Нарушение мышления при шизофрении и эпилепсии

Тема 11.

1. Общие сведения про шизофрению.

2. Формы шизофрении, теории возникновения (сам.раб.).

3. Общие сведения про эпилепсию.

4. Виды эпилепсии, особенности психики.

Шизофрения- это расстройство мозга, проявляющееся в нарушении психических функций и поведения. Шизофрения характеризуется тяжелыми психотическими симптомами, такими как разнообразные формы бреда (ложные убеждения), галлюцинации (ложное восприятие), расстройства мышления, чрезвычайно дезорганизованное поведение, кататония (моторные дисфункции: от перевозбуждения до полной неподвижности), крайне неадекватные или бедные эмоциональные реакции, а также значительные ухудшения или нарушения социального функционирования.

Раньше термином "детская шизофрения" обозначали разнообразные расстройства, не имевшие между собой ничего общего, за исключением тяжелого и хронического проявления симптомов в раннем детстве. Шизофрениками нередко называли также детей, имеющих пограничные симптомы, или вовсе не имеющих психотических симптомов, у которых, по современным стандартам, следовало бы диагностировать аутизм или другие тяжелые расстройства, вызванные нарушениями развития. Ниже перечислены некоторые из факторов, отличающих детскую шизофрению от детского аутизма:

- Появление проблем в более позднем возрасте.

- Менее серьезное нарушение интеллектуального развития.

- Менее серьезное нарушение социального взаимодействия и развития речи.

- Появление галлюцинаций и бреда по мере взросления.

- Наличие периодов ремиссий и рецидивов.

Ранее предпринимались попытки диагностировать детскую шизофрению как отдельное заболевание, отличное от шизофрении у взрослых. Однако в настоящее время показано, что на основе критериев, использующихся для диагностики шизофрении у взрослых, можно с высокой степенью надежности диагностировать шизофрению у детей. Таким образом, шизофрения, наступающая в раннем возрасте или, в соответствии с принятой терминологией, шизофрения, наступающая в детстве, по-видимому, является более тяжелой формой шизофрении, а не самостоятельным заболеванием.

Начальные стадии шизофрении могут проявляться в том, что ребенок может испытывать проблемы, связанные с концентрацией внимания, нарушением сна, учебой, а также может начать избегать общения. Развитие болезни может характеризоваться бессвязной речью; кроме того, ребенок может начать видеть или слышать то, чего не видят и не слышат окружающие. Вслед за периодами улучшения могут наступать тяжелейшие рецидивы, характеризующиеся бессвязным мышлением, когда ребенок начинает перескакивать с одной мысли на другую без всякой логической связи. При детской шизофрении возможны также галлюцинации, паранойя и бред. В течение психотических фаз болезни дети, страдающие шизофренией, могут быть убеждены в том, что они обладают сверхчеловеческими способностями, или что какие-то люди постоянно следят за ними. Во время психотического приступа больной может начать вести себя непредсказуемым образом, а также проявлять склонность к агрессии или суициду.

Признаки нарушений должны непрерывно наблюдаться, как минимум, в течение 6-ти месяцев. Помимо этого, после появления признаков расстройства у ребенка должно наблюдаться существенное понижение уровня функционирования в одной или нескольких областях, либо неспособность достичь ожидаемого уровня результатов в межличностной, учебной или профессиональной сфере. Должна быть исключена возможность объяснения наблюдаемых нарушений эмоциональным расстройством, либо шизоаффективным расстройство, употреблением каких-либо препаратов или химических веществ, а также общим состоянием здоровья. При наличии диагноза аутизма или другого тяжелого расстройства, вызванного нарушениями развития, дополнительный диагноз шизофрении может быть поставлен только при наличии бреда или галлюцинаций, как минимум, в течение месяца.

Характерные симптомы: Как минимум, два из нижеперечисленных симптомов должны присутствовать на протяжении большей части месячного периода.

(3) Дезорганизованная речь (повторяющиеся обрывы речи, бессвязность)

(4) Кататония (ступор, неподвижность) и крайне дезорганизованное поведение

(5) Негативные симптомы: аффективное уплощение (эмоциональная подавленность), алалия (речевая афазия, немота), безволие.

В случае наличия бреда либо галлюцинаций, в которых возникают образы людей или слышатся голоса, для постановки диагноза достаточно только одного из перечисленных симптомов.

2. Клинические проявления шизофрении разнообразны. Существует несколько классификаций этой болезни. Наиболее удобны для понимания две из них. Первая – это классификация по клинической картине: выделяют

1. Параноидную форму шизофрении.

2. Кататоническую форму шизофрении.

3. Гебефреническую форму шизофрении.

4. Простую форму шизофрении.

Кататоническая форма шизофрении проявляется преимущественно нарушениями в двигательной сфере и характеризуется заторможенностью (ступором) или возбуждением. Ступор проявляется обездвиженностью, повышением мышечного тонуса и отказом от речи (больные молчат). Возбуждение может проявляться импульсивными, неожиданными поступками: больные могут внезапно встать, побежать, впасть в состояние неистовой ярости, агрессии. Нередко могут наноситься себе и окружающим телесные повреждения.

Гебефреническая форма шизофрении (встречается редко) проявляется преимущественными нарушениями в эмоционально – волевой сфере.

Простая форма шизофрении (также встречается редко) – проявляется отсутствием типичных т.н. продуктивных симптомов (галлюцинаций, бреда) и постепенным нарастанием распада личности с обеднением всех психических функций.

ШИЗОФРЕНИЯ (schizophrenia; греч. schizo раскалывать, разделять + phren, ум, разум) - наиболее распространенная психическая болезнь, проявляющаяся своеобразными изменениями личности (нарушением социального контакта и мышления, эмоциональным обеднением), а также другими психическими расстройствами - от легких и преходящих до тяжелых и необычно стойких, приводящих к частичной или полной инвалидности. Начинается, как правило, в возрасте от 15 до 25 лет, что дало повод первоначально называть эту болезнь ранним слабоумием. Однако нередко Ш. возникает до 15 лет (детская Ш., подростковая Ш. ) или даже после 60 лет (поздняя Ш. ). Течение болезни прогрессирующее,длительное.
Злокачественная шизофрения начинается в детском, подростковом, но чаще всего в юношеском возрасте. Первыми симптомами болезни являются выраженные изменения личности. Появляются вялость, пассивность, теряется интерес к окружающему, часто катастрофически падает школьная успеваемость. Вместе с тем могут возникнуть новые, всегда непродуктивные интересы и занятия: поверхностное и бессистемное изучение философии или других дисциплин, преподаваемых в вузах; разработка собственных методов воспитания воли или особого физического закаливания; лишенное определенной цели, но необычно упорное коллекционирование, конструирование и т. д.

Изменяется отношение больных к окружающим. Привязанность к близким сменяется грубостью, черствостью, нередко тупой злобой. Больные могут говорить о родителях как о своих злейших врагах, теряют прежних товарищей и знакомых. Нарастающие изменения личности сопровождаются приостановкой ее развития. На этом фоне могут возникнуть отдельные навязчивости, ипохондрия (убеждение в наличии несуществующей болезни) и психопатоподобные расстройства в форме бродяжничества, воровства, алкоголизма, сексуальной расторможенности.

Умеренно прогредиентная шизофрения (параноидная, бредовая) возникает обычно в среднем возрасте - ок. 30 лет, но нередко и значительно позднее. Первыми симптомами часто являются незаметно возникающие бредовые идеи отношения, ревности, отравления, ипохондрического характера, постепенно систематизирующиеся и принимающие форму бреда преследования (см. Бредовые синдромы). В других случаях отмечаются навязчивость, истерические или психопатоподобные расстройства, к к-рым в дальнейшем присоединяются различные бредовые идеи с характером преследования. О существовании достаточно систематизированного бреда свидетельствует появление у больных симптома "преследуемый - преследователь" (устные или письменные жалобы больных в органы государственной власти, появление у них агрессивных поступков кмнимымпреследователям).

Изменения личности становятся заметными обычно спустя несколько лет после начала заболевания и проявляются замкнутостью, обидчивостью, сужением круга интересов, потерей способности к сопереживанию. Начальный период продолжается от 2-3 до 20 и более лет. В последующем болезнь протекает уже в форме галлюцинаторно-бредового состоянияВяло протекающая шизофрения по особенностям симптомов напоминает неврозы и психопатии. Развитие болезни, начинающейся обычно в юношеском возрасте, малозаметное и постепенное. В начальном периоде часто отмечается астения, сопровождающаяся легко возникающими при умственном напряжении нарушениями мышления, в то время как физическая истощаемость незначительна или совсем отсутствует. На этом фоне возникают разнообразные психические расстройства, особенностью к-рых является их малая изменчивость на протяжении многих лет.

Вяло протекающая Ш. с ипохондрически-сенестопатическими нарушениями проявляется развитием стойких и однообразных неприятных ощущений, расстройств, напоминающих вегетативные кризы с жалобами на слабость, бессилие, вялость. Больные часто убеждены в наличии у них какого-нибудь соматического заболевания, что заставляет их с необычным упорством посещать различных специалистов и делать многочисленные исследования (см. Ипохондрический синдром). Стремление к лечению и обследованию сочетается у них с подозрительностью и недоверием к медработникам.

Вяло протекающая Ш. с истерическими расстройствами встречается преимущественно у женщин. Все истерические симптомы - фантазирование, пуэрилизм, элементы псевдодеменции, припадки и т. д. - отличаются однообразием, лишены свойственного невротикам и психопатам живого аффективного сопровождения и, как правило, представляют изолированное нарушение.

Изменения личности при вяло протекающей Ш. нарастают медленно и проявляются постепенно усиливающейся замкнутостью, снижением или утратой способности сопереживать при одновременном повышении ранимости и обидчивости, снижением психической продуктивности и приспособляемости к требованиям, к-рые предъявляет жизнь.

При углублении болезни резко усиливается тревога, появляются страх, острый чувственный бред, ложные узнавания. Нарастающее возбуждение сперва носит восторженно-патетический характер, позже может смениться возбуждением с импульсивностью; обычно отмечается растерянность. В последующем бредовые и галлюцинаторные расстройства все в большей степени приобретают фантастическое содержание. Фантастический смысл получают воспоминания прошлого, многие прежние знания, происходящее вокруг. Возбуждение все чаще сменяется состояниями заторможенности и, наконец, на высоте приступа развивается ступор, сопровождающийся онейроидным помрачением сознания (онейроидная кататония).

Приступ периодической Ш. может остановиться на любом этапе своего развития. В одних случаях заболевание ограничивается только появлением аффективных расстройств; в других - доходит до онейроидной кататонии. Между этими крайними этапами существует множество промежуточных состояний. В период ремиссии при периодической Ш. из психических расстройств чаще всего сохраняются легкие депрессивные и гипоманиакальные состояния.

Изменения личности при периодической Ш. возникают после того, как больной перенес несколько приступов, и выражаются в нек-ром снижении психической активности, сужении круга интересов, ограничивающихся только домом и работой, появлением замкнутости, повышенной ранимости, подчиняемости близким. Как правило, сохраняется чувство своей болезненной измененности.

Кратко:

Шизофрения-

Это психическое заболевание, которое протекает с быстро или медленно развивающимися изменениями личности, такими как снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интровертированность, эмоциональное оскудение, искажение психических процессов. Часто развивающаяся болезнь приводит к разрыву прежних социальных связей, снижению психической активности, значительной дезадаптации больных в обществе. Выделяют три темпа течения

болезни. Болезнь может начаться в любом возрасте, но чаще это происходит в 15-25 лет, и чем раньше это проявляется, тем более неблагоприятен его прогноз. Существует много форм шизофрении, например, шизофрения с навязчивостями, с астено-ипохондрическими проявлениями (психическая слабость с болезненной фиксацией на состоянии здоровья), паранойяльная шизофрения (стойкий систематизированный бред преследования, ревности, изобретательства и т.д.), галлюцинаторно-параноидная, простая и др. При шизофрении выражено

нарушение восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы. У больных шизофренией отмечается снижение, притупление эмоциональности, состояние апатии (то есть безразличие ко всем явлениям жизни). Больной становится безразличным к членам семьи, теряет интерес к окружающему, утрачивает дифференцированность эмоциональных реакций, у него появляется неадекватность в переживаниях. Имеет место нарушение волевых процессов: снижение волевого

усилия, доходящее до болезненного безволия.

Эпилепсия.

II. Нарушения свойств личности при эпилепсии

Несмотря на то, что эпилепсия - не психическое заболевание, у больных могут возникать специфические расстройства, позволяющие утверждать об изменениях в психике.

Амнестические западения бывают часто, вплоть до олигофазии. Больные узнают показываемый предмет, но не могут подыскать ему названия, пытаются описательными выражениями, жестами объяснить его назначение. Нередко они многократно повторяют случайно сказанное слово и досадуют, что оно не соответствует смыслу. Если врач, наконец, называет предмет, больные с облегчением повторяют найденное слово.

Существенной чертой эпилептических изменений личности является инфантилизм, выражающийся незрелостью суждений. Некоторым больным свойственна религиозность, ханжеская слащавость, подобострастность.

Чем раньше возникла болезнь, чем чаще припадки, чем хуже лечится больной, тем скорее наступают изменения личности и значительнее их глубина. Существуют наблюдения, что наиболее выраженные и типичные изменения личности свойственны больным с височной эпилепсией. В случаях, когда перечисленные признаки выражены лишь частично, говорят об эпилептическом характере. Отчетливое проявление этих признаков, сопровождаемое различными по глубине изменениями памяти, позволяет говорить о наличии эпилептического слабоумия.

III. Социальные условия формирования нарушений свойств личности при эпилепсии

Перечисленные выше психические нарушения и особенности личности эпилептиков обычно представляют как неизбежный фактор, сопутствующий заболеванию. Их ставят в связь с самой болезнью, припадками, но вопрос об условиях формирования этих нарушений почему-то анализируется редко, что, на мой взгляд, неправильно. Любое изменение личности имеет две подоплеки: генетическую и социальную. Эпилепсия не исключение.

Рассмотрим эпилептические изменения личности в свете социальных факторов.

Другой пример показывает, как формируется иная черта характера эпилептика -- педантизм. Вначале он появляется как способ компенсации первичных дефектов. Однако вскоре происходит перенесение мотива из широкой деятельности на исполнение вспомогательного действия. Как это происходит? Поясним.В норме овладение какой-либо операцией, ее последовательная отработка, как правило, не становится сама по себе самостоятельным мотивом, она лишь промежуточная цель, соподчиненная какому-либо дальнему мотиву. Поэтому и смысл отработки лежит вне ее, он лежит в системе куда более широких отношений. Так, человек овладевает операцией переключения скоростей не ради ее самой, но чтобы научиться управлять автомобилем. В свою очередь, умение управлять автомобилем займет разное место в иерархии других деятельностей, например, в зависимости от того, кем собирается быть данный человек -- профессиональным шофером или шофером--любителем. Качественно иное происходит при эпилепсии. Вследствие нарастающей инертности, возникают трудности в выполнении деятельности, особенно требующей частых переключений внимания. В результате этих трудностей у больного эпилепсией формируется своеобразный компенсаторный механизм -- образуется определенный стереотип действий, которому он должен строго следовать (иначе он может сбиться). Впоследствии появляется тяга к однообразным монотонным действиям, которая постепенно генерализуется на все поведение больного, формируя педантичную личность.

Это было показано экспериментально Н.К. Калитой, которая исследовала уровень притязаний больных эпилепсией с помощью оригинальной методики: больным предъявлялись картинки, которые различались друг от друга количеством элементов изображения. Требовалось за определенное время найти эти различия. В данном исследовании уровень притязаний не вырабатывался у большинства больных эпилепсией. Они застревали на каждом конкретном задании и с удовольствием начинали искать различия в картинках, находя при этом самые малозначительные, которые не отмечали здоровые испытуемые.

Расстройства настроения (дисфория) при эпилепсии выражаются во внезапном появлении тоски, беспричинной злобы, иногда — веселости. Состояния такого рода внезапно появляются и внезапно заканчиваются. Продолжительность их может колебаться от нескольких часов до нескольких дней. При подавленном настроении у больных преобладает не тоска, а раздражительность. Они бывают злобны, начинают беспричинно придираться к окружающим, одолевают их никчемными просьбами и жалобами, могут быть агрессивны.

Психические расстройства при эпилепсии проявляются изменениями всего строя личности больного человека, а также различными психоэмоциональными состояниями.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

1. Снижение уровня доступных обобщений
Это неспособность к сравнению, анализу и обобщению при работе со сложными понятиями. Все, что касается снижения уровня доступных обобщений, достаточно легко поддается диагностике. Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях.

Оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментальных заданий больные не в состоянии отобрать те из признаков, которые наиболее полно раскрывают обсуждаемые понятия. Здесь важно помнить о том, что для больных шизофренией в принципе не характерно снижение уровня доступных обобщений (особенно на начальных стадиях развития дефекта). Соответственно, признаки снижения уровня доступных обобщений чаще всего будут проявляться либо у больных шизофренией в случае приема нейролептиков, либо у пациентов с олигофреническим типом расстройства.

ЛАТЕНТНЫЙ ПРИЗНАК – это признак, который, несомненно, присущ данному предмету или явлению, но при этом не раскрывает его предметную сущность.

МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ
Ситуация диагностики в клинике должна однозначно интерпретироваться пациентом как ситуация экспертизы – он должен быть заинтересован в своей судьбе. Если мы этого не наблюдаем, то это можно считать признаком определенных мотивационных проблем или проблем с целеполаганием. При шизофрении эта специфическая окраска отсутствует, что является проявлением апато-абулических расстройств. В грубых случаях у больных наблюдается апатия как бесчувствие, в более мягких вариантах – апатия как нарушение мотивации. На патопсихологическую экспертизу обычно отправляют вторых, потому как с первыми и без экспертов все ясно. При исследовании мышления апато-абулические нюансы проявляются как разноплановость суждений, резонерство и нарушения критичности к себе и своей деятельности.

3. Нарушения критичности
Для оценки критичности используется проба Эбингауза – это особый текст с пропусками слов, которые предлагается заполнить пациенту таким образом, чтобы на выходе получился понятный, логический и последовательный текст. Испытуемый заполняет пропуски, после чего ему предлагают прочитать получившийся текст и увидеть логические противоречия, а затем самостоятельно исправить эти противоречия. Оценка критичности начинается с наблюдения за тем, сколь продуктивно больной справляется с исправлением ошибок. При этом нужно быть уверенным в том, что клиент не является когнитивно сниженным. Если больной не вносит исправления сам, экспериментатор должен сделать это за него и указать на противоречия пациенту. Критичность – это качественное понятие, и пока никто не озаботился тем, чтобы хоть как-то ее проградуировать.

Однако это не будет тотальным снижением – снизится общий уровень больного, но его способность к актуализации латентных признаков сохранится, хотя и в несколько упрощенной форме. Даже в пределах сниженного уровня доступных обобщений такой больной все равно будет демонстрировать признаки искажения. Таким образом, при глубоком шизофреническом расстройстве на первый план выступают признаки органического дефекта со снижением уровня доступных обобщений и инертностью.

Нарушения личности - системные нарушения поведения, прежде всего социального, характерные для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений головного мозга

При различных психических заболеваниях отмечаются отклонения в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с нормой, формируются различные патологические потребности и мотивы, нарушается смыслообразование, возможность саморегуляции и опосредования поведения, критичность и спонтанность поведения.

Нарушения личности включают: (по Зейгарник)

1. Нарушения структуры иерархии мотивов

Иерархия мотивов является относительно устойчивой, что обеспечивает устойчивость всей личности. Один из мотивов является ведущим, именно он придает человеческому поведению определенный смысл. Без ведущего мотива содержание человеческой деятельности лишается личностного смысла. Патология приводит к изменению мотивационной сферы человека, вызывая смену позиций, интересов, ценностей личности.

2. Формирование патологических потребностей и мотивов

3. Нарушение смыслообразования

4. Нарушение и критичности поведения

Нарушение опосредованности тесно связано с нарушением критичности, подконтрольности поведения. Оно может выступать в виде нецеленаправленных действий, расторможенности поведения, нецеленаправленности суждений, некритичности (больной не замечает своих ошибок и не стремится их исправить). Часто некритичность проявляется в виде нарушений спонтанности поведения, инактивности.

5. Формирование патохарактерологических особенностей личности

6. Нарушение саморегуляции и опосредования.

Одним из важнейших индикаторов уровня развития личности является возможность опосредования, самостоятельного регулирования своего поведения. Процесс опосредования совершается на разных уровнях психического отражения и выявляется уже на уровне операций. Через опосредование поведение человека становится более произвольным и осознанным. О зрелости личности человека можно говорить только в том случае, когда его поведение опосредуется структурой согласованных дальних и ближних целей.

Невозможность оперировать знаком у больных с органическими поражениями мозга (травмы, эпилепсия, нейроинфекции) является выражением более широкой патологии поведения – нарушения опосредования и регуляции своих действий. Недостаточность регуляции, замещение целевого действия случайным или стереотипным становятся факторами, которые мешают опосредованию. Нарушение опосредования у таких больных является проявлением более глубокого нарушения – измененного отношения к окружающему и к себе, проявлением распада их мотивационной сферы

Своеобразные психологические картины. При шизофрении на первый план выступает аутизм, при эпилепсии – педантизм. При шизофрении происходит нарушение целеобразования, а больные эпилепсией характеризуются педантизмом и злобностью.

Ведущий центральный фактор – нарушение мотивации в виде искажения системы личностных смыслов и побуждений.

Вторичные признаки – нарушение целеполагания и целедостижения; нарушения во всей системе познавательной деятельности.

Адиномия мотива (тотальное снижение побуждений).

Эгоцентризм, педантизм, угодливость (слащавость), раздражительность, злопамятность – общие нарушения личности, характерные для больных хроническими заболеваниями.

Первичные нарушения – динамические. Они проявляются в замедленность и инертности, в эмоциональной застойности, злопамятности, трудности ориентировки и переключения в любой форме активности, жёсткости поведенческих стереотипов.

Вторичные нарушения (возникшие по механизму компенсации) – конфабуляции при запоминании, резонёрство, педантизм, слащавость (угодливость). Третичные нарушения (формирующиеся в ситуациях общения при неуспехе или его ожидании) – часто завышенная самооценка, ожидание неуспеха в социальных ситуациях, настороженность, недоброжелательность, напряжённость в ситуациях общения.

Различное резонёрство. У шизофреников – собеседник не нужен, у эпилептиков – поучение собеседеника.

Отсутствие дальних целей (нарушение смыслообразования, разноплановость, действие отделяется от знания)

Отсутствие дальних целей (из-за инертности) Застревание на заданиях – педантичность и аккуратность

Взаимодействие с людьми

Аутичность, изоляция (как компенсаторные)

снижение социальной направленности личности.

Нарушается мотивационный компонент общения

вежливость, угодливость, злопамятность (как компенаторные)



Эмоционально-личностные нарушения при эпилепсии . (По лекциям и Зейгарник)

1) противоречивость.

  • Подчеркнутая вежливость, ласка, слащавость, угодливость, внимательность к окружающим. Часто проявляется в речи: употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов. Пример : называет медсестру Еленочка Ивановна. Еще пример: ребенок в школе старается вызвать к себе хорошее отношение. Подстраивается под всех учеников.
  • Злопамятность

2) Завышенная самооценка . Это компенсация. Больной старается смягчить свои проявления болезни для других.

  • Считает свою болезнь не тяжелой
  • Оценивает свою работу как сложную и требующую большого интеллекта.

3) Крайний эгоцентризм . Проявляется при использовании методики пиктограмм: в пиктограмме часто находят отражение предпочтения и пожелания больного.

4) Педантичность и аккуратность. Это также способ компенсации первичных дефектов. Пример : больные искали даже незначительные отличия в картинках, следили за выполнением своих действий. → Мотив смещался с широкой деятельности на более узкую → Застревание на каждом задании.

Личностные нарушения, в отличие от припадков, невозможно скорректировать фармакологией.

При шизофрении

1. Нарушен процесс смысло- и целеобразования.

  • · Разноплановость мотивов.
  • · Адинамия мотива. Больной не отказывается выполнять задание, так как для этого тоже нужен мотив, активность. Но при этом отсутствует критичность к ошибкам, реакция на успех и неуспех.

2. Вторичные нарушения:

  • · нарушается целеполагание (планирование и контроль)
  • · нарушается целедостижение (скорость и способы выполнения задания)

3. Третичные нарушения (о них говорят предположительно):

  • · Усиление аутизма как реакция на собственную неполноценность
  • · Повышение изоляции больного

Доктор Медицины, профессор Абр:

САЙТ N. ЗАРАЖЁН РЕЗОНЁРСТВОМ .

Резонёрство — один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса (но реальная жизнь изобилует примерами осознанного использования резонёрства вполне здоровыми и высокоинтеллектуальными личностями, например, при проповеднической или пропагандистской деятельности).

По классификации нарушений мышления Б. В. Зейгарник, резонёрство (наряду с разноплановостью и разорванностью) относится к категории нарушений мотивационно-личностного компонента мышления.

Исследования показали, что «…неадекватность, резонёрство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к „оценочным суждениям“.

Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонёрское (поэтому, то, что описывается в учебниках по психопатологии, выглядит так блекло — нет эмоциональности интонаций).

Типы резонёрства при различной психической патологии.
Шизофреническое (классическое) резонёрство.
Стилевые проблемы.

Резонёрство в норме возникает в сложной и эмоционально-значимой ситуации (например, на экзамене) и зачастую произвольно или полупроизвольно; в патологии же всё наоборот: резонёрство возникает вне зависимости от трудности заданий и эмоциональной нагруженности ситуации.

Иное, чем при шизофрении. Оно более сходно с резонёрством нормальных людей: возникает в процессе диалога, носит компенсаторный характер. Отличие от нормы: выраженная потребность говорить с яркой аффективной окраской высказывания, с особой лексикой — морализаторство, нравоучение.

Следует также отметить наличие резонёрства при некоторых расстройствах личности. В первую очередь, оно наблюдается при истероидном (гистрионном) расстройстве личности и при шизоидном.

Пример стихотворения, написанного больным резонерством.

А свет колеблющейся лавой
в чащобу темную скакал,
где пожирающей оравой
зубов округлился овал.
Не ночи реющей твердыней
с туманом, сотканным со льда,
а перезревшей желтой дыней
катилась поздняя луна.

Безумец выстругал поделку.
То был его живой портрет.
Портрет тот двигал челюстями
И делал страшные глаза.

Нагайкой свинцово-гетманской удар нанесен.
В голове пролетарской отца земля закружилась.
Он упал, сохранить баланс планете стремясь…

Лечение
Специфического лечения резонёрства не существует. Его коррекция осуществляется параллельно лечению основного заболевания. Соответственно спектр используемых методов достаточно широк – от психотерапии до активного медикаментозного лечения нейролептиками, противосудорожными препаратами или транквилизаторами.

С.:
Заметил у себя тенденцию к бессмысленному мышлению, рассуждению, бесплодному нравоучению, которое людей, понятное дело, раздражает. Плюс само по себе мышление у меня потеряло структуру - я никак не могу его использовать, когда нужно, и использую, когда мудрствовать ни к чему. Никак не могу применить мышление для решения бытовых вопросов - обязательно требуются наводки, подсказки. Сам до многого не могу додуматься. Как вылечить такую болезнь? Называю её "болезнь", потому что слышал, что ей страдают шизофреники. Неужели у меня тоже шизофрения?

Профессор Абр:
Резонерство - напомним простыми словами - когда спорят, не зная предмета спора, т. е. не по существу, только бы спорить.

Резонерство в мышлении наблюдается не только при психических заболеваниях, но и у здоровых людей. Отличие резонерства у психически больных Т. И. Тепеницына (1979) видит в степени искажения мотивационного плана мыслительной деятельности и в аффективной неадекватности мотивации, которые при психических заболеваниях еще отягощаются присоединением грубых расстройств мыслительной деятельности.

Резонер - это, если объясняться простыми словами, человек, который склонен скучно и пространно рассуждать о чём-либо, не зная при этом сути того, о чем он говорит. К тому же его речи носят нравоучительный характер. В психологии это понятие толкуется более подробно и понятно, так что для полного представления следует рассмотреть и его. Варианты толкования Стоит отметить, что "резонер" - это многогранный термин. Например, в психопатологии он обозначает утрату способности и возможности мыслить конкретно. Резонеры не преследуют определенную цель, не используют в доводах никаких фактов и не способны делать четкие и недвусмысленные выводы. Есть ещё один вариант толкования. Только он касается не психологии, а литературы. Герои-резонеры - это такие персонажи произведения, которые не принимают практически никакого участия в развитии сюжета или действия. Иными словами говоря, они лишь свидетели, констатирующие происходящее. Эти герои встречаются чаще всего в классическом и средневековом театрах. Однако пика популярности использование подобных персонажей достигло в период буржуазной литературы. И резонеры в таких произведения были не просто констататорами - в этих героях авторы выражали объективность и логичность, критикуя через них печальную (на тот момент) действительность. Ярким примером может стать Чацкий из произведения "Горе от ума" - именно он высказывается о проблемах государственного устройства, реально рассуждая о жизни. Характеристика резонеров Итак, следует подробнее рассмотреть данное понятие в психологии. Резонер - это человек, который просто не может мыслить конкретно. Зачастую его специфическое мышление сопровождается излишними эмоциями, пафосом, а также экспрессией, проявляющейся в огромных количествах. Всё это, конечно, выглядит неестественно. Высокопарность, многословие, а также витиеватость речи - это характерные черты, присущие такому человеку, которого называют "резонер". Психология и медицина трактуют это как болезнь. На самом деле так и есть. Резонерство - это один из многочисленных видов нарушения мышления. Ученые отнесли это заболевание к мотивационно-личностной группе. Феноменология Резонерство называют ещё словесной опухолью. Как узнать вообще, что у человека есть это нарушение? Его речь наполнена чересчур вычурными и сложными выражениями, очень абстрактными фразами, терминами, толкование которых резонер сам не разумеет, а также различными понятиями, не уместными в конкретном случае. Пожалуй, это самые узнаваемые признаки. Резонер - это человек, которому не интересна конечная мысль. Ему нравится непосредственно процесс изложения своих идей. Хотя изрекаемые им мысли трудно окрестить данным понятием. Ведь идея - это нечто конкретное, прообраз, существующий в сознании человека. У резонера такого нет, у него просто поток слов, не связанных между собой по смыслу. Как узнать резонера? У таких людей аморфное мышление. То есть без определенного содержания. Как узнать, что перед вами стоит резонер? Всё просто. Даже при обсуждении простых бытовых вопросов резонеру будет сложно сформулировать свои мысли. Иными словами, даже покупку макарон они будут рассматривать с точки зрения космологии или философии. Хотя на самом деле резонеры всегда выдают себя быстро. Ведь такое мышление не может не отразиться на их жизни, интересах, увлечениях и мировоззрении. Они увлекаются странными вещами, им нравится то, что нормальному, здоровому человеку кажется диким и неприемлемым. В медицине это называется метафизической интоксикацией. Так что узнать резонера не так уж и трудно. Намного сложнее понять его и уйти от беседы с таким человеком. У людей с настолько разным мышлением просто не получится спокойно существовать рядом, даже минимальное количество времени.

Профессор Абр:
В заключение этой главы остановлюсь ненадолго еще на двух криминальных типах, — на идейных преступниках и резонерах. Между ними большая разница. Первые совершают преступление ради торжества известной моральной или социальной идеи, которой они подчиняют свою личность и поведение. Вторые пытаются подвести идейный базис под свое стремление к удовлетворению известных своих потребностей; они прикрывают личные цели известными общими идеями и через посредство последних получают особую энергию для достижения этих целей. Одни приносят в жертву торжеству известных общих идей свои личные интересы, а иногда и целиком свою личность. Другие пользуются известными общими идеями для торжества своих личных целей. Не следует думать, однако, что в резонерстве есть элемент сознательной лжи. Нет, настоящее резонерство бывает вполне искренним, а его своекорыстный, личный элемент может быть скрыт под общими фразами так глубоко, что станет незаметен самому субъекту. Разница между теми и другими преступниками в самом содержании идей, лежащих в основе их предрасположения к преступлению. В одном случае, это моральная или социальная идея, которая получает свое осуществление в чем-либо объективном, по отношению к данному субъекту, и если приносит ему какую-либо пользу, то как отражение известного объективного порядка. В другом случае, это идея, осуществляющаяся в рамках жизни данного субъекта, в известных формах его существования и, притом, идея всегда ложная, так как только ложная идея может разрешить человеку преступление ради его личных целей. У преступников-резонеров мы встречаем кривую логику, софистические уловки. Отсюда не следует, конечно, что те идеи, которыми руководятся идейные преступники, всегда верны. Нет, и они часто ложны, но могут быть и верны.

Признаки резонерства отмечались мною выше при описании бандита Б. Они есть и у убийцы Гребнева — В. Но в этих случаях резонерство не лежало в основе предрасположения к преступлению. Оно сводилось или к рассуждениям, выдуманным уже после преступления, или к дополнительным, второстепенным соображениям, на которых субъект не основывал своей деятельности. К резонерам надо относить лишь тех, у которых резонерские рассуждения лежат в основе их преступной деятельности, так что, не будь у них резонерских рассуждений и не почерпни они из последних известного запаса энергии, они не совершили бы преступления. Хотя и не часто, но такие резонеры встречаются. Один, например, признанный врачами шизофреником и невменяемым бывший студент-юрист второго курса, позднее состоявший следователем, С, 27 лет, сын врача, организовал нападение на квартиру одной своей знакомой для похищения ее бриллиантов, причем и сам был убежден, и своим соучастникам внушил мысль, что тут нет ничего дурного, так как можно допустить лишь государственную собственность, а частную собственность — только в зависимости от полезности ее обладателя, и этой полезности он за данной своей знакомой не признавал.

Организатором налета был сын врача, студент Е., признанный впоследствии душевнобольным, который по каждому соучастнику в отдельности, и собрав их накануне налета всех вместе, с большим красноречием развивал такого рода взгляд: вы живете бедно и имеете ряд неудовлетворенных потребностей, тогда как немного мужества и трезвый взгляд на дело, и вы сможете значительно улучшить свое положение. Если вам не хватает денег, прихватите у государства денег еще, никто от этого не пострадает, потому что государство лишь немного более напечатает денег, вот и все. Не смущайтесь мыслью, что это — кража или грабеж. Вздор! Это — заем, взятие кучки бумаги для поддержания кое-чего реального и большого, — ваших сил и семей. Неужели же эта реальность не стоит кусочков бумаги и последние, по вашему мнению, выше! Просто трусость! Неужели вы не понимаете, что, взяв сейчас эти бумажки, вы вернете государству нечто более ценное — ваши поддержанные и сбереженные силы! Этот заем в конечном счете выгоден для государства, ведь человек же значит более, чем бумаги, которых можно напечатать и еще; от того, что вы возьмете их, никто не пострадает и т.д. Приблизительно в таком духе говорил Е. с своими товарищами и говорил горячо, красноречиво, с блеском в глазах и с волнением в голосе. Они пробовали возражать, но он сейчас же отбивал все их возражения. И у них явилось убеждение, что он прав. Никто из них нужды, в собственном смысле слова, не испытывал, все они имели места и пайки и, не будь этих красноречивых рассуждений Е., никто из них и не подумал бы ни о каком грабеже. Вот несколько данных о некоторых участниках этого налета.

Любит приодеться. Со стороны наследственности у Л. нельзя отметить ничего особенного. Он вполне здоров и никаких психопатических черт не обнаруживает.

Резонерство!
Еще более четко выступает роль измененного личностного отношения в структуре того вида патологии мышления, который обозначается в психиатрической клинике как резонерство.

Это расстройство мышления определяется клиницистами как "склонность к бесплодному мудрствованию", как тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Иначе говоря, резонерство выступает для психиатров как само нарушение мышления. В действительности же это лишь феноменологическое описание. Наши исследования показали, что механизмом "резонерства" являются не столько нарушения интеллектуальных операций, сколько повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже незначительное, явление под какую-то "концепцию".

Нередко неадекватные суждения отмечаются даже у больных, у которых вообще эксперимент не выявляет нарушений познавательных процессов. Психологическая характеристика симптома резонерства была предметом специального исследования Т. И. Тепеницыной [183]. Как показали результаты ее исследования, неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к "оценочным суждениям". Т. И. Тепеницына пишет, что "резонерство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений" [183, 72].

Т. И. Тепеницына [183] отмечает, что аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское; так, суждения, звучащие в громкой речи как типично резонерские, при письменной записи вместе с потерей интонаций теряют и свой резонерский оттенок.

Это сокращенный текст из книги Б.В.Зейгарник (глава о нарушениях мышления).
Еще кое-что из других источников!

Резонерство - нарушение мышления при котором больной вместо ясного по содержанию и достаточно четкого по форме ответа на конкретный вопрос или при описании какого-либо определенного события, случая, предмета, явления, прибегает к пространным разглагольствованиям в пределах данной темы, приводит не основанные на фактах доказательства, увлекается бессмысленными рассуждениями в ущерб смыслу говоримого. При резонерстве предложения построены грамматически правильно, изобилуют причастными и деепричастными оборотами, вводными словами; речь многословна, но несмотря на это, больной в своем повествовании нисколько не продвигается. Резонерство бесплодно, так как оно не приводит к познанию.


Резонерство - патологическое свойство личности, проявляющееся, в первую очередь, в особенностях мышления.
Резонерское мышление характеризуется склонностью к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных формальных аналогиях рассуждениям. Проявляется в неадекватном реальной ситуации мудрствовании, многословности и банальности суждений. Цель мыслительной деятельности отодвигается на задний план, а на передний выдвигается тенденция к рассуждательству.

Структура резонерства определяется особенностями личностно-мотивационной сферы. Оно характеризуется чрезмерной потребностью в "самовыражении" и "самоутверждении", утрированной претенциозно-оценочной позицией больного, аффективной неадекватностью выбора объекта рассуждательства, несоответствием этого объекта способам доказательств и рассуждений, тенденцией к "сверх-обобщениям" по пустячному поводу, недостаточной самокритичностью, своеобразной манерой речи. Резонерство наблюдается и у психически здоровых, однако в этих случаях степень искаженности мотивации и ее аффективная неадекватность не достигают значительной выраженности.
При интеллектуальной недостаточности резонерство чаще всего носит компенсаторный характер.


в мышлении больных регистрируется выраженное резонерство: они зачастую в любых обстоятельствах с полемическим задором пускаются в бесконечные пустые споры, даже не обладая минимумом знаний о предмете рассуждения, или начинают писать "научные трактаты" эстетической, философской и социальной направленности, несмотря на то что образование их может не превышать 9 классов школы.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.