Сенсомоторная алалия и эпилепсия

вот смотрю я на свою девчулю — и из аутизма меня выкидывает на диагноз сенсомоторной алалии (с аутоподобным поведением). Тоже ничего хорошего, тем более это заболевание очень погранично с аутизмом… Мамочки деток с этим заболеванием — как корректируете деток? какие прогнозы дают? это вообще лечится? и самое главное — лечится ли это медикаментозно? и как скоро ждать прогресса при адекватном лечении?



  • #Нарушение речи
  • #ДЦП и нарушения опорно-двигательного аппарата
  • #Задержка психического развития
  • #Недоношенные детки
  • #Онкологические заболевания
  • #Синдром Дауна
  • #Синдром раннего детского аутизма
  • #Эпилепсия
  • *Правила сообщества
  • Off
  • Документы, пособия и выплаты


Комментарии пользователей


Здравствуйте. У меня дочке сейчас 6,5 лет. Очень развита физически, а речи нет. В 2,5 года она пошла в ясли, там воспитатели начали замечать задержку в речи и отправили на пмпк ( оговорюсь сразу я думала что все с ней нормально, была асфиксия при родах у нее, просто ее особенность такая, начиталась всего и успокоилась). В итоге нам там поставили диагноз зпрр, ей было тогда 3,5 года. В 4,5 опять пошли на пмпк, вот там нас отправили к психиатру, вот тогда нам и поставили диагноз атипичный аутизм с когнитивным растройством речи. И началось: что делать, как, оформление инвалидности и тд. Узнала все про это заболевание, подписалась где можно и нельзя. Сначала опускались руки, но собрала себя в кучу и понеслось: искала психиатра компетентного, дефектолога и психолога. Она у меня еще и лекарства никакие не принимает, не буду описывать на какие ухищрения иду чтобы дать что то. В этом году нам дали инвалидность уже до 18 лет. Очень много перепробовала разных педагогов и различных лекарств. Лечение очень долгое конечно, и результаты после полутора лет лечения только сейчас начали проявляться и причем семимильными шагами, нашла компетентных педагогов и врачей, которые занимаются с такими детками и развиваются в этой области. А недавно отправила дочь на интенсивный курс к нейропсихологу и вот она мне уже сказала что у Лизы моей сенсомоторная алалия, только она уже перешла в начальный аутичный спектр, но с упорством, терпением и мамой-борцом можно вытащить ребенка в наш мир и социализировать. Кстати муж мой не выдержал даже первый год дочку с этим диагнозом и ушел, после 16 лет брака. А самое обидное что у нас в Калининграде нет компетентных достаточно специалистов в этой области бесплатно и приходится ходить только в частные клиники и центры. Так что не опускайте руки и боритесь за своего ребенка. Я борюсь, хотя старший сын подросток, но он немного помогает. Из лекарств мы на постоянной основе принимаем рисполепт, у дочки психика и настроение стабильные от него. Удачи вам)))



Нам 3.5 года, мы три месяца ​ как наблюдаемся у невролога и пропиваем курс лечения. Диагноз ЗРР. Прошли ЭЭГ-норма, Проверили слух-норма. Ребенок не разговаривает. Сходили к дефектологу, говорит алалия сенсорная. Надо заниматься. Он не всегда на речь риагирует. как нам объяснила дефектолог он слышит физически, но не воспринимает речь. Дома через раз когда реагирует, когда как-будто не слышит. Как точно определить алалия ли это?


так у вас аутизм или сенсо-моторная. смотрю видео детей с сенсо-моторной… на мой взгляд не лучше аутизма. и часто к ней подтягивается умственная отсталость.



АЧ нам сняли месяц назад и влепили гмперактивность со снижением концентрации внимания. отсюда наши проблемы. Речь понимает, на картинках показывает через раз по просьбе, а речь — практически ноль, на своем постоянно трещит, а слов от силы 7-10 наберется


За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • экспрессивную (моторную) алалию
  • импрессивную (сенсорную) алалию
  • смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.

Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.

То есть- кое что имеет более благоприятный прогноза что то- менее, но- лечится, корректируется, приводится в компенсацию.

… Когда мы ездили на реабилитацию в киевский Центр Стимуляции Мозга- знакомилась с мамами особых деток. Была и мама ребенка с алалией, тяжелая форма но какая именно-не скажу- я не помню. Знаю что они делали микрополяризацию и Интайм. Интайм- как раз и назначается детям с алалиями. Мама того мальчика говорила что они уже третий раз приезжают на такую реабилитационную программу и очень довольны результатами.

Сенсомоторная алалия у детей встречается довольно редко. Этому нервно-психическому заболеванию подвержено всего 0,6-1% детей в возрасте от 2 до 12 лет, при этом риск заболевания мальчиков гораздо выше.

Существует несколько условных форм алалии:

  1. Сенсорная – ребенок произносит слова, однако понимание речи у него отсутствует.
  2. Моторная – больной понимает смысл сказанного, однако речь у него отсутствует.
  3. Смешанная, или сенсомоторная алалия, которая относится к самой тяжелой форме заболевания и сочетает в себе признаки обоих типов. О ней и поговорим далее.

Что такое сенсомоторная алалия

Сенсомоторная алалия у детей – это заболевание, связанное с нарушениями трех центров головного мозга:

  • Центра Брока, отвечающего за моторную речевую зону;
  • Центра Вернике, отвечающего за сенсорную;
  • Центра ассоциаций, при помощи которого происходит построение отдельных фраз и предложений.

Данное заболевание может возникнуть во внутриутробном развитии, а также в раннем детстве.

Определить болезнь могут участковый педиатр, невролог, психолог. У ребенка, имеющего диагноз сенсо моторной формы алалии, наблюдается задержка речевого развития (ЗРР), т.е. уже на первых месяцах жизни могут наблюдаться такие неблагоприятные симптомы как отсутствие гуления, а затем и детского лепета. В более старшем возрасте у больного наблюдается отсутствие произношения отдельных слов и фраз.

По степени выраженности алалия бывает двух типов:

  1. Легкой – когда у ребенка наблюдаются небольшие отклонения в развитии речи
  2. Тяжелой – при которой речь может вовсе отсутствовать вплоть до 12-летнего возраста.

Сенсомоторной алалии присущи:

  • Скудный словарный запас;
  • Позднее формирование речи;
  • Трудности в произношении.

Дети, больные смешанной формой алалии, зачастую общаются при помощи жестов и мимики, резко реагируют на окружающую обстановку и различные звуки, т.к. не понимают обращенную к ним речь. Снижение интеллекта при этом подлежит исправлению, слух у ребенка не нарушен.

Отметим, что зачастую сенсомоторная алалия включает в себя некоторые аутические проявления, такие как:

  • Нежелание идти на контакт с окружающими;
  • Привязанность к определенной вещи, предмету;
  • Боязнь громких звуков;
  • Беспричинный плач;
  • Навязчивые движения.

Однако, нельзя путать сенсомоторную алалию с аутичными чертами и детский аутизм. Первое заболевание подлежит корректировке и лечению.

Причины сенсомоторной алалии

Самыми частыми причинами возникновения алалии у детей являются нарушения, когда мозг ребенка только формируется внутри утробы матери.

Способствуют неправильному развитию речевых центров у ребенка такие причины, как:

  • Резус-конфликт между матерью и ребенком;
  • Недоношенность;
  • Внутриутробные инфекции;
  • Родовые травмы;
  • Асфиксия, внутриутробная гипоксия плода;
  • Плацентарная недостаточность;
  • Угрозы во время беременности.

Неправильный образ жизни, хронические заболевания у матери, гестоз, токсикоз, наличие вредных привычек, падения во время беременности могут также послужить причинами возникновения алалии у детей.

В детском возрасте сенсо-моторная алалия может возникнуть вследствие таких тяжелых заболеваний, как:

  • Краснуха;
  • Менингит;
  • Энцефалит;

Травмы черепа являются одной из первопричин возникновения алалии у детей. Общий наркоз при проведении операций в раннем детском возрасте, а также наследственный фактор тоже могут спровоцировать болезнь.

Болезнь также может быть спровоцирована отсутствием должного внимания в семье, педагогической запущенностью со стороны родителей, когда с ребенком мало разговаривают и не занимаются, а также при недостатке общения с другими детьми.

Сенсомоторная алалия – симптомы

Первые симптомы сенсо-моторной алалии можно выявить у ребенка по достижении двух лет, то есть тогда, когда малыш уже способен понимать обращенную к нему речь и произносить самостоятельно некоторые слова.

Как правило, отклонения видны сразу. Если ребенок не реагирует на своё имя, не выполняет элементарных действий или не разговаривает, то назначают комплексное лечение, в котором родителям предстоит приложить немало усилий. Выявить первые симптомы помогут педиатр, детский невролог и психолог.

У детей дошкольного возраста могут появиться такие симптомы болезни как:

  • Неразвитость мелкой и крупной моторики;
  • Неуклюжесть, неловкость движений;
  • Неспособность выполнять простые действия;
  • Нарушения осанки;
  • Леворукость;
  • Бегающие зрачки.

Среди симптомов, имеющих психологический характер выделяют:

  • Гиперактивность ребенка, неусидчивость, или же, напротив, малоподвижность;
  • Проблемы с памятью, невнимательность;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная нервная возбудимость, немотивированная агрессия.

Ребенок с алалией испытывает такие проблемы как непонимание обращенной к нему речи, он плохо произносит звуки, резко реагирует на речь других людей вследствие непонимания слов. При общении ребенок использует жесты и мимику.

Слабый иммунитет у ребенка, отсутствие физической активности также способствуют развитию алалии.

Диагностика сенсомоторной алалии

Чтобы своевременно выявить у ребенка сенсомоторную форму алалии, понадобится целый ряд обследований:

  1. МРТ головного мозга, позволяющее исследовать черепную коробку в трехмерном формате.
  2. Рентген головы, при помощи которого можно выявить травмы, опухоли или иные патологии мозга и черепа.
  3. Электроэнцефалография – один из инновационных методов исследований, позволяющий определить реакцию мозга на внешние раздражители и его электрическую активность.
  4. Эхоэнцефалография – УЗИ головы, при помощи которого можно выявить опухоли и другие аномалии в черепе.

Данные методы диагностики помогут выявить степень поражения мозга, и уже по результатам обследования назначить необходимое лечение.

Помимо этого, нужно будет посетить логопеда, психолога, отоларинголога, которые должны прийти к общему мнению и поставить окончательный диагноз.

Важно помнить, что алалия никак не влияет на интеллект и слух ребенка. Однако, чтобы исключить тугоухость, нужно будет сделать аудиометрию и отоскопию, которые назначит врач отоларинголог.

Кроме функкциональных методов, для определения диагноза применяется дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии, которая проводится по условной таблице, включающей в себя оценку следующих критериев:

  • Восприятия и понимания речи;
  • Слухового восприятия;
  • Повторения звуков, слов и отдельных фраз;
  • Мимики и жестов при общении;
  • Коммуникативных навыков;
  • Динамику улучшения речи в целом.

Именно от правильности диагностирования заболевания зависит его дальнейшее лечение, поэтому обычно применяются все вышеперечисленные методы обследования.

Коррекция сенсомоторной алалии у детей

Коррекция заболевания должна производится в индивидуальном порядке и включать в себя целый комплекс мероприятий:

  • Медикаментозную терапию;
  • Помощь психиатра и логопеда;
  • Физиотерапию.

Однако самое главное в лечении сенсорно моторной алалии – это создание комфортной обстановки для ребенка в семье и в обществе в целом. Родителям необходимо будет обучиться навыкам логопедического массажа, выполнять с малышом комплекс упражнений для развития мелкой моторики, а также стараться поддерживать ребенка на каждом этапе лечения.

Самый подходящий возраст – 4 года, т.к. в этот период малыш проявляет наибольший интерес к окружающей его обстановке, он более усидчив и поддается обучению.

Лекарственная терапия должна быть грамотно подобрана и включать в себя:

  1. Прием витаминов группы B (B12, B15)
  2. Ноотропные препараты для улучшения деятельности мозга
  3. Нейропептиды
  4. Антиоксиданты и антигипоксанты
  5. Седативные и тонизирующие средства при гиперактивности

Занятия с логопедом направлены на правильное произношение звуков, тренировку речи, пополнение словарного запаса. Дома родителям также следует запастись обучающей литературой, специальными карточками, ведь в домашних условиях вся информация воспринимается лучше, ребенка легче вывести на контакт и помочь ему справиться с возникшими трудностями. Малыша нужно обязательно хвалить за его старания.

Развитию мелкой моторики способствуют:

  • Рисование;
  • Лепка из пластилина и соленого теста;
  • Игры с песком;
  • Вырезание фигурок и аппликация;
  • Занятия по методике Марии Монтессори, которая успешно применяется на протяжении многих лет.

Физиотерапия может проводится как в специальном реабилитационном центре, так и при поликлинике, где наблюдается ребенок и включать в себя различные методы воздействия на организм:

  • Электрофорез;
  • Лазерную терапию;
  • Магнитотерапию;
  • Иглоукалывание;
  • Микротоковую рефлексотерапию;
  • ДМВ – воздействие децимеровыми волнами.

Детям, больным сенсо-моторной формой алалии могут назначить и водолечение, которое благоприятно воздействует на нервную систему, способствует расслаблению мышц и укрепляет иммунитет.

При тяжелой форме заболевания родители ребенка могут оформить инвалидность, пройдя необходимых специалистов и получив соответствующее заключение. Детям до 5 лет понадобится заключение невролога и психиатра.

Профилактика сенсомоторной алалии состоит в ведении здорового образа жизни беременной женщиной, а также своевременном обращении за помощью к специалистам при ЗРР (задержке речевого развития).

Дети с алалией имеют все шансы на выздоровление и дальнейшую адаптацию в современном обществе, получение образования и дальнейшее трудоустройство. Однако благоприятность прогноза зависит от степени тяжести заболевания.

Как отмечалось выше, главное вовремя выявить проблемы, присущие данной патологии, провести своевременную диагностику и назначить грамотное комплексное лечение.

Алалия – это недостаточность (дефицитарность) речи, не связанная с соматическими нарушениями слуха или интеллекта. Возникает на фоне поражения речевых долей мозга во время родов или в дородовой период.

Самые тяжелые степени заболевания проявляются полным отсутствием речи или бессвязным лепетанием. Для легкой степени нарушения характерны трудности при освоении навыков письма и чтения, ограниченный словарный запас и прочие отклонения в использовании речевых конструкций.

Виды алалии

Алалия может быть выражена в разных формах, каждая из которых имеет свои особенности в зависимости от дефекта и специфических проявлений:

  1. Экспрессивная (моторная) алалия – диагностируется, когда есть поражение органического характера в отделе речедвигательного анализатора. Характерна задержка развития речевой функции или ее остановка на каком-либо этапе, при этом понимание слов окружающих не страдает. При данном виде алалии у ребенка есть трудности в экспрессивной речи, грамматике, скудный словарный запас. В зависимости от того, какая именно зона была поражена, выделяют подвиды:
  • афферентная – появляется, если поражены нижние теменные отделы головного мозга, способ проявления – неправильная или затрудненная артикуляция;
  • эфферентная – характерна при поражении премоторной коры, приводит к тому, что нарушается слоговая структура слов.
  1. Импрессивная (сенсорная) алалия – появляется после поражений речеслухового анализатора. Характерны нарушения в восприятии звука при здоровом слуховом анализаторе (ребенку не понятен смысл обращенных к нему слов). Это выглядит как разрыв между смыслом и звуком слов.
  2. Смешанная (сенсомоторная) алалия – возникает при комбинации органических нарушений слухового и двигательного направлений. Выраженность дефекта в этих областях может быть различной, то есть моторные дефекты могут иметь тяжелую форму, а сенсорные – легкую, или наоборот. Именно из-за множественности вариантов и комбинированных симптомов данный вид алалии считается наиболее тяжелым речевым дефектом как с позиции диагностики, так и коррекции.

Чистый вид нарушения речи встречается довольно редко. Наиболее распространенная форма алалии – смешанная, с преобладанием какого-то одного направления. Кроме этого, определение вида алалии затрудняется тем, что симптоматика пересекается с показателями других нарушений или сопровождается интеллектуальными и эмоциональными отклонениями.

Симптомы

Общим симптомом для всех видов алалии является отсутствие взаимосвязи между словарными и действенно-смысловыми сферами, бедность словарного запаса и косноязычие. Формирование речевых навыков происходит с задержкой, присутствует длительное сохранение паттернов речи из предыдущих этапов (лепет, односложные высказывания и т.д.).

Дальнейшая детализированная симптоматика основана на локализации поврежденных участков или воздействующих факторов, отличается в зависимости от вида нарушения.

Для моторной алалии характерно:

  • полное отсутствие речи, когда слова заменяются жестами и мимикой или используются наиболее ранние звуковые формы (лепет, несвязанные звуки и пр.);
  • неправильное звукопроизношение;
  • обедненность активного словарного запаса;
  • аграмматичность;
  • смешение звуков, слогов, замена сложных звуков;
  • разговор строится из простых предложений с малым количеством слов;
  • слабое развитие как мелкой, так и крупной моторики;
  • проблемы с координацией;
  • снижение памяти и рассеянность внимания;
  • трудности самообслуживания (завязать шнурки, почистить зубы и пр.).

Симптомы сенсорной алалии:

  • непонимание обращенной речи;
  • понимание смысла обращенной речи исключительно в одном контексте и утеря понимания при его смене;
  • повышенная собственная речевая активность при низкой осмысленности (произнесение звуков, отдельных слогов);
  • частое использование мимики и звуков для передачи информации;
  • повторение звуков и слогов;
  • звуковые замены или пропуски слогов;
  • повышенная утомляемость и отвлекаемость.

Проблемы в эмоционально-волевой сфере при любом виде алалии могут проявляться гиперактивностью, импульсивностью или, наоборот, чрезмерной замкнутостью и малоподвижностью. Вторичные личностные изменения, вызванные речевыми нарушениями, могут напоминать расстройства аутистического спектра. Сюда можно отнести:

  • проблемы в поведении;
  • двигательную расторможенность;
  • нарушение коммуникативной функции и способности построения отношений;
  • избирательность в еде;
  • неустойчивость внимания и познавательной активности;
  • эмоциональную нестабильность.

Важна грамотная диагностика, поскольку часто встречаются так называемые сочетанные нарушения. То есть ребенок имеет и нарушения речи, и расстройства аутистического спектра (РАС) вследствие недоразвития подкорковых отделов мозга.

Кроме аутического спектра, который характеризует поведение и эмоциональную составляющую, дополнительно при алалии можно выделить вероятность задержки познавательного развития. Сниженные когнитивные функции компенсируются посредством дефектологической и нейрокоррекции. Это связано с тем, что интеллектуальное снижение часто является вторичным в задержке познавательных способностей и психического развития. После трех лет мышление и интеллект ребенка развиваются в большей степени в вербальной, речевой форме. И если к 3 годам нет речи, то мышление тормозится в своем развитии, сохраняя инфантильные формы. Поэтому крайне важно провести своевременную диагностику и коррекцию при подозрении на алалию.

Причины алалии

Возникновению речевых нарушений на различных жизненных этапах способствуют разные факторы. Так, в антенатальном периоде:

  • гипоксия плода;
  • токсикоз;
  • травматизация плода вследствие падений или ушибов матери;
  • внутриутробные инфекции и воспаления;
  • угрозы выкидыша;
  • обменные нарушения при внутриутробном развитии;
  • заболевания матери, имеющие хроническую природу (сердечная и легочная недостаточности, гипертензии и пр.).

В перинатальном периоде:

  • сложные или патологические роды;
  • асфиксия, гипоксия новорожденного и внутричерепная родовая травма;
  • использование акушерских приборов.

В первые годы жизни:

  • травмы головного мозга;
  • воспалительные процессы головного мозга;
  • заболевания, вызывающие истощение нервной системы;
  • частые или продолжительные соматические заболевания.

Помимо биологических факторов состояние усугубляют неблагоприятные социальные условия развития ребенка: педагогическая запущенность, отсутствие вербального контакта или его редкость. Как правило, при алалии присутствует не одна причина, провоцирующая нарастание дефекта, а целый комплекс, который приводит к мозговой дисфункции.

Диагностика и коррекция алалии

Для постановки диагноза, связанного с нарушениями речи, ребенка необходимо показать нескольким специалистам:

  • нейропсихолог (выявление уровня и локализации мозговой дисфункции);
  • логопед (диагностика речи);
  • психиатр (исключение психических заболеваний);
  • отоларинголог (проверка слуха; при алалии обычно физиологический слух сохранен);
  • невролог (выявление органических нарушений).

В нашем Центре существует услуга психолого-педагогического консилиума, то есть комплексной консультации нескольких специалистов одновременно. При алалии мы рекомендуем следующий состав специалистов: нейропсихолог, логопед, дефектолог. После предварительной диагностики специалисты при необходимости дают направление на аппаратные обследования (например, ЭЭГ, допплерографию, МРТ, АВП) и консультации врачей, а также составляют дальнейший маршрут коррекции.

Коррекция алалии требует комплексного подхода, при котором применяются следующие методы:

  • медикаментозное лечение (назначает невролог);
  • нейрокоррекция (в нашем Центре используется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис);
  • занятия с дефектологом;
  • занятия с логопедом (мы дополнительно используем специальные наушники Forbrain, которые повышают эффективность занятий);
  • занятия с детским или медицинским психологом;
  • физиотерапия;
  • эрготерапия;
  • логопедический массаж.

Терапия подбирается индивидуально в зависимости от формы и тяжести нарушения, а также возраста ребенка.

Обязательным условием являются занятия с дефектологом, во время которых можно развить все познавательные функции. Также поможет логопед-дефектолог, занятия у которого будут строго направлены на запуск и формирование правильной речи.

Для более эффективной реабилитации используется Метод Томатис, который показан для:

  • запуска речи;
  • понимания обращенной речи;
  • снижения проявлений расстройств аутистического спектра;
  • улучшения коммуникационных и эмоциональных проявлений;
  • стабилизации поведения.

Правильное лечение и грамотное сочетание методов терапии возможно подобрать только после проведения консилиума. Диагноз, поставленный одним специалистом на основании ограниченных данных, не позволяет составить эффективную коррекционную программу алалии. Успех коррекции во многом зависит от срока обнаружения алалии (лучше с 2-3 лет) и максимально раннего начала комплексного воздействия.

2 Комментариев


девочки знаете, хотела спросить еще, почему то моему ребенку назначают с полутора лет только кортексин и пантогам курсами и все, другие препораты не пили, я вот уже думаю что ребенок привык к ним и никаких сдвигов нет, читала что многие принимают энцефабол и когитум(вроде так написала), и бывает у многих хоть какой то толчок, самолечением заниматься конечно нехочу и небуду, но прям желание есть купить и подавать ребенку, может что то изменится, к неврологу только в июле в августе она сказала, сейчас вот закончили седне кортексин и надо начать пить пантогам на 3 месяца, незнаю прям. вы какие лекарства пили? и от каких был виден результат(ну хоть маленький прогресс)?

я думаю, что алалия то у вас точно есть

Может быть. Моторная. Без сенсорного компонента. Но она какая то необычная, нестандартная. Правда нам один логопед говорил, что возможно это не алалия, а анартрия.

а вкупе с каким то речевым негативизмом, что ли..

Ну вот мутизм — это и есть речевой негаивизм проще говоря.

-в ответ длительные овации, поцелуи, да еще че нить

энцефабол и когитум

У нас вот ещё что плохо — нельзя вообще никакие ноотропы из за эпилепсии. Тем более энцефабол и кортексин. Это смнртельно опасно для нас. Мы вообще ноотропы с 3 лет не пьём. Даже глицин не можем пить.

Нам невролог все прописывает, ноотропы постоянно меняем, больше всего помогает церебролизин.Толчки в развитии более заметны после него. Мы еще маленькие, 3 года нам, но все равно ведь уже понимает многое-чисто интуитивно. да и мыльные пузыри конечно мы тоже не дуем- все деревянное, неловкое. Я вот думала, что ориентация в пространстве у нас плохая из за мозжечковой недостаточности, а ведь скорее всего из за моторной алалии, получается. Причем страдают именно произвольные движения- плеваться можем, а сплюнуть -уже нет.. ну вообщем классика просто, учебник блин по алалии можно сказать. 🙁

нАМ ЕГО ТОЖЕ НЕЛЬЗЯ. Помню, Сулимов в 9 ке сказал, что типа запомните — к ноотропилу (пирацетаму), энцефаболу и церебрализину даже не приближайтесь. Остальные ноотропы очень аккуратно, смотрите по реакции. Ну мы и не приближаемся. Не только к этим трём, но и к остальным.

да и мыльные пузыри конечно мы тоже не дуем- все деревянное, неловкое.

Я вот думала, что ориентация в пространстве у нас плохая из за мозжечковой недостаточности,

Причем страдают именно произвольные движения- плеваться можем, а сплюнуть -уже нет..

:friends: только у нас это ещё на эпилепсию списывают. Типа лобная эпилепсия, лобная доля и отвечает как раз за произвольные движения. т.е. у нас скорей всего моторная алалия, плюс анартрия, обусловленная лобной эпилепсией и осложнённая тотальным мутизмом (психологичеким отказом от речи).

Ну у нас то эпилепсии нет, ЭЭГ

Ох, аккуратнее. Тем более исеричность и плохое засыпание. У нас также было. Тоже при этом ЭЭГ в норме. А потом как гром среди ясного неба раз и эписатус. Мне объяснили в больнице, что эпистатус наступает уже при запущенной форме эпилепсии. Я спрашиваю, типа ак ЭЭГ то нормальное. А мне — ЭЭГ далеко невсегда показывает. Я опять — ак судорог же (приступов типа) не было. А мне — а что было? Ну я и рассказала про всё, в .ч. про истеричность, плохое засыпание, просыпания среди ночи, битьё головой о сены в кровь. А мне — ак вот это и есть эпиприступы. Все эти проявления у вас были именно от того, что в голове шли эпиразряды.

а как в с моторикой работаете?

Да по разному. Я ж сама педагог (а сейчас и деффектолог). Выискиваю всё, что можно в этомплане. Способов же много. Понятно, не вожу ни к каким дефектологам, нет необходимости.

то есть получается за столько лет нет никаких подвижек в этом плане именно?

вот как раз и пытаемся.попасть

А если оценивать истеричность как признак эпистатуса

Нет, у нас истеричность оценивали, как признак эпилепсии. Косвенный. Ну т.е. в мозге идут эпиразряды и это даёт такое нарушение поведения как истеричность. Эпистатус — это не то. Это когда один приступ с потерей сознания закончился и тут же начался другой, без перерыва. Нас так трясло сутки. Неделя реанимации. Внешне это выглядело, что ребёнок просто потерял сознание и ещё у него мелко подрагисали мышцы лица. Никакой пены изо рта не было. Его дома час пытались откачать. я только смотрела, как ампулы врачи ломают и шприцы набирают один за другим. Потом сказали, чо ничего не получается, один приступ заканчивается и сразу другой начинается. Сказали, что надо отрубать мозг вообще, вводить в искусственную кому и убирать приступ противосудорожными в больших дозах, иначе ребёнок умрёт. Конечно, я согласилась на кому. Ту же ввели очередной укол и вырубили мозг полносью. В машину и в девятку. Там в реанимацию на искусственную вентиляцию лёгких. В течение суток я звонила и спрашивала. И только на вторые сутки приступы отпустили. Потом стали выводить из комы. Потом сказали про ноотропы и конечно ут же посадили на Конвулекс. Так и пьём его. Приступов таких ттт больше не было. Сейчас мы на максимальной дозе.

мыльные пузыри конечно мы тоже не дуем

я вот тогда не пойму, мой товарищ мыльные пузыри дует, свечки все задувает, яйца вареные чистит просто отлично, одевается сам, ну почти: трусы, колготки, джинсы, сандали, шапку, кофту только вот по корявски одевает но пытается сам, мозайку собирает, в общем моторика мелкая мне кажется у него неплохая, дак в чем тогда дело, речи просто нет, ну и прыгать не умеет, что тогда с ним как правильней заниматься, что конкретней делать, подскажите?

мой товарищ мыльные пузыри дует, свечки все задувает

яйца вареные чистит просто отлично, одевается сам, ну почти: трусы, колготки, джинсы, сандали, шапку, кофту только вот по корявски одевает но пытается сам, мозайку собирает, в общем моторика мелкая

это разные вещи. Задувание свечек — это не мелкая моторика.

А сенсорно-моторная алалия и аутизм чем отличаются? Нам всю дорогу говорили, что аутичный спектр, а тут логопед сказала, что это сенсорно-моторная дислалия %)

А сенсорно-моторная алалия и аутизм чем отличаются?

это совершенно разные вещи. Сенсомоторная алалия это речевое нарушение, а аутизм — поведенческое.

У нас написано сенсорно-моторная алалия и аутоподобное поведение.

Ум мощностью в две лошадиные силы (с) Ищите женщину

а интересно, у ваших алаликов какие аутоподобные фишки? мы любим хлопать дверями, стучать об стену игрушками, чуть что -зажимаем уши руками (реагируем на любой неприятный звук или ситуацию), ну и конечно, с детьми вообще не хотим общаться. Таращимся и не знаем, что ними делать..

Дети на полу валяются, вне зависимости от диагноза. Это видимо у мелких фишка такая. От обиды, от злости… Вы темы почитайте, про мелких детей, там через одну, про это.

Ум мощностью в две лошадиные силы (с) Ищите женщину

а интересно, у ваших алаликов какие аутоподобные фишки? мы любим хлопать дверями, стучать об стену игрушками, чуть что -зажимаем уши руками (реагируем на любой неприятный звук или ситуацию), ну и конечно, с детьми вообще не хотим общаться. Таращимся и не знаем, что ними делать..

Товарищи :gy: Мы после того как стали ходить в ШР-обычную. Ребёнок почти перестал уши закрывать. Там всё равно шум-гам, музыкальные занятия. Даже тут сам на синтезаторе целых пол часа играл. А до этого, музыку дома не слушали, т.к. не нравилось. Он даже когда совсем лялькой был, стоило мне начать колыбельную петь, он в рёв. Это уж когда подрос, я поняла в чём дело.Так что к звукам надо всё таки по чуть чуть приучать.

Ум мощностью в две лошадиные силы (с) Ищите женщину

Мой без всякой алалии на любой неприятный или громкий звук уши зажимает :gy:

а интересно, у ваших алаликов какие аутоподобные фишки?

да, напишите пожалуйста, очень хотелось бы знать как ведут себя дети с таким диагнозом, в окружении нет таких, все здоровые дети, сравнивать не с кем

позвонила в Ресурс — они сказали, что уже набрали группу, и до августа ничем помочь не могут… ну понятно, они ж всех берут и бесплатно… народа и набежало. а разовая помощь нам ни к чему…

Они как раз не всех берут, а только трудных детей, нас взяли, но у нас моторная алалия только, хотя я уже ни в чем не уверена и нам повезло, что у них было окно на занятия с логопедом и дефектологом, были на приеме 3 мая, с 11 начинаем занятия два раза в неделю.

Раньше мне было плевать на все мнения. Но возраст взял свое. Теперь мне плевать еще и на обладателей этих мнений.

Серьезным отклонением в развитии, встречающимся довольно часто, является сенсомоторная алалия у детей, выражающаяся в грубом речевом расстройстве. В наиболее тяжелых случаях речь может полностью отсутствовать. Главной причиной развития дефекта считается поражение корковых центров, отвечающих за развитие речи, расположенных в головном мозге. Патология может возникнуть при внутриутробном развитии, а также после рождения ребенка, в течение первых трех лет.

Признаки моторной алалии у ребенка

По своей сути алалия представляет собой полное или частичное отсутствие у ребенка речевых функций. Все случаи этого заболевания отмечаются в период от момента рождения и на протяжении дошкольного возраста. Для данной патологии характерны собственные яркие и специфические проявления. Алалия проявляется в двух видах, как сенсорная и моторная. Комплексный подход в лечении позволяет успешно корректировать патологию. При условии своевременной диагностики и принятия необходимых мер, такие дети вполне могут учиться в обычной школе.


Наличие сенсорной алалии проявляется нарушенным восприятием речи, в то время как слух у ребенка вполне нормальный. В таком состоянии дети не способны воспринимать речь или реагируют на нее крайне ограниченно. Они проявляют адекватную реакцию на различные виды звуковых сигналов, делают различия между характерными шумами – стуками, шорохами, скрипами и другими. Сенсорная алалия отличается присутствием эхолалии, когда ребенок совершенно неосмысленно повторяет чужие слова. Нередко дети не отвечают на поставленный вопрос, а просто повторяют его дословно.

Основным признаком алалии считается нарушенный фонематический слух, различной степени тяжести. Ребенок может совершенно не различать речевые звуки или воспринимать их очень затрудненно. На практике этот недуг встречается довольно редко, более широкое распространение получила упрощенная форма заболевания – моторная алалия. В этом случае дети очень хорошо понимают обращенную к ним речь, однако собственная речь отличается стойкими нарушениями. Словарный запас довольно скудный, слова используются, преимущественно, в именительном падеже, а грамматические формы образуются с грубыми нарушениями.


Часто слова могут заменяться другими, похожими по звучанию. Сложные и длинные слова больные дети просто не в состоянии произнести. Это становится одной из причин заикания и нарушений интеллектуального развития. При наличии легкой формы для общения используются короткие фразы, последовательность слов может быть нарушена, однако, такая речь в целом будет понятна для восприятия.
Тяжелая форма моторной алалии проявляется у ребенка в возможности лишь копировать какие-либо звуки, в сопровождении жестикуляции и активной мимики.

Кроме основного нарушения, дополнительно выявляется целый ряд отклонений неврологического характера. Прежде всего, это слаборазвитая мелкая моторика, неуклюжесть, повышенная утомляемость, расстройство внимания. В некоторых случаях нарушается память и общее восприятие. Заподозрить моторную алалию можно при отсутствии характерного детского лепета и других признаков, свидетельствующих о первичном становлении речи.

Причины возникновения алалии у детей

Основные причины возникновения алалии связаны с внутриутробными, родовыми травмами, а также различными осложнениями беременности. Отдельные участки головного мозга, отвечающие за речь, могут быть поражены в результате гипоксии плода, острой сердечной и легочной недостаточности беременной. Причиной поражения головного мозга может стать внутриутробное инфицирование плода.


Сложные роды также часто приводят к расстройству речи. Этими факторами могут стать поздние или преждевременные роды, асфиксия, родовые травмы, врачебные ошибки и другие. Следует отметить, что алалия редко возникает под влиянием какого-либо одного травмирующего фактора. Во многих случаях патология возникает под влиянием совокупности причин. Однако ее дальнейшее развитие связано с индивидуальными особенностями женского организма, своевременного и качественного лечения, квалифицированной помощи во время родов.

После рождения маленькие дети оказываются беззащитными перед многими негативными явлениями, в том числе и травмами головы. Именно они чаще всего приводят к расстройствам речи. Однако патология может возникнуть под влиянием менингита и энцефалита, затрагивающих головной мозг, а также простудные заболевания, протекающие в тяжелой форме и сопровождающиеся осложнениями. Среди некоторых специалистов существует мнение о влиянии наследственной предрасположенности к алалии.

Классификация

Алалия у детей дошкольного возраста составляет примерно 1%. В школьном возрасте этот показатель снижается до 0,2-0,6%. Данная патология в два раза чаще затрагивает мальчиков и представляет собой клинический диагноз в виде общего недоразвития речи (ОНР).

Классификация заболевания осуществляется в соответствии с его проявлениями, механизмами развития и степенью недоразвития речи. В настоящее время выделяется три основных вида патологии:

  • Моторная или экспрессивная алалия.
  • Сенсорная или импрессивная алалия.
  • Смешанная алалия, обладающая признаками двух вышеперечисленных патологий, проявляющихся в различной степени.

Моторная форма возникает в результате органического поражения в речедвигательном анализаторе, а именно в его корковом отделе. В данном случае наблюдается остановка развития собственной речи ребенка. Тем не менее, у него сохраняется способность понимать чужую речь. В зависимости от зоны повреждения, моторная алалия разделяется на афферентную и эфферентную форму. В первом случае поражается постцентральная извилина, расположенная в нижнем теменном отделе левого полушария. Это приводит к серьезным нарушениям устной и письменной речи. Во втором случае поражается премоторная кора, расположенная в задней трети нижней лобной извилины. Данная патология также вызывает значительные речевые нарушения.

Возникновение сенсорной алалии связано с поражением коркового отдела, расположенного в речеслуховом анализаторе, в задней трети верхней височной извилины. Данное заболевание сопровождается нарушениями высшего коркового анализа и синтеза речевых звуков. Поэтому, при сохраненном физическом слухе, ребенок совершенно не воспринимает речь других людей.

Лечение сенсорной алалии у детей

Если диагноз заболевания подтвердился, нужно как можно раньше начинать лечение. Все лечебные мероприятия назначаются в зависимости от тяжести и формы выявленной патологии.


  • Логопедические упражнения. Могут проводиться в индивидуальном порядке или в рамках специальной школы. Положительные результаты достигаются лишь систематическими, продолжительными занятиями. Под руководством логопеда ребенок постепенно овладевает произношением отдельных слогов и слов, распознает речь по ее звучанию. С помощью различных картинок приобретаются навыки увязывания их с конкретными словами. Когда достигнут определенный прогресс, ребенок уже в состоянии назвать тот или иной предмет, изображенный на картинке. Постепенно малыш овладевает правильными окончаниями слов, падежами и склонениями. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику, с использованием рисования, лепки, вырезания, конструктора. Успех лечения во многом зависит от домашних занятий. Упражнения, проводимые с логопедом, должны постоянно закрепляться при непосредственном участии родителей.
  • Логопедический массаж. Считается эффективным дополнением к упражнениям. Он развивает отдельные мышцы полости рта, отвечающие за правильное произношение. Процедура выполняется вручную или с применением специального зонда. Дополнительно речевые мышцы развиваются с помощью специфических упражнений, разработанных именно для этих целей.
  • Физиотерапевтические процедуры. Назначаются в виде определенных курсов, в зависимости от состояния ребенка. Они могут дополняться водолечением, магнитотерапией, лазеротерапией и другими процедурами.
  • Рефлексотерапия. Ее суть заключается в стимулировании необходимых участков мозга электрическими импульсами. Это приводит к образованию новых нервных связей, облегчающих обучение. Применяется в отношении детей старше 9 лет.
  • Медикаментозная терапия. Включает в себя применения средств, стимулирующих кровоснабжение мозга. Дополнительно назначаются витамины В12 и В15. Большое внимание уделяется сбалансированному рациону питания.

Прогноз

Прогноз сенсомоторной алалии у детей зависит от раннего лечения, комплексного подхода и системного воздействия на все речевые компоненты. Речевые процессы должны формироваться вместе с психическими функциями. Наиболее благоприятные прогнозы – при моторной алалии. Сенсорная и сенсомоторная патология часто имеют неопределенную перспективу, в зависимости от степени поражения головного мозга.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.