Двигательная реабилитация при эпилепсии

Показатель распространенности сочетанного заболевания эпилепсией и детским церебральным параличом составляет 0,69 на 1000 новорожденных. Риск развития эпилептических приступов зависит от формы ДЦП и составляет по разным данным от 15 до 90%.

При двойной гемиплегии она в виде инфантильных спазмов, генерализованных и вторично-генерализованных, тонико-клонических, миоклонических эпилептических приступов встречается у 45–65% больных. При этом дебют заболевания регистрируется на первом году жизни более чем у половины детей.

У 52% детей с диагнозом спастической гемиплегии отмечаются вторично-генерализованные или гемиклонические эпилептические приступы с дебютом преимущественно в возрасте 4–6 лет.

Примерно у трети детей со спастической диплегией отмечаются генерализованные, вторично-генерализованные или гемиклонические приступы.

Развитие эпилепсии чаще наблюдается при спастических формах ДЦП.

При остальных формах ДЦП у детей приступы возникают значительно реже.

Факторы риска развития эпилепсии у детей с ДЦП очень разнообразны. Это - форма церебрального паралича, его причина, наличие пороков развития нервной системы, возникновение неонатальных судорог (фрагментарных, клонических, миоклонических, тонических), оценка по шкале Апгар 4 и менее балла, глубокая недоношенность (менее 32 недель), наличие случаев эпилепсии в семейном анамнезе, инфицирование плода во время внутриутробного развития, умственная отсталость тяжелой степени и регистрация эпилептиформных разрядов на электроэнцефалограмме.

К основным признакам, указывающим на вероятность появления эпилепсии у детей с детским церебральным параличом относятся:

Сочетание ДЦП и эпилепсии оказывает отрицательное влияние на течение и прогноз обоих заболеваний, усиливает нарушения моторной, мыслительной функции, ухудшает речь у детей с ДЦП.

Значительной проблемой при ДЦП является возможность провокации эпилептических приступов во время проведении реабилитационных процедур, а также - более тяжелое субъективное восприятие (аггравация) приступов на фоне лечения.

Из-за опасности провокации дебюта эпилепсии или увеличения частоты существующих приступов приходится ограничивать объем необходимой больному с ДЦП реабилитации. Для снижения рисков возникновения приступов проводится терапия противоэпилептическими препаратами. Лечение назначается врачом в соответствии с типом припадков и типом эпилепсии.

Методика реабилитации и лечение ДЦП у пациентов с церебральным параличом, ассоциированным с эпилепсией, имеет некоторые особенности. Определяя необходимый объем реабилитации, учитывают ремиссию приступов и наличие эпилептиформной активности на электроэнцефалограмме.

Все реабилитационные мероприятия проводятся с учетом возможной провокации приступа, обязательно под контролем эпилептиформных изменений активности головного мозга.

При отсутствии приступов и специфических нарушений на ЭЭГ пациенту можно назначать в полном объеме комплексную программу реабилитации, включая медикаментозное лечение, а также - немедикаментозные методы терапии (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия и остеопатия, кинезотерапия, физиотерапевтические процедуры). Не реже одного раза в год необходимо проводить динамический контроль ЭЭГ.

Выявление эпилептиформной активности на электроэнцефалограмме требует проведения динамического контроля ЭЭГ с частотой 1 раз в 6 месяцев. Кроме того, из программы реабилитации исключаются ноотропные препараты, способные провоцировать приступы, а также – электропроцедуры и массаж шейно-воротниковой зоны. Реабилитация проводится при помощи ортезирования, ЛФК, локомоторного тренинга, методов когнитивной реабилитации, гидротерапии и бальнеотерапии, неагрессивной акупунктуры, лекальной термо-магнитотерапии.

Наличие эпилептических приступов у детей с ДЦП ограничивает возможностей комплексной стимулирующей терапии. До купирования приступов мероприятия по реабилитации ограничивают суставной гимнастикой, ортезированием, кинейзиотейпированием, кинезиотерапией по Войту и Бобат, применением парафиновых аппликаций. Спустя 3 месяца после достижения ремиссии эпилептических приступов разрешается проведение курса массажа и ЛФК, а также - физиотерапии (электофорез, парафиновые аппликации), неагрессивной акупунктуры, мануальной терапии.

Через 3 месяца после полной клинико-энцефалографической ремиссии или 6 месяцев после прекращения приступов присоединяют электропроцедуры, магнитотерапию, занятия на тренажерах и стабиллометрической платформе, иппотерапию и дельфинотерапию.

Еще одной проблемой сочетанного заболевания ДЦП и эпилепсией является развитие остеопороза и риск возникновения переломов. Это вызвано нарушением минеральной плотности костей из-за ограничения двигательной активности и деминерализации костной ткани под влиянием антиэпилептических препаратов. Поэтому ребенок-инвалид, длительно принимающий противосудорожные препараты, нуждается в проведении онтогенетической гимнастики и фиксационного массажа. Кроме того, рекомендуется таким детям использовать туторы, ортопедические укладки, специальную обувь, массаж по методам Войта и Бобота.

Эпилепсия при ДЦП часто приводит к снижению качества жизни детей и их близких, усиливает негативные социальные последствия болезни.

Своевременная, как можно более ранняя диагностика эпилепсии, эффективное адекватное лечение, направленное на предупреждение приступов, дает возможность улучшить прогноз заболевания и жизнь больных детей.

Для достижения наилучшего максимально возможного результата реабилитации необходимы усилия множества специалистов – врачей разного профиля, медицинских сестер, специалистов по ЛФК и рефлексотерапии, педагогов, психологов, дефектологов. И конечно – невозможно добиться каких-либо существенных результатов без деятельного участия в лечебном процессе семьи больного ребенка.

При реабилитации детям не рекомендована ноотропная терапия, но другие процедуры – массаж, гимнастика, вертикализаторы различных вариантов – не противопоказаны при эпилепсии.

Если у ребенка еще не сформирован координаторный аппарат, он задержан в моторном развитии, у него не сформированы координаторные навыки, существуют различные варианты аппаратной реабилитации. К ним относятся локоматы или различные костюмы для формирования и перераспределения тонуса, облегчения движений.

Для тренировки координаторной функции есть варианты вертикализаторов, при которых пациента стараются переводить из горизонтального положения в вертикальное, вызывая его интерес и тренируя вестибулярный аппарат.

Интенсивно начинать реабилитационные программы нужно тогда, когда купированы приступы. Пока приступы не купированы, проводить реабилитационные программы нужно в профилактическом варианте: массаж и гимнастика для профилактики пролежней, развития атрофий и контрактур. Это делать необходимо, не ожидая рывка в развитии, но поддерживая организм, по крайней мере, на том же моторном уровне.

Реабилитация у детей, имеющих задержку моторного, речевого и психического развития, имеет определенные сложности. Реабилитационные центры с осторожностью берут таких детей либо их не берут вообще, потому что такая эпилепсия тяжело лечится, нужно быть очень уверенным, что пациент находится в стабильном состоянии. Во-первых, сама реабилитационная программа может провоцировать ухудшение состояния. С другой стороны, если во время реабилитационной программы был достигнут значимый успех – набор двигательных навыков, укрепление мышечной силы – и если у него после реабилитации произойдет срыв по приступам, то результаты этой реабилитации будут размыты, ребенок опять будет отброшен назад без наращивания успехов. Поэтому реабилитация для таких детей возможна в случае стабилизации по эпилептическому заболеванию. И если приступы продолжаются, мозг не может усваивать информацию, то коэффициент эффективности от реабилитационного процесса будет гораздо ниже. Когда те же самые реабилитационные программы будут проведены ребенку после купирования приступов, эффект от них будет более заметен.

Существуют дети с ДЦП без эпилепсии, которые проходят реабилитационные программы, при этом одним из направлений реабилитации является мощная стимулирующая ноотропная терапия. Если перед этим ребенку не были проведены энцефалографические исследования, а у него сформировались очаги эпиактивности, то эта мощная стимуляция может спровоцировать клинические проявления эпилепсии у пациентов, у которых была к этому предрасположенность. Поэтому не рекомендуется без особой надобности детям с ДЦП увлекаться потреблением ноотропной терапии, нейропептидов и вообще любых стимуляторов, все ноотропные препараты могут спровоцировать старт эпилепсии при наличии скрытой предрасположенности. Для профилактики таких осложнений ноотропной терапии всем детям с ДЦП перед курсом реабилитации необходимо проведение ЭЭГ.

В большинстве случаев бассейн пациентам с эпилепсией противопоказан, но не потому что он может спровоцировать приступы, а потому что если отключение сознания происходит в не очень дружелюбной для человека среде, то ребенок или взрослый может захлебнуться, и это может иметь крайне драматические последствия. Даже тяжелым детям возможно проведение занятий плавания в присутствии индивидуального инструктора. Они могут проводиться в индивидуальном режиме, и инструктор вовремя окажет необходимую помощь, даже если приступ разовьется в воде. Посторонний, не предупрежденный человек не всегда поймет, что происходит с ребенком: он нырнул, он играет, он просто задерживает дыхание, или у него возникло неконтролируемое состояние, из которого он не сможет выйти самостоятельно.

Эпилепсия и спорт, правила

Эпилепсия — это расстройство функции мозга, которое принимает форму повторяющихся приступов.

Наши мысли, чувства и действия контролируются клетками мозга, которые общаются друг с другом посредством регулярных электрических импульсов. Приступы происходят, когда внезапные, неконтролируемые всплески электрической активности нарушают эту закономерность.

Это может быть ограничено только одной частью мозга, или это может произойти прямо через мозг.

Различные типы припадков будут влиять на людей различными способами, в зависимости от того, где в мозге происходит приступ и какие функции контролирует эта часть мозга. Приступы могут нарушать любую функцию, контролируемую мозгом — движение, мысли, ощущения, поведение и уровень сознания человека.

Спорт и эпилепсия

Упражнения хороши для всех, но это также имеет важные преимущества для людей с эпилепсией. Люди с эпилепсией и их семьями обычно беспокоятся о судорогах во время физических упражнений, и этот страх часто приводит к чрезмерной защите, чувствам изоляции и ненужным ограничениям на деятельность.

Хотя судороги во время физических упражнений редки, важно понять, как физические нагрузки влияют как на эпилепсию, так и на припадки, и что делать, если происходит приступ.

Во многих случаях приступ происходит внезапно и без предупреждения, поэтому человеку с эпилепсией необходимо следить за тем, чтобы их физические упражнения и спортивные мероприятия были максимально безопасными во все времена.

Упражнения и эпилептические припадки

Чрезвычайно редко бывает, что у человека есть приступ во время тренировки. Вместо того, чтобы запускать приступы, ваша эпилепсия может улучшиться с помощью упражнений. Хотя причины неясны, исследования показывают, что отклонения от ЭЭГ (тест, который измеряет электрическую активность головного мозга) уменьшаются во время физических нагрузок.

Было показано, что общая пригодность и чувство хорошего самочувствия помогают уменьшить частоту приступов. Люди чувствуют себя лучше и могут улучшить свой контроль над судорогами с регулярными упражнениями. В одном докладе говорится, что упражнения улучшают самооценку и социальную интеграцию, независимо от контроля над судорогами. Было также показано, что регулярные упражнения уменьшают количество общих жалоб на здоровье, таких как боли в мышцах, проблемы со сном, депрессия и усталость.

Большинство спортивных мероприятий безопасны, пока люди избегают перенапряжений, обезвоживания и гипогликемии (низкий уровень сахара в крови). Если происходит приступ, он, скорее всего, будет после тренировки (от 15 минут до трех часов).

Вопросы безопасности и эпилепсии

  • Перед началом любой новой программы упражнений проконсультируйтесь с вашим врачом или специалистом.
  • Предварительная скрининг используется для идентификации людей с заболеваниями, которые могут поставить их под повышенный риск возникновения проблемы со здоровьем во время физической активности.
  • Избегайте известных триггеров судорог.
  • Всегда принимайте лекарства в соответствии с предписаниями и располагайте достаточным запасом.
  • Выпейте или перекусите что-нибудь с сахаром.
  • Не продолжайте тренироваться, если вы чувствуете слабость, тошноту или обезвоживание.
  • Не переусердствуйте — знайте свои ограничения.
  • Убедитесь, что ваш тренер и, возможно, товарищи по команде знают о вашем состоянии и знают, что делать, если у вас есть приступ.
  • Надеть защитное снаряжение, соответствующее вашему спорту, например, шлем или наколенники.
  • Всегда надевайте спасательный жилет при занятиях водными видами спорта.
  • Пусть семья или друзья узнают что вы делаете или маршрут упражнений, прежде чем вы уйдете и как долго вы там будете.


Рискованные действия и эпилептические припадки

В дополнение к вышесказанному, люди с неконтролируемыми судорогами должны быть особенно осторожны при проведении более рискованных действий и должны обращаться за советом к своему врачу, прежде чем заниматься:

  • Контактные виды спорта, подводное плавание, банджи-джампинг и бокс
  • Индивидуальные воздушные виды спорта, такие как дельтапланеризм и прыжки с парашютом
  • Высотные мероприятия, такие как альпинизм
  • Мотоспорт
  • Верховая езда
  • Гимнастика
  • Ледовые мероприятия, такие как катание на коньках или хоккей
  • Горнолыжный спорт
  • Индивидуальные водные виды спорта, такие как парусный спорт или парус.

Обсудите свои спортивные устремления с вашим врачом. При адекватном планировании и мерах предосторожности вы можете принять участие в широком спектре мероприятий.

Водная безопасность и эпилепсия

Водная безопасность особенно важна, потому что человек, который испытывает приступ в одиночку в воде, почти наверняка столкнется с трудностями и даже может утонуть.

  • Будьте бдительны — души, ванны, бассейны, море могут быть опасны для тех, кто испытывает приступы.
  • Плавайте со спутниками, которые знают о вашем состоянии и физически достаточно сильны, чтобы поддерживать вас и знать, что делать, если у вас есть приступ.
  • Плавайте в контролируемых районах, например, в общественном бассейне с сопровождающим или на пляже между флагами, где спасатели находятся на патрулировании.
  • Люди с эпилепсией, даже если они хорошо контролируются, никогда не должны плавать в одиночку.

Антиэпилептические препараты и упражнения

  • Усталость и усталость — что может быть проблемой для активных людей
  • Другие проблемы, такие как помутнение зрения или проблемы с концентрацией, нарушение координации и более медленное время отклика
  • Упражнения — могут изменять уровни противоэпилептических препаратов в крови. Люди, принимающие антиэпилептические препараты, которые регулярно тренируются, должны обсудить со своим врачом необходимость контролировать уровень их крови (особенно в первые месяцы обучения)
  • Анаболические стероиды — не принимают анаболические стероиды, поскольку они влияют на уровни антиэпилептических препаратов в крови
  • Антиэпилептические препараты могут привести к потере костной массы (остеопатия и остеопороз). Крупные исследования предполагают удвоение риска переломов у людей с эпилепсией. Уход за весом может помочь предотвратить эти состояния. Обсудите с врачом соответствующие действия.

Триггеры эпилепсии, связанные с физической нагрузкой

  • Экстремальная усталость
  • Недостаток сна
  • Обезвоживание
  • Гипертермия (повышенная температура тела)
  • Гипогликемия (низкий уровень сахара в крови).

Правила, которые помогут вам избежать этих триггеров:

    • Убедитесь, что вы принимаете лекарства в соответствии с указаниями вашего врача.
    • Пейте много воды до, во время и после тренировки.
    • Не подталкивайте себя к физической усталости.
    • Если вы чувствуете себя очень горячим и усталым, замедлитесь или остановитесь.
    • Удостоверьтесь, что у вас есть по крайней мере два дня отдыха каждую неделю.
    • Удостоверьтесь, что ваша диета является питательно адекватной.
    • Получите много отдыха и хорошего сна.
    • Ограничьте или воздержитесь от алкоголя.

О НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ЭПИЛЕПСИИ

Токарева Наталья Геннадьевна 1 , Железнова Елена Валерьевна 2

Канд. мед. наук, доцент кафедры нервных болезней и психиатрии, г.Саранск

Д-р мед.наук, ведущий научный сотрудник клиники экзогенно-органических расстройств и эпилепсии, г.Москва

Проведен анализ реабилитационных мероприятий при эпилепсии. Изучены факторы, участвующие в формировании нейропсихологической реабилитации. Рассмотрены взаимодействие и взаимовлияние нейропсихологической реабилитации и восстановление высших психических функций. Данные характеристики представляют интерес для врачей, клинических психологов и других специалистов, участвующих в проведении лечебно-реабилитационных мероприятий больным эпилепсией.

The analysis of rehabilitation measures for epilepsy was carried out. The factors involved in the formation of neuropsychological rehabilitation were studied. The interaction and interaction of neuropsychological rehabilitation and restoration of higher mental functions are considered. These characteristics are of interest to physicians, clinical psychologists and other specialists involved in conducting therapeutic and rehabilitation measures for patients with epilepsy.

Ключевые слова: нейропсихологическая реабилитация, личность, эпилепсия.

Keywords: neuropsychological rehabilitation, personality, epilepsy.

Реабилитация — это особая технология, состоящая из техник и форм организации воздействия, направленных на восстановление личного и социального статуса пациента. Методы реабилитации подбираются строго индивидуально и зависят от ряда факторов: болезни человека, тяжести этой болезни, c одной стороны, и характера больного, его окружения, его мотивы, цели — с другой. Необходимо использовать такие технологии и техники, содержание которых опосредовано личностью пациента. Реабилитация может дать результат только при комплексном интегративном воздействии, в первую очередь, на человека с тем или иным дефектом в целом, а затем только на сам дефект. Комплексное взаимодействие включает медицинские, психологические и социальные аспекты реабилитации, целью которой является преодоление заболевания и восстановление личностного и социального статуса пациента, а также возвращение пациента в нормальную социальную среду [1,3,4].

Эпилепсия – распространенное нервно-психическое заболевание, которое сопровождается наличием психологических и социальных проблем [2,5,6]. Больные эпилепсией страдают неврологическими и психическими признаками заболевания [7,8,9]. Нейропсихологическая реабилитация играет важную роль при этом заболевании. Рассмотрим основные составляющие и характеристики нейропсихологической реабилитации.

Нейропсихологическая реабилитация является одним из видов реабилитации пациентов и связана с неврологическими и нейрохирургическими больными, имеющими специфическое заболевание, связанное с локальным повреждением головного мозга, следствием которого является нарушение высших психических функций.

Нейропсихологическая реабилитация — это комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию определенной группы пациентов (с локальными поражениями мозга различной этиологии: инсульт, черепно-мозговая травма, опухоли головного мозга и др.). Нейропсихологическая реабилитация имеет свои задачи — реабилитация поврежденных психических функций.

Нейропсихологическая реабилитация имеет свои собственные методы реабилитации, которые состоят из ряда групп. Группа методов направлена на реабилитацию поврежденных высших психических функций, вторые включают в себя методы и мероприятия, реабилитирующие личный и социальный статус пациента путем обращения к его личности, окружающей среде, общения с окружающими и различных видов деятельности. При восстановлении высших психических функций специалист полагается на личность пациента, вовлекая его в процесс обучения.

Методы реабилитации взаимосвязаны, но на каждом этапе реабилитации та или иная группа методов становится доминантной, а не изолированной. То же самое относится и к целям и задачам нейропсихологической реабилитации. Основным и наиболее эффективным методом выздоровления является восстановление нарушенных психических функций, таких как речь, восприятие, чтение, письмо и т. д. Мы не достигнем большого прогресса, пока не поставим конкретный вопрос о путях восстановления пострадавшего.

Естественно, что задачи восстановления этого контингента больных могут быть полностью решены только через восстановление нарушенных психических функций и вследствие этого. Независимо от того, насколько сильно мы влияем на личность пациента или помещаем его в правильную социальную среду, мы не можем научить его говорить, писать, считать, читать. И пока пациент не может освоить навыки речевых функций, памяти, внимания, интеллектуальной активности и т. д., реабилитационный процесс не сможет нормально протекать и решать свои проблемы.

С другой стороны, восстановительное образование, как и весь реабилитационный процесс, должно апеллировать к личности пациента, но с помощью определенных методов, которые должны влиять на сам дефект и личность пациента, его эмоциональную и волевую сферы. В этом и заключаются особенности взаимодействия системы нейропсихологической реабилитации и одного из ее методов реабилитационной подготовки неврологических и нейрохирургических больных.

Конечная цель реабилитации этих пациентов — вернуть их в нормальное состояние, но не в упрощенную социальную среду. Эта цель может быть достигнута только путем решения основных недостатков. Реабилитация пациентов — понятие более широкое, чем нейропсихологическая реабилитация, но оба они направлены на достижение одной и той же цели. Нейропсихологическая реабилитация, в свою очередь, является более широкой концепцией, чем восстановление высших психических функций. Оба они направлены на одну цель, но при взаимодействии решают разные задачи. Задачами восстановления высших психических функций и восстановительной подготовки являются восстановление нарушенных функций, восстановление деятельности человека. Эффективное решение этих задач будет зависеть от эффективности нейропсихологической реабилитации, в задачи которой входит восстановление личного и социального статуса пациента, его положения в социальном обществе, в его различных малых социальных группах (семья, профессия и др.), восстановление всей системы отношений пациента.

Нейропсихологическая реабилитация и восстановление высших психических функций не взаимоисключают, а наоборот дополняют друг друга и взаимодействуют. Они связаны как структурно, так и функционально – ставя перед собой задачи и решая их, они стремятся к общей цели — возвращению больных к обществу и социальной жизни. Таким образом, мы будем понимать нейропсихологическую реабилитацию пациентов как системное воздействие на дефект с помощью специальных техник, в которых предусматривается также апелляция к личности и малой социальной терапевтической группе пациентов, направленное прежде всего на реабилитацию высших психических функций (а не приспособление к дефекту), как основная задача, решение которой приведет к достижению конечной цели — реабилитации больного, т. е. восстановление его личного и социального статуса, возвращение к обычной (не упрощенной) социальной среде, к общественной и трудовой деятельности. В проблеме реабилитации больных, в том числе и в нейропсихологической реабилитации проблема биологическая и социальная наиболее выделяется. Психологические принципы реабилитации пациента:

2. Принцип опоры на сохраненные формы вербальной и невербальной деятельности больного. У больного в прошлом был большой социальный опыт, в частности, опыт интеллектуальной, речевой, трудовой, игровой деятельности. Этот опыт не исчезает, многие формы человеческой деятельности остаются неизменными. Чаще всего действия, подкрепленные в прошлом, которые происходят на менее произвольном уровне, сохраняются. Поэтому использование остаточных способностей наиболее продвинутых форм деятельности должно быть одним из важных принципов обучения. Опора на сохраненные формы деятельности (игровая деятельность, пение, чтение стихов, счет и т. д.) В процессе обучения позволяет временно передать затронутую функцию другому, более низкому и более доступному пациенту, уровню ее реализации.

3. Принцип опоры на предметную деятельность. Известно, что в деятельности субъекта формируются психические процессы. Вербальное общение — это тоже форма действия. В реабилитационной подготовке необходимо создавать методы восстановления речи через деятельность пациента, как вербальную, так и невербальную. Ассимиляция происходит через собственную деятельность субъекта, но эта деятельность должна быть организована.

4. Принцип организации деятельности больного. В современной психологии уже давно показано, что в преподавании важно не только содержание обучения и собственной учебной деятельности, но прежде всего организация и управление этой деятельностью.

5. Принцип программированного обучения. Принцип программирования (или систематического мониторинга извне) восстановления нарушенной функции является одним из способов реализации четвертого принципа. Пациент с афазией нуждается в такой организации своей деятельности и таких методах, которые позволили бы ему самостоятельно выполнять первые операции, а затем действия для выполнения задач (говорение, понимание, письмо и т. д.). Этот принцип предусматривает разработку программ, состоящих из серии последовательных операций, выполнение которых пациентом (сначала с помощью учителя, а затем независимо) приводит к реализации нарушенной способности говорить, понимать, писать и т. д. Расчленение действия, которое выполнялось автоматически и сокращенным способом до болезни (например, оптическое восприятие буквы, распознавание речевых звуков из уха, активная речь), на ряд последовательных операций, доступных пациенту, делая их внешними, сначала контроль, а затем самоконтроль за их выполнением — все это создает возможность для пациента выполнить нарушенное действие в самом начале тренировки.

К программам, созданным в рамках реабилитационного обучения, необходимо выдвигать ряд требований: избирательность в содержании программы, последовательность в выполнении операций, многократное повторение ( выполнение ) программы пациентами в процессе обучения, опора на внешние вспомогательные средства. Все это создает условия для высокой степени активности и самостоятельности пациента в преодолении дефектов.

Поначалу хорошо продуманная программа будет средством управления восстановлением функции, а после овладения ею, она будет действовать для пациента как средство самоуправления, как способ выполнения тех или иных действий.

Таким образом, можно сделать вывод: нейропсихологическая реабилитация больных эпилепсией, являясь самостоятельной частью общей реабилитации больных, страдающих различными заболеваниями, реализует общие цели — восстановление личного и социального статуса пациента, возвращение его в нормальную социальную среду, а не в упрощенную. Нейропсихологическая реабилитация имеет свои задачи, и прежде всего восстановление высших психических функций, а не адаптация пациента к дефекту. Только решение задачи по восстановлению речи и письма, чтения и счета, и т. д., может составлять основу нейропсихологической реабилитации пациентов. Восстановление высших психических функций является основной составляющей и задачей нейропсихологической реабилитации. Основной метод – это восстановительное обучение.

В качестве научной основы нейропсихологической реабилитации больных и восстановления высших психических функций представлены современные представления: а) о социально-историческом происхождении высших психических функций; б) об их прижизненном формировании; в) о комплексном взаимодействии биологического и социального, в результате которого в течение жизни человека формируются новые функциональные системы.

Концептуальный аппарат нейропсихологии также является научно-теоретической основой для восстановления высших психических функций: a) новые идеи о генезисе, образовании и распаде высших психических функций;

1.Максутова Э.Л., Железнова Е.В., Рогачева Т.А., Соколова Л.В., Токарева Н.Г. Принципы и формы реабилитации больных эпилепсией с психическими нарушениями: Пособие для врачей. М., 1997. — с.

2.Токарева Н.Г., Железнова Е.В. Клиническая оценка спеллинга у больных эпилепсией // Здоровье и образование в XXI веке. — 2016. — Т.18, №1. — С. 31-33.

3.Токарева Н.Г., Железнова Е.В. Особенности медико-социальной реабилитации больных эпилепсией // Эл. научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. — 2015. — Т.17, №5. — С. 27-29.

4. Токарева Н.Г., Железнова Е.В. Клинико-психологическая оценка внимания больных эпилепсией // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. — 2016. — Т.18, №1. — С. 28-30.

5.Токарева Н.Г. Личность и болезнь: Я и виртуалистика: от инакомыслия до парадигматических революций. Материалы круглого стола. Саранск, 2009. – С. 133-134.

6.Aydemir N, Еzkara C, Жnsal P, Canbeyli R. A comparative study of health related quality of life, psychological well-being, impact of illness and stigma in epilepsy and migraine. Seizure. 2011, vol.20, pp. 679-85.

7.Chung YT, Hsieh IC, Lai MC, Huang CW The Potential Role of Neurocognitive Rehabilitation in Epilepsy. Int J Neurorehabilitation 2014, vol.1, рр.125-31.

8.Elafros MA, Sakubita-Simasiku C, Atadzhanov M, et al. Stigma and psychiatric morbidity among mothers of children with epilepsy in Zambia. Int Health. 2013, vol. 5, рр.288-94.

9.Friedrich L, Taslak M, Tomasovic S, Bielen I. How does the label ≪epileptic≫ influence attitudes toward epilepsy? Seizure. 2015, vol.33, рр.54-9.

10.Leaffer EB, Hesdorffer DC, Begley C. Psychosocial sociodemographic associates of felt stigma in epilepsy. Epilepsy Behav. 2014, vol.37, pp. 104-9.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.