Зондовый массаж для детей с дцп

"Логопедический массаж для детей с тяжелыми нарушениями речи при детском церебральном параличе (ДЦП)"

Скачать:

ВложениеРазмер
logopedicheskiy_massazh_pri_tyazhelyh_narusheniyah_rechi_pri_dtsp.docx 32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический массаж для детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП.

г. Москва. 2014 г.

  1. Особенности нарушений речи при детском церебральном параличе . Двигательные расстройства при детском церебральном параличе могут сочетаться с изменениями психики, речевой деятельности, зрения, слуха,

с нарушениями чувствительности. Речевые нарушения проявляются в расстройстве артикуляции, фонации, дыхания и диагностируются как дизартрия, либо анартрия. При логопедическом обследовании наблюдается слабая подвижность речевой мускулатуры, неясный голос, короткое поверхностное дыхание, отсутствие или искаженное произношение многих звуков, замены одних звуков на другие звуки.(Рис.1)

Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии при ДЦП - это псевдобульбарная дизартрия. Основная коррекционная работа проводится нами именно с этим видом нарушений речи. У ребенка наблюдается псевдобульбарный паралич или парез, при котором поражаются проводящие пути, идущие от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов (рис.2 ).

  1. Нейрофизиологические основы нарушения речи при ДЦП. Псевдобульбарный паралич или парез обусловлен поражением пирамидного (двигательного ) пути,(Рис.3) идущего от коры больших полушарий, пересекающего головной мозг и продолжающегося в передних и боковых столбах головного мозга, экстапирамидной системы, объединяющей со спинным мозгом все отделы мозга, находящиеся ниже коры – вестибулярный аппарат, мозжечок, красные ядра. На уровне варолиева моста и продолговатого мозга часть волокон пирамидного пути заканчивается в ядрах следующих черепно –мозговых нервов: тройничном, отводящем, лицевом, языкоглоточном, блуждающем, добавочном, подъязычном( Рис.4, Рис.5) Этот короткий пучок волокон носит название корково –бульбарного пути. Он начинается от нижних отделов передней центральной извилины. Пирамидный путь (корково – спинальный и корково –бульбарный) является центральным отрезком пути, передающим двигательные импульсы от клеток коры головного мозга к ядрам черепно –мозговых нервов и клеткам спинного мозга. Он не выходит за пределы центральной нервной системы(Рис.7).

От двигательных ядер черепно-мозговых нервов и от клеток передних рогов спинного мозга начинается периферический отрезок пути, по которому импульс направляется к мышцам. Передача двигательного импульса осуществляется по двум нейронам. Один проводит импульсы от клеток коры двигательного анализатора к клеткам передних рогов спинного мозга к ядрам черепно –мозговых нервов, другой- к мышцам лица, шеи, туловища и конечностей (рис.8 )

При поражении пирамидного пути наступает нарушение на противоположной поражению стороне, и возникает паралич (полное отсутствие движения) или частичное ослабление (парез).

При логопедическом зондовом массаже логопед должен опираеться на знание строения головного мозга, знание функциональной значимости не только участков головного мозга, но и на знание функций 12 пар черепно-мозговых нервов.

При назначении и проведении зондового массажа производится стимуляция нервных окончаний тройничного нерва- Y пара,

лицевого -YII пара, языкоглоточного – IX пара, блуждающего – X пара, и подъязычного нерва - XII пара черепно –мозговых нервов. Окончания данных черепно –мозговых нервов находятся в периферическом отделе речевого анализатора . Начало тройничного нерва – между лобными долями больших полушарий головного мозга, а лобные доли головного мозга, поле №10, базируется на тесном контакте с речевой областью, формирует высшие психические функции человека, его произвольную деятельность(Рис. 6). Наибольшее значение имеет нижняя лобная извилина коры головного мозга человека (поля № 44 и 45), так как связана с речевой функцией. Рядом с отделами, иннервирующими артикуляционную мускулатуру, располагается участок коры, обеспечивающий общую и мелкую моторику рук. В средней лобной извилине, которая соответствует участку иннервации лицевой мускулатуры (поля №4 и№6) располагается поле №8, обеспечивающее содружественные движения головы и глаз при поворотах.

Y пара - тройничный нерв- образует три ветви – глазничную, скуловую, нижнечелюстную. Первые две ветви являются чувствительными и иннервируют кожу верхнего лицевого отдела, слизистые оболочки носа, век, глазное яблоко, верхнюю челюсть, десны и зубы. Часть волокон снабжает мозговые оболочки. Нижнечелюстная ветвь тройничного нерва иннервирует нижний отдел кожной поверхности лица, передние две трети языка, слизистую рта, зубы и десны нижней челюсти. Двигательные волокна этой ветви иннервируют жевательные мышцы. Расстройства этих волокон вызывают паралич жевательных мышц, вследствие чего ограничиваются движения нижней челюсти, а она, как известно, является единственной подвижной костью черепа.

Потому массаж органов артикуляции стимулирует нервную деятельность не только периферического отдела речевого анализатора, но и лобного отдела центральной нервной системы. Вследствие чего, при внимательном изучении пациента и знании невропатологии органов речи и слуха, можно добиться значительных результатов в развитии подвижности органов артикуляции: языка, нижней челюсти, мягкого неба, щек, губ, гортани, глотки и органов дыхания.

3.Основы логопедического массажа.

Зондовый массаж может сопровождаться коррекционными упражнениями для развития мелкой моторики рук, которые называют пальчиковой гимнастикой. Наше выступление на III Всероссийской конференции по психотерапии в 1999 году было основано на разработке упражнений для развития мелкой моторики рук при подготовке детей к освоению письменной речи.

Практические занятия с ребенком с ограниченными возможностями, каковыми являются дети с детским церебральным параличом, начинаются с логопедического обследования. Устанавливается вид нарушения. Одним из видов нарушением речи при ДЦП является псевдобульбарная и корковая дизартрия. Разделяется легкая, средняя и тяжелая степень дизартрии.

При тяжелой степени дизартрии, называемой анартрия, у больных детей наблюдается малоподвижное лицо, отвисание нижней челюсти, обильное слюноотделение при высунутом языке, ограниченные движения губ, но после массажа и коррекции речи ребенок овладевает небольшим объемом слов. Положительные эмоции выражаются в виде улыбки, а после длительной стимуляции артикуляционного аппарата, логопедического массажа, упорной коррекционной работы дети начинают произносить отдельные слоги, затем слова.

4.Подготовительная работа при массаже органов артикуляции

Все зонды для массажа предварительно обрабатываются мыльно - содовым раствором, ополаскиваются их под струей воды и помещаются для кипячения в стерилизатор, специально для этого предназначенный. В стерилизаторе зонды кипятятся в течение 25-30 минут, вода сливается. Необходимо тщательно вымыть руки.

5. Виды массажа органов артикуляции

Логопед проводит следующие виды работы зондами:

  1. Разминание мышц органов артикуляции
  2. Растирание
  3. Вибрация
  4. Поколачивание
  5. Точечные прикосновения
  6. Надавливание и надавливающие круговые движения
  7. Покручивающие движения мышц лица в одной точке и покручивающие более глубокие движения мышц лица.

6. Технология проведения логопедического массажа

Массаж начинается со щечных мышц, круговыми движениями зонд подводится к жевательной мышце. У одних детей – слабые, малоподвижные щеки (Рис.9) –поэтому зонд захватывает мускулатуру жевательных мышц - большой и малой скуловой, щечной, у других- вялые губы (Рис.10) – нужно массировать круговую мышцу рта, а также мышцу, опускающую угол рта. Затрагиваются мышцы, приближенные по своему анатомическому строению, к носу- мышцу, поднимающую верхнюю губу и мышцу, поднимающую угол рта – с помощью приемов разминания и точечного массажа.

Если у ребенка лицо симметричное, но малоподвижный язык, короткая или деформированная подъязычная связка – массаж делается с открывания ротовой полости и произвольных движений нижней челюсти на открывание-закрывание рта, челюсть отводится вправо – влево. Проводится оттягивание губ вперед-назад, улыбка – трубочка формируется. Производятся надавливающие круговые движения на жевательные мышцы, круговую мышцу рта - с тем, чтобы укрепить тонус мышц губ.

Эффективны легкие поколачивающие движения снизу вверх по челюстно –подъязычной мышце, а также поверхностное разминание и растирание подъязычно-язычной мышцы со стороны нижней челюсти.

Далее язык подтягивается вверх с целью вытягивания подъязычной связки. Используется зонд №4. При малом размере ротовой полости работать этим зондом не всегда получается. Можно применить зонд №2 для частичного приподнимания краев языка вверх, а затем, глубже подведя его под середину языка, подтягивать язык снизу вверх, растягивая подъязычную связку.

Проблемой в работе логопеда при ДЦП является частое повторение спастических судорог, при которых как подъязычно – язычная мышца, так и мышцы языка сжимаются в комок, не могут расправиться и лежать ровно. Подобные судороги часто мешают работе логопеда. При систематическом проведении массажа амплитуда спазмов уменьшается.

Зондовый массаж точнее воздействует на нужные точки. При зондовом массаже логопед видит всю поверхность ротовой полости и не сможет вызвать случайно рвотный рефлекс, который иногда возникает у детей при ДЦП.

После установления вида нарушения, заполнения речевой карты, определяется направление работы над звуками: вызываются вначале гласные звуки, затем проводится работа над согласными - шипящими, свистящими, сонорными. Эта работа проводится только после зондового массажа и усвоенной ребенком артикуляционной гимнастики.

Одной из родовых патологий, проявляющихся в первые дни жизни ребенка является детский церебральный паралич. Ведущая задача лечения детского церебрального паралича: максимально полное возможное развитие умений и навыков ребёнка и его коммуникативности. Способ лечения спастических двигательных расстройств при ДЦП – последовательное восстановление двигательных функций и координации движений. В качестве базовых методов лечения применяется массаж и лечебная гимнастика. В качестве дополнительных – использование вспомогательных технических приспособлений.

Программа семинара

1.Этиология, патогенез, клиника ДЦП.

2. Двигательные нарушения. Классификация форм ДЦП.

3.Показания и противопоказания для массажных методов при различных формах ДЦП.

4. Особенности дизартрических нарушений при разных формах ДЦП.
5. Дифференцированный логопедический, сегментарный и зондовый массаж в комплексной системе преодоления дизартрии и других речевых расстройств у детей и взрослых с ДЦП (при спастико-паретическом, ригидном, спастико-атактическом, спастико-гиперкинетическом синдроме).

5.Техники точечного массажа.

Семинар предназначен как для массажистов, логопедов, дефектологов, студентов дефектологических факультетов, так и для родителей.





Понедельник-пятница:
с 9:30 до 20:00

Суббота: с 9:30 до 18:00

  • Главная
  • Курсы
  • Календарь
  • О центре
  • Преподаватели
  • Новости
  • Контакты

Мы признаем важность конфиденциальности информации. В этом документе описывается, какую личную информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь сайтом edu.ogulov.com. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации.

Ваше имя, E-mail и номер телефона никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, исключая случаи, которые связаны с исполнением законодательства.

При каждом посещении сайта наши серверы автоматически записывают информацию, которую Ваш браузер передает при посещении веб-страниц. Как правило эта информация включает запрашиваемую веб-страницу, IP-адрес компьютера, тип браузера, языковые настройки браузера, дату и время запроса, а также один или несколько файлов cookie, которые позволяют точно идентифицировать Ваш браузер.

Речь ребенка формируется довольно сложно. Этому предшествует множество факторов – протекание беременности, роды, наследственные особенности. В любом случае, для лучшего развития речевой деятельности необходим логопедический массаж для детей. Детям с дефектами речи он восстановит утраченные функции, детям с нормальным развитием улучшит произношение всех звуков.

Кому нужен?

Логопедический массаж активно задействует мышцы детей, участвующие в воспроизведении звуков – язык, мышцы лица и горла. Кроме того, речь отображает умственные процессы, поэтому развитие полушарий ее улучшает. Этому способствуют занятия рук и их массаж.

Массаж является одним из самых распространенных способов борьбы со многими недугами, тем более у маленьких детей. Нажатие и поглаживание определенных мышц и точек на теле стимулирует их и способствует активной деятельности. Конечно, квалифицированный специалист справится с этой задачей наиболее эффективно. Но и после нескольких уроков мамочки могут проводить подобные упражнения с детьми и в домашних условиях. Обратитесь за помощью к видео урокам.

Условия проведения

Температура внутри помещения должна быть комфортной для пребывания. Руки человека, проводящего массаж, должны приятные на ощупь, без ранок и воспалений. Необходимо снять все украшения и подстричь ногти.

Массаж происходит минимум через 2 часа после еды. Длительность массажа и количество дней проведения выбирается специалистом индивидуально для каждого ребенка. После просмотра видео или личной встречи с массажистом, родители могут проводить процедуры в домашних условиях.

В зависимости от тяжести заболевания устанавливается длительность сеанса. Первое занятие не должно превышать пяти минут.

Не каждый ребенок может сразу привыкнуть к процедурам и вести себя спокойно. Необходимо пообщаться с малышом, объяснить проводимые действия. Расположение и доверие пациента – залог положительного результата.

Негативный след после сеанса у врача может отрицательно сказаться и при проведении упражнений и в домашних условиях. Поэтому задача родителей – подготовить, объяснив важность и безопасность процедур.

Противопоказания

Если у малыша замечены данные заболевания, то курс массажа следует отложить до полного выздоровления.

  • Простудные заболевания;
  • Герпес;
  • Воспалительные процессы глаз или ушей;
  • Воспаления ротовой полости, языка.

Не стоит делать действия неспокойному ребенку. Успокойте малыша, поговорите или поиграйте с ним. В противном случае отложите занятия.

Основные методики

Опишем основные виды занятий, которые применяются при логопедическом массаже.

Массаж языка лучше всего проводить зубной щеткой, обычной или электрической. Приведем примерный список упражнений. Все их выполнять следует по 3–10 раз. Начинать с трех и каждый день увеличивать количество повторов.

  1. По краю языка нарисовать букву U. Начинать от левого основания и продвигаться к правому. Выполнять точечные движения.
  2. Повторить предыдущее упражнение по движениями по кругу.
  3. По всей поверхности языка нарисовать букву Z. Сначала точечные движения.
  4. Повторить то же самое круговыми движениями.
  5. Нарисовать букву V на языке. Точечно и небольшими кругами.
  6. Повторяя последовательность точек и кругов, нарисовать две прямые линии вдоль краев языка.

Массаж детей для лица задействует губы, лоб и мочки ушей. Губы массировать необходимо круговыми движениями по 40–50 раз. Последовательность действий:

  1. В основание крыльев носа расположить указательный палец, в уголке губ – средний. Проделать и с правой стороны.
  2. Над верхней и под нижней губой провести средними пальцами.
  3. Провести щипковые движения по тем же местам.

Активно действует на речевой аппарат массаж мочек ушей. Приблизительно по пятьдесят раз круговые движения в одну сторону и в другую.

Массаж детских рук благоприятно сказывается на развитии мозга. Ежедневные занятия будут стимулировать активность полушарий, улучшать кровоснабжение и работу внутренних органов.

Перед занятиями руки ребенка и взрослого должны быть тщательно вымыты и продезинфицированы. Массажное масло или крем улучшит результат процедуры.

  1. Массировать каждый пальчик от ногтя к основанию круговыми движениями. Пройтись по пальчикам детей несколько раз.
  2. Надавливание на подушечки рук от трех до десяти раз улучшит кровоснабжение.
  3. Рисуем круг по внутренней стороне ладони рук ребенка.
  4. Нарисовать солнечные лучики от краев ладони к центру.
  5. Отлично влияет на развитие пальчиков массажеры для рук, заключенные в кольцо. Массаж каждого пальца подобным колечком отлично развивает их активность и сказывается на улучшении речи.
  6. Мяч с шипами или деревянный массажер для рук стимулирует точки ладошек. Проведите им по внутренней части ладошки несколько раз.

Данный тип занятий полезен деткам в любом возрасте. Видео уроки в интернете помогут в случаях затруднений при домашнем массаже.

Для детей с ДЦП

При детском церебральном параличе (ДЦП) травмируется функции движения и речевого аппарата. Логопедический массаж оказывает благоприятное воздействие на ребенка с ДЦП. Но в каждой ситуации необходимо подбирать для малыша оптимальный вариант занятий, в зависимости от индивидуального течения болезни. Проведение массажа с ДЦП в домашних условиях полезно с применением видео. Данные уроки универсальны, но перед самостоятельным проведением необходимо проконсультироваться со специалистом и пройти обучение.

У детей с ДЦП очень важной является поза, в которой проводятся манипуляции. Позы для болезни ДЦП бывают следующие:

  • Положение эмбриона;
  • Положение на спине с согнутыми в коленях ногами. Под шею подкладывается валик или жесткая подушка.
  • Положение эмбриона, лежа на боку;
  • Положение на животе, с валиком под грудью.

  1. Двумя ли тремя пальцами гладят лоб ребенка в направлении от середины к височным зонам лица.
  2. Гладят лоб, начиная от бровей, заканчивая у основания волос.
  3. Поглаживающие движения по двум сторонам носа с верхней его части к нижней.
  4. Гладящие движение от середины подбородка к ушным впадинам.
  5. Гладящие движение от середины верхней губы к ушным впадинам.

Каждое движение для детей необходимо повторить 3—5 раз. Выполнять упражнения для лица в течение дня 3—5 раз.

Расслабление языка и мышц с ним связанных активно расслабляет зажатые нервы и улучшает состояние малыша с ДЦП. Примерный порядок проведения массажа языка:

  1. Надавливание точки в ямке под челюстью;
  2. Одновременное надавливание на точки в носогубной складке;
  3. Одновременное надавливание на точки мышц скул;
  4. Одновременное надавливание на точки мышц под челюстью.

Массаж мышц шеи расслабляет зажатые мышцы корня языка.

  1. Область горла медленно гладят попеременно то правой, то левой кистями.
  2. Обеими руками гладят шею от ушных раковин до подмышечных впадин.
  3. Провести подобные поглаживающие движения по задней части шеи.

Простое поглаживание благоприятно сказывается на расслаблении большинства мышц шейной зоны и речевого аппарата. Все поглаживания при ДЦП выполняются медленно, чтобы пациенту было приятно. Ориентируйтесь на видео уроки. Выполнение движений:

  1. Пальцы устанавливаются на середину лба и ведутся к вискам.
  2. Такое же начальное положение и ведутся в ушам.
  3. Пальцы устанавливаются около бровей и по лбу проводятся в основаниям волос.
  4. Медленные движения от носа к ушам.
  5. Те же повторения от верхней губы к ушам.
  6. Сплошное поглаживание от волосяного покрова до шеи через все лицо
  7. Проведение кончиками пальцев от губ до подбородка
  8. Легкие постукивания всего лица – губы, щеки, лоб, подбородок.

Любой логомассаж окажет положительное влияние на развитие речи ребенка. Своевременное обращение к специалисту поможет избежать сложностей в дальнейшем.

Сейчас на статью оставлено число отзывов: 69 , средняя оценка: 4,09 из 5

Метод Надежды Лоскутовой

Детский церебральный паралич (ДЦП) — травматическое заболевание ДНС в результате родовой травмы или перенесенного инфекционного заболевания беременной, при котором страдают функции движения (патологические тонические рефлексы) и речь ребенка. Для восстановления нарушенных функций у детей, страдающих ДЦП, используют логопедический массаж, лечебную гимнастику и другие средства.

При проведении массажа ДЦП и гимнастки большое значение имеет выбор позы.

Позы логопедического массажа:
- поза эмбриона;
- лежа на спине, под шею ребенка подкладывают валик, ноги при этом согнуты в коленных суставах;
- лежа на спине, голова фиксируется валиками;
- на боку в позе эмбриона;
- в положении на животе, под грудь ребенка подкладывается валик.
При подборе позы проводят логопедический массаж (массаж мимической и жевательной мускулатуры, массаж при ДЦП).

Техника логопедического массажа при массаже лица и шеи.
- поглаживание (глажение) подушечками двух-трех пальцев от середины лба к вискам;
- поглаживание от бровей к началу волосистой части головы;
- поглаживание по обеим сторонам носа (сверху вниз);
- поглаживание от середины подбородка к мочкам уха;
- поглаживание от середины верхней губы до мочек уха.

Каждое движение необходимо повторить 3—5 раз. Выполнять в течение дня 3—5 раз.

Техника массажа при ДЦП - релаксация мышц языка
- воздействие на точку, расположенную в подчелюстной ямке;
- воздействие на симметричные точки носогубной складки;
- воздействие на симметричные точки скуловых мышц;
- воздействие на симметричные точки подчелюстных мышц.
В комплексе с логопедическим массажем проводят гимнастику. Она направлена на увеличение объема и силы дыхательной мускулатуры, глубины, ритмичности дыхания. Ребенку старше пяти месяцев можно проводить следующие гимнастические упражнения:

развести руки в стороны, а при возвращении — прижать их к груди;
поднять руки вверх, а при опускании — прижать их к груди;
отвести правую руку в сторону и одновременно повернуть голову, затем
возвращение исходное положение;
вытянуть ногу (ноги), затем сгибать их в коленных и тазобедренных суставах и привести к животу;
исходное положение - лежа на животе приподнять за отведенные руки голову и плечи, а затем опустить голову и плечи.
Все упражнения повторять по 3—5 раз. Впоследствии комплекс гимнастических упражнений при ДЦП усложняют и дополняют радом упражнений.

Цели и задачи логопедического массажа и лечебной гимнастики:
- нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата;
- увеличение силы и длительности выдоха;
- развитие манипуляций руками;
- выработка ритмичности дыхания и движений конечностями;
- выработка зрительных дифференцированных движений;
- стимуляция кинестетических движений (ощущений) и развитие пальцевого осязания;
- развитие эмоциональных реакций;
- развитие движений руками с предметами (игрушками).

Итоговый практико-значимый проект

Тема: " Использование логопедического массажа

в коррекционно-развивающей работе с детьми с ДЦП,

Ларина Марина Викторовна

МБОУ Д/с №40 "Берёзка"

I. Основная часть. Теоретическое обоснование значимости использования зондового массажа в коррекционно-развивающей работе с детьми с ДЦП, страдающих речевыми нарушениями . 5

1.1.Теоретическая значимость использования зондового массажа в коррекционно-развивающей работе с детьми с ДЦП, страдающих речевыми нарушениями. . 5

1.2. Основные виды зондового массажа. Классификация массажных

II. Практическая часть . 9

2.1Схема реализации индивидуально-ориентированной коррекционно-логопедической работы с детьми с ДЦП. 9

2.2. Этапы деятельности при нормализации мышечного тонуса органов артикуляции посредством логопедического массажа. 10

2.3. Индивидуальное логопедическое занятие по постановке

звука [Р] с применением зондового массажа. 12

Приложение. 18 Презентация

Актуальность. В последнее время отмечается тенденция к увеличению числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Как правило, такие речевые нарушения сопровождаются нарушениями функций мышц артикуляционного аппарата, что приводит к стойкому нарушению звукопроизношения. В связи с этим в логопедической работе необходимо использовать зондовый массаж наиболее подвижных его частей: мышц лица и языка.

Цель: использование логопедического массажа
в коррекционно-развивающей работе с детьми с ДЦП,
страдающих речевыми нарушениями.

Объект: является процесс логопедического массажа при нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшения их моторики.

Предмет: логопедический массаж в коррекционной работе с детьми с церебральным параличом.

1. Изучение и анализ научно-методической литературы по теме проекта.

2. Создать оптимальные условия в ДОУ для проведения логопедического массажа с детьми с ДЦП.

3.Разработать технологию по проведению логопедического массажа с детьми с ДЦП, имеющими речевые нарушения.

4. Взаимодействие логопеда с педагогами в условиях ДОУ.

5. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по теме проекта.

6. Подобрать дидактический материал для использования педагогами и родителями при проведении логопедического массажа.

7. Анализ, результативность и перспективность.

Практическая значимость проекта.

Данный проект направлен на:

1. Коррекцию речи у детей с ДЦП;

2. Нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата у детей с ДЦП;

3. Создание методических разработок и рекомендаций по данному направлению;

4. Сотрудничество взрослого и ребёнка в процессе коррекционно-логопедической работы посредством логопедического массажа. Содержание работы может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений.

I . Основная часть. Теоретическое обоснование значимости использования зондового массажа в коррекционно-развивающей работе с детьми с ДЦП, страдающих речевыми нарушениями.

1.1.Теоретическая значимость использования зондового массажа в коррекционно-развивающей работе с детьми с ДЦП,
страдающих речевыми нарушениями.

В России, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. Среди заболеваний нервной системы главной причиной детской инвалидности является ДЦП. В клинике ДЦП речевые расстройства занимают значительное место, их частота составляет от 65% до 85%.

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология, ограничивающая возможности передвижения и познания окружающего мира. Выраженность тонических рефлексов повышает тонус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. Подобные нарушения артикуляционной моторики задерживают формирование голосовой активности и нарушают звукопроизносительную сторону речи.

Дифференцированный логопедический массаж - часть комплексной медико-психолого-педагогической работы с детьми с ДЦП, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Зондовый или логопедический массаж -это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения у детей и взрослых, страдающих тяжелыми речевыми расстройствами.

В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щек, скул, мягкого нёба с помощью комплекта специальных зондов, изобретенных автором (Е. В.Новиковой).

Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе по преодолению дизартрических расстройств встречается в работах О.В. Правдиной, М, И.З. Заблудовского, Е.Ф. Архиповой, Е.В. Новиковой и др. Целесообразность логопедического массажа признают все специалисты, занимающиеся с такими тяжелыми речевыми нарушениями речи. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Основными задачами логопедического массажа являются:

- нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях - уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии);

- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);

- стимуляция проприоцептивных ощущений;

- подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;

- укрепление глоточного рефлекса;

- афферентация в речевые зоны коры головного мозга. Логопедический массаж выполняется в области мышц периферического речевого аппарата. Мышцы артикуляционного аппарата, мимические мышцы лица, мышцы, обеспечивающие работу голосовых связок и мышцы дыхательного аппарата, представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство. В силу этого, логопедический массаж обязательно должен включать все вышеперечисленные области, даже в тех случаях, когда отмечается поражение мышц лишь на локальном участке.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей. Во время массажа логопеды используют различные отвлекающие средства: пение песенки, рассказывание сказки, превращение зондов в сказочных героев, используют элементы русского народного фольклора, чистоговорки, скороговорки, потешки, частушки, включают спокойную музыку. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит.

1.2. Основные виды логопедического массажа. Классификация массажных приемов.

Классический ручной массаж.

Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нём.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.).

Самомассаж. Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам.

Техника массажа складывается из множества отдельных приемов, которые сводятся к четырем основным приемам: поглаживание , растирание, разминание, вибрация.

Поглаживание скольжение руками по коже массируемого, не сдвигая ее в складки, с различной степенью надавливания.

Растирание – движение руки массирующего, когда она, производя надавливание, смещает кожу в разных направлениях.

Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно проводится путем сдвигания, растяжения, захватывания, оттягивания тканей одной или двумя руками одновременно.

Вибрация – передача массируемой части тела колебательных движений.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).

Также имеются вспомогательные приемы (пиление, штрихование, рубление и т.д), целью которых является усиление или ослабление физиологического действия основных массажных приемов.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Расслабление лицевой мускулатуры:

Расслабление губной мускулатуры:

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Укрепление лицевой мускулатуры:

Укрепление губной мускулатуры:

Массаж язычной мускулатуры.

Массаж десен, неба, языка.

Таким образом, зондовый массаж при коррекционно-логопедической работе с детьми с ДЦП является необходимым. Массаж артикуляционного аппарата не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.

II . Практическая часть.

2.1. Схема реализации индивидуально-ориентированной коррекционно-логопедической работы с детьми с ДЦП.

В учреждении оказывается помощь детям, имеющим особенности речевого и психического развития. Большинство воспитанников детского сада - это дети с ДЦП, часть детей имеют другие последствия органического поражения ЦНС, а также врождённые и приобретённые заболевания опорно-двигательного аппарата. В работе с данной категорией детей целесообразно использовать зондовый массаж артикуляционных органов. Основная цель метода – нормализация речевой моторики. Применяя зондовый массаж специалисты-логопеды целенаправленно воздействуют на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность, вследствие чего значительно ускорится процесс исправления звукопроизношения. Массажный комплекс подбирается индивидуально с учетом результатов диагностики (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2).

Специфика реализации:

Наличие специалистов в учреждении(педагог-психолог, учитель-логопед, врач педиатр, дефектолог, инструктор ЛФК).

Развивающая среда, наличие необходимого инструментария для проведения логопедического массажа.

Важное условие коррекционно-логопедической работы-приемственность специалистов.

Количество логопедического массажа определяется глубиной поражения центральной нервной системы. Массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. Начальная длительность сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная - от 15 до 20 минут.

При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж можно проводить в течение нескольких лет (с небольшими перерывами).

Среди множества способов учителя-логопеды детского сада в практической деятельности выделяют наиболее эффективный метод логопедического массажа – это зондовый массаж по Новиковой . Такой нетрадиционный и достаточно эффективный способ устранения речевых нарушений разработала логопед Е.В. Новикова. В основе метода зондового массажа по Новиковой лежит массаж мышц лица: язык, щеки, губы, скулы. Этот массаж делается с помощью специальных зондов. Комплект зондов, разработанных автором, состоит из 8 штук 9.Каждый зонд имеет свою функцию. С помощью этих зондов логопед влияет на пораженные участки в определенной очередности и с определенной силой нажатия. Есть упражнения для расслабления мышц, снятия спазма, а так же для их укрепления, повышения тонуса мышц лица.(см. Приложение № 3).

При коррекционно-логопедической работе с детьми с ДЦП можно использовать инновационные формы и методы логопедической помощи (см.Приложение №4).

Таким образом, зондовый массаж не просто способствует нормализации звукопроизношения, но и оказывает благотворное влияние на нервную систему. А это, в свою очередь, дает еще больший толчок в развитии речи у детей . Для получения от массажа максимального эффекта необходимы:

• Методическая и техническая подготовленность выполняющего массаж;

• Условия для проведения процедуры;

• Правильное положение ребенка во время массажа;

• Информация о степени тяжести нарушения функционального состояния речи ребенка;

• Продолжительные сеансы и курсы массажа.

2.2. Этапы деятельности при нормализации мышечного тонуса органов артикуляции посредством логопедического массажа.

I . Организационный этап (август-сентябрь) - обследование детей и внедрение логопедического массажа в коррекционно-развивающее обучение, взаимодействие с родителями.

II . Содержательный (сентябрь-апрель) - применение технологии зондового массажа в системе коррекционно-развивающего обучения.

III . Результативный этап (май) – анализ, результативность, перспективность.

Мониторинг результативности. Мониторинг результативности свидетельствует о том, что у детей в результате применения массажа достигаются:

- нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной моторики,

- уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата,

- снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (судороги, гиперкинезы),

- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность,

- формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

Перед тем, как начать курс массажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность. Знакомят родителей также с методикой и техникой логопедического массажа, для дальнейшего проведения массажа в домашних условиях.

Прежде чем начать делать логопедический зондовый массаж ребенку, лучше всего дать ему возможность ознакомиться с зондами: рассмотреть, подержать их в руках, стерильные зонды дать подержать во рту. Обычно дети быстро привыкают к массажу. Для работы с зондами нужно иметь желание, знания и, что немаловажно, опыт, огромные силы и терпения. Зондовый массаж - это технология, все нужно выполнять строго по описанию, только в таком случае достигается нужный эффект.

2.3.Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Р] с применением зондового массажа

Коррекционно-развивающие:

- выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме;

- при помощи массажа стимулировать мышцы артикуляционной мускулатуры;

- формировать длительную и направленную воздушную струю;

- учить правильно произносить звук [Р] при помощи зондов;

-развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук;

- развивать логическое мышление;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям через игровые приемы;

Ход занятия

1. Организационный момент:

Хоть он и ушастик, собою хорош!

Узнали кто это? Конечно же. (Крош).

Он был чем-то расстроен. Он никак не может подружиться со звуком [Р]. Он очень просил, чтобы я помогла. Но мне одной будет нелегко справиться и я решила взять в помощники тебя.

II . Основная часть .

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Массаж биологически активных зон.

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щечки.

Щечки разминаем, чтобы надувались.

Губки разминаем, чтобы улыбались

Тянем подбородок и его щипаем,

А потом по шейке ручками стекаем.

3. Массаж языка

Теперь надо поиграть с язычком чтобы, он стал послушным.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы (поглаживаю вперёд-назад и влево - вправо) .

Ехал поезд запоздалый (язык двигаю вперёд-назад) .

Ехал с горы на гору(2раза), ( то опускаю кончик языка, то поднимаю)

Вверх да вниз (2 раза), (то опускаю кончик языка, то поднимаю) .

А потом всё наверх и наверх (язык тяну всё выше) .

Качало вагончики из стороны в сторону (2 раза – перекручиваю язык.)

Из последнего вагона вдруг посыпался горох (лёгкое постукивание по языку).

Пришли куры – поклевали (3 раза произвожу точечное нажатие по всей поверхности языка).

Пришли гуси – пощипали (3 раза пощипываю края языка).

Прибежала кошка – слизнула немножко (поглаживаю по диагонали к кончику язык).

Прибежала свинка. Нос пятачком, хвостик крючком, повалялась бочком,

Повалялась, повалялась, повалялась (поглаживаю от корня к кончику языка) .

Вдруг бежит щенок – звонкий голосок,

Хвостиком смахнул горох. Всё разлетелось! ( растираю боковые края языка ) .

Тут пришёл слон, всё потоптал (спиралевидные движения по всей поверхности языка) .

А дворник всех метлой прогнал ( язык потягиваю из стороны в сторону.)

Подуем на снежки, вспомни наше правило вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через рот, чтобы щечки не надувались, воздушная струя идет по середине языка.

От упражнения «Грибочек" выполняется в 3 приема:

2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)

3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

6. Физкультминутка.

(робот, ручка, морковь, шар, забор, крокодил, помидор, радуга)

У Кроша много друзей-животных им нужна помощь.

8. Игра"Кто что ест?" (с прищепками). Ребенку предлагается диск разделенный на сектора, в каждом секторе изображена пища животных и мордочки-прищепки. Ребенку надо выбрать пищу, ту которое ест то или иное животное-прищепка. Всего двенадцать мордочек животных и двенадцать видов пищи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.