Взаимодействие с семьей ребенка с дцп

Ответы

Работа с семьей имеющая ребенка с нарушением ОДА

Трудно выявить статистически значимую зависимость между особенностями семейной адаптации и клиническими характеристиками больного ребенка. Существуют предвари­тельные данные, которые указывают на то, что наибольшие трудности испытывают семьи, имеющие детей с ДЦП и ум­ственной отсталостью, а наиболее благоприятны семьи, вос­питывающие ребенка с легкими проявлениями основного заболевания (В. В. Ткачева, 1999). В адаптации семьи боль­шую роль играют личностные особенности родителей, осо­бенно матери. Влияние этого фактора убедительно пока­зано в работах В. А. Вишневского и В. В. Ткачевой, описавших различные типы реагирования на факт установ­ленного у ребенка заболевания (паранойяльные тенденции, депрессия, реакция отказа, адекватное реагирование ит. д.). Огромна роль здорового психологического климата в семье, где растет инвалид с детства вследствие ДЦП. Отсюда важ­ность психотерапевтической и психокоррекционной рабо­ты с семьей инвалида.

Психолог образовательного учреждения располагает уни­кальными возможностями для коррекционной работы с ре­бенком и его семьей. В отличие от психолога, работающего в клинике или реабилитационном центре, он может встре­чаться с ребенком в течение нескольких лет, наблюдать тон­чайшие изменения в его психологическом статусе. Эти из­менения определяются не только работой психолога, но и семейной ситуацией, отношением к ребенку членов его се­мьи. Роль семьи в реабилитации детей с ограниченными возможностями трудно переоценить: родители и другие род­ственники ребенка могут стать союзниками профессионалов (врачей, педагогов, психологов), а могут сознательно или бессознательно препятствовать реабилитационному процес­су.

Вторую стадию некоторые авторы называют фазой скор­би — скорби по желанному здоровому ребенку. Отношение к аномальному ребенку зачастую лишено непосредственности: родители начинают понимать, что они ответственны за него, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспита­ния и ухода за ребенком, ищут совета у специалистов.

Родители часто испытывают чувство неполноценности, ущербности, усугубляемое, к сожалению, отношением ок­ружающих к ним и ребенку, которое может быть неблагоп­риятным. Даже если семьи не распадаются, в них нередко возникают проблемы межличностных отношений, конфлик­ты по поводу воспитания ребенка, разделения обязанностей по уходу за ним. Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают.

Все эти типы воспитания так или иначе деформируют личность ребенка, затрудняют его дальнейшую социальную адаптацию.

Таким образом, с учетом описанной социальной ситуации развития ребенка в семье, основные направления в работе специалистов представляются следующими:

-гармонизация семейных взаимоотношений;

-установление правильных детско-родительских отно­шений;

-помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических);

-помощь в решении личных проблем (чувство неполноцен­ности, вины), связанных с появлением аномального ребенка;

-обучение элементарным методам психологической кор­рекции (аутогенной тренировке, элементам игротерапии, сказкотерапии и т. п.);

-помощь в выборе профессии и места получения професси­онального образования.

Приоритетность тех или иных направлений в работе оп­ределяется после исследования семьи, бесед с родителями и ребенком, психодиагностических исследований. Соответ­ственно и сама работа может строиться в моделях психоло­гического консультирования, психологической коррекции и психотерапии (хотя надо заметить, что такое разделение весьма условно). Конкретные формы работы зависят от за­дач, стоящих перед психологом, и его профессиональной подготовки. Это могут быть и родительские клубы, и систе­матические занятия, и индивидуальная работа с матерью или отцом. Поведенческий тренинг, групповые дискуссии, игры инсценировки, родительские сочинения — все это и многое другое может быть использовано для работы с семьей.

В ходе изучения удалось описать группу семей, особен­но нуждающихся в помощи психолога. Исследование по­казало, что более 40% матерей испытывают глубокое чув­ство вины, вплоть до суицидальных мыслей. Родители испытывают страх перед будущим, чувство собственной не­полноценности, ощущение беспомощности. Эта сложная гамма переживаний выбивает людей из привычных рамок поведения, что сказывается как на внутрисемейных, так и на внесемейных контактах. Из общего числа обследован­ных нами семей в 27% случаев родители были одиночка­ми. Некоторая часть семей не выдерживает испытаний, свя­занных с рождением проблемного ребенка, и распадается, что оказывает неблагоприятное влияние на развитие само­го ребенка.

Распределение обязанностей между мужем и женой, от­цом и матерью в большинстве случаев носит традиционный характер. Проблемы, связанные с обеспечением жизнедея­тельности семьи, воспитание и обучение больного ребенка ложатся в первую очередь на женщину. Отец больного ре­бенка в основном обеспечивает экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения такого ребенка и не исключается, как мать, из жизни социума. Отец ребенка меньше, чем мать, проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием своих семейных обязанностей. В связи с этим психика отца не подвергается патогенному воздействию стресса столь же интенсивно, как психика ма­тери больного ребенка.

Особенности семьи, воспитывающей ребенка ДЦП

Семья - социокультурная среда для воспитания и развития любой личности. Однако семья, в которой рождается ребенок с отклонениями в развитии, имеет свои особенности. В связи с болезнью ребенка в нашем случае это - детский церебральный паралич (ДЦП), все члены семьи сталкиваются с множеством трудностей и проблем воспитательного, социального материального и морального характера. Чтобы понять специфику данных проблем приведем краткую характеристику данного заболевания.

Семенова выделяет различные формы тяжести этого заболевания: спастическая диплегия, (страдают более 50% больных ДЦП), двойная демипллегия, гемипаритическая, гиперкинетическая и др. Чем выше степень тяжести ДЦП, тем больше сопровождающих ее вторичных эффектов, (различные нарушения речи и письма, нарушение зрения и т. д.). Cледовательно, и проблем, которые необходимо решить семье в процессе развития и воспитания ребенка.

С момента постановки диагноза жизнь в семье изменяется коренным образом. В нашей стране инвалидность ребенка воспринимается родителями как личная трагедия. Впервые узнав о заболевании ребенка, которое приводит не только к физическим, но часто и к психическим отклонениям, родители оказываются глубоко потрясенными и длительное время находятся в шоковом состоянии. Они живут в условиях хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения.

Сначала родители отторгают саму мысль о возможности серьезного заболевания и о том, что их ребенок не такой, как все. Зачастую они склонны обвинять друг друга и близких родственников в плохой наследственности, неправильном поведении. Отрицание физического дефекта или заболевания сменяется переживанием вины. Родители испытывают одновременно любовь к своему малышу и чувство рухнувшей гордости за него .

Выделяют несколько стратегий поведения родителей на известие о заболевании ребенка:

Реакция отрицания. Отрицается, что ребенок страдает дефектом, что он дефектный, что его дефект оказывает эмоциональное воздействие на родителей. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родитель не принимает и не признает своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия, и родители настаивают на высокой успешности его деятельности.

Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чрезмерным чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Аномальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, что может привести к тому, что родитель будет стараться сделать все за него, и, таким образом, ребенок может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. Забота о ребенке свидетельствует о привязанности любящего родителя и о его чрезмерном внимании к ребенку.

В семьях, где кроме ребенка с ограниченными возможностями есть и другие, обычные дети, у родителей возникают особые трудности. Им приходится использовать различающиеся методы воспитания и поведения по отношению к здоровым и больным детям. Из опыта известно, что отношение обычного ребенка к своему брату или сестре, имеющему какие-либо нарушения, в огромной степени зависит от установки родителей.

Если их поведение разумно и ясно, то именно в здоровых детях они найдут старательных помощников. А неосознанные и неразрешенные конфликты по поводу больного ребенка могут подействовать на других детей негативно. Чаще всего к больному брату или сестре дети относятся не агрессивно, а скорее отстраненно. Иногда их поведение регрессирует, у них бывают эмоциональные срывы, складываются невротические состояния.

Если ребенок с ограниченными возможностями единственный в семье, то и в этом случае возникают сложности.

Итак, можно выделить два основных типа отношений родителей к больному ребенку - это максимальная самоотдача, когда жизнь семьи строится в полном соответствии с потребностями ребенка, и отстраненность родителей, полная или частичная передача ответственности за него государственным учебным и медицинским учреждением. Многие родители придают главное значение медицинским воздействиям, а последовательный процесс воспитания зачастую подменяют отдельными повелительными указаниями и назидательными беседами

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1027 ;

Семья - социокультурная среда для воспитания и развития любой личности. Однако семья, в которой рождается ребенок с отклонениями в развитии, имеет свои особенности. В связи с болезнью ребенка в нашем случае это - детский церебральный паралич (ДЦП), все члены семьи сталкиваются с множеством трудностей и проблем воспитательного, социального материального и морального характера. Чтобы понять специфику данных проблем приведем краткую характеристику данного заболевания.

Семенова выделяет различные формы тяжести этого заболевания: спастическая диплегия, (страдают более 50% больных ДЦП), двойная демипллегия, гемипаритическая, гиперкинетическая и др. Чем выше степень тяжести ДЦП, тем больше сопровождающих ее вторичных эффектов, (различные нарушения речи и письма, нарушение зрения и т. д.). Cледовательно, и проблем, которые необходимо решить семье в процессе развития и воспитания ребенка. [23, с. 89].

С момента постановки диагноза жизнь в семье изменяется коренным образом. В нашей стране инвалидность ребенка воспринимается родителями как личная трагедия. Впервые узнав о заболевании ребенка, которое приводит не только к физическим, но часто и к психическим отклонениям, родители оказываются глубоко потрясенными и длительное время находятся в шоковом состоянии. Они живут в условиях хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения.

Сначала родители отторгают саму мысль о возможности серьезного заболевания и о том, что их ребенок не такой, как все. Зачастую они склонны обвинять друг друга и близких родственников в плохой наследственности, неправильном поведении. Отрицание физического дефекта или заболевания сменяется переживанием вины. Родители испытывают одновременно любовь к своему малышу и чувство рухнувшей гордости за него [34, с.130].

Выделяют несколько стратегий поведения родителей на известие о заболевании ребенка:

Реакция отрицания. Отрицается, что ребенок страдает дефектом, что он дефектный, что его дефект оказывает эмоциональное воздействие на родителей. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родитель не принимает и не признает своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия, и родители настаивают на высокой успешности его деятельности.

Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства. Родители наполнены чрезмерным чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Аномальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, что может привести к тому, что родитель будет стараться сделать все за него, и, таким образом, ребенок может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. Забота о ребенке свидетельствует о привязанности любящего родителя и о его чрезмерном внимании к ребенку.

Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок открыто принимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Общество, врачи или учителя оказываются виноваты в возникновении предрассудков в отношении к дефекту и аномальному ребенку. Родитель на основе таких действий приобретает чувство обоснованности враждебности по отношению к своему ребенку и облегчение от огромного чувства вины.

Названые типы реакций по мнению Л. Пожар, неодинаково воздействуют на ребёнка и создают разные условия для его личностного развития. Например, сама по себе реакция отрицания может вызывать серьезные нарушения личности аномального ребёнка, поскольку повышает нервное напряжение и ребенок, постоянно живет в состоянии стресса [21, с. 12].

В семьях, где кроме ребенка с ограниченными возможностями есть и другие, обычные дети, у родителей возникают особые трудности. Им приходится использовать различающиеся методы воспитания и поведения по отношению к здоровым и больным детям. Из опыта известно, что отношение обычного ребенка к своему брату или сестре, имеющему какие-либо нарушения, в огромной степени зависит от установки родителей.

Если их поведение разумно и ясно, то именно в здоровых детях они найдут старательных помощников. А неосознанные и неразрешенные конфликты по поводу больного ребенка могут подействовать на других детей негативно. Чаще всего к больному брату или сестре дети относятся не агрессивно, а скорее отстраненно. Иногда их поведение регрессирует, у них бывают эмоциональные срывы, складываются невротические состояния.

Если ребенок с ограниченными возможностями единственный в семье, то и в этом случае возникают сложности.

Итак, можно выделить два основных типа отношений родителей к больному ребенку - это максимальная самоотдача, когда жизнь семьи строится в полном соответствии с потребностями ребенка, и отстраненность родителей, полная или частичная передача ответственности за него государственным учебным и медицинским учреждением. Многие родители придают главное значение медицинским воздействиям, а последовательный процесс воспитания зачастую подменяют отдельными повелительными указаниями и назидательными беседами [23, с. 90].

Тяжелое заболевание ребенка обедняет личную жизнь родителей, как правило, ограничивает их профессиональную деятельность. Матери (чаще, чем отцы) вынуждены бросить работу, перейти не неполный рабочий день или работать не по специальности. У родителей больных детей практически не остается свободного времени; они редко посещают театры и музеи; домашний досуг также сведен к минимуму.

Как уже было нами отмечено родители, часто испытывают чувство неполноценности, ущербности, усугубляемое, к сожалению, отношением окружающих к ним и ребенку, которое может быть неблагоприятным. Даже если семьи не распадаются, в них нередко возникают проблемы межличностных отношений, конфликты по поводу воспитания ребенка, разделения обязанностей по уходу за ним. Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. Все эти типы воспитания, так или иначе, деформируют личность ребенка, затрудняют его дальнейшую социальную адаптацию.

В работах И.И.Мамайчук с соавторами и В.В.Ткачевой показано, что в семьях, где воспитываются дети с ДЦП, наиболее частый тип отношений -- гиперопека, тормозящая личностное развитие ребенка, лишающая его самостоятельности, способствующая закреплению тормозимых черт личности и формированию нереальных планов на будущее. В то же время в части семей наблюдается эмоциональное отвержение больного ребенка, что ведет к формированию у него чувства неполноценности, неуверенности в себе, а при неустойчивом типе характера вызывает реакции активного протеста.

В исследовании В.С.Чавес показано, что в общении с подростком, больным ДЦП, родители используют стиль потворствующей протекции, который проявляется в удовлетворении любых потребностей без предъявления адекватных требований. Такой стиль воспитания способствует развитию эгоцентризма, повышенной зависимости от родителей.

Проблемы, связанные с обеспечением жизнедеятельности семьи, воспитание и обучение больного ребенка ложатся в первую очередь на женщину. Отец больного ребенка в основном обеспечивает экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения такого ребенка и не исключается, как мать, из жизни социума. Отец ребенка меньше, чем мать, проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием своих семейных обязанностей. В связи с этим психика отца не подвергается патогенному воздействию стресса столь же интенсивно, как психика матери больного ребенка.

В. В. Ткачева выдела три уровня качественных изменений происходящих в семьях воспитывающих детей с ДЦП: психологический социальный, соматический. На психологическом уровне деформируются: сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений; система отношений членов семьи с окружающим социумом; особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка. Это, по мнению автора, может быть обусловлено следующими причинами: психологические особенности личностей самих родителей, их способность принять или не принять больного ребенка; наличие комплекса расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, степень их выраженности; отсутствие положительно поддерживающего воздействия социума в контактах с семьей, воспитывающей аномального ребенка. На социальном уровне происходит следующие изменения в такой семье.

После рождения ребенка с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих многочисленных трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда) [35, с.122].

Это испытание оказывает также деформирующее воздействие на взаимоотношения между родителями больного ребенка. Одним из самых печальных проявлений, характеризующих состояние семьи после рождения ребенка с отклонениями в развитии, является развод. Не всегда внешней причиной развода называется больной ребенок. Чаще всего родители детей, объясняя причину разрыва семейных отношений, ссылаются на испортившийся характер супруги (или супруга), отсутствие взаимопонимания в семье, частые ссоры и, как следствие, охлаждение чувств.

Тем не менее, объективным стрессором, фрустрирующим психику членов семьи, является сам факт рождения больного ребенка и состояние его здоровья в последующий период. Сложившаяся новая ситуация становится испытанием для проверки подлинности чувств как между супругами, так и между каждым из родителей и больным ребенком. Известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью. Однако часть семей не выдерживает такого испытания и распадается, что оказывает отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка с отклонениями в развитии. Неполные семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, по нашим данным, составляют от 30 до 40%.

КАК УСЛОВИЕ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

КАК УСЛОВИЕ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Максимова Ирина Валентиновна,

преподаватель кафедры возрастной и

педагогической психологии НГПУ

Старший воспитатель МКОУ № 365

По мнению зарубежных авторов (Г.Банч, 2002) занимающихся проблемой инклюзии, включение детей с особыми образовательными потребностями в систему дошкольного, начального и среднего образования невозможно без эффективного взаимодействия с семьёй.

Психология и философия новых форм образования детей с двигательными нарушениями уже принята родителями, педагогами и специалистами, работающими в системе специального и общего образования. Современные исследования (Дудьев В.П., 2004) и первые итоги внедрения инклюзии подтверждают мнение психологов о том, что данный путь является наиболее эффективным для социализации и становления личности ребёнка. При этом процессу воспитания при взаимодействии с взрослым отводится ведущая роль независимо от того, какими бы природными анатомо-физиологическими предпосылками не обладал ребёнок.

Детский церебральный паралич и другие нарушения опорно-двигательного аппарата ограничивают детей не только в двигательной деятельности, но и в значительной мере задерживают их когнитивное и речевое развитие, часто сопровождающиеся серьёзными сенсорными нарушениями (И.Ю.Левченко, К.А.Семёнова, О.Г.Приходько и др.). В настоящее время у детей данной категории часто проявляется тенденция к изоляции от общества, которая проявляется в нарушении способности включаться в общество. Согласно И.А.Джидарьяна (1981), отклонения в развитии личности аномальных детей вызывают, прежде всего, нарушения в области познания и коммуникации, а также могут стать причиной патологических форм поведения и активности.

Л.М.Шипицина и И.И.Мамайчук (2001) отмечают, что дети с ДЦП отличаются нарушением контактов с другими людьми, в частности, недостатком социальных контактов, обусловленных неправильным воспитанием или неблагоприятным воздействием социального окружения.

По мнению В.В.Ткачёвой (2006), И.А.Скворцова (1995), В.С.Чавес (1993), отмечаются наиболее трудно решаемые проблемы семей: отрицательное отношение близких к детям с психофизическими нарушениями; неадекватные родительские установки и модели воспитания; неблагоприятные межличностные отношения в семьях; высокий уровень прихоэмоциональных проблем матерей, которые негативно влияют на детско-родительские отношения и процесс воспитания.

В рамках нашего исследования коммуникативной деятельности старших дошкольников с ДЦП, мы обратили внимание на зависимость между преобладающей формой общения ребёнка с взрослым (М.И.Лисина) и родительскими установками, стилем воспитания. Чем адекватнее и гармоничнее отношения в семье, тем более высокая форма общения диагностируется у ребёнка. Данные по тесту – опроснику родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина показали следующие результаты:

- 72% матерей эмоционально отвергают ребёнка с данным дефектом;

- 30% матерей воспринимают его как инфантильного, личностно несостоятельного, социально неприспособленного , что вызывает раздражение, нетерпимость и унижение ребёнка;

- 50% стремятся к симбиотическим отношениям с ребёнком, они излишне его опекают, ограждают от трудностей;

- качественный анализ содержания ответов показал, что матери детей с церебральным параличом затрудняются в определении меры требовательности и строгости к ребёнку;

- авторитарная гиперсоциализация отмечается у 40% матерей;

- у 45% родителей прослеживается противоречивость в отношении к детям.

При определении доминирующей формы общения ребёнка со взрослым в группе исследуемых (50 дошкольников с разными формами ДЦП) выяснилось, что 60% детей 6-7 лет показывают ситуативно - деловую форму общения.

Это свидетельствует о том, что дети старшего дошкольного возраста с церебральным параличом отстают от возрастных норм в коммуникативном развитии. При соотнесении и персонализации данных обоих исследований отмечается соответствие детей, выявивших ситуативно-деловую форму общения с взрослым и родителей, имеющих негативные проявления по отношению к ним.

В связи с этим, одним из важнейших направлений коррекционной работы являлось – организация эффективного взаимодействия специалистов с родителями детей для нормализации стиля родительского отношения. Положительный результат данной работы, по нашему мнению, должен повлиять на формирование возрастных форм общения ребёнка с взрослым (внеситуативно-познавательной, внеситуативно-личностной).

Данные формы общения должны стать основой социализации детей с церебральным параличом в общеобразовательной школе.

Целью психокоррекционной работы было включение родителей в процесс формирования у детей с ДЦП коммуникативной деятельности.

Одним из важных направлений коррекционной работы была психологическая поддержка родителей. Нормализация межличностных отношений в семьях, определение адекватного стиля общения с ребёнком, коррекция родительской тревожности и оптимизация их потенциальных педагогических возможностей стали темами психологических тренингов, групп самоподдержки, круглых столов и индивидуальных консультаций, заседаний родительского клуба и открытых занятий с родителями. Одной из важных проблем данной работы является то, что многие мамы и папы не осознают своих проблем, тем самым создают значительные трудности в работе с детьми.

Следующим направлением работы с родителями является обучение их доступным методам развития и коррекции детей в домашних условиях, формированию и закреплению коммуникативных навыков. Увеличение педагогической компетенции родителей носило всесторонний характер, но особое внимание уделялось развитию форм общения старших дошкольников с ДЦП с взрослыми. Формирование понятий коммуникативной деятельности, осознание её значимости в развитии ребёнка с ДЦП, овладение разными техниками общения и знаниями об создании необходимых условий для этого.

В результате данной работы появились положительные тенденции как и в направлении детско-родительских отношений, так и в развитии общения дошкольников. У родителей изменилась позиция по отношению к своим детям – снизились эмоциональное отвержение и гиперопека, авторитарная гиперсоциализация. Сами родители отметили, что появилась оптимистическая позиция на возможности ребёнка, расширился спектр тем для общения.

У детей стали наблюдаться более содержательные контакты даже при ситуативно – деловой форме общения. Взрослый стал чаще выступать как объект для знаний, соратник для бесед. Педагоги отметили значительный качественный скачёк в средствах общения, используемых детьми.

Важным выводом данного этапа нашей экспериментальной работы является то, что воспитание у родителей активной жизненной позиции в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья базируется прежде всего на их психолого – педагогической и социальной компетенции.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимофеева Ирина Владимировна

Рассматриваются особенности родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей с детским церебральным параличом с позиции семейных систем М. Боуена. Выявлена специфика особенностей отношений, влияющая на характер семейного воспитания.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тимофеева Ирина Владимировна

The article deals with special features of parent-child relations in the families with children having cerebri paralysis viewed from the point of view of Bowen theory of the family systems. The specific features of the relationships influencing the type of family upbringing are identified.

1. Agaveljan O. K. Obwenie detej s narushenijami umstvennogo razvitija: Avtoref. dis. . d-ra psihol. nauk: M.: APN SSSR, NII defektologii, 1989. 34 s.

2. Vlasova T. A., PevznerM. S. O detjah s otklonenijami v razvitii. M., 1973.

3. Matasov Ju. T. Izuchenie myslitel'noj dejatel'nosti uchawihsja vspomogatel'noj shkoly. L.: LOIUU, 1991. 24 s.

4. Omarova P. O. Razvitie obwenija umstvenno otstalyh mladshih shkol'nikov. Mahachkala: JUpiter, 2002. 120 s.

5. Osobennosti umstvennogo razvitija uchawihsja vspomogatel'noj shkoly / Pod red. ZH.I.SHif, M.: Pros-vewenie, 1965.

6. Pevzner M. S. Deti-oligofreny (izuchenie detej-oligofrenov v processe ih vospitanija i obuchenija). M.: APN RSFSR, 1959. 487 s.

7. Petrova V G. Razvitie rechi i poznavatel'naja dejatel'nost' umstvenno otstalyh shkol'nikov: Avtoref. dis. d-ra psihol. nauk. M.: APN SSSR, NII defektologii, 1975. 42 s.

8. Razuvan E. I. Formirovanie umenij delovogo obwenija u uchawihsja starshih klassov vspomogatel'noj shkoly: (Na materiale social'no-bytovoj orientirovki): Avtoref. dis. . kand. ped. nauk. M., 1989.

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ СЕМЕЙНЫХ СИСТЕМ

Рассматриваются особенности родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей с детским церебральным параличом с позиции семейных систем М. Боуена. Выявлена специфика особенностей отношений, влияющая на характер семейного воспитания.

Ключевые слова: теория семейных систем М. Боуена, родительско-детские отношения, детский церебральный паралич, ядерный эмоциональный семейный процесс.

THE FEATURES OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN FAMILIES WITH CHILDREN HAVING CEREBRI PARALYSIS BASED ON THEORY OF FAMILY SYSTEMS

The article deals with special features ofparent-child relations in the families with children having cerebri paralysis viewed from the point of view of Bowen theory of the family systems. The specific features of the relationships influencing the type offamily upbringing are identified.

Keywords: Bowen theory of family systems, parent-child relations, nuclear emotional family process.

Семья ребенка с ограниченными возможностями сравнительно недавно стала объектом изучения и социального действия. Особое значение в разработке названной проблемы приобретает факт признания того, что нарушение психического и физического развития не является чисто медицин-

ским явлением ни по причинам возникновения, ни по последствиям.

Общепризнано, что семья является своеобразным посредником, медиатором между индивидом и обществом. В точном соответствии с идеологиями традиционных обществ наука (в том числе и психологиче-

ская наука) акцентировала лишь один аспект посреднической функции семьи, — ее посредничество воздействий социума на индивида, обеспечение развития социума посредством адаптации индивида к социуму.

Однако семья, как такой посредник, может решать и другой класс задач: семья является также посредником между индивидом и социумом в процессе развития, самоактуализации индивида как такового. Семейная поддержка способствует повышению степени предотвращения жизненных трудностей с использованием стратегий разрешения сложной ситуации и уменьшению применения стратегий избегания. Роль социальной поддержки особо подчеркивается в работе А. Мантин, который отмечает, что сопротивляемость зависит не только от состояния личности, но и от наличия поддержки окружающих [6, с. 93].

Вместе с тем очевидно, что психологические и личностные особенности родителей как фактор социальной адаптации ребенка-инвалида, исследованы недостаточно. Семья является первичной средой развития ребенка, члены семьи формируют эту среду.

В работах А. Адлера, которые отражают компенсаторные возможности психики ребенка с физическими дефектами, автор делает очень важный вывод о том, что пред-

Влияние семьи на психологические особенности ребенка и становление его личности неоднократно изучались в зарубежной и отечественной психологии. В настоящее время достаточно широко рассмотрено влияние родительского отношения на зарождение отдельных личностных показателей ребенка, таких как становление образа Я ребенка, нравственное и эмоциональное

развитие, самостоятельность, но недостаточно описано это влияние на детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Главной характеристикой родительского отношения является любовь к ребенку, которая определяет целостное отношение к нему как к уникальной личности: доверие, радость от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и пр. С другой стороны, именно родитель несет ответственность за формирование личности ребенка, за усвоение им норм и правил поведения, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками. Все это предполагает требовательность и контроль и превращает ребенка в предмет воспитания, оценки, сравнения с другими. И то и другое выражено максимально ярко, что порождает внутреннюю напряженность родительской позиции [8, с. 25].

Для изучения разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье было исследовано 306 семей, проживающих в г. Екатеринбурге и других городах Свердловской области. В соответствии с генеральной совокупностью, семьи, где есть девочки и мальчики с диагнозом ДЦП, распределились в пропорции 1:1,8 (семьи с девочками — 142; семьи с мальчиками — 164). Средний возраст детей составил 9 лет, возраст родителей — от 27-45 лет. Семейный статус: полные семьи — 220, неполные — 86. Другим значимым показателем данной выборки выступает нарушение интеллекта, что часто является вторичным дефектом при ДЦП. Среди мальчиков с нарушением интеллекта — 50 человек, среди девочек — 40 человек.

организации семейной жизни и оценить ро-дительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. В методике выделены 23 аспекта — признака, касающихся разных сторон отношения к семейной роли и 15 — касающихся родительско-детских отношений.

Теория семейных систем признает взаимозависимость физического, социального, эмоционального факторов в функционировании членов семьи. Так, изменения в одном компоненте системы сразу же вызывают изменения в других. Семейные интеракции и взаимоотношения являются обратимыми, повторяющимися и типичными. В теории семейных систем определяются концепции, характеризующие статику и динамику семейной жизни. Они связаны со структурой семьи и семейными интеракциями. Структура семьи включает такие факторы, как состав, культурный стиль и идеология семьи.

Для объяснения картины функционирования семьи необходимо осознавать наличие системы семейных интеракций, которая включает четыре основных компонента: подсистемы — брачная, родительская, детская, расширенная, сплоченность (сплетенность — разобщенность), адаптивность и коммуникации.

Семья обладает всеми характеристиками живой системы. Сдвиги в функциональном состоянии всей семьи отражаются на состоянии каждого индивида. Здоровье каждого члена семьи напрямую связано с функциональным состоянием семьи как единого целого. Заболевание одного из членов семьи влияет на всю семейную систему, что, в свою очередь, оказывает воздействие на каждого в отдельности, в том числе и на родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

телей и ребенка, всегда можно выделить три взаимосвязанных привязанности — пары друг к другу и каждого из родителей к ребенку. Каждая из этих привязанностей может влиять на любую другую через механизм изменения функционального состояния каждого индивида и соответствующие реакции других членов семьи на эти изменения. Эта базовая единица ядерной семьи воспроизводится заново по мере рождения каждого последующего ребенка. Таким образом, ядерная семья может быть описана как серия взаимосвязанных треугольников. Изменения, происходящие с одним из членов семьи или же в его взаимоотношениях с окружающими людьми, могут распространяться через сеть таких взаимодействующих треугольников и таким образом влиять на функциональные состояния и поведение других членов семьи. Следовательно, что влияет на одного индивида, то может повлиять и на целое, а что влияет на целое, то может повлиять на любого отдельного индивида.

Отношение к семейной роли родителей, имеющих детей с ДЦП (%)

Аспекты отношений Родители, имеющие детей с ДЦП, с сохранным интеллектом Родители, имеющие детей с ДЦП, с нарушенным интеллектом

Полная семья Неполная семья Полная семья Неполная семья

Отношения, обеспечивающие воспитание детей 68,2 73,1 65,8 46,3

Межсупруже ские 27 78,1 52,8 81,3

Хозяйственно -бытовые 59,3 72 54,2 39,4

В контексте семьи на взаимоотношения родителей и ребенка оказывают влияние множественные факторы, среди которых [10, с. 80] на первый план выходят факторы отца, матери и ребенка, отношений матери и отца, а также влияние окружающей среды. Важнейшей детерминантой отношений отца и матери, как показали исследования, является поддерживающий совместный брак, так как это вносит определенную ответственность в отношение между партнерами. Неполные семьи и семьи, имеющие детей с ДЦП, осложненные нарушением интеллекта, как выявлено в нашем исследовании, имеют высокий процент по шкалам. Это говорит о том, что происходит дисфункция одного из супругов. Семьи находятся в условиях психотравмической ситуации. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ре-

бенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи. Значительная часть недифференцированности оседает в адаптивной позиции одного из супругов. Псевдо-Я адаптирующегося супруга вливается в псевдо-Я доминирующего супруга, который принимает на себя все больше и больше ответственности за семью.

В хозяйственно-бытовом аспекте отношений больший процент по шкале (72%) имеют неполные семьи, воспитывающие детей с ДЦП с сохранным интеллектом. Это свидетельствует о приоритете семейных проблем у матерей, воспитывающих детей без отца, о неудовлетворенности ролью хозяйки, постоянной усталости в обстановке угнетенного, тревожного семейного климата. Психоэмоциональное напряжение может привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Эмоциональные перегрузки вызывают определенные изменения в поведении и здоровье матери, что отражается на ребенке. Получается замкнутый круг: болезнь, инвалидность ребенка вызывают стресс у матери, а последствия стресса усугубляют болезнь ребенка.

С позиции системы М. Боуена, процесс семейной проекции, посредством которого недифференцированность родителей наносит ущерб ребенку, протекает в рамках треугольника отец—мать—ребенок.

Корреляция стилевых особенностей родительско-детских отношений

с позиции родителей

Стиль отношений Дети с ДЦП Дети с ДЦП Дети с ДЦП

с сохранным с сохранным с нарушенным

интеллектом интеллектом интеллектом

Оптимальный эмоциональный контакт .1

Излишняя эмоциональная дистанция .370**

Излишняя концентрация на ребенке .542** .490**

Примечание: ** — p Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Karelin A. Bol'shaja jenciklopedija psihologicheskih testov. M.: Izd-vo Jeksmo, 2006. 416 s.

6. Ryl'skaja E. A. Psihologija zhiznesposobnosti. SPb.; Cheljabinsk: CHel.GPU, 2007. 189 s.

7. Savinova E. A. Osobennosti materinskih ustanovok po otnosheniju k detjam s narushenijami v razvitii // Voprosy psihologii. 2002. № 5. S. 15-23.

8. Smirnova E. O. Osobennosti otnoshenija roditelej k rebenku s trudnostjami v obwenii // Voprosy psi-hologii. 2008. № 4. S. 24-34.

9. Bronfenbrenner U. Discovering what families do. In: Blankenhorn D., Bayme S., Elstain J. (Eds.). Rebuilding the nest: a new commitment to the American family. Milwaukee, WI. 1990. P. 27-38

10. Doherty W.J. et al. Family theories and methods: A contextual approach. N. Y.: Plenum Press, 1993. P. 146.

11. Scorgie K., Sobsey D. Transformational outcomes associated with parenting children who have disabilities // Mental Retardation. 2000. V 38. № 3. P. 195-206.

СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНАЯ СПОСОБНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

В статье дается обоснование субъектного подхода как методологического основания для изучения сопротивляемости личности негативным жизненным ситуациям, определена взаимосвязь сопротивляемости как свойства личности с преобразующей активностью личности, связывающей субъектность и сопротивляемость, предложено авторское определение сопротивляемости как личностной способности человека с точки зрения свойства функциональной системы, интегрирующей различные психические функции и свойства.

Ключевые слова: субъектность, субъектный подход, сопротивляемость, личностная способность, свойство функциональной системы, личностный адаптационный потенциал, активно-преобразующая деятельность человека.

RESISTIBILITY AS А PERSONALITY CAPABILITY OF THE MODERN HUMAN

The subject approach as a methodological basis for studying resistibility of the person to negative life situations is substantiated. The interrelation of resistibility as a property of the person with inventive activity connecting subjectivity and resistibility is argued. A definition of re-sistibility is suggested describing it as a personal capability of a person from the point of view of property of the functional system integrating various mental functions and properties.

Keywords: subjectivity, subject approach, resistibility, personal ability, functional system property, personal adaptable potential, actively transforming human activity.

Проблема сопротивляемости личности ре. Устойчивый интерес к данной проблеме

негативным ситуациям техногенного, соци- в психологии обусловлен усилением роста

ального и личностного характера становит- в последние годы негативного воздействия

ся все более актуальной в современном ми- природных, экологических, социальных и

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.