Адаптация центральная нервная система

Нервная система выполняет три главных задачи. Во-первых, согласование и координация работы разных частей организма и объединение их в единое целое. Во-вторых, инициирование и управление реакциями организма как единого целого в ответ на изменения, как во внутренней, так и во внешней среде. В-третьих, нервная система является носителем психики. Нервная система играет центральную роль также в привыкании человеческого организма к тренировочным нагрузкам.

Особенности адаптации нервной системы к физической нагрузке. 3
Методы исследования нервной системы 10
Исследования нервной системы, анализаторы 15
Субъективные методы оценки ЦНС. 19
Объективные показатели оценки ЦНС. 20
Список литературы. 22

НЕРВНАЯ СИСТЕМА.doc

Сибирский Государственный Университет Физической Культуры И Спорта

Особенности адаптации нервной системы к физическим нагрузкам.

Выполнила: студентка Т10МАД2 группы

Нервная система выполняет три главных задачи. Во-первых, согласование и координация работы разных частей организма и объединение их в единое целое. Во-вторых, инициирование и управление реакциями организма как единого целого в ответ на изменения, как во внутренней, так и во внешней среде. В-третьих, нервная система является носителем психики. Нервная система играет центральную роль также в привыкании человеческого организма к тренировочным нагрузкам.

Во время физического напряжения нервная система руководит работой мышц, активизируя необходимые мышцы в необходимой степени и с оптимальной продолжительностью, заодно обеспечивая согласованность в работе различных мышечных групп. Высшие центры управления двигательной деятельностью расположены в коре головного мозга, а нервные клетки, напрямую контролирующие функционирование мышц, - в мозге спинном.

По мере повторения одного и того же упражнения на протяжении 2-3 недель или месяца наблюдается угасание, снижение степени выраженности рабочего возбуждения центральной нервной системы, что указывает на ее адаптацию к выполняемой физической нагрузке. Это, возможно, определяет и снижение целостной реакции организма на привычную физическую нагрузку (Ю. И. Данько, 1959), что ведет и к уменьшению реакции вегетативных систем (кровообращения, дыхания).

В состоянии устойчивой работоспособности, как показано выше, следует выделить две фазы: 1-я — фаза неполной стабилизации вегетативных функций и 2-я — фаза полной их стабилизации. Это необходимо для того, чтобы внести ясность в определение сроков периода врабатывания, его продолжительности.

Основные процессы, происходящие в нервной системе во время интенсивной физической нагрузки

Срочные изменение в нервной системе:

Формирование в головном мозге модели конечного результата деятельности.

Формирование в головном мозге программы предстоящего поведения.

Генерация в головном мозге нервных импульсов, запускающих мышечное сокращение, и передача их мышцам.

Управление изменениями в системах, обеспечивающих мышечную деятельность и не принимающих участие в мышечной работе.

Восприятие информации о том, каким образом происходит сокращение мышц, работа других органов, как изменяется окружающая обстановка.

Анализ информации, поступающей от структур организма и окружающей обстановки.

Внесение при необходимости коррекций в программу поведения, генерация и посылка новых исполнительных команд мышцам.

Изменения в организме человека вследствие интенсивной мышечной деятельности во всех случаях представляют собой реакцию целого организма, направленную на решение двух задач: обеспечения мышечной деятельности и поддержания постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Эти процессы запускаются и регулируются центральным управляющим механизмом, имеющим два звена: нейрогенное и гуморальное.

Сколько-нибудь долгая работа мышц немыслима без целенаправленной реорганизации работы всего организма. В осуществлении этой реорганизации нервная система также имеет большое значение. Одна из первичных задач физической работы - удовлетворение возросшей потребности мышц в энергии. Для этого нервная система вызывает конкретные изменения в работе эндокринной системы. Изменением концентрации различных гормонов в крови достигается применение запасов энергии тела для обеспечения работы мышц. Гормональные сдвиги играют важную роль в регуляции водного баланса во время физической работы. Наибольшее значение в регуляции работы эндокринной системы имеет расположенная в глубинах головного мозга структура - гипоталамус. Работа мышц немыслима без активизирования работы дыхательной системы и сердца в соответствии с интенсивностью напряжения.

Усталость - это важный защитный механизм, исключающий чрезмерную трату ресурсов организма. Возникновение и усугубление состояния усталости во время физической работы контролируется нервной системой, но усталость обусловливают и изменения в работающих мышцах. Мало-мальски серьезная физическая работа также предполагает целенаправленные реорганизации для распределения кровотока между разными тканями и органами. Главные центры управления этими функциями находятся в той части головного мозга, которая называется продолговатым мозгом. Расположение продолговатого мозга в нервной системе таково, что он представляет собой соединительное звено между высшими частями головного мозга и спинным мозгом. Изменения, происходящие в функционировании организма во время физической работы по сравнению с состоянием покоя, под происходят либо прямым управлением нервной системы, либо под ее контролем, но при посредничестве эндокринной системы. В связи с повышением интенсивности процессов обмена веществ и энергообмена во время физической работы в организме в соответствии с интенсивностью работы увеличивается также выделение тепла. Для сохранения стабильной температуры тела, являющейся важной с точки зрения обеспечения работоспособности, активизируется система терморегуляции тела. Главным центром контроля и регуляции температуры тела находится в гипоталамусе.

Для обеспечения работоспособности необходимо увеличение интенсивности работы всех указанных выше систем. Для того чтобы найти для этого возможности в условиях ограниченных ресурсов, необходимо затормозить работу таких систем органов, значение которых в приспосабливании к острому напряжению вторично. Этим объясняется торможение функционирования нервной системы во время физической работы. Функционирование пищеварительной системы находится, главным образом, под контролем автономной нервной системы. Во время физической работы рано или поздно наступает усталость, которая в случае продолжения напряжения может довести до изнеможения. Усталость ограничивает нашу работоспособность и часто вызывает негативные эмоции. Но по биологической сути усталость является важным защитным механизмом, в задачу которого входит предупреждение чрезмерного расходования ресурсов организма, опасного для дальнейшего его существования. Усталость - это сложное явление, которое в научном плане только изучается. И все же ясно, что возникающая во время физической работы усталость обусловлена изменениями, по меньшей мере, на двух уровнях - в нервной системе и в работающих мышцах. Возникающая во время физической работы усталость является важным биологическим защитным механизмом, главная задача которого заключается в предотвращении чрезмерной траты ресурсов организма. Усталость возникает и усугубляется в результате связанных с работой изменений, происходящих как в нервной системе, так и в мышцах. Из изменений, связанных с нервной системой, хорошо известна связь между нарушением передачи нервных импульсов от нерва мышечной клетке и усталостью. Усталость обусловлена также возникновением тормозящего состояния в центрах управления работой мышц, расположенных в центральной нервной системе. Усталость - это всегда комплексное явление, факторы, приводящие к возникновению и усугублению усталости, имеют в разных ситуациях разный удельный вес. В функционировании нервной системы в результате тренировки происходят устойчивые изменения. Например, совершенствуются связи между структурами, участвующими в управлении двигательной деятельностью, а также согласование их работы, что является основой для освоения и закрепления новых движений.

В начальной фазе силовой тренировки в течение примерно 8-10 недель обнаруживается заметное увеличение мышечной силы, что в большей степени основывается на изменениях в работе нервной системы. Улучшение работоспособности в результате многолетних тренировок в большой мере основывается на увеличении экономности движения. Основой этого явления являются возникающие с течением времени и упрочивающиеся изменения в структурах нервной системы, руководящей двигательной деятельностью. Появляющиеся под влиянием регулярных физических нагрузок относительно устойчивые изменения в работе нервной системы являются основой возникновения и развития состояния тренированности.

Изменения, происходящие в функционировании организма во время физической работы по сравнению с состоянием покоя, происходят либо прямым управлением нервной системы, либо под ее контролем, но при посредничестве эндокринной системы. Возникающая во время физической работы усталость является важным биологическим защитным механизмом, главная задача которого заключается в предотвращении чрезмерной траты ресурсов организма. Усталость возникает и усугубляется в результате связанных с работой изменений, происходящих как в нервной системе, так и в мышцах. Появляющиеся под влиянием регулярных физических нагрузок относительно устойчивые изменения в работе нервной системы являются основой возникновения и развития состояния тренированности. Использованию углеводов тела для снабжения мышц энергией способствует, прежде всего, повышение концентрации адреналина, норадреналина и гликогена в крови. Чрезмерные нагрузки на тренировках и соревнованиях, особенно если они связаны с сильным психическим стрессом, могут привести к формированию состояния перетренированности. Признаком перетренированности является понижение способности спортсмена к достижениям, несмотря на продолжающиеся тренировки. Перетренированность - это тяжелое состояние, способное на долгое время приостановить развитие спортсмена. Ее исключение является одной из ключевых проблем лучших спортсменов, но ее очень трудно решить из-за неясности прямых причин возникновения указанного явления. Все же очевидно, что возникновение и усугубление перетренированности связано с изменениями в работе автономной нервной системы. В соответствии с характером этих изменений различают т.н. симпатическую и парасимпатическую перетренированность. Первая из них встречается довольно часто, одним из ее признаков является увеличение частоты ударов сердца в состоянии покоя, повышенное кровяное давление, понижение аппетита, снижение веса тела, нарушения сна, эмоциональная неуравновешенность, увеличение основного оборота обмена веществ. Признаком парасимпатической перетренированности, напротив, является понижение частоты ударов сердца и кровяного давления в состоянии покоя, очень быстрое наступление усталости при физической работе. Установление перетренированности затрудняется тем, что многие из перечисленных признаков могут независимо друг от друга появляться и у спортсмена, который в действительности не испытывает перетренированности.

Рассмотрим первое звено, управляющее процессом тренировки организма на физиологическом уровне, — нейрогенное звено.

Формирование двигательной реакции и мобилизация вегетативных функций в ответ на начинающуюся мышечную работу обеспечиваются у человека центральной нервной системой (ЦНС) на основе рефлекторного принципа координации функций. Этот принцип эволюционно обеспечен строением ЦНС, а именно тем, что рефлекторные дуги связаны между собой большим количеством вставочных клеток, а количество сенсорных в несколько раз превышает количество двигательных нейронов. Преобладание вставочных и сенсорных нейронов — морфологическая основа целостного и координированного реагирования организма человека на физическую нагрузку, другие воздействия внешней среды.

В реализации различных движений у человека могут принимать участие структуры продолговатого мозга, четверохолмия, подбугровой области, мозжечка, других образований головного мозга, в том числе высшего центра — моторной зоны коры больших полушарий. В ответ на мышечную нагрузку (благодаря многочисленным связям в ЦНС) происходит мобилизация функциональной системы, ответственной за двигательную реакцию организма.

Расширение числа условных рефлексов в процессе тренировки человека создает условия для лучшей реализации явления экстраполяции в двигательных актах. Примером проявления экстраполяции могут служить движения хоккеиста в сложной, непрерывно меняющейся обстановке игры, поведение шофера-профессионала на незнакомой сложной трассе.

Возраст этой категории человека имеет свои специфические механизмы и закономерности адаптации к нагрузкам.

Адаптация центральной нервной системы

Центральная нервная система у школьников этого возраста достигает высокого уровня развития адаптации центральной регуляции движений. У них уже сформированы индивидуальные особенности высшей нервной деятельности и завершается созревание сенсорных систем, что обеспечивает не только совершенство выполнения длительных упражнений, когда возможна коррекция моторных программ по ходу движения, но и выполнение кратковременных двигательных актов — бросков, ударов, метаний, прыжков. Становится возможным расширять специализацию различных видов спорта.

У детей среднего и старшего школьного возраста:

Как в состоянии покоя, так и во время работы ЭЭГ у детей, подростков и юношей в возрасте 12—18 лет регистрируется значительное число высоких межцентральных корреляций электрической активности.

Важнейшим моментом в совершенствовании центральной регуляции движений у школьников является высокий уровень созревания ассоциативных третичных полей коры передних лобных и задних нижнетеменных полей, что создает функциональную основу для извлечения полезной информации из множества афферентных сообщений, построения сложных многоцелевых поведенческих программ. Становится более точной пространственная ориентация движений, улучшаются процессы экстраполяции, предвидения предстоящих ситуаций. У подростков 13 лет существенно улучшается переработка информации и повышается эффективность тактического мышления, уменьшается количество ошибочных решений.

В возрасте от 10 до 13 лет у подростков достоверно сокращается время принятия решений и общее время решения тактических задач. Эти временные показатели мало изменяются к возрасту 16 лет и еще не достигают взрослых величин. В возрасте 12 лет юные спортсмены способны решать более легкие тактические задачи, а в 14 лет — и более сложные.

Дети в старшем школьном возрасте могут делать правильный выбор из альтернативных ситуаций, сохранять высокую умственную работоспособность в напряженных условиях деятельности, в ситуациях с дефицитом времени. Рабочие доминанты, формирующиеся в высших отделах мозга, становятся стабильными, обеспечивая высокую помехоустойчивость юных спортсменов. Улучшение процессов афферентного синтеза и его анализа позволяет подросткам и юношам точнее оценивать интероцептивную и проприоцептивную информацию о функциональном состоянии собственного организма в процессе работы.

Юные спортсмены (лыжники, пловцы, подводного плавания) способны давать речевые отчеты о снижении кислорода (оксигенации) собственной крови. Становится более информативным ощущение утомления: дети младшего школьного возраста (7— 10 лет) в 77% случаев могут сообщить об ощущении усталости, подростки 13—15 лет в 40% случаев ощущают наступление утомления в процессе его развития, а юноши 18—19 лет могут ощущать развитие утомления еще до начала появления ранних его признаков. Эта способность помогает правильной раскладке сил спортсмена на дистанции, рациональному управлению функциональными резервами организма.

Качественным изменением центральной регуляции движений у детей среднего и старшего школьного возрасти является постепенный переход ведущей функции от правого полушария к левому.

В тренировочном процессе большое значение приобретают методы рассказа, словесных инструкций и речевых отчетов. Возрастные перестройки центральной нервной системы управления обеспечивают более экономичное и эффективное выполнение работы. Уточняются моторные команды, поступающие к работающим мышцам, совершенствуются межмышечные координации. Усилившиеся влияния переднелобных третичных полей на двигательную деятельность обеспечивают повышение произвольной мобилизации функциональных резервов организма, волевое преодоление утомления и, соответственно, увеличение длительности работы до отказа.

Возможности участия третичных полей в регуляции движений еще недостаточно развиты у подростков по сравнению с юношами, особенно слабо они выражены в период полового созревания (в первую фазу пубертатного развития). В этот период наблюдается нарушение центральной регуляции движений: корковые центры широко охватывают процесс возбуждения, нарушая при этом тонкие межцентральные взаимоотношения и координацию движений.

Перед стартом у подростков преобладает состояние предстартовой лихорадки, ухудшаются процессы памяти и выработки двигательных навыков, затрудняется переделка двигательных динамических стереотипов. Подростки быстро утомляются, особенно при длительной моторной работе.

В юношеском возрасте управление движениями достигает высокого совершенства, позволяя добиться рекордных результатов во многих видах спорта.

психологические науки

  • Стахеева Варвара Ивановна , студент
  • Симакова Марина Евгеньевна , студент
  • Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального университета
  • Бекмансуров Раиль Хадиярович , старший преподаватель
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт
  • СТУДЕНТЫ
  • АДАПТАЦИЯ
  • УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ
  • ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
  • ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
  • ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Похожие материалы

Обучение в ВУЗе и колледже – сложный и длительный процесс, который предъявляет высокие требования к здоровью, пластичности психики и физиологии молодых людей. Деятельность студентов относят к умственному труду. Он, как и любой иной труд, имеет свои особенности, связан с процессом обучения и заключается в основном в усвоении все возрастающего объема учебного материала, то есть в накоплении знаний, умений и навыков и развитии интеллектуально-эмоциональной сферы личности.

При адаптация первокурсников к обучению в ВУЗе и колледже обычно возникают некоторые трудности, такие как: переживания из-за ухода из привычного уже коллектива; недостаточная подготовка к новым условиям; привыкание к самообслуживанию; неумение проводить самостоятельную работу, на которой строиться образование в новом для молодых людей образовательном учреждении; отсутствие навыков по написанию конспектов и проведению публичных выступлений и т.д.

Адаптация при поступлении в высшее образование на первом курсе может вызвать низкую успеваемость и проблемы в общении. Чаще всего это связанно с появлением одновременного изучения большого числа дисциплин за довольно быстрый срок. При адаптационном процессе студенты испытывают высокие учебные нагрузки. Учение в ВУЗе и колледже требует от молодых людей довольно быстрого переключения с одного объекта на другой. Нервная система обеспечивает возможность длительное время быть сосредоточенным на одном материале. Она непосредственно воздействует на продуктивность учебной деятельности студентов.

Обучение в высшем учебном учреждении и колледже довольно сильно отличается от школьного. Учебные процессы в школе имеет место система регулярной работы, что побуждает ученика к знаниям. А поступив в ВУЗ или колледж молодые люди попадают в совсем иную обстановку, включающую в себя лекции и семинары, измененное время проведения одного занятии. Эта система обучения рассчитана и построена на личную мотивацию и интерес студентов. Отсутствует как таковая ежедневная проверка заданий, которая была в школе. Чаще всего адаптация студентов заканчивается в конце 2-го учебного семестра. Умственная деятельность становится более интенсивной, чем была в школе, а так же требует освоения культуры умственного труда. Недостаточность данных навыков умственной работы тоже будет являться одной из проблем адаптационного процесса студентов.

Для изучения уровня адаптации первокурсников нами была проведена новая методика исследования социально-психологической адаптации первокурсников Б.Г.Мещерякова и Г.И. Соболева.

Студентам был предложен ряд проблем, с которыми они могут сталкиваться в учебной жизни. Необходимо было определить силу переживаний по поводу этих проблем. Результаты, полученные в ходе данного исследования можно выразить в следующем графике (рис.1) и диаграмме (рис.2):


Рисунок 1. График данных, полученных в ходе исследования.
Рисунок 2. Общее представление результатов.

Рассматривая основные проблемы первокурсников, связанные с их жизнью в новом учебном учреждении, наиболее распространенными из них оказались: усталость, недостаток техники, занять место в аудитории (попасть на первые ряды), не успевание записи за преподавателями, проблемы с питанием. Реже всего же возникали следующие трудности: ориентация в здании, пользование библиотекой, отношения с одногруппниками.

В целом, можно заключить, что все группы прошли адаптацию к жизни в высшем учебном учреждении в период с сентября 2015г. по апрель 2016г., дезадаптированных студентов нет. Согласно статистике на первом курсе около 40% первокурсников испытывают напряжение адаптационного процесса, количество таких студентов во время экзаменационной сессии возрастает в среднем на 15-30%.

Если рассматривать центральную нервную систему, то можно сказать, что основным типом адаптационных реакций первокурсников является повышенная активация, являющаяся одной из общих неспецифических адаптационных реакций, которая развивается в ответ на воздействия внешней средней силы. При такой реакции, длящейся непродолжительное время, достигается оптимальная синхронизация функций организма, так же стимулируется неспецифическая резистентность организма высоких уровней реактивности, в отличие от стресс-реакции, которая является ответом на сильные, чрезвычайные раздражители.

Согласно проведенному опросу значительное напряжение механизмов адаптации в среднем испытывают около 8,4% студентов, поступивших на 1 курс. Среди них в среднем 15% имеют средний уровень, 32% – ниже среднего, 53% – низкий уровень физического здоровья. Самый низкий адаптационный потенциал имеют студенты с низким уровнем физического здоровья, у таких студентов преобладают адаптационные реакции спокойной активации. У студентов-первокурсников с уровнем здоровья средним и ниже среднего замечаются реакции повышенной активации.

Сложность начального этапа обучения в ВУЗе и колледже заключается в том, что у студента происходит перестройка всей системы познавательных ориентаций личности, усваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных взаимоотношений и связей. Эффективность адаптации студентов-первокурсников к обучению в ВУЗе и колледже в дальнейшем будет оказывать активное содействие общему психологическому комфорту, личной мотивации к обучению, направленности и характеру учебной деятельности на старших курсах, а в дальнейшем и на работе.

Список литературы

  1. Акопян А.Н. Психоэмоциональное состояние студентов в ситуации промежуточной и сессионной активности // Эколого-физиологические проблемы адаптации: сб. материалов XII международного симпозиума. –М.: РУДН, 2007, - С. 21-23.
  2. Апанасенко Г.Л. О возможности количественной оценки здоровья человека // Гигиена и санитария. – 1985. – №6, - С. 55-58.
  3. Косованова Л.В., Мельников М.М., Айзман Р.И. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях. – Новосибирск.: Сиб. унив. изд-во, 2003. – 240с.
  4. Маркина Л.Д., Сидорова О.Н. Психофизиологическая адаптация студентов младших курсов // Психосоматические нарушения на рубеже II – III тысячелетия / под ред. В.Я. Семке, Л.П. Яцкова. –Владивосток-Томск, 2000. –С. 263-272.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Уникальность нервной системы – центральная нервная система сформировалась за многие тысячи лет развития человеческой расы, в том, что взаимосвязь осуществляется сразу в двух направлениях. Каждый орган и подчиняется головному мозгу, и оказывает влияние на его деятельность. Основные структурные единицы ЦНС – головной, а также спинной мозг. Именно благодаря им, люди отличаются от иных представителей животного мира.

Общая характеристика

Эволюционные процессы, которым подвергались многоклеточные организмы на протяжении столетий, привели к необходимости регулирования, а также координирования всех жизненных функций. Эти механизмы способствовали приспособлению особей к изменяющимся параметрам внешней среды. Итогом явилось то, что отделы ЦНС стали сложными по строению и функционированию.


По сути, центральная нервная система – это высокоорганизованная совокупность специальных структурных единиц, которые объединяют и координируют деятельность каждой ткани, системы и органа, как изнутри, так и при взаимодействии со средой извне. Она представлена двумя важнейшими органами – внутричерепным, а также внутрипозвоночным мозгом. Тогда как черепно-мозговые нервные волокна к ЦНС не имеют отношения. Это уже периферическая система иннервации.

В основном, относящиеся к головному и спинному мозгу функциональные единицы несут ответственность за восприятие информации от внешних/внутренних раздражителей, ее переработку и формирование адекватного ответа. Благодаря этой являющейся частью целого организма системе, и обеспечивается полноценное взаимодействие людей с миром вокруг – через память, мышление, эмоции, творческие процессы.

Особенности строения

У людей с момента оплодотворения яйцеклетки начинается развитие и формирование ЦНС – из непосредственно нервной трубки образуются головной, а также спинной мозг. Их защищают костные каркасы – черепная коробка и позвонки. Ниже расположены три оболочки – твердая с паутинной и сосудистой. В их пределах находятся жидкие среды – ликвор с кровью.

Традиционно строение ЦНС подразумевает, что клетки – нейроны, объединяются в особые скопления – нервные центры. Тела нейронов образуют серое вещество, тогда как их короткие и длинные отростки – белую субстанцию, проводящие сигнальные импульсы пути.

Помимо этого, в ЦНС присутствует нейроглия, состоящая их глиальных клеток. Их количество в несколько раз превышает число нейронов. Поэтому они составляют большую часть массы центрального отдела нервной системы.

В головном отделе принято выделять несколько сегментов – мозжечок с большими полушариями, а также продолговатый, средний, промежуточный и задний участки. Каждый из них несет свою ответственность за правильное функционирование органа отдельно, и всего организма и систем в целом. В спинном мозге градация осуществляется согласно сегментам позвоночного ствола – от шейного, до грудного и пояснично-крестцового.

Анатомия головного мозга

В составе центральной нервной системы главенствующее место, безусловно, занимает головной мозг. Внутри черепной коробки он представлен двумя крупными полушариями, испещренными глубокими и мелкими бороздами, под которыми расположены иные структурные единицы:

  1. Продолговатый участок – локализуется на блюменбаховом скате. Книзу он плавно трансформируется в спинной мозг. На его передней поверхности определяется продольная щель, по бокам от которой специалисты выделяют 2 своеобразных возвышения в виде валиков. Их именуют пирамидами с оливами. Тогда как подобную же борозду на задней поверхности структуры с двумя задними канатиками принято называть столбами.
  2. Над продолговатой зоной расположен задний мозг – в форме Варолиева моста, а также мозжечка. Внешне схожи с большими полушариями, но функционально имеются свои особенности. В глубине ткани находятся скопления ядер, от которых берут свое начало черепно-мозговые нервы.
  3. Взаимосвязь между продолговатой единицей и вышерасположенными отделами осуществляет средний мозг – представлен ножками, нервными пучками, а также четверохолмием. Переоценить их значение невозможно – именно в этой зоне пролегает множество важнейших нервных путей и расположены ядра нескольких пар нервов.
  4. Промежуточный участок – известен как зрительные бугры с подбугровой областью, локализуется дальше от центра головного мозга. Они содержат первичные клетки зрительной системы, а также чувствительные проводниковые волокна. Гипоталамус, он же подбугровый участок, принимает участие в обменных процессах.


Каждая из перечисленных единиц системы – от полушарий и мозжечка, до ствола головного мозга имеет свое значение для жизнедеятельности людей. Если сбой происходит в одной зоне – оболочки ЦНС, к примеру, опухоли мозга, то влияние будет оказываться на все участки органа.

Анатомические особенности спинного мозга

Прочный каркас позвоночного столба надежно защищает еще одну структурную единицу центральной нервной системы – спинной мозг. Его протяженность впечатляет – от затылочного отверстия черепной коробки до поясничных позвонков.

Визуально с двух его сторон можно отметить присутствие продольных борозд, тогда как непосредственно по центру – спинномозговой канал. С внешней стороны размещена белая субстанция – множество отростков нервных клеток, которые объединены в волокна. Серое же вещество представлено преимущественно боковыми, а также задними с передними роговыми зонами – напоминает бабочку в полете.


Двигательные нервные клетки локализуются в передних рогах, а задние образования имеют вставочные нейроны, которые осуществляют взаимосвязь с чувствительными клетками. Они расположены в узловых сегментах нервной системы.

В месте соединения передних волокон с задними зонами формируются корешки спинного мозга. Они, по сути – проводники между центральной и периферической системой. Именно за счет подобного анатомического строения осуществляется взаимосвязь между разными участками человеческого организма, сохраняется равновесие внутренней среды – спинномозговыми рефлексами.

Функции ЦНС

Исходя из особенностей строения и расположения структур центральной нервной системы, следуют ее основные функции:

  • интегративная – установление взаимосвязи между клетками в тканях, органах в системах для образования единого высокоорганизованного человеческого организма;
  • координирующая – обеспечение согласованности действий различных органов для достижения единой стоящей перед человеком задачи, к примеру, адаптация к резко изменившейся ситуации;
  • регулирующая – структуры нервной системы контролируют все протекающие внутри процессы, без их участия не происходит ни одна деятельность;
  • трофическая – выполняет регуляцию трофики, а также интенсивности обменных процессов в тканях, чтобы реакция на изменения была адекватной и быстрой;
  • приспособительная – анализ и последующий синтез поступающей извне информации для приспособления к внешней среде.

Несмотря на обилие научных работ о центральной нервной системе, в этой области таится много неизвестного. Человечество ожидает еще множество открытий.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.