Все для развития детей с дцп

Для компенсации двигательных сложностей и поддержки процессов развития и социализации ребенку с детским церебральным параличом с раннего возраста необходима комплексная и интенсивная реабилитация и абилитация. Каждый ребенок с ДЦП нуждается в особой обогащенной среде, которая позволит ему активно развиваться, познавать себя и свое тело, более полно взаимодействовать с окружающим миром и учиться безопасно решать бытовые и социальные задачи. Создавать такую среду необходимо не только в специализированных центрах и детских садах, но и дома.

Отображение единичного результата.

Акустическая настенная тактильная панель

Альтернативная коммуникация. Домашний комплект №1 (карточки)

Альтернативная коммуникация. Домашний комплект №2 расширенный (карточки)

Альтернативная коммуникация. Домашний комплект №3 (карточки)

Альтернативная коммуникация. Домашний комплект №4 (карточки)

Альтернативная коммуникация. Учебный комплект №1 (карточки)

Альтернативная коммуникация. Учебный комплект №2 расширенный (карточки)

Как выбрать развивающие игрушки для детей с церебральным параличом?

Игра – естественный способ ребенка постигать мир и в нем осваиваться. В этом процессе игрушки становятся лучшими спутниками, помощниками, проводниками, "тренерами". Создавая особую обогащенную среду для детей с диагнозом ДЦП важно внимательно и ответственно подходить к выбору игрового развивающего и коррекционного оборудования. Оно должно быть:

  • разработанным в соответствии с особыми потребностями и возможностями;
  • безопасным, без отдельных мелких деталей или хрупких частей;
  • выполненным из качественных нетоксичных материалов;
  • прочным и долговечным.

Именно такие изделия представлены в интернет-каталоге компании "Сова-Нянька". Большая часть товаров является нашими авторскими разработками. Все они прошли апробацию в реальной практике педагогов, реабилитологов, специалистов ЛФК, психологов, логопедов и с достоинством выдерживают главную экспертную проверку – родителей и их детей. У нас вы можете купить конкретную сенсорную игрушку для своего ребенка с ДЦП, а также и полностью оборудовать кабинет реабилитации или зону сенсомоторной интеграции.

Что "умеют" игрушки для всестороннего развития деток с ДЦП?

  1. Способствуют сенсорной интеграции и развитию вестибулярной, тактильной и проприоцептивной чувствительности;
  2. Развивают способность управления и контроля над телом, стимулируют двигательную активность;
  3. Создают условия для безопасного взаимодействия со средой;
  4. Помогают развивать эмоциональную сферу ребенка.

Ассортимент специальных тренажеров и игрушек для детей с ДЦП от "Совы-Няньки"

Наша компания разрабатывает и производит развивающее оборудование и игрушки для детей с сенсорными и двигательными сложностями, в том числе с проявлениями ДЦП:

  • Мячик Совы – сенсорный мяч, стимулирующий тактильную чувствительность.
  • Одеяло Совы – утяжеленное одеяло для релаксации и развития чувства собственного тела.
  • Утяжеленный жилет Совы – аксессуар для коррекции мышечного тонуса.
  • Чулок Совы - специальный эластичный кокон, способствующий формированию образа тела в движении.
  • Мячик Совы Скакун – упругий мячик для игр и упражнений.

Все изделия изготавливаются на собственном производстве из прочных, износостойких и экологически чистых материалов.

Коррекционная работа детей с ДЦП включает ряд направлений деятельности, в том числе: медицинскую, психологическую, общественную, педагогическую, логопедическую помощь. Важно приложить усилия для всестороннего развития ребенка, приучения его к жизни в социуме, к выполнению элементарных действий и навыков. Важное условие в этом случае – полное взаимодействие с центром помощи семье и детям, а также со специалистами широкого профиля: психологами, дефектологами, невропатологами и т.д.

Медицинская помощь детям

На первом месте стоит медицинская коррекция – лечение и реабилитация маленьких пациентов. Дети инвалиды должны пройти функциональную терапию в целях стимуляции собственных резервов для борьбы с заболеванием. При ДЦП положительный эффект наблюдается от лечебной физической культуры (ЛФК), в том числе:

  • уменьшение показателя тонуса и укрепление мышц;
  • улучшение уровня подвижности суставов, коррекция установок ОДА;
  • стабилизация координации движения ребенка инвалида;
  • закрепление правильных навыков ходьбы;
  • общее расширение активности, навыков самостоятельности.

Чтобы достичь таких результатов, специалисты советуют использовать следующие виды упражнений: упражнения на расслабление, маховые движения, динамические упражнения из разных положений под музыку и без нее, а также зрительный контроль. Кроме этого, ЛФК предусматривает закаливание организма, лечебный массаж, гимнастику, зарядку по утрам и другую тренировку для организма ребенка. При обострении проблемы комплекс упражнений необходимо ослабить.

Психологическая коррекция при развитии ДЦП

При составлении плана касаемо психологической помощи детям необходимо учесть вид, форму и стадию заболевания, степень его тяжести, возраста и индивидуальные особенности развития ребенка. В таком случае пациент должен усвоить ряд сенсорных эталонов поведения, улучшить уровень и обобщенность восприятия внешнего мира и т.д.

Для этого психолог предлагает решить такие задачи, как: взаимодействие с предметами разного цвета, объема, величины, применение вспомогательных предметов, изобразительная деятельность. Занятия могут проводиться индивидуально и в группе.

Лечение эмоциональных нарушений

Инвалиды ДЦП нуждаются в коррекции их эмоционального фона, включая повышение их активности, а также самостоятельности, устранение агрессии, вторичных признаков личности и других нарушений. Здесь принято использовать игровые методы.

Сюжет игры зависит от индивидуальных навыков ребенка инвалида. При признаках психической неполноценности используются темы знакомых всем сказок: психолог воссоздает образы персонажей, способствует проявлению эмоциональной составляющей, развитию воображения, умению создавать образ. Терапия также может проходить в индивидуальном порядке или на групповых занятиях.

Первая помощь ребенку при нарушениях речи

Ранняя диагностика ДЦП в России в последнее время используется очень часто. Соответственно – заболевание можно выявить уже первые месяцы жизни младенца. Это позволяет предоставлять помощь ребенку в вопросах нарушения речи не для удаления их уже сформировавшихся дефектов, а для предупреждения. Она заключается в следующем:

По возможности специалист пытается помогать ребенку в общении с окружающими людьми, расширяет запас слов, способствует улучшению ручной умелости, а также подготавливает руки к тому, чтобы овладеть письмом.

Упражнения для детей с ДЦП

Обычно реабилитация детей инвалидов проходит в школах, оборудованных специально для этого. Специалисты обеспечивают оборудование, занимаются с детьми, организовывает работу врачей разного профиля, включая дефектологов, психологов, невропатологов и т.д. Каждый врач занимается своим направлением работы, но поддерживает связь с коллегами, чтобы координировать лечение и иметь возможность получить максимальный результат от него (это важно для обеих сторон).

Неотъемлемой частью упражнений детей с ДЦП является работа учителя-дефектолога. Он способен привить ребенку навыки самообслуживания и научить организовывать собственный день. Также коррекционные занятия касаются таких сфер деятельности, как развитие игровой практики, получение навыков речи, ознакомление с окружающим миром, воспитание труда. На следующем этапе свою работу выполняет методист ЛФК. Методист отвечает за уровень физического воспитания, а также соблюдение правил ортопедического режима. Он корректирует показатель личностного развития, осуществлял взаимодействие не только с ребенком, но и с его окружением.

Важно! Напомним, что контингент детей с ДЦП является неоднородным. В связи с этим на подготовительном этапе необходимо соблюдать индивидуальные особенности развития каждого ребенка, в комплексе использовать фронтальные и другие формы работы, не забывать об оценке показателя усвоения материала ребенком.

У детей с ДЦП часто наблюдается изменение показателя давления, высокий уровень метеочувствительности, нестильное эмоциональное состояние, нарушения внимания и концентрации. В связи с этим имеет место прим ряда медикаментозных препаратов – они благоприятным образом скажутся на психофизическом состоянии.

Отдельно требуется проводить коррекцию программы для детей, которые чувствуют себя дискомфортно – это позволит им привыкнуть к процессу, а также минимизировать появление негативного отношения к занятиям. Вся процедура должна быть построена таким образом, чтобы стимулировать двигательную и умственную активность, повысить уверенность ребенка в своих силах и т.д.

Проявления ДЦП разнообразны — это могут быть как психические нарушения, так и двигательные расстройства. Строго говоря, ДЦП не считается генетическим заболеванием, однако сегодня ученые полагают, что фактор наследственности все же присутствует. Основные причины ДЦП — повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания, вызванного гипоксией или асфиксией, или травмы, полученные в дородовый или послеродовый период. Развитие ДЦП также могут спровоцировать инфекционные и эндокринные болезни матери во время беременности, неблагоприятный радиационный фон, преждевременная отслойка плаценты. Статистика также показывает, что примерно половина детей с ДЦП рождаются недоношенными.

Признаки и ранние симптомы детского ДЦП

В некоторых случаях симптомы ДЦП можно заметить сразу после рождения ребенка. Однако иногда они проявляются постепенно, и крайне важно вовремя распознать их. К основным признакам ДЦП относятся нарушения двигательной активности. Дети с ДЦП позже начинают держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. При этом рефлексы, характерные для грудных детей, у них сохраняются дольше. Мышцы таких детей могут быть чрезмерно расслабленными или, наоборот, слишком напряженными. Оба состояния приводят к тому, что конечности принимают неестественные положения. Примерно у трети детей с ДЦП случаются судороги. Этот симптом нередко проявляется не в младенческом возрасте, а несколько позже.

Помимо этого встречаются такие симптомы ДЦП, как нарушения зрения, речи и слуха, изменение восприятия и способности ориентироваться в пространстве, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения работы желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.

В раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает непросто. Но родители должны обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • в возрасте одного месяца ребенок не моргает глазами в ответ на громкий звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в возрасте четырех месяцев ребенок не тянется за игрушкой;
  • в возрасте семи месяцев ребенок не может сидеть без поддержки;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не может произносить слова;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • у ребенка судороги;
  • у ребенка косоглазие;
  • движения ребенка слишком резкие или слишком медленные;
  • в возрасте 12 месяцев ребенок не ходит.

ДЦП может проявляться по-разному, в зависимости от пораженной зоны головного мозга. Иногда проявления этого заболевания незначительны, однако в тяжелых случаях нарушения могут быть крайне серьезными. Существует несколько видов ДЦП:

  • Спастическая диплегия встречается в 40% случаев. При этом виде ДЦП поражается часть мозга, ответственная за двигательную активность конечностей. В результате этого наступает полный или частичный паралич рук и ног.
  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП, при которой поражаются большие полушария мозга. Это приводит к ригидности мышц. Дети с двойной гемиплегией не способны держать голову, стоять, сидеть и нормально двигаться.
  • Гемипаретическая форма, которая характеризуется поражением одного из полушарий мозга корковыми и подкорковыми структурами, приводит к гемипарезу конечностей на одной стороне тела.
  • Гиперкинетическая форма, при которой страдают подкорковые структуры, выражается в гиперкинезах — непроизвольных движениях. Эта форма ДЦП часто встречается в сочетании со спастической диплегией.
  • Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство баланса, наблюдается также атония мышц.

Реабилитация при ДЦП держится на двух главных принципах — комплексном подходе и непрерывности. Кроме того, при ДЦП нужна коррекция не только двигательных, но и речевых, и коммуникативных, и интеллектуальных навыков.

Лечение ДЦП — пожизненный процесс, так как полное излечение фактически невозможно. Однако это еще не означает, что ДЦП — приговор. Большинство больных ДЦП во взрослом возрасте могут вести нормальную жизнь. Однако все зависит от того, какие меры по минимизации ущерба для здоровья были приняты в раннем возрасте. В детстве мозг развивается очень активно. Он обладает гораздо большими компенсаторными возможностями, чем мозг взрослого. Поэтому лечение ДЦП, которое началось в ранние годы, будет наиболее эффективным.

Лечение ДЦП в основном направлено на устранение симптомов. Правильнее было бы называть это не лечением, а реабилитацией, ориентированной на восстановление функций, которые пострадали в результате этого заболевания. Одним из самых действенных методов считается массаж, который помогает привести в норму мышечный тонус. Также в реабилитации при ДЦП широко используется лечебная гимнастика. ЛФК помогает улучшить координацию движений. Но она дает ощутимый эффект лишь в том случае, если занятия проходят регулярно на протяжении всей жизни. Хороший результат дают и занятия на специальных тренажерах.

При отсутствии судорог показана и физиотерапия — например, миостимуляция и электрофорез. Многие врачи рекомендуют также электрорефлексотерапию для восстановления активности нейронов коры головного мозга — это помогает снизить мышечной тонус, улучшить координацию, речь и дикцию.

Во многих случаях показано медикаментозное лечение при помощи препаратов, улучшающих деятельность мозга.

Недавние российские исследования подтвердили у детей со спастическими формами ДЦП различные нарушения метаболизма, проявляющиеся в тканевой гипоксии (кислородном голодании клеток), в высокой интенсивности свободнорадикального окисления липидов (жировых молекул), в компенсаторном напряжении антиоксидантной системы. Все это приводит к развитию фоновых заболеваний, таких как рахит (недостаточность минерализации костей), анемия (недостаточность гемоглобина и эритроцитов в крови), гипотрофия (белково-энергетическая недостаточность), а также к хронизации болезней ЛОР-органов, ЖКТ и почек. Определена прямая зависимость биохимических нарушений от тяжести ДЦП, поэтому важна индивидуальная диагностика и контроль биохимического дисбаланса в организме, чтобы компенсировать отклонения от биологической нормы при помощи специальных препаратов, диет, коррекции образа жизни. В результате можно существенно повысить потенциал и эффективность реабилитации детей с отставанием в развитии.

Детский церебральный паралич вызывает необратимое поражение определенных областей головного мозга. Задача врачей и родителей — скорректировать последствия ДЦП. Необходимо принять тот факт, что процесс реабилитации должен быть постоянным и непрерывным.

Восстановительное лечение детей

Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом

Описание "Восстановительное лечение детей"

Предлагаемая книга является в определенной степени энциклопедией восстановительного лечения больных с детским церебральным параличом (ДЦП), пациентов с последствиями черепно-мозговой травмы и нейроинфекции. Данная работа основана на более чем тридцатилетних клинических наблюдениях и исследованиях в ведущих клиниках и медицинских центрах. С учетом анамнеза и многолетнего катамнеза оцениваются характер и особенности течения болезни и особенности ее исхода в зависимости от применяемых методов восстановительного лечения.

Подробно рассматриваются имеющиеся методики восстановительного лечения, а также находящиеся в постоянном совершенствовании многокомпонентные системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации (метод профессора Козявкина В.И.) и динамической проприоцептивной коррекции (устройство "Гравистат").

Книга предназначена для специалистов, занимающихся восстановительным лечением последствий перинатального поражения мозга, для студентов старших курсов медицинских учебных заведений, для курсов повышения квалификации врачей в области восстановительного лечения моторики и речи, а также нейроортопедии, для лечения пациентов с ортопедической патологией неврологического кинеза, для врачей-реабилитологов, неврологов, кинезитерапевтов, инструкторов и методистов лечебной физкультуры, логопедов и дефектологов.

Авторский коллектив - 25 выдающихся практикующих врачей и научных работников. Руководитель авторского коллектива К.А.Семенова - детский невролог, доктор медицинских наук, заслуженный деятель наук РСФСР, профессор, главный научный сотрудник Отделения восстановительного лечения детей с церебральными параличами ГУ "Научный центр здоровья детей" РАМН. Научные редакторы: Г.Г.Шанько - академик белорусской Академии медицинских наук, профессор, А.Л.Куренков -доктор медицинских наук.

Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом (ДЦП). Обращение к читателям К.А.Семеновой, доктора медицинских наук, профессора

Эта книга написана для тех, кто обречен на горькую судьбу инвалида еще до рождения, и для их близких - для больных детским церебральным параличом (ДЦП).

До 1956 года я работала невропатологом: сначала во фронтовом эвакогоспитале, а затем, после войны, в неврологической клинике, где лечились взрослые. Таких клиник для детей еще не было. Однажды, в 1956 году, я увидела в коридоре клиники мать и на ее коленях мальчика лет восьми. Он не мог ходить, говорить, самостоятельно есть.

С тех пор я не могла больше ни о чем другом думать, только о их страшной жизни. Я ушла из неврологической клиники для взрослых и стала работать с детьми с детским церебральным параличом (ДЦП).

В этой книге собрано многое из того, что было сделано мной и моими сотрудниками: методики исследования и методики лечения не только для детей с ДЦП, но и с последствиями черепно-мозговой травмы и нейроинфекции. И не только для детей двух-трех лет (для них было предложено много методик восстановительного лечения отечественными и зарубежными учеными), но и для детей школьного возраста, подростков и юношей с ДЦП, которым возвратить возможности движения и речи крайне трудно.

Методы, разработанные в нашей клинике, применяются теперь во многих клиниках России, Украины, Казахстана и других странах. И многие тысячи обреченных на инвалидные дома подростков и юношей теперь живут, учатся и работают пусть и не так хорошо, как здоровые люди, но так, чтобы ощущать, как прекрасна жизнь.

Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом (ДЦП). Вступительное слово М.Я.Студеникина, заслуженного деятеля наук РФ, академика РАМН, профессора

Детский церебральный паралич (ДЦП) во всех странах мира занимает одно из ведущих мест в структуре хронических болезней детей и взрослых и имеет тенденцию к увеличению своей распространенности.

Мультифакториальность этиологии и сложность патогенеза ДЦП затрудняют эффективность его лечения. Поэтому детский церебральный паралич (ДЦП) занимает первое место среди других болезней нервной системы, ведущих к инвалидности.

Профессор института педиатрии Российской академии медицинских наук Семенова К.А. в течение многих лет глубоко изучает этиопатогенетическую сущность и патогенез детского церебрального паралича, обосновывает методы эффективного лечения больных детей. Ее многолетние исследования свидетельствуют о том, что восстановительное лечение может быть эффективно только в условиях раннего начала (в возрасте 4-9 месяцев), иногда с последующим систематическим лечением в течение нескольких лет.

Клинические наблюдения автора с изучением соматосенсорных потенциалов, данных электроэнцефалографии, электронейромиографии, иммунологических и биохимических показателей свидетельствуют о ведущей патогенетической роли при этом заболевании сложных многоуровневых нарушений функциональной системы антигравитации (ФСА) и прежде всего - вестибулярной системы. Это дало Семеновой К.А. основание предложить использовать комбинезон "Пингвин", применяемый космонавтами в условиях невесомости, для восстановительного лечения больных детским церебральным параличом (ДЦП). Это лечение, как показали многочисленные исследования, оказалось эффективным для детей и подростков. Лечебное воздействие при помощи этого устройства было названо методом динамической проприоцептивной коррекции.

Особый интерес представляют разделы книги об устройстве лечебных костюмов и эффективности их применения в комплексном лечении детей с церебральным параличом (ДЦП).

В этой книге подробно излагаются все виды массажа, методы лечебной физкультуры и другие методы, повышающие эффективность динамической проприоцептивной коррекции, как основу восстановительного лечения. При этом восстанавливаются движения конечностей и речь, нормализуется биологическая активность мозга, деятельность мышц и сегментарного аппарата спинного мозга.

Исходя из этого, трудно переоценить значение данной книги для педиатров, невропатологов и других специалистов, занимающихся лечением детского церебрального паралича (ДЦП) и снижением инвалидности при этом заболевании и других болезнях с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата.

Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом (ДЦП). Предисловие

Детский церебральный паралич (ДЦП) во всех странах мира в структуре хронических заболеваний центральной нервной системы детей и детской инвалидности занимает одно из первых мест.

Восстановительное лечение этого заболевания до настоящего времени лишь в определенной степени эффективно у детей первых месяцев и лет жизни. У детей старшего дошкольного, школьного возраста, а тем более, у подростков и юношей, оно малоэффективно.

Недостаточная эффективность восстановительного лечения обусловливается полиэтиологичностью ДЦП, крайней сложностью патогенеза и мультифакториальностью клинических проявлений при различных формах и стадиях этого заболевания. Вместе с тем, помимо двигательных нарушений - центрального синдрома ДЦП, - у больных имеются не менее сложные нарушения речи и гностических функций. Но в программах восстановительного лечения этой патологии уделяется мало внимания, хотя дизартрия, моторная и сенсомоторная алалии, аграфия, алексия и другие гностические нарушения значительно утяжеляют степень инвалидности больных.

Все эти обстоятельства заставляют в последнее время отечественных и зарубежных ученых и врачей-неврологов, ортопедов, педиатров склониться к тому, чтобы сосредоточить внимание на помощи этим больным через обеспечение их всеми возможными условиями, средствами и вспомогательными приспособлениями для их социальной адаптации, сводя восстановительное лечение к минимуму. Определенный опыт в этом плане в ряде стран уже имеется.

Однако нам представляется, что даже обеспечение больных различными бытовыми устройствами и, прежде всего, колясками, в которых больной может с помощью компьютера овладеть теми или иными функциями, недостаточно. Необходимость для больных провести в этих колясках всю свою жизнь и быть лишенным минимальных возможностей, доступных здоровым детям - прогулок, человеческих контактов, нормального обучения, а затем и работы - может вызывать тяжелые переживания у больных и их близких. Это заставляет постоянно искать средства воздействия на нарушенные функции больного мозга детей, юношей и даже взрослых, страдающих этим заболеванием.

Необходимость патогенетического подхода к восстановительному лечению обусловила рассматривать каждую из составляющих лечения по стадиям и формам. Поэтому при описании восстановительного лечения больных на ранней стадии подробно описываются массаж и ЛФК с учетом специфики задержки и патологии моторики и речевого развития у детей с перинатальным поражением ЦНС на ранних стадиях постнатального онтогенеза. Именно этот учет и определяет успешность работы методистов ЛФК и логопедов. К сожалению, основное большинство их мало знакомо с патогенезом двигательных нарушений на ранних стадиях развития моторики и речи и их коррекцией.

С превентивной логопедией детей с ДЦП, у которых по возрасту - первые 2-3 года жизни - речь еще только формируется, дело обстоит особенно сложно. В работе подробно описывается диагностика нарушений речевого развития при различных проявлениях ранней стадии ДЦП методики становления речи и психического развития, что особенно важно.

К большому сожалению, в настоящее время коррекция патологии речи начинается с трех лет, когда уже почти полностью или полностью сформировался патологический двигательный стереотип оральной мускулатуры. Сломать патологический двигательный стереотип оральной мускулатуры еще более сложно, чем патологический стереотип скелетной мускулатуры. В результате - тяжелые речевые расстройства, на базе которых развивается ряд психических нарушений: депрессия, негативизм, уход в себя, нежелание вступать в сложные для этих больных контакты и другие проявления эмоционально-волевых расстройств, отягощающих двигательную патологию.

Свою специфику имеют ЛФК и другие методы восстановительного лечения на двух других стадиях ДЦП.

Особое внимание уделяется разработанному нами методу динамической проприоцептивной коррекции - как его обоснованию, так и эффективности. Метод осуществляется при помощи лечебных комбинезонов "Адели" и "Гравистат". Прототипом их является комбинезон "Пингвин" - нагрузочное устройство, имитирующее влияние гравитационного поля Земли и активизирующее деятельность важнейшей из динамических функциональных систем - функциональной системы антигравитации.

Прежде чем говорить о том, какие особенности характерны для детей с ДЦП, скажем несколько слов о самом заболевании, причинах его появления и главных симптомах.

это детский церебральный
паралич. Он возникает на фоне поражения центральной нервной системы. Основными причинами появления недуга принято считать:

  • интоксикацию организма беременной женщины;
  • вредные привычки беременной;
  • неблагоприятную экологическую обстановку;
  • инфекции у беременнной и пр.

Инфекционные заболевания, поражающие будущую маму, по статистике являются наиболее очевидной и частой причиной последующего поражения нервной системы малыша. Энцефалитные вирусные заболевания приводят к аутоиммунному воспалению, на фоне чего развивается кислородное голодание головного мозга малыша и, как следствие, задержка в росте и развитии.

Признаки паралича у детей

Симптомы ДЦП у детей могут быть самыми разными, с отличными друг от друга вариантами нарушений расстройств в работе опорно-двигательного аппарата, а также с разной приспособленностью к восприятию информации, расстройствами речи малыша и т.д. Болезнь характеризуется тонусом мышц тела, имеющим связь с определенной позой. Во время физической активности мышцы также сильно напрягаются, повышается тонус.

Дети, страдающий синдромом ДЦП, могут нормально жить в современном
мире здоровых людей и, несмотря на частичную неполноценность, имеют возможность делать все то, что делают обычные люди:

  • писать;
  • читать;
  • одеваться и пр.

Главную сложность для них представляет передвижение. Лишь в отдельных случаях оно будет возможно без помощи. Чаще всего дети будут нуждаться в физической поддержке взрослых.

Свою роль в развитии заболевания играет активность стволовых клеток, постоянно увеличивающаяся на протяжении жизни. Если сравнивать активность клеток ребенка с ДЦП с активностью тех же стволовых клеток здорового малыша, то можно будет отметить, что во втором случае она уменьшается. Именно этим фактом и объясняется развитие патологии.

Примечательно,
что на интеллекте, развитие которого отвечает возрасту детей, заболевание может не отразиться, а вот эмоциональная сфера так и останется незрелой.

Психический инфантилизм характеризуется следующими особенностями:

Все эти признаки могут сохраняться в течение жизни, в том числе и в старшем возрасте. Дети будут проявлять повышенный интерес к играм, обладать высокой степенью внушаемости и доверчивости, не смогут совершить волевое усилие над собой. Все эти качества могут сопровождаться чрезмерной утомляемостью, эмоциональной подвижностью и двигательной расторможенностью.

Детей с проявляющимся психическим инфантилизмом можно разделить на две категории:

  • демонстрирующих повышенную возбудимость;
  • пассивных.

В первом случае дети проявляют себя активными, суетливыми, раздражительными, склонными к беспричинной агрессии и беспокойству. Смены настроения для них являются нормальным явлением: малыши
могут быть веселыми и счастливыми и через минуту уже демонстрировать гнев, усталость и раздражение.

Во втором случае дети, наоборот, излишне спокойны, не проявляют инициативу, стеснительны. Они медлительные и вялые, не могут самостоятельно найти выход даже из самой простой ситуации. Таким детям крайне сложно найти свое место в обществе, они плохо приспосабливаются к новым условиям, не доверяют незнакомым людям. Кроме того, им свойственны фобии, которые их преследуют на протяжении всей жизни.

Для упомянутых выше двух типов развития детей с поражениями центральной нервной системы выделяют несколько общих качеств, которые проявляются у большинства из них. Так, например, практически все больные малыши имеют проблемы со сном: страдают бессонницей, мучаются от ночных кошмаров.

Характерным признаком малышей с ДЦП является повышенный уровень впечатлительности. Это связано с ограниченной
двигательной активностью, в результате чего наблюдается резкий скачок в развитии органов чувств.

Проявляется это острой чувствительностью детей, способностью реагировать даже на незначительные перемены в настроении окружающих. Порой такая чувствительность имеет болезненный характер, то есть обычные ситуации или совершенно невинные выражения могут детей рассердить или довести до слез.

Еще одна особенность развития детей с ДЦП, которую можно наблюдать у подавляющего большинства – быстрая утомляемость. Малыши быстро устают, даже практически ничего не делая, проявляют повышенное беспокойство. Их речь становится ускоренной, неразборчивой, малыш становится агрессивным, может начать разбрасывать все, что попадается под руку.

Волевая активность детей с ДЦП, вернее, ее отсутствие — еще одна общая проблема. Практически любой вид деятельности, подразумевающей собой собранность, терпеливость, организованность и целенаправленность, для этих детей связан с определенными сложностями.

Основная причина — все тот же психический инфантилизм, который наложил свой отпечаток на поведение малыша. Например, детям крайне сложно доводить до конца дело, которое
не кажется им интересным. Сделать усилие и завершить начатое — это для них практически невыполнимая миссия.

Все вышеописанное приводит к тому, что малыш растет застенчивым, неуверенным в себе, несамостоятельным и без желания добиваться цели. С годами он привыкает к такому положению вещей, становится экоцентричной личностью, которая знает, как манипулировать людьми, и делает это намеренно.

Нюансы физического развития детей с ДЦП не связаны с их эмоциональным состоянием. Тем не менее, подбирая занятия для развития физической активности малыша, нужно учитывать его особенности.

Как правило,
ограниченная двигательная активность становится причиной развития у малышей неправильного положения. В результате они начинают воспринимать положение собственного тела некорректно. Специалисты, так же как и родители, должны приложить усилия к тому, чтобы исправить ситуацию, направляя действия на постепенное формирование основных двигательных функций малыша.

Задержка речевого развития — еще одна особенность, характерная для большей части детей с ДЦП. Уровень задержки будет связан с типом повреждения мозговых структур.

Малыши с ДЦП ограничены в общении, не могут себе
позволить так же активно познавать окружающий мир, как и здоровые дети. Именно это становится основной причиной скудного словарного запаса. Более того, сознание больного малыша препятствует адекватной оценке действий или предметов, показывая некорректные образы.

Решить эту проблему помогут специальные игры, с помощью которых можно будет помочь детям формировать представление обо всем, что они видят вокруг себя. Играть малыши должны с близкими и друзьями. В этом случае можно будет добиться позитивной динамики.

У детей, больных ДЦП, обычно бывает поражена одна из рук, которой они не способны работать так же, как здоровой рукой. Координация движений у таких малышей сильно нарушена, во время ходьбы они неправильно ставят ноги, из-за чего походка становится
неустойчивой. Малейшее препятствие или сильный испуг могут стать причиной внезапного падения.

Чаще всего малыши неспособны полноценно себя обслуживать самостоятельно из-за незрелости соответствующих навыков. Кроме того, этим детям сложно научиться писать, рисовать, предметно-практическая деятельность у них носит ограниченный характер.

В некоторых случаях у детей проявляется повышенный уровень слюноотделения. Они быстро утомляются и поэтому нуждаются в регулярных паузах для отдыха. Во время работы с карандашом или ручкой пальцы больных детей вялые либо же, наоборот, перенапряжены.

Особенно остро проявляются дефекты моторики рук во время формирования бытовых и трудовых навыков. Во время занятий трудом таким малышам сложно делать поделки из пластилина, который у них не получается поделить на части или правильно раскатать. Кроме того, у них наблюдаются незрелые функции дифференциации захвата, сложности с удерживанием предметов и соразмерением двигательных задач с мышечными усилиями.

Во время подвижных игр дети с диагнозом ДЦП также имеют сложности. Они не могут правильно повторить упражнения за взрослыми, неспособны сохранять равновесие в статичной позе, соблюдать правильную амплитуду движений, ритм, согласовывать движения тела и конечностей.

У детей дошкольного возраста ДЦП — это не только сложности с захватом и использованием предметов, но и сбои дыхания, аритмия.

Двигательные особенности в процессе развития заболевания в детском возрасте можно корректировать, устанавливая правильный мышечный стереотип, фиксируя позы и так далее.

Кроме того,
для решения проблемы не только двигательной активности, но и умственного развития по отношению к таким детям применяется методика, позволяющая воздействовать на заболевание, которое стало основной причиной развития недуга.

К сожалению, сегодня нет универсальных, действующих на сто процентов методов лечения детского церебрального паралича. Правильным будет совмещать сразу несколько способов воздействия на организм, применяя по отношению к нему:

  • массаж;
  • ЛФК;
  • медицинские препараты для нормализации тонуса мышечной массы и пр.

Также используются такие приемы, как специальные нагрузочные костюмы, терапия Бобат, ходунки, велосипеды, вертикализаторы и пр. В случаях, когда корректировка всеми описанными выше способами невозможна, не исключают хирургическое вмешательство. Цель операций — пластика мышц и сухожилий для возвращения им стандартной структуры и формы. Кроме того, во время операций возможно удаление контрактуры.

Если помочь разрешить проблему хотя бы частично сможет вмешательство нейрохирурга, то и эти операции также будут целесообразными. Как правило, в ходе такого вмешательства работают над стимуляцией спинного мозга и удалением поврежденных участков.

Наряду со всеми перечисленными выше методами лечения ДЦП к больным детям применяется анималотерапия, когда в процессе воздействия на малыша принимают участие животные, например лошади, дельфины или собаки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.