Аарон бек нервный тик детей

Тики – это стереотипные, повторяющиеся движения. Обычно впервые проявляются у детей в возрасте 3 - 5 лет. Для тиков характерно волнообразное течение: периоды обострений, которые обычно длятся около 1,5 месяцев, сменяются периодами ремиссии.

Виды тиков у детей

В зависимости от степени выраженности тики могут быть локальными и распространенными. При локальных тиках вовлекается один регион, например голова. Самый распространенный локальный тик - это моргание. Распространенные тики включают несколько регионов. Часто встречающиеся распространенные тики - это подскоки, подергивание рукой или плечом.

Тики могут быть единичные и множественные. Для единичных характерно одно стереотипное движение, для множественных - их сочетание. Тики с течением времени могут сменять друг друга. Например, моргание сменяется поведением носом, затем оба тика возникают одновременно. Могут вовлекаться и другие регионы тела.

Помимо моторных существуют вокальные тики. Для них характерно стереотипное произнесение каких-либо звуков (покашливание, похмыкивание и др.). Они могут сочетаться с моторными тиками, либо существовать изолировано.

Причины тиков у детей

Родители часто связывают появление детских тиков со стрессами и эмоциональными потрясениями. На самом деле причиной возникновения тиков является изменение обмена веществ (дофамина и норадреналина) в подкорковых структурах головного мозга. Человек рождается с подобной предрасположенностью, и зачастую она передается по наследству.

Не всегда тики обусловлены стрессовым фактором. Не всегда между возникновением тиков и пережитым стрессом есть взаимосвязь. Ребенок может расти в благополучной и счастливой семье, но однажды без каких-либо внешних причин из-за особенностей развития головного мозга включается механизм и появляются клинические симптомы.

Диагностика тиков у детей

Зачастую дополнительных обследований не требуется. В ряде случаев неврологи ЕМС проводят электроэнцефалограмму для того, чтобы исключить у ребенка эпилепсию. Прогноз течения заболевания в большинстве случае благоприятный. В 80% случаев тики проходят самостоятельно после достижения подросткового возраста и не требуют лечения. Они могут проявляться лишь эпизодически в период повышенной утомляемости, усталости и эмоционального напряжения.

Лечение нервных тиков в Детской клинике EMC

Согласно международным протоколам в большинстве случаев тики не лечат с помощью медикаментозной терапии. Это связано с периодичностью их проявления. Медикаментозные препараты назначаются только в тех случаях, когда тики причиняют пациенту значительный физический или психологический дискомфорт. Например, ребенок так часто моргает, что у него болят глаза. Или, например, хмыканье настолько громкое, что окружающим тяжело находиться рядом, поэтому ребенок испытывает сложности в общении. Вокальные тики могут значительно ограничивать социальную жизнь ребенка и влиять на его самооценку.

Любая терапия при тиках симптоматическая, она не устраняет причину заболевания. Полностью безопасных препаратов, которые с доказанной эффективностью влияют на источник проблемы, не существует. Все они обладают рядом побочных эффектов, поэтому для их назначения необходимы строгие показания.


Важно оценить, насколько тики причиняют дискомфорт ребенку. Зачастую родители настаивают на назначении медикаментозной терапии, потому что переживают, что малыш испытывает неудобства и трудности в общении со сверстниками. Но для самого ребенка тики не являются проблемой или преградой для успешной социализации.

Существует ряд препаратов, имеющих определенный эффект на течение заболевания. Но ни один из них не прошел серьезного клинического исследования. Поэтому зачастую родители приходят с жалобами, что сначала препарат был эффективен, но при очередном обострении заболевания эффекта не отмечалось. Это связано с тем, что первый этап приема лекарственного средства часто совпадает с периодом ремиссии, поэтому у родителей складывается впечатление о его результативности. Подобные препараты в рамках Детской клиники ЕМС не назначаются.

Выделяют ряд заболеваний, которые вызываются стрептококковой инфекцией. Организм начинает вырабатывать антитела к стрептококку, которые могут оказывать влияние на подкорковые структуры. Поэтому при наличии факторов, указывающих на связь детских тиков со стрептококковой инфекцией, проводится исследование на наличие антител к стрептококку, если они обнаруживаются, назначается антибактериальная терапия.

Существует немедикаментозный метод коррекции нервных тиков у детей - БОС-терапия (биологическая обратная связь), когда с помощью специальной компьютерной программы проводятся занятия с целью воздействия на функциональную составляющую головного мозга. В случае, если требуется проведение БОС-терапии к ведению пациента подключается нейропсихолог.

Нервный тик представляет собой непроизвольные сокращения отдельных лицевых мышц.

Он является следствием удержания напряжения и эмоций, чаще всего негативных, внутри тела.


Сам тик позволяет сбросить это напряжение в непроизвольном движении. Нервный тик у ребенка возникает тогда, когда адекватное выражение этих эмоций не представляется для него возможным в той модели отношений, которые на данный момент присутствуют в семье.

Причину нервного тика у конкретного ребенка можно назвать только после проведенной психологической работы. У разных детей в разных семейных системах нервный тик будет проявлением какой-то своей проблемы, которая часто даже не осознается, не замечается, но которая красной нитью проходит через отношения в семье.

Однако можно говорить о наличии общих закономерностей. Нервный тик у ребенка может быть его собственным симптомом, вызванным стрессами в учебе, семье, слишком высокими требованиями, предъявляемыми к нему, чрезмерными нагрузками, неадекватным распорядком дня.

Очень часто нервный тик у ребенка является симптомом происходящего в семейной системе. Ребенок отражает напряжение в отношениях между родителями.

Что можно сделать самостоятельно?

1. Расширить собственное восприятие происходящего и честно ответить на следующие вопросы. Что происходит в семье? Что происходит между родителями ребенка?

Что происходит в отношениях родителей с ребенком? Какие проблемы игнорируются? Что умалчивается в семье? Кто исключается из системы отношений? Кто держит дистанцию, отделен от остальных членов семьи?

Следующий пул вопросов: В какой момент у ребенка начался нервный тик? Что происходило в его жизни в тот момент? Что происходило в семье в тот момент? В каких ситуациях нервный тик становится слабее? В каких ситуациях он усиливается? Что происходит в этих ситуациях? Можно ли убрать эти триггеры?

2. Снять чрезмерную нагрузку с ребенка, если она есть. Пересмотреть распорядок дня. Есть ли у ребенка достаточно времени для сна, отдыха, игры, общения со сверстниками?

Забрать свои завышенные и/или безапелляционные требования к ребенку обратно к себе. Перестать связывать отношение к ребенку с его отметками в школе и требовать выдающихся результатов.

3. Играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры. Позволить ему быть любым, даже негативным и агрессивным персонажем. Так ребенок хотя бы в игре сможет выразить свои эмоции и снизить эмоциональное напряжение.

Самостоятельно разобраться в причинах нервного тика является трудной задачей. Как правило, те моменты, которые отражаются на телесном уровне, не находятся в зоне осознавания – ни ребенка, ни родителей.

Тем не менее то, как выстроены отношения в семье в настоящий момент, вызывает нервный тик у ребенка. Их необходимо перестроить и пересмотреть.

Самым правильным решением в данной ситуации является обращение к специалистам за помощью. Ребенка следует отвести к детскому психологу, а кому-то или обоим взрослым в семье пойти в собственную психологическую работу.

Поменяв процессы, происходящие в семейной системе, – нервный тик ребенка перестанет быть нужным ему для сбрасывания нервного напряжения. Симптом исчезает.

Причины нервного тика у детей. Диагностика и лечение тиков.


Мария Бобылова детский невролог

Вы заметили, что ваш ребенок стал часто непроизвольно моргать или подергивает плечами? Возможно, у него нервный тик. Что стало его причиной? Может быть ребенок перенес недавно простудное заболевание или его что-то напугало? Обратимся к специалисту.


Тики - молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта, пожимание плечами, вздрагивания и пр.).

По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11 % девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика - это 3 года и 7-11 лет.

Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее).

Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа), ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

  • нарушениями внимания;
  • нарушением восприятия;

У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

У детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.

Классификация тиков

  • моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.);
  • вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание);
  • ритуалы, (ходьба по кругу);
  • генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики, захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики - движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Течение тиков

  • Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.
  • Выраженность тиков может варьироваться от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).
  • Частота тиков меняется в течение дня.
  • Лечение: от полного излечения до неэффективности.
  • Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Причины тиков

Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают "нервные" дети. Однако известно что "нервными" бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например в 3 года и 6-7 лет, а тики появляются только у некоторых детей.

Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает.

Роль наследственности

Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью: родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики:

  • легче провоцируются у лиц мужского пола;
  • мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;
  • у детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;
  • если у ребенка тики, то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола - неврозом навязчивых состояний.

Родительское поведение

Несмотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка, его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи. Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей.

В то же время дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков.

Провокация тиков: психологический стресс

Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики. Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка, внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущения. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках - перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (ребенок может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто в сочетании с ночным недержанием мочи и страшными снами.

Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики.

Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики. Воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появлению навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья.

Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов.

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения.
  3. Острый стресс, провоцирующий появление тиков.

Механизм развития тиков

Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность или, как говорят в народе, "неспокойно на душе", стресс становится хроническим. Сама по себе тревога - это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка, часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.

Тики и поведенческие нарушения

У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему "самокопанию". Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра.

Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического |и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом, психиатром и психологом.

Диагностика тиков

Диагноз устанавливается в ходе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом.

Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции.

В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями, клинической картине заболевания, и консультацию психиатра.

Медицинские диагнозы

Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года.

Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

Лечение тиков

  1. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы. Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок.
  2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность. Необходимо больше разговаривать с ребенком, чаще гулять с ним и играть в Его игры.
  3. Психологическая коррекция.
    • Может проводиться индивидуально - для развития сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшения внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).
    • Может проводиться в виде групповых занятий с другими детьми (у которых есть тики или другие поведенческие особенности) - для развития сферы общения и обыгрывания возможных конфликтных ситуаций. При этом у ребенка появляется возможность выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в конфликте ("прорепетировать" его за ранее), что уменьшает вероятность обострения тиков.
  4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом в зависимости от клинической картины и данных дополнительного обследования.
    • Базовая терапия тиков включает 2 группы препаратов: обладающих противотревожным действием (антидепрессанты) - фенибут, золофт, паксил и т.д.; уменьшающих выраженность двигательных явлений - тиапридал, терален и т.д.
    • К базовой терапии в качестве дополнительной могут быть подключены препараты, улучшающие обменные процессы в мозге (ноотропные препараты), сосудистые препараты, витамины.
      Продолжительность медикаментозной терапии после полного исчезновения тиков составляет 6 месяцев, затем можно медленно уменьшать дозу препарата вплоть до полной отмены.

Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно).

Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются.

Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.). В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка.

Нервный тик – самое распространённое неврологическое заболевание у детей. Чаще всего тик проявляется частым морганием глаз или другими спазмами лицевых мышц. Такие типы тика – моторные или иначе двигательные. Также есть голосовые тики – это повторяющиеся неконтролируемые всхлипы, вскрики, отдельные звуки, покашливания (часто после затяжных болезней). В простом виде тика участвует одна группа мышц – глаз, щёк, бровей, икроножных мышц и др. В сложном варианте могут быть сочетания моторных движений и звуковых повторов. Встречаются случаи неконтролируемых приседаний или подпрыгиваний. Но чаще всего тики проходят довольно быстро и легко. Длительность больше года говорит о хронической форме.

Лёгкую форму тика ребёнок может постараться контролировать усилием воли. Но если не может, то не стоит на него давить, это лишь углубит проблему. Ещё одна особенность тиков – их миграция от одной мышцы к другой. Это не новое заболевание, а изменение приступов того же самого тика.

У этих историй матерей есть нечто общее: отсутствие традиционного лечения, потому что это болезнь связана с психоэмоциональным состоянием ребёнка. Выраженность тика зависит от времени суток и времени года. И вообще обстановка в школе, садике, семье, отсутствии/наличии младших братьев/сестер, частоты просмотра телевизора, игры в компьютер. Любые эмоции – обида, злость, радость – плодородная почва для тиков. Но игрушки или дела, требующие большой концентрации, помогают снизить интенсивность тиков хотя бы на время.

Причины возникновения тиков: генетика, расстройства ЦНС (гиперактивность, дефицит внимания и другие лёгкие дисфункции), гиперответственность как черта характера, стресс (разовый или хронический, иногда незаметный), адаптация к саду или к школе, неожиданные внешние факторы (например, тесная одежда, приводящая к моторным проявлениям тика, который задерживается на некоторое время).

Хорошая новость в грустном рассказе: детей тик обычно не тревожит. И, может, они бы его не замечали вовсе, если бы не окружающие. Особенно тяжело наблюдать тики родителям: они винят себя, вспоминают неприятные эпизоды взаимоотношений (не купила, поругала и пр.). Самобичевания ни к чему: без предрасположенности тики бы все равно не появились. Но, так или иначе, к такому малышу придётся всё время приглядываться и быть аккуратными – не давать ему оставаться один на один со стрессом.

Сложные случаи тиков – с вокализациями, миграцией спазмов, судорогами – должны находиться под постоянным врачебным наблюдением, потому что они имеют другую природу, нежели простые детские тики, они связаны с нервными заболеваниями, травмами, инфекциями, эпилептическими припадками. Если тик долго не проходит, мешает ребёнку, то будут назначены исследования крови, электроэнцефалография и МРТ.

Быстро разово убрать тик глаз можно надавливанием на надбровные дуги, уголки глаз, можно попросить ребенка зажмуриться и держать глаза закрытыми несколько минут. Эти действия должны помочь на некоторое время, снять спазм.

Врач-невролог детской поликлиники Виктор Плужников считает, что лечение каплями, успокаивающими травами нужно скорее родителям, чтобы чувствовать, что они что-то делают, но и лекарства не повредят. Методы массажа и остеопатии могут дать разовый, но неплохой эффект (уходят спазмы и зажимы, тело расслабляется, стресс находит выход). Обычным детям с лёгкой формой тика хватает этого для лечения.

Чтобы справиться с тиком, нужно:

1. Делать вид, что его нет. Относиться к ребёнку как к здоровому, чтобы он не закрепил тик как способ получения дополнительной заботы.

2. Организовать день и ночь ребёнка. Больше спать, гулять, хорошо и полезно питаться с достаточным количеством кальция.

3. Исключить просмотры телевизора, компьютерные игры.

4. Лечение может быть назначенными неврологом препаратами или растительными настоями (пустырник, валериана).

5. Воспитывать в ребёнке стрессоустойчивость. Стараться сохранить баланс между желанием отгородить ребёнка от неприятностей и обучением его самому с ними справляться.

6. Заниматься спортом.

Чаще всего тик начинается в 6-7 лет, его пик приходится на предподростковый период 11 лет, в большинстве случаев у здоровых детей вскоре он сходит на нет и больше никогда в жизни не проявляется.

Аарон Темкин Бек (Aaron Temkin Beck, род. 18.07.1921) – американский психиатр и почетный профессор на кафедре психиатрии в Университете Пенсильвании. Бека считают отцом когнитивной терапии и изобретателем широко распространенных градаций, в том числе Опись депрессии Бека, Шкала безнадежности Бека, Шкала Бека для суицидальных идей, Опись тревоги Бека. Аарон Бек - президент Института когнитивной терапии и когнитивных исследований и почетный президент Академии когнитивной терапии.

Read a transcript of this interview at Annual Reviews online


аарон, нейрон, соломон, наебон

Дурацкая фобия. Я сошел с ума?

Я никогда не понимал людей, которые говорили, что у него фобия чего-то. Мне понятен страх (высоты, темноты пауков там ещё чего), но что такое фобия понял вчера.

Несколько раз на протяжении последних пару лет мне снился сон, где в меня пытается попасть молния. Ну, то есть реально, на улице гроза, а я бегу от укрытия к укрытию, а молния бьёт в те места,где я стоял.

Вчера впервые за долгое время я вышел в магазин во время грозы и понял. что мне безумно страшно. У меня тряслись руки, сбивалось дыхание, участилось сердцебиение, я реально перебежками добежал до него, разум понимал, что это дичь, что вот люди по улице идут, но от паники я избавился только забежав под крышу магазина. Я понимал, что вероятность попадания в меня молнии просто мизерная, но справиться с этой панической атакой не мог. Так и бежал от магазина до дома.

Я нормальный или мне к психиатору пора? Какие фобии есть у вас?

Кто-нибудь с подобным сталкивался, и как от этого уйти?

О голосах с первых парт

Учился со мной в школе один мальчик (назовём его Митя), которого я запомнила только по одной причине. Он всегда сидел на первой парте сбоку от классной доски и едко комментировал действия и ответы каждого ученика, выходившего к этой доске. Особенно распылялся он на уроках математики и физики: его насмешливые комментарии в этот момент становились особенно искромётными. Он призывал не тупить так откровенно или просто сокрушался:

- Да ты чё несёшь-то?

- Сам-то понял, чё сказал?

- Да как такой бред можно написать вообще?

- Ууу, считать совсем не умеешь?

- Блин, да это ж элементарная задача, и такое не уметь решать!

Люди у доски реагировали на него по разному: кто-то сильно тушевался, краснел и окончательно путался, кто-то огрызался, а кто-то практически не обращал внимания и со спокойной ухмылкой отвечал: ой, да пошёл ты.

Но никому не приходило в голову предложить ему самому выйти к доске и сделать лучше, правильнее. Потому что все знали, что не выходить самому к доске- это принципиальная позиция Мити.

Время от времени учителя пытались сломать систему и начинали вдруг настаивать на публичном оценивании навыков и знаний и самого критика. Но на этот случай у Мити был всегда наготове один ответ:

- Да делать мне больше нечего!

- Да никуда я не выйду!

- Тогда я ставлю тебе два.

- Да ставьте, жалко чтоль! -кривил рот Митя.

Скажу честно: тогда я Митю почти ненавидела. И лишь спустя много лет понимаю, что Митя был тренировочной программой, прообразом всех будущих диванных критиков и комментаторов. Тех самых, что и сами горазды и полны потенциала. Которые тоже могли бы сделать то же самое, да в разы лучше, просто они "не хотят".

И не захотят, потому что боятся. Потому что живут с самыми жёсткими критиками в своей голове, и они никогда не отпускают их на волю. И чтобы хоть как-то отпускало, им приходится выливать напряжение вовне, на тех, кто всё-таки имеет смелость проявляться.

А для поражённого внутренним деспотичным критиком человека это не просто смелость, а самая откровенная наглость. И они вдвоём с ним бросаются на этих наглецов, на время отвлекаясь на внешний объект от той войны, которую ведут обычно между собой.

Спасибо тебе, Митя, чего уж.

А голоса с первых парт - обычно самые громкие, потому что их обладатели почти у доски. И вместе с тем, как правило, самые напряженные и едкие, потому что они всё-таки просто в рядах.

Когнитивная терапия. Техники, которые можно использовать

Человек склонен следовать определенным шаблонам поведения, подвержен стереотипам и убеждениям, которые, порой, не имеют ничего общего с действительностью. Он страдает из-за этого, принимает неверные решения, вступает в конфликты и не чувствует себя счастливым. Как с этим справиться? Возможно, поможет когнитивная терапия.

Особенность когнитивной терапии в том, что терапевт не учит пациента, как тому думать правильно, а пытается вместе с ним разобраться, помогает или мешает ему привычный тип мышления. В любом случае, клиенту нужно принимать активное участие в терапии, выполнять домашние задания и относиться к этому процессу ответственно.

Хорошая новость: многие техники, о которых вы прочтете дальше в статье, можно применять в одиночку. Они требуют исключительно желания и терпения, а также дневника и ручки. Выделяйте по несколько десятков минут в день на протяжении 1-3 месяцев и вы избавитесь от негативных мыслительных шаблонов. Это позитивно скажется на общем самочувствии и качестве принятых решений.

Техники когнитивной терапии

Ведение записей о разрушительных мыслях

Это упражнение особенно полезно тем людям, которые борются с негативными мыслями и хотят выявить их источник. Сделав это, им будет легче с ними справиться, сместив свое внимание в нужную сторону.

Рабочий лист (либо файл Word или Excel) должен быть разделен на семь колонок:

В крайнем левом углу отведите место для записи даты и времени, когда возникла разрушительная навязчивая мысль.

Во второй колонке указывается ситуация. Вам нужно описать событие, при котором появилась негативная мысль.

Третья колонка предназначена для автоматической мысли. Здесь она регистрируется, а также выставляется рейтинг веры в нее по шкале от 0% до 100%.

В следующем столбце укажите эмоции, вызванные этой мыслью, а также рейтинг интенсивности по шкале от 0% до 100%.

В шестом столбце вы должны записать альтернативные мысли как альтернативу разрушительной. Чем их больше будет, тем лучше.

Наконец, последний столбец предназначен для того, чтобы вы могли записать результат этого упражнения. Вы смогли противостоять разрушительной мысли?

Записали убедительные альтернативные мысли? Уменьшилась ли вера в изначальную мысль и интенсивность вызываемых ею эмоций?

2. Факт или мнение

Это разновидность шестого столбца из предыдущего упражнения. Вы убедитесь, что ваши автоматические или навязчивые мысли необязательно верны.

Сверху листа запишите цитату:

Мысли – это не факты

Конечно, очень трудно поверить в это, когда мы каждый день сталкиваемся с мыслями, которые, как нам кажется, невозможно изменить.

Рабочий лист содержит 16 утверждений и вы должны решить, факт это или мнение. Например:

Я – плохой человек.

Я провалил экзамен.

Я не одолжил своему другу денег, когда он меня просил.

Это не трюк: для каждого из этих утверждений есть правильный ответ. Если вам интересно, то вот они: мнение, факт, мнение, факт.

Это простое упражнение поможет увидеть, что, хоть у вас и много эмоционально заряженных мыслей, они не все объективно истинны.

3. Когнитивная реструктуризация

Это упражнение основано на методе Сократа и помогает бросить вызов иррациональным и нелогичным мыслям.

В верхней части рабочего листа описывается, как мысли появляются в голове, и как быстро они развиваются до катастрофических. Упражнение поможет ухватить некоторые из самых неприятных и проанализировать их.

Затем вы записываете доказательства против этой мысли. Каковы доказательства того, что эта мысль точна? Какие факты существуют, которые ставят ее под сомнение?

После того, как вы определили доказательства, можно выяснить, основывается ли мысль на фактах или чувствах.

Затем вы отвечаете на вопрос о том, действительно ли эта мысль является черно-белой оценкой ситуации, или же реальность оставляет место для оттенков серого. Это проверка на черно-белое мышление.

В последнем столбце на этой странице вы размышляете, правильные ли доказательства и факты привели.

На следующей странице поразмышляйте о том, могут ли другие люди иметь разные интерпретации одной и той же ситуации и какими они могут быть.

Затем спросите себя, рассматриваете ли вы все соответствующие доказательства или просто опираетесь на доказательства, подтверждающие убеждение, которое уже имеете. Постарайтесь быть максимально объективными.

Спросите себя, размышляете ли вы об этой негативной мысли по привычке или потому, что она действительно основана на фактах.

4. Продольная формулировка

Это упражнение поможет вам избавиться от мыслительных шаблонов и неадекватного поведения.

Разделите лист бумаги на пять колонок.

Переверните страницу и подумайте о ситуации, которая создает негативную автоматическую мысль, и запускает определенные эмоции и поведение. Далее перечислите факторы, которые способны помочь вам справиться с проблемным поведением или мыслью, и, возможно, преодолеть замкнутый цикл. Суть в том, чтобы разрушить шаблон своего поведения.

5. Функциональный анализ

Это одно из самых популярных упражнений в когнитивной терапии. Данный метод поможет вам узнать о себе то, что приводит к конкретному поведению и его последствиям.

Важно понять, какое поведение является адаптивным (позитивным), а какое разрушительным.

6. Формулировка альтернативного действия

Это упражнение поможет рассмотреть проблемы или трудности, с которыми вы сталкиваетесь. Перечислите все свои уязвимости (почему испытываете эти трудности чаще других) и триггеры (источники проблем).

После того, как вы определили проблемы и поняли, почему уязвимы, переходите к перечню стратегий преодоления.

Это не решения проблем, а способы, при помощи которых можно справиться с их последствиями и которые могут иметь временное воздействие.

Затем перечислите последствия этих стратегий преодоления, например, как они заставляют вас чувствовать себя в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также преимущества и недостатки каждой стратегии.

Наконец, переходите к перечислению альтернативных действий. Если ваши стратегии преодоления не являются полностью эффективными, найдите другие.

Желаем вам удачи.



Простой способ избавиться от страха

Здравствуйте)
Сегодня небольшой оффтоп.
Поговорим о страхе.

Тема страха часто всплывает в психологическом консультировании.
Все мы чего-то боимся, и этот страх мешает нам жить.
К счастью, есть простейший способ избавиться от страха.

Для начала - немножко теории.
Откуда возникает сильный страх чего-то?
На это есть много причин, но я рассмотрю пока что одну из них.

Страх как условный рефлекс.

Жил такой психолог по имени Хобарт Маурер/Морер.
В 1946 году он придумал рефлекторную теорию страха, в которой было всего 2 составляющие:

1. Вы попадаете в ситуацию, в которой ВНЕЗАПНО испытываете сильный страх. На этой стадии образуется условный рефлекс.

2. Когда вы снова попадаете в схожую ситуацию - вы испытываете сильный страх, так как ваш мозг помнит прошлый негативный опыт. Срабатывает условный рефлекс, ваш мозг заранее готовится пережить ту же самую ситуацию. И единственный способ избавиться от страха - убежать. Поэтому человек зачастую убегает заранее, дабы избавиться от накатывающего страха.

То есть, две составляющие этой теории - сильный страх с формированием условного рефлекса, и затем избегание всех схожих ситуаций, чтобы избавиться от накатывающего страха.

Пример: меня в детстве как-то покусала собака. С тех пор я испытывал непроизвольный страх, когда любая собака шла мимо меня. В этот момент мне казалось, что она сейчас тоже набросится на меня и укусит за ногу. То есть, у меня сформировался условный рефлекс на такие ситуации
Мой страх не был сильным, паническим, но тем не менее - он был, хотя и не мешал мне).

Так что же делать? Как избавиться от таких вот фобий?
На самом деле - всё просто.
"Глаза боятся - руки делают".
Всё что нужно - войти в ситуацию, которая вызывает страх.
Боитесь петь на публике? Пойте!
Боитесь знакомиться? Знакомьтесь!
И так далее.

Почему это работает?
В психологии это явление называется "экспозиция". Вместо того чтобы бояться и избегать той или иной ситуации - вы встречаетесь со своим страхом лицом к лицу.
и получается вот что:

1. При фобии ваш организм, ваш мозг помнит прошлый опыт. Он помнит, что ситуация вызвала сильный страх. И поэтому, даже спустя годы этот страх сохраняется. Как только возникает подобная ситуация - вам хочется убежать, спрятаться. И вы именно это и делаете. И это работает. Поэтому условный рефлекс сохраняется так долго.

Но в этот раз мы делаем по другому. Мы идём навстречу своему страху. И тогда страх постепенно проходит! Организм ВНЕЗАПНО понимает, что оказывается, ничего страшного не происходит. Опасности нет, бояться нечего. И тогда условный рефлекс исчезает! Вот и всё)))

Примеры из жизни:
1. Когда я начал заниматься вокалом - встал вопрос о том, чтобы заниматься дома.
А так как в многоэтажных домах стены тонкие, и слышимость такая что можно чихнуть и услышать через стенку "Будьте здоровы, Владимир Владимирович!" - я конечно же начал испытывать неловкость по этому вопросу.
Вот я буду петь и делать вокальные упражнения. что подумают соседи? Подумают что я идиот, издаю какие-то непонятные звуки и фальшивлю, будто я ору пьяный в караоке-баре?
Поэтому да, мне было капец как неловко всем этим заниматься, но я прекрасно знал об экспозиции.
И поэтому я просто стал петь) Сначала потихоньку, негромко, затем всё громче и громче. И вот уже в дверь стучится сосед и просит петь потише, хе-хе))
В общем, сейчас я могу петь где угодно, хоть на улице)

Данная ситуация, кстати, не имеет отношения к условному рефлексу, но тем не менее - экспозиция работает и здесь.

2. Парень, 22 года, в консультации жалуется на то, что не ладится с девушками. Общается, знакомится кое-как, но когда нужно пойти на сближение - приобнять, дотронуться, сделать комплимент - боится. Сам понимает что это глупости, а всё равно боится.
Вообще, проблема нередкая, и там не только страх именно телесного контакта, сближения, но и много чего ещё может быть - неумение общаться, неправильное отношение к девушкам, страх оказаться плохим и т.д. и т.п.

По моей рекомендации парень записался на латиноамериканские танцы. Да, ему было страшно, поэтому я пару занятий его проконтролировал, ходил вместе с ним, чтобы он не филонил, хе-хе)
На этих танцах, конечно же, у него был телесный контакт с девушками, и если сначала ему было неловко и страшно - потом страх исчез, рефлекс страха пропал. Вместе с этим он также научился быть более свободным в общении с девушками, научился лучше их понимать и т.д.
В общем, проблема с девушками исчезла)
Можно было решить вопрос по другому: давать задания типа "подойди познакомься, заведи разговор с девушкой и т.д. "
Имхо, это всё сложнее и медленнее. А вот на танцах мы получаем в одном флаконе полный набор - и знакомство, и общение, и телесный контакт. Сразу прокачиваем все моменты, важные при общении с противоположным полом)

Эту идею мне подкинула моя подруга, которая долгое время занималась бачатой. Она показывала мне фотографии мужчин и парней ДО танцев и ПОСЛЕ танцев. У многих изменения в жизни были просто поразительные))) Я видел лысого мужчину за 30, у которого была хмурая жена, да и сам он выглядел как неплательщик алиментов.
И вот фото после танцев - улыбающийся, уверенный в себе мужчина с уже другой красавицей-женой (одна из преподавателей танцев).
Я видел парня, который в 24 года на фотографиях выглядел скромно, зажато, как будто он боится показать себя миру. И вот фотография после танцев - он в клубе с модной причёской, радостно смеясь, танцует с красавицей блондинкой.

очень радует, когда у людей так резко меняется жизнь)))

В общем, такие дела)
Подытожим: простейший способ избавиться от страха - пойти ему навстречу.

Важные моменты:
1. Если страх прям сильный-сильный (такое может быть при ПТСР, например) - не стоит заниматься самодеятельностью, так как резкое переживание ситуации, схожей с травмирующей может навредить. Обратитесь к психологу, работающему с ПТСР.

2. При сильном паническом страхе также нужно входить в ситуации страха постепенно, начиная с малого.
Например, если вы боитесь высоты - не стоит сразу лезть на Эверест без страховки.
начните с малого: сначала на табуретку встаньте, потом на стремянку и т.д.
Но всё же - если у вас прям панический страх - не рекомендую заниматься самодеятельностью, так как можете себе навредить.

3. При тревожном расстройстве личности человек испытывает постоянный страх и тревогу, зачастую безо всяких причин, потому что его мозг так устроен (продуцирует много дофамина и кортизола). Поэтому здесь уже нужна серьёзная работа со специалистом, и зачастую подкреплённая фармпрепаратами типа антидепрессантов и транквилизаторов.

ну, вроде самое важное сказал)
Задавайте вопросы)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.