В е смирнов психотерапия при эпилепсии

Телефоны в Москве:
+7(499) 755-72-66
+7(995) 900-50-22
+7(925) 146-85-77 (Signal)
+7(905) 521-94-94 (WhatsApp)


Благодарю ! Отчасти я уже затронула свое "больное место" в теме о консультировании на РМС. Основная проблема на сегодняшний день - страх врачей и я бы даже сказала - ненависть к ним. Эпилепсия у меня уже давно, лет с 20 первые приступы начались, но первые годы они были достаточно редко, и не особо мне мешали. И притом начиналось это все обычно только весной или осенью. Я каждый раз надеялась, что это последний раз, и что больше не будет. Иногда между обострениями были перерывы в 2, 3 и даже в 4 года, когда приступов не было вообще. И я даже спокойно бросала пить АЭП. В такие периоды затишья я благополучно закончила медучилище с красным дипломом. И после некоторого периода работы уехала в Москву и поступила там в МГСУ на факультет психологии. Училась там вполне благополучно, без особых проблем, 3,5 года. Не могу сказать, чтобы мне сильно нравилось в этом ВУЗе, но учеба давалась мне легко. А после я мечтала пройти специализацию по клинической психологии в РГГУ. В перспективе "маячил" также красный диплом. И уже были предложения о том, чтобы я осталась в Москве для дальнейшей работы у них и, возможно, аспирантуры. Для чего я это рассказываю? Не для того, чтобы похвастаться, а для того, чтобы было понятно, что я потеряла. К концу 4-го курса (это была весна 2000 года) у меня снова начались эпиприступы. Так как я жила в общаге, соседки по комнате периодически вызывали "Скорую", и меня везли в какую-нибудь из московских больниц. Там обычно оставляли до утра, а потом говорили до свидания, так как у меня не было нормального московского полиса. Так продолжалось довольно долго. Меня бросили все, кто раньше бегал ко мне за помощью, кому я делала лабораторные по матметодам, кому отдавала свои шпоры на экзаменах, кого я считала своими подругами. Сначала я несколько раз просила своих "подруг", чтобы они купили мне хотя бы какую-то еду в магазине. Но в ответ получала только отговорки, что они слишком заняты и им некогда. Осталась совсем одна в чужом городе. Две недели мне даже вообще есть нечего было. Пока совершенно чужой, незнакомый мне человек - тоже соседка по общаге, но из другой комнаты, не предложила мне свою помощь. Она стала покупать мне продукты и, даже иногда готовить на двоих. Благодаря ей у меня появилась надежда, что я переживу как-нибудь это и снова все будет хорошо. Но.

Врачи со "скорой" мне все время говорили: "Зачем ты сюда вообще приперлась? В Москве надо быть или здоровым, или богатым". И как-то очередной раз они привезли меня в 33-ю больницу, в Сокольниках. И вот там я потеряла все. Там меня просто "сломали" и уничтожили морально, растоптали все, что смогли. И сделал это врач. Это была самая страшная и самая длинная ночь в моей жизни. Вместо того, чтобы помочь, он издевался и ржал надо мной. Сначала один, потом ему стало скучно, и он позвал еще двоих охранников. Они тыкали в меня пальцами, ржали, дергали за волосы, снова ржали. Задавали какие-то вопросы и заставляли им отвечать, после чего снова ржали. И так всю ночь. Мне некуда было деться, потому что ночью общага все равно закрыта, да и пешком я бы просто не смогла доползти до нее после приступа. И я не могла им ответить и послать их куда-подальше, потому что мне после приступов очень тяжело, а иногда и вовсе невозможно говорить. Они ржали над тем, чтоя учусь на факультете психологии, над тем, как я выгляжу, над тем, что и как я говорю. Утромя. как только открылось метро, я ушла. Точнее ушло то, что от меня осталось. Потому большую часть меня они убили. Мне даже сейчас плохо. когда я пишу это. А что было тогда. Я не смогла больше оставаться в Москве, и вернулась домой, чтобы умереть. Потому я перестала быть нормальным человеком. У меня начались ПА, я стала бояться всех людей вообще, даже своих близких родственников! Я могла выйти из своей комнаты только тогда, когда слышала, что из дома все ушли. Уж не говорю о том, чтобы пойти на улицу. Это было вообще невозможным. А при одном только упоминании о том, что надо бы к врачу. у меня просто начиналась истерика. Я понимала, что со мной происходит, и почему. Я знала, что это требует лечения у психотерапевта. Но также я понимала, что ни к какому врачу, даже к психотерапевту, я идти не могу. Страх был сильней меня. В такой жизни у меня не осталось никаких перспектив, и я просто ждала смерти, как избавления. Я перестала есть и просто ждала конца.

К счастью, когда я была уже в двух шагах от смерти (гемоглобин меньше 60, "голодные" отеки и т.д.), вмешалась моя младшая сестра. Она тогда тоже училась на психолога, только в нашем универе. И на каких-то психологических тусовках познакомилась с одним очень хорошим человеком и психотерапевтом. И она заставила меня чуть ли не силой встретится с ним. Первый раз он сам ко мне приехал, я уже не могла ходить. С этого знакомства началось мое возвращение в мир живых . Больше года я ездила к нему на психотерапию, сначала через день, потом два раза в неделю, потом раз в неделю, и так далее, пока я не почувствовала, что не нуждаюсь больше в этих сеансах. Это было здорово! Как второе рождение! Я не вернулась в Москву, чтобы доучиться, это для меня было слишком тяжело. Но у меня появились другие интересы, другие цели. И года два, а может и три я жила спокойно и счастливо. Даже курить бросила , хотя курила давно и много. Думала, что все прошло и никогда не вернется больше. Но когда снова началось обострение и, соответственно, эпиприпадки, я поняла, что последствия той ночи остались, хоть и не в прежнем объеме, не достигая уже уровня ПА. Но каждая встреча с врачами, особенно с незнакомыми, давалась мне с огромным трудом, и каждый раз это был сильный стресс для меня. Как он проявлялся? Тут разные варианты. если мне надо было планово пойти к какому то незнакомому врачу, то я очень долго не могла заставить себя. Постоянно находились какие-то причины, чтобы отложить на потом неприятный визит, или я просто о нем забывала . Если все-таки удавалось дойти до нужного врача, то после возвращения домой каждый раз начинался, так сказать, "отходняк" - меня трясло до такой степени, что реально стучали зубы, руки и ноги становились ледяными, сердце билось, как сумашедьшее. И требовалось несколько часов, чтобы успокоиться.А если попадаю в БСМП по"Скорой" - то это вообще мрак! Вообще перестаю контролировать свои эмоции, паника меня просто захлестывает "с головой". С тех пор так все и продолжается. Только в связи с тем, что эпиприступы уменя последние несколько лет стали чаще, то и с врачами мне приходится сталкиваться тоже чаще. И некоторые из этих встреч по вине врачей заканчивались неудачно для меня. Что добавляло отрицательные эмоции в мою "копилку". Постепенно все это шло по нарастающей. К страху присоединилась ненависть. И вот теперь я уже вообще не знаю, что делать. Я понимаю, что в некоторых случаях не могу обойтись без врачей. Но при этом мне уже хочется просто послать их всех на. И совсем отказаться от медицинской помощи, несмотря ни на что. Как бы плохо мне ни было. Потому что с врачами будет еще хуже.
P.S. Когда мне бывает плохо, то к стрессу от общения с врачами добавляется еще соматогенная депрессия. оттого, что я не могу жить, как все. Оттого, что я не могу работать, как все. Оттого, что я боюсь своего будущего. Оттого, что я неудачница, что меня не возьмут ни на одно хорошее место, где будет нормальная зарплата. Потому что из 12 месяцев в году я могу работать в лучшем случае половину, а то и меньше. Потому что я ничего не умею и никому не нужна больная.
Все это наваливается на меня, и мне уже кажется, что силы мои на исходе, и что в один из дней я просто рухну под тяжестью этой горы.


Телефоны в Москве:
+7(499) 755-72-66
+7(995) 900-50-22
+7(925) 146-85-77 (Signal)
+7(905) 521-94-94 (WhatsApp)


Благодарю за ответ! Вы пишете:

Это все есть, конечно. а про голодные отеки я писала: я вполне целенапрвленно и осознанно перестала есть тогда. Я вернулась домой умирать.

Но на данный момент проблема взаимоотношений с врачами для меня не менее актуальна, а может, даже и более. Почему я так думаю? Потому что скоро весна. И я боюсь ее. Потому что обострения у меня обычно бывают весной и осенью. Тогда приступы могут быть без перерыва, по много раз в день. Тогда я волей или неволей попадаю "в лапы" к врачам. И я боюсь сойти с ума. Потому что когда я оказываюсь в больнице - я уже не в состоянии контролировать свои эмоции. У меня в голове только одна мысль - любыми путями, ЛЮБЫМ способом уползти, сбежать, вернуться домой. Страх, паника захлестывают меня до такой степени, что мое поведение перестает быть рациональным и напоминает уже поведение загнанного в клетку зверя. Я в буквальном смысле слова готова отгрызть себе "лапу", если это поможет мне сбежать. Если меня не хотят отпускать по-хорошему, я бьюсь головой об стену, начинаю просто кричать от страха и ненависти к ним, не даю им что-либо с собой делать, выдергиваю иглу из вены (если это капельница) даже зубами, если руки привязывают. Один раз я просто вылезла ночью через окно, и полночи потом провела на остановке, пока не начали ходить городские автобусы. Я могу уйти вообще раздетой среди зимы, лишь бы только не оставаться там. Я не могу все это описать словами. Но это страшно. Я превращаюсь в зверя. Раньше так было только в чужой обстановке, в незнакомой больнице, где много незнакомых врачей. В этом году я уже не могла лежать нормально даже в той больнице, где я всех давно знаю, и где все знают меня. Конечно, там все эти эмоции не проявлялись настолько остро, как в чужом месте, но. Я потеряла способность как-то взаимодействовать с врачами. Вместо нормального разговора - бесконечные слезы и требования выписать меня досрочно. Кое-как меня хватило на 2 недели. Да и то благодаря только моему эпилептологу. Мне очень повезло с ней. Она - настоящий Врач и замечательный человек! И если бы не она,я не знаю, где бы я сейчас была. Потому что она знает, что мне сложно с врачами, и она сама мне сказала, чтобы я ей звонила каждый день, и рассказывала, что и как. И вот я ей звонила и рыдала в трубку, она меня как-то успокаивала и мне хватало сил до следующего дня.

И вот снова весна не за горами. И мне страшно. страшно, что в этот раз будет все еще хуже, что я вообще сойду с ума от ужаса, если снова попаду в больницу.

Я уже не говорю о том, что мне надо делать МРТ головы для исключения РС, а я не могу туда пойти. Летом я делала такую попытку, и ничего не получилось. все закончилось слезами и вдобавок, еще и психогенной крапивницей, которая мучила меня потом несколько месяцев. Только недавно вот вроде перестала наконец сыпь эта вылазить.

Поэтому я даже не знаю, что для меня сейчас важнее. отношение к врачам или мое мироощущение. Я вообще стала очень много плакать. Раньше для меня было просто немыслимо показать свои слезы кому-то. Атеперь я могу заплакать даже в магазине, если мне там что-то не то сказали или не так посмотрели. Мне странно, неприятно и очень стыдно, что я стала такой плаксой. Но мне пока не удается ничего с этим сделать.

Ну а что касается психотерапии, то ведь должен быть составлен психотерапевтический контракт. Но как это сделать, если я даже сама не знаю, что для меня важнее, могу только сказать, что мне плохо. Я какое-то время общалась с одним психотерапевтом с РМС, мы встречались в "аське". Но мне не очень понравился такой формат работы. Потому что мне кажется, это нельзя было назвать психотерапией. Для меня это была просто возможность "выплеснуть" свои эмоции в письменном виде , просто поговорить с кем-то. И первоначально мы тоже обсуждали контракт, то есть цели и критерии их достижения. Но я так и смогла сформулировать это достаточно четко. А психотерапевт не смог мне в этом помочь. А потом он меня просто бросил. Без предупреждения, без единого слова. Просто перестал отвечать. Через несколько месяцев он снова предложил мне продолжить, сказал, что у него были какие-то обстоятельства, по которым он не мог мне отвечать, но теперь я уже не могу ему доверять. Да и не вижу смысла тратить деньги на психотерапию в "аське". Это мертвое общение.

С Вами я хотела бы позаниматься в перспективе. Мне нравится то, как Вы отвечаете здесь всем нам. Но, во-первых, если я сама не знаю, почему мне плохо или чего я хочу от психотерапии, то чем сможете помочь мне Вы? Мне сказали, что это я сама виновата в неудаче, раз не могу правильно сформулировать свои цели. А во-вторых, я сейчас безработная, и просто нет возможности где-то найти сразу всю требуемую сумму. У меня и за месяц столько не набирается .

У меня есть некоторые идеи, как можно заработать. Но пока от идей я доберусь до реальной прибыли. Боюсь, что это займет довольно долгое время . Поэтому мне остается только надеяться, что Вы хотя бы здесь будете мне отвечать иногда . Может, подскажете, в каком направлении мне искать мои психотерапевтичесие цели


Эпилепсия

Медикаментозное лечение заключается в точном подборе препарата и его дозы конкретному больному. Для каждого типа пароксизма предусмотрен свой лекарственный препарат. Удачно подобранная терапия приводит к уменьшению частоты или исчезновению приступов, смягчению личностных расстройств.

Профилактика эпилепсии начинается с медико-генетической консультации. Люди, вступающие в брак, должны предупреждаться о том, что если и по материнской, и по отцовской линии есть больные эпилепсией, то имеется повышенная опасность появления эпилепсии у их ребенка.

У некоторых больных приступы провоцируются определенными раздражителями, например ярким солнечным светом, громким шумом, просмотром телепередач. Избегая этих раздражителей, можно снизить вероятность возникновения приступа.

Родственникам следует объяснить, что посильный для ребенка труд и интересующая его деятельность являются лечебным средством, в то время как бездействие — вредный фактор, задерживающий психическое развитие.

Если больной эпилепсией на длительное время уходит один из дому, то на руку ему можно надеть специальный браслет, где будет указано, что он страдает эпилепсией, и перечень лекарств, которые он принимает. В случае, если он потеряет сознание, информация на браслете поможет сориентироваться окружающим людям и врачам в правильном оказании помощи.

Прогноз. Выделяют эпилепсию с прогредиентным течением. Прогредиентный (pro — вперед, gradior — шагать, лат.) — движущийся вперед, нарастающий. Припадки продолжаются несмотря на регулярное лечение. Иногда очень быстро наступает слабоумие и полная инвалидность. Наблюдается эпилепсия и с регредиентным течением: припадки уменьшаются в частоте, иногда надолго прекращаются. В ряде случаев полная работоспособность больного сохраняется в течение всей жизни. Некоторые больные достигают состояния практического излечения. Прогноз хуже при начале заболевания в раннем возрасте. В этих случаях чаще развивается слабоумие, чем при возникновении болезни в более старшем возрасте. Прогноз зависит от правильно проводимого лечения и реабилитационных мероприятий.

2. В сознании больного в связи с припадками отмечаются значительные перерывы. Из-за этих перерывов образуется дефицит в области познавательной деятельности. Этим объясняется подчас въедливый интерес к происходящему вокруг. Больные скрупулезно ведут дневники, расписывая в них по дням и часам значимые события. Они нуждаются в том, чтобы их информировали о важных для них делах и обстоятельствах.

Первые беседы с больным должны быть длительными, подчеркнуто внимательными. Необходимо уточнять все факторы, предшествующие возникновению припадков и их повторению, тщательно расспрашивать о переменах в состоянии, помогать больному вспоминать важные для него моменты, так как эпилептики могут, в связи с ослаблением памяти, их забывать. Не надо перебивать обстоятельного больного, следует использовать возникающие в беседе паузы для перевода разговора на другую тему.

Даже если эпилептик склонен к взрывам и менторским рассуждениям, по возможности соглашайтесь с теми или иными его доводами, удовлетворяя выраженную потребность в признании, отмечающуюся у этих больных. Больные чувствительны к тому, как к ним относятся. У многих из них имеется глубокая потребность в привязанности. Будьте заинтересованным союзником больного. Позволяйте больным письменно излагать вам свои обиды и возмущения. При этом старайтесь переключить их внимание на позитивные стороны жизни. Эпилептикам важно найти интересы, реализация которых поможет им обрести увлеченное сосредоточенное спокойствие.

Предоставляйте больному как можно больше интересующей его информации. Поясняйте особенности действия лекарств и других лечебных процедур, подкрепляя объяснения психотерапевтическим внушением об их эффективности. Такие внушения, как указывает Lind (1973 г.), способствуют повышению содержания лекарства в крови. Пунктуально соблюдайте все обещания и договоренности — это высоко ценится больными эпилепсией. Заканчивайте беседу краткой, оптимистически заряженной формулировкой. Подчеркивайте больному возможность хороших перспектив в его жизни. Всеми способами формируйте у больного преобладающее бодрое настроение, препятствующее возникновению приступов.

Следуя этим принципам, можно добиться хорошего контакта с больным, снизить его аффективную напряженность и тем самым уменьшить вероятность возникновения припадков. Когда доверие между вами прочно сформировалось, осторожно приступайте к психокоррекционным мероприятиям, памятуя о том, что больному эпилепсией трудно изменить свои тяжелые для окружающих личностные особенности, часть которых носит защитный и компенсаторный характер.

В. Е. Смирнов отмечает эффективность гипносуггестивной терапии и аутогенной тренировки (AT). Больному рекомендуется внушать бодрое, ясное и свежее самочувствие, подчеркивать важность ритмической гармонии в образе жизни. В AT и гипнозе В. Е. Смирнов рекомендует насыщать больного проясняющими сознание образными представлениями.

8. Лечение, профилактика, прогноз и психотерапия эпилепсии

Медикаментозное лечение заключается в точном подборе препарата и его дозы конкретному больному. Для каждого типа пароксизма предусмотрен свой лекарственный препарат. Удачно подобранная терапия приводит к уменьшению частоты или исчезновению приступов, смягчению личностных расстройств.

Профилактика эпилепсии начинается с медико-генетической консультации. Люди, вступающие в брак, должны предупреждаться о том, что если и по материнской, и по отцовской линии есть больные эпилепсией, то имеется повышенная опасность появления эпилепсии у их ребенка.

У некоторых больных приступы провоцируются определенными раздражителями, например ярким солнечным светом, громким шумом, просмотром телепередач. Избегая этих раздражителей, можно снизить вероятность возникновения приступа.

Родственникам следует объяснить, что посильный для ребенка труд и интересующая его деятельность являются лечебным средством, в то время как бездействие — вредный фактор, задерживающий психическое развитие.

Если больной эпилепсией на длительное время уходит один из дому, то на руку ему можно надеть специальный браслет, где будет указано, что он страдает эпилепсией, и перечень лекарств, которые он принимает. В случае, если он потеряет сознание, информация на браслете поможет сориентироваться окружающим людям и врачам в правильном оказании помощи.

Прогноз. Выделяют эпилепсию с прогредиентным течением. Прогредиентный (pro — вперед, gradior — шагать, лат.) — движущийся вперед, нарастающий. Припадки продолжаются несмотря на регулярное лечение. Иногда очень быстро наступает слабоумие и полная инвалидность. Наблюдается эпилепсия и с регредиентным течением: припадки уменьшаются в частоте, иногда надолго прекращаются. В ряде случаев полная работоспособность больного сохраняется в течение всей жизни. Некоторые больные достигают состояния практического излечения. Прогноз хуже при начале заболевания в раннем возрасте. В этих случаях чаще развивается слабоумие, чем при возникновении болезни в более старшем возрасте. Прогноз зависит от правильно проводимого лечения и реабилитационных мероприятий.

2. В сознании больного в связи с припадками отмечаются значительные перерывы. Из-за этих перерывов образуется дефицит в области познавательной деятельности. Этим объясняется подчас въедливый интерес к происходящему вокруг. Больные скрупулезно ведут дневники, расписывая в них по дням и часам значимые события. Они нуждаются в том, чтобы их информировали о важных для них делах и обстоятельствах.

Первые беседы с больным должны быть длительными, подчеркнуто внимательными. Необходимо уточнять все факторы, предшествующие возникновению припадков и их повторению, тщательно расспрашивать о переменах в состоянии, помогать больному вспоминать важные для него моменты, так как эпилептики могут, в связи с ослаблением памяти, их забывать. Не надо перебивать обстоятельного больного, следует использовать возникающие в беседе паузы для перевода разговора на другую тему.

Даже если эпилептик склонен к взрывам и менторским рассуждениям, по возможности соглашайтесь с теми или иными его доводами, удовлетворяя выраженную потребность в признании, отмечающуюся у этих больных. Больные чувствительны к тому, как к ним относятся. У многих из них имеется глубокая потребность в привязанности. Будьте заинтересованным союзником больного. Позволяйте больным письменно излагать вам свои обиды и возмущения. При этом старайтесь переключить их внимание на позитивные стороны жизни. Эпилептикам важно найти интересы, реализация которых поможет им обрести увлеченное сосредоточенное спокойствие.

Предоставляйте больному как можно больше интересующей его информации. Поясняйте особенности действия лекарств и других лечебных процедур, подкрепляя объяснения психотерапевтическим внушением об их эффективности. Такие внушения, как указывает Lind (1973 г.), способствуют повышению содержания лекарства в крови. Пунктуально соблюдайте все обещания и договоренности — это высоко ценится больными эпилепсией. Заканчивайте беседу краткой, оптимистически заряженной формулировкой. Подчеркивайте больному возможность хороших перспектив в его жизни. Всеми способами формируйте у больного преобладающее бодрое настроение, препятствующее возникновению приступов.

Следуя этим принципам, можно добиться хорошего контакта с больным, снизить его аффективную напряженность и тем самым уменьшить вероятность возникновения припадков. Когда доверие между вами прочно сформировалось, осторожно приступайте к психокоррекционным мероприятиям, памятуя о том, что больному эпилепсией трудно изменить свои тяжелые для окружающих личностные особенности, часть которых носит защитный и компенсаторный характер.

В. Е. Смирнов отмечает эффективность гипносуггестивной терапии и аутогенной тренировки (AT). Больному рекомендуется внушать бодрое, ясное и свежее самочувствие, подчеркивать важность ритмической гармонии в образе жизни. В AT и гипнозе В. Е. Смирнов рекомендует насыщать больного проясняющими сознание образными представлениями.

Похожие главы из других книг:

2.2.3. Прогноз уровня стресса
Прогнозирование стрессовых реакций имеет большое научное и прикладное, практическое значение в различных областях человеческой деятельности. В частности, оно позволяет заранее выявлять лиц, у которых возможно нарушение функционального

Психотерапия и первичная профилактика
В связи с тем, что тревога является ядром проблемы в психопатологии, она является центральной проблемой в психотерапии и профилактике психических расстройств. Если бы можно было контролировать тревогу, как заявляют Hoch & Zubin (410),

ПРОГНОЗ
Работ, в которых описывается систематическое изучение прогноза при длительной психотерапии с пограничными пациентами, не так уж много. Исследования Проекта Меннингера показали, что пациенты с малой силой Эго, особенно те из них, у кого низкое качество

1. Клиническое определение эпилепсии
Эпилепсия — хроническое заболевание, которое возникает преимущественно в детском или юношеском возрасте и характеризуется разнообразными пароксизмальными (приступообразными) расстройствами, а также типичными изменениями

6. Особенности проявления эпилепсии в детстве
Детские эпилептические припадки могут протекать нетипично, например, в виде изолированной ауры. Они часто характеризуются обилием бессудорожных малых пароксизмов, к которым лишь позже присоединяются большие судорожные

7. Диагностика и систематика эпилепсии
Эпилепсия традиционно подразделялась на так называемую генуинную (истинную) и симптоматическую. Под генуинной эпилепсией подразумевались эпилепсия наследственного происхождения и те случаи болезни, когда выяснить причину не

Лечение, проводимое врачом, является, естественно, формой психического лечения. Поэтому после уже приведенных данных достаточно будет некоторых дополнительных указаний. Психические факторы могут быть одними из тех многих моментов, которые при соответствующей интрацеребральной констелляции ведут к органическим припадкам. Это известно давно. Задача психического лечения поэтому состоит в укреплении лабильного нервно-психического равновесия. Больные с агрессивными тенденциями, психореактивным поведением и невротическими реакциями, как показывает опыт, особенно трудно поддаются медикаментозному лечению. Бридж доказал, что тяжелые припадки и тяжелые умственные дефекты представляли трудности с точки зрения возвращения больного в общество только у 9% его больных, а у 37%, напротив, общие психологические трудности разрешались посредством психогигиенических мероприятий.

Саугует и Делавелай представили интересный материал относительно разнообразия психических факторов в зависимости от возраста больного и характера припадка, что очень важно для терапии. Специалисты рекомендуют групповую терапию, с помощью которой они достигали лучших результатов, чем при индивидуальном лечении. Рандал и Роджерс придают особое значение правильному подбору групп и назначают индивидуальную терапию тем, кто по интеллектуальным или другим причинам может нарушить гармонию группы. Путем беседы на личные, семейные, социальные темы и разъяснений создавались лучшие исходные позиции для общей терапии.

Ленз изучал вопрос о психическом купировании припадка. Автор подробно описывает больного, у которого после сыпного тифа возникали центрально-автономные припадки типа Пенфилда и который мог произвольно их подавлять. По мнению Ленза, этот случай позволяет установить, как при помощи сознательного волевого усилия появляется аффект, который может быть использован для погашения противоположного аффекта я тем самым препятствует началу припадка.

Некоторым больным эпилепсией удается подавить припадок, но в большинстве случаев речь идет здесь, однако, только об отсрочке припадка. Бандлер и его сотрудники подчеркивают во многих работах, что у больных эпилепсией женщин основной конфликт заключается в сексуальном факторе и по этой причине часто возникают припадки. Конфликты другого характера имеют меньшее значение. Терапия должна это учитывать соответствующим образом. У большого числа больных эпилепсией психогенные факторы окрашивают картину заболевания, и терапию нужно начинать с подавления этих факторов, чтобы снизить частоту припадков. У большинства больных эпилепсией психическое лечение должно ограничиваться психотерапевтическими мерами с последующей реабилитацией.

1. Гипнодиагноз у больных с неясными состояниями при критическом анализе может способствовать распознаванию данного случая (и тем самым помогать терапии).

2. Психоаналитическая обработка может значительно способствовать выяснению (пониманию) обременяющего аффективного напряжения и связанного с ним начала припадка и значительно повысить порог раздражения путем общего успокоения.

3. Психотерапия (гипноз, аутогенная тренировка) может помочь непосредственно и в течение короткого промежутка времени достичь ощутимых результатов. Чем шире в принципе нечеткие границы "эпилепсии", тем большее значение приобретает специальная психотерапия.

При всем серьезном отношении к психическим факторам нельзя, однако, забывать, что у преобладающего большинства больных с судорожными заболеваниями, начало припадка носит органический характер. Своевременное и квалифицированное медикаментозное лечение поэтому должно быть во главе угла. Следует опасаться, что сильная тенденция психологизации при всех нарушениях поведения больного эпилепсией может причинить вред общей терапии. Еще Вильсон предостерегал от того, чтобы вместо прежней "одержимости духами" считать, что решающее значение имеет "эмоциональная одержимость".


#диагнозы
СИНДРОМЫ ПОМРАЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ:

Основные синдромы помрачения сознания – делирий, аменция, онейроид и сумеречное помрачение сознания.

Показать полностью…
Как правило, синдромы помрачения сознания возникают на фоне психических заболеваний или интоксикации (характерно для делирия).

Поэтому лечением таких состояний занимается психиатр.

◆Делирий – острый психоз, сопровождающийся выраженным возбуждением, нарушением ориентировки в месте, времени и красочными иллюзиями или галлюцинациями.

Оценка собственной личности при делирии сохраняется.

◆Аменция – синдром помрачения сознания, характерный для истощенных больных.

При этом состоянии больной не доступен контакту, его мышление бессвязно, появляются отрывочные расстройства восприятия (иллюзии или галлюцинации).

◆Сумеречное помрачение сознания- при этом нарушении больные воспринимают лишь определенные фрагменты действительности, на которые могут реагировать неожиданным образом.

Больные в момент такого нарушения злобны, агрессивны.

Во время психоза контакт с больными крайне затруднен.

Про наличие галлюцинаций во время такого состояния можно догадываться по поведению больного.

При этом больные могут выполнять некоторые автоматические действия (например, одеваться, выходить на улицу).

После выхода из данного состояния больной не помнит, что он делал во время психоза.

◆Онейроидное (сновидное) помрачение сознания – для данного состояния характерна двойственность (с одной стороны наблюдаются яркие галлюцинаторные образы, а с другой – фрагментарное восприятие действительности).

Больные словно наблюдают за своими приключениями со стороны.

Видения черпаются из ранее пережитых событий, прочитанных книг, фильмов.

При онейроидном помрачении сознания может наблюдаться двойственная ориентация: больные одновременно понимают, что они находятся в больнице, но и считают себя участниками фантастических событий.

#психотерапия #терапия #эпилепсия
ОСОБЕННОСТИ КОНТАКТА С ПАЦИЕНТОМ И ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ ЭПИЛЕПСИИ:

Выделим следующие моменты:

2. В сознании больного в связи с припадками отмечаются значительные перерывы. Из-за этих перерывов образуется дефицит в области познавательной деятельности. Этим объясняется подчас въедливый интерес к происходящему вокруг. Больные скрупулезно ведут дневники, расписывая в них по дням и часам значимые события. Они нуждаются в том, чтобы их информировали о важных для них делах и обстоятельствах.

Первые беседы с больным должны быть длительными, подчеркнуто внимательными. Необходимо уточнять все факторы, предшествующие возникновению припадков и их повторению, тщательно расспрашивать о переменах в состоянии, помогать больному вспоминать важные для него моменты, так как эпилептики могут, в связи с ослаблением памяти, их забывать. Не надо перебивать обстоятельного больного, следует использовать возникающие в беседе паузы для перевода разговора на другую тему.

Даже если эпилептик склонен к взрывам и менторским рассуждениям, по возможности соглашайтесь с теми или иными его доводами, удовлетворяя выраженную потребность в признании, отмечающуюся у этих больных. Больные чувствительны к тому, как к ним относятся. У многих из них имеется глубокая потребность в привязанности. Будьте заинтересованным союзником больного. Позволяйте больным письменно излагать вам свои обиды и возмущения. При этом старайтесь переключить их внимание на позитивные стороны жизни. Эпилептикам важно найти интересы, реализация которых поможет им обрести увлеченное сосредоточенное спокойствие.

Предоставляйте больному как можно больше интересующей его информации. Поясняйте особенности действия лекарств и других лечебных процедур, подкрепляя объяснения психотерапевтическим внушением об их эффективности. Такие внушения, как указывает Lind (1973 г.), способствуют повышению содержания лекарства в крови. Пунктуально соблюдайте все обещания и договоренности — это высоко ценится больными эпилепсией. Заканчивайте беседу краткой, оптимистически заряженной формулировкой. Подчеркивайте больному возможность хороших перспектив в его жизни. Всеми способами формируйте у больного преобладающее бодрое настроение, препятствующее возникновению приступов.

Следуя этим принципам, можно добиться хорошего контакта с больным, снизить его аффективную напряженность и тем самым уменьшить вероятность возникновения припадков. Когда доверие между вами прочно сформировалось, осторожно приступайте к психокоррекционным мероприятиям, памятуя о том, что больному эпилепсией трудно изменить свои тяжелые для окружающих личностные особенности, часть которых носит защитный и компенсаторный характер.

В. Е. Смирнов отмечает эффективность гипносуггестивной терапии и аутогенной


#терапия #психотерапия
ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ.

В отечественной психологической практике дельфинотерапия — новое направление, насчитывает не более 4-5 лет. Возникла необходимость теоретической и практической разработки этого метода, т.к., хотя за рубежом это направление развивается с 70-х годов 20-го века, найденная информация дает представление только о примерном направлении работы в этой области.
Показать полностью…

Проделанная работа по обоснованию и разработке дельфинотерапии как метода психотерапии дала результаты, которые легли в основу доклада.

1. Что такое дельфинотерапия?

Дельфинотерапия делится на два направления:

1). Свободное взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов (врача, тренера, психолога, психотерапевта, педагога и т.д.) В данном направлении клиент (пациент) сам выстраивает свои отношения с дельфином, выбирает способы взаимодействия в рамках допустимых возможностей. Роль специалистов ограничивается обеспечением безопасности клиентов и дельфинов.

2). Специально организованное общение. Общение с животным осуществляется через специалиста (врача, психотерапевта, психолога и т.д.), где общение со специалистом для клиента несет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется намеченной цели. В этом направлении дельфинотерапия может решать разные задачи:
ºпсихотерапевтические,
ºпсихокоррекционные,
ºпсихопрофилактические,
ºфизиотерапевтические,
ºпедагогические
— это зависит от запроса клиента и специалиста, который будет замыкать терапевтическую цепь.

Дельфинотерапию можно отнести к натуропсихотерапии, т. к. влияние природного объекта (дельфина), обладающее лечебным эффектом, выступает в качестве самостоятельного метода. Она может быть индивидуальной, групповой, семейной.

2. Лечебные факторы дельфинотерапии.

3. Что может обеспечить общение с дельфином?

Общение с дельфином позволяет достичь следующего:

--прийти к принципиальному переконструированию отношения к себе, к окружающим людям, к природе, к миру вообще;

--вытащить человека из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений;

--выступает в качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур и всего организма в целом;

--стимулировать и вербальную экспрессию, способствуя речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей и детей со сниженным интеллектом;

--стимулировать процесс развития личности;

--восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям и взрослым, переживающим одиночество или состояние дезадаптации, удовлетворять аффелятивную потребность;

--через тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального отреагирования;

--создать условия для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом

4. Как строится дельфинотерапия (на примере курса для детей).

Курс дельфинотерапии состоит из 3 этапов:

1)Подготовительный. Сбор анамнеза, знакомство с индивидуальными особенностями ребенка, беседа с родителями, получение запроса, совместное составление плана коррекционной работы.

2)Основной. Проведение коррекционной работы. В работе преимущественно используется игровой метод. Игры подбирались таким образом, чтобы содействовать решение поставленных коррекционных задач. Игра является одной из основных составляющих пс?6?

#статьи
С КАКИМИ ДЕТЬМИ РАБОТАЕТ ДЕФЕКТОЛОГ И КАКУЮ ПОМОЩЬ ОКАЗЫВАЕТ?

✦ЗПР и ЗПРР
Диагноз задержка психического развития или психо-речевого развития ставится детям после 3-х лет. Ребенок отстает в развитии от сверстников, плохо говорит, пользуется лепетными словами и жестами, неловкий, неуклюжий, невнимательный, не запоминает детские стихи… Дефектолог проводит диагностику для того,
Показать полностью… чтобы определить, на какой возраст реально развит ребенок, определяет основные задачи развития и намечает план коррекционных занятий.

Речь и мышление тесно взаимосвязаны, поэтому , дефектолог занимается и развитием речи, занятия носят комплексный характер и направлены на коррекцию всех сторон психической деятельности.

✦ВЫРАЖЕННАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
Дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью имеют нарушения всех сторон психической деятельности и нуждаются в обучающей, направляющей, стимулирующей помощи со стороны педагога и родителей. Дефектолог знает методики обучения таких детей, владеет специальными коррекционными приемами и методами и дает детям знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации.

Дети, обучающиеся в инклюзивном классе, нуждаются в адаптации общеобразовательной программы в соответствии со своими возможностями и уровнем развития. Дефектолог может оказать помощь в адаптации программы как родителям, так и педагогам.

✦ДЕТИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дети с расстройством аутистического спектра имеют специфику в развитии эмоционально-волевой сферы и социальной коммуникации, интеллектуально ребенок может даже опережать свой возраст, но часто проявления аутизма сопровождаются интеллектуальной недостаточностью. Степень выраженности аутистических черт, навыков коммуникации, интеллектуального развития определяют формы и содержание коррекционных занятий.

Если ребенок проявляет стойкий негативизм, не привлекается к совместной деятельности, не реагирует на обращенную речь, склонен к аффективным вспышкам, агрессивен, рекомендуются занятия с психологом, АВА-терапевтом. По окончании курса, при положительных результатах, ребенок может посещать дефектологические коррекционно-развивающие занятия.

✦ДЕТИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП)
Дети с ДЦП имеют двигательные нарушения, нарушения в развитии речи и интеллекта. Степень выраженности отклонений может быть различной, при этом степень выраженности двигательных нарушений не является показателем степени отставания в психическом развитии или отсутствие речи у ребенка с ДЦП не указывает на умственную отсталость. Дефектолог проводит диагностическое обследование с учетом двигательных и речевых возможностей ребенка, определяет уровень сформированности навыков, объем знаний и представлений, уровень развития психических функций. По результатам обследования определяется программа обучения, учебный материал адаптируется для конкретного ребенка. Таким образом, обучение и развитие становится доступным. Кроме индивидуальных особенностей развития дети с ДЦП имеют и ряд характерных общих проблем, с которыми работает дефектолог:

- развитие пространственных представлений и пространственного восприятия;
- развитие произносительной и коммуникативной стороны речи, обогащение словаря;
- развитие графических навыков;
- развитие устойчивости зрительного внимания и зрительно-моторной координации;

✦ДЕТИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)
Дети с СДВГ – трудные дети, которых воспитатели в детском саду называют невоспитанными, а учителя ругают за плохое поведение и сажают на последнюю парту. Важно понимать, что дети этой категории – это дети с низким психическим тонусом, быстро утомляемые, быстро пресыщающиеся одним видом деятельности. Дефицит внимания – это неспособность произвольно удерживать внимание определенное время, гиперактивность – двигательная расторможенность, которая возникает, как следствие утомления и низкого тонуса.

Дети с СДВГ, даже при хорошем интеллекте, часто не усваивают дошкольную и школьную общеобразовательную программу. Они нуждаются в специальном форме подачи учебного материала, распределенного по времени с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Дефектолог оказывает помощь в обучении, а также может разработать рекомендации для родителей и педагогов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.