-т. - Москва : Перо, 2011. - 166 с.

6. Шаповал И.А. Специальная психология. М., 2005.

7. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб, М., 2001.

  1. Абрамович-Лехтман Р.Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами // Лечебная помощь детям с церебральными параличами: Труды НИИ им. Г. И. Турнера. - Л., 1962.
  2. Акош К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика. - М., 1994.
  3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1989. - 77 с.
  4. Бадалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.
  5. Ботта Н., Ботта П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. - Л.: ЛМУ, 1964.
  6. Василенко Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом // Дефектология. - 1980. - № 1.
  7. Вассерман Л.И. Многомерное клинико-нейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с церебральными параличами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1998. - № 2.
  8. Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич. - М., 2003.
  9. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.
  10. Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию / Под ред. Х. Рай и М.Д. Скьортен. - ЮНЕСКО, 1989.
  11. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., Дидактика-Плюс, 2003.
  12. Ипполитова М.В. и др. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1980.
  13. Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений у детей с церебральным параличом // Специальная школа. - 1967. - № 3.
  14. Калижнюк Э.С. Задержка психического развития при детских церебральных параличах и принципы лечения. - М., 1982.
  15. Калижнюк Э.С. Клиническое обоснование принципов коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольниками, страдающими церебральными параличами. - М., 1978.
  16. Калижнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах. - М., 1982.
  17. Калижнюк Э.С. Роль личностных реакций в патологии формирования характера при детских церебральных параличах //Журнал невропатологии и психиатрии. - 1985. - № 3.
  18. Кириченко Е.И. Роль биологических и социальных факторов в механизмах патологического формирования личности при детских церебральных параличах // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1983. - № 9.
  19. Кириченко Е.С. Психические нарушения у детей, страдающих церебральными параличами. - М., 1965.
  20. Кнупфер Х. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом. - Марбург, 1994.
  21. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами / Под. ред. Е.М. Мастюковой. - М., 1975.
  22. Лебедев В.Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами. - М., 1991.
  23. Левченко И.Ю. Акцентуации характера у подростков с детским церебральным параличом // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1988. - № 8.
  24. Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия. 2001.
  25. Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. - М., 1989.
  26. Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. - 1976. - №3.
  27. Мамайчук И.И. Комплексной психологическое исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича // Дефектология. - 1984. - №6.
  28. Мамайчук И.И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1992. - №4.
  29. Мамайчук И.И. Учет личностных особенностей детей с ортопедическими заболеваниями в процессе ортопедохирургического лечения // Ортопедия, травматология и протезирование. - 1986. - № 10.
  30. Мамайчук И.И., Мендоса С, Мендоса Д. Нейропсихологический анализ гностических процессов у школьников с церебральным параличом // Тезисы VI Всесоюзного съезда психологов. - М., 1983.
  31. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. - 1987. - № 3.
  32. Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.
  33. Мастюкова Е.М. Клиническая характеристика задержки психического развития учащихся с церебральным параличом // Дефектология. - 1982. - № 4.
  34. Мастюкова Е.М. Некоторые особенности мотивационной сферы младших школьников с церебральным параличом и воспитание основ нравственного поведения // Дефектология. - 1985. - № 5.
  35. Мастюкова Е.М. О развитии познавательной деятельности у детей с церебральными параличами // Дефектология. - 1975. - № 6.
  36. Мастюкова Е.М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с ДЦП в семье // Дефектология. - 1985. - № 2.
  37. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М., 1985.
  38. Мастюкова Е.М., Переслени Л.И., Певзнер М.С. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом // Дефектология. - 1988. - № 4.
  39. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. Мастюковой Е.М. - М., 1989.
  40. Раменская О.П. Психологическое изучение личности дошкольника с церебральным параличом. - М., 1980.
  41. Сараева Н.М. Различия в волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дефектология. - 1980. - № 2.
  42. Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам экстенсивных методов // Дефектология. - 1979. - № 6.
  43. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. - М., 1968.
  44. Семенова К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с детским церебральным параличом. - Ташкент, 1979.
  45. Семенова К.А. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. - Киев, 1986.
  46. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. - СПб., 2003.
  47. Стацевич Е.Е. Советы психолога детям с детскими церебральными параличами. - М., 1993.
  48. Финни Н. Ребенок с церебральным параличом. - М., 2001.
  49. Чавес С. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: Автореф. дис. . канд. наук. - СПб., 1992.
  50. Шамарен Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Элиста, 1999.
  51. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., 2001.
  52. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2004.
  53. Эйдинов М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. - М., 1959.

Детский церебральный паралич, по мнению разных учёных, возникает под воздействием разных причин. Л.О. Бадалян выделяет две основные группы факторов. К первой группе он относит инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, грипп и др.), сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери, токсикозы беременности, иммунологическую несовместимость крови матери и плода, перенесённые во время беременности психические и физические травмы, асфиксию, внутриутробную травму. Ко второй группе учёный относит церебральные параличи вследствие менингита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм.

Е.М. Мастюкова считает, что в основе нарушения двигательных функций при ДЦП – запаздывание в угасании безусловно рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее значение имеют так называемые позотонические рефлексы. При нормальном развитии к 3 месяцам жизни эти рефлексы уже не проявляются, что создаёт благоприятную почву для развития произвольных движений. У детей с церебральным параличом действие этих рефлексов может стойко сохраняться на протяжении дошкольного возраста. Среди этих рефлексов, неблагоприятно влияющих на развитие моторики, наибольшее значение имеют лабиринтные тонический рефлекс, асимметричный тонический шейный рефлекс и симметричный тонический рефлекс.

Помимо позотонических рефлексов, в структуру двигательного дефекта при ДЦП входят следующие нарушения.

Нарушения мышечного тонуса:

- спастичность – повышение мышечного тонуса

- ригидность – напряжение тонуса мышц-антагонистов и агонистов, при котором нарушается плавность и сглаженность мышечного взаимодействия

- гипотония – низкий мышечный тонус

- дистония – меняющийся характер мышечного тонуса

2) Ограничение или невозможность произвольных движений

3) Наличие насильственных движений

- гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных двигательных актов. Они могут наблюдаться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, во время волнения. Гиперкинезы могут быть выражены в мышцах артикуляционного аппарата, шеи, головы, различных отделов конечностей.

- тремор – дрожание конечностей (особенно пальцев рук и языка). Тремор проявляется при целенаправленных движениях и усиливается в конце этих движений

4) Нарушение равновесия и координации движений (атаксия)

5) Нарушение ощущений движений

6) Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных (стато-кинетических) рефлексов

7) Синкинезии – непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных произвольных движений.

Поскольку термин ДЦП не может включить в себя всё многообразие патологических сдвигов, возникающих при этом заболевании, уже много лет ведутся поиски оптимальной классификации детских церебральных параличей. Первая чётко оформленная классификация ДЦП принадлежит З.Фрейду. В основе её лежат клинические критерии.

В нашей стране в настоящее время используется классификация, разработанная К.А. Семёновой. В соответствии с современными представлениями о патогенезе заболевания эта классификация учитывает все проявления поражения мозга, характерные для каждой формы заболевания – двигательные, речевые и психические, а также позволяет прогнозировать течение заболевания. Согласно этой классификации выделяют пять форм детского церебрального паралича: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма.

Спастическая диплегия – наиболее часто встречающаяся форма ДЦП, при которой поражены и руки, и ноги, причём нижние конечности затронуты в большей степени, чем верхние. Основным признаком спастической диплегии является повышение мышечного тонуса в конечностях, ограничение силы и объёма движений в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами. Спастическая диплегия – прогностически благоприятная форма заболевания в плане преодоления психических и речевых расстройств и менее благоприятная в отношении становления двигательных функций.

Двойная гемиплегия – самая тяжёлая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Основные клинические проявления двойной гемиплегии – преобладание ригидности мышц, усиливающейся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет интенсивных тонических рефлексов. Установочные выпрямительные рефлексы совсем или почти не развиты. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Прогноз двигательного, психического и речевого развития неблагоприятный.

Гемипаретическая форма характеризуется повреждением конечностей (руки и ноги) с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный при своевременно начатом и адекватном лечении.

Гиперкинетическая форма связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов, которые возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и при попытках к выполнению любого двигательного акта. В покое гиперкинезы уменьшаются и практически уменьшаются и практически полностью исчезают во время сна. Прогноз развития двигательных функций зависит от тяжести поражения нервной системы, от характера и интенсивности гиперкинезов.

Атонически-астатическая форма ДЦП возникает при поражении мозжечка, в некоторых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений)

Итак, детский церебральный паралич—понятие, объединяющее множество видов двигательных нарушений. Церебральный паралич возникает из-за повреждения или нарушения развития головного мозга, произошедшего в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. В зависимости от локализации поражения головного мозга различают спастические, атаксические и дискинетические формы церебрального паралича.

Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Помимо нарушений в центральной нервной системе, вторично в течение жизни возникают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках, хрящах.

К основному симптому ДЦП — двигательным расстройствам, в большей части случаев присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха и другие. У некоторых детей наблюдается судорожный синдром.

Нарушения двигательных функций, приобретенных в первые годы жизни, не прогрессирующих, отчасти поддающихся функциональной корректировке. Хотя моторные нарушения у детей с ДЦП составляют большую часть проблем, однако зачастую они не являются главной проблемой.

Список литературы:

Выготский Л. С. Педагогическая психология.—М., 1997.

Белякова Л. И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О. И., Фигередо Э.Л. Сравнитель­ное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недо­развитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.

Расстройства речи у детей и подростков. / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969

"Основы специальной психологии"// под ред. Л.В. Кузнецовой, М.-2002.

Ковалев В. В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подро­стков. — М., 1985.

Абрамович-Лехтман Р.Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами // Лечебная помощь детям с церебральными параличами: Труды НИИ им. Г. И. Турнера. - Л., 1962.

Акош К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика. - М., 1994.

Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1989. - 77 с.

Бадалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988.

Ботта Н., Ботта П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. - Л.: ЛМУ, 1964.

Василенко Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом // Дефектология. - 1980. - № 1.

Вассерман Л.И. Многомерное клинико-нейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с церебральными параличами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1998. - № 2.

Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич. - М., 2003.

Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л., 1977.

Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию / Под ред. Х. Рай и М.Д. Скьортен. - ЮНЕСКО, 1989.

Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., Дидактика-Плюс, 2003.

Ипполитова М.В. и др. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1980.

Ипполитова М.В. К вопросу о преодолении пространственно-временных нарушений у детей с церебральным параличом // Специальная школа. - 1967. - № 3.

Калижнюк Э.С. Задержка психического развития при детских церебральных параличах и принципы лечения. - М., 1982.

Калижнюк Э.С. Клиническое обоснование принципов коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольниками, страдающими церебральными параличами. - М., 1978.

Калижнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах. - М., 1982.

Калижнюк Э.С. Роль личностных реакций в патологии формирования характера при детских церебральных параличах //Журнал невропатологии и психиатрии. - 1985. - № 3.

Кириченко Е.И. Роль биологических и социальных факторов в механизмах патологического формирования личности при детских церебральных параличах // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1983. - № 9.

Кириченко Е.С. Психические нарушения у детей, страдающих церебральными параличами. - М., 1965.

Кнупфер Х. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом. - Марбург, 1994.

Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами / Под. ред. Е.М. Мастюковой. - М., 1975.

Лебедев В.Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами. - М., 1991.

1.Виды коррекции при ДЦП.

2.Коррекция поведенческих нарушений при ДЦП.

3.Коррекция эмоциональных нарушений при ДЦП.

4.Коррекция когнитивных нарушений при ДЦП.

5.Реабилитация и абилитация при ДЦП.
Вопросы для коллективного обсуждения

1.Медицинская коррекция при ДЦП.

2.Принципы психокррекционной работы при ДЦП.

3.Психологическая коррекция познавательных процессов при ДЦП.

4.Психологическая коррекция эмоциональных нарушений.

5.Коррекция нарушений речи.

6.Принципы коррекционной реабилитации.

7.Построение коррекционно-развивающей программы при нарушениях опорно-двигательного аппарата.

Задания для самостоятельной работы

1.Разработать психокоррекционную программу детей с ДЦП (психическое явление и возраст выбирается студентом самостоятельно).

1.Провести коррекционные занятия с ребенком с ДЦП.

Основная литература:


  1. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития / Л. А. Данилова. - Санкт-Петербург, 2011.

  2. Детскийцеребральныйпаралич : Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед., психол. и мед. учеб. заведений / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук ; Ин-т спец. педагогики и психологии, Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. - СПб. : Дидактика Плюс; М., 2003.

  3. Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.

  4. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. - СПб., 2003.

  5. Специальная психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М., 2009.

  6. Усанова О. Н.Специальная психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / О. Н. Усанова. - СПб., 2006.

  7. Устинова Е.В. Детскийцеребральныйпаралич. Психологическая помощь дошкольникам / Е. В. Устинова. - Москва, 2007.

  8. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031900 - "Спец. психология" / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. - М., 2004.


  1. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.

  2. Лебединская К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям ВПО 030301 - "Психология", 030302 - "Клиническая психология" и по направлению подготовки ВПО 030300 - "Психология" / К . С. Лебединская , В. В. Лебединский ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 7-е изд., испр. и доп. - Москва, 2011.

  3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.

  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002.

  5. Специальнаяпсихология : учебно-методическое пособие: для студентов по направлению "Психолог, преподаватель психологии" / Т. А. Болдырева, Л. В. Тхоржевская ; М-во образования и науки Российской Федерации, Оренбургский гос. ун-т. - Москва, 2011 .

  6. Шаповал И.А. Специальная психология. - М., 2005.

  7. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб, М., 2001..

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1 Рекомендуемая литература:

Основная литература:


  1. Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич. - М., 2003.

  2. Государев, Н. А. Специальная психология : учеб. пособие / Н. А. Государев. - М. : Ось-89, 2008.

  3. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития / Л. А. Данилова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2011. - 138 с.

  4. Детскийцеребральныйпаралич : Хрестоматия : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед., психол. и мед. учеб. заведений / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук ; Ин-т спец. педагогики и психологии, Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. - СПб. : Дидактика Плюс ; М. : Ин-т общегуманит. исслед, 2003 (ГП Техн. кн.). - 519 с.

  5. Зельдин, Л.М. Развитие движения при различных формах ДЦП [Текст] / Леонид Зельдин. - Москва : Теревинф, 2012. - 135 с .

  6. Коноваленко, С. В. Детскийцеребральныйпаралич . Конструктивная деятельность детей / С. В. Коноваленко. - Москва : Книголюб, 2007. - 80 с.

  7. Левченко, И.Ю. Детскийцеребральныйпаралич : коррекционно-развивающая работа с дошкольниками / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова. - Москва : Книголюб, 2008. - 175 с .

  8. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. - Москва : Книголюб, 2008 . - 155 с.

  9. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

  10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб, 2003.

  11. Мастюкова Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.

  12. Осокин, В.В. Детскийцеребральныйпаралич : медицинская коррекция и психолого-педагогическое сопровождение : монография / В. В. Осокин, Д. Х. Астрахан, Ж. Н. Головина. - Иркутск : Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2010. - 307 с.

  13. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / [Учеб. пособие]; [Сост. В . М . Астапов . Ю. В . Микадзе]. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 384 c.

  14. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП . Алалия, дизартрия, ОНР : учеб.-метод. пособие для логопедов и дефектологов / И. А. Смирнова. - СПб. : Детство-Пресс, 2004 (ООО Тип. Правда 1906). - 318 с.

  15. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. - СПб., 2003.

  16. Специальная психология : учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. - 560 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5553-4 [Гриф]

  17. Усанова О. Н.Специальная психология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / О. Н. Усанова. - СПб. : Питер, 2006. - 400 с. : ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00669-7 [Гриф УМО]

  18. Устинова, Е.В. Детскийцеребральныйпаралич . Психологическая помощь дошкольникам / Е. В. Устинова. - Москва : Книголюб, 2007. - 120 с.

  19. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031900 - "Спец. психология" / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 367 с .

1.8.2Электронные образовательные ресурсы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.