Занятие со слепым ребенком дцп


Занятие по формированию фонематического слуха и закреплению правильногопроизношения. Тема: "Звук "с"".

Занятие по развитию лексико-грамматичиских представлений. Тема: "Предлог "от". Практическое употребление всех форм косвенных падежей сущствительных в единственном числе".

Занятие по формированию понимания обращенной речи и развитию коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
занятие по формированию фонематического слуха и закреплению правильного произношения. Тема: "Звук "с"". 24.27 КБ
Занятие по развитию лексико-грамматических представлений. 22.83 КБ
Первые занятия со слепым не говорящим ребенком. 20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия (со слепым ребенком Кирилл М., 4,5 г.)

Занятие по формированию фонематического слуха и закреплению правильного произношения.

Учитель-логопед: Лебедева Т.В.

Цель: Формирование фонетико-фонематических навыков в произнесении, восприятии звука [с] на материале лексико-грамматических игр.

Игрушки, насос, самолет, автобус, слон, бегемот, носорог, сабака, курица Сонька.

Начинать, заканчивать, угадывать, широкий, узкий, щель, воздушная струя, игрушечный, продавец, покупатель.

1. Организационный момент:

Логопед: Здравствуй, Кирюша! Как твои дела? .

К нам в гости пришла игрушечная птица. Посмотри руками и постарайся узнать ее.

(обследуем игрушку, выделяя основные признаки).

Кирилл: это курица.

Логопед: правильно, а зовут ее Сонька. Она сегодня с нами будет играть.

Кирилл: Понятно! (Кирилл уточняет, когда он будет поднимать руки, а когда опускать).

Логопед: «Ласточка, собака, самолет, санки, сорока, соловей, самокат, синица, стул, аист, оса, лес, стол, листья, письмо, автобус, лось, сокол и т.д.

Молодец! Давай вспомним, какие предметы летали

Кирилл. самолет, сорока, сокол, оса и т.д.

Логопед: Умница! Ты был очень внимательный!

• Введение в тему:

Логопед: Кирюш, послушай внимательно, а какой звук встречается во всех этих словах:

с - самолет, с - сорока .

(Ребенок обследует игрушку вместе с педагогом или с мамой, выделяя характерные признаки предмета).

-губы у нас растянуты в улыбке ,потрогай руками мои губы. а теперь свои - у тебя так же? А у мамы?

Логопед: между зубками у нас щель (потрогай. ).

Логопед: Широкий язычок спрятался за нижние зубки. Где у тебя нижние зубки? Покажи? Правильно.

Холодная струя воздуха дует вниз на ручку. Попробуй, почувствуй как у меня. А теперь попробуй сам!

Логопед: Это у нас звуковая дорожка ,(рельефное изображение дорожки на листе картона), мы ставим на неё пальчик и тянем звук от начала дорожки и до конца. (Пальчик движется слева на право => подготовка к письму.)

(Перед тем, как приступить к выполнению этого задания, логопед вместе с ребенком и мамой обследуют дорожку, по которой он будет тянуть звук).

Употребление форм косвенных падежей существительных женского рода единственного числа.

Логопед: Кирюш, а сейчас мы будем с тобой сочинять стихи про . осу. Я начинаю, а ты заканчивай.

Ой - ой - ой! Летит -.

Логопед: Сы - сы - сы

Видел кто из вас .

Логопед: Сы - сы - сы

Логопед: Кирилл, ты внимательный! Какие стихи сочинил! Молодец!

Обучать спряжению глагола «хотеть.

Логопед: Давай еще поиграем?!

Кирилл: Давайте, а во что?

Логопед: Правильно! Я буду продавец, а ты покупатель.

(Кирилл внимательно обследует и называет каждую игрушку: слон, бегемот, насос, . мама следит и при необходимости помогает, обращает внимание на характерные признаки предметов).

Логопед: Кирилл, чтобы ты хотел купить в магазине?

Кирилл: Я хочу . собаку!

Логопед: Кирюш, а что мама хочет купить?

Кирилл: Мама хочет купить . самолет!

Логопед: Кирюш, а как сказать про детей?

Кирилл: Дети хотят купить . насос!

  1. Развитие памяти, четкости, речи.

Логопед: Послушай стихи про самолет:

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме!

Логопед: Кирюш, а как же самолет летает? Он машет крыльями?

Кирилл: Нет. Он железный. А птица машет.

(мама с Кириллом берут нашу курицу Соньку и пробуют - машет она крыльями или нет. Тоже самое проделывают с самолетом).

Как интересно мы с тобой поиграли сегодня! Какой звук мы сегодня слушали?

Логопед: мама тоже посмотрела, послушала.

Придешь домой обязательно расскажи папе, чем мы с тобой занимались и какой ты был внимательный!

Предварительный просмотр:

(со слепым ребенком

Занятие по развитию лексико-грамматических

Учитель-логопед: Лебедева Т.В.

Начинать, заканчивать, угадывать, широкий, маленькое слово, движется, отталкивается, отпрыгивает, отходит, отбегает, полное предложение.

Логопед: Здравствуй, Кирюша! Как дела?

К.: Хорошо. Я пришел заниматься.

Л.: Молодец! Мы сегодня поиграем с тобой, и поговорим.

Л.: Кирюш, давай вспомним, какое маленькое слово мы слушали с тобой на прошлом занятии?

Л.: Молодец! А давай вспомним, что оно обозначает?

К.: «Когда кто-то к кому-то движется!

Л.: Умница! Придумай мне предложение с этим словом.

К. Мама подошла к машине.

отодвигается от чего-то (отталкивается, отпрыгивает, отходит, отбегает и т.д.

=> У меня есть игрушка (обследуем).

Л.: Правильно! И если я его брошу в стену, от чего он оттолкнётся? (Бросаем мяч)

Л.: А если я его брошу в пол? (бросаем мяч)

Л.: Кирюш, подумай-ка внимательно, кто от кого будет прятаться?

К.: Мышка от кошки

Л.: А теперь скажи полным предложением

К.: Мышка будет прятаться от кошки

К.: Птичка, кузнечик

Л.: Кто от кого будет прятаться?

К.: Кузнечик будет прятаться от птички

Л.: Правильно! Он тоже пришел к нам в гости! (Обследуем фигурку Колобка), а давай-ка вспомним от кого ещё ушел колобок.

Даём Кирюше фигурку Колобка и он вспоминает песенку

К.: «от бабушки ушёл, от дедушки, от зайца, от медведя.

Л.: А от кого не ушёл?

К.: Она хитрая была и съела его!

Л.: Молодец! Вспомнил сказку!

6. Учить употреблять все Формы косвенных падежей существительных в единственном числе.

Л.: Отлично! Я говорю начало предложения, а ты его заканчиваешь этим словом (машина).

Л.: Пять человек сидело в .

Л.: Папа отошел от .

Л.: Сосед купил новую .

Л.: Механик лежит под .

Л.: Пассажир сел в .

Л.: Молодец! Вот еще один предмет.

Л.: Играем так же, я начинаю предложение, а ты заканчиваешь словом . каким?

Л.: Много картинок было в .

Л.: Коля положил карандаш на .

Л.: Коля пришел в гости с ..

Л.: Мама не может ездить в метро без .

Л.: Молодец! Очень хорошо и внимательно занимался Жду тебя в следующий раз!

Предварительный просмотр:

(Первые занятия со слепым не говорящим

Учитель-логопед: Лебедева Т.В.

Тема: Формирование понимания обращенной речи и развитие коммуникативных навыков.

Цель: Формирование понимания обращенной речи и развитие коммуникативных навыков.

  1. Коррекционные:
  • Обучать навыкам обследования предмета;
  • Развивать слуховое внимание;
  • Развивать ощущение собственного движения.
  1. Воспитательные:
  • Формировать положительный настрой на совместную с взрослым работу.

Мячик, кубик; игрушка: медведь, барабан.

Мяч, кубик, барабан, мишка, поищем, поиграем,

  1. Вызвать улыбку, положительный настрой:

Логопед: Здравствуй, Максимка!

Максим или (Мама): Здравствуйте, тетя Таня.

(Здесь и далее - если ребенок затрудняется или не хочет отвечать, то логопед обращается к маме).

Логопед: Ты пришел к нам в гости поиграть? Какой ты сегодня красивый! Какие у тебя штанишки!

(Добиваемся (стараемся) что бы Максим как-то реагировал на слова. Например, мама руками Максима трогает его штанишки и т.д.).

Присаживайтесь на стул. Где стул, Максим, давай поищем!

(Вместе с мамой находят стул, обследуют спинку стула, сиденье).

  1. Развитие ощущений собственных движений:

Логопед: Давай с тобой поиграем.

(Мама действует руками ребенка, а логопед произносит текст)

Ладушки - ладушки, где были?

Посидели, посидели и опять полетели.

Сели на ножки . на головку . и т.д.

3. Побуждение к выполнению простой инструкции

(внимание к речи говорящего):

Логопед: Максим, посмотри ручками, какие игрушки я тебе принесла

(Логопед дает по одной игрушке в руки ребенку: мяч, кубик).

Мама берет со стола ручками Максима сначала мячик => обследует, называет. Затем кубик => обследует, называет.

Логорпед: Максим, дай мяч.

Т.ж. самое с кубиком.

Логопед: Спасибо, Максим!

4. Побуждать ребенка к произвольному звукоподражанию:

Логопед: Максим, к нам в гости пришел мишка - игрушечный. Потрогай ручками.

(С мамой производят движения (обследуют сверху вниз)).

Логопед: А теперь Максим: (если Максим отказывается, то все действия выполняет мама).

Логопед: Молодец, Максимка.

5. Привлекать внимание ребенка к звучащему предмету:

А теперь, Максим постучит в барабан [Мама, руками Максима сначала обследует барабан, палочки) ; затем выполняет простые движения => игра на барабане).


ДЦП - детский церебральный паралич относится к разряду сложных заболеваний. Представляет собой комплекс двигательных нарушений, возникающих из-за патологий проводящих путей в головном мозге.

Именно по этим причинам у маленьких пациентов с таким диагнозом замедлено развитие речи, имеются проблемы со слухом, зрением и моторикой.

Заключение о том, страдает малыш подобным заболеванием или нет, врачи делают по достижении детьми однолетнего возраста, исследуя сопутствующие, наследственные заболевания, пристально наблюдая за тем, как пациенты ведут себя в повседневной жизни.

Как правило, большинство родителей не воспринимают страшный диагноз как приговор, а, напротив, оказывают всяческую поддержку своему чаду в борьбе с недугом.

Детям с диагнозом ДЦП непросто научиться сидеть, тяжело стоять и также сложно освоить процесс ходьбы, поскольку они не имеют чётких представлений, как нужно двигаться правильно.

Учитывая данные особенности, специалисты разработали целый ряд упражнений, направленных на развитие двигательных навыков, которые можно выполнять и в домашних условиях. Однако лучше, если занятия будут проходить под контролем медицинских работников .

Для того, чтобы организовать такие игры и упражнения совсем не потребуется никаких специальных приспособлений. Вы можете проводить их сами или наблюдать за занятиями, проводимыми специалистами.

Доказано, что дети старшего возраста лучше запоминают игры, которые проводятся в группах по несколько человек, однако в отдельных случаях требуются индивидуальные занятия.

Вовлекать ребёнка страдающего ДЦП в специализированные игры лучше на самом раннем этапе. Специфика упражнений зависит от того, насколько сложно протекает заболевание. Для того, чтобы подобрать правильный комплекс достаточно консультации у врача.

Комплекс упражнений для разминки

Перед тем, как начать занятие, нужно помассировать ручки детей или побудить их выполнить упражнения, которые представляют собой своеобразную разминку перед основным комплексом:

- малыши кругообразными движениями охватывают правую и левую кисти;

- необходимо провести от ногтя до основания каждого пальца сначала на правой руке, затем повторить эту процедуру на левой;

- под предводительством взрослого дети ведут рукой от основания кисти до кончиков пальцев на каждой руке поочерёдно.

После этого можно проводить игры, которые сделают пальцы больного ДЦП ребёнка более подвижными:

- попросите малышей сжать пальцы в кулак, за исключением среднего и указательного, вытянуть руку вперёд, а затем повернуть кисть вправо и влево;

- указательный и средний пальцы дети вытягивают вверх (напомним, что остальные пальцы остаются сжатыми в кулака), а затем сгибают и разгибают их поочерёдно;

- особенность следующего упражнения заключается в том, чтобы коснуться большого пальца всеми остальными поочерёдно;

- указательным пальцем малыши рисуют круг, причём делают это правой рукой, а затем левой. Впоследствии это упражнение можно выполнять двумя руками сразу.

Игры и упражнения для детей, страдающих ДЦП

Игра "Зайка серый умывается " (3-7 лет).

Все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:

"Зайка любит погостить,
Мы с ним тельце будем мыть.

Вот он вымыл ротик, ушки.

Ах, какой же он послушный!

Не забудет он о лапках -

Их протрет чистейшей тряпкой.

И давай потом скакать -

"Нужно в гости ведь бежать!"

Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем. Игра может быть окончена после того, как в роли этого животного побывает хотя бы 5-6 детишек.

Игра "Прокати мяч с горки" (2-5 лет).

Для того, чтобы заняться этой подвижной игрой, нужно скатывать мячик по наклонной плоскости. При этом, один участник должен бросать его сверху, а другой – ловить этот предмет снизу. После таких бросков игроков нужно менять местами. Эта малоподвижная игра хорошо влияет на координацию движений и подвижность суставов.

Игры по развитию вестибулярного аппарата.

"Пройди, не задев ворота" (5-14 лет).

Чтобы приступить к игре, нужно сделать из стульев ворота (четыре штуки), проход в которых будет равняться 50-ти см. Через них детишкам нужно пройти так, чтобы ничего не задеть и не сбить. Сначала участники действуют с открытыми глазами, а потом пробуют осуществить то же самое без задействования органов зрения.

Победителем объявляется тот, кто смог пройти препятствия без помех. Эти подвижные игры учат осторожности и хорошей концентрации.

"Повернись - не ошибись" (7-14 лет).

Дети становятся в ряд в шаге друг от друга и поворачиваются лицом к руководителю. Потом они закрывают глазки и делают то, что говорит инструктор. А он отдает команды повернуться налево или направо, покружиться на месте, сделать шаг назад или вперед. Те участники этой подвижной игры, которые выполнили все упражнения правильно, считаются победителями.

Упражнения для укрепления мышц (миалгия)

"Запрещенное движение" (6-14 лет).

"Передал - садись" (7-14 лет).

Игроков разделяют на две команды, в каждой из которых должно быть по 5-6 детей. Они становятся в шеренги лицом друг к другу. Группы выбирают капитанов, которые отходят на расстояние пяти шагов от своих команд. Их место очерчивается мелом, а в руки предводителям групп выдаются мячи. Капитаны обеих команд бросают их первым представителям своих шеренг и те, когда поймают мячи, кидают их обратно, а сами уходят и садятся на лавку. Так происходит до тех пор, пока какая-то группа не выиграет (в таком случае все члены одной команды должны оказаться на лавочке скорее, чем их соперники).

Все эти подвижные игры не только помогают бороться с выше указанными заболеваниями, но и дают возможность детям сдружиться, повышают настроение. Особенно хорошо влияют на ребят развлечения, которые пробуждают дух соревнования. Подвижные игры лучше всего проводить на открытом воздухе – это станет отличным и здоровым времяпрепровождением для больных или ослабленных детей.

Кинезиологические игры при поражении суставов (полиартриты)

"Чья лошадка быстрее?" (4-9 лет).

Дети усаживаются на стулья, и им в руки даются палочки, на кончиках которых привязаны веревочки. К ним прикреплены игрушки-лошади на колесах. Эти предметы ставятся в двадцати шагах от участников этой малоподвижной игры. Победителем объявляется тот, кого лошади быстрее докатятся до хозяина. Для этого нужно наматывать веревку на палочку.

"Кулак и ладонь" (6-14 лет).

В этой малоподвижной игре можно участвовать в положении сидя или лежа. Для начала всем участникам необходимо сжать левую ручку в кулак и развернуть его к правой, пальцы которой должны в вытянутом состоянии упереться в него. Потом, наоборот, кисть правой руки сжимается в кулак, а пальчики левой в вытянутом состоянии касаются его. Это упражнение нужно проделывать быстро и четко. Таким образом очень хорошо разрабатываются суставы.

Подвижные игры при поражении суставов

"Вернись на место" (7-14 лет).

Все дети садятся на скамью (можно присесть на стулья). Инструктор очерчивает на полу или на асфальте круг. Первый участник этой подвижной игры встает в него, и с повязкой на глазах делает четыре шажка. Потом он поворачивается налево, опять делает четыре шажка и разворачивает корпус направо дважды. Проходит еще четыре шажка, разворачивает направо, идет еще четыре шажка, и таким образом он должен оказаться в круге, из которого выходил. Если он будет за его чертой, тогда можно повторить упражнение. Выигрывают те дети, которые не преступят ее.

"Снежинки" (3-12 лет).

Для начала этой игры половину детей определяют в группу снежинок, а другую половину относят к разряду ветров. Сам инструктор получает гордое звание "мороз". Когда он произносит фразу "дует-дует сильный ветер", то ребята, которые исполняют его роль, бегут к снежинкам, уже успевшим разбежаться по площадке. Детки, пребывающие в образе ледяных пушинок, становятся на носочки и поднимают ручки высоко вверх. Они расслабляют пальчики и начинают ходить на носочках, а потом и медленно бегать, кружиться. Тем временем, подвижная игра продолжается, инструктор-мороз охватывает себя руками и говорит: "Вот мороз пришел".

А детишки приседают от таких слов, и обнимая свои коленки ручками, подтверждают "Ах, как холодно!", и опускают в знак согласия головы себе на грудь. После этого мороз опять заводит разговор: "А вот и ветерок легкий подул", и снежинки в ответ медленно произносят "фу-у-у-у". Потом они встают, опять поднимают ручки, становятся на носочки и аккуратно начинают бегать, имитируя плавные движения снежинок. Вот так данная подвижная игра и заканчивается, но после окончания она начинается снова. При этом снежинки превращаются в ветер, а он, в свою очередь, берет на себя их роль.

Все игры и упражнения проводятся под наблюдением родителей или медицинских работников. В случае, если ребёнку трудно стоять, бегать нужно его поддержать, помочь сделать движение.

Не оставляйте малыша в беде, нужно помочь ему встать на ноги, необходимо сделать его счастливым и здоровым.


Выдержки из книги МИХАЭЛЯ БРАМБРИНГА "Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье".
ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

Интенсивный телесный и голосовой контакт.
Слепой ребенок в значительно большей степени, чем зрячие дети, зависит от телесного и голосового контакта с родителями. Слепой ребенок считает, что мамы нет, если он не чувствует или не слышит ее. Близость к знакомому человеку имеет первостепенное значение для малолетнего ребенка в процессе создания прочной эмоциональной связи с ним. Поэтому родители слепых детей должны заботиться о телесном контакте с ребенком и постоянно переговариваться с ним, чтобы детей не покидало чувство защищенности и безопасности.
Предварительное оповещение. Зрячие люди никогда не должны брать на руки слепого ребенка, давать ему что-либо в руки или класть в рот без предварительного уведомления. Не получив предварительного оповещения, слепые дети чаще всего пугаются, а в результате может быть спровоцирована реакция отторжения любого телесного контакта.

Направление руки сзади.
Направление руки сзади важно прежде всего при обучении тем видам деятельности, которые совершаются руками, например, при вращении ручки органчика, открывании коробочки или при еде с ложки. Такая методика хороша тем, что при этом руки ребенка и обучающего взрослого движутся в одном направлении. Этот же принцип применим также и при демонстрации движений тела: взрослый совершает то или иное движение вместе с ребенком сзади.
Как показывает наш опыт, направление руки сзади оправдало себя не со всеми детьми. Особенно это касается детей на первом году жизни, но встречаются случаи активного сопротивления такому приему и на втором году. Заметив сопротивление ребенка направлению руки сзади, мы пытались осторожно привить ему соответствующий навык путем прикосновения к кончикам пальцев.

Звуковое и речевое сопровождение всех действий.
Звуковое и — если дети стали немного постарше — речевое сопровождение всех совместных действий родителей и их слепых детей очень важно. Подобно тому как зрячих детей побуждают сделать что-нибудь с помощью показа, мимики и жестикуляции, можно мотивировать слепых детей голосом заняться своими игрушками, Детские песенки, детские стишки или просто звуки могут пробудить интерес слепого ребенка к участию в игре.

Обучение поиску и подбиранию предметов.
У детей, лишенных зрения, отсутствует мотивация к поиску и подниманию с пола упавших игрушек. Благодаря координации зрения и движения рук зрячий младенец уже через несколько месяцев умеет целенаправленно и Уверенно брать в руки тот или иной предмет.
При отсутствии зрения этот процесс затруднен, и слепому ребенку приходится прилагать значительно больше усилий, чтобы получить приблизительно тот же результат. Благодаря систематическим тренировкам в поиске и поднимании слепой ребенок тоже может научиться искать те предметы и тех людей, которых он слышит.

Развитие подвижности тела.
Слепые маленькие дети часто застывают в одном и том же положении тела, при этом диапазон положений очень ограничен. У них нет стимула повернуться вокруг своей оси, перевернуться с живота на спинку или наклониться вперед. Уже во вторые шесть месяцев своей жизни зрячий ребенок начинает ползать на животе, становиться на четвереньки и наконец ходить. У детей, лишенных зрения, этот естественный процесс развития нарушен, поэтому его необходимо стимулировать с помощью игровых упражнений.


Фрагмент из книги Л. А. Фоминой "ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНКА СЧИТАЮТ НЕУПРАВЛЯЕМЫМ"

В данной работе рассказывается о незрячих детях дошкольного возраста, о которых часто говорят, что они неуправляемые.

Часто желание ребенка выйти за привычные для всех рамки его образа жизни принимает неприемлемые для человека формы, которые трактуются как агрессия и неуправляемость. Случается и наоборот, при попытке научить ребенка чему-либо новому он, либо не понимая, чего от него хотят, либо не желая приложить усилие, может оказывать такое сильное сопротивление, что снова подпадает под категорию неуправляемого ребенка. Бывают дети, которые ни на чем не могут концентрировать внимание быстро перекидывая различные игрушки, и отказываются от контакта даже со своими близкими. Нередко ребенок настолько пассивен, что после безуспешных попыток вывести его из этого состояния родители приходят к ошибочному выводу, что он ничего не хочет. Конечно, немалую трудность представляет для родителей и педагога ребенок, который вдруг начинает кричать по разного рода причинам: не понравился какой-либо звук, слово или фраза, прозвенел звонок с урока с мелодией, не звучавшей обычно в это время, и т. д. Ребенок также может начать кричать, оказавшись в незнакомом помещении. Часто ему может казаться, что его снова привели в больницу и сейчас начнут лечить.
Причин быть неуправляемым у незрячего малыша гораздо больше. Здесь причудливо сплетаются проблемы, связанные с отсутствием у ребенка зрения," с его индивидуальными сопутствующими нарушениями, с поведением, характерным для аутичного ребенка, но по существу связанным не с аутизмом, а с домашней изоляцией или с неумением определять, в какой ситуации он находится, и т. д.

В настоящее время особенно, хотя так было и раньше, при обследовании ребенка прежде всего обращается внимание на сохранность интеллекта и на сформированность у него каких-либо интересов. Здесь родители вместе с ре-бенком часто оказываются практически в безнадежной ситуации. Случается, что малыш сразу после рождения оказывается очень болен, а иногда практически находится при смерти. Это приводит к серьезному отставанию в его развитии. И часто родители сконцентрированы на лечении ребенка, считая, что они займутся его развитием и воспитанием, когда он выздоровеет. Но, к сожалению, процесс выздоровления может оказаться долгим, и малыш все больше отстает в развитии. Поскольку он болен, его постоянно опекают: кормят, одевают, раздевают, укладывают спать, водят на прогулку — и ни в чем из вышепере-численного ребенок сам не принимает никакого активного участия. Таким образом, у ребенка формируется привычка к пассивному образу жизни, когда окружающие бывают нужны ему лишь для удовлетворения физиологических потребностей.

Иногда малыш начинает говорить и играть с игрушками, но к трем годам практически перестает это делать. Происходит это часто из-за того, что родители недостаточно уделяют внимания его развитию или не знают, как это нужно делать. Также причиной регресса в развитии может быть неоднократное медицинское вмешательство с применением наркоза или некоторых препаратов. Какими бы щадящими ни были медицинские препараты, к сожалению, нередко они оказывают негативное воздействие. Вот почему, прежде чем применять какие-либо лекарства, следует быть очень осторожными и обязательно прокон-сультироваться у хорошего специалиста. Не нужно стесняться спрашивать о противопоказаниях и возможных побочных воздействиях.


-Чем нужно начинать заниматься в первую очередь?
– Главное –развивать остатки зрения, если они сохранились.

– Зачем, если ребенок все равно не будет видеть?
– Даже если у ребенка сохранилось только светоощущение, это может впоследствии очень помочь ему для ориентировки в пространстве: он сможет увидеть проем окна на фоне стены, препятствие на фоне солнечного света. При этом важно не только сохранить остатки зрения, но и научить малыша ими пользоваться. Очень часто дети с одинаковым уровнем интеллекта и примерно одинаковой остротой зрения очень сильно отличаются друг от друга, потому что одного научили пользоваться остатками зрения, а другого – нет.

– Как же это сделать?
– Нужно вызвать интерес ребенка к зрительным ощущениям, добиться того, чтобы световой символ стал для него значимым. Поэтому важно, чтобы такие игры сопровождались положительными эмоциями, тактильным контактом. Например, мама светит малышу в глаза фонариком и одновременно гладит его, щекочет, говорит что-то ласковое. Для развития светоощущения нужны игрушки, которые мигают, светятся в темноте: светящиеся трубочки, мигающие елочные гирлянды. После полугода, когда малыш уже умеет сидеть, можно научить его включать и выключать лампу при помощи шнурка. Если у малыша есть остатки предметного зрения, ему обязательно нужны зрительные стимулы. Такой стимул должен быть достаточно ярким и легко различимым: крупные игрушки насыщенного цвета или нескольких контрастных цветов. Сначала их размещают в центре (например, подвешивают над кроваткой малыша), потом, когда ребенок начинает на них реагировать, их постепенно смещают вправо или влево, расширяя поле зрения. Кроме игрушек можно использовать крупные картинки, на которых сочетаются черно-белые графические элементы: линии, волны, шахматные поля. Постепенно размер элементов изменяется, увеличивается количество цветов.


– У здорового ребенка развитие общих движений напрямую связано с двигательными стимулами: ему хочется дотянуться, добраться до интересного предмета, получше рассмотреть его. Так дети начинают и держать голову, и захватывать предметы, и ползать. Для слепого малыша зрительных стимулов не существует. Кроме того, при изменении положения тела в пространстве слепые дети испытывают сильный страх, поэтому двигаются неохотно. Но если начать занятия до трех месяцев, страха не возникает. Чтобы малыш привык не пугаться к перемещениям в пространстве, нужно самых первых дней жизни поднимать его, переворачивать, раскачивать из стороны в сторону. Лучше всего, если мама будет выполнять все движения вместе с малышом, положив его к себе на грудь: чувствуя мамин запах, ее прикосновения, слыша ее дыхания, кроха будет чувствовать себя в безопасности. Очень важно, чтобы ребенок лежал на животе (хотя слепые дети очень этого не любят): только так малыш будет учиться держать голову, развивать мускулатуру шеи и спины. Но у слепого ребенка нет мотивации поднять голову: ведь он ничего при этом не увидит. Поэтому нужно, чтобы мама поощряла его, гладила, звенела перед ним разными игрушками. В двигательном развитии зрячего ребенка происходит колоссальный скачок, когда он обнаруживает, что у него есть ручки и ножки, которые случайно попадают в поле его зрения (это случается примерно около трех месяцев). Чтобы такое же открытие смог сделать слепой ребенок, нужно, чтобы его ручки, а затем и ножки зазвучали. Для этого на них надевают звенящие браслеты. очень удобно делать их из мягких резинок для волос, на которые можно нашить шуршащие шарики, бубенчики и т.д. При каждом движении они издают звук, и постепенно малыш обнаружит, что звук связан с его движениями. Чтобы малыш учился захватывать предметы, их нужно вкладывать ему в ручку, причем уже с самых первых дней жизни. Лучше, конечно, чтобы это были звучащие игрушки с интересной разнообразной текстурой. Очень важно научить ребенка не только брать предмет, но и выпускать его, это тяжело.

– Почему?
– Слепой ребенок не видит, куда исчезает предмет, который он выпускает из рук. Игрушка исчезает в никуда и навсегда. Поэтому, ухватившись за интересный предмет, он расстается с ним с крайней неохотой. А отвлечь слепого малыша, переключить его внимание на какое-то новое впечатление очень трудно.
– Сейчас рекомендуют как можно раньше, буквально с первых недель жизни, выпускать детей на пол. Полезно ли это для слепых детей?
– Пока ребенок не достиг той стадии, на которой он способен ползать, лучше его на пол не выпускать. Если для зрячего ребенка на полу гораздо больше зрительных стимулов, и это способствует его интеллектуальному и двигательному развитию, то у слепого ребенка резкие изменение обстановки и расширение пространства может иметь отрицательные последствия: он может испугаться. Поэтому лучше раздвигать границы пространства постепенно. Сначала какую-то часть время ребенок проводит в кроватке. Какую-то – с мамой на диване. Но лучше, чтобы часть дивана, на которой играет ребенок, была огорожена, подушками, крупными мягкими игрушками, чтобы он был защищен. Когда ребенок начал ползать, то мы рекомендуем обязательно перемещать малыша на пол и отгораживать для него часть комнаты, причем поначалу не очень большую, чтобы он не испугался. Пространство, предназначенное для малыша, нужно наполнить интересными предметами. Очень полезно создавать небольшие препятствия: положить на пол подушки, валики, сделать тоннели. Сначала мама должна играть в этом уголке вместе с малышом, приучать его переползать через свой живот, подползать под коленом и т.д. Так ребенок поймет, что это безопасно, интересно и весело.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.