Занятия по обучению грамоте детей с дцп

Светлана Иванищева
Особенности обучения грамоте, развитие графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом

Иванищева Светлана Владимировна

учитель-дефектолог МДОУ детский сад комбинированного вида № 79

Особенности обучения грамоте, развитие графомоторных навыков

у детей с детским церебральным параличом

Как известно, при детском церебральном параличе (далее ДЦП) основное нарушение - это двигательное. Дети с ДЦП испытывают огромные трудности при овладении письменной речью. Практика показывает, как важно в процессе обучения сформировать у детей навыки правильного письма. Ведь именно недостаточный уровень технических навыков письма является одной из основных причин неуспешности детей в учебной деятельности. Овладение письменной речью обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Нарушение деятельности какой-либо из систем, либо их взаимодействия приводит к невозможности полноценного усвоения ребёнком письменной речи.

В связи с двигательной патологией, нарушениями зрения, недостаточным развитием пространственных представлений большинство детей находятся на самом низком уровне владения основными приемами графической деятельности. При детском церебральном параличе часто отсутствуют или искажаются именно те предпосылки, которые создают условия выполнения ребёнком произвольных движений и целенаправленных действий, в том числе письма. Это вызвано патологическими изменениями тонуса и ослабленностью мышц, снижением проприоцептивной чувствительности, недостаточным развитием осязания.

При церебральной патологии у детей отмечаются синкинезии (содружественные движения, непроизвольно сопровождающие основное) и часто патологические синергизмы (стереотипные комбинации движений, которые, мешая развитию точности действий, трудно преодолеваются. Наиболее трудно детям с церебральными параличами бывает изолировать тонкие движения пальцев рук и отдифференцировать сгибания в отдельных суставах, что так необходимо для письма. Поэтому необходима коррекционная работа, цель которой - сформировать моторную и психологическую базу для овладения навыками письма.При этом решаются следующие задачи:

• нормализация мышечного тонуса или уменьшение гиперкинезов в пишущей руке;

• формирование умения выделять и выполнять по возможности правильно, с большой амплитудой движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах пишущей руки;

• научить детей воспроизведению изолированных движений одной и другой рукой, подавляя патологические рефлексы;

• обучать дифференцированному захвату различных предметов;

• формирование правильного захвата и удержания ручки;

• формирование пространственной ориентировки на плоскости листа бумаги.

Для нормализации мышечного тонуса используются приёмы:

1. контрастные ванночки, которые улучшают кровоснабжение, способствуют снятию мышечного тонуса, создают условия для дальнейшей манипуляции рук;

2. работа с глиной, тестом способствует нормализации мышечного тонуса и развитию ручной деятельности, т. е. способствует преодолению основных нарушений у детей с церебральным параличом;

3. использование наждачной бумаги как дополнительный тактильный раздражитель для упроченного закрепления следовых образов.

Для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста весьма эффективен игровой метод обучения. Игра для развития функции рук может выглядеть как имитационные движения, как элементы танцевальных движений, где ритмичность движений также имеет большое корригирующее значение. Для развитиядвижений рук используют имитационные движения:

Далее становится приоритетным направлением работа по развитию функциональных возможностей кистей рук. Детям с церебральным параличом наиболее трудно бывает выполнять изолированные тонкие движения пальцев рук и отдифференцировать сгибания в отдельных суставах, что так необходимо для письма. Преодоление синкенезий, патологических синергизмов, гиперкинезов чрезвычайно важно на подготовительном этапе, как для формирования двигательного навыка письма, так и для преодоления дефектов двигательной сферы в целом, характерных для ДЦП.

Тренировать изолированность движений рук можно в следующих упражнениях:

- разглаживание листа бумаги ладонью правой руки, придерживая лист левой, и наоборот;

- руки полусогнуты, опора на локти — встряхивание по очереди кистями;

- поочередная смена положений кистей, правой и левой (согнуть - разогнуть, повернуть ладонью к лицу - к столу);

- фиксирование левой рукой правого запястья - поглаживание ладонью правой руки, постукивание ладонью по столу и т. п.

Одновременно проводится работа и по развитиюдвижений пальцев рук:

Наряду с перечисленными упражнениями на развитие моторики ребёнка для обучения письму важно формировать или развивать произвольное отведение и приведение пальцев рук, особенно пишущей руки:

- сжать - выпрямить пальцы руки,

- согнуть пальцы одновременно и поочередно;

- постучать каждым пальцем по столу под счет "один, один-два, один - два - три";

- прокатывать, вращать карандаш между первым и вторым, первым и третьим; первым, вторым и третьим; первым, вторым, третьими четвёртым; первым, вторым, третьим, четвёртым и пятым пальцами ведущей руки;

Параллельно с вышеописанными приёмами работы необходимо обучение детей элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики, оказывает положительное влияние на нормализацию мышечного тонуса, способствует развитию произвольности движений рук у детей.

Для тренировки точности используются упражнения на помещение мелких предметов (бусин, фасоли, камешков) в сосуд с узким горлом. Применение для этой работы мелких предметов разных цветов или размеров необходимо для того, чтобы ребёнок дифференцированно размещал предметы и прослеживал соответствующие движения руки, а также учился пересекать среднюю линию тела, получал тактильные и слуховые ощущения.

Для развития мелкой моторики рук полезно раскручивать и закручивать крышки, складывать разборные игрушки, нанизывать бусы, выкладывать узоры из мозаики, сматывать и разматывать клубки ниток, застёгивать пуговицы, шнуровать, пользоваться всеми видами бытовых выключателей.

Для обучения правильному способу удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального способаудержания ручки необходимо последовательное выполнение серии заданий:

- принять позу руки и пальцев, имитирующую удерживание ручки и зафиксировать на некоторое время вместе с карандашом резинкой. Некоторое время рука должна оставаться в таком положении для лучшего запоминания позы пальцев. Используется и пассивный метод, когда правильная укладка пальцев фиксируется взрослым, который рукой ребёнка проводит с ним линии или иные фигуры;

- вкладывать ручку левой рукой в правую, лежащую на парте в соответствующем положении;

- брать правой рукой одним движением ручку, лежащую на парте и принимать положение для письма;

- расслаблять и напрягать пальцы, не выпуская ручки и сохраняя правильную позицию пальцев;

- сгибая и разгибая пальцы, передвигать их по ручке к верхнему и нижнему краю;

- выполнить несколько движений пишущей рукой и после каждого принимать правильную позу для письма;

- поставить несколько точек на листе бумаги, выполняя движения пальцами, не сдвигая руки, не напрягаясь.

Даже после длительного обучения не у всех детей формируется правильный захват карандаша. При наиболее тяжёлых формах ДЦП достаточно научить ребёнка удерживать карандаш способом, который он выбрал сам как способ приспособления в связи со своим двигательным дефектом.

Особое внимание необходимо уделить формированию пространственного восприятия. У детей с церебральными параличами формирование пространственного восприятия задерживается в связи с выраженными затруднениями манипулятивной деятельности, расстройствами речи и поздним овладением навыками передвижения. Нарушение пространственных представлений у детей с ДЦП затрудняют ориентировку на листе, строчке, клетке, а также перевод временной последовательности звучащих фонем в линейную последовательность графем. Чтобы ребёнок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить графический образ буквы, из каких элементов она состоит, в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве и как расположены относительно рабочей строки.

В связи с этим коррекционная работа с детьми должна проводиться по всем направлениям развитияпространственного восприятия: по ориентировке в удалённости предметов, по усвоению пространственных признаков предметов, по осмыслению пространственных отношений предметов и изображений и т. д. При этом необходимо использовать игры, направленные на развитиеконструктивной деятельности: складывание разрезных картинок, выкладывание фигур из палочек.

Для развития зрительно-моторной координации необходима фиксация взора на манипулятивной деятельности - сначала пассивная с помощью педагога, а затем активная по словесной инструкции. Это способствует не только формированию координированных движений, но и развитию зрительно-двигательной координации.

Только затем переходят к письму карандашом, потом ручкой от опорной точки сначала в альбомах без разлиновки, затем в разделённых частях листа, позже в тетради. Рисование карандашом позволяет точнее отработать навык проведения линий, так как предполагает большее усилие и точность при проведении.

На следующем этапе работы осуществляется коррекция графических навыков. Последовательность заданий строится в соответствии с закономерностями формирования графического навыка письма как двигательного акта. Сначала детейучат проводить прямые линии: вертикальные, горизонтальные и наклонные. При этом на начальных этапах работы левый верхний угол листа маркируется. Когда дети привыкнут начинать графическое движение от левой стороны, маркер убирается. В игровой ситуации эта линия может представлять собой какая-либо дорожка, также как и вертикальная - продолжение какого-либо рисунка (стебель для цветка, ниточка для шарика и т. д.).

Коррекция точности направления движения осуществляется и в ходе выполнения заданий на проведение наклонных линий, штриховании в заданном направлении и раскрашивании в соответствии с формой фигуры (для круга - круговые движения, для квадрата - прямые линии, для треугольника - наклонные). Задания на штриховку требуют соблюдения жёстких правил: штриховать в заданном направлении, не заходить за контур, соблюдать равное расстояние между линиями. Сначала для штриховки используют геометрические фигуры, затем эти геометрические фигуры объединяются в схематичное изображение какого-либо предмета (самолёт, поезд и т. д.).

Для коррекции недостатков функции переключения движения, нарушения ритмичности и направленности движения детей учат изображать ломаные линии. При этом требуется обвести ломаную выше или ниже уже изображенной линии, затем - проведение ломаной по опорным точкам. Начинать надо с более крупного изображения, а завершать размером, адекватным размеру буквы.

Ознакомление со способом выполнения геометрических фигур начинают, попарно соединяя точки, образующие верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем левую и правую стороны. Также, соединяя точки, можно построить треугольник и окружность. Узоры могут быть различной конфигурации и усложняться по мере освоения более простых элементов, при этом можно использовать рисование с помощью трафарета. Использование трафарета позволяет ребёнку сначала с помощью, а затем самостоятельно воспринять правильное движение руки для рисования той или иной формы и запоминания этого движения.

Первоначально работа проводится в альбоме, разлинованном на строчки высотой 20–25 мм. Чем крупнее письмо, тем меньше относительная разница между движениями кончика пера и движениями самой руки. По мере освоения двигательного навыка ребёнок выучивается переносить на кончик карандаша сначала зрительные, а потом проприоцептивные коррекции, приобретая умение автоматически обеспечить кончику карандаша любую требуемую траекторию. Благодаря этому, постепенно уменьшается величина выписываемых букв и совершается освоение письма по линейке.

Одно из ответственных направлений в работе - формирование навыков написания элементов школьного письма в тетради. Основной задачей каждого задания является выполнение главного условия - не выйти за пределы рабочей строки, т. е. соотнесение своего движения со зрительно воспринимаемым полем действия, выполнение движения внутри его. На первых этапах работы рабочую строку можно прорисовывать дополнительно и писать карандашом.

Используется серия заданий, направленных на фиксирование строки и работу внутри её:

- закрашивание строки и штриховка с разным наклоном в пределах её границ;

- обводка контура рабочей строки;

- вписывание в строку геометрических фигур и их штриховка в разных направлениях;

- написание прямых и наклонных линий в пределах границ строки — по заранее намеченным точкам и самостоятельно;

- написание буквенных элементов в строке;

- написание буквенных элементов с выходом в межстрочное пространство.

Следующий этап работы направлен на формирование буквенного анализа и синтеза. На этапе знакомства с буквой проводится работа по развитию зрительного расчленения графических изображений и букв на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между графическими изображениями и буквами. Ребёнку предлагают следующие задания:

- называние букв, перечёркнутых дополнительными линиями:

- определение буквы в неправильном положении:

- выделение букв,наложенных друг на друга:

- конструирование печатных и рукописных букв из элементов;

- реконструирование букв (добавление, уменьшение количества элементов букв, изменение пространственного расположения элементов).

Необходимо отметить, что при проведении данной работы необходимо учитывать форму ДЦП, т. к. при разных формах данного заболевания требуются разные по сложности выполнения игры, задания и упражнения.

В заключении хочется сказать, что трудности формирования графомоторных навыков у детей с ДЦП отмечаются специалистами разного профиля, это неоспоримый факт. Пропедевтический период является значимым условием предупреждения нарушений письменной речи у детей с церебральным параличом. Большинство приёмов развития манипулятивной функции, формирования графических навыков, повышения двигательной активности дополняют традиционные технологии обучения и одновременно решают задачи здоровьесбережения.

Конспект ОД по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Путешествие в сказку. Цель: Развитие графомоторных навыков через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику.

Конспект занятия по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Конспект по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Выполнила воспитатель: Куужела Надежда Геннадьевна.

Особенности методики М. Монтессори обучения письму и чтению Сегодня есть множество эффективных способов обучения детей чтению. Но в отличие от других методик, в методике М. Монтессори, чтение и письмо.

Особенности методики М. Монтессори обучения письму и чтению Сегодня есть множество эффективных способов обучения детей чтению. Но в отличие от других методик, в методике М. Монтессори, чтение и письмо.

Особенности обучения в разновозрастной группе. В нашем детском саду функционирует одна разновозрастная группа. Воспитываются дети смежных возрастов - с четырех до семи лет (до выпуска.

Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дети с нарушениями речи составляют особую категорию детей с особыми предпосылками к обучению грамоте. Сегодня общепризнанным является то,.

Развитие речи с элементами обучения грамоте. Среди многих важных задач воспитания и непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду развития.

Особенности обучения детей дошкольного возраста план 1. Своеобразие освоения детьми дошкольного возраста учебных навыков и умений 2. Общая характеристика учебной деятельности а. Структура.

Обучение первоначальным навыкам чтения и письма является сложным психологическим процессом, для овладения которым, кроме общего и речевого развития, необходима достаточная зрелость психофизических функций: фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, внимания, памяти. Различная степень нарушения двигательной и речевой функции, особенности формирования психических процессов делают необходимым использование разнообразных приемов и методов при обучении чтению детей с ДЦП. В ходе обучения грамоте решаются и диагностические задачи, что позволяет правильно определить основные направления коррекционной работы.

Поскольку состав детей старшего дошкольного возраста оказывается неоднородным, их делят на несколько групп; одновременное усвоение программного материала затруднено, к детям необходим дифференцированный подход.

Коррекционная работа проводится на индивидуальных и групповых занятиях логопеда, а также на групповых занятиях воспитателя, поэтому важное значение в общих коррекционных мероприятиях имеет взаимосвязь в их работе. В ходе коррекционно-педагогической работы важно учитывать характер и структуру речевого нарушения каждого ребенка.

Задачами подготовительного периода обучения грамоте являются:

формирование произвольной стороны речи,

развитие слухового внимания и речеслуховой памяти,

формирование фонематического восприятия,

нормализация оптико-пространственного гнозиса,

подготовка мелкой моторики руки к процессу письма,

формирование психологической базы речи,

формирование мыслительных операций.

Обучение осуществляется аналитико-синтетическим методом и слагается из двух взаимосвязанных процессов — обучения чтению и письму.

Усвоение материала возможно при условии решения ряда задач, специфика которых связана с наличием двигательных, речевых и психических нарушений у большинства детей с церебральным параличом.

1 В данной главе использована программа, разработанная С. Ю. Горбуновой и К. А. Хайрулиной в школе-интернате № 20 г. Москва.

С другой стороны, обучение грамоте способствует развитию осознания звуковой структуры слова. При нарушении фонематического восприятия нарушения звуковой и слоговой структуры слова часто сочетаются. Формирование слоговой структуры слова идет одновременно с формированием звукопроизношения и требует подключения кинестетических ощущений.

На начальном этапе подготовительного периода обучения грамоте дети усваивают звуковой и слоговой состав слова на ограниченном речевом материале. Они учатся произносить и различать звуки, а также выделять их из слова, затем упражняются в делении слова на слоги.

Обучение полному звуковому анализу звучащей речи предполагает формирование умения определять:

линейную последовательность звуков в составе слова;

местоположение звука (в начале, конце или середине слова);

количество звуков в слове.

Помимо фонематического восприятия у детей должна быть сформирована лексико-грамматическая сторона речи и связная речь.

Программа подготовительного периода в обучении грамоте имеет несколько разделов, которые тесно связаны между собой. Это:

формирование навыков произношения;

развитие фонематического восприятия, формирование звукового анализа и синтеза;

развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.

В процессе коррекционно-педагогической работы по всем направлениям необходимо развивать у детей зрительно-моторную координацию, которая является необходимым условием формирования первоначальных навыков чтения и письма.

Формирование навыков произношения включает:

нормализацию тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата,

развитие произвольного контроля органов артикуляции,

пассивную и активную артикуляционную гимнастику, направленную на формирование артикуляционных укладов,

развитие дыхания, голоса и просодики, коррекцию их нарушений. Выработку синхронности дыхания, голосообразования и артикуляции,

формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.

Для развития фонематического восприятия и формирования звукового анализа и синтеза необходимо решать следующие задачи.

1.Развитие слухового внимания и речеслуховой памяти, что предполагает:

активизацию слухового внимания,

развитие внимания к отдельным звукам речи в речевом потоке и в составе отдельных слов,

повторение звукового ряда в различных сочетаниях звуков, определение количества звуков и их последовательности,

развитие умения запоминать и воспроизводить заданный слоговой ряд,

запоминание 3 — 4 слов различного ритмического и звукового состава.

запоминание трех—четырех инструкций и выполнение действий в заданной последовательности.

2.Развитие анализа и синтеза звукового состава слова, что предполагает:

интонационное выделение последовательности фонем и общефонемный анализ слов,

дифференциацию гласных а, у, о, э, ы и согласных п, т, к, ф, м, х,

слоговой анализ и синтез на материале сохранных звуков, дифференциацию фонем по твердости - мягкости, звонкости – глухости, моделирование основных фонематических отношений в слове.

Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи предполагает решение следующих задач:

усвоение произношения слогов различной сложности,

подбор слов с различным количеством слогов.

У детей необходимо сформировать следующие умения:

правильно произносить все изученные звуки и пользоваться ил в речи, •

различать изученные звуки,

выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина),

определять последовательность звуков в слове уметь состав звуковую схему слова, знать гласные звуки первого ряда и звук и, знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки (твердость—мягкость, звонкость—глухость).

Основной период в обучении грамоте — букварный. Его программа предусматривает на основе звукового анализа и синтеза обучение чтению слогов и слов. Детей знакомят с буквами, учат их узнавать по характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильно соотносить звук и букву Дети овладевают звуко-буквенным анализом слогов и слов.

Затруднения, которые испытывают дети при формировании графических навыков, обусловлены двигательным дефектом, а также состоянием неречевых процессов (внимания, памяти, произвола ной деятельности, зрительно-моторной координации и др.).

Несформированность хватательной функции кисти мешает овладеть способом удержания ручки. Нарушение тонуса мышц кисти и скелетной мускулатуры, гиперкинезы нарушают протекание тех микродвижений, на основе которых строится двигательный акт письма. В связи с этим необходима индивидуальная подготовка руки к письму, последовательная отработка и закрепление двигательного навыка письма. Необходимо вселить время для специальных занятий по формированию движений, обеспечивающих правильную технику письма. Эти занятия являются составной частью обучения грамоте, элементу которых мог быть использованы на занятиях по изобразительной деятельности и включены в работу воспитателя во время проведения дидактических игр, а также в специальные занятия с инструктором ЛФК.

Степень выраженности двигательного дефекта у детей различна, и, следовательно, различны возможности манипулятивной деятельности рук, поэтому в первые дни пребывания в образовательном учреждении педагогу вместе с врачом и инструктором ЛФК необходимо обследовать ребенка и выявить уровень готовности к обучению технике письма. Следует получить представление о каждом ребенке, определить конкретные коррекционные задачи и разработать план совместной работы дефектолога, воспитателя и инструктора ЛФК, только при этом условии возможна успешная работа по формированию графомоторной функции. Для детей, которые при письме пользуются левой рукой, необходимо дополнительное обследование врача невропатолога и ортопеда, дающих заключение о том, какой рукой следует в дальнейшем учить писать ребенка.

У детей с преимущественным поражением правых конечностей при письме левой рукой могут наблюдаться элементы зеркального письма. Они рисуют, пишут справа налево, а асимметричные фигуры и буквы поворачивают в противоположную сторону. Для преодоления зеркального письма необходимо проводить соответствующую коррекционную работу.

Для тех, кто в силу двигательного нарушения не может научиться самостоятельно писать (дети с тяжелой степенью поражения верхних конечностей при спастической диплегии и гиперкинетической форме ДЦП), особенно важна компьютеризация процесса обучения письму, так как овладение работой на компьютере позволяет совершенствовать навыки письменной речи, дает возможность полноценного обучения, тренирует память, создает эмоционально положительный настрой, облегчает контроль педагога за уровнем знаний. В случае отсутствия компьютера хорошие результаты дает обучение печатанию на пишущей машинке.

Работа по формированию графических навыков письма тесно связана с коррекцией двигательных нарушений ребенка. Характер последних определяет модификацию отдельных заданий и методических приемов, продолжительность нагрузки и количество времени, требуемое для прохождения каждого этапа обучения. Всем специалистам, работающим с ребенком (логопеду, дефектологу, инструктору ЛФК и воспитателю), необходимо знать особенности движений рук каждого ученика, степень сформированности у него навыка письма и конкретные задачи, которые решаются в данный момент обучения.

Обучение письму начинается с обследования возможностей овладения графическим навыком письма. Важным этапом работы является обучение ребенка адекватной позе во время письма. При этом необходимо решать следующие задачи:

применение специальных приспособлений для фиксации конечностей и головы ребенка;

отработка общей позы при письме и обучение среднему положению головы, поворотам и наклонам при строго определенном положении рук;

развитие зрительного контроля за движением рук в разных направлениях.

Подготовка руки к письму включает:

обучение различным движениям пальцев рук, одновременным движениям пальцев рук и кисти;

воспроизведение и тренировку изолированных движений пальцев рук и кисти;

формирование правильного дифференцированного захвата предметов в зависимости от их размера, упругости, веса и других качеств;

развитие свободного движения правой руки при удержании предмета и в процессе различных манипуляций с ним;

проведение комплекса гимнастических упражнений для развития движений рук.

Обучение правильному способу удержания карандаша, ручки или подбор индивидуального способа удержания ручки (если правильный способ невозможен из-за тяжелых нарушений манипулятивных функций) предполагает:

обучение принятию позы руки и пальцев, имитирующей удержание ручки;

формирование правильного захвата ручки, лежащей на парте, и принятие положения для письма;

расслабление и напряжение пальцев, в то время как они удерживают ручку и сохраняют правильную позицию;

упражнения по развитию свободных движений пальцев при удерживании ручки.

Формирование движения карандашом или ручкой при письме включает:

обучение контролю зрением за движением рук методом многократного повторения (развитие зрительно-моторной координации);

развитие изолированных движений правой (пишущей) руки.

В занятия по обучению письму необходимо ввести работу по формированию навыка оптико-пространственной ориентировки. Она включает:

формирование пространственной ориентировки на листе бумага,

маркировку (отметку) начала письма — левого верхнего угла листа,

выработку автоматизированных движений слева направо путем рисования дорожек, ленточек и пр.,

Для формирования графомоторных навыков на занятиях необходимо проводить обучение штриховке и обводке.

Формируя у ребенка с ДЦП первоначальные навыки письма, очень важно решить задачу обучения удержанию ручки или карандаша и формирования графомоторных функций. Но если в силу тяжести двигательных нарушений эта задача не будет решена, нельзя отказываться от обучения. Дети с тяжелыми нарушениями манипулятивных функций, которые не могут овладеть письмом с помощью ручки, могут научиться печатать на пишущей машинке или компьютере.

Формирование элементарных математических представлений

При подготовке к школе очень важно развить у ребенка основы математического мышления. По данным Э. С. Калижнюк, у большинства детей, страдающих церебральным параличом, наблюдаются трудности при овладении счетом. В значительной степени это связано с тем, что понятие числа имеет сложную психологическую структуру, связанную с пространственным восприятием множества объектов. Поэтому освоение счета требует высших форм мыслительной деятельности — анализа и синтеза, сформированных пространственных представлений. Большинство детей с церебральным параличом с трудом усваивают разрядное строение числа, затрудняются в осмыслении задач, путают цифры, близкие по своему графическому образу, строят цифровой ряд справа налево.

Для коррекции этих нарушений наряду со стандартными приемами обучения счету можно рекомендовать некоторые специальные приемы, адекватные для обучения детей с церебральным параличом. К ним следует отнести, во-первых, введение двигательно-осязательного элемента в процесс пересчета. Опора на двигательный, зрительный и осязательный анализаторы способствует восприятию линейно расположенных в пространстве предметов. У каждого ребенка во время обучения счету должен быть набор однородных предметов, которые он должен пересчитывать, пользуясь зрительным контролем и без него. Во-вторых, обучение счету должно всегда исходить из принципа наглядности, объяснение Щ проводиться на примерах, видимых и ощущаемых детьми, и только на следующем этапе можно переходить к аналогичным заданиям, отвлекаясь от конкретных объектов.

Важно дать детям представление, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, их пространственного расположения и направления счета. В коррекционную работу необходимо вводить также двигательный и звуковой варианты счета: пересчитать количество хлопков, ударов в бубен, шагов, взмахов руки и т.п.

Большое значение придается формированию временных и пространственных представлений. На начальном этапе обучения дети овладевают умениями ориентироваться на странице тетради, учебника, в окружающей обстановке. Например, сформированные пространственные представления способствуют усвоению порядковых отношений чисел в натуральной последовательности. Особо выделяются отношения порядка: перед—после —между и т.д.

При ознакомлении с образом цифры пользуются специальными трафаретами для раскрашивания вырезанных цифр. Эффективным приемом является обведение пальцем цифры, вырезанной из бархатной и наждачной бумаги, а также прописывание изучаемой цифры пальцем на шероховатой поверхности (наждачная бумага, бархатная бумага наклеенные на картон). У детей с тяжелыми нарушениями манипулятивных функций или с гиперкинезами необходимо использовать следующий способ обучения: сначала цифра несколько раз прописывается с помощью взрослого, который с усилием воздействует на руку ребенка, обучая соответствующему движению; затем ребенок прописывает цифру пальцем самостоятельно. Дети также могут вылепить изучаемые цифры из пластилина, теста или глины.

Необходимым элементом обучения счету является понятие цифрового ряда. Следует учить детей строить цифровой ряд слева направо, дать понятие увеличения цифрового ряда слева направо и уменьшения справа налево.

Важное место на начальном этапе обучения математике занимает формирование геометрических представлений. Дети должны уметь распознавать простейшие геометрические фигуры на рисунках и в окружающих предметах, научиться их моделировать. Этот раздел работы тесно связан с сенсорным воспитанием детей с ДЦП.

В ходе занятия целесообразно проводить одну—две физкультминутки, снимающих утомление, а также использовать игровую деятельность, что способствует успешному усвоению материала. Методика проведения игры определяется учебно-воспитательными задачами, которые преследует изучаемая тема. Некоторые игры математического содержания можно использовать и на прогулках, во время занятий по физическому и трудовому воспитанию.

В ходе работы по формированию математических представлений у детей с ДЦП в период подготовки к школе решаются следующие задачи:

накопление конкретных фактов о различных свойствах предметов окружающей действительности;

формирование у детей способности выделять в объектах существенные признаки, развитие различных операций сравнения и группировки предметов по определенному признаку;

накопление представлений о количестве, величине и форме предмета;

развитие ориентировки во времени и пространстве;

образование множеств, их соотношение с заданным образцом (количеством);

усвоение элементарного математического счета.

Усложнение программного материала идет путем расширения содержания основных разделов, формирования новых способов математического действия путем совершенствования навыков аналитических операций сравнения (применение приемов сопоставления, противопоставления, наложения, приложения, измерения с помощью счета и специальной или условной мерки), а также путем усложнения наглядного материала — использования не только реальных предметов и их заместителей, но и изображений, условных обозначений, схем и таблиц.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.