Восприятие ребенка с дцп родителями

Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.;

Восприятие у детей с ДЦП существенно отличается от восприятия нормально развивающихся детей, и здесь можно говорить и о количественном отставании от возрастных нормативов, и о качественном своеобразии в формировании данной психической функции.

У детей с ДЦП имеет место своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций. У ребенка с ДЦП на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих движений. При этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции, т.е. поворот головы в сторону источника звука или света. У некоторых детей вместо ориентировочных реакций возникают защитно-оборонительные реакции: вздрагивание, плач, испуг.

Зрительное сосредоточение появляется у детей с ДЦП после 4 — 8 мес. Оно характеризуется рядом патологических особенностей, вызываемых косоглазием, нистагмом или влиянием позотонических рефлексов на мышцы глаз.

Прослеживающая функция глаз при нормальном развитии формируется уже начиная с 1 мес. жизни. К 3 мес. ребенок способен следить за разнообразными движениями игрушки и в вертикальной, и в горизонтальной плоскости. Зрительное прослеживание у (детей с ДЦП формируется позднее и характеризуется фрагментарностью, скачкообразностью и ограничением поля зрения.

У детей с ДЦП перцептивная активность затруднена в силу двигательного дефекта: нарушения двигательных функций, а таксе мышечного аппарата глаз нарушают согласованные движения руки и глаза. У некоторых детей глазодвигательная реакция имеет рефлекторный, а не произвольный характер, что практически не стивизирует моторную и психическую деятельность ребенка. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями, у них нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля Зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, конструирования, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков, развитие познавательной деятельности в целом. Зрительно-моторная координация у детей с ДЦП формируется примерно к 3 годам. Недостаточность зрительно-осязательной интеграции отражается на всем ходе их психического развития.

Нарушение зрительного восприятия может быть связано с недостаточностью зрения, что нередко наблюдается у детей с ДЦП. Тяжелые нарушения зрения (слепота и слабовидение) встречаются примерно у 10% детей с ДЦП, а примерно 20 — 30% имеют косоглазие. Так, некоторые из них из-за внутреннего косоглазия используют ограниченное поле зрения: игнорируются его наружные поля. Например, при значительном поражении двигательного аппарата левого глаза у ребенка может выработаться привычка игнорировать левое поле зрения. При рисовании и письме он будет использовать только правую сторону листа, при конструировании — не достраивать фигуру слева, при рассматривании картинок — видит только изображение справа. Те же нарушения отмечаются и при чтении. Нарушение зрительного сосредоточения и прослеживающей функции глаз, а также процесса создания целостного образа восприятия может быть связано и с нистагмом. Наличие позотонических рефлексов также негативно сказывается на зрительном восприятии. Такие особенности зрительного анализатора, как снижение остроты зрения, косоглазие, двоение в глазах, нистагм и другие, приводят к дефектному, искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. Таким образом, нарушения зрительного восприятия у детей с ДЦП могут объясняться патологией зрительной системы.

И. И. Мамайчук было проведено исследование, которое показало, что перцептивные действия и образы восприятия (гаптического и зрительного) формируются у дошкольников с церебральным параличом в значительно более замедленном темпе, чем у их здоровых сверстников. Определяющую роль в их формировании играет умственное развитие ребенка. Тяжесть нарушения двигательных функций верхних конечностей, в результате которой происходит рассогласование сенсорных и исполнительных действий, препятствует адекватному графическому изображению предметов у детей с ДЦП с сохранным интеллектом, а также отрицательно влияет на качества гаптического восприятия фигур. У детей с ДЦП с умственной отсталостью наблюдаются более глубокие нарушения сенсорно-перцептивной и исполнительной деятельности, причем степень этих нарушений главным образом зависит от глубины интеллектуального дефекта. Важную роль в развитии обобщенности и осмысленности гаптических и зрительных образов восприятия у здоровы и больных детей играет уровень их речевого развития. У детей с ДЦП с сохранным интеллектом не наблюдалось устойчивой связи между словом и сенсорным образом, что в значительной степени тормозило соотнесение усвоенных наименований с предметом в процессе решения перцептивных задач. У детей с ДЦП, осложненным легкой степенью умственной отсталости, трудности словесного отражения гаптических и зрительных образов восприятия глав-1ым образом определялись низким уровнем анализа и синтеза сенсорных сигналов.

Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязательного восприятия у детей с ДЦП, том числе узнавания предметов на ощупь (стереогноза). Известно, что у здорового ребенка первое знакомство с предметами окружающего мира проходит путем ощупывания предметов руками. Через действия с предметами дети устанавливают целый комплекс их свойств: форму, вес, консистенцию, плотность, термические свойства, размеры, пропорции, фактуру и др. Стереогноз является врожденным свойством, а приобретается в процессе зной предметно-практической деятельности ребенка. У большинства детей с ДЦП имеет место ограниченность предметно-практической деятельности, ощупывающие движения рук слабые, осязание узнавание предметов на ощупь затруднены. По данным Н. В. Сиюновой, у детей с атонически-астатической формой ДЦП на фоне глубокой задержки интеллектуального развития возникают наибольше затруднения в формировании стереогноза. Недостаточность акгеного осязательного восприятия приводит к задержке формирования целостного представления, их свойствах, фактуре, го ведет к дефициту знаний и представлений об окружающем мире, препятствует становлению различных видов деятельности.

Восприятие пространства является необходимым условием ориентировки человека в окружающем мире. Овладение знаниями о пространстве полагает: умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно означить, ориентироваться в пространственных отношениях при наполнении различных видов деятельности. Пространственный анализ осуществляется целым комплексом анализаторов, хотя основная роль принадлежит двигательному анализатору, который является главным нарушенным звеном при ДЦП. В силу двигательной недостаточности, ограниченности поля зрения, нарушения фиксации взора, речевого дефекта развитие ориентировки в пространстве может задерживаться, а к школьному возрасту у ребенка с ДЦП обычно выявляются выраженные пространственные нарушения. У детей с ДЦП многими авторами были обнаружены значительные нарушения пространственного восприятия (Р. Я. Абрамович-Лехтман, К.А. Семенова, М.Б. Эйдинова, А.А.Добронравова и др.).

При всех видах ДЦП наблюдается нарушение пространственного восприятия. При гемиплегии нарушена боковая ориентация, при диплегии — ориентация по вертикали, при тетраплегии — ориентация в направлении спереди назад (сагиттальная). При последней форме искажение пространственного восприятия несет самые тяжелые последствия для психики ребенка.

Исследования А.А.Добронравовой показали, что недостаточность объемных представлений приводит к тому, что у парализованного ребенка возникает неправильное представление о форме и сущности окружающих его предметов. У большинства изученных детей с ДЦП был грубо нарушен двигательно-кинестетический анализатор при сохранности зрения. У половины обследованных детей оказались нарушенными представления об объеме и соотношение плоскостного изображения с тем же объемным предметом. Например, если дети без труда узнавали на картинках лошадь или дом, то выбрать аналогичный объект среди игрушек они затруднялись. У ряда детей в возрасте 3 — 5 лет отождествление предметов, изображенных на картинке, с предложенными для выбора игрушками производилось не по форме, а по цвету, что характерно для здоровых детей второго года жизни. А.А.Добронравова рассматривала это как показатель задержки развития детей с ДЦП. Значительную помощь детям оказывало называние предмета, изображенного на картинке, исследователем. Это облегчало ребенку поиск аналогичного предмета среди игрушек. У многих детей с ДЦП отмечалось нарушение представления о величине объемных предметов. Так, дети затруднялись в подборе одежды, обуви, посуды определенной величины в соответствии с размерами кукол. У детей, с которыми проводилась в дальнейшем работа по развитию объемных представлений, значительно легче и быстрее шло становление пространственного восприятия. Данные этого исследования указывают на тесную связь развития объемных представлений и пространственного восприятия, а также на необходимость ранней работы по развитию пространственного восприятия у дошкольников с ДЦП.

В результате исследований, проведенных Н.В.Симоновой, можно утверждать, что формирование пространственно-временных отношений у детей с ДЦП сопряжено с многочисленными трудностями. Особые трудности возникают в тех случаях, когда последовательность и длительность явлений определяется с помощью пространственных отношений. Причиной трудностей в освоении пространственно-временных отношений является то, что у детей с ДЦП формирование пространственно-временных представлении происходит при малом включении активного перемещения самих детей, при ограничении практического, бытового, игрового опыта. Затруднения в различении пространственных отношений, правильные объяснения и ошибочное воспроизведение пространственных признаков указывают на недостаточность обобщенного понимания уже сложившихся у детей словесных формулировок, на вербализацию пространственных отношений, опережающую практическое освоение пространства. При ДЦП это связано с освоением окружающего на основе максимально сохранных (и все же нарушенных!) функций, например на основе речи.

По данным Н.В.Симоновой, у детей с выраженной спастичностью обнаруживается наиболее выраженное нарушение ориентации в пространстве, сопровождающееся чувством страха, возникающим при первом знакомстве с объемными предметами, а затем при развитии объемных представлений. Плоское изображение предметов на картинках, как правило, не вызывает неприятных ощущений у этих детей. Исследования автора показали также, что дети с гиперкинетической формой ДЦП раньше проявляют способность к пространственному восприятию и простейшему обобщению. У них раньше развивается представление о схеме своего тела, в то время как у детей с другими формами ДЦП обычно существует лишь формальное знание схемы своего тела, основанное на длительном обучении. Соотношение и распознавание отдельных частей тела на игрушках, т.е. абстрактное знание схемы тела, у детей с другими формами ДЦП нередко оказывается нарушенным. У детей с атонически-астатической формой ДЦП на фоне глубокой задержки интеллектуального развития в возрасте до 3 — 4 лет можно заметить полную пространственную дезориентацию, проявляющуюся особенно ярко при формировании пространственных представлений о предмете, даже хорошо знакомом.

Исследование Л.А.Даниловой установило, что у многих школьников с ДЦП встречаются в комплексе дефекты стереогноза, зрительного восприятия формы и пространственных представлений. Нарушение этих функций значительно затрудняет овладение такими учебными предметами, как черчение, геометрия, география. Кроме того, эти дефекты лежат в основе особого вида дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения). В процессе коррекционной работы выявилось, что вначале компенсируется дефект зрительного восприятия, затем дефект пространственного восприятия и впоследствии астереогноз.

Для формирования пространственных представлений у здорового ребенка наряду с двигательным и зрительным анализаторами большое значение имеет слух. На 5 мес. жизни слуховая ориентировочная реакция является компонентом зрительного восприятия пространства. При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора.

Таким образом, у ребенка с ДЦП в силу двигательной недостаточности и других нарушений задерживается развитие пространственных представлений и формирование схемы тела.

Некоторые специалисты отмечают сенсорную сверхчувствительность у детей с ДЦП. Например, ребенок усиленным мышечным сокращением реагирует на внезапный шум или на неожиданное приближение человека. У совсем маленьких детей можно наблюдать мышечный спазм, даже когда на лицо ребенка падает солнечный луч. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма.

Таким образом, для детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, что зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.















Описание презентации по отдельным слайдам:

Особенности восприятия детей с ДЦП Подготовила студентка 3 курса гр.8062 Качесова Е.Н.

ВОСПРИЯТИЕ - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

ДЦП - это собирательный клинический термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений и вторичных по отношению к поражениям или/и аномалиями головного мозга, возникающих в раннем онтогенезе.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ ЗАТРУДНЕНА В СИЛУ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕФЕКТА Нарушения двигательных функций, а также мышечного аппарата глаз нарушают согласованные движения руки и глаза; Глазодвигательная реакция имеет рефлекторный характер; Дети не следят глазами за своими движениями; Нарушена зрительно-моторная координация; Нет единства поля зрения и поля действия;

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП Затруднено узнавание усложненных вариантов предметных изображений; Длительно сохраняется зрительный след от предыдущего изображения, что затрудняет дальнейшее восприятие; Нечеткое восприятие картинок; Затруднено нахождение нужной картинки; Затруднено осмысление сюжетных картин; Цифры и буквы пишутся в зеркальном или перевернутом виде; Затруднено развитие из-за недостаточности зрения.

СЛУХОВОЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП Затруднено из-за снижения слуха; Ошибки проявляются на письме; Наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения и неразличение сходных по названию слов; Формируется ЗРР;

ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП Слабое ощущение своих движений; Затруднения в ходе осуществления действий с предметами; Затруднено узнавание предметов на ощупь из-за ограничения предметно-практической деятельности; Ощупывающие движения рук слабые; Затруднено формирование знаний и представлений об окружающем мире.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ С ДЦП Недостаточность объемных представлений; Неправильное представление о форме и сущности окружающих ребенка предметов; Нарушено представление об объеме и соотношении плоскостного изображения с тем же объемным изображением; Затруднено определение последовательности и длительности явлений, которые определяются с помощью пространственно-временных представлений; Нарушение ориентации в пространстве, сопровождающееся чувством страха, возникающим при первом знакомстве с объемными предметами, а затем при развитии объёмных представлений.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА ДЕТЕЙ С ДЦП При гемиплегии нарушена боковая ориентация; При диплегии нарушена ориентация по вертикали; При тетраплегии нарушена ориентация в направлении спереди назад ( сагиттальная) – несет самые тяжелые последствия для психики ребенка.

ВЫВОДЫ У детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия искажается в связи с двигательной депривацией, вследствие чего их предметно-манипулятивная деятельность ограничена, и восприятие предметов на ощупь затруднено. Сочетание данных нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Это ограничивает практический опыт и становится одной из причин искажённого развития высших психических функций.

ВЫВОДЫ Восприятие детей с ДЦП характеризуется замедленностью, узостью, слабой дифференцированностью, недостаточной сформированностью основных свойств восприятия, фрагментарностью, недостаточной точностью, малой устойчивостью. Недоразвитие данного психического процесса зачастую приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.

Особенности восприятия детей с ДЦП Подготовила студентка 3 курса гр.8062 Качесова Е.Н.

Выберите книгу со скидкой:


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


350 руб. 114.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

В презентации представлен анализ работ на тему ""Особенности восприятия детей с ДЦП". Информация в презентации поможет коррекционным педагогам, дефектологам, психологам, социальным педагогам более полно изучить особенности восприятия детей данной категории и поможет правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми с НОДА.

  • Качесова Екатерина НиколаевнаНаписать 128 18.01.2020

Номер материала: ДБ-931417

  • Коррекционное обучение
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    18.01.2020 103
    18.01.2020 47
    18.01.2020 28
    18.01.2020 37
    18.01.2020 74
    18.01.2020 56
    18.01.2020 52
    18.01.2020 78

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зинова Инна Михайловна

Статья посвящена актуальной проблеме дефектологии психолого-педагогическому изучению семьи, воспитывающей ребенка с психофизическими отклонениями в развитии. Представлены обобщенные результаты эмпирического исследования психологических особенностей родителей , воспитывающих детей с детским церебральным параличом, в сопоставлении с психологическими характеристиками родителей , воспитывающих здоровых детей. Предметом исследования выступили личностные особенности родителей , родительское отношение к детям и их взаимосвязь.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зинова Инна Михайловна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Зинова Инна Михайловна, Башкирский государственный университет, г. Бирск

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме дефектологии -психолого-педагогическому изучению семьи, воспитывающей ребенка с 0 психофизическими отклонениями в развитии. Представлены обобщенные • результаты эмпирического исследования психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом, в сопоставлении с психологическими характеристиками родителей, воспитывающих здоровых детей. Предметом исследования выступили личностные особенности родителей, родительское отношение к детям и их взаимосвязь.

Ключевые слова: коррекционная психология, родители,

воспитывающие детей с детским церебральным параличом (ДЦП), родительское отношение, личностные особенности родителей.

На современном этапе отмечается неуклонный рост числа семей, воспитывающих детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, которые нуждаются в квалификационной психолого-педагогической помощи и поддержки. Не секрет, что именно в семье закладываются основы личности ребенка, особенности его характера, ценности и мировоззрение, формируется отношение к миру, людям и самому себе, приобретается опыт социального взаимодействия и взаимоотношений. Семья является основополагающим фактором успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку воспитание и образование детей-инвалидов начинается с семьи. В работах многих специалистов в области дефектологии подчеркивается ведущее влияние микросоциальных факторов (образ жизни семьи,

Щ SCIENCE TIME Щ

внутрисемейные отношения, стили воспитания, состояние психического здоровья родителей, уровень их психологической культуры и др.) на психологическое состояние и особенности развития ребенка с

психофизическими отклонениями. Выраженные деструктивные тенденции в семье ведут к усугублению нарушений в развитии ребенка.

Многочисленные исследования показывают, что рождение и воспитание ребенка с отклонениями в психофизическом развитии, являясь

психотравмирующим фактором для семьи, изменяет ее функционирование, накладывает ограничения на различные сферы жизни (профессиональную, семейную, общественную), отрицательно влияет на состояние здоровья и личностные качества родителей, приводит к невротизиции и к

психосоматическим расстройствам членов семьи. В семьях, где есть ребенок-инвалид, отмечается широкий спектр проблем: низкий уровень психологопедагогической компетентности родителей, их пассивная позиция к оказанию грамотной помощи ребенку, искаженное восприятие его личности, неадекватные родительские установки и неблагоприятные стили воспитания, нарушенные эмоциональные связи и межличностные отношения в семье и другие. _ Следовательно, отмечается низкий уровень реабилитационных возможностей семьи для оказания помощи ребенку с отклонениями в развитии [7].

Изучением психологических особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и специфики взаимоотношений в данных семьях занимались такие исследователи, как Р.Ф. Майрамян (1976), Б.А. Воскресенский (1979), Н. Браун (1988), Л.И. Солнцева, С.М. Хорош (1983), В.А. Вишневский (l985), З. Тржесоглава (1986), О.Л. Романова (1988), И.И. Мамайчук (1989), А.А. Сагдуллаев (1996), Е.И.Морозова (1998), А.РШарипова, З.Ф.Гафурова (1998), Т.Г. Богданова, Н.В. Мазурова (1998), И.С. Багдасарьян (2000), И.В. Саломатина (2001), Л.М. Шипицына (2002), М.Н. Гуслова, Т.Н. Ступе (2003), Е. А. Савина, О.

Б. Чарова (2003), В.В. Котова (2003), Б. Лагерхейм (2004), К. Гиллберг (2004), М.Н.Гуслова (2004), В.В. Ткачева (2004), Т.Г. Горячева, И.А. Солнцева (2005), Н.Е.Карпова, Т. А. Стрекалова (2005), И.В. Рыженко (2006), В.М. Сорокин (2008), Е.А. Полоухина (2009), В.С. Иванова (2012), Т.Н. Высотина (2013) и другие.

Оказание комплексной социально-психологической помощи семье ребенка-инвалида и изучение проблем данной семьи становится одним из важных направ -лений развития коррекционной педагогики и психологии на современном этапе.

В последнее время отмечается повышения внимания к семьям с детьми, страдающими детским церебральным параличом (далее ДЦП), который относится к наиболее распространенной патологии центральной нервной системы у детей. Психолого-педагогическое изучение семей, воспитывающих детей и подростков с ДЦП, представлено в исследованиях О.Л. Романовой, И.И. Мамайчука, В. Л. Мартынова, Г.В. Пятаковой (1989), В.С. Чавес (1993), М.В.

Щ SCIENCE TIME Щ

Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова (1993), Е.М. Мастюковой, А.Г Московкиной (2003), Н.А. Шароновой, А.М. Колпаковой (2003), И.В. Добряковой, Е.В. Крыжко (2004), В.В. Ткачевой (2004), Н.Е. Карповой, Т.А. Стрекаловой (2005), Н.А. Устинова (2005), Н.К. Спицына (2008) и других.

В работах данных авторов освящаются вопросы влияния болезни ребенка на характер семейных взаимоотношений, воздействия семейных отношений на стиль воспитания ребенка и формирование его личности, психологические особенности родителей и другие.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о

достаточно глубоком и разностороннем изучении проблем семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и о существовании различных подходов к оказанию помощи данной категории семей. Однако, некоторые аспекты оказываются наименее изученными, так, недостаточно исследований посвящено изучению личностных качеств родителей, воспитывающих детей с ДЦП, выявлению взаимосвязи личностных характеристик родителей с показателями их отношения к детям и стилем воспитания, определению копинг-механизмов, то есть применяемых родителями способов совладеющего _ поведения.

Исходя из вышесказанного, целью нашего исследования стало изучение личностных особенностей родителей, воспитывающих детей с ДЦП, их отношения к детям в сопоставлении с данными психологическими характеристиками родителей, воспитывающих здоровых детей. А также выявление взаимосвязи личностных особенностей родителей с различными составляющими их отношения к детям.

Выборка и методы исследования

В исследовании приняли участие две выборки родителей: экспериментальную группу составили родители, воспитывающие детей с ДЦП (45 человек), а контрольную группу - родители здоровых детей (50 человек).

Исследование родительского отношения осуществляли с помощью методик: тест родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варги, В.В. Столин), опросник родительских установок PARI (Е.С. Шефер и Р.К. Белл), опросник диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) (В.Е. Каган, И.П. Журавлева). Для изучения личностных особенностей родителей использовали тест -опросник самоотношения В.В. Столина, модифицированный опросник FPI, опросник для определения уровня субъективного контроля (УСК), шкалу депрессии Т.И. Балашова, методику измерения уровня тревожности Тейлора (в адаптации Т. А. Немчинова), опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП), личностный опросник Плутчика Келлермана Конте (Life Style Index, LSY), опросник для исследования уровня импульсивности

Щ SCIENCE TIME Щ

В.А.Лосенкова, шкалу депрессии Бека (BDI). Для подтверждения статистически значимых различий между двумя выборками нами были использованы методы: критерий U - Манна-Уитни, критерий t - Стьюдента. Для выявления взаимосвязи использовали вычисление коэффициента линейной корреляции р - Пирсона.

Результаты исследования и их обсуждение

В исследовании были обнаружены специфические психологические особенности родительского отношения в семьях, воспитывающих детей с ДЦП в сравнении с родительским отношением в семьях детей без отклонений в развитии.

Данные результаты показывают, что родителей, воспитывающих больного ребенка, отличают следующие особенности отношения к нему:

- повышенное внимание к воспитанию активности у ребенка, стремление не терять ценного времени и развивать его во всех отношениях: и физически, и интеллектуально;

- склонность соблюдать с ребенком психологическую дистанцию, выбирая позицию авторитарного родителя;

- стремление не показывать чувство раздражения, не проявлять вспыльчивость, а смягчать возникающие конфликты между ними;

- подавление сексуальности ребенка: большая часть родителей стараются

Щ SCIENCE TIME Щ

оградить своего ребенка от тесного общения с противоположным полом, считая, что общения с матерью достаточно, чтобы развить у него половую идентификацию;

- позиция невмешательства во все стороны жизни ребенка, в его внутренний мир;

- запрет на проявление ребенком отрицательных эмоций, прежде всего, агрессии;

- высокое стремление ускорить развитие ребенка.

Количественный и качественный анализ результатов исследования личностной сферы родителей, позволил выделить специфические личностные характеристики родителей больных детей, отличающие их от родителей здоровых детей. Выявленные различия были подтверждены с помощью критериев U - Манна-Уитни и t - Стьюдента. Родителей экспериментальной группы отличают следующие особенности:

- повышенная возбудимость, тревожность и чувствительность к происходящему вокруг них;

- слабый самоконтроль и импульсивность;

- повышенная растерянность и склонность к отчаянию;

- конфликтное поведение в трудных ситуациях;

- избегание близости, поддержание лишь внешних форм товарищеских отношений (по собственной инициативе не общаются ни с кем, кроме ближайших родственников);

- малая активность, скованность, робость, довольствование уже доступным и имеющимся;

- затруднения в контактах, в проявлении себя в разных видах деятельности;

- узость и практичность интересов, реалистичность суждений, недостаток оригинальности и своеобразия в поведении;

- экстернальный локус контроля: склонность приписывать ответственность за происходящие события другим людям или считать их результатом невезения;

- склонность считать не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в семье.

Щ SCIENCE TIME Щ

С помощью вычисления коэффициента линейной корреляции р - Пирсона были определены взаимосвязи параметров родительского отношения с личностными особенностями родителей, воспитывающих детей с диагнозом ДЦП.

Обратная корреляционная связь на 5%-ом уровне существует между кооперацией и импульсивностью (рэмп=0,215); симбизом и спонтанной агрессией (рэмп=0,178); чрезмерной заботой о ребенке и депрессивностью (рэмп=0,202), открытостью, общительностью (рэмп=0,196), импульсивностью (рэмп=0,234).

Полученные корреляции подтверждают влияние личностных особенностей родителей на их отношение к своим детям.

Необходимо отметить, что среди выявленных нами психологических характеристик родителей детей с ДЦП достаточно много отрицательных черт, которые могут негативно сказываться на воспитании и развитии ребенка, и, следовательно, они нуждаются в психолого-педагогической проработке. Однако, можно выделить и положительные качества, на которые следует опираться в коррекционной работе с семьей. Например, интерес родителей к достижениям

Щ SCIENCE TIME Щ

своего ребенка, стремление помогать преодолеть трудности и развивать ребенка во всех направлениях и другие.

Таким образом, полученные в исследовании данные способствуют пополнению психологических характеристик семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, позволяют наметить пути оптимизации

внутрисемейной атмосферы, гармонизации детско-родительских отношений с целью создания благоприятных условий для формирования личности ребенка с детским церебральным параличом.

1. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. -М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

2. Мамайчук И. И. Социально-психологическое исследование семьи больных с детским церебральным параличом и психокоррекционная работа с родителями / И. И. Мамайчук, В. Л. Мартынов, Г. В. Пятакова // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации / редкол.: Н. Б. Шабалина, Т. А. Добровольская, Л. А. Ширшова. -М.: ЦИЭТИН, 1989. - С. 98-104.

3. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. - М.: Владос, 2003. - 408 с.

4. Психология семьи и больной ребенок: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии: хрестоматия / авт.- сост.: И. В. Добряков, О. В. Защиринская. - Санкт -Петербург: Речь, 2007. - 400 с.

6. Ткачева В. В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис. канд. психол. наук / В. В. Ткачева. - М., 1999. - 15 с.

7. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. - М.: АСТ; Астрель, 2007. - 318 с.

8. Чавес B. C. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: автореф. дис. канд. психол. наук / B. C. Чавес. - СПб., 1993. - 17 с.

9. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: кн. для родителей / М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1993. - 64 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.