Психологическая диагностика при эпилепсии

пилепсия на протяжении многих десятилетий является областью обширных клинических и функциональных междисциплинарных исследований. Очевидно, что это – пограничное нервно-психическое заболевание со сложным этиопатогенезом, полиморфной клиникой и весьма неоднозначным прогнозом, несмотря на несомненные успехи лекарственного и хирургического лечения. В многочисленных монографиях и руководствах по психиатрии и неврологии детально описываются формы эпилепсии, типы припадков, пароксизмальные и внепароксизмальные нарушения в психической сфере; преходящие и относительно стойкие нарушения познавательных процессов, характера и личности больных, длительно страдающих эпилепсией. Однако даже в ряде известных отечественных монографий по эпилептологии последних лет (Болдырев А.И., 1984; Карлов В.А., 1990; Чхенкели С.А., Шрамка М., 1990) не приводятся результаты психолого-диагностических исследований при этой патологии, хотя и признается их необходимость. Последнее обстоятельство, видимо, связано с недостаточным уровнем проникновения идей и методов медицинской психологии в эпилептологию, хотя не вызывает сомнений системный характер нарушений в психической сфере при эпилепсии. Между тем эпилепсия как одна из наиболее распространенных форм нервно-психической патологии, связанной с органическим повреждением мозга, уже более 100 лет является областью клинико-психологических наблюдений и экспериментально-психологических исследований. Первые психолого-диагностические исследования приэпилепсии были выполнены еще в конце XIX – начале XX вв. и связаны с именами В.А. Бехтерева, Э. Крепелина, А.Н. Бернштейна и др. В указанных исследованиях изучение сенсомоторных реакций, особенностей внимания и памяти, мыслительных процессов и речи соотносились с клиническими (описательными) характеристиками личности больных, страдающих эпилептическими припадками и их психическими эквивалентами, что позволило проследить причинно-следственные зависимости. Прогресс в создании антисудорожных препаратов и хирургического лечения эпилепсии протребовал разразработки более четких и объективных диагностических критериев оценки функционального состояния мозга у больных, локализации преимущественных очагов поражения и определения эффективности различных методов лечения. Впервые комплексные клинические, нейрофизиологические и экспериментально-психологические исследования такого плана стали проводиться под руководством У. Пенфилда в 50-х годах. К настоящему времени накоплен большой опыт медико-психологических исследований больных эпилепсией как взрослых, так и детей. Этот опыт обобщен в ряде работ (Вассерман Л.И., 1989), однако их значение неуклонно возрастает. Обусловлено это, как нам представляется, рядом факторов: 1. Распространенностью эпилепсий в популяции

, которая, по данным эпидемиологических исследований, в развитых странах достигает 0,3 – 1,2% и имеет тенденцию к увеличению. По данным экспертов ВОЗ, в мире насчитывается около 50 миллионов больных эпилепсией, что представляет серьезную проблему не только для клинической медицины и здравоохранения, но и для общества в целом. 2. Расширением и углублением наших знаний об этиопатогенезе

, мозговых механизмах симптомообразования в сложной, полиморфной картине пароксизмальных и внепароксизмальных нарушений при эпилепсии, в частности при фокально-кортикальных ее формах: наличие доминирующих и функционально обусловленных очагов в коре и подкорковых образованиях, вовлечение в патологическую цепь симметричных отделов другой гемисферы, наличие ультраструктурных изменений мозга под влиянием гипоксии вследствие припадков в тех мозговых структурах, которые граничат с эпилептическим фокусом и др. 3. Развитием современных представлений об интегративной (системной) деятельности мозга

Жизнь и деятельность академика Ивана Петровича Павлова
Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля .

Мочекаменная болезнь
Мочекаменная болезнь - полиэтиологическое заболевание, характеризующееся наличием камня или нескольких камней в почках и/или мочевых путях. Это одно из наиболее распространенных урологических заболе .

Вассерман Л.И. (Санкт-Петербург)


Вассерман Людвиг Иосифович

– доктор медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории клинической психологии и психодиагностики ПНИ им. В.М. Бехтерева, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ.

Аннотация. В докладе показано значение психодиагностики при различных формах эпилепсии в соотношениях с особенностями мозгового поражения. Уделено внимание как нейропсихологической диагностике, так и диагностике личности. Подчёркивается эффективность психодиагностики структуры нарушений и возможности её использования в оценке эффективности лечения.

Ключевые слова: эпилепсия, задачи психодиагностики, клинико-психологические соотношения.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

И всё же применение медицинской психодиагностики в клинике эпилепсии в нашей стране будет, несомненно, прогрессировать. Связано это с рядом факторов. Укажем только с нашей точки зрения основные.

1. Распространённость эпилепсии в популяции, что составляет серьёзную социальную проблему в цивилизованных странах (об этом уже говорилось).

2. Развитие и постоянное совершенствование инструментальных методов диагностики мозговых поражений: функциональной МРТ, цифровой ЭЭГ и др., что расширяет возможности фундаментальных исследований в нейропсихологии, например, изучения психолого-физиологических и психолого-морфологических соотношений при ультраструктурных изменениях мозга (перефокальной гипоксии вследствии припадков, гиппокампального склероза и т.п.) при эпилепсии.

3. Развитие учения о ФАП и интегративной деятельности мозга, показывающих, что расстройства психических процессов при эпилепсии могут быть обусловлены не только за счёт поражённого полушария (или одной из его долей), но и в результате изменения межполушарного взаимодействия, влияния одностороннего очага на деятельность интактного полушария, нарушения взаимодействия в системных связях неорокортикальных, палеокортикальных и более глубоких структур мозга.

4. Патоморфоз эпилепсии, её клинических проявлений. По данным литературы, сейчас наблюдается преобладание её относительно нетяжёлых форм с неврозоподобными расстройствами, как реакции на стресс болезни. Вместе с тем, около 30% (данные С.А. Чхенкели) больных резистентны к лечению, требуют хирургического вмешательства, при котором необходима ранняя нейропсихологическая диагностика. Однако, будем справедливы, Созари Аркадьевич о психологической диагностике в своей книге почти ничего не пишет.

Таким образом, применение медицинской психодиагностики в клинике эпилепсии определяется как особенностями развития самой эпилептологии, так и развитием медицинской психологии, современных возможностей её теории и методов.

Итак, медицинская психодиагностика в клинике эпилепсии должна, с нашей точки зрения, решать на системном уровне следующие (далеко не исчерпывающие) задачи: осуществлять многомерную диагностику познавательной деятельности и функционального состояния больных с выделением структуры дефекта (если он имеется), квалифицировать нарушенные и сохранные элементы психики в динамике лечения и реабилитации в соотношении с тяжестью патологии, определять особенности личности и системы значимых её отношений, в том числе и отношение к болезни, форм психической дезадаптации, связанных с личностным смыслом пароксизмов, психологические механизмы адаптации личности в социуме (изучать структуру переживаний, связанных с необходимостью постоянно принимать лекарства и с не всегда обоснованными ограничениями социальной активности личности, дистресса в связи с постоянным ожиданием припадка и т.д.). Особое значение отводится нейропсихологической диагностике состояния ВПФ с уточнением роли очага и перефокальных структур, нарушений интегративной деятельности мозга. Остаются актуальными задачи комплексного экспертного оценивания больных и психопрофилактические исследования в выделении психосоциальных факторов риска психической дезадаптации, например, уровня социальной фрустрированности, особенностей коммуникативного поведения, ценностных и смысложизненных ориентаций и самоотношения. Важным аспектом психодиагностики является информация о семье больного, социальной поддержке со стороны внеморбидного окружения (если сохранены социальные связи).

Выделение указанных задач условно. При индивидуальном подходе к больному они формулируются при совместной деятельности врача и психолога, но решает эти задачи психолог, используя весь арсенал психодиагностики: сочетая идеографический и экспериментальный методы. Иными словами, психодиагностика должна проводиться профессионально и целенаправленно с соблюдением этических принципов и деонтологических норм этой деятельности.

Особенно важна психодиагностика на ранних этапах исследования больных эпилепсией, когда только формируются основные формы их приспособительного поведения. Есть основание утверждать, что чем меньше тяжесть заболевания (в клинической оценке), её прогредиентность, тем большее значение следует предавать личностным и ситуационным факторам, представляющим потенциальную угрозу для нарушений психической адаптации больных.

Очевидно, что исследования личности больных имеют целью обоснование психотерапевтической работы – важного компонента реабилитации.

Методы психологической диагностики практически незаменимы для оценки динамики психического (функционального) состояния больных в процессе дифференцированного противоэпилептического лечения, включая и нейрохирургическую коррекцию. Экспериментально-психологические исследования специфики личностного реагирования больных на болезнь и лечение, изменений ценностного сознания, социальных позиций, трудовых установок и КЖ под влиянием лечения – всё это чрезвычайно важно для направленной психологической коррекции на любом этапе работы с больными и прежде всего в связи с задачами вторичной и третичной психопрофилактики.

Весьма значимой представляется психологическая диагностика детей, больных эпилепсией, так как способствует уточнению факторов, участвующих в формировании их личности и характера с прогностических позиций.

Эпилепсия, как уже говорилось – междисциплинарная проблема; она тесно связана с функциональной анатомией мозга, поэтому так важны в комплексной клинической диагностике нейропсихологические методики исследования. Многомерная нейропсихологическая диагностика, в особенности использование стандартизованного набора сенсибилизированных методик с системой оценивания результатов эксперимента позволяют выйти за рамки индивидуального опыта, осуществлять более широкие сравнительные исследования нарушений ВКФ и их системных мозговых механизмов. Указанная методология отражает переход от описаний отдельных результатов нейропсихологического эксперимента к анализу закономерностей, к большей строгости и общности анализируемых понятий. Это направление традиционно характерно для санкт-петербургской (ленинградской) нейропсихологической школы.

Известно, что нейропсихологическая диагностика в клинике эпилепсии позволяет дифференцировать общемозговые и очаговые симптомы нарушений ВПФ, их структуру, выделить слабоструктурированные расстройства и оценивать их топико-диагностическую значимость.

В качестве примера приведём кратко наши результаты изучения структуры нарушений ВПФ у 289 больных эпилепсией с классифицируемыми эпилептическими припадками (Киото, 1981) во взаимосвязи с их клиническими характеристиками (более детально – в коллективной монографии). Использовалась формализованная история болезни, в которой были представлены 55 клинических характеристик и 71 признак, отражающий состояние ВПФ: экспрессивной и импрессивной речи, письма, чтения, счёта, ориентировки в пространстве, схемы тела, праксиса, зрительного гнозиса, модальностно-специфических видов памяти и др. – всего 14 блоков заданий разработанной нами с соавторами стандартизованной нейропсихологической методики.

Компьютерная обработка множества переменных позволила выделить два класса-кластера испытуемых: более успешно справлявшихся с заданиями и менее успешно.

Сравнительная эффективность многомерной нейропсихологической диагностики на уровне интегральных оценок показывает, что совпадение заключений о преимущественной стороне поражения с неврологическим – в 59 %, с психопатологическим – в 71 %, с ЭЭГ – в 80-83 %, с данными КТ – в 87 %. Примечательно, что совпадение нейропсихологического и психопатологического заключений опытного психиатра о топике очагов поражения – в 85%, однако в группе височной эпилепсии нейропсихологическое исследование более эффективно дифференцирует височно-теменные, височно-теменно-затылочные и височно-лобно-центральные очаги. Совпадение заключений при этом отмечается только в 42-58 % случаев. В 50 % наблюдений долевая локализация очаговой пароксизмальной активности по данным ЭЭГ отсутствует. В других случаях наблюдается отчётливая ЭЭГ гипердиагностика височной эпилепсии (совпадение заключений в 81 % случаев) и гиподиагностика височно-теменных, височно-лобно-центральных и лобных очагов (совпадение только в 38 %), которые многомерная нейропсихологическая диагностика выявляет более успешно, также, как и расстройства, обусловленные поражением глубоких структур мозга (модальностно-неспецифические нарушения памяти, внимания, психической активности и эмоционально-личностные изменения).

Это только небольшой фрагмент проведённого нами исследования, но он показывает, что многомерная нейропсихологическая диагностика при эпилепсии эффективна, если используют сенсибилизированные методики, сочетание качественной и количественной оценки успешности их выполнения с анализом результатов на основе синдромального анализа всей совокупности нарушений ВПФ и клинико-нейропсихологических сопоставлений.

Ссылка для цитирования

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

В нашем мире никто не застрахован от разного рода заболеваний. Одной из болезней, которая поражает взрослых и детей, является эпилепсия. Она отличается страшными припадками, которые протекают без особых болевых ощущений, но имеют генетические, физиологические или психологические причины. Что нужно знать об этом распространенном заболевании и как победить недуг?

Что это за болезнь: основные виды и симптомы


Эпилепсия – это группа разных по проявлениям заболеваний, которые имеют одинаковую природу и сопровождаются эпилептическими приступами. Сейчас известно 46 различных видов эпилепсии. Причиной каждого из них являются нарушения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Любое возбуждение, которое фиксируется органами чувств, преобразуется в электрический импульс, что поступает в мозг. Определенные раздражители вызывают судороги, но не все судороги свидетельствуют об эпилепсии.

Диагноз устанавливается после наличия хотя бы двух припадков, которые подходят под специфические характеристики и имеют электроэнцефалографические признаки.

Внешне приступы выглядят страшно, но их главные опасности: удушье и травма головы в результате падения. Чтобы начать лечение, необходимо узнать конкретную форму болезни и тип припадков.

Еще в 1981 году, Международная противоэпилептическая лига предложила классифицировать приступы эпилепсии на такие виды:

  1. Фокальные. Кратковременные приступы, вызванные определенным обстоятельством, реакцией на которое становится активация части одного полушария мозга. Могут быть простыми (без потери сознания) или сложными (с выключением сознания), а также содержать двигательный компонент, вегетативные, сенсорные и психические симптомы.
  2. Генерализованные. Ограниченные во времени приступы, во время которых наблюдается минимальное вовлечение обеих полушарий мозга. Протекают с потерей сознания, сильными судорогами обеих сторон тела.

Вторая форма подразделяется на несколько типов, каждый из которых имеет свои особенности:

  • типичный абсанс – наблюдается выключение сознания, человек перестает двигаться, реагировать на внешние раздражители, после приступа не помнит произошедшего, частота типичных абсансов достигает десятков раз в сутки;
  • атипичный абсанс – характеризуется автоматическими движениями, что повторяются в течение пары минут, выгибанием туловища и вращением глазных яблок;
  • миоклонические приступы – кратковременные подергивания из-за непроизвольного сокращения мышц, чаще наблюдаются в утренние часы;
  • клонические приступы – неритмичные конвульсии, что затрагивают периферические мышцы туловища, прикусывание языка или непроизвольные опорожнения, человек долго приходит в себя, его мысли путаются;
  • тонические приступы – характеризуются сильным и длительным напряжением в мышцах ног, затрагивают лицо, шею и руки, возникают во время сна или физической активности;
  • тонико-клонические приступы – тоническое напряжение тела, что переходит в фазу клонических конвульсий спустя 5-20 секунд после начала, характеризуется прикусыванием языка, а также непроизвольным мочеиспусканием из-за полного расслабления мышц;
  • атонические приступы – моментальная или постепенная потеря мышечного тонуса на определенной части тела или на всем теле, что приводит к падениям.

Современные исследования показывают, что генерализованные приступы включают 2-3 разновидности, проявляющиеся одновременно или в разное время.


Помимо приступов, также важно диагностировать форму эпилепсии. Она зависит от этиологии (происхождения болезни, причины ее возникновения) и делится на 3 основных разновидности:

  1. Идеопатическая форма. Возникает из-за генетической предрасположенности, характеризуется отсутствием признаков органического поражения мозга. При этой форме, КТ или МРТ не фиксируют патологических изменений, интеллект находится в норме.
  2. Симптоматическая форма. Основная причина ее возникновения – повреждение головного мозга во время беременности или после родов. Причины таких изменений: внутриутробные инфекции, травмы, инфекционные или дегенеративные заболевания ЦНС.
  3. Криптогенная форма. Вызваны органическими поражениями мозга, причину которых невозможно установить, но КТ, ПЭТ или МРТ позволяют уменьшить частоту криптогенных эпилепсий.

Но эпилептический синдром не всегда свидетельствует о развитии болезни. Он возникает в результате перенесенной болезни мозга, а эпилепсия – это отдельное заболевание. Эпилептические синдромы отличаются степенью выраженности. Они делятся на длительные и серийные, не сопровождаются психическими расстройствами или снижением интеллекта.

Область повышенной эпилептической активности называют судорожным очагом. Его появлению способствуют такие факторы из внешней среды или изменения в организме:

  • воздействие токсичных веществ (сюда также входят алкоголь и наркотики);
  • киста, которая сопровождается отеком двигательной мозговой области;
  • болезни мозга;
  • острые инфекционные заболевания;
  • травмы головы.

Болезнь иногда имеет наследственную природу, а также возникает на фоне психосоматических факторов.

Генетически передавшаяся болезнь диагностируется в раннем возрасте, что позволяет значительно ускорить процесс успешного лечения. Выявленная на ранних стадиях эпилепсия, благодаря грамотному лечению, не проявляется годами. А запущенные случаи приводят к более частым и тяжелым судорогам.


Состояние, которое предшествует им, называется аурой. Эпилепсия – это хроническая болезнь, и человек учится самостоятельно диагностировать приближающийся приступ по ауре. Аура проявляется разными эмоциональными состояниями:

  • грусть;
  • тревожность;
  • дежавю;
  • блаженство;
  • иллюзии или галлюцинации;
  • расфокусировка зрения;
  • ухудшение слуха;
  • изменения вкусовых ощущений.

Эпилепсия может возникнуть в любой период жизни человека (с первых дней жизни и до глубокой старости). Но врачи утверждают, что чаще всего судороги встречаются у детей до 15 лет, на этот период попадает половина всех припадков за жизнь больного человека. В группу риска попадают дети, в семье которых есть эпилептики, а также дети в период гормональных кризисов (3 года, 7 и 13 лет).

Среди взрослых, в группу риска попадают пациенты, перенесшие тяжелые инфекционные болезни (менингит, менингоэнцефалит), алкоголики и наркоманы, люди, получившие черепно-мозговые травмы или работающие долгое время с вредными ядовитыми веществами.

Эпилепсия и психосоматика

Рассмотренные выше причины свидетельствуют о внешних и генетических причинах развития болезни. Но почему еще может развиться эпилепсия? Психосоматика играет важнейшую роль в формировании болезни.


Медицина трактует эпилептический припадок, как единовременное возбуждение в отдельном участке мозга, в результате которого тело выходит из-под контроля. Но причинами таких раздирающих противоречий внутри человека не всегда служит органическое поражение мозга. Постоянное насилие над личностью, негативные переживания, стрессы – все это копится долгое время и может привести к развитию заболевания.

Криптогенные формы болезни не проявляются методами нейровизуализации и, по мнению психологов, имеют психосоматическую природу. Психосоматические причины эпилепсии диагностируются на приеме у психолога и проявляются в разном возрасте. Особенно подвержены им люди в синзетивные периоды жизни. К ним относятся:

  • переходный возраст;
  • начало менструального цикла у девочек;
  • гиперопека родителей и уход от нее;
  • переживание стрессов или депрессия;
  • сложная беременность.

  • чувство подавленности, отрешенности от окружающего мира;
  • непонимание механизмов взаимодействия с окружающими, одиночество;
  • отрицание себя, своего права на счастье, свободу и даже жизнь;
  • постоянные неврозы, панические атаки, тревожность, мания преследования;
  • конфликт с самим собой, чрезмерная требовательность, педантичность, перфекционизм;
  • высокий уровень агрессии к себе и окружающим.


Если подвергаться постоянно этим чувствам, то ощущение дискомфорта начинает проявляться на физическом уровне. Привычка постоянно поступаться своими желаниями, провоцирует не только затяжные неврозы, но и чувство отчаяния. Совокупность этих факторов способствует развитию эпилепсии.

Появление психических признаков эпилептической болезни легко спутать с другими отклонениями. Самыми распространенными считаются:

  • дистрофия;
  • лунатизм;
  • сумеречное расстройство (ощущение нереальности происходящего);
  • острый психоз (агрессия, плохое самочувствие, провалы в памяти);
  • эпилептический онейроид (дисфункция мышления);
  • галлюцинации;
  • слабоумие;
  • признаки шизофрении (дезинтеграция в мыслях и поступках).

Психология болезней: эпилепсия

Несмотря на кажущуюся сложность и страшную симптоматику болезни, ведущие зарубежные и отечественные специалисты по борьбе с эпилепсией разработали собственные методики.

Все они направлены на изменение сознания, отношения к болезни, нахождение причин заболевания и устранение их без медикаментозного вмешательства, а благодаря психотерапии, медитации, самовнушению.

Луиза Хей на собственном примере доказала, что телесное и ментальное здоровье взаимосвязаны и зависят от человека. Она создала таблицу, где указала психосоматические причины заболеваний различных частей тела, отдельных органов, хронических недугов. Луиза Хей считает, что эпилепсия возникает из-за неприятия своей судьбы, вечного недовольства жизнью. Она одна из первых заговорила о таких психосоматических факторах эпилепсии:

  • насилие над собой;
  • постоянная внутренняя борьба;
  • мания преследования;
  • отказ от радостей жизни.



По мнению этого автора, мозг следует воспринимать как компьютер, а человек является грамотным оператором, которому по силам устранить неполадки самостоятельно. Основными негативными установками, приводящими к болезням мозга, Жикаренцев считает:

  • упрямство;
  • отсутствие веры или неправильные верования;
  • отказ менять старые модели поведения.

Чтобы отпустить болезнь и полноценно наслаждаться жизнью, Лиз Бурбо рекомендует осознать свою индивидуальность, желания и цели. Только приняв свою истинную сущность и перестав отстраняться от мира или оправдывать ожидания других людей – человек обретает душевное здоровье.

Народный целитель рассматривает эпилепсию, как результат значительного психического перенапряжения, причины которого глубоко скрыты в подсознании. В основе эпилепсии лежит чувство панического страха, внутренняя борьба и даже желание совершить насильственные действия (над собой или другими). Человек настолько поглощен этими мыслями и чувствами, что тело выходит из-под контроля, и начинаются приступы. Также, у людей склонных к судорогам, он обнаружил много скопившейся агрессии, презрения и ненависти.

В своем лечении Синельников не использует химические препараты, он считает, что так очаг в мозге лишь подавляется, но не исчезает. Методика Синельникова заключается в создании обратной связи в коре головного мозга, где электрические импульсы будут обходить этот очаг, а пораженный участок сможет полностью восстановиться.

Эпилепсия у ребенка может быть вызвана теми же факторами, что и у взрослого человека:

  • генетическая предрасположенность;
  • аномалии внутриутробного развития;
  • родовые повреждения ЦНС;
  • инфекционные заболевания;
  • черепно-мозговые травмы.


Психосоматческие причины эпилепсии у ребенка всегда вызваны негативной средой его проживания. Психосоматика эпилепсии ребенка берет истоки в неблагополучных семьях, а также имеет следующие причины:

  • продолжительная стрессовая ситуация в семье;
  • агрессия родителей, направленная на ребенка;
  • насилие (психологическое или сексуальное);
  • алкогольная или наркотическая зависимость родителей;
  • чрезмерная требовательность родителей;
  • тревожность, вызванная отсутствием постоянства (непредсказуемое поведение родных).

Эти факторы нередко приводят к эпилептическим припадкам, при которых ребенку необходима помощь взрослых.

Основная опасность припадков с потерей сознания – травма головы. Чтобы этого не произошло, родители должны уметь распознавать детские эпилептические приступы с начальных признаков.

Что делать, если у ребенка припадок:

  • положить его на пол или кровать, чтобы он не упал;
  • придерживая голову, перевернуть ребенка на бок, чтобы он не подавился слюной или рвотными массами;
  • между зубов положить платок (любую имеющуюся под рукой ткань), но не перекрывать ему дыхательные пути;
  • не давать жидкостей;
  • зафиксировать продолжительность приступа;
  • не разжимать челюсти посторонними предметами;
  • в случае засыпания ребенка после приступа – не тревожить его, дать поспать.

После судорог у детей, родители должны посоветоваться с лечащим врачом, дать ребенку назначенные противосудорожные препараты.

Диагностика и лечение


Диагностика начинается с составления клинической картины болезни. Врач собирает анамнез, устанавливает форму эпилепсии, назначает ЭЭГ, КТ или МРТ. При необходимости врач может отправить пациента к генетикам.

Лечение противосудорожными препаратами длится не менее 3 лет, оно может проводиться в комплексе с психотерапией, духовными практиками и другими методами лечения психосоматических причин болезни. Такое лечение направлено на осознание психологических причин эпилепсии и работу с ними, а также изменение отношения личности к себе и окружающим.

Бороться с эпилепсией возможно и с помощью альтернативных методов. Среди наиболее эффективных способов выделяют гормональную терапию, катогенную диету, иммунотерапию. Но их назначение строго регламентируется с врачом, ведь сочетание нескольких методов лечения может привести к ухудшению состояния человека, побочным действиям.


Клинико-психологические исследования при эпилепсии играют важную роль при осуществлении диагностических и лечебных процедур данному контингенту больных, а также при проведении психопрофилактических и реабилитационных мероприятий [1–3]. Значение клинико-психологических исследований при проведении лечебно-диагностических процедур больным эпилепсией отражено в ряде работ [4–6]. Мы уделим особое внимание роли клинико-психологических исследований при проведении реабилитационных мероприятий. В настоящее время понимание, организация и проведение реабилитационного процесса у больных эпилепсией изучены достаточно широко. Отечественные и зарубежные научные работы посвящаются вопросам реабилитации данной категории пациентов [7–9]. Существуют различные формы реабилитации, потенциально применимые для больных эпилепсией, но вопросы нуждаемости этих пациентов в них до сих пор остаются открытыми. Многие реабилитационные центры способны предложить свои услуги, однако они не учитывают разностороннюю потребность в адаптационной помощи. Решение поставленных вопросов имеет немаловажное научно-практическое значение для социальной реабилитации больных эпилепсией, что и определило актуальность данной работы.

Целью исследования является изучение ряда клинико-психологических показателей социально-реабилитационного потенциала больных эпилепсией.

Материал и методы исследования

Методику оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности предложили Л.А. Курганский и Т.А. Немчин в 1990 г. Предназначение этой методики в том, чтобы определить особенности психики личности по состоянию психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности пациента. Обследуемый оценивает на данный момент времени каждый признак соответственно своему ощущению. Результаты обрабатываются при помощи ключей для оценивания каждого психического состояния. При анализе итоговых результатов сопоставлялись пять психических состояний между собой и с результатами других методов исследования (анамнеза, психофизиологии и др.). Данное сопоставление необходимо для того, чтобы по структурно-динамическим, пространственным и временным, системным и другим характеристикам и закономерностям установить психическое состояние больного соответственно конкретным задачам обследования [10].

Метод исследования – статистический описательный с оценкой относительной частоты (%), (95%-ный ДИ: 1,5; 28,5).

Результаты исследования и их обсуждение

По данным Методики оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности была определена степень выраженности каждого из психических состояний. Данные результаты представлены на рисунке 1.


Рис. 1.Степень выраженности психических состояний

Преобладающей является средняя степень психической активации (60%), низкая степень психической активации – 34,2%, высокая степень психической активации – 5,8%. Степень выраженности интереса: низкая 45,7%, средняя 42,8%, высокая 11,5%. По степени выраженности эмоционального тонуса преобладает средняя (54,4%), низкая и высокая степени выраженности эмоционального тонуса наблюдаются в равном проценте случаев – 22,8%. Преобладают средняя и низкая степени выраженности напряжения (57,2% и 31,4% соответственно). Степень комфортности средняя в 45,8%, низкая в 31,4%, высокая в 22,8%.


Рис 2. Уровень эмоциональной и инструментальной поддержки больных

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.