Улучшение жилищных условий больным эпилепсией

Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь

2.Психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.

8.Органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов.

2.Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями: F01; F03 — F09; F20 — F29; F30 — F33.

  • F01 — сосудистая деменция
  • F03 — F09 — деменция неуточненная; органический амнестический синдром, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами; делирий, не вызванный алкоголем или другими психоактивными веществами, другие психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью; расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга; органическое или симптоматическое психическое расстройство неуточненное.
  • F20 Шизофрения
  • F21 Шизотипическое расстройство
  • F22 Хронические бредовые расстройства
  • F23 Острые и преходящие психотические расстройства
  • F24 Индуцированное бредовое расстройство
  • F25 Шизоаффективные расстройства
  • F28 Другие неорганические психотические расстройства
  • F29 Неорганический психоз неуточненный

8.Органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов — G35; G60.0; G71.2; G80; T90.2 — T90.9; T91.1; T91.3; Z99.3; Z99.8.

  • G35 Рассеянный склероз
  • G60.0 Наследственная моторная и сенсорная невропатия
  • G71.2 Врожденные миопатии
  • G80 Детский церебральный паралич
  • T90.2 Последствия перелома черепа и костей лица
  • T90.3 Последствия травмы черепных нервов
  • T90.4 Последствия травмы глаза окологлазничной области
  • T90.5 Последствия внутричерепной травмы
  • T90.8 Последствия других уточненных травм головы
  • T90.9 Последствия неуточненной травмы головы
  • T91.1 Последствия перелома позвоночника
  • T91.3 Последствия травмы спинного мозга
  • Z99.3 Зависимость от кресла на колесах
  • Z99.8 Зависимость от других вспомогательных механизмов и устройств

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире

Если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания из этого Перечня, то семья, при соблюдении условий, предусмотренных жилищным законодательством, признается нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; при этом жилье должно быть предоставлено вне очереди; площадь помещения может превышать норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ст.ст.51, 57, 58 Жилищного кодекса РФ).

Если на момент постановки семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях заболевание ребенка входило в Перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, но в новом Перечне это заболевание отсутствует, то это обстоятельство не лишает семью права на внеочередное получение жилого помещения.

3.Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями F00 — F99.

Расшифровка кодов (по блокам):

  • F00-F09 Органические, включая симптоматические, психические расстройства
  • F10-F19 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
  • F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
  • F30-F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства)
  • F40-F48 Невротические, связанные со стессом, и соматоформные расстройства
  • F50-F59 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
  • F60-F69 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
  • F70-F79 Умственная отсталость
  • F80-F89 Расстройства психологического развития
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства, расстройства поведения, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте
  • F99 Неуточненные психические расстройства

4.Эпилепсия с частыми припадками — G40

  • G40 Эпилепсия

3.Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями F20 — F29; F30 — F33

  • F20 Шизофрения
  • F21 Шизотипическое расстройство
  • F22 Хронические бредовые расстройства
  • F23 Острые и преходящие психотические расстройства
  • F24 Индуцированное бредовое расстройство
  • F25 Шизоаффективные расстройства
  • F28 Другие неорганические психотические расстройства
  • F29 Неорганический психоз неуточненный
  • F30 Маниакальный эпизод
  • F31 Биполярное аффективное расстройство
  • F32 Депрессивный эпизод
  • F33 Рекуррентное депрессивное расстройство

4.Эпилепсия с частыми припадками — G40 — G41

В нашей семье есть ребенок-инвалид. Стоим на очереди "семьи с детьми-инвалидам". Есть справка с диагнозом, подтверждающая право на внеочередное получение жилья. Но в нашем жилищном отделе специалисты отказывают, мотивируют это тем, что мы живем в обычной двухкомнатной квартире (я, муж, сын и мама (квартира мамина)), а не в коммуналке. Являемся членами одной семьи, а не разных, т.е. состоим в родстве. Правомерно ли это? Внеочередное жилье дают только инвалидам или всем членам его семьи? Должны ли дать жилье, приближенное к месту лечения? При нашем диагнозе менять врачей очень проблематично.


Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обеспечиваются жильем, если они нуждаются в улучшении жилищных условий и в связи с этим приняты на учет (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и документов, подтверждающих их право состоять на учете. Порядок обеспечения жильем может различаться в зависимости от оснований инвалидности, момента постановки на учет (до 1 января 2005 г. или позже), а также от того, в каком субъекте РФ проживает инвалид или семья с ребенком-инвалидом. Жилье предоставляется им с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (ч. 2-5 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Обеспечение жильем инвалидов и семей с детьми-инвалидами, ставшими на учет до 1 января 2005 г., определяется законодательством субъекта РФ (ч. 2, 4 ст. 17, ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации). Так, в Москве указанным гражданам жилые помещения предоставляются, в частности, по договорам социального найма (п. 1, 2 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения"; п. 2.1, 2.4 Положения об особенностях предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.05.2010 N 437-ПП). Во многих субъектах РФ, в частности в Московской области, вместо предоставления жилья в натуре возможна денежная выплата (субсидия) на строительство или приобретение жилья. Она рассчитывается исходя из количества лиц, имеющих право на данную меру соцподдержки, общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту РФ. Право на получение жилья удостоверяется именным документом – свидетельством (ч. 2 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 4.1.1 Закона Московской области от 26.07.2006 N 125/2006-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов").

Инвалидам (в том числе инвалидам боевых действий) и семьям с детьми-инвалидами, которые встали на учет после 1 января 2005 г., жилье предоставляется по договору социального найма согласно очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ; ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).

Вне очереди могут получить жилье те, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также инвалиды, страдающие тяжелыми формами определенных хронических заболеваний, к которым относятся: туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева; злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями; хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; эпилепсия с частыми припадками; заболевания, осложненные гангреной конечности; гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого; тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым; кишечные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции; урогенитальные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ; Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н). При этом социальное жилье должно быть предоставлено гражданам незамедлительно после возникновения у них права на внеочередное получение жилого помещения (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2018 г.; Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2018 N 74-КГ18-13).

Таким образом, в рассматриваемом случае специалисты жилищного отдела необоснованно отказывают в праве на внеочередное получение жилья ребенком-инвалидом, страдающим одним из вышеуказанных тяжелых форм хронических заболеваний. В связи с этим автор вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд.

На практике при реализации права на внеочередное получение ребенком-инвалидом и членами его семьи жилья возникают проблемы, обусловленные следующим.

С одной стороны, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются наниматели жилых помещений и члены их семей, а также собственники жилых помещений и члены семьи собственника (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ). С другой стороны, при определении права на внеочередное получение жилья законом указаны только граждане, страдающие вышеперечисленными тяжелыми формами хронических заболеваний (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). В связи с этим суды, в том числе Верховный Суд РФ, толкуя положения п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ буквально, признают право на внеочередное обеспечение жилым помещением только за ребенком-инвалидом, а не за семьей, членом которой он является (см. определения Верховного Суда РФ от 05.07.2016 N 41-КГ16-14, от 14.02.2017 N 89-КГ16-15, от 21.02.2017 N 13-КГ16-18, от 06.06.2017 N 84-КГ17-2, от 12.09.2017 N 37-КГ17-11, от 24.10.2017 N 18-КГ17-209 и др.). С учетом сложившейся судебной практики семья, состоящая на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, может претендовать на предоставление жилья только в порядке очереди, а являющийся членом этой семьи ребенок-инвалид, страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний, - во внеочередном порядке, т.е. отдельно от семьи.

Вместе с тем по данному вопросу Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 22.01.2018 N 4-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой" уточнил следующее. Предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо - при ее использовании - к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией РФ и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей, а следовательно, лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, делая его иллюзорным, что противоречило бы ст. 7, ч. 1 и 2 ст. 38, ч. 1 ст. 40 и ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. Таким образом, Конституционный Суд РФ признал, что при реализации ребенком-инвалидом права на внеочередное предоставление жилья и применении п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предполагается вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним. Кроме этого, само по себе применение указанной нормы не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Конкретные обстоятельства, влияющие на предоставление жилья ребенку-инвалиду отдельно либо также и членам его семьи, должен устанавливать правоприменительный орган (принимающий конкретное решение), который обязан не только обеспечить защиту прав ребенка-инвалида, но также и закрепленные в п. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ права семьи и отдельных ее членов, в первую очередь родителей и их несовершеннолетних детей.

Конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ о праве ребенка-инвалида и членов его семьи на внеочередное получение жилья, выявленный Конституционным Судом РФ в указанном постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Данное постановление действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Предоставление ребенку-инвалиду и членам его семьи жилья, находящегося в непосредственной близости от места лечения, осуществляется исходя из наличия такой возможности у публично-правового органа.

5 минут Татьяна Григорьева 239


  • Подходы к улучшению
  • Когда положена помощь?
  • Особенности осуществления поддержки
  • Исключения из общих правил
  • Действия для постановки на учет
  • Видео по теме

Улучшение жилищных условий инвалидов – одна из основополагающих составляющих их социальной поддержки, которая должна выполняться исходя от существующего российского законодательства.

При этом следует знать, что дата является важным фактором для постановки на учет человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в качестве нуждающегося и напрямую влияет на то, как быстро его потребность будет удовлетворена, тогда как степень нетрудоспособности на скорость по большей мере не влияет.

Все условия, формулировку и специфику, касающуюся повышения качества жилищных условий для инвалида, больной человек либо его официальный представитель, если первый недееспособен, могут узнать в Конституции РФ.

Подходы к улучшению

В ходе обсуждения вопроса от нуждающегося в смене жилищных условий в лучшую сторону инвалида могут рассматриваться несколько подходов, и выбор одного из них будет зависеть от сопутствующих обстоятельств.

Тем не менее нетрудоспособный человек, в свою очередь, может рассчитывать на следующее:

  • Предоставление нового жилья, специально оборудованного соответствующим комфортом, в котором нуждается человек с ОВЗ.
  • При отсутствии у инвалида возможности оплачивать коммунальные платежи в полном размере государством предусмотрены специальные льготы и субсидии. То же самое касается и услуг по обслуживанию, предоставляемыми коммунальными службами.
  • Если бытовые условия человека с ОВЗ полностью устраивают, то есть в переезде в новое жилье он не нуждается, но присутствуют трудности с самостоятельным перемещением либо с транспортировкой, решение выглядит по-другому. Государство должно обеспечить материальную поддержку на покупку необходимого средства.

В отдельных ситуациях государство приобретает оборудование для передвижения нетрудоспособного человека самостоятельно и затем безвозмездно передает его в пользование.

Когда положена помощь?

Чтобы получить содействие по поводу повышения качества жилищных условий нетрудоспособных людей, они или их представители должны учесть следующие моменты, которые позволяют рассчитывать на поддержку со стороны государства.

То есть реализовать данную потребность будет возможным в случае, если жилье:

  • в котором обитает нетрудоспособный человек, причиняет ему вред, ограничивает в действиях либо считается аварийным;
  • не соответствует основным санитарно-гигиеническим стандартам, что также приравнивается к аварийному;
  • является частью коммунальной квартиры, и жилую площадь инвалиду приходится разделять с людьми, не состоящими с ним в родственных связях;
  • находящееся в собственности у инвалида, имеет метраж менее, нежели установлено в нормативных актах;
  • в котором проживает нетрудоспособный гражданин длительное время является арендованным на условиях поднайма;
  • человека с ОВЗ является совместной жилплощадью с гражданином, страдающим острой хронической патологией, создающей угрозу жизни или здоровью первому.

При этом следует знать, что все вышеперечисленные условия, направленные на улучшения качества проживания инвалидов, распространяются на все категории нетрудоспособных людей, а именно на I, II и даже на III группу.

Особенности осуществления поддержки

На получение помощи для улучшения условий проживания напрямую влияет дата постановки инвалида на учет. Согласно существующему положению, если гражданин зарегистрировался для данной цели до 1 января 2005 года, то в отношении его проблемы действуют правила, принятые законодательством субъекта РФ, а если позже, то Жилищным кодексом.

Из этого закона следует, что граждане в первом случае могут претендовать на материальную помощь для улучшения качества жилья из субвенций, перечисляемых в бюджет регионов из государственной казны.

Данный механизм в настоящее время действует в отношении ветеранов и инвалидов ВОВ. Остальные граждане, которые уже состояли в очереди на время вступления в силу нового жилищного кодекса, могут претендовать на удовлетворение своего заявления по поводу получения муниципального жилья.

Люди с ОВЗ, ставшие на учет после 1 января 2005 года, будут получать положенное жилье исходя из даты становления, в порядке общей очередности наравне с остальными льготными категориями граждан.


Исключения из общих правил

Однако существуют категории людей, которые в силу определенных обстоятельств получают жилье вне очереди в виде исключения по договору социального найма. Такие льготы предоставляются лицам, имеющим заболевания, перечень которых перечислен в Постановлении Правительства России. В данный список входит:

  • активная форма туберкулеза;
  • эпилепсия с частыми припадками;
  • уретральный или кишечный свищ;
  • некроз легкого, гангрена конечностей;
  • обширное поражение кожи с интенсивным отделяемым;
  • злокачественные опухоли со значительными выделениями;
  • тяжелые заболевания психики с регулярными обострениями;
  • гангренозная пиодермия, абсцесс легкого.

  • проказу (Болезнь Хансена);
  • туберкулез в открытой форме;
  • ВИЧ у несовершеннолетних лиц;
  • раковые опухоли с обильным отделяемым;
  • психические нарушения, требующие диспансерного наблюдения;
  • тяжелые нарушения функций почек, почечная недостаточность 2 и 3 степени;
  • отсутствие ног либо болезни опорно-двигательного аппарата, из-за которых человек не в состоянии передвигаться без инвалидного кресла.

Действия для постановки на учет

Для того чтобы инвалиду или его представителю стать на учет по поводу улучшения условий проживания, нужно обратиться в органы местного самоуправления. Предварительно потребуется собрать пакет необходимых документов, включающий:

  • заявление от нуждающегося;
  • справку об инвалидности;
  • программу для реабилитации;
  • выписку из домовой книги;
  • прочие документы исходя из каждой конкретной ситуации.

В таких ситуациях может также потребоваться акт осмотра жилищных условий, справка из ЖЭКа о проживании вместе с инвалидом нескольких семей, которые не имеют с ним родственных связей и т. д. Для подачи заявления и становления на учет человек с ОВЗ может обратиться лично либо пройти эту процедуру через официального представителя, имеющего права на основании доверенности.

Основными вопросами, касающимися прав психически больных в сфере жилищного законодательства, являются вопросы о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях; о праве некоторых категорий психически больных на предоставление жилья вне очереди, а также сверх установленной нормы; о сохранении жилого помещения за больным, длительное время находящимся на лечении в психиатрическом стационаре или помещенным в психоневрологический интернат; о скидках по оплате жилья и коммунальных услуг и др.

Указанные вопросы регулируются Жилищным кодексом РФ, введенным в действие с 1 марта 2005 г., другими федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, законодательством субъектов РФ.

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства от 16 июня 2006 г. № 378 [ Российская газета, 2006, 21 июня ] . К таким заболеваниям Перечень относит хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и эпилепсию с частыми припадками (коды заболеваний по МКБ-10: F 00-F 99 и G 40). Аналогичные критерии положены в основу установления диспансерного наблюдения в соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона о психиатрической помощи.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Условием принятия на учет является признание гражданина органом местного самоуправления малоимущим в порядке, установленном законом субъекта РФ с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 г. № 362-ПП утвержден Перечень документов, представляемых для признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В Перечень входят документы (справки), подтверждающие: 1) состав семьи, 2) постановку гражданина и совершеннолетних членов семьи на налоговый учет, 3) виды и размер доходов, 4) состав и стоимость имущества, подлежащего налогообложению.

Принятие на учет осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина. Для принятия на учет недееспособного гражданина необходимо заявление его опекуна.

С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 52 ЖК РФ).

Жилищный кодекс РФ не конкретизирует какого рода документ должен подтверждать наличие у гражданина заболевания, содержащегося в Перечне (справка, медицинское заключение или другое), в каком порядке и кем он выдается (ПНД, психиатрическим стационаром) или может быть запрошен. Из пояснений Минздравсоцразвития России следует, что к заявлению с просьбой о постановке на жилищный учет заявитель прилагает выписку из истории болезни из лечебного учреждения, где он наблюдается по данному заболеванию. Жилищный орган, как указывают работники министерства, при необходимости может сам обратиться в медицинское учреждение и затребовать подтверждающие документы [ Российская газета, 2006, 21 и 24 июня ] .

Жители Москвы данной категории признаются нуждающимися в жилых помещениях, если они:

имеют гражданство Российской Федерации,

проживают в Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет,

не совершали за 5 лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилье [ К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий относятся: 1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок; 2) обмен жилыми помещениями; 3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке; 4) изменение состава семьи в т.ч. в результате расторжения брака; 5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением временных жильцов); 6) выдел доли собственниками жилых помещений; 7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения (ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы). ] .

признаны малоимущими в порядке, установленном законом Москвы (ст. 7 Закона).

Согласно Закону г. Москвы для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях необходимо подать заявление по утвержденной правительством Москвы форме, которое подписывается всеми совершеннолетними членами семьи заявителя, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений.

Уполномоченные органы исполнительной власти г. Москвы в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления рассматривают вопросы о признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет на основании документов, представленных заявителем, а также документов, истребованных уполномоченными органами. Не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения документ о приеме на учет (или об отказе в этом) выдается или направляется заявителю по почте. Решение об отказе в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет может быть обжаловано в вышестоящих органах власти г. Москвы либо в судебном порядке.

Не реже одного раза в 5 лет уполномоченные органы проводят перерегистрацию граждан, включенных в список принятых на жилищный учет, без их участия путем истребования у соответствующих организаций и граждан документов в целях подтверждения в полном объеме условий и оснований для принятия граждан на жилищный учет.

По правилам ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, содержащихся в указанном выше Перечне, утвержденном постановлении Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378. К ним относятся хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и эпилепсия с частыми припадками (коды заболеваний по МКБ-10: F 00-F 99 и G 40).

Такая же норма содержится и в названном выше Законе г. Москвы (п. 2 ч. 2 ст. 17).

В основу отнесения больных к категории граждан, имеющих право на жилое помещение сверх установленной нормы, положен тот же медицинский критерий, что и для признания больных нуждающимися в жилых помещениях, а также предоставления им права на получение жилья вне очереди. На основании ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в 2 раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения граждан, страдающих одной из тяжелых форм хронических заболеваний, включенных в указанный выше Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378. В этот Перечень, как уже указывалось, входят хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и эпилепсия с частыми припадками.

Это право предусмотрено ч. 1 ст. 59 ЖК РФ. В соответствии с этой нормой освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

Наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в т.ч. временно отсутствующих членов его семьи (находящихся, например, на стационарном лечении), вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.

Согласно ч. 4 ст. 72 ЖК РФ обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают недееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений, допускается с предварительного согласия органов опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства отказывают в даче согласия в случае, если такой обмен нарушает права и законные интересы недееспособных. Решение органов опеки о даче согласия на обмен или об отказе в даче согласия принимается в письменной форме и предоставляется заявителям в течение 14 рабочих дней со дня подачи ими заявлений.

К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма ст. 69 ЖК РФ относит проживающих совместно с нанимателем его супруга, детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами его семьи, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя в судебном порядке. Члены семьи нанимателя должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Обмен жилыми помещениями между нанимателями жилых помещений по договорам социального найма не допускается, если в результате обмена в коммунальную квартиру вселяется гражданин, страдающий хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями или эпилепсией с частыми припадками (п. 6 ст. 73 ЖК РФ).

Обмен, совершенный с нарушением требований, предусмотренных ЖК РФ, может быть признан судом недействительным. Граждане подлежат переселению в ранее занимаемые ими жилые помещения. Если обмен признан недействительным вследствие неправомерных действий одной из сторон договора об обмене, виновная сторона обязана возместить другой стороне возникшие в результате этого убытки (ст. 75 ЖК РФ).

Этот вопрос регламентирован Гражданским кодексом РФ.

Отчуждение жилого помещения, как и иного имущества, возможно лишь при условии, если гражданин является его собственником (а не нанимателем), т.е. лицом правомочным распоряжаться принадлежащим ему жильем. Отчуждение жилого помещения, представляющее собой передачу его в собственность другого лица, возможно путем купле-продажи или дарения.

В соответствии с п. 4 ст. 292 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 213-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 г.) отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой члены семьи собственника данного жилого помещения, если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

Поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, регламентирован ст. 76 ЖК РФ.

Согласно ч. 4 ст. 76 ЖК РФ передача жилого помещения в поднаем не допускается, если в этом жилом помещении проживает или в него вселяется гражданин, страдающий одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378. К таким заболеваниям относятся, в частности, как уже указывалось, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и эпилепсия с частыми припадками.

Если лицо является собственником квартиры или иного жилого помещения (ст. 288 ГК РФ), его временное отсутствие или выезд в другое постоянное место жительства не прекращают, разумеется, его прав на данное жилое помещение.

Иначе обстоит дело, если гражданин является нанимателем жилого помещения или членом его семьи.

Временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма (ст. 71 ЖК РФ). Это означает, в частности, что указанные лица сохраняют свое право на жилое помещение в течение всего срока пребывания на стационарном лечении, а также на оговоренный в договоре с психоневрологическим интернатом период нахождения в интернате (обычно срок временного помещения в ПНИ составляет 6 месяцев).

В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ считается расторгнутым со дня выезда [ Аналогичную норму содержит Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. № 315 (Российская газета, 2005, 27 мая). ] . Такое последствие может повлечь выезд гражданина на постоянное жительство в учреждение системы социального обслуживания населения, например, ПНИ, т.к. Жилищный кодекс РФ не предусматривает для данной категории граждан каких-либо исключений.

Однако такие исключения установлены другими федеральными законами. Руководствуясь ст. 10 ЖК РФ, согласно которой жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных наряду с Жилищным кодексом РФ, также и другими федеральными законами, обратимся к двум из них, которые распространяются на граждан пожилого возраста и инвалидов, помещенных в ПНИ.

Отмеченная рассогласованность в законодательстве служит благодатной почвой для нарушений жилищных прав психически больных граждан в период их помещения и пребывания в ПНИ. Проведенный мною опрос специалистов окружных департаментов жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, а также риэлторских компаний выявил неинформированность опрошенных в отношении указанных норм законодательства, разнобой в трактовке статей законов, а также практику нелегитимных путей решения вопросов, связанных с реализацией жилищных прав лицами, страдающими психическими расстройствами.

Граждане, занимающие жилые помещения по договорам социального найма и признанные малоимущими, в соответствии с п. 9 ст. 156 ЖК РФ освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Статья 159 ЖК РФ определяет круг лиц, имеющих право на субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [ Российская газета, 2005, 22 декабря ] .

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 [ СЗ РФ, 2006, № 23, ст. 2501 ] .

При временном отсутствии потребителя коммунальных услуг в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение (при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета). Перерасчет осуществляется в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления гражданина, поданного в течение месяца после окончания периода его отсутствия. Результаты перерасчета размера платы отражаются в платежном документе.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия гражданина и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Такими документами согласно п. 56 Правил могут быть:

а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном учреждении;

в) проездные билеты, оформленные на имя гражданина (в случае если имя гражданина указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;

д) справка органа внутренних дел о временной регистрации гражданина по месту его временного пребывания;

е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором гражданин временно отсутствовал;

ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие гражданина.

При перерасчете платежей могут сниматься копии предъявленных гражданином документов, проверяться их подлинность, полнота и достоверность содержащихся в них сведений, в т.ч. путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.