Гиперактивность и дефицит внимания при эпилепсии

Меню навигации

Пользовательские ссылки

  • Активные темы

Объявление

Информация о пользователе

У нашего Егорушки приступы с 3-ёх месяцев. Совпало или спровоцировано прививкой АКДС, не известно. Факт, что в день прививки всё и началось. Нам уже 3 годика. Боремся не опуская рук. В садик естественно не ходим. По бОльшей части находимся дома. Приступы на яркий свет (гуляем в солнечных очках), приступы во сне, и во время бодрствования без причин. Развитие в пределах нормы. Правда, говорить пока ленится, но всё понимает. Плюс ко всему этому ГИПЕРВОЗБУДИМ! Это просто ходячий Терминатор. Не оставить ни на минуту! Крушит всё. Практически ничем не занять даже на 5 минут.Засыпает с большим трудом. Может часа два и больше возиться в кровати и еле уснуть.Правда, ночь спит нормально, за исключением приступов во сне, из за которых пробуждается и сразу опять в сон.
Это понятно, что энергию нужно куда-то девать. Но с нашими приступами не всё можно.
Каждый день кушаем чайную ложку мёда, пьём детские травяные успокаивающие чаи. Медикаменты ноотропы и успокаивающие давать страшно. Был опыт. Пошла обратная реакция. И приступ.
Может у кого-то есть похожая ситуация или слышали, как и что лучше делать с такой гиперактивностью. Малыш очень активный. Хоть и сидим на больших дозах АЭП.

Отредактировано vasilexus (2011-03-03 00:43:21)

У нас тоже сын гиперактивный, как раз с сильной гиперактивности началась болезнь, приступы появились потом - из-за неправильного лечения неврологов. Первый препарат депакин, хотя уменьшал приступы, растормаживал ещё сильнее, сын стал спокойнее, когда добавили 2й препарат - ламиктал. Мы тоже пробуем всяческие травки, гомеопатию. Недавно попали на приём к главному детскому психиатру Украины, он рекомендовал после достижения ремиссии и нормализации ЭЭГ - Концерту, но я против, так как этот препарат вызывает привыкание (это даже в инструкции написано), так что буду дальше справляться народными способами. Если у кого-нибудь есть рецепты трав - делитесь! Мы пили сбор - мелисса, душица, валериана, пустырник - эффекта не было.

У нас тоже как ламиктал добавили поведение получше стало.

Возможно и совпадение конечно, но мы именно магний Б6 пьём уже 5 дней. Стал спокойнее, засыпает быстрее, сидит днём ковыряется с чем-нибудь. Хобии чистить лук появилось.Мы его пропиваем раз в пол года по рекомендации невролога. А может и новый препарат вводим депакин хроносфера. А может и взрослеет. 3 года мужчине - пора взрослеть!

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ[/b]
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ, встречающаяся в детском возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.
Диагноз
гиперактивности обычно ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведет или плохо учится; его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает на стуле, не успокаивается ни на минуту и неспособен концентрировать внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы однозначно подтверждал диагноз гиперактивности. Многие родители отмечают начало такого поведения в младенчестве или в возрасте двух–трех лет. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность усугубляется.Синдром дефицита внимания с гиперактивностю (СДВГ). Так называемый синдром дефицита внимания (СДВ) весьма часто отмечается у гиперактивных детей; в этих случаях говорят о наличии у ребенка СДВГ. Основной признак синдрома – это неспособность ребенка сосредоточиться; другие признаки – гиперактивность, импульсивность, отвлекаемость – бывают выражены в разной степени. У детей с СДВГ имеется минимальная дисфункция головного мозга, вследствие чего характерные поведенческие отклонения нередко сочетаются у них с плохой координацией движений, эмоциональной лабильностью, некоторой задержкой развития, трудностями восприятия и усвоения учебного материала, дефектами речи и легкими неврологическими нарушениями, выявляемыми при медицинском обследовании.

СДВГ встречается в США у 3–5% детей школьного возраста. Примерно так же часто встречается гиперактивность, не связанная с СДВ. У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.
Причины.
Возникновение гиперактивности связывают с действием самых разнообразных факторов. По мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – наркомания у матери, прием ею токсичных препаратов во время беременности, свинцовое отравление, плохое питание. Иногда можно говорить о гиперактивности как наследственной черте. Хотя обычно гиперактивность сочетается с нормальным интеллектуальным развитием, возможны также случаи умственной отсталости или эмоциональных нарушений. Только в редких случаях гиперактивное состояние возникает после травмы или мозгового заболевания либо одновременно с началом серьезного неврологического или психического расстройства.
Лечение
ребенка должно проводиться с учетом его индивидуальных особенностей. Может быть использовано только медикаментозное лечение или в сочетании с педагогической и психологической помощью. Многим детям, чтобы повысить внимание, назначают стимулирующие центральную нервную систему препараты, в частности амфетамины. Эффективность применения других медикаментозных средств или специальных диет остается неясной. Следует иметь в виду, что лекарства могут обладать значительным побочным действием, и их использование должно быть лишь частью общей программы лечения, осуществляемого совместными усилиями родителей, врачей, учителей, а иногда и других специалистов.

Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. В их школьном расписании необходимо выделить время на дополнительные занятия. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком.

К сожалению, некоторые дети так никогда и не избавляются от гиперактивности; у них больше шансов стать в дальнейшем хроническими алкоголиками или психически больными людьми. Сохранившиеся признаки гиперактивности и импульсивности следует учитывать при профессиональной ориентации. Однако обычно прогноз у гиперактивных детей благоприятный. По мере роста и взросления симптомы гиперактивности ослабевают.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) у детей

Но начнем все же с описания указанного заболевания. Итак, что же такое СДВГ или СГДВ?

Это расстройство неврологического характера и аутического спектра , при котором человеку свойственно определенное поведение

рассеянность
гиперактивность
неуправляемая импульсивность

Меж тем, споры вокруг этого явления не утихают вот уже почти полвека.

Ряд ученых, исследователей, врачей вообще сомневается в существовании такой болезни

Другие же специалисты по детским недугам полагают, что СДВГ – очень даже реальная проблема, вызванная генетическими сбоями в организме, а также некоторыми внешними факторами

В этом сюжете изложено одно из мнений исследователей про

Гиперактивность детей

Мы же во всей ответственностью беремся утверждать, что синдром дефицита внимания и гиперактивности на самом деле существует и, более того, он излечим. Причины возникновения этого заболевания, равно как и детского аутизма, а также целого ряда других неврологических отклонений ЗПРР, ДЦП, эпилепсии, аллергии и проч., подробно описаны здесь и здесь .

Диагностируется синдром дефицита внимания и гиперактивности, как правило, в начальных классах школы, когда ребенок начинает явно выделяться своим поведением из основной массы одноклассников. Однако ряд детей ярко проявляют свои особенные черты уже в дошкольном возрасте.

Каковы же симптомы СДВГ? По каким признакам можно определить наличие у ребенка данного отклонения в развитии?

Невнимательность, рассеянность

Детям с этим синдромом очень сложно сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание на чем-то одном, они отвлекаются от дела по любому поводу.

Естественно, что с такими качествами им очень непросто приходится в школе, где требуются усидчивость и прилежание.

Школьники с СГДВ плохо ведут себя на уроках, с трудом выполняют просьбы учителя, с ошибками делают домашние задания.


Гиперактивность, невероятная подвижность

Такие дети просто настоящие вечные двигатели – им сложно усидеть на месте, не хватает терпения, всегда хочется общения и приключений.

Само собой, школьные уроки по 40 минут кажутся этим энергичным ученикам сущим наказанием. Они просто физически не могут усидеть на одном месте, да еще и столько времени.

Учителям они доставляют много хлопот, бесконечно отвлекая от урока и привлекая к себе внимание.


Импульсивность, эмоциональность

Таким детям сложно выслушать другого человека, они всегда торопятся высказать свое мнение, часто перебивают, проявляют явное нетерпение к монологу собеседника. Вообще они считают, что их желания должны быть исполнены прямо сейчас – в ту же секунду, как они появились.

Объяснение учителем нового материала – большое испытание для учеников с СДВГ, особенно если им хочется прокомментировать его слова. Они могут выкрикивать фразы с места без разрешения учителя.

Такое поведение не может не иметь негативных последствий в нашем обществе. Как уже было сказано, этих детей просто считают невоспитанными, их родителей обвиняют в плохом воспитании. Сам ребенок вынужден ежедневно выслушивать поток критики в свой адрес, как от близких, так и от совершенно незнакомых ему людей.

Так у детей с СДВГ формируется пониженная самооценка

возникают агрессивные реакции на мнение других людей

появляются депрессивные настроения

формируется враждебное отношение к миру и к другим людям

Иногда в связи с этим у таких особенных детей могут возникать разного рода страхи и фобии.

Им всегда очень сложно учиться. Их обучаемость практически нулевая. Гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания очень часто отстают от своих сверстников. Они позже начинают читать и писать.

Причем, происходит этот вовсе не из-за интеллектуальных различий, а из-за того, что этим особенным мальчикам и девочкам сложно сосредоточиться на предмете изучения.

Медицина предлагает использовать в качестве лечения СДВГ различные психологические приемы, например, стараться развивать в себе терпимость, а в ребенке – самоконтроль. Очень часто детям с таким диагнозом выписывают различные седативные средства.

Но, согласитесь, это ведь не выход – подсадить ребенка на успокоительные препараты , которые в большинстве своем вызывают сонливость и привыкание. Да и психологии толку мало, потому что причины заболевания кроются в физическом состоянии ребенка. Такие особенные дети просто физически не могут делать то, чего от них требуют.

Единственный верный способ решить проблему дефицита внимания и гиперактивности – полностью восстановить здоровье ребенка.

Родителям такого малыша придется

наладить работу его пищеварительной системы
оградить организм от поступающих с едой токсинов
очистить от бактерий , дрожжей и грибков
напитать всеми необходимыми витаминами и минералами

Все это очень эффективно и безопасно делается с помощью природной апитерапии – а именно благодаря

ежедневному употреблению продуктов пчеловодства Тенториум


Эта простая схема лечит не только синдром дефицита внимания и гиперактивности, но также аутизм, эпилепсию, ДЦП, аллергии, сахарный диабет, астму и прочие детские болезни, большинство которых считаются неизлечимыми.

О положительном опыте использования продукции Тенториум при СДВГ и о быстром восстановлении такого особенного ребенка читайте здесь

Путь ваш ребенок будет здоров. В этом ему помогут дары природы и ваши усилия.

Предлагаем Вам присоединиться к одной из программ по восстановлению ребенка и получить значительные улучшения в состоянии его здоровья с помощью продуктов тенториум при гиперактивности и дефиците внимания

Благодаря нашему сотрудничеству, Вы сможете

получить все необходимые знания о биокоррекционной медицине для понимания основных процессов в организме (общие лекции, книги)
легко ввести диету бгбк, GAPS (гапс) или диету биомед на выбор
очистить свое бытовое пространство от токсинов
найти родителей с похожими проблемами и общаться с ними на любые темы в общем чате и на форуме
восстановить детей натуральными пчелопродуктами под моим контролем
Но самое главное – у Вас появится реальный шанс вырастить здорового ребенка!

В.И. Гузева, Д.Д. Коростовцев, М.Ю. Фомина, В.В. Гузева, О.В. Гузева
Санкт-Петербургская педиатрическая медицинская академия

В результате после курса лечения препаратом Пантогам-сироп выявлено улучшение показателей внимания, механической и динамической памяти, снижение степени тревожности и повышение уровня компенсации по данным теста люшера у детей с эпилепсией в сочетании с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. У большинства пациентов улучшились показатели структуры фонового ритма ээг, нормализации фоновых зональных различий. анализ результатов позволил сделать выводы, что препарат пантогам-сироп эффективен в комплексной терапии у детей с эпилепсией, сочетающейся с когнитивными нарушениями и синдромом дефицита активного внимания с гиперактивностью, безопасен.

Ключевые слова: гопантеновая кислота, пантогам, эпилепсия, синдром дефицита активного внимания, гиперактивность, когнитивные нарушения.

V.I. Guzeva, D.D. Korostovtsev, M.Yu. Fomina, V.V. Guzeva, O.V. Guzeva
Saint Petersburg Pediatric Medical Academy

The experience of hopantenic acid application in the syrup for the children, suffering from epilepsy with cognitive disorders and attention deficit and hyperactivity disorder

The search for nootropic medications, which don't aggravate the implications of the hyperactivity disorder and sleep disturbances, is an urgent issue in the children's neurology. for the purpose of pantohamium sirupus appraisal, the researchers examined 20 patient aged between 3 years old and 4 years 11 months old, suffering from epilepsy with cognitive disorders and attention deficit and hyperactivity disorder. All the patients underwent interviewing with the composite questionnaire, oddball tasks, mechanical memory tests (memorizing 3–4 words), dynamic memory tests (repeating 2 groups of words), colour test (for the children of 4 years old), as well as electroencephalography and by indications clinical and biochemical examination. After the course of pantohamium sirupus treatment the researchers discovered the general improvement of attention, mechanical and dynamic memory, anxiety reduction and compensation boost based on the colour test conducted among the children, suffering from epilepsy with attention deficit and hyperactivity disorder. Most patients showed the improvement indices of the eeg background rhythm structure and normalization of background zone differences. The analysis of the obtained results allowed the researchers to conclude that pantohamium sirupus was safe and efficient in the complex therapy among the children, suffering from epilepsy with cognitive disorders and attention deficit and hyperactivity disorder.
Key words: hopantenic acid, pantohamium, epilepsy, attention deficit, hyperactivity, cognitive disorders.

Препарат гопантеновой кислоты в сиропе является ноотропным средством, механизм действия которого связан с наличием в его структуре гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), которая непосредственно воздействует на ГАМКБб — рецептор-канальный комплекс.

Препарат гопантеновой кислоты в сиропе обладает нейротрофическим и нейропротекторным действием, нормализует процессы тканевого метаболизма, потенцирует ГАМК-ергическое торможение в нервной ткани. Данное обстоятельство позволяет назначать данное лекарственное средство в качестве ноотропного препарата первого ряда у больных эпилепсией. Препарат гопантеновой кислоты в сиропе повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ, стимулирует процессы тканевого метаболизма в нейронах, сочетает умеренное седативное действие с мягким стимулирующим эффектом. Препарат гопантеновой кислоты в сиропе повышает умственную и физическую работоспособность, уменьшает моторную возбудимость, агрессию, улучшает память, обладает анальгетическим эффектом, потенцирует и пролонгирует действие местных анестетиков. Препарат разрешен к применению у детей с первых месяцев жизни [3].

Основные показания к применению гопантеновой кислоты.

  • Когнитивные нарушения при органических поражениях головного мозга (в том числе при последствиях нейроинфекции, черепно-мозговой травмы).
  • Цереброваскулярная недостаточность, вызванная атеросклеротическими изменениями сосудов головного мозга.
  • Шизофрения с органической церебральной недостаточностью.
  • Экстрапирамидные гиперкинезы (в том числе вызванные приёмом нейролептиков).
  • Перинатальное поражение ЦНС, умственная отсталость различной степени, задержки развития (психического, речевого, моторного), ДЦП, неврозоподобные состояния (заикание, тик).
  • Эпилепсия с когнитивными нарушениями.
  • Психоэмоциональные перегрузки, снижение умственной и физической работоспособности (для повышения концентрации внимания и запоминания).
  • Нейрогенные расстройства мочеиспускания (поллакиурия, императивные позывы, императивное недержание мочи, энурез).

Препарат гопантеновой кислоты в сиропе использовался в нашем исследовании с учетом его мягкого стимулирующего эффекта, не вызывающего проявлений гиперактивности. Известно, что гопантеновая кислота благодаря седативному эффекту не вызывает нарушений сна. Большое количество исследований показало, что оригинальный препарат (гопантеновая кислота в сиропе) безопасен и эффективен, хорошо переносится, уменьшает проявление нежелательных эффектов нейролептиков [1–5].

Целью настоящего исследования явилось изучение эффективности применения гопантеновой кислоты в сиропе 10% (пантогама) у 20 детей в возрасте 3 лет — 4 лет 11 мес, страдающих эпилепсией в сочетании с когнитивными нарушениями и проявлениями гиперактивности.

ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ

В исследование были включены пациенты в возрасте от 3 лет до 4 лет 11 мес, с установленным диагнозом эпилепсии и наличием одной или более из перечисленных жалоб, предъявляемых родителями при опросе:

  • повышенная отвлекаемость, снижение внимания;
  • нарушение сна (поверхностный сон, ночные ужасы, сноговорение);
  • эмоциональная лабильность;
  • повышенная утомляемость;
  • головная боль;
  • повышенная тревожность, страхи;
  • другие жалобы.

В исследование не включались дети с патологией мочевыделительной системы, аллергодерматозами в периоде обострения и неконтролируемыми эпилептическими приступами, принимающие барбитураты.

Исследование биохимических параметров крови проводилось в те же сроки по показаниям. Препарат Пантогам-сироп 10% назначался детям в дозе 20–30 мг на кг массы тела в сутки, кратность приема — 2 раза в день в течение 1 мес. Приём Пантогама осуществлялся после приёма пищи через 15–30 мин. Интервал с приёмом базовых антиконвульсантов составлял 1–1,5 ч. Базовая антиэпилептическая терапия оставалась неизменной в течение всего периода лечения.

Таблица 1. Основные клинические симптомы у обследованных детей

Клинический симптом Число пациентов
(n = 20)
Эпилептические приступы в анамнезе 20
Снижение внимания и повышенная отвлекаемость 20
Повышенная двигательная активность 20
Нарушения сна 14
Тики 5
Повышенная тревожность, страхи 6
Головные боли 1
Эмоциональная лабильность 14
Повышенная утомляемость 5

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ жалоб детей и их родителей показал, что у всех больных в анамнезе были эпилептиформные приступы,отмечалось снижение внимания, повышенная отвлекаемость и двигательная активность, у 70% — нарушения сна и эмоциональная лабильность, у 25% — тики и повышенная утомляемость, у 30% — повышенная тревожность и страхи, у одного больного головные боли. На фоне лечения у 19 из 20 детей существенно уменьшилась отвлекаемость, у 17 — степень двигательной активности, у большинства больных улучшился сон, уменьшились страхи и эмоциональная лабильность.

Побочных эффектов не отмечено. Родители пациентов вели дневники эпилептических приступов. Согласно данным дневников, у одного пациента отмечено учащение приступов, которое по нашему мнению не может быть связано с приёмом пантогама в сиропе и обусловлено неблагоприятным течением основного заболевания.

По данным неврологического объективного обследования у детей отмечена отчетливая положительная динамика в виде купирования тиков (2 пациента) или их ослабления (у 1 пациента). У 17 больных неврологический статус оставался прежним.

По данным психометрического исследования у всех пациентов с дефицитом внимания и гиперактивностью выявлены положительные изменения.

Основные данные тестов на механическую и динамическую память представлены в табл. 2.

Таблица 2. Динамика тестов на внимание, механическую и динамическую память у детей с гиперактивностью и невнимательностью

Результаты тестирования позволили выявить улучшение показателей внимания, механической и динамической памяти у детей с эпилепсией в сочетании с нарушением внимания и проявлениями гиперактивности после курса лечения препаратом Пантогам-сироп.

Оценка цвета в качестве стимульного материала при решении психодиагностических задач оправдана и является перспективной. В области цветовой психодиагностики методика М. Люшера наиболее известна и популярна. В реакции на цвет интегрируются две переменных: относительно устойчивая, надиндивидуальное воздействие цвета на организм и степень готовности организма к восприятию данного воздействия. Если сигнальное значение цвета совпадает с возможностями и ведущей установкой организма, то цвет субъективно оценивается приятно. Если его рефлекторное влияние противоречит возможностям и установке, он становится неприятным и отторгается. Обработка данных тестирования у детей, получающих лечение препаратом Пантогам, проводилось по следующим показателям:

Ухудшения параметров исследуемых показателей после курса лечения препаратом паногам не отмечено ни у одного пациента. Как правило, имела место положительная динамика по всем вышеперечисленным параметрам (табл. 3).

Таблица 3. Динамика психометрических показателей по цветовому тесту Люшера

Показатель До лечения
(усреднённые показатели)
После лечения
(усреднённые показатели)
Норма
Степень компенсации и тревог 3(!) – 5(!) 1(!) – 2(!) 0
Динамика первого цвета фиолетовый/синий жёлтый/зелёный красный/зелёный
Динамика последнего цвета в цветовом ряду жёлтый/коричневый коричневый/чёрный чёрный/серый
Коэффициент суммарного отклонения от аутогенной нормы 15 7 0
Показатель вегетативного коэффициента:
Нижняя граница
Верхняя граница

0,4
2,3

1,1
1,5

1,5
1,5

Таким образом, тестирование, проведенное после лечения пантогамом, показало снижение степени тревожности и повышение уровня компенсации, приближение цветовой гаммы к аутогенной норме. Динамика вегетативного показателя свидетельствовала об оптимизации энергозатрат пациентов, восстановлении баланса трофотропной и эрготропной форм деятельности.

Электроэнцефалографическое исследование в динамике до и после лечения препаратом Пантогам-сироп проведено всем пациентам. В табл. 4 приведена динамика электроэнцефалографических показателей.

Таблица 4. Основные энцефалографические показатели детей, получавших Пантогам

Характеристика
энцефалографических
изменений
До
лечения
n = 20
После
лечения
n = 20
Эпилептиформная активность на ЭЭГ
• генерализованная
• фокальная

6
10

6
9
Задержка темпов формирования
возрастного ритма
18 12
Сглаженность зональных различий 8 6
Неустойчивое функциональное
состояние нейронов коры
9 6
Признаки дисфункции структур
мезодиэнцефального комплекса
11 9

У 16 больных эпилептиформная активность (фокальная или генерализованная) регистрировалась до лечения Пантогамом. Только у одного пациента фокальная эпилептиформная активность не зарегистрирована после лечения. Данные изменения, наиболее вероятно, не связаны с приемом препарата. Отрицательной динамики не отмечено. Наиболее выраженная корреляция клинико-электроэнцефалографических данных выявлена в группе больных с эпилепсией в сочетании с гиперактивностью и невнимательностью.

Таким образом, анализ результатов проведённого исследования показал, что Пантогам-сироп является эффективным и безопасным препаратом для лечения органических и функциональных расстройств нервной системы у детей дошкольного возраста. Лечение Пантогамом обеспечило уменьшение выраженности или полностью исчезновение тиков, улучшение механической и динамической памяти и внимания, снижение степени тревожности и повышение уровня компенсации, о чём свидетельствует приближение цветовой гаммы и аутогенной норме по данным теста Люшера, улучшение структуры фонового ритма, нормализацию его частоты и амплитуды и фоновых зональных различий. Полученные результаты позволяют рекомендовать Пантогам-сироп для применения в комплексной терапии у детей с эпилепсией, сочетающейся с когнитивными разрушениями и проявлениями гиперактивности.

Хотя основная цель лечения эпилепсии — прекращение эпилептических при­ступов, это не единственная цель лечения. У пациентов с эпилепсией повышен риск развития множества сопутствующих заболеваний. Сопутствующими заболеваниями называют сочетание двух различных патологических состояний, выявление кото­рых у одного больного нельзя расценивать как случайность (случайное сочетание, простое стечение обстоятельств). Например, депрессия чаще встречается у пациен­тов с эпилепсией, чем в общей популяции. Таким образом, эпилепсия и депрессия могут расцениваться как сопутствующие состояния. Сопутствующие заболевания не обязательно должны находиться в причинно-следственных отношениях друг с другом. Например, хотя эпилепсия и депрессия представляют собой сопутствую­щие заболевания, это не означает, что эпилепсия вызывает депрессию или, наоборот, что депрессия служит причиной эпилепсии. Возможно, что оба заболевания имеют в своей основе общий биологический субстрат или что другой независимый фактор может спровоцировать одно из этих состояний. Например, установление диагноза эпилепсии часто приводит к назначению медикаментозного лечения, которое, в свою очередь, может спровоцировать развитие депрессии (независимо от эпилепсии). Несмотря на существование некоторых общих закономерностей, сопутствующие за­болевания у взрослых и детей должны рассматриваться отдельно.

У детей с эпилепсией повышена вероятность психических нарушений по срав­нению со здоровыми детьми и детьми с другими хроническими заболеваниями. Результаты масштабного опроса населения, проведенного в Великобритании, показа­ли, что частота психических нарушений у детей с эпилепсией достигает 37% по срав­нению с 11% у пациентов с диабетом и 9% — в контрольной группе. Эмоциональные расстройства, нарушения поведения, синдром дефицита внимания с гиперактивно­стью (СДВГ) и аутистическое расстройство чаще встречаются у детей с эпилепсией, чем в общей популяции. Эмоциональные, поведенческие нарушения и проблемы общения достаточно распространены у пациентов детского возраста с эпилепсией и значительно ухудшают качество жизни как детей, так и членов семьи больных, что указывает на необходимость эффективной психиатрической помощи для этих паци­ентов.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

У детей с эпилепсией значительно повышен риск развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). По результатам клинических исследований, распространенность СДВГ у детей с эпилепсией достигает 30—40%, что в несколько раз выше, чем в общей популяции. У детей с эпилепсией и СДВГ, в отличие от де­тей с СДВГ, не страдающих эпилепсией, с более высокой частотой встречается фор­ма СДВГ с преобладанием невнимательности. Кроме того, в общей популяции детей СДВГ чаще встречается у мальчиков, а среди детей с эпилепсией половые различия по частоте встречаемости СДВГ не выявлены (т.е. СДВГ одинаково часто встречает­ся у пациентов мужского и женского пола, страдающих эпилепсией).

Лечение

Психологическое исследование и педагогическая оценка (анализ школьной успе­ваемости ребенка) помогают диагностировать СДВГ и отличить это расстройство от депрессии и трудностей обучения. Психолого-педагогическая коррекция может иг­рать важную роль в лечении пациентов с СДВГ. Как правило, учебная деятельность детей с СДВГ становится более эффективной в спокойной обстановке, при соблюде­нии четкого распорядка учебной деятельности, режима дня. Помощь консультанта (репетитора) помогает ребенку правильно перераспределять внимание в процессе учебных занятий. Четкая, последовательная систематизированная учебная програм­ма в школе и дома играет важную роль, и родители также должны участвовать в ре­ализации учебной программы ребенка. Такие антиэпилептические препараты, как барбитураты и бензодиазепины, могут провоцировать появление симптомов СДВГ, и поэтому их назначения следует избегать.

Хотя применение психостимуляторов — основа лечения СДВГ у детей с эпилеп­сией, беспокойство вызывает представление о том, что эти препараты могут снижать порог судорожной готовности. Однако сообщения об эпилептических приступах, ассоциированных с приемом психостимуляторов, встречаются редко, и такие пре­параты, как декседрин, метилфенидат и атомоксетин, могут применяться в лечении СДВГ у детей с эпилепсией с достаточно хорошим эффектом. Бупропион — атипич­ный антидепрессант — следует применять с осторожностью, так как препарат может снижать порог судорожной готовности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.