Лечебная гимнастика при эпилепсии су джок


Экология здоровья: Это лечение удобно тем, что его можно проводить в любых условиях: дорожных, дачных, домашних. При всех своей простоте этот метод даёт отличные результаты…

Семена растений являются живой и гармоничной биологической структурой и обладают большим биоэнергетическим потенциалом, безопасным в лечении.

В каждом семени в латентном виде присутствует энергия огромной силы, ведь крошечное зернышко дает жизнь всему растению.

В основе лечения семенами лежит принцип подобия: в системах соответствия воплощена информация о теле человека, а в семенах сконцентрированы свойства растений.


Взаимодействие живым материалом на живую систему по этому принципу более эффективно, чем использование искусственного стимулятора.

При наложении (аппликации) семян на болевые точки соответствия кисти, стопы (в системах соответствия, насекомого, в мини системе) или базисные энергетические точки, происходят положительные изменения в течении болезни.

Дело в том, что при взаимодействии с кожей семена пробуждаются, излучаемое ими биологическое поле (слабое магнитное поле) вступает во взаимодействие с зонами соответствия больных органов и частями тела, наполняет энергией жизни и восстанавливает энергетический потенциал, в то же время поглощая из них болезнетворную энергию.


В результате лечения семена могут изменять свою структуру, форму и цвет, становиться мягкими или хрупкими, трескаться, чернеть, увеличиваться или уменьшаться в размере.

Это лечение удобно тем, что его можно проводить в любых условиях: дорожных, дачных, домашних. При всех своей простоте этот метод даёт отличные результаты.

В большинстве случаев для успешного лечения мы можем применять те семена, которые под рукой (чаще всего яблочные, гречку и зерна черного перца), не учитывая их индивидуальные особенности.

Для повышения эффективности лечебного воздействия необходим подбор семян исходя из их различных свойств: формы, цвета, вкуса, запаха цветов, растений, магнитной полярности семени.

Лечение с учетом подобия формы и свойств растений (семян)

Органы и части нашего тела имеют различную форму:

  • конечности, кишечник, нос, губы — продолговатую форму;
  • глаза, голова, молочные железы — округлую форму;
  • почки, желудок — бобовидную форму;
  • матка, желчный пузырь — грушевидную;
  • поджелудочная железа — гроздевидную и другие формы.


Для лечения заболеваний внутренних органов можно использовать семена с подобной им формой:

  • при заболевании глаз — применять семена круглой формы — (горох, черный перец);
  • для лечения заболеваний почек — семена фасоли;
  • при сердечных заболеваниях — семена калины, гречихи или тыквы.
  • болезни поджелудочной железы можно лечить виноградными косточками.
  • при заболеваниях головного мозга проводить массаж зон соответствия ему при помощи грецкого ореха, форма которого напоминает полушария головного мозга.

Можно использовать подобие формы и свойства самих растений.

Стебли бамбука, гвоздики, злаковых и некоторых других растений имеют сочленения, напоминающие суставы рук, ног и позвоночника.

При заболеваниях суставов стебли этих растений можно использовать в качестве массажеров или в виде аппликаций в зонах соответствия пораженным суставам.

При заболеваниях позвоночника и грудной клетки можно применять растения, стебли, листья и семена которых имеют схожесть с позвоночником и напоминают грудной отдел.

Например, веточки папоротника напоминают грудной отдел позвоночника с отходящими от него ребрами.

Для увеличения количества молока у кормящих женщин применяют семена растений, выделяющих белый млечный сок.

Для профилактики тромбообразования и повышенной свертываемости крови можно использовать семена ягод (рябина, калина, боярышник), напоминающих по форме тромб и растущих гроздьями.

При стенокардии проводится их аппликация на зоны соответствия сердцу, при ишемическом инсульте — на зоны соответствия головному мозгу и т.д.

При лечении заболеваний, сопровождающихся спазмами (например, почечная колика, болезненная менструация) — использовать семена стручков растений, имеющих способность раскрываться при достижении зрелости и рассеиваться в окружающей среде.

Использование информации о лекарственных свойствах растений

Так как семена содержат в себе информацию обо всём растении, при лечении можно пользоваться знаниями о его целительных свойствах:

  • для усиления мочегонного и противовоспалительного эффекта нужно сделать аппликацию в области соответствия почкам семенами арбуза, дыни или петрушки;
  • успокаивающее действие вызывает прикладывание семян боярышника на зоны соответствия головному мозгу;
  • при функциональных расстройствах сердечной деятельности и легких формах аритмии на область соответствия сердцу прикрепляем лейкопластырем семена боярышника;
  • стимулируя семенами лимонника китайского зоны соответствия головному мозгу способствуем повышению трудоспособности и уменьшению умственной и физической усталости;
  • Если же семена лимонника китайского поместить на зоны соответствия продолговатому мозгу, то они окажут стимулирующее действие на сердечно­сосудистый и дыхательный центры;


  • при лёгких формах хронической сердечной недостаточности поможет воздействие семенами майского ландыша на точки соответствия сердцу;
  • при поносах использовать семена черемухи, черники, обладающих вяжущими свойствами, поместив их на зоны соответствия тонкому и толстому кишечнику;
  • при метеоризме используют ветрогонное и спазмолитическое действие плодов укропа и тмина. Прикрепить лейкопластырем в области соответствия тонкому и толстому кишечнику на кисти и пальце;
  • при варикозном расширении вен применяется массаж конским каштаном. Массаж проводится по направлению от периферии к центру;
  • при болезнях крови, сопровождающихся кровотечениями, семена шиповника прикрепляют на область соответствия грудине;
  • семена шиповника можно также использовать при гепатитах и как желчегонное средство, поместив их на зоны соответствия печени и жёлчному пузырю;
  • при геморрое и подагре — ячмень;
  • при запорах и зубной боли — лён;
  • при воспалении глаз и тромбофлебитах — ноготки;
  • при анемии и мочекаменной болезни — горох;
  • при сахарном диабете, эпилепсии — семена кукурузы.

Также интересно: Су-джок-терапия: метод реанимации

Йодная сетка: как, кому и зачем

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!


При эпилепсии лечение лучше всего проводить с учетом конституционального типа.

B. Ивaнчeнкo

Традиционная китайская медицина при лечении эпилепсии и другие статьи по нетрадиционной медицине.

Используйте также поиск информации по всем разделам медицины

Нашла в интернете. Может быть кого-нибудь заинтересует!

Народная медицина накопила свои способы помощи больным эпилепсией. Сложность этой болезни заставляет быть очень осторожным с рекомендациями по самолечению: оно допустимо в исключительных случаях и только при отсутствии возможности врачебного вмешательства.

  • Все (7)
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Видео поздравления на мобильныйСкачать совершенно бесплатные видео поздравления и отправить кому-либо не составит труда. А так же можете скопировать код и разместить понравившуюся видео открытку у себя в блоге, онлайн журнале, сайт
  • Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
  • Музыкальный плеер
  • Все (30)
  • Все (61)

Занятие 30 минут.


Рекомендация. Перед выполнением упражнений нужно сделать неинтенсивный энергетический самомассаж кистей и пальцев рук, а также лучезапястных суставов. Предложенная ниже методика поможет вам не только благоприятно воздействовать на ЦНС, но и обеспечит защиту от возможного приступа эпилепсии во время лечебной гимнастики.

Упражнения при эпилепсии.

1). Исходное положение стоя, ноги вместе, в руках гимнастическая палка широким хватом, опустить палку вниз.
1 – Поднять палку вверх, потянуться и подняться на носках – вдох.
2 – Опустить палку за лопатки, перекат на пятки – выдох.
3 – Снова поднять палку вверх и встать на носки – вдох.
4 – Вернуться в исходное положение – выдох.
6 раз.

2). Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, палка концами упирается в центр ладоней (то есть, руки расставлены на расстояние длины палки). Палку держать между ладонями впереди на вытянутых руках.
1 – Поворот корпуса вправо с отведением правой руки в сторону и назад, левой рукой подталкивать палку вправо для увеличения амплитуды отведения правой руки, стараться растягивать мышцы правой руки – выдох.
2 - Вернуться в исходное положение – вдох.
3 – Поворот корпуса влево с отведением в сторону и назад левой руки, палкой подталкивать левую руку, плавно растягивая её на выдохе.
4 - Вернуться в исходное положение – вдох.
Повторить 3 раза.

3). Сидя на стуле, руки в стороны, мячик в правой руке. Сделать вдох
1 – Приподнять левую ногу и под коленом передать мяч из правой руки в левую руку – выдох.
2 - Вернуться в исходное положение, мяч в левой руке – вдох.
3 – Приподнять правую ногу, под коленом передать мяч в правую руку – выдох.
4 - Вернуться в исходное положение, мяч в правой руке – вдох.

4). Сидя на краю стула, ноги сомкнуты и вытянуты вперед, в руках гимнастическая палка хватом на расстоянии ширины плеч, руки выпрямлены и подняты вверх. Сделать вдох носом.
1 – Опустить палку на бедра – выдох.
2 – Медленно скользить палкой вниз по поверхности ног, наклон корпуса вперед – продолжение выдоха.
3- Выпрямить корпус, скользящим движением поднять палку на бедра ближе к тазу – вдох.
4 - Вернуться в исходное положение, поднять палку над головой – продолжение вдоха.
4 раза.

5). Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, мяч в правой руке (можно вместо мяча взять апельсин).
1 – Приподнять правую ногу, под коленом передать мяч из правой руки в левую руку.
2 – Опустить правую ногу, а мяч перенести вокруг корпуса назад, за спиной передать из левой руки в правую.
3 – Приподнять левую ногу, под коленом передать мяч из правой руки в левую.
4 – За спиной переложить мяч из левой руки в правую.
(То есть, мяч все время передвигаем против часовой стрелки).
4 раза.

Теперь нужно выполнить это же упражнение, держа мяч в левой руке.
1 - Приподнять левую ногу, под коленом передать мяч из левой руки в правую руку.
2 – Опустить левую ногу, а мяч перенести вокруг корпуса назад, за спиной передать из правой руки в левую.
3 – Приподнять правую ногу, под коленом передать мяч из левой руки в правую.
4 – За спиной переложить мяч из правой руки в левую.
(То есть, мяч все время передвигаем по часовой стрелке).
4 раза.

6). Сидя на стуле, кисть левой руки положить на правый плечевой сустав, правой кистью захватить левый локтевой сустав. Далее на выдохе плавно надавить правой рукой на левый локоть, стараясь передвинуть как можно дальше, растягивая мышцы левого плеча. (Можно сделать мягкие пружинистые движения).
То же повторить с другой стороны, растягивая мышцы правого плеча.
Выполнить по три раза с каждой стороны.

7). Стоя у шведской стенки, ногами стоять на самой нижней перекладине, руками держаться на уровне плечевых суставов.
1 - Медленно на выдохе присесть как можно ниже, выпрямляя руки и расслабляя все мышцы, повиснуть на руках, голова слегка свисает вперед, мышцы лица и, особенно, губ расслаблены, в это время спокойное поверхностное дыхание, внутреннее наблюдение ощущений. Растягиваются мышцы спины, ягодиц и рук.

2 - Затем решительно и спокойно (без резких движений) на вдохе вернуться в исходное положение.
6 раз.

10). Лежа на спине, ноги выпрямлены, руки вдоль тела.
1 – Одновременно отвести в стороны правую руку и левую ногу, скользя по полу, вдох.
2 - Вернуться в исходное положение, выдох.
3 – Одновременно отвести в стороны левую руку и правую ногу, вдох.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
5 раз.

11). Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, руки вдоль тела.
1 – Поднять таз, вдох.
2 - Вернуться в исходное положение, расслабиться, выдох.
6 - 8 раз.

13). Лежа на животе, руки сложены перед собой, голова лежит на кистях.
Для расслабления мышц туловища выполнить покачивание бедрами. Выраженных активных движений нет, создается энергия инерции для достаточной амплитуды раскачивания таза в стороны. Тело расслабляется, дыхание произвольное спокойное.

14). Лежа на животе, руки сложены перед собой, голова лежит на кистях.
1 – Одновременно поднять выпрямленные правую руку вперед и левую ногу назад, левую стопу разогнуть носком на себя, тянуться пяткой, на выдохе плавно растянуть позвоночник и поднятые конечности.
2 - Вернуться в исходное положение, расслабиться.
3 - Одновременно поднять выпрямленные левую руку вперед и правую ногу назад, правую стопу разогнуть носком на себя, тянуться пяткой, на выдохе плавно растянуть позвоночник и поднятые конечности.
2 - Вернуться в исходное положение, расслабиться.
4 - 6 раз.

15). Лежа на животе, выпрямленные ноги сомкнуты, кисти упираются в пол около плечевых суставов.
1 – Выпрямить руки, принять коленно-кистевое положение, вдох.
2 – Сесть на голени, кисти не сдвигаются, голова опускается вниз, немного потянуться руками вперед, расслабляясь и растягивая позвоночник, выдох.
3 – Снова встать в коленно-кистевое положение, опираясь на кисти и колени, вдох.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
4 раза.

16). Лежа на животе, руки сложены перед собой, голова лежит на кистях, ноги выпрямлены.
1 – Правую ногу поднять, перенести через левую, стопой коснуться пола, выдох.
2 – Вернуться в исходное положение, вдох.
3 – Левую ногу поднять, перенести через правую, коснуться стопой пола, выдох.
4 - Вернуться в исходное положение, вдох.
4 раза.

17). Стоя в коленно-кистевом положении.
1 – Одновременно поднять правую руку вперед и левую ногу назад, вдох.
2 - Вернуться в исходное положение, выдох.
3 – Одновременно поднять левую руку вперед, правую ногу назад, вдох.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
4 раза.

18). Стоя в коленно-кистевом положении.
1 – Правой ногой скользить по полу как можно дальше назад, корпус опускается, выдох.
2 - Вернуться в исходное положение, вдох.
3 – Левой ногой скользить по полу как можно дальше назад, выдох.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
4 раза.




19). Стоя в коленно-кистевом положении.
1 – Правую кисть положить на левое плечо, вдох.
2, 3 – Левым плечом дотянуться до пола, положить голову на пол, повернув лицо в правую сторону, выдох.
4 - Вернуться в исходное положение, вдох.

То же с другой стороны, положив левую кисть на правое плечо.
По 4 раза с каждой стороны.



21). Стоя в коленно- кистевом положении, ноги вместе, руки широко расставлены.
1 – Опустить на пол правое плечо, голова поворачивается лицом налево, правая рука выпрямляется, в таком положении лечь и расслабиться, выдох.
2 - Вернуться в исходное положение, вдох.
3 – Опустить на пол левое плечо, голова поворачивается лицом направо, левая рука выпрямляется, выдох.
4 - Вернуться в исходное положение, вдох.
4 раза.

22). Лежа на спине, ноги расставлены на ширине плеч, руки согнуты в локтевых суставах, кисти сжаты в кулачки без напряжения и направлены кверху.
1, 2, 3, 4 – Одновременно вращать кистями и стопами с полной амплитудой медленно и плавно в одну сторону.
1, 2, 3, 4 – То же в обратном направлении.
Повторить 3 раза.

Это упражнение можно изменять для развития координации движений. Например, дать указание вращать только правыми конечностями или только левыми. Затем указание вращать только левой кистью и правой стопой одновременно (также правой кистью и левой стопой). Внимание пациента при этом охватывает весь организм целиком, это очень полезно для внутренней гармонизации энергий.

23). Лежа на спине, ноги слегка расставлены, руки вдоль тела.
1 – Сжать кисти в кулаки, стопы разогнуть (на себя).
2 – Распрямить пальцы, стопы согнуть (потянуться носками от себя).
4 раза.

Усложним это упражнение:
1 – Кисти распрямить, стопы разогнуть (на себя).
2 – Сжать кисти в кулаки, стопы согнуть (потянуться носками от себя).
4 раза

Есть множество вариантов выполнения данного упражнения для координации движений, включайте творческий подход.

24). Стоя, гимнастическую палку держать в руках за лопатками.
1 – Поднять палку вверх, вдох.
2 – Медленно присесть, опустить палку на пол перед собой, выдох.
3 – Снова поднять палку вверх, вдох.
4 - Вернуться в исходное положение (палка за лопатками), выдох.
6 раз.

25). Гимнастическую палку поставить вертикально одним концом на пол впереди себя на некотором расстоянии от стоп, на верхний конец палки положить ладони одну на другую.
1 – Наклониться вперед, опираясь руками на палку, руки выпрямлены, голова опускается , расслабиться и повиснуть на палке, растягивая позвоночник, выдох.
2, 3 – Сделать легкие пружинистые движения наклона вперед.
4 - Вернуться в исходное положение, выпрямиться, вдох.
6 раз.


Почаще улыбайтесь своему головному мозгу, научитесь во всем, что с вами происходит, находить хорошее, любить природу, людей и животных, пребывать в хорошем спокойном настроении, не допускайте негативных чувств и эмоций. Нервная система любит ритм (режим дня, музыку, физкультуру) и положительный настрой.

Ограничивайте просмотр фильмов с быстрым и частым миганием и мельканием огней и картинок, особенно анимированных картинок, в которых есть вращение и мигание. В квартире сделайте освещение, при котором свет медленно нарастает и также медленно выключается, чтобы не было ярких резких перемен, которые негативно влияют на мозг при эпилепсии.

Лечебная гимнастика при эпилепсии должна быть регулярной, ежедневной. Если вдруг в определенный день вам не хочется делать упражнения при эпилепсии, то просто погуляйте полчаса в парке в медленном или среднем темпе. Очень рекомендую просто танцевать под любимую вами музыку, так как при сочетании ритмичных движений и музыки хорошее настроение вам обеспечено. По поводу плавания в бассейне посоветуйтесь с врачом.

Рассчитайте свою дозированную нагрузку на сердце.
Имейте при себе секундомер и ту записку о ваших данных, о которой я говорила выше (на всякий случай).

Cу-джок (или суджок) – это особой конструкции шарик с шипами и специальные металлические кольца, которые при воздействии на конечности тела дают терапевтический эффект. Они прорабатывают рефлекторные точки кистей и стоп, благодаря чему можно восстановить определенные функции организма, предупредить развитие некоторых заболеваний. Су-джок терапия пришла к нам из восточной медицины, помогает избавляться от хронических болезней, депрессии, неврозов, физической усталости, активизирует речь у детей и пожилых людей, перенесших инсульт, за счет воздействия на определенные участки мозга через специальные точки на конечностях. Западные педиатры, терапевты и массажисты давно признают положительное влияние от занятий с су-джок.

Основная работа производится с кистями и стопами, которые, с точки зрения восточной медицины, имеют схожее строение с телом человека. Холмы и впадины ладоней и ступней напоминают ребенка со всеми соответствующими органами и отделами. Считается, что ладони отвечают за переднюю сторону туловища, а тыльная сторона — за заднюю. На этих простых примерах видно, что принципы терапии могут быть понятны интуитивно, и только для углубления знаний потребуется специальное дополнительное обучение.

Что из себя представляет суджок-терапия?

Осуществляется терапия путем воздействия на активную точку, отвечающую за определенный орган. Стимуляция шариком активирует самостоятельные восстановительные процессы организма, благодаря которым происходит нормализация деятельности вплоть до клеточного уровня. Шарики используются для стимуляции зон на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальцы и катаются вверх-вниз.

Еще одно преимущество шарика в том, что помимо оказываемого давления, которое можно получить при ручном массаже, он добавляет точечную стимуляцию благодаря шипам.


Где купить суджок?

Купить су-джок шарик можно в любой аптеке вашего города, цена такого массажера обычно не превышает 50-100 рублей. Благодаря этому каждый желающий может приобрести его для проведения домашних реабилитационных и профилактических процедур.

В чем польза су-джок?

Показаний к суджок-терапии очень много. Это и сердечно-сосудистые заболевания, и проблемы с давлением, и артриты, артрозы, остеохондроз, онемение конечностей, головные боли и многое другое. Также она помогает при решении следующих задач:

  • укрепление здоровья в целом;
  • улучшение кровообращения, обмена веществ;
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование ритма;
  • развитие речевых функций;
  • гармонизация внутреннего мира и душевного состояния, обретение спокойствия.

Важно! Терапия шариками су-джок эффективна сама по себе как немедикаментозное средство, но в некоторых случаях без лекарств не обойтись, поэтому не пренебрегайте рекомендациями врачей!

Как правило, су-джок терапия не имеет побочных эффектов. Она противопоказана:

  • страдающим тяжелыми психическими заболеваниями;
  • при наличии открытых ран и повреждений на руках и ногах;
  • при эндокринных заболеваниях в стадии обострения;
  • при повышенной температуре тела, при ОРВИ и других простудных заболеваниях;
  • при онкологических заболеваниях.

Су-джок для активизации речевого развития

В раннем детстве у человека формируются фонематический слух, речь, звукопроизношение, сенсомоторика. Детям, которые вовремя не получили необходимое речевое развитие, тяжело догнать своих сверстников. Степень развития мелкой моторики пальцев рук влияет на состояние речи ребенка. Поэтому элементы су-джок включаются в реабилитационный комплекс упражнений для детей с речевыми задержками и нарушениями.

В логопедии су-джок активно используется, так как развивает:

  • фонематический слух;
  • лексику, грамматику;
  • ориентацию в пространстве;
  • произношение;
  • мелкую моторику.

Во время таких занятий происходит стимуляция областей мозга, которые отвечают за речь, память, концентрацию внимания. В комплексе терапия способствует постепенной коррекции логопедических нарушений.

Рекомендуется использовать шарики и металлические кольца в комплексе со специальными играми и упражнениями.

Игры и упражнения с тренажерами суджок

В зависимости от конечной цели существуют различные направления упражнений с су-джок. Для развития речевых навыков актуальны следующие:

  1. Положить шарик на раскрытую ладонь и удерживать в таком положении не менее 30 секунд.
  2. Положить шарик на ладонь одной руки и прикрыть сверху другой, потом поменять руки местами.
  3. Сжимание и разжимание шарика в кулаке по очереди каждой рукой.
  4. Активное надавливание на иголки шарика пальчиками.
  5. Надавливание на массажер щепотью.
  6. Катание шарика по ладоням рук круговыми движениями, особенный акцент сделать по подушечке под большим пальцем.
  7. Прокатывание шарика по расправленным ладоням вверх-вниз.
  8. Удерживание массажера тремя пальчиками по очереди каждой рукой (задействуются большой, указательный, средний пальцы).
  9. Упражнения с кольцом заключаются в надевании его на каждый палец поочередно и передвижении вверх-вниз до конца при помощи большого и указательного пальцев другой руки. Один палец необходимо массировать ритмичными движениями не менее 1 минуты.

Важно! Не растягивайте кольцо и не оставляйте его на пальцах в перерыве между упражнениями, чтобы оно не деформировалось и не потеряло свои терапевтические свойства!

С помощью суджок-терапии определенные мышцы подготавливаются для перехода на следующий уровень активности. Занятия с су-джок также дают такой эффект, как повышение физического и умственного развития у детей и взрослых.

Принципы су-джок

Существует достаточно много вариантов упражнений с тренажерами суджок. Человек, который делает массаж (педагог или родитель), в процессе может их дополнять и придумывать свои. Главное, чтобы были соблюдены основные принципы использования су-джок:

  1. Проводите занятия, только когда человек здоров.
  2. Манипуляции с шариками необходимо проводить до того, как на коже появится розовый цвет, а по телу пойдет тепло.
  3. Избегайте нахождения массажного кольца или шарика в одном положении.

Лечебная физкультура (ЛФК) -- метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. ЛФК обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.

На отдельных этапах курса лечения ЛФК способствует предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем; ускорению ликвидации анатомических и функциональных нарушений; сохранению, восстановлению или созданию новых условий для функциональной адаптации организма больного к физическим нагрузкам.

Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, то есть движения, специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил.

Принято считать, что усиленные мышечные движения сопровождаются учащенным дыханием, а это провоцирует припадки. Не переутомляться, совершать только умеренные движения -- таковы существующие рекомендации для страдающих эпилепсией.

Однако многочисленные наблюдения показывают, что именно активная деятельность препятствует наступлению припадков. Последние, как правило, не возникают во время бега, плавания, катания на коньках, ходьбе на лыжах, при переходе улицы, наполненной транспортом, в период спортивных состязаний.

Имеется немало больных, которые часто купаются и у которых в это время никогда не бывает припадков. Один из наших пациентов с частыми малыми припадками в течение 30 лет каждый год много купается в море, и в это время у него никогда не бывает припадков. Другой пациент, будучи футболистом, заболел эпилепсией, однако при многократных футбольных встречах припадки у него ни разу не возникали.

Приступы чаще появляются, когда больные бездеятельны, спят или отдыхают. В период напряженной деятельности создаются новые доминантные очаги возбуждения, которые по закону отрицательной индукции затормаживают, подавляют активность эпилептического очага и тем самым препятствуют наступлению припадков. Этим можно объяснить и тот факт, что в период деятельности припадки намного реже, чем в нерабочее время. Прав W. G. Lennox (1960), который отмечает, что опасность для больного представляет не физическое напряжение, а припадки. Однако их нельзя избежать, даже если больной все время проводит в постели.

Виды упражнений и длительность занятий зависят от возраста, физической подготовки, тренировки и других индивидуальных особенностей. Для пожилых людей и женщин комплекс упражнений должен быть более простой, чем для физически здоровых молодых людей. Больным, которые прежде не занимались физкультурой, следует начинать с легких упражнений. Вначале занятия ограничиваются непродолжительным временем-- 5--10 мин, затем длительность их постепенно увеличивается до 20--30 мин в день. Упражнения индивидуально усложняются. Важно лечебную гимнастику проводить регулярно с постепенным возрастанием нагрузки и разнообразием упражнений. Необходимо, чтобы со временем лечебная гимнастика стала привычкой и потребностью каждого больного.

В комплекс должны входить упражнения, охватывающие различные мышечные группы. Особое внимание следует уделять дыхательным упражнениям, включающим в себя деятельность мышц живота. Физиологические нагрузки должны быть строго индивидуализированы. В комплекс не рекомендуется включать упражнения на быстроту, скорость перехода из одного положения в другое, на равновесие.

Само по себе заболевание эпилепсией не является противопоказанием для лечебной физкультуры. Исключение составляют лихорадочные и тяжелые соматические заболевания, а также временно наступающие расстройства сознания (сумеречные, онейроидные, оглушенность), состояние после тяжелых припадков, состояния возбуждения, дисфории с агрессивными проявлениями и некоторые психотические состояния, но не все. Например, в ряде случаев лечебная гимнастика полезна больным с параноидным синдромом. Больным с частыми припадками, особенно grandmal, в период приступов и в послеприпадочном состоянии занятия временно отменяются.

Под нашим наблюдением находятся ряд молодых людей, которые, будучи больными эпилепсией, стали заниматься физкультурой. Состояние их значительно улучшилось, больные стали активнее, более подвижными, сдержанными, у них улучшилось настроение, уменьшились аффективные расстройства, восстановилась трудоспособность, припадки стали реже или совсем прекратились. До занятий физкультурой эти лица считались резистентными к медикаментозной антиэпилептической терапии.

Родственникам необходимо разъяснить, что их представление о телесных повреждениях и несчастных случаях страдающих эпилепсией во время физкультуры и спортивных занятий явно преувеличено. Чрезмерная опека и беспокойство родителей, постоянное ограничение активности ребенка, подростка, молодого человека гораздо больше морально инвалидизируют его, чем сама болезнь. Активность есть антагонист припадков.

Лечебная физкультура должна проводиться в форме утренней гимнастики, специальной индивидуальной и групповой лечебной гимнастики, а также в виде подвижных и спортивных игр. Больным эпилепсией показаны разные виды гимнастики (ходьба на лыжах, но не в горной местности), некоторые спортивные игры (теннис, волейбол, городки). Противопоказаны бокс, борьба. Что касается бега и плавания на различные дистанции, этот вопрос решается индивидуально.

Лечебной физкультурой при эпилепсии в настоящее время, к сожалению, почти не занимаются. Специальные упражнения для различных категорий больных не разработаны. Необходимы научная разработка вопросов лечебной физкультуры и широкое внедрение ее в комплекс терапевтических мероприятий. В проекты строительства психоневрологических больниц и диспансеров должны быть включены залы для проведения лечебной физкультуры. В таких залах нуждаются все крупные больницы и психоневрологические диспансеры республиканского, областного и городского значения. В штатах психоневрологических учреждений должны быть методисты по лечебной физкультуре.

Заболевание эпилепсией само по себе не является противопоказанием для лечебной физкультуры, которая проводится в форме утренней гимнастики, в виде подвижных игр. Показаны ходьба на лыжах, теннис, городки, волейбол. Противопоказаны -- бокс, борьба и т.п. Вопрос о беге, плавании -- решается индивидуально.

Многочисленные наблюдения показывают, что активная деятельность препятствует наступлению припадков. В период напряженной деятельности создаются новые доминантные очаги возбуждения, которые по законам отрицательной индукции подавляют активность эпилептического очага. Виды упражнений, длительность занятий зависят от возраста, физической подготовки, тренировки и др. индивидуальных особенностей.

Занятие 30 минут.


Су-джок терапия при эпилепсии.Рекомендация. Перед выполнением упражнений нужно сделать неинтенсивный энергетический самомассаж кистей и пальцев рук, а также лучезапястных суставов. Предложенная ниже методика поможет вам не только благоприятно воздействовать на ЦНС, но и обеспечит защиту от возможного приступа эпилепсии во время лечебной гимнастики.

То же выполнить с правым лучезапястным суставом, который соответствует правой половине шеи.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.