Вокалотерапия детей с дцп

Информационно-тематическое сообщение для воспитателей.

Подготовила музыкальный руководитель

Уважаемые педагоги, я хочу сегодня рассказать вам немного о музыкотерапии и применении её в детском саду.

Что же такое музыкотерапия? Что входит в это понятие?

Музыкальная терапия (или “музыкотерапия”, дословно - “исцеление музыкой”, от лат. musica “музыка” и греч. therapeuein “лечить”) – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

• преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать;

• установить контакт между взрослым и ребенком;

• развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка;

• занять его увлекательным делом - музыкальными играми, пением, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.

При пассивной музыкотерапии детям предлагается прослушать различные музыкальные произведения, соответствующие их настроению, в процессе чего выявляется эмоциональное переживание ребенка.

При активной музыкотерапии ребенок вовлеченв работу с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. Основной целью в этом случае является, устранение повышенной застенчивости, развитие коммуникативных навыков, формирование выдержки и самоконтроля.

Сегодня я хочу, уважаемые педагоги, более подробно остановиться на вокалотерапии.

Вокалотерапия – это лечение голосом. Голос – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности – с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.

Методы вокалотерапии активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических,так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо, депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей, бронхиальной астмы, головных болей и др.

Быстрая утомляемость голоса свидетельствует о подавлении вокальной функции голосового аппарата, который в силу ряда причин не развивается должным образом. Особое внимание уделяется развитию дыхания, подвижности артикуляционного аппарата и работе над дикцией. Дыханию в пении принадлежит важнейшая роль, так как звук возникает в результате целенаправленного давления воздуха на голосовые связки. В работе используются дыхательные упражнения вне пения.

Рассмотрим некоторые упражнения дыхательной гимнастики.

Методика Константина Павловича Бутейко.

1."Воздушный шар" (дышим животом, нижнее дыхании)

- Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, - живот медленно наполняется воздухом, как круглый шар.

- Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторять 4-10 раз.

2. "Воздушный шар" в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Исходное положение – сидя или стоя.

- Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный и ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки;

- медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим;

- на выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Повторить 6-10 раз.

Методика Виктора Вадимовича Емельянова.

Поставить руки замком на область диафрагмы, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы,выдохнуть:

Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать (повторить 4 раза).

Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом.

Методика А. Н. Стрельниковой.

Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и ладони раскрыты и развернуты как бы к зрителю. Выполнять шумные ритмичны вдохи носом и одновременно делать хватательные движениями кистями рук. Так 4 раза подряд, затем отдых 3-4 секунды с опущенными руками. Далее снова 4 вдоха и пауза. Плечи в момент вздоха неподвижны! Выполнять 24 раза по 4 вдоха-движения.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, от пола не отрываются. Выполнить приседание и одновременно повернуть корпус вправо — вдох. Затем приседание с поворотом влево и вдох. Выдохи происходят непроизвольно. Приседание легкое не глубокое. Руками нужно делать хватательные движения на уровне пояса. Спина прямая.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

На практике разучиваемая песня делится на вокальные фразы, дети сразу же определяют на сколько им расходовать дыхание. Для развития и улучшения работы артикуляционного аппарата так же используются различные артикуляционные упражнения (методика В. Емельянова).

Каждое упражнение повторяется 4 раза

1. Слегка покусать кончик языка

2. Слегка покусывая поверхность языка, высовывать его вперёд и убирать назад.

3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами закрытым ртом.

4. Круговыми движениями провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.

5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.

6. Пощёлкать языком, меняя объём рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие – медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко).

7. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.

8. Втянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.

9. Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.

10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.

11. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.

12. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их.

13. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать)

14. Сильно наморщить переносицу и расслабить её.

15. Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного мозга;

О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин, матки и яичников (у женщин);

Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

М – лечит сердечные заболевания.

Вокалотерапия прекрасный метод для развития основных музыкальных способностей, музыкально-слуховых представлений, развития чувства ритма, дикции, музыкального слуха, памяти, дыхания, развития самооценки и уверенности в себе.

Сказкотерапия-лечение детской души «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.

Особый ребёнок – подготовленный педагог

Музыкальное развитие девочки с заболеванием ДЦП.

(из опыта работы Пластининой Е. В.)

Три года назад прослушать ребёнка меня попросила мама девочки – инвалида, больной ДЦП, учащейся школы с ОВЗ. Женщина в разговоре со мной сразу откровенно сообщила о болезни дочери, а также об увлечённости девочки пением, и я решила познакомиться с ребёнком.

На тот момент Динаре было 10 лет. При первом нашем знакомстве я заметила, что девочка передвигается достаточно быстро. Смущаясь, она пропела мне знакомую песню, и я поняла, что природа одарила ребёнка относительно чистой вокальной интонацией. Я решила взять девочку в свою студию на сольные занятия с целью развития её речи, наполнив её досуг любимым видом творчества.

Первые занятия выявили у ребёнка уровень музыкальных способностей выше среднего. Однако я быстро поняла, что будет нелегко. В исполнении вокальных упражнений слышалась интонационная и ритмическая чуткость, но отсутствовала кантилена, не было навыков певческого дыхания, подачи звука, артикуляции. Речь Динары затруднена, слегка медленна, были слышны небольшие дефекты произнесения шипящих звуков. Ребёнок общался с педагогом, чувствуя смущение, девочка не смотрела в лицо педагогу, отводила взгляд, наблюдалась зажатость в шейно-грудном отделе позвоночника. Зажим был во всём корпусе ребёнка: девочка стояла напряженно, не могла прямо держать голову, опустить (расслабить) челюсть, а ведь это очень важно при пении! Я почувствовала напряжение голосовых связок: пение крикливое, ломаное. Но радовала память Динары и её желание работать! Девочка позитивно была настроена на занятие, в её поведении чувствовался интерес к вокальному творчеству.

Мною был составлен индивидуальный образовательный маршрут, установлен режим занятий: один - два раза в неделю (один раз в неделю по чёткому расписанию, второй раз – в зависимости от временных возможностей педагога), то есть приблизительно шесть раз в месяц.

Откровенно говоря, я работала с девочкой интуитивно, применяя к ней индивидуальный подход, как и ко всем солистам.

Я поняла, что заниматься вокалом Динаре полезно. Конкретных методических рекомендаций для педагога–вокалиста по работе с особыми детьми я не обнаружила.

Получив полезную информацию, я убедилась, что в работе с Динарой нахожусь на верном пути.

Структура наших занятий такая же, как и у всех солистов студии: артикуляционные, мимические, вокальные упражнения, распевания, работа над песней (мелодией и текстом), при необходимости - работа с аппаратурой в зале.

Содержание занятий индивидуально.

Поподробнее хочется рассказать о содержании песен, то есть о содержании репертуара. Для педагога выбор песни для ребёнка - всегда очень сложная задача. Подбирая репертуар для Динары, я с усиленным вниманием отслеживаю, чтобы текст и мелодика песни соответствовали возможностям девочки, находили у неё эмоциональный отклик. Песня должна понравиться ребёнку, ведь при её исполнении каждая мысль, эмоция должны быть искренними.

Выученные песни Динара исполняет со сцены (часто в школе), а поэтому её репертуар должен показывать хороший уровень вокального развития.

Особенностью моей работы с девочкой в условиях учреждения дополнительного образования является неспешное разучивание песенного материала, скрупулёзная работа над каждой фразой, над отдельным словом и интонацией.

За два учебных года на наших занятиях мы подготовили шесть песен для выступления. К тому же Динара поёт в школьном ансамбле.

Безусловно, вокальные занятия во Дворце детского (юношеского) творчества играют огромную роль в социализации ребёнка. Девочка чувствует себя частью нашего большого (40 детей) творческого коллектива, ведь она встречается с детьми на репетициях к концертам, участвует в наших ежегодных отчётных концертах, чувствует атмосферу подготовки к совместному результату, атмосферу общего праздника, а главное, она выступает на сцене не одна!

На отчётных концертах студии Динара также принимала участие.

Для моих воспитанников – обычных здоровых детей познакомиться с Динарой, разделить с ней переживания перед выступлением, радость от удачи, и, вообще, принять её такой, какая она есть – это, я считаю, момент воспитания чуткости и толерантности, познания разных сторон человеческой жизни.

Выберите книгу со скидкой:


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


350 руб. 114.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Ковзель Наталия ВладимировнаНаписать 669 08.06.2016

Номер материала: ДБ-115726

  • Музыка
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    08.06.2016 304
    08.06.2016 2361
    08.06.2016 1691
    08.06.2016 562
    08.06.2016 1027
    08.06.2016 1266
    08.06.2016 419

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Скачать:

ВложениеРазмер
vokaloterapiya_v_rabote_s_dizartriey.pptx 364.49 КБ

Подписи к слайдам:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОКАЛОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДИЗАРТРИЕЙ Подготовила учитель-логопед МДОУ д/с №32 Алборова Л.Р. Кстово 2018 год

Музыка – это искусство, которое благотворно действует на здоровье человека. Она влияет на организм физиологически и психологически. Поэтому вопрос об использовании музыки как средства укрепления здоровья детей на занятиях в ДОУ актуален и своевремен .

Актуальность В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии , которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи , то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.

Особенности речи при дизартрии Компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией имеет свои особенности, а именно: речевое дыхание чаще всего верхнеключичное ; речевой выдох ослаблен; речь монотонна, маловыразительна; темп речи замедленный или ускоренный; ритм нарушен при восприятии или воспроизведении; голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют; голос либо тихий, либо чрезмерно громкий; тембр чаще низкий .

КОРРЕКЦИЯ ДИЗАРТРИИ предполагает комплексное воздействие, включающее такой метод, как вокалотерапия . ВОКАЛОТЕРАПИЯ ( или лечение пением) – это терапевтическая методика, основанная на пении и определенной системе упражнений, которая позволяет стимулировать внутренние органы человека, а также нормализовать функциональность нервной системы, и повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним факторам.

Цели и задачи Нормализация мышечного тонуса (мышц гортани, мягкого неба, губ, языка), развитие произвольных движений. Развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата. Преодоление дефектов произношения. Расширение диапазона звучания, модуляций: развитие силы голоса, высоты, тембра. Координация процесса дыхания, формирование и развитие интонационно - мелодической и темпо-ритмической организации речи. Автоматизация правильной фонации и просодических характеристик речи: звуковысотных , темпо-ритмических , регистровых, тембровых, динамических вокальными упражнениями. Развитие слухового контроля, эмоционально - волевых качеств детей.

РАБОТА НАД РИТМОМ ПРОХЛОПЫВАНИЕ ( протопывание ) РИТМА попевок ладошками, ногами, палочками. УЗНАВАНИЕ попевок по отстукиванию ритма педагогом и пропевание их . РИТМИЧЕСКИЙ АККОМПАНЕМЕНТ . Часть группы поет песню, остальные дети сопровождают их пение ритмическим аккомпанементов звуковых жестов (хлопки в ладоши, шлепки по коленам).

4. Следующий этап – творческое задание. Здесь возможна работа над вокальным, поэтическим или художественным произведением, небольшая театральная постановка.

Требования при проведении занятий вокалотерапией Важно, чтобы все отделы голосового аппарата работали без напряжения и насилия. Музыкальные упражнения, песни должны строиться на коротких певческих фразах, иметь несложный ритм, не быстрый темп, легко запоминаться. Вокальная постановка: стоя. Подбор вокальных упражнений проводится индивидуально с учетом возраста, в зависимости от формы дизартрии, тяжести и всего симптомокомплекса нарушений. В работе над пением важно обеспечить естественность и доступность речевого материала для ребенка - дизартрика . Разучивание песни следует начинать в медленном темпе, постепенно приближаясь к темпу разговорной речи. Работа проходит над одной песней, а не над несколькими одновременно. Занятия вокалотерапией следует проводить не более 15 минут.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмические занятия - это специально организованная деятельность детей, в которой использование всех видов игр и упражнений имеет специфические особенности: тесная связь движений с музыкой и обяза.

Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир.

Дизартрия - что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы. Одной из причин частого посещения логопеда поликлиники могут стать недостатки в произношении ребенка, которые отчасти напом.

Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта проблема становится особенно значимой. Главной и о.

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив.

Используем вокалотерапию как средство укрепления здоровья детей на коррекционных занятиях учителя-логопеда.

“Забота о здоровье – это важный труд взрослого. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.
В.А. Сухомлинский

Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности образования в образовательных учреждениях. Специальный образовательный стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан и с ОВЗ.

На современном этапе развития образования в соответствии с Законом об образовании особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья на образование. Важно обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума. Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Специфика разработки специального Федерального Государственного Стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Цели Стандарта:

1. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного образования.

2. Обеспечение государственных гарантий получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

3. Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Обеспечение равных возможностей социального развития и освоения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.

5. Обеспечение возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности, и направленности с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья.

С введением ФГОС ДО и нового Закона об образовании большинство образовательных учреждений работает с детьми с ОВЗ. Это обусловлено и тем фактом, что многие родители стремятся к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками.

К, сожалению не все дошкольные учреждения готовы к таким переменам, так как педагоги должны найти в себе силы, воспитать волю, желание к работе с детьми с ОВЗ. Да и само определение – ОВЗ. Кто же такие дети с ОВЗ?

Дети с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий:

- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

- дети с нарушением речи;

- дети с нарушением интеллекта;

- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

- дети с задержкой психического развития;

- дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения;

- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Подробнее рассмотрим организацию образовательного процесса с ребёнком с диагнозом ДЦП.

Обязательное условие развития детей с ОВЗ — взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Поэтому главная задача всех наших сотрудников – создать такую атмосферу в детском саду, где каждый маленький человек будет ощущать себя надёжно, комфортно, уютно, чувствовать заботу и уважение.

В нашем детском саду созданы все условия для работы с ребёнком ДЦП:

1. Создана хорошо подготовленная развивающая предметно – пространственная среда (безопасная, комфортная, соответствует возрастным особенностям развития и интересам детей, вариативная, информативная). Имеется на входной двери кнопка вызова персонала.

2. Игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями.

3. Дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии.

4. Большое количество досуговых мероприятий позволяет соединить самых разных детей в эмоционально-позитивном контексте.

5. Имеет значение высокая квалификация и тесное взаимодействие в работе всех специалистов и воспитателей.

В тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена ребёнком с ОВЗ (в нашем случае с диагнозом ДЦП), составляется индивидуальная программа сопровождения ребёнка-инвалида. При составлении следует опираться на ряд принципов:

1. Принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ.

2. Принцип дозированности объёма изучаемого материала.

3. Принцип линейности и концентричности.

4. Принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.

Особенности осуществления коррекционной направленности в музыкальной деятельности.

1. Введение в НОД специальных коррекционных упражнений (разминок, этюдов), способствующих развитию зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве; по развитию осязания и мелкой моторики, коррекции речевых нарушений; ориентированы на зрительные нарушения у ребёнка и направлены на преодоление психофизических недостатков у детей.

2. Взаимодействие с учителем-логопедом. Изучение программ и определение направлений работы на год. Знакомство с результатами диагностики и определение индивидуальных маршрутов сопровождения.

3. Подготовка к образовательной совместной деятельности:

- подбор наглядного материала;

- подбор музыкальных произведений, текстов песен, литературного материала;

- подбор материала для организации деятельности детей в большом пространстве коррекционного зала с учётом диагноза и уровнем развития ребёнка.

4. Проведение музыкально-дидактических игр. Взаимообучение специалистов и воспитателей через открытый показ занятий, приёмов работы, дидактического материала.

5. Анализ проведенных утренников, праздников.

6. Совместная подготовка и проведение культурно-досуговой деятельности.

Коррекционная работа с ребёнком ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата.

Цель работы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных процессов у дошкольника с ДЦП. Задачи:

1. Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

2. Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

3. Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.

2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.

3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Ребёнок с ДЦП.

Так как в моей практике появился ребёнок с ДЦП (нарушение опорно-двигательного аппарата), поэтому подробнее хочется рассказать о своей профессиональной деятельности в данном направлении.

ДЦП – это неврологическое расстройство в виде не прогрессирующих двигательных нарушений (паралич конечностей), возникающие в результате повреждения нервной системы. ДЦП относится к группе заболеваний связанных с нарушением программы неврологического развития (в данном случае двигательного). Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести физического дефекта.

Ребёнок с диагнозом – ДЦП (средней степени тяжести, паралич нижних конечностей) пришла к нам в детский сад во II младшую группу осенью 2014 года. Воспитывается в неполной семье. Воспитанием её занимается бабушка, которая очень любит её и старается сделать всё возможное, чтобы улучшить состояние здоровья. Девочка очень редко посещала детский сад, ввиду состояния здоровья. Она не ходила, только ползала. Скромная девочка, но умеет выражать свои эмоции. Музыкальные занятия посещает с удовольствием. Сидя на стуле, уже и в младшей группе, выполняла какие – либо движения ручками. Подпевала вместе со всеми детьми. Сердце замирает, глядя на неё. Благодаря проведённой операции, осенью 2015 года она пошла! Ходит, правда, с поддержкой взрослого или опираясь на предметы. С января 2016 года с помощью воспитателя танцует в кругу со всеми детьми. Глаза её светятся от счастья, что она может выполнять движения вместе со всеми. При организации какой-либо музыкально – ритмической деятельности с детьми, довольно часто слышу от неё выражение: “А как же я. Вы, что, забыли про меня?” , , , , .

Музыкальное воспитание ребёнка с ДЦП.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществляется на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в рамках внедрения ФГОС ДО и “Рабочей программе музыкального руководителя”.

В современных условиях появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе может сыграть не последнюю роль, так как обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребёнка с ограниченными возможностями развития.

Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, я считаю, что ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

Как работать с такими детьми?

Работая с такой категорией детей, приходится сталкиваться с особыми трудностями в разработках и проведении занятий. Исключительной значительностью для развития детей, имеющих нарушения опорно – двигательной системы, выступает комплексное воздействие: медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое, социальная помощь. Коррекционная работа в данном направлении основывается на взаимодействии таких компонентов, как движение, музыка, речь.

Первый компонент основы – движение.

Различные нарушения мышечного тонуса не дают возможности выполнения движений в заданном ритме и темпе.

Второй компонент основы – музыка.

С одной стороны, музыка формирует у детей чувство красоты, поднимает эмоциональный настрой, повышает мотивацию в обучении. С другой стороны, одним из выразительных средств в музыке являются ритм и темп, соблюдение которых крайне затруднительно для ребёнка с ДЦП. Желание выдержать ритм, темп может провоцировать появление быстрого утомления. Дифференцированный подход зависит от формы ДЦП.

Третий компонент основы – речь.

В работах отечественных и зарубежных исследователей отмечается, что при ДЦП наряду снарушением опорно – двигательного аппарата отмечается разнообразные речевые нарушения. Наша девочка – способный ребёнок. Несмотря на свой диагноз, речь у неё практически чистая. На праздниках, несмотря на индивидуальные особенности (стеснительность, застенчивость) стала рассказывать стихи. Впервые на осеннем празднике сыграла одну из главных ролей. Пусть пока ещё недостаточно выразительно и громко, но мы считаем, что дебют удался.

Возникает вопрос: как разрешить существующие проблемы? А разрешить эту проблему можно, если использовать современные образовательные и здоровьесберегающие технологии.

Технологии, используемые в образовательном процессе.

Мир, в котором живёт и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в образовательной деятельности современные методы, приёмы и образовательные технологии.

К современным образовательным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия.

Детям с ОВЗ (в том числе и с ДЦП) показана хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия, музыкотерапия. Особенно коррекционная ритмика и танцетерапия дают положительные результаты почти при всех видах нарушений, в том числе и в нашем случае. Поэтому, большое внимание, мы уделяем здоровьесберегающим технологиям (логоритмика, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, самомассаж и др.).

Очень важны в образовательном процессе и технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, занятия физкультурой и спортом, активный отдых (физкультурные развлечения и праздники под музыкальное сопровождение, музыкальные развлечения и праздники, “День здоровья”). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. , , .

Методы и приёмы коррекционно – развивающей работы.

В коррекционных играх мы предлагаем максимально использовать все возможные анализаторы для формирования знаний в пространстве. В ходе НОД создаются такие условия, чтобы у ребёнка вырабатывались установка на успех, на принятие помощи взрослого.

Также, важно использовать упражнения на развитие психических процессов (психогимнастика): игры на развитие восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти, мимики, упражнения на регуляцию мышечного тонуса рук и ног. , .

В своей профессиональной деятельности музыкального руководителя использую методику В. В. Емельянова (“Фонопедический метод развития голоса” - упражнения, направленные на развитие артикуляции, дыхания). Этот метод эффективен как для здоровых детей всех возрастов, так и детей с ОВЗ.

Работа с педагогами.

Тесное сотрудничество с педагогами детского сада (беседы, консультации, мастер-классы, подготовка к праздникам и развлечениям, организация кукольных спектаклей, информация в стендах, участие в конкурсах и др.) положительно влияет на высокие показатели воспитанности, образованности и развитости всех детей.

Работа с родителями (законными представителями).

Сотрудничество с родителями (законными представителями) строим по следующим направлениям:

1. Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный ДОУ.

2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) осуществляется через родительские собрания, консультации и беседы.3. Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников (дни открытых дверей, организация выставок-конкурсов, привлекаем родителей к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов).

Всё вышеизложенное помогает сделать родителей (законных представителей) своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Такая деятельность носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности. .


Результат моей работы:

1. Девочка с диагнозом ДЦП стала более раскрепощённой, у неё развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.

2. У ребёнка повысилась познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослыми, развивается потребность ребёнка в общении посредством речи.

3. Улучшилась речевая и сенсомоторная функция.

4. Музыкотерапия в коррекционной работе помогает установлению эмоционального диалога.

Деятельность всего педагогического коллектива положительно влияет на развитие музыкального слуха, чувства ритма, всех психических процессов, как здоровых детей, так и детей с ОВЗ. А так же развивается большой интерес к игре на музыкальных инструментах. В результате восприятия музыки ребёнок становится эмоционально осмысленным, формируется музыкальный вкус.

Работая с детьми дошкольного возраста, я опираюсь на следующее:

- НОД провожу в игровой и занимательной форме,

- создаю атмосферу успеха,

- развиваю музыкальность каждого ребёнка,

- обучаю детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам,

- воспитываю способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку,

- развиваю художественно-творческие способности.

Всё вышеизложенное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки, как очень важную в работе с дошкольниками. Музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребёнка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эмпатические чувства.

В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию и развитию всех детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили.

Список литературы.

  1. Интернет-ресурсы.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
  3. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.