12 мерная классификация свойств нервной системы

Свойства нервных процессов, лежащие в основе типов ВНД, определяют свойства нервной системы. Это такие устойчивые ее качества, которые являются врожденными. К числу таких свойств относятся:

1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки не обнаруживая запредельного торможения.

2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.

3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния.

4. Лабильность(подвижность) нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека (В.Д.Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные свойства могут относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к отдельным анализаторам (парциальные свойства).

Классификация свойств нервной системы по В.Д.Небылицыну:

- под силой нервной системы понимается выносливость, работоспособность нервных клеток, устойчивость либо к длительному действию раздражителя, дающего концентрированное, сосредоточенное в одних и тех же нервных центрах и накапливающееся в них возбуждение, либо к кратковременному действию сверхсильных раздражителей. Чем слабее нервная система, тем раньше нервные центры переходят в состояние утомления и охранительного торможения;

- динамичность нервной системы, это скорость образования условных рефлексов или способность нервной системы к обучению в широком смысле слова. Основным содержанием динамичности являются легкость и быстрота, с которой генерируются в мозговых структурах нервные процессы в ходе образования возбудительных и тормозных условных рефлексов;

- лабильность, свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения, протекания и прекращения нервного процесса;

- подвижность нервной системы, скорость движения, распространения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а также взаимного превращения.

В.М.Русалов развил дальше идеи школы Теплова - Небылицына и предложил трехуровневую классификацию свойств нервной системы. Она включает:

1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.

3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

Например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее зависит индивидуальный стиль деятельности.

Свойства нервной системы можно представить в виде иерархии уровней: верхний уровень — системные свойства мозга в целом; средний — комплексные свойства различных структур мозга, низший — элементарные свойства отдельных нейронов. Вопрос о связи свойств каждого уровня с особенностями психики и поведением человека изучен мало. Индивидуальные различия людей, обусловленные свойствами нервной системы, проявляются в динамических характеристиках и не касаются содержательных. Следует заметить, что и динамические характеристики во многом зависят от условий воспитания, привычек, установок.

В отечественной психологии принята 12-мерная классификация свойств нервной системы человека. Четыре основных свойства: сила, подвижность, динамичность, лабильность, — отличающиеся возбуждением и торможением, образуют 8 первичных свойств. Те же основные свойства, отличающиеся уравновешенностью, образуют 4 вторичных свойства.

Внимание психологов привлекают следующие свойства нервной системы:

  • сила, определяющая порог чувствительности;
  • подвижность, определяющая время реакции;
  • уравновешенность.

Сила как свойство нервной системы отражает предел работоспособности клеток головного мозга в ситуации сильного или длительного возбуждения. Сильный тип характеризуется выносливостью нервных клеток, малой истощаемостью их ресурсов, не реагирует на слабые воздействия, не обращает внимания на мелкие, отвлекающие моменты. На основе силы формируются такие черты поведения, как впечатлительность (порог чувствительности), способность адаптироваться, выносливость, качество настроения; реакция на опасность (избегание — приближение).

Человек с сильным типом нервной системы сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде. Даже устав, он быстро восстанавливается, в сложных неожиданных ситуациях держит себя в руках, не теряет эмоционального тонуса и бодрости. Человек с нервной системой слабого типа более чувствителен, обладает способностью реагировать на стимулы низкой интенсивности. Такие люди лучше выполняют монотонную работу, быстрее запоминают, у них, как правило, легче формируются условные рефлексы. Сила подвержена тренировке (с возрастом человек более вынослив, но, увы, менее чувствителен). Однако если поставить тренированных людей в одинаковые условия, то генотипический признак обязательно проявится.

Время реакции — это период между моментом, когда человек обнаруживает какой-то сигнал, и моментом, когда он реагирует на него. Например, вы прикоснулись к чему-то горячему и сразу же отдернули руку. Но все же — не сразу, так как продолжительность такой простейшей двигательной реакции колеблется в пределах 0,2 секунды.

Зависимость нервной системы от фактора времени выражается в ее подвижности и лабильности. Подвижность — скорость (быстрота) смены процессов возбуждения и торможения — проявляется в процессах перехода от одной деятельности к другой. Лабильность — скорость возникновения и протекания процессов возбуждения, скорость торможения и прекращения нервного процесса.

На основе подвижности нервной системы формируется активность, различающаяся темпом, частотой и интенсивностью. Человек с высокоподвижной нервной системой быстро и адекватно реагирует на изменения ситуации, легче отказывается от уже негодных стереотипов. Он скорее приобретает навыки, легче привыкает к новым условиям и людям. Без труда переходит от покоя к деятельности и от одной деятельности к другой. У него быстро возникают и проявляются эмоции. Он способен к мгновенному запоминанию, ускоренному темпу речи. Низкая подвижность нервных процессов указывает на их высокую инертность, затрудняющую переход человека к новым навыкам. Человек с такой нервной системой избегает незнакомых ситуаций.

Уравновешенность нервных процессов по возбуждению и торможению характеризуется тем, что скорость возникновения и скорость прекращения нервного процесса примерно одинаковы. У одних людей возбуждение преобладает над торможением, у других более развиты тормозные процессы. Человек с уравновешенными нервными процессами без труда подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлетов и падений. Он спокоен и собран даже в обстановке повышенной нервозности. На основе уравновешенности нервных процессов формируются такие черты поведения, как концентрация внимания, отвлекаемость; ритмичность.

Различные комбинации основных свойств нервной системы описываются как четыре типа высшей нервной деятельности (ВНД):

  • I — сильный, уравновешенный, подвижный;
  • II — сильный, неуравновешенный, подвижный;
  • III — сильный, уравновешенный, инертный;
  • IV — слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный.

Наиболее изучен первый тип, наименее — четвертый. Это и понятно. Ведь у человека с сильным типом все проявления ярко выражены и легко фиксируются. У человека со слабым типом зафиксировать проявления намного сложнее.


Все люди абсолютно разные. У каждого свои слабые и сильные стороны, все по-своему реагируют на одну и ту же ситуацию. Во многом особенности характера человека зависят от свойств нервной системы. Так давайте же разберемся, какие они бывают и как влияют на формирование личности.

Что это такое?

Свойства нервной системы - это термин, предложенный русским ученым И. П. Павловым, который характеризует прирожденные черты реагирования и функционирования нервной системы. Эти черты определяют то, как она реагирует на условия окружающей среды, поведение человека.

Совокупность всех свойств нервной системы получило название фенотипа. Именно на основании данного понятия ведет работу с человеком психолог. Хотя фенотип и является генетически обусловленным, он может меняться в зависимости от условий окружающей среды.


Основные свойства нервной системы

И. П. Павлов в своей классификации изначально охарактеризовал три основных свойства:

  • сила;
  • уравновешенность;
  • подвижность.

При дальнейшем изучении нервной системы к этим свойствам добавили еще три новых:

  • динамичность - способность головного мозга быстро реагировать на меняющиеся условия окружающей среды, а именно на процессы возбуждения и торможения его структур; основная его характеристика - быстрота формирования условных рефлексов у индивидуума;
  • лабильность - скорость, с которой появляется и прекращается новый процесс;
  • активность - обозначает, насколько легко в головном мозге активируются процессы торможения и возбуждения.


Сила нервных процессов

Одним из главных свойств нервной системы, определяющих дальнейшее развитие характера и темперамента, является сила нервных процессов. Это свойство показывает, насколько нервная система может противостоять действию раздражителей извне.

Основная характеристика силы нервных процессов - как долго нервная система может продержаться без запредельного торможения при длительно воздействующем на нее внешнем раздражителе. Такой должна быть нормальная реакция по отношению к возбудителю.

Если же речь идет о тормозящем нервную систему процессе, тогда основной характеристикой силы будет способность выдерживать продолжительное воздействие этого раздражителя.

Помимо того, физиологи утверждают, что сила характеризуется не продуктивной деятельностью человека, а теми способами, которыми он может добиться наибольшей своей активности.

На основе этого свойства формируются такие черты характера человека, как:

  • выносливость;
  • смелость;
  • способность адаптироваться, то есть приспосабливаться, к меняющейся внешней среде;
  • впечатлительность.


Уравновешенность и подвижность нервных процессов

Двумя другими основными составляющими природных свойств нервной системы являются уравновешенность и подвижность.

Уравновешенность - это баланс, или равновесие, между возбуждением и торможением (основными нервными процессами). Если реакция человека динамична, ему легко успокоиться, отрешиться от ненужных мыслей. Для таких людей не составляет труда побороть глупые желания и трезво оценить ситуацию. Уравновешенность плавно сочетает в себе такие черты характера человека, как концентрация внимания и отвлекаемость.

Подвижность - это скорость появления новых и исчезновения старых нервных процессов. Способность определяется ее возможностью быстро адаптироваться к новым изменениям окружающей среды, менять одни условные рефлексы на другие.

Человеку с подвижными нервными процессами легче избавляться от старых стереотипов, ярлыков, проще открывать себя чему-то новому. У таких людей очень хорошая память, им свойственна быстрая речь. При низкой подвижности процессов индивидууму нелегко находится в незнакомой для него ситуации, обретать новые навыки. Он предпочитает находится в родной для него среде обитания.

Основные уровни

В психологии выделяют отдельную иерархическую классификацию свойств нервной системы. Всего выделяют три уровня:

  • верхний - свойства всего головного мозга, его влияние на весь организм;
  • средний - свойства отдельных структур мозга и целостных групп, которые образуют эти структуры;
  • нижний - свойства отдельных нервных клеток (нейронов).

Все эти уровни не изолированы, а находятся в постоянном взаимодействии между собой. Мало изучено, как каждый из них связан с характером человека и его психическими процессами.


Типы нервной системы

На основе различных комбинаций нервных процессов охарактеризованы четыре типа свойств нервной системы человека:

  • сильный безудержный - его нервные процессы несбалансированные, при чем возбуждение значительно преобладает над торможением;
  • сильный живой - отличается неуравновешенной и крайне подвижной реакцией, возбуждение быстро переходит в торможение, и наоборот;
  • сильный спокойный - его нервные процессы уравновешенны, однако, практически неподвижны;
  • слабый - возбуждение, как и торможение, развиты слабо; клетки коры характеризуются низкой работоспособностью.

Лучше всего изучен первый тип, так как именно в нем наиболее ярко выражены все свойства нервной системы. А хуже поддается исследованию, соответственно, слабый тип.


Особенности характера при разных типах нервной системы

Как же меняется поведение индивидуума в зависимости от его характеристики свойств нервной системы? Человек с сильной нервной системой способен быть работоспособным на протяжении длительного времени, даже выполняя действительно тяжелую работу. Устав, он не требует много времени на отдых. Такой человек быстро восстанавливается, в критических ситуациях не паникует, а трезво оценивает обстановку.

Индивидуум со слабым темпераментом - более чуткий и эмоционально лабильный, то есть реагирует даже на незначительные стимулы. Такому типу людей легче выполнять однообразную работу, так им проще запоминать информацию. У них есть возможность развиваться - устойчивость у такой личности приобретается со временем. Однако если двух динамично натренированных людей сильного и слабого типа поставить в одни и те же условия, генетическая предрасположенность даст о себе знать.


Типы темперамента

Типы нервной системы, перечисленные выше, соответствуют четырем видам темперамента:

  • холерик - с сильными и безудержными нервными процессами;
  • сангвиник - обладает стойкими и живыми функциональными характеристиками;
  • флегматик - сильный и спокойный тип нервных процессов;
  • меланхолик - наиболее слабый.

Кроме того, помимо перечисленных выше типов нервной системы, выделяют также другую ее классификацию:

  • мыслительный тип;
  • художественный тип.

В основу этого разделения положено взаимодействие двух сигнальных систем человека. Именно это служит ведущим фактором того, в каком направлении будет развиваться индивидуум. Так, для мыслительного типа характерна преимущественная активность второй сигнальной системы, а для художественного - первой. Люди, рожденные с хорошей выработкой условных рефлексов, имеют больше шансов стать математиками, филологами, физиками и другими учеными. У личностей с художественным типом чаще наблюдается талант к писательству, музыке или живописи, то есть это люди творческой профессии.

Итак, наш характер, то, как мы реагируем на определенные ситуации, какие решения принимаем, во многом зависит от унаследованных от родителей свойств нервной системы. Однако, какой бы тип рефлекторных реакций ни был закодирован в нашем ДНК, любой из этих процессов более или менее эластичен. Их меняют воспитание, привычки, ситуации, в которые мы попадаем. Все, что с нами происходит, оставляет в нас определенный отпечаток, меняя функционирование всей нашей нервной системы.

индивидуальные особенности личности

Индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух основных процессов – возбуждения и торможения – лежат в основе типа высшей нервной деятельности (ВНД) человека. Согласно взглядам И.П. Павлова, создателя учения о типах ВНД, ведущими являются три свойства нервных процессов: сила процессов возбуждения и торможения; уравновешенность процессов возбуждения и торможения; лабильность (подвижность) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессовсвязана с уровнем работоспособности нервных клеток. Слабые нервные процессы характеризуются не­способностью нервных клеток выдерживать сильные и длительные нагрузки, следовательно, эти клетки обладают низким уровнем работоспособности. Сильные нервные процессы связаны, соответствен­но, с высоким уровнем работоспособности нервных клеток.

Уравновешенность нервных процессов определяется их соотно­шением. Возможно преобладание одного из нервных процессов (например, возбуждения над торможением) или их уравновешенность.

Лабильность нервных процессов характеризуется скоростью возникновения возбудительного и тормозного процессов и способ­ностью нервных клеток переходить из состояния возбуждения в тормозное и наоборот. Следовательно, нервные процессы могут быть высоко подвижными или инертными.

Различные люди характеризуются различными соотношениями всех перечисленных свойств, которые в конечном итоге и опреде­ляют тип их нервной системы и ВНД.

В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека (В.Д. Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, по­движность, динамичность и лабильность по отношению к возбужде­нию и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам) [1].

Нервная система является частью целостного организма, и поэтому формирование ее основных свойств находится в зависи­мости от общих конституционных свойств организма. Следователь­но, те факторы, которые определяют развитие организма в целом (наследственность и среда), оказывают влияние на формирование типов ВНД. Наследственность определяет пределы изменчивости типологических свойств нервной системы, а от среды зависит степень их развития. Многочисленные экспериментальные данные свидетельствуют, что одно или другое свойство нервной системы мо­жет быть выражено в минимальном или максимальном варианте в зависимости от условий воспитания.

Свойства нервной системы – это физиологические свойства, поэтому их никак нельзя отождествлять с психическими свойства­ми личности. “Свойства нервной системы не предопределяют ни­каких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее – другие”, – писал Б.М. Теплов. [2] Он отмечал, что о силе нервной системы нельзя судить по продуктивности работы. Продуктивность деятельности человека обусловлена такими факторами, как его отношение к труду, его интересы, его знания и навыки, его умение организовывать свою работу. Все эти факторы не зависят от силы нервной системы. Поэтому человек со слабой нервной системой может давать высокую продуктивность работы. О силе и слабости нервной системы говорит не продуктивность деятельности, а то, как про­текает эта деятельность, сколь быстро и в чем проявляется утом­ление, какие способы помогают человеку бороться с утомлением, какой режим работы для него наиболее благоприятен. Короче гово­ря, сила нервной системы проявляется не в том, какова продук­тивность деятельности данного человека, а в том, какими спосо­бами и при каких условиях он достигает наибольшей продуктивности.[3]

Развивая в этом плане идеи Б.М. Теплова, В.Д. Небылицын высказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными на­грузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Одинаковые педагогические воздействия на учащихся с раз­личными типами ВНД не будут для каждого из них адекватными. То, что посильно ученику с сильным типом нервной системы, мо­жет оказаться не под силу ученику со слабым типом. Ученик с инертными нервными процессами будет удивлять учителя своей медлительностью, а ученик с преобладанием процессов возбужде­ния и их высокой подвижностью всегда будет непоседливым. Учебно-воспитательная работа с такими детьми должна строиться с учетом их биологических особенностей и быть направлена на воспитание у них положительных качеств. У ученика со слабой нервной системой педагог, постепенно увеличивая нагрузки, должен повышать работоспособность его нервных клеток, у ученика с инертными нервными процессами – воспитывать быстроту реакции, у ученика с неуравновешенным типом нервной системы – тренировать процессы торможения и т.д.

Основные свойства нервной системы человека до­вольно устойчивы, поэтому практическая задача их изучения заключается не в поиске способов их изменений, а в создании оптимальных условий деятельности и применении адекватных методов воздействия на человека.

Глава 3. Личность, деятельность, сознание

3.1. Понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Человек как индивид, личность, индивидуальность. Обзор теорий личности. Классификация теорий личности. Социализация как условие и механизм формирования личности.

3.2. Структура личности. Различные подходы к структуре личности в отечественной психологии: А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов.

3.3. Сознательное и бессознательное в структуре личности. Понятие и психологическая характеристика сознания человека. Бессознательное, предсознание и подсознание.

3.4. Самосознание личности. Понятия: Я-концепция; самооценка; рефлексия; уровень притязаний; локус контроля. Защитные механизмы. Волевая саморегуляция личности и самоконтроль.

3.5. Понятия: активность, поведение, деятельность. Поведение и деятельность как формы активности. Сравнительный анализ активности и поведения животных и человека.

Структура деятельности. Мотивы и потребности в структуре деятельности. Операции и действия в структуре деятельности. Внешние и внутренние компоненты деятельности. Интериоризация. Умения и навыки в структуре деятельности. Механизмы формирования привычки.Основные виды деятельности: игра, учение, труд. Понятие ведущей деятельности.

3.1. Понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Структура личности

Согласно традиции, сложившейся в отечественной психологии, понятие личность не отождествляется с понятиями человек, индивид и индивидуальность.

Наиболее общим является понятие человек, которое определяется как “биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида homo sapiens, наделенное сознанием, т. е. способностью познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и благодаря этому поступать и действовать разумно”[]. (Ковалев, с 15).

Индивид – это единичный представитель вида homo sapiens, отдельный представитель человеческой общности [](сл. 128).

Человек рождается индивидом, наделенным совокупностью свойств, и лишь в условиях социального взаимодействия через некоторое время он становится личностью. Иначе говоря, индивидные свойства – врожденные и приобретенные – являются необходимыми, но недостаточными предпосылками формирования и развития личности.

Под личностью в психологии понимается “человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены; проявляются в общественных по природе связях и отношениях; являются устойчивыми; определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих” [Немов, 336]. Отличие конкретного человека от других проявляется в чертах его индивидуальностисвоеобразии психики и личности индивида, его неповторимости [сл. 129].

В большинстве теорий личность рассматривается как сложное структурное образование. В российской психологии существует несколько подходов как к личности в целом, так и к ее структуре. Кратко рассмотрим некоторые из них.

В рамках теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, личность понимается одновременно как условие и как продукт деятельности. Исходными единицами анализа личности являются деятельности субъекта. Первое основание личности составляет богатство связей человека с миром. Второе основание – степень иерархизированности деятельностей, соотношение мотивов.

Самостоятельные смысловые единицы жизни личности образуются иерархиями мотивов. Структура личности, таким образом, представляет собой конфигурацию мотивационных линий. При высокой степени иерархических соотношений имеется главный мотив, подчиняющий большую часть смысловых единиц жизни [хр. Стр. 188-196].

По мнению А.В. Петровского, в структуре личности выделяются три подсистемы: внутрииндивидная (интраиндивидная), интериндивидная и метаиндивидная (надиндивидная)[Петр. 201-203].

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

И. П. Павлов выделял три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

  • 1. Сила нервной системы — самый важный ее показатель, который проявляется в способности нервной системы выдерживать длительное воздействие нагрузок, не приходя в состояние запредельного торможения. Сила нервной системы — это показатель работоспособности нервных клеток, их функциональной выносливости.
  • 2. Уравновешенность нервной системы означает соответствие силы возбуждения силе торможения; значительное преобладание одного из этих процессов над другим свидетельствует о неуравновешенности нервной системы.
  • 3. Подвижность нервных процессов характеризуется быстротой и легкостью сменяемости процессов возбуждения и торможения. Противоположной этому свойству является инертность нервных процессов, исключающая их быструю и легкую перестройку.

Различные сочетания силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов определяют, по И. П. Павлову, индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности, темперамент. Эти сочетания составляют разные типы нервной системы (рис. 4.1), служат физиологической основой традиционно описываемых в литературе четырех типов темперамента:

  • а) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы лежит в основе сангвинического темперамента;
  • б) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы соответствует флегматическому темпераменту;
  • в) сильный, неуравновешенный тип нервной системы с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения соответствует холерическому темпераменту;
  • г) слабый тип нервной системы определяет меланхолический темперамент.


Рис. 4.1. Типы нервной системы (по И. П. Павлову)

Оказалось, например, что сила нервных процессов является показателем не только работоспособности нервной системы, но и ее чувствительности (сенситивности), т.е. повышенной восприимчивости к каким-либо стимулам.

Значительно расширилось и понятие подвижности, которое стало означать подвижность не только в узком смысле этого слова (как способность нервных процессов переходить из одного состояния в другое), но и как лабильность, которая характеризуется скоростью возникновения и прекращения нервных процессов. Так было выявлено еще одно важное свойство нервных процессов — динамичность, которая выражается в легкости, быстроте генерации процессов возбуждения или торможения.

В настоящее время традиционные комбинации свойств нервной системы дополнены новыми свойствами. В частности, наметилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека на основе сочетаний по крайней мере восьми первичных (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и соответственно к торможению) и четырех вторичных (уравновешенность по силе, подвижности, динамичности и лабильности) свойств [2] .

Кроме указанных выше были выявлены и другие свойства нервной системы, связанные с темпераментом:

  • 1) реактивность — свойство нервной системы, проявляющееся в непроизвольности реакций различной интенсивности в ответ на какие-либо посторонние воздействия;
  • 2) активность нервной системы — свойство, свидетельствующее о том, насколько энергично человек воздействует на окружающий мир, познает его, преодолевает препятствия на пути к поставленной цели.

Реактивность и активность характеризуют энергетический уровень поведения человека. Их соотношение показывает, чем в большей степени определяется поведение человека — случайными факторами (настроение, поведение окружающих и т.д.) или его стойкими намерениями, убеждениями. Например, преобладание реактивности нередко наблюдается в поведении так называемых случайных, ситуационных правонарушителей;

  • 3) пластичность и противоположная этому свойству ригидность нервных процессов выражают подвижность либо инертность нервной системы, определяют, насколько человек легко, гибко приспосабливается к изменяющейся обстановке (ситуации). Пластичность — профессионально важное свойство темперамента, необходимое юристу, поскольку оно влияет на гибкость его поведения в различных ситуациях;
  • 4) экстравертированность — интровертированность — это характеристика индивидуально-психологических различий, в определенной мере связанных с темпераментом, проявляющаяся в большей обращенности человека либо на внешний, окружающий мир, либо на свой внутренний мир, что также в значительной мере влияет на его поведение.

Компенсаторные возможности психики. Между свойствами нервной системы и темпераментом существует тесная и неоднозначная взаимосвязь: одно и то же свойство нервной системы может влиять на несколько различных свойств темперамента. В результате образуются своеобразные симптомокомплексы различных свойств нервной системы, коррелирующих между собой. Причем в совокупности различных признаков того или иного свойства один из признаков является ведущим, определяющим. Этим во многом и объясняются достаточно прочные компенсаторные возможности психики, позволяющие человеку приспосабливаться к окружающей среде.

Типы темперамента. Ввиду значительного разнообразия сочетаний различных свойств нервной системы наряду с четырьмя традиционными типами темперамента существует большое количество промежуточных типов, различных вариантов темперамента. Поэтому проблема четкого деления людей по общим признакам нервной системы исходя только из четырех типов темперамента уступила место более углубленному изучению отдельных свойств нервной системы, лежащих в основе темперамента конкретного человека, у которого могут наблюдаться черты разных традиционно выделявшихся ранее типов темперамента. Анализируя перечисленные выше свойства, можно дать краткую психологическую характеристику четырем традиционно описываемым в литературе типам темперамента в качестве базовых, с тем чтобы потом можно было их использовать при сравнительном анализе индивидуально-психологических особенностей различных людей (рис. 4.2). Так, например, сангвиник характеризуется несколько пониженной сенситивностью, высокой реактивностью и активностью, уравновешенностью, эмоциональной подвижностью, пластичностью, лабильностью, экстравертированностью. Обладатели этих свойств темперамента обычно весьма деятельны, продуктивны в работе, особенно если она вызывает у них живой интерес. Они подвижны, легко приспосабливаются к новым условиям, умеют легко вступать в контакты с людьми, однако испытывают затруднения при выполнении длительных, монотонных операций.


Рис. 4.2. Четыре основных типа темперамента. Определите в изображенных персонажах сангвиника, холерика, флегматика, меланхолика. По каким признакам их поведения это можно сделать?

(рисунок X. Бидструпа)

Например, в отличие от сангвиника, холерик отличается повышенной возбудимостью, высокой реактивностью, активностью, повышенной эмоциональной возбудимостью, экстравертированностью, ускоренным темпом реакций. Холерики нередко демонстрируют повышенную возбудимость, неуравновешенность поведения, определенную цикличность в работе — от страстного увлечения делом до полной апатии, сопровождающейся временной бездеятельностью. При отрицательном воспитательном воздействии в поведении холерика чаще могут проявляться несдержанность, сниженный самоконтроль, избыточная агрессивность в эмоционально напряженных, конфликтных ситуациях.

Напротив, флегматик характеризуется пониженной сенситивно- стью, низкой реактивностью, ригидностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, замедленным темпом реакций, интроверти- рованностью. Люди с чертами флегматического темперамента более уравновешенны, основательны в работе, успешно трудятся там, где требуется методичность, упорство, кропотливое отношение к делу. В числе недостатков флегматика следует отметить некоторую инертность, малоподвижность, необходимость дополнительного времени для переключения от одного вида занятий к другому.

И наконец, меланхолик отличается повышенной сенситивностью, невысокой реактивностью и сниженной активностью, ригидностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, отрицательной окраской эмоций, эмоциональной ранимостью, интровертированностью. В силу того, что процессы торможения у меланхолика преобладают над процессами возбуждения, сильные отрицательные раздражители могут воздействовать деструктивным образом на его поведение и деятельность в целом. Поэтому люди, наделенные в значительной мере свойствами меланхолического темперамента, чаще испытывают повышенную тревожность, более подвержены стрессу, чаще переоценивают характер угрозы, легче становятся жертвами правонарушений насильственного характера.

  • [1] Небылицын В. Д. Указ. соч. С. 183.
  • [2] Подробнее см.: Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. С. 78.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.