А в богданов физиология центральной нервной системы

  • Медицина

Описание книги

Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.

  • Медицина


Ни одной рецензии нет













  • ТОП-15 лучших книг 2020 года
  • Что в имени тебе моем.
  • Заразительное одиночество
  • Все дороги ведут домой
  • 75 ракурсов Победы. ТОП-ВОВ-75 от ведущих издательств
  • Юмор всему голова
  • ТОП-20 Новинки ведущих издательств
  • Самоизоляция. Как провести время, чтобы оно не провело тебя. Советы от Book24 и Litres
  • Вирусы. Пограничники жизни
  • Вирус-вдохновитель
  • Читаем первыми. ТОП-15 новейших книг 2020 года
  • От классического до военного. Заведи свой роман
  • детская литература
  • Сказки и мифы
  • Феминизм
  • О любви
  • юмор
  • ветеринария
  • Исторические книги
  • 10 книг, которые помогут разобраться в медицине
  • Нумизматика
  • рисование
  • Биографии
  • Деньги
  • F.A.Q.
  • О проекте
  • Пользовательское соглашение
  • Помощь и контакты
  • Все 0
  • Друзья 0
  • Похожие 0

Если у Вас возникли вопросы по работе сайта - напишите нам!




Для восстановления обратитесь к администратору

Уважаемые пользователи!

На нашем сайте происходят большие изменения: мы усиленно работаем над улучшением дизайна и логики сайта, а также пополняем базу новыми книгами.

Администрация сайта приносит свои глубочайшие извинения всем пользователям.

Асратян Э. А. Рефлекторная теория высшей нервной деятельности. — М.: Наука, 1983.

Безруких М. М.,ХрянинА. В. Особенности функциональной организации мозга у праворуких и леворуких детей 6—7 лет при выполнении зрительно-пространственных заданий разного уровня сложности. // Физиология человека. — 2003. — Т. 29. — № 3. — С. 33—40.

Бианки В. Л. Механизмы парного мозга. —Л.: Наука, 1989.

Блум Ф., Лейзерсон А.,Ховстедтер Л. Мозг, разум и поведение. — М.: Мир, 1988.

Богданов А. В. Физиология центральной нервной системы. — М.: УРАО, 2002.

Богданов А. В., Галашина А. Г. Функциональные связи нейронов моторной коры при обучении. Пространственно-временная организация. — М.: Наука, 2003.

Вартанян Г. А. Взаимодействие возбуждения и торможения в нейроне. — Л.: Наука, 1970.

Вартанян Г. А., Пирогов А. А. Нейробиологические основы высшей нервной деятельности. —Л.: Наука, 1991.

Гасанов У. Г. Познавательная функция корковых нейронных сетей. — М.: Наука, 1992.

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. — М.: Мир, 1990.

Дельгадо X. Мозг и сознание. — М.: Мир, 1971.

Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. — М., 2000.

Коган А. Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. — М.: Высшая школа, 1959.

Костюк П. Г. Физиология центральной нервной системы. — Киев: Вища Школа, 1977.

Кратин Ю. Г. Анализ сигналов мозгом. —Л.: Наука, 1977.

Левина С. Е. Очерки развития пола в раннем онтогенезе высших позвоночных. — М.: Наука, 1974.

Механизмы памяти. Руководство по физиологии. —Л.: Наука, 1987.

Мозг / под ред. П. В. Симонова. — М.: Мир, 1984.

Общая физиология нервной системы. Руководство по физиологии. — Л.: Наука, 1979.

Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Поли. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. — М.; Л.: АН СССР, 1951. — 391 с.

Павлыгина Р. А. Роль доминанты в замыкании условного рефлекса // Доминанта и условный рефлекс. — М.: Наука, 1987.

Поляков Г. И. О принципах нейронной организации мозга. — М.: МГУ, 1965.

Русинов В. С. Доминанта. Электрофизиологические исследования. — М.: Медицина, 1969.

Русинов В. С. Доминанта и временная нервная связь // Доминанта и условный рефлекс. — М.: Наука, 1987.

Сентаготаи Я., Арбиб М. Концептуальные модели нервной системы. — М.: Мир, 1976.

Сергеев Б. Ф. Асимметрия мозга. — М.: Знание, 1981.

Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга. — М.: Институт психологии РАН, 1998.

Словарь физиологических терминов / отв. ред. О. Г. Газенко. — М.: Наука, 1987.

СомъенД. Кодирование сенсорной информации. — М.: Мир, 1975.

Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / отв. ред. О. С. Адрианов, Д. А. Фарбер. —Л.: Наука, 1990.

Ухтомский А. А. Учение о доминанте. Собр. соч. Т. 1. — Л.: ЛГУ, 1950. — 328 с.

Ухтомский А. А. Парабиоз. Физиологическая лабильность. Усвоение ритма. Собр. соч. Т. 2. —Л.: ЛГУ, 1951. — 178 с.

Ухтомский А. А. Собр. соч. Т. 2. —Л.: ЛГУ, 1952. — С. 5А—164.

Ухтомский А. А. Ансамбль возбуждения и электротон. Собр. соч. Т. 6. — Л.: ЛГУ, 1962. — 178 с.

Фарбер Д. А. Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе. — М.: Просвещение, 1969.

Физиология человека. В 3 т. / под ред. П. И. Ткаченко. — СПб., 1994.

Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности. Руководство по физиологии — Л.: Наука, 1986.

Хананашвили М. М. Механизмы нормальной и патологической условно-рефлекторной деятельности. —Л.: Медицина, 1972.

Чайченко Г. М., Харченко П. Д. Физиология высшей нервной деятельности. — Киев: Вища школа, 1981.

Шеперд Г. Нейробиология. В 2 т. — М.: Мир, 1987.

Шулъговский В. В. Физиология центральной нервной системы. — М.: МГУ, 1997.

Эделмен Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. — М.: Мир, 1981.

ЭкклсДж. Физиология нервных клеток. — М.: Мир, 1959.

ЭкклсДж. Физиология синапсов. — М.: Мир, 1966.

Центральная нервная система: анатомия и физиология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета (протокол № 4 от 05 мая 2016 г.)

доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой физиологии Томского государственного университета Ю. В. Бушов;

доктор психологических наук, профессор Академии психологии и педагогики Южного федерального университета Е. В. Воробьева

Создание этого учебника продиктовано тенденцией вузов к укрупнению учебных дисциплин. В прежние года в России было издано много учебников по Анатомии ЦНС и Физиологии ЦНС. Однако объединение этих предметов в рамках одного курса потребовало коренной переработки изучаемого материала. В учебнике мы попытались в относительно сжатой форме дать представления обо всех основных вопросах, касающихся строения и функционирования центральной нервной системы. Большое число иллюстраций призвано облегчить восприятие и усвоение изучаемого материала.

Строение различных мозговых структур дается во взаимосвязи с их функциональными особенностями. Самостоятельные главы учебника посвящены вопросам общей структурной и функциональной организации ЦНС, а также вопросам объединения нервных центров в функциональные системы.

Структура учебника фактически отражает модульную структуру курса. Материал разбит на 4 главы (по числу модулей дисциплины). Каждая глава, помимо изучаемого материала, включает вопросы для самоконтроля, темы самостоятельных работ, а также латинские названия основных структурных элементов ЦНС.

Мозг – самое удивительное образование природы и самая величайшая загадка. Как полтора килограмма сероватой желеобразной массы, поражаю щей своей неупорядоченностью, способны не только вмещать весь мир, но и преобразовывать его?

Нервная система занимает в организме особое положение. В эволюции она возникает с появлением многоклеточных животных, и именно она объединяет различные системы в то, что мы называем организмом.

Возможно, первым, кто высказал мысль о связи человеческой психики с мозгом, был римский врач Гален (II век до н. э.). Однако систематическое изучение нервной системы начинается фактически лишь в средние века. Анатомические исследования обнаруживают в головном мозге полости, и это подталкивает монаха и философа XVI века Грегора Рейша к мысли, что вместилищем души являются желудочки мозга, а не сердце.

Появление и развитие новых технологий обогащает науку о мозге все новыми методами ее исследования.

Изучение строения центральной нервной системы (ЦНС) предполагает фиксацию нервной ткани и ее окрашивание различными способами, позволяющими дифференцировать серое и белое вещество, а также прослеживать направление связей между нервными центрами. Все более информативными становятся методы клеточной морфологии.

Изучение функционирования нервной системы предполагает использование как минимум двух операций: воздействия на мозг и регистрации результатов этого воздействия.

Один из видов воздействий вызывает угнетение мозговых функций и выражается либо в искусственном разрушении или временном выключении определенных структур ЦНС (у животных), либо в травматических или органических поражениях отделов мозга (у человека). В этом случае в качестве реакций регистрируются изменения поведения и психики.

Другой вариант воздействий направлен на активацию мозговых структур. Это может быть достигнуто прямой стимуляцией нервных центров (у животных), воздействием на органы чувств, либо решением определенной задачи. Регистрируются поведенческие, электрические или томографические (у человека) реакции.

Все больший вклад в изучение ЦНС вносят нейрохимия, нейрогенетика и нейрокибернетика.

Итак, мы приступаем к изучению уникальной системы организма, которая имеет вход (рецепторы и формируемые ими пути), выход (нейроны, направляющие волокна к мышцам и железам) и то, что находится между ними и определяет всю нашу жизнь.

По топографическому принципу нервная система подразделяется на центральную и периферическую. Периферическая система распределена по всему организму, центральная заключена в костные образования скелета и покрыта тремя мозговыми оболочками. К периферической системе относят ганглии (скопления нервных клеток за пределами центральной нервной системы) и нервы (собранные вместе аксоны – длинные отростки нейронов). Центральная нервная система состоит из нервных центров в виде скоплений нейронов и проводящих путей, соединяющих эти центры. Деление на центральную и периферическую части условно, поскольку нервная система в функциональном отношении едина.


Рис. 1. Центральная нервная система

ЦНС анатомически делится на спинной мозг и головной мозг (рис. 1). Спинной мозг располагается внутри костного канала – позвоночника – и состоит из морфологически однородных сегментов. Головной мозг заполняет черепную коробку и неоднороден по строению и функциям.


Рис. 2. Отделы головного мозга (сагиттальный срез).

Спинной мозг и все отделы головного мозга имеют полости, заполненные цереброспинальной жидкостью. Эта жидкость содержит биологически активные вещества и участвует в обменных процессах. Наполнение полостей этой жидкостью определяет величину внутримозгового давления.

Нервная ткань состоит из клеток двух типов: нервных и глиальных. Нервные клетки выполняют специфические для нервной системы функции, глиальные клетки (нейроглия) выполняют вспомогательные функции (опорная, трофическая и защитная), обеспечивая нормальное функционирование нейронов. При этом глиальных клеток примерно в 10 раз больше, чем нервных, и они заполняют пространство между нейронами. Глиальные клетки, в отличие от нейронов, способны делиться в течение всей жизни.

Нервная клетка состоит из сомы (тело клетки) и отходящих от нее отростков (рис. 3). Размер сомы у разных нейронов может отличаться в десятки раз: от 5 до 150 мкм. Сома заполнена цитоплазмой, в которой располагаются ядро клетки и органеллы. От тела отходят многочисленные короткие ветвящиеся отростки, которые называются дендриты, а также один длинный отросток, который называется аксон. Дендриты представляют собой короткие трубчатые выросты толщиной менее 1 нм. Диаметр аксона составляет у разных клеток от 1 до 6 мкм, а длина может достигать метра и более. На своем конце аксон делится на множество ответвлений – аксонных терминалей, каждая из которых заканчивается утолщением – синаптической бляшкой. Синаптической бляшкой аксонная терминаль контактирует с дендритом или сомой другого нейрона, образуя межклеточный контакт – синапс.

Тело клетки и ее отростки покрыты типичной для всех клеток организма оболочкой. Эта мембрана представляет собой липопротеидную пластинку толщиной 5–6 нм (рис. 4). Большая часть мембраны образована двумя слоями липидных молекул, которые гидрофильными концами направлены друг к другу, а гидрофобными обращены к внутренней и наружной ее поверхности. Липидные слои обеспечивают барьерную функцию мембраны – защищают клетку и поддерживают ее форму. В липидную пластинку встроены молекулы белков, которые выполняют транспортную и рецепторную функцию. Первая определяет состав веществ внутри клетки, вторая – специфическую чувствительность клетки к медиаторам, гормонам, антигенам и другим клеткам.


Рис. 3. Строение нервной клетки


Рис. 4. Липопротеидная мембрана нейрона.1 – двойной слой липидов, 2 – белковые молекулы

Нервные клетки классифицируются по характеру отростков на 4 типа (рис. 5): мультиполярные, биполярные, псевдоуниполярные и униполярные. Самыми распространенными являются мультиполярные клетки – типичные для ЦНС нейроны. Они состоят из тела, дендритного дерева и аксона. Биполярный нейрон имеет продолговатое тело, с одной стороны которого отходит дендрит, а с другого – аксон. Такие клетки встречаются лишь в сетчатке глаза, а также в слуховом и вестибулярном ганглиях. Псевдоуниполярные нейроны формируют спинальные ганглии (утолщения задних корешков спинномозговых нервов). От шарообразного тела такой клетки отходит один отросток, который Т-образно делится на две ветви: одна направляется к периферии, другая входит в спинной мозг. Такого же типа нейроны располагаются в чувствительных ядрах черепномозговых нервов.


Рис. 5. Типы нейронов

Униполярные клетки характерны тем, что от шарообразного тела отходит лишь один отросток с терминалями. Эти клетки типичны для нервной трубки зародыша. У взрослого человека они сохраняются только в мезэнцефалическом ядре тройничного нерва (обеспечивают проприоцептивную чувствительность жевательных мышц).

Мембрана аксона, в отличие от сомы и дендритов, как правило, дополнительно покрыта миелиновой оболочкой, которую формируют особые глиальные клетки – олигодендроциты (Шванновские клетки) (рис. 6). Эта оболочка придает аксонам беловатый оттенок. Тела клеток и дендриты не имеют такой оболочки и окрашены в серый цвет (под цвет мембраны). Поэтому на срезах нервной ткани имеются участки, окрашенные в белый и серый цвета. На основании этого все вещество ЦНС делится на белое и серое. Серое вещество – это скопления тел нейронов с их дендритными деревьями. Они образуют нервные центры. Белое вещество – это скопления аксонов. Они образуют проводящие пути между нервными центрами. За пределами ЦНС проводящие пути представлены нервами. ЦНС взаимодействует с органами и тканями с помощью 31 пары спинномозговых нервов и 12 пар черепномозговых нервов.


Рис. 6. Формирование миелиновой оболочки

Все проводящие пути делятся на афферентные и эфферентные. Афферентные (приносящие) пути представлены волокнами, направляющимися с периферии в ЦНС, а также восходящими связями в пределах ЦНС. К эфферентным (выносящим) путям относятся нисходящие связи ЦНС и нервные волокна, направляющиеся из ЦНС к исполнительным органам.

Все структуры ЦНС имеют парную организацию, то есть представлены в обеих половинах мозга. При этом реализуется контралатеральный принцип иннервации: левая половина мозга связана с правой половиной тела, а правая половина мозга – с левой. Исключение составляют задний и продолговатый мозг. Здесь иннервация носит ипсилатеральный характер.

Филогенез – это эволюционное развитие. У животных нервная система формируется с появлением многоклеточных организмов, когда возникает необходимость согласованного функционирования различных клеток. Фактически именно нервная система связывает все клетки организма в единое целое. Считается, что в ходе эволюции нервная система проходит 3 основных этапа своего развития: 1) диффузная; 2) узловая; 3) трубчатая нервная система (рис. 7).


Рис. 7. Эволюция нервной системы.

А – диффузная, Б – узловая, В – трубчатая

Итак, первым этапом эволюционного развития нервной системы является диффузная (сетчатая) нервная система. На этой стадии все нервные клетки однородны по своим функциям, их отростки не специализированы, а сама нервная система представляет собой однородную сеть. Одним из обладателей диффузной нервной системы является гидра (представитель кишечнополостных) (рис. 8).


Рис. 8. Пример диффузной нервной системы (гидра)

Функционирование такой нервной системы весьма примитивно: возбуждение, возникающее в локальном участке нервной сети, распространяется и охватывает всю сеть. В результате реакция на любое раздражение всегда одинакова – общее сокращение тела.

Обладателями узловой нервной системы являются высшие беспозвоночные. На этом этапе эволюционного развития нервной системы происходит специализация нервных клеток. Появляются чувствительные, вставочные и двигательные нейроны. Чувствительные (афферентные) нейроны получают сигналы об изменениях среды и передают эту информацию вставочным нейронам. Вставочные нейроны (интернейроны) обрабатывают полученную информацию, а результаты обработки передают двигательным нейронам. Двигательные (эфферентные) нейроны формируют и посылают команды исполнительным структурам, обеспечивающим реагирование на изменения среды.


Рис. 9. Пример узловой нервной системы (высшие черви)

Появление в передней части тела органов чувств способствует большему развитию передних ганглиев, поскольку обработка сенсорной информации требует дополнительных нервных ресурсов. Наивысшего развития узловая нервная система достигает у насекомых (рис. 10).


Рис. 10. Нервная система насекомых

Наиболее совершенной по своей организации считается трубчатая нервная система. Ее обладателями являются хордовые. Возникновение трубчатой нервной системы связывают с появлением внутреннего скелета и, как следствие, нового двигательного аппарата. Развитие трубчатой нервной системы проходит в несколько этапов. Сначала появляется метамерная нервная трубка с сегментарными нервами (у ланцетника). Это так называемый туловищный мозг, который у позвоночных преобразуется в спинной мозг. Между его сегментами формируются собственные связи спинного мозга. Развитие органов чувств ведет к преимущественному развитию передней части трубки (цефализация) и появлению головного мозга. Этот процесс сопровождается формированием двусторонних связей между спинным и головным мозгом – спинной мозг становится проводником афферентных и эфферентных сигналов.

В головном мозге формируется 3 отдела: задний, средний и передний мозг. Задний мозг развивается под влиянием рецепторов акустики и статики, средний – под влиянием зрительных рецепторов, передний мозг формируется как субстрат анализа обонятельных сигналов. Задний мозг делится на продолговатый мозг и собственно задний мозг. Продолговатый мозг становится переходным отделом от спинного мозга к головному. Из заднего мозга развиваются мозжечок и Варолиев мост. Передний мозг делится на промежуточный и конечный. Конечный мозг увеличивается за счет роста и развития полушарий. Важным этапом развития полушарий является появление у рептилий новой коры, которая получает прогрессивное развитие у млекопитающих.

Таким образом, главное правило филогенеза центральной нервной системы можно сформулировать так: с каждым этапом эволюции возникают новые вышележащие нервные центры, функционально подчиняющие себе старые.

Онтогенез – это индивидуальное развитие. Онтогенез делится на пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (послеродовой).

Зачатком нервной системы является мозговая трубка. Она формируется из соединительной ткани (рис. 11).


Рис. 11. Формирование мозговой трубки зародыша

Ее задняя часть образует зачаток спинного мозга, а передний конец путем перетяжек разделяется на 3 первичных мозговых пузыря: передний, средний и задний (рис. 12).


Рис. 12. Первичные мозговые пузыри

В последующем в переднем и заднем пузырях возникают новые перетяжки (рис. 13). В результате из переднего мозгового пузыря образуется два отдела: конечный мозг и промежуточный мозг, из среднего пузыря формируется средний мозг, а из заднего образуются задний мозг и добавочный мозг. Добавочный мозг развивается в продолговатый мозг.


Рис. 13. Дифференциация мозговых пузырей

Интенсивный прирост массы мозга начинается со второго месяца внутриутробного развития (рис. 14).

На пятом месяце начинается миелинизация аксонов, и появляются первые синапсы. Головной мозг новорожденного весит 300–400 граммов. К 8-му месяцу постнатального развития вес мозга удваивается, а к 4–5 годам – утраивается. Ствол мозга принимает окончательный вид к 5 годам. К этому же возрасту завершается миелинизация аксонов. Форма и размер борозд и извилин полушарий наиболее интенсивно меняется на первом году жизни, и этот процесс завершается примерно к 5 годам. Человек рождается с готовым набором нейронов, и в течение жизни их число может только снижаться. Масса и размер мозга ребенка увеличиваются благодаря увеличению числа отростков нейронов и их миелинизации, а также за счет развития нейроглии.


Рис. 14. Пренатальный онтогенез головного мозга

Словарь латинских терминов

сагиттальная (вдоль структуры параллельно средней линии) – sagittalis

фронтальная (поперек структуры) – frontalis

УДК 612.8 (07)

Рецензенты: Н. В. Тишевская, доцент каф. норм. физиологии ЧелГМА, доктор мед. наук

Н. В. Макарова, доцент каф. микробиологии биологического факультета ЧелГУ, канд. мед. наук.

Учебно-методическое пособие составлено канд. мед. наук доцентом кафедры специальной и клинической психологииЧелябинского государственного университета В. П. Бордуновской

Учебно-методическое пособие утверждено на заседании Ученого Совета Института психологии и педагогики ЧелГУ 01.06.06

Издание второе исправленное и дополненное.

Isbn 5-98577-029-1

Лицензия ИД №06422 от 10.12.2001, Подписано к печати 20.11.2006 г.

Отпечатано с файла заказчика в типографии СтандАРТ (ИП Ериклинцева Е.В.),

св-во 002839968 ИМНС РФ по Калининскому р-ну г. Челябинска,

454076, Челябинск, ул. Рылеева, 10, т/ф. 268-17-13, E-mail: vvp74@list.ru

Содержание курса лекций

ОНТОГЕНЕЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ПРОЯВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ 7

ЦИТОПЛАЗМОТИЧЕСКАЯ МЕМБРАНА ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ: СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ. ВИДЫ И МЕХАНИЗМЫ ТРАНСПОРТА ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ МЕМБРАНУ. БИОПОТЕНЦИАЛЫ. 11

ВОЗБУДИМЫЕ ТКАНИ. ОБЩИЕ СВОЙСТВА. ЗАКОНЫ РАЗДРАЖЕНИЯ. 19

НЕЙРОН, СТРОЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ. НЕЙРОГЛИЯ. МЕХАНИЗМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ПО НЕРВНОМУ ВОЛОКНУ. 25

РЕФЛЕКТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РЕФЛЕКС. РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СИНАПС 30

ТОРМОЖЕНИЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ, НЕРВНЫЕ ЦЕНТРЫ, ИХ СВОЙСТВА. КООРДИНАЦИЯ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 36

МЫШЦЫ. ФУНКЦИИ И СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ. МЕХАНИЗМ СОКРАЩЕНИЯ. НЕРВНО-МЫШЕЧНЫЙ СИНАПС. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ. 46

СЕНСОРНЫЕ ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 50

РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ СТРУКТУР ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА. 58

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА. 67

ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. РОЛЬ ГИПОТАЛАМУСА В ОРГАНИЗАЦИИ НЕЙРОЭНДОКРИННЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛЯЦИИ. 74

ЧАСТНЫЕ ФУНКЦИИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ 77

АДАПТАЦИЯ И СТРЕСС. 84

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА, ГОМЕОСТАЗ, ГИСТОГЕМАТИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ. МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ПАРАМЕТРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ. 92

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ 95

НЕЙРОЭНДОКРИННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ КРОВООБРАЩЕНИЯ И ДЫХАНИЯ. 100

НЕЙРОЭНДОКРИННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ КРОВООБРАЩЕНИЯ 101

НЕЙРОЭНДОКРИННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ДЫХАНИЯ. 105

Вопросы для экзаменА по физиологии цнс

1. Строение плазматической мембраны, роль ионных каналов, белков- переносчиков, насосов, рецепторов. Виды транспорта веществ через мембрану клетки.

2. Свойства живых и возбудимых систем: раздражимость, возбудимость, проводимость, лабильность, их количественные показатели. Сравнительная оценка возбудимости тканей.

3. Потенциал покоя и потенциал действия: их происхождение, фазы потенциала действия.

4. Методы внутриклеточной (микроэлектродной) и внеклеточной регистрации биопотенциалов возбудимых тканей.

5. Фазные изменения возбудимости в процессе развития возбуждения и их соотношение с фазами потенциала действия.

6. Классификация раздражителей. Законы раздражения: закон силы для одиночных клеток, волокон и тканей; закон соотношения силы и длительности; закон градиента.

7. Нейрон, строение, классификация.

8. Нейроглия, виды клеток и их функция.

9. Классификация нервных волокон, особенности проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым волокнам.

10. Нервно-мышечный синапс. Формирование потенциала концевой пластинки (ПКП). Роль ацетилхолина. Отличия ПКП от потенциала действия.

11. Строение скелетных мышц, сократительные белки. Механизм сокращения мышечного волокна. Роль кальция.

12. Двигательные единицы, типы и их характеристика.

13. Механизм передачи возбуждения в центральных синапсах, возбуждающие медиаторы, формирование возбуждающего постсинаптического потенциала (ВПСП). Значение хеморегулируемых и потенциалзависимых ионных каналов.

14. Торможение в ЦНС и его физиологическая роль. Учение И. М. Сеченова о центральном торможении. Тормозные медиаторы. Механизмы пре- и постсинаптического торможения.

15. Рефлекторная регуляция физиологических функций. Понятие о рефлексе, рефлекторной дуге. Роль звеньев рефлекторной дуги. Классификация рефлексов.

16. Нервные центры и их свойства — особенности проведения возбуждения по центрам: односторонность, задержка, последействие, пространственная и последовательная суммация.

17. Принципы координации рефлекторной деятельности.

18. Понятие о сенсорных системах: структура и роль. Классификация рецепторов. Рецепторный и генераторный потенциалы. Кодирование сенсорной информации. Понятие о модальных или сенсорных впечатлениях.

19. Специфическая и неспецифическая части сенсорной системы: структура и роль. Сенсорные функции ретикулярной формации, таламуса.

20. Двигательные рефлексы спинного мозга (рефлексы регуляция длины и напряжения мышц, сгибательные и разгибательные рефлексы, ритмические рефлексы).

21. Статические и статокинетические рефлексы ствола мозга. Децеребрационная ригидность.

22. Вегетативная нервная система: топография, структура рефлекторной дуги, виды вегетативных рефлексов.

23. Влияние отделов вегетативной нервной системы на функции внутренних органов. Тонус вегетативных центров. Роль гипоталамуса в регуляции вегетативных функций.

24. Медиаторы вегетативной нервной системы и их рецепция.

25. Рефлекторная регуляция работы сердца. Рефлексогенные внутрисердечные и сосудистые зоны и их значение в регуляции деятельности сердца. Характер влияния на сердце симпатической и парасимпатической нервной системы.

26. Нервная регуляция сосудистого тонуса. Сосудодвигательный центр. Сосудосуживающие (вазоконстрикторные) и сосудорасширяющие (вазодилататорные) эфферентные нервы и их медиаторы.

27. Дыхательный центр и его отделы (центры вдоха и выдоха, пневмотаксический центр). Автоматия дыхательного центра. Регуляция дыхания при изменении газового состава крови, при раздражении механорецепторов легких и верхних дыхательных путей.

28. Гормоны, их классификация, химическая природа, секреция эндокринными клетками. Функции гармонов.

29. Рецепция гормонов клетками, механизмы действия и физиологические эффекты. Быстрые и медленные ответы тканей на действие гормонов.

30. Гипоталамо-аденогипофизарная система. Освобождающие (либерины) и тормозящие (статины) нейрогормоны гипоталамуса. Регуляция выделения гормонов по принципу отрицательной обратной связи.

31. Гормоны аденогипофиза их физиологическая роль.

32. Гипоталамо-нейрогипофизарная система. Гормоны задней доли гипофиза, их роль.

33. Гормоны коры и мозгового слоя надпочечников: влияние на обмен веществ и физиологические функции организма. Регуляция продукции глюкокортикоидов и минералкортикоидов.

34. Гормоны щитовидной железы: влияние на обмен веществ и функции организма. Регуляция образования йодсодержащих гормонов. Симптомы гипер- и гипофункции щитовидной железы.

35. Эндокринная функция поджелудочной железы. Значение гормонов поджелудочной железы. Симптомы недостаточности эндокринной функции поджелудочной железы.

36. Гормональная регуляция обмена кальция в организме. Роль паратирина и кальцитонина.

37. Половые гормоны, их роль в жизнедеятельности и развитии детского организма.

38. Адаптивные реакции организма. Стресс.

39. Внутренняя среда организма ее параметры. Роль различных органов и систем в обеспечении гомеостаза. Гистагематические барьеры, их значение.

40. Роль нервной системы в оценке изменений внешней среды и внутреннего состояния организма и в предупреждении сдвигов параметров гомеостаза.

41. Принципы управления в живых системах. Роль информации. Пути передачи информации. Отбор информации. Кодирование.

42. Общие структуры управляющих систем, принципы управления: а) по рассогласованию, б) по возмущению, в)с прогнозированием. Роль обратной связи. Управление параметрами внутренней среды.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.