Зоотерапия для детей с дцп

Одно из направлений при лечении ДЦП является пет-терапия или зоотерапия, то есть лечения с помощью животных. О том, что это такое, какие виды пет-терапии бывают, читайте в нашем материале.


Пет-терапия – это целая совокупность самых разных методов терапии, лечения и реабилитации, суть которых состоит в воздействии на человека с помощью животных: кошек, собак, лошадей, дельфинов и т.д. Причем зачастую пет-терапия совмещается с кинезитерапией (восстановление через движение).

История возникновения зоотерапии

Различные виды лечения с помощью животных применялись уже очень давно. Так, например, древнегреческий врач Гипократ в своих трудах упоминал верховую езду в качестве лечебной гимнастики. Но целенаправленного использования животных в качестве системной меры реабилитации и лечения не было.

В далеком 1976 году британский филантроп Уильям Тьюк выяснил, что присутствие собак при лечении положительно влияет на больных людей. Правда как метод лечения зоотерпаия (или анималтерапия) стал целенаправлено применяться лишь во второй половине XX века. Эту идею предложил психотерапевт из Нью-Йорка Борис Левинсон, который лечил 9-летнего мальчика Джонни, страдающего аутизмом, который с очень большим трудом шел на контакт.


И вот однажды в кабинет к Левинсону забежала его собака по кличке Джингл. Ребенок вдруг подошел к ней и начал гладить. Родители Джонни попросили, чтобы собака присутствовала и на следующих сеансах. Левинсон был удивлен, насколько успешней пошла работа. Это навело его на мысль использовать собак и кошек в детской психотерапии.

Какие виды зоотерапии бывают?

Иппотерапия — это метод реабилитации с помощью лошадей. Он рекомендуется людям, страдающим психическими и поведенческими расстройствами. Повышает психологическую устойчивость, снижает проявления депрессии и тревоги.

Дельфинотерапия — метод лечения с помощью дельфинов. Считается, что плавание с дельфинами показано людям с аутизмом, синдромом Дауна, детским церебральным параличом.

Пет-терапия при лечении ДЦП

Детский церебральный паралич характеризуется сочетанием трудно устранимых не только двигательных, но и познавательных, личностных нарушений, среди которых можно особо выделить повышенную тревожность, различного рода страхи. Именно поэтому при лечении ДЦП пет-терапия используется в двух вариациях:

  • для психологического воздействия на ребенка за счет присутствия животного (будь-то собака, кошка, лошадь или дельфин);
  • для физического воздействия путем активных упражнений — в основном это конная езда или плавание с дельфинами.

Очень много ребятишек с детским церебральным параличом имеют поражения конечностей и для них актуальны именно физические нагрузки, более активные движения. Среди вариантов пет-терапии активную двигательную нагрузку дает именно верховая езда на лошади, либо плавание в бассейне с дельфинами. И в первом и во втором случаях организм ребенка подвержен определенному воздействию:

  • на коне ребенку нужно держаться (пусть и с помощью взрослого человека), что стимулирует развитие мышц, либо движение лошади передает импульс телу ребенка, оказывая такой же эффект, как и самостоятельная ходьба. И, кстати, результаты очень даже неплохи;
  • при плавании с дельфином ребенок сам находится в воде, укрепляя мышцы, иммунную систему, а также так или иначе взаимодействует с животным.

Стоит ли использовать зоотерапию?

Определенно, да. Положительный эффект дает даже наличие питомца дома и игра с ним. Кошка или собака могут отвлекать ребенка, помогать ему в развитии. Даже если нет возможности ездить верхом на лошади или же плавать с дельфинами (дельфинарии и ипподромы есть далеко не во всех городах России), то можно совмещать активные нагрузки в спортзале, зале лечебной физкультуры, обычном бассейне и домашнюю зоотерапию. Мурчание кота или кошки очень успокаивает, а собака всегда будет лучшим другом.

И помните, детский церебральный паралич — это не приговор. На нашем сайте мы собираем истории людей, на деле это доказавших.


Домашние любимцы – не только полноправные члены наших семей, но и настоящие врачи! Общение с животными помогает в реабилитации и лечении людей, страдающих физическими или психическими заболеваниями. Так, кошки и собаки положительно влияют на сердечно-сосудистую систему, а аквариумные рыбки и попугаи успокаивают нервы и поднимают настроение.

  • Иппотерапия
  • Канистерапия
  • Фелинотерапия
  • Другие виды анималотерапии

В этой статье мы поговорим о зоотерапии и пет-терапии в Красноярске.

Иппотерапия

Дети с самых ранних лет любят лошадей: и деревянных на колёсиках, и в цветных попонах, и маленьких смешных пони, скачущих по арене цирка. Но больше всех, пожалуй, тех, кто помогает им справиться с болью и поверить в свои силы.

Выделяют два направления лошадиной терапии: физическую и психологическую. Суть первой заключается в использовании комплекса упражнений, тренирующих определённые мышцы. Верховая езда обеспечивает работу практически всех групп мышц ребёнка, причём происходит это рефлекторно. Дело в том, что двигаясь вместе с лошадью, юный наездник вынужден стараться сохранять равновесие, чтобы оставаться в седле. Благодаря чему активизируются и здоровые, и поражённые мышцы.


Центры иппотерапии в Красноярске

Вам нужна консультация узкого детского специалиста? Загляните в наш каталог!

Перейти в каталог

Канистерапия

«Для канистерапии пригодны любые собаки. Статистика старейшей организации, тестирующей псов-терапевтов с 1974 года TDI (Therapy Dog International), не показывает преобладания каких-либо пород в качестве терапевтов. Собаки предварительно тестируются по специальным поведенческим тестам на отсутствие агрессивной реакции к людям, животным, страха громких звуков и нестандартных предметов (например, раскрывающегося зонта).

Ассоциация канистерапии в Красноярске

Лечебную кинологию принято делить на три направления:

  • Диагностическая. Питомец может предугадать приступы эпилепсии или резкий скачок сахара в крови и предупредить маленького хозяина.
  • Лечебно-контактная. Собака ложится на больное место ребёнка и греет его своим теплом. Такая терапия чаще используется для ребят с хроническими заболеваниями.
  • Реабилитационная. Взаимодействие с псом ускоряет процесс выздоровления.
  • Обслуживающая. Речь идёт о собаках-поводырях, помогающим передвигаться людям с плохим зрением, слухом или нарушением двигательного аппарата.


Кроме того, учёные говорят о том, что общение с собакой полезно и здоровым деткам. Даже 15 минут времяпрепровождения с четвероногим другом способно улучшить самочувствие, настроение и снять стресс.

«В нашей семье всё началось с простых аквариумных рыбок. За ними несложно ухаживать, они оказывают успокаивающее действие – часто смотрим на них перед сном. Далее в ход пошли грызуны. Варя буквально хватала меня за ноги в зоомагазине и уговаривала купить хомяка, за которым она будет ухаживать и всячески заботиться. Конечно, как любую маму, меня это подкупило, и теперь у нас дома живёт этот зверь по имени Вася.

Счастливая мама Алина Рижкина

Центры канистерапии в Красноярске

Фелинотерапия

Врачи-терапевты Великобритании и США провели исследование, результаты которого показали, что лечение кошками оказывает положительный эффект в терапии детей, страдающих психическими заболеваниями, сердечными расстройствами, повреждениями мозга и пр.


Условно можно выделить четыре основных (но не единственных) функций кототерапии:

  • Психофизиологическая. Общение с котами снижает уровень стресса и напряжения. Согласитесь, даже от просмотров видео с котиками иногда на душе становится приятнее?
  • Реабилитационная. Такая терапия помогает наладить социализацию детей с внешним миром.
  • Психотерапевтическая. Используется для налаживания контакта между пациентом и врачом через мурчащего посредника.
  • Повышение самооценки и потребность в чувстве значимости.

Любопытен и факт аудиовизуального воздействия кошек. Некоторые учёные утверждают, что диапазон урчания котов улучшает подвижность суставов, ускоряет процесс восстановления тканей и костей. А если верить в это и применять котят как дополнительный терапевтический способ, то он наверняка поможет, согласны?

Центры фелинотерапии в Красноярске

Другие виды анималотерапии

Мы рассказали о самых популярных видах зоотерапии, однако не только кошки, собаки и лошади способны лечить людей.

Хорошо зарекомендовала себя дельфинотерапия, показанная детям, перенёсшим тяжёлые психологические травмы, имеющим врождённые дефекты и патологии в развитии. К этой же сфере можно отнести наблюдение за рыбами или другими аквариумными животными – они помогают успокоиться и снять напряжение.

Нельзя недооценивать целебную силу звуков – улучшить настроение помогут и красочные пернатые. Попугаи отлично подойдут детям, которые малоподвижны или имеют серьёзные проблемы со зрением.


К зоотерапии относится апитерапия и гирудотерапия – это лечение с помощью пчел и пиявок. Однако в отношении детей применяется редко, потому что такие процедуры имеют ряд противопоказаний.

Елена Мезенцева, педиатр

Благодаря общению с животными, у детей повышается внимание, стимулируется вербальная и невербальная активность, компенсируется недостаток в телесном контакте и даже общении. Любое животное меняет атмосферу дома в лучшую сторону, а если у ребёнка проблемы со здоровьем, то попробуйте добавить зоотерапию к основному лечению.

Анималотерапия – это особая разновидность психотерапевтической помощи, когда для лечения пациентов используются различные животные: кошки, собаки, лошади, дельфины или даже некоторые насекомые. Многие люди, у кого есть домашние животные, отмечают, что общение с ними поднимает настроение, радует. Но задачи анималотерапии гораздо шире. Ее используют в качестве вспомогательного лечения при работе с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, депрессиями и другими расстройствами. В настоящее время в России пэт-терапия только начинает активно развиваться, постепенно приобретая все большую популярность.



История анималотерапии начинается еще в древности. Многие питомцы не только полезны в хозяйстве, но и благотворно влияют на здоровье человека, в том числе на его психическое состояние. В Древней Греции было отмечено положительное воздействие собак на больных с самыми разными недугами. В Древнем Египте целительными свойствами наделялись кошки.

Официальная история анималотерапии началась относительно недавно. Этот метод получил официальное признание медицинским сообществом только во второй половине прошлого века в качестве отдельного способа лечения. Во многом это произошло благодаря Борису Левинсону, который опытным путем доказал эффективность использования собак в терапевтических сессиях для детей (привлекая к этому, в том числе, собственного пса).

Практически во всех странах лечение с помощью животных (анималотерапия) признано эффективным при определенных заболеваниях, как психических, так и физических. В настоящее время существует большое количество институтов, которые занимаются исследованиями воздействия животных на человека. Кроме того, во многих странах есть специальные организации, оказывающие помощь методами анималотерапии. Наибольшее распространение зоотерапия получила в США и европейских странах, однако и в России существует возможность обратиться к подобным специалистам.



Основными задачами использования анималотерапии как метода психокоррекции является раскрытие дополнительных возможностей человека в его поведении и общении. Лечение с помощью животных, или анималотерапия, во многом объясняется тем, что они улучшают эмоциональное состояние, обеспечивают компенсацию чувства одиночества, а также помогают наладить контакт с окружающим миром (именно поэтому анималотерапия часто используется для больных аутизмом).

Зоотерапия – это особый комплекс, который включает и психологическое, и физиологическое воздействие. Физический компонент, заключающийся в непосредственном взаимодействии человека и животного (погладить кошку, прокатиться на лошади), обеспечивает влияние и на психику человека. К тому же, сама физическая активность положительно влияет на состояние пациента.

Не менее важен и психологический компонент, основная цель которого – вызвать заинтересованность человека в анималотерапии. Практически все участники зоотерапии не воспринимают общение с животными как лечение, а это позволяет установить более доверительный контакт и обеспечить высокую мотивацию пациента. Анималотерапия как метод психокоррекции практически не имеет ограничений.

Анималотерапия для разных возрастных групп

Анималотерапия может использоваться для самых разных возрастных категорий пациентов, начиная от самых маленьких и заканчивая пожилыми. Для каждого возраста есть определенные рекомендации, соблюдение которых необходимо для получения требуемого эффекта.



Абсолютное большинство детских психологов утверждают, что общение ребенка с животными должно начинаться как можно раньше – ведь это не только учит ребенка ответственности, но и положительно влияет на его развитие. Дети с психологическими проблемами и различными заболеваниями также показывают положительную динамику на сеансах анималотерапии. Наладить контакт с животными им чаще проще, чем со взрослым человеком.

Основной деятельностью дошкольников является игра, и именно игровая деятельность используется психологами для того, чтобы скорректировать существующие проблемы ребенка в этом возрасте, а также стимулировать его развитие. Анималотерапия для детей в детском саду используется достаточно часто, ведь большинство детей уже имеют любимых животных, которым могут доверять даже больше, чем сверстникам или воспитателям.

Живой уголок – один из вариантов анималотерапии в детском саду. Естественно, в таком живом уголке могут присутствовать только некоторые виды животных: кролики, черепахи, хомячки и другие. Общаясь с ними, дети учатся заботиться, сочувствовать, понимать состояние другого, сопереживать, быть добрыми, – а ведь именно эти качества являются важными для взаимодействия и с людьми.



Анималотерапия для детей с аутизмом является одной из самых эффективных методик, позволяющих установить контакт особенного ребенка с окружающим миром. В основном анималотерапия для детей с аутизмом – это терапия с участием собак, лошадей и дельфинов, при этом общение с дельфинами считается наиболее предпочитаемой формой. Эти чуткие и дружелюбные существа помогают ребенку лучше идти на контакт, а также обеспечивают состояние комфорта, что очень важно для психологического состояния аутистов.

Помимо общения с дельфинами, маленьким детям с аутизмом рекомендованы сеансы верховой езды, которые помогают бороться с нарушениями концентрации внимания, а также решают проблему тонуса мышц и координации движений. Кошки и собаки тоже станут прекрасным средством для того, чтобы помочь детям с аутизмом; дружелюбная кошка подарит покой, а активный пес, наоборот, будет стимулировать ребенка двигаться. Однако во многом выбор животного должен определяться предпочтениями и особенностями самого ребенка.

Так как пет-терапия является хорошим лечебным средством для многих заболеваний, взрослые пациенты часто обращаются за помощью к различным животным. Анималотерапия для взрослых может использоваться для выполнения следующих задач:

  • Нормализация психического состояния.

Неврозы, стрессы, нестабильное состояние – во всех этих состояниях общение с животными может положительно сказаться на общем самочувствии.

Общение с животными строится по другим принципам, нежели общение с людьми, однако анималотерапия обеспечивает и улучшение способности строить социальные контакты, а также налаживать отношения с другими людьми.

Психическая и социальная реабилитация возможна благодаря взаимодействию с животными, и именно поэтому они часто входят в комплексные реабилитационные программы.

  • Подтверждение компетентности, самореализация.

Доказано, что животные способны избавить человека от чувства одиночества и открыть дополнительные возможности общения. Некоторые люди даже выбирают именно домашних питомцев для того, чтобы сказать им то, что не сообщат ни одному (даже самому близкому) знакомому.

  • Положительное влияние на физическое состояние.

Большинству взрослых будет полезно как иметь дома питомца, так и посещать специализированные сеансы анималотерапии. Однако при выборе питомца важно руководствоваться собственными возможностями и предпочтениями, а также соотносить их с особенностями самого животного.



Одна из наиболее актуальных психологических проблем для пожилого человека – это ощущение одиночества, и именно по этой причине многие заводят домашних питомцев. Такая ненаправленная терапия не только избавляет от одиночества, но и улучшает способности к социальным контактам, кроме того формирует чувство ответственности у пожилого человека, которому требуется заботиться о зависимом от него существе.

Некоторые исследования показывают, что пожилые люди, которых дома ждут питомцы, быстрее выздоравливают и выписываются из больниц.

Наличие домашнего животного во время терапевтической сессии с пожилым человеком улучшает его эмоциональное состояние и служит отвлекающим фактором, если необходимо говорить о чем-то болезненном. Доказано, что кошки и собаки способны улучшать познавательные функции пожилого человека, а также в целом благотворно влияют на здоровье.

Часто анималотерапия для пожилых людей используется в условиях пребывания человека в стационарных условиях, например, в домах престарелых или пансионатах. Для многих людей переезд в такое учреждение является крайне болезненным и дискомфортным. Взаимодействие с животными может помочь пожилому человеку пережить его. Поэтому различные домашние животные сегодня становятся неотъемлемой частью таких учреждений.

Отдельно выделяется роль анималотерапии для пожилых людей в качестве поддерживающего средства при дементных расстройствах. Здесь можно применять такой несложный метод, как наблюдение за рыбками в аквариуме. Сеанс такой терапии помогает избавиться от лишнего мышечного напряжения, снизить уровень стресса, что безусловно полезно при любом дементном расстройстве.

Виды анималотерапии

Виды анималотерапии могут быть разными, при этом основная классификация основана на том, какие именно животные используются для лечебных целей.



Целительное влияние лошадей было отмечено еще в Древней Греции, и сегодня иппотерапия является достаточно популярным видом зоотерапии. Она может использоваться для разных возрастных групп пациентов и оказывает лечебное воздействие как на физическое состояние организма, так и на психику человека. Поэтому лечебная верховая езда рекомендована при

  • психических нарушениях различной тяжести,
  • неврологических нарушениях,
  • а также некоторых физиологических проблемах (паралич, последствия инсульта).

Иппотерапия оказывает сильное положительное влияние на равновесие человека, а также обладает общеукрепляющим воздействием. Считается, что во время верховой езды движение лошади как бы массажирует мышцы ног, что обеспечивает активизацию кровотока в конечностях. В основном пет-терапия основана на верховых поездках аллюром, во время которого колебательные движения лошади передаются всаднику. Однако принцип лечебного воздействия верховой езды на организм человека в настоящее время до конца не изучен.



Собака – не только друг человека, но и его лечащий врач, если речь идет о канистерапии. В классическом понимании под канистерапией подразумеваются занятия анималотерапией пациента по определенной методике со специально обученной собакой. Однако можно говорить и о ненаправленной канистерапии – в случае, если взаимодействие происходит с собственным домашним питомцем.

Собаки были одомашнены очень давно, поэтому они являются привычными для человека животными и могут использоваться на терапевтических занятиях в качестве средства, обеспечивающего положительный настрой человека при анималотерапии. Присутствие собаки актуально на занятиях лечебной физкультурой, реабилитационных мероприятиях и даже уроках у логопеда. Однако мотивационная функция не является единственной функцией собак-ассистентов.

Сильное положительное влияние собаки на человека обеспечивает возможности реализации следующих задач:

  • Выход из стрессовой ситуации.

Иногда общение с собакой, выполняющей роль преданного слушателя, гораздо эффективнее даже доверительного разговора с близким человеком.

  • Мотивация к двигательной активности.

Так как собак надо выгуливать, это может послужить поводом для прогулки даже у того, кто не видит других причин выйти на улицу.

  • Положительное влияние на внимание.

Собаки способны обеспечить хорошую динамику у пациентов с агрессией и гиперактивностью, направляя и концентрируя внимание пациента на себе. Особенно актуально это для детей дошкольного и школьного возраста.

  • Стабилизация психического состояния.

Медицинские исследования показывают, что при таких состояниях, как аутизм, гиперактивность, синдром Дауна, ДЦП, присутствие собаки или сеансы анималотерапии снижают уровень стресса, убирают лишнюю тревожность и обеспечивают более положительный эмоциональный фон.

В занятиях анималотерапией могут использоваться самые разные породы собак, а также беспородные, однако лучше всего подходят собаки, соответствующие определенному стандарту. Поэтому для того, чтобы стать собакой-терапевтом, животные предварительно проходят тестирование. Нет смысла обучать пугливого или агрессивного зверя, а вот пес, благожелательный к людям, вполне может сдать последующий экзамен. Мелкие породы часто применяются для взрослых пациентов, в работе с пожилыми больными и теми, кто в силу состояния не может двигаться. Крупные собаки актуальны для подростков и детей. Наименее подходят для канистерапии декоративные породы собак, так как их особенность заключается в быстрой утомляемости и отказе от работы.



Дельфины – существа, изученные далеко не до конца, но именно они считаются лучшими лекарями среди всех животных планеты. Дельфинотерапия полезна для следующих категорий пациентов:

  • Генетические патологии (например, синдром Дауна)
  • Аутизм
  • ДЦП
  • Синдром дефицита внимания
  • Нарушение функций ЦНС
  • Перенесенный стресс или травма
  • Депрессивные расстройства
  • Нарушение памяти
  • Умственная отсталость.

Следует отличать сеансы дельфинотерапии от обычного плавания с дельфинами. Хотя простое регулярное плавание тоже будет иметь положительное воздействие на организм, специализированная терапия направлена на устранение конкретной проблемы и включает определенные упражнения, которые могут менять или дополнять друг друга от занятия к занятию. Как и другие животные-терапевты, в анималотерапии лечебные свойства конкретных дельфинов анализируются, а подходящие животные проходят специальную предварительную подготовку.



Кошки являются наиболее привычными домашними животными. Мнение о том, что кошка – не только врач, но и отличный диагност, имеет под собой определенные основания, ведь эти животные часто ложатся на больные места. При этом человек достаточно быстро чувствует облегчение, так как температура тела кошки выше, чем у человека, так что она оказывает своего рода согревающий эффект. Однако это не единственная целительная способность кошек.

Абсолютное большинство кошек характеризуются спокойным характером, демонстрируя образец безмятежного отношения к жизни. Такое состояние вместе с положительным отношением к самой кошке обеспечивает хороший эмоциональный фон, что немаловажно при лечении любого заболевания.

Фелинотерапия актуальна для лечения широкого спектра заболеваний, в первую очередь – психоэмоциональных нарушений: депрессии, неврозы, другие психические расстройства. Кошки полезны и для тех, кто страдает от сердечно-сосудистых недугов, ведь даже полчаса в компании кошки достаточно для того, чтобы стабилизировать сердечный ритм и давление. Фелинотерапия также используется в качестве вспомогательной терапии при лечении нарушений работы дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ЖКТ. Кошки могут использоваться как компонент реабилитационной терапии для пациентов с алкоголизмом и наркоманией.

Важную роль в положительном воздействии на пациента является кошачье мурлыкание. Его звуковой диапазон находится в пределах от 16 до 44 Гц, и по мнению ученых именно это обеспечивает эффективность лечения. Мурлыкание стабилизирует нервную систему, а также хорошо влияет на иммунитет и запускает регенеративные процессы в организме человека.

К анималотерапии относится и энтомотерапия, то есть использование насекомых для исцеления от определенных заболеваний. Однако в большинстве случаев подразумевается использование различных продуктов, которые можно получить от этих насекомых (например, если речь идет о пчелах, в медицине применяется пчелиный яд, воск и мед, а не сами насекомые). Случаи использования самих насекомых гораздо более редкие; к примеру, укусы муравьев в качестве народного средства против радикулита известны крайне ограниченному количеству пациентов.

Несмотря на относительную непопулярность данного направления, исследования в области энтомотерапии продолжаются и в настоящее время.

Противопоказания к использованию анималотерапии



Хотя общение с животными является для человека привычным и естественным, у анималотерапии есть и свои противопоказания. В первую очередь это аллергия на шерсть или слюну того или иного животного.

Не стоит прибегать ни к одному виду зоотерапии и при наличии острых инфекционных заболеваний у пациента

Залог успеха – положительное отношение к процедуре, так что определенный тип животных не стоит использовать тем, кто с ненавистью или агрессией к нему относится. По этой же причине тяжелые нарушения психики тоже могут являться противопоказанием для анималотерапии.

Существуют отдельные противопоказания для конкретных видов анималотерапии.

Поскольку взаимодействие с активными собаками или верховая езда подразумевает определенную двигательную активность, такую терапию стоит с осторожностью использовать людям с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Несмотря на то, что анималотерапия кажется совершенно безвредной, перед ее применением стоит проконсультироваться со специалистом. Как любой вид лечения, он имеет свои противопоказания.

Анималотерапия является одним из наиболее безопасных и естественных методов лечения, который практически не имеет ограничений и доступен любому вне зависимости от возраста и социального статуса. К тому же, даже ненаправленная анималотерапия для человека способна оказывать как лечебный, так и профилактический эффект, так что иметь домашнее животное – значит положительно влиять на собственное физическое и психическое состояние.









Пет-терапия как средство реабилитации детей, страдающиих детcким церебральным параличом(ДЦП)

Актуальность. В современном мире ежегодно вырастает пок а затель детей с заболеваниями церебральным параличом. Данные дети имеют ограниченные возможности в двигательной и мышечной активности, также страдают координационные возможности организма. Детский церебральный паралич (ДЦП) – органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми, слуховыми и психическими нарушениями [1] .

В силу этого требуется поиск эффективных средств и методов повышения уровня физического и психологического развития детей данной категории. Одним из таких методов является пет- Терапия . Пет-терапия (от английского pet – домашнее животное, питомец), зоотерапия, анималотерапия .

Анималотерапия – вид терапии, который использует животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Анималотерапия эффективна также в качестве метода лечения и профилактики серьезных заболеваний. Средствами аниматерапии считаются : образы животных, картинки, сказочные герои, игрушки, а еще настоящие животные, общение с которыми безопасно[2].

Связь с животными – это бесспорный реабилитационный опыт, не имеющий аналогов в другой форме терапии для людей с особыми потребностями или ограниченными возможностями. Современные иследования [3,4,5] постоянно показывают, что терапия с помощью животных помога е т людям с особыми потребностями достигать реабилитационных целей, улучшать самочувствие и улучшать физическое, социальное, когнитивное, эмоциональное и поведенческое функционирование. В литературе можно встретить следующие виды пет-терапии:

Канистерапия (от лат. Canis - собака; англ. Therapy) – терапия с использованием собак; считается одним из наиболее востребованных видов анималотерапии. Канистерапия применяют для улучшения состояния детей, больных аутизмом, синдромом Дауна, церебральным параличом (ДЦП), страдающих олигофренией. У детей улучшается координация движений, уменьшается спастичность, улучшается память.Для детей с ДЦП, чтобы развить двигательные функции рук и ног, предлагают выполнить определенные движения.

Дельфинотерапия – это один из методов медико-психологической реабилитации плавание с дельфином рекомендуется для детям с различными нарушениями развития и поведения (ДЦП, ранний детский аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, синдром Дауна). Общение с дельфинами помогает успокоиться, улучшить эмоциональное состояние, снять психологическое напряжение.

Фелинотерапия (лат. Felis - кошка) – это метод профилактики и лечения различных заболеваний с помощью контактов с котами. Ее тепло и успокоительное мурлыканье позволяют пациенту расслабиться.

Птицы ( попугаи, канарейки и др.) . Птицы являются хорошими психотерапевтами. Это благотворно оказывает влияние на нервную систему: человек успокаивается, отвлекается от неприятностей, улучшается настроение. Домашние птички повышают творческую активность и работоспособность человека. П опугаи могут, вылечить заикание и неврозы.

Кролики, морские свинки, хомячки. Грызуны пригодятся тем, кто имеет проблемы в общении с людьми.Они помогают своим хозяевам преодолеть неуверенность в себе, избавиться от комплексов и замкнутости. Б елые крысы используются при лечении неврозов , а кролики и хомяки лечат болезни суставов. Тактильные контакты с этими маленькими существами снижают эмоциональную напряжение, тревогу и агрессию, расслабляют мелкую мускулатуру.

Аквариумные рыбки, р ептилии.Немалый вклад в развитие анималотерапии вносят жители аквариума. Яркий аквариум вызывает у его хозяев радость и ощущение благополучия. Среди домашних любимцев нередко встречаются черепахи, лягушки, ящерицы и даже змеи. Взаимодействие с домашним земноводным укрепляет нервы у хозяина животного, приводит в норму эмоции, улучшает состояние при кожных заболеваниях.

Иппотерапия – это вид анималотерапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду. Иппотерапию используют при нарушениях опорно-двигательного аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, полиомиелите, сколиозе, умственной отсталости. Верховая езда требует постоянной работы крупных мышц тела, и это позволяет применять иппотерапию в реабилитации и лечении пациентов, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП).

Иппотерапия занимает особое место в реабилитации детей с церебральных параличей. Сегодня она считается наиболее перспективным методом лечения, в результате которого дети с церебральным параличом буквально встают на ноги.

Организация и методы исследования.

Б ыл использован комплект тестовых заданий :

5) т естирование уровня физического развития , разработанн ое Т.В.Кожевниковой ;

6) и зменение подвижности в суставах при занятиях иппотерапией детей с диагнозом ДЦП ;

7) карты наблюдений Д. Стотта ;

9) анкетирование с целью выявления возможности применения пет- тера пии в работе с детьми с ограниченными возможностями .

Была разработана к омплекснаяпрограмма , направленная на физическое и психологическое развитие с использованием животных. Полученные данные показали, что в результате занятий иппотерапией произошло повышение показателей физического развития , уменьшение с т астичности и тонуса мышц, увеличению подвижности в суставах .Также отмечалось улучшение способности к самостоятельной ходьбе , стали лучше сохранять равновесие, ориентироваться в пространстве. Повышение амплитуды движений в суставах давало возможность детям более активно развивать двигательные навыки, расшир и ло диапазон возможных действий при самообслуживании , снизились показатели тревожности и раздражительности, что позвол и ло более активно интегрироваться в социуме .

Вывод: домашние животные и даже издаваемые ими звуки оказывают положительные влияние на ребенка как физическое, так и психологическое. Применение пет-терапии в лечении детей с ДЦП способствует развитию физического здоровья и эмоционального благополучия.

Список литературы :

Бадянян Л.О.,Журба Л.Т.,Тимонина О.В. Детские церебральные параличи .- Киев,2008.-186с.

Анцупова И.И., Назначение: лошадь, кошка или собака? // Вокруг света. - 2006. - N 12. - С. 214-215

КарелинА. М..Большая энциклопедия психологических тестов: Изд-во Эксмо, 2006 – 416 с.

Климова В.К., Тарабан Я.В., Селюкова Ю.В. Влияние занятийиппотерапией на величину суставных углов у детей с детским церебральнымпараличом-Тамбов, ТГУ,2007.- С..182-185

Кожевникова В.Т. Современные технологии в комплексной физическойреабилитации больных ДЦП. – М. – 2005.-.213 с.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.