Адлер о невротическом характере кратко

С позиции Адлера, невроз следует рассматривать как диагностически неоднозначный термин, охватывающий многочисленные поведенческие нарушения, по поводу которых прибегают к помощи психиатра и по сей день. Эти расстройства характеризуются разнообразной симптоматикой (например, тревога, мысли о смерти, страхи, обсессивно-компульсивное поведение). Адлер изучал в ходе клинического наблюдения, каким образом больные неврозами используют свой прошлый и настоящий опыт, чтобы избежать ответственности и сохранить самооценку.

В отличие от представлений Фрейда, согласно которым симптомы выступают как средство контроля над инстинктивными импульсами и как способ удовлетворения этих импульсов, Адлер рассматривал появление симптомов как механизм самозащиты - защитную стратегию Я. Симптом служит средством "извинения", "алиби" или "оправдывающих обстоятельств", средством защиты престижа личности.

Люди, больные неврозом, избрали неправильный стиль жизни в основном по той причине, что в раннем детстве они или переносили физические страдания, или их чрезмерно опекали и баловали, или их отвергали. В таких условиях люди становятся повышенно тревожными, не чувствуют себя в безопасности, начинают развивать стратегию психологической защиты, чтобы справиться с чувством неполноценности. В перенапрягающихся ситуациях детства творческое Я создает “невротический” стиль жизни, ребенок выдвигает эгоистическую фиктивную цель. “Невротики ведут себя так, как если бы они жили в стране врагов” .

Из-за планомерного детского искажения цель невротика по своей природе враждебна окружению, и в его целевой установке всегда можно распознать две бессознательные исходные посылки: во-первых, при любых обстоятельствах человеческие отношения представляют собой борьбу за превосходство; во-вторых, женский пол является неполноценным и в своих реакциях служит мерой мужской силы.

По мнению А. Адлера, обе эти бессознательные посылки приводят к тому, что все человеческие отношения отравляются и уродуются, возникают неожиданные усиления и нарушения аффекта, а вместо желанного душевного спокойствия наступает постоянная неудовлетворенность и появляются невротические симптомы.

Так же как и З. Фрейд, А. Адлер обнаруживал у человека первые признаки формирования готовности к невротическим расстройствам в детские годы. Однако в отличие от психоаналитического взгляда, усматривавшего причину в вытеснении в бессознательную область недопустимых сексуальных влечений, он обращал внимание на неправильные формы воспитания, в частности отношения к себе и окружению. Основой же этого неправильного отношения служило обретенное чувство неполноценности, компенсируемое впоследствии стремлением к превосходству.

Адлер в невротическом состоянии видел переживание слабости и беспомощности, которые описывал как “комплекс неполноценности”. Его индивидуальная психология определяет невротические симптомы как проявление борьбы по преодолению чувства недостаточности, их развитие видит как “бегство в болезнь”, “желание власти” или “мужской протест”. Первый и третий пути направлены на привлечение внимания к себе, “желание власти” входит в конфликт с ощущением общности с другими людьми. Адлер определил невроз как экзистенциальный кризис, поражающий всю личность; основной феномен психических расстройств усматривал не в сопротивлении побуждениям, а в невротическом характере, неадекватном аттитюде жизни.

Подход Адлера к лечению неврозов логически вытекает из его клинической концепции природы неврозов. Если невротические симптомы являются продуктом ошибочного стиля жизни пациента и недостаточно развитого социального интереса, то целью терапии будет коррекция этих ошибок, а также развитие социального интереса .

Короче говоря, цели терапии по Адлеру троякие: 1) выявление ошибочных суждений о себе и других, 2) устранение ложных целей и 3) формирование новых жизненных целей, которые помогут осуществить личностный потенциал. Вместе с тем, Адлер напоминал, что эти терапевтические цели лучше всего достигаются через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и укрепление его социального интереса.

Не менее важна и провозглашенная им идея о творческом Я. В отличие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений и потому определяющего полностью путь развития личности в заданном направлении, Я Адлера представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, это Я само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни.

Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности. Эти основные положения таковы:

  1. фиктивный финализм,
  2. стремление к превосходству,
  3. чувство неполноценности,
  4. общественный интерес,
  5. стиль жизни,
  6. творческое Я.

Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у известного немецкого философа Г. Файгингера, который писал, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкции или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но, тем не менее, оказывается вполне реальным стимулом, определяющим устремления человека. Адлер также подчеркивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Для невротиков же это оказывается невыполнимым, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.

Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека играет его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он исходил из мысли, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, но лишь с их прообразами, которые формируются в процессе жизни. Наиболее важной структурой он считал стиль жизни.

Развивая идею о стиле жизни, определяющем поведение человека, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я. Чувство общности или общественный интерес — это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта неразвитость чувства общности — основа асоциального стиля жизни, причина неврозов и конфликтов, возникающих у человека. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития чувства общности определяет и систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы создает препятствия для личностного роста, провоцирует развитие неврозов.

Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства — неполноценности и стремления к превосходству — являются источниками энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделанным отдельными людьми. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, компенсация.

Теория личности Адлера выделяет четыре основных вида компенсации:

  • неполная компенсация,
  • полная компенсация,
  • сверхкомпенсация,
  • мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну из первых типологий развития личности.

В теории личности Адлера существует положение о том, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность человеку создать достаточно адекватную схему окружающего. При этом люди с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совершенствование.

В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. Примерами такой сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, и многие другие замечательные люди.

В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии их личности. Так, неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности, который приводит к развитию неадекватной схемы апперцепции, изменяет жизненный стиль, привнося тревожность, чувство неуверенности в себе, чувство зависти, конформность и напряженность в жизнь ребенка. Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок, так же как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Однако такой вид компенсации несовершенен, так как он останавливает личностный рост, формируя также неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

В случае сверхкомпенсации у людей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе общества, но о своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема окружающего, изменяющая стиль жизни человека. Такие люди становятся все большими тиранами и агрессорами, подозревающими окружающих в желании отнять у них власть. Потому они становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадя даже своих близких. Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущ комплекс вины и неполноценности.

Одно из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение кооперировать, сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего человечества. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации является корнем всех невротических и плохо приспособленных стилей жизни.

Хотя не все положения в теории личности Адлера нашли свое подтверждение в дальнейших экспериментальных исследованиях, сама идея о роли чувства общности и индивидуального стиля жизни в формировании личности, особенно мысль о компенсации как основном механизме психического развития и коррекции поведения, стала неоценимым вкладом в психологическую науку.

Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так как он одним из первых исследовал роль игры в преодолении неврозов и закомплексованности. Он считал, что именно игра дает возможность детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они испытывают в мире окружающих их взрослых. При этом спонтанная игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством. В том же случае, когда требуется преодоление более серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитие игры должно осуществляться и направляться взрослым.

Теория личности Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

Всем привет! Теория Фрейда была поистине революционна. Поэтому вокруг него формировался круг людей не менее выдающихся. Альфред Адлер и Карл Густав Юнг были одними из них. Впоследствии непрекращающийся конфликт мнений разорвал их отношения с отцом-основателем психоанализа. Камнем преткновения стал детерменированный взгяд Фрейда на природу человека, как на марионетку в руках слепого сексуального инстинкта.


В 1911 году Альфред Адлер (1870-1937 гг.) сложил с себя обязательства президента Венского психоаналитического сообщества и вышел из него, организовав при этом Общество индивидуальной психологии.

В историю этот подход войдет как ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АДЛЕРА.

Адлера часто представляют как взбунтовавшегося ученика Фрейда. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что в его ранних работах он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом. К сожалению, Адлер и Фрейд не примирились после разрыва их отношений в 1911 году, и Фрейд оставался враждебно настроенным к Адлеру в течение всей жизни. Как покажет обсуждение основных концепций Адлера, большинство положений его индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда.

Вопреки Фрейду, Адлер признавал единство личности, и что ее компоненты (не делимые по сути) как сознательное, так и бессознательное служат единой цели и взаимно влияют друг на друга.

Помимо этого, Адлер признавал свободу выбора личности, и возможность сознательного влияния на ход своего развития. Однако факт признания наличия бессознательного и влияние детского периода развития (до 5 лет) оставляет точки прикосновения с классическим психоанализом.

Связь личности и общества, в рамках этой теории, также считается неразрывной и врожденной. Социальный интерес рассматривается как показатель психического здоровья. С позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение – они поглощены своими интересами и самозащитой.

Движущей силой, в противовес эросу и танатосу, Адлер признавал врожденное стремление личности к совершенству. Ощущение ребенком беспомощности перед "всемогущими" взрослыми - чувство неполноценности - только способствует этому стремление ОТ неполноценности К совершенству.

Избалованность, отчуждение, а также физическая дисгармония являются наиболее значимыми опасностям на пути становления здоровой личности. Избалованность может привести к умению только ПОЛУЧАТЬ, и неумению ОТДАВАТЬ. Эта концепция, работающая в рамках семьи может работать, но при выходе в социум может привести к серьезным искажениям. Отчуждение может привести к открытой враждебности и недоверию к внешнему миру. Что касается физическим дисгармониям, то это может привести к усилению комплекса неполноценности, с одной стороны, с другой, может послужит отправной точкой для гиперкомпенсации - когда неразвитый орган подвергается пристальному развитию. Так люди с дефектами речи могут стать прекрасными ораторами, слабые здоровьем выдающимися спортсменами и так далее.

Таким образом, индивидуальная психотерапия по Адлеру, проводит работу с клиентом в рамках творческого осознанного сотрудничества двух равнозначных личностей (клиента и психотерапевта) целью которой является определение жизненных целей и ценностей, социальная адаптация, раскрытие творческого потенциала.

Уместить данную теорию опять же в такие жесткие рамки невозможно. Но общий обзор поможет вам понять подход в рамках данной теории личности, и при желании, поближе познакомится с ее основами. Одни из самых известных книг автора - "Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека" и "Понять природу человека".

Да, есть практикующее направление юнгианского анализа.

Теории личности. Часть 6. Карл Густав Юнг

Карл Густав Юнг (1875-1961 гг) явился родоначальником АНАЛИТИЧЕСКОГО подхода в глубинной психотерапии. Под глубинной психотерапией понимается работа в рамках психодинамического направления (о котором мы уже упоминали), основой которого является работа с бессознательной частью человеческой личности.


Годы тесного сотрудничества Юнга с Фрейдом с 1909 по 1913 год, во время которого Юнгу была по сути присвоена степень "старшего сына" и кронпринца Фрейда, закончилась распадом. Частично, этот факт нашел отражение в кинематографе - фильм 2011 года "Опасный метод".

Юнг, как и Адлер, не смог согласиться с теорией Фрейда о преобладании сексуальной энергии, как основного стимула развития личности. Не отрицая факта влияния сексуальных желаний, он расширил понятие "либидо" как творческой жизненной силы, проявляющуюся самыми различными путями и выражающуюся как в биологических, так и в психических потребностях.

Юнг, в отличие от Фрейда и Адлера, придававшим особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании личности, рассматривал ее развитие как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни.

В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллектуального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Юнга является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна для понимания.

Структура личности, по Юнгу, представляет собой:

1. ЭГО - это осознаваемая деятельность психики, ощущения, чувства, мысли, с помощью которых мы осознаем себя как единое целое;

2. ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ чем-то схожее с понимаем ОНО Фрейда, но более расширенное в том плане, что в нем содержатся не только "энергетические" заряды либидо, но и всевозможные комплексы, как например, нереализованное желание власти, которое концентрирует около себя значительную часть психической энергии;

3. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, которое представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества, в нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, "в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума".

Юнг вводит такое важное понятие как АРХЕТИП. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Архетип часто сравнивают с руслом реки, которое еще не получило наполнения. Так, встречая змею один человек испытывает дикий страх, второй - интерес. Эта реакция бессознательна и является скорее откликом опыта поколения, который непрерывен.

Архетипов существует бесчисленное множество. Однако можно выделить основные.

АНИМА - бессознательная женская сторона личности мужчины.

АНИМУС - бессознательная мужская сторона личности женщины.

МАСКА/ПЕРСОНА - социальная роль личности, которая не соответствует ее сущности.

ТЕНЬ (АЛЬТЕР ЭГО) - все те истинные желания, которые мы не можем признать.

САМОСТЬ -воплощение цельности и гармонии, регулирующий центр личности.

САМОСТЬ - ядро личности, призванное привести всю структуру к гармонии.

Гармонизация личности является основной целью ее развития. Так, Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самоосуществления. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Так же, и описанные им две жизненные установки (ЭГО-ОРИЕНТАЦИИ) - ЭКСТРАВЕРСИЯ и ИНТРОВЕРСИЯ, как направленность энергии во вне или внутрь, всегда присутствуют как противоположности в каждой личности. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы.

Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и проявляет себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как "обретение себя", являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к объединению, гармонии и цельности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название ИНДИВИДУАЦИЯ. Говоря упрощенно, индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности.

Сами понятия архетипов и коллективного бессознательного отразили мистическую направленность Юнга.

В этой связи, хочется привести один факт из его жизни.

Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности.

Наиболее известные труды - "Архетип и символ", "Душа и миф. Шесть архетипов", "Красная книга" и другие

Биография австрийского психолога

Альфред Адлер родился в небогатой еврейской семье. Кроме него, у родителей было ещё пятеро детей. Старшего брата, по иронии судьбы, звали Зигмунд. Старший брат рос физически здоровым и успешным человеком, он стал предпринимателем и постоянно помогал семье. А вот Альфред физическим здоровьем совсем не отличался.


Он перенёс рахит, из-за чего долгое время не мог ходить. Также у него было тяжёлое воспаление лёгких с множеством осложнений. Несколько раз тяжелобольной ребёнок чуть не умер.

Несмотря на свои болезни, Альфред старался не отставать от сверстников и даже выходил к ним на улицу играть. Друзья не считали его каким-то неполноценным, и с ними ему было даже лучше, чем дома с родителями. При этом Альфред изо всех сил старался побороть свои недостатки, что ему удавалось.

К примеру, дорога в школу проходила мимо ограды, за которой, как считали дети, было кладбище. Альфред очень боялся кладбищ, и однажды он решил преодолеть свой страх. Он перелез через ограду и несколько раз прошёлся по территории кладбища, пока не убедился, что страх исчез. Чуть позже он узнал, что там было не кладбище, а просто заброшенный двор.

Вследствие своих болезней, а также мечтательности успеваемость Альфреда в школе была низкой. Причём настолько, что учитель посоветовал ему бросить школу и пойти учиться на сапожника. Это привело мальчика в сильное негодование. Он собрал волю в кулак, принялся за учёбу и вскоре стал лучшим учеником в классе. После школы он даже поступил в Венский университет и стал изучать медицину, после чего первое время работал врачом широкого профиля.

В университете он также заинтересовался социализмом, стал участвовать в студенческих политических собраниях. На одном из них он встретил студентку из России – Раису Эпштейн, которая вскоре стала его женой. Впоследствии Раиса Эпштейн проявила себя как активная деятельница феминизма.

В дальнейшем расхождений между его взглядами и теорией Фрейда стало ещё больше. Фрейд сильно обижался, если кто-то из психологов, да ещё и называвших себя психоаналитиками, хоть в чём-то был с ним не согласен. Фрейд считал, что психоанализ может существовать только один, и именно тот, который был разработан им самим. Своих противников Фрейд часто называл параноиками и считал их скрытыми гомосексуалами. Поэтому никакой дружбы и сотрудничества между ним и Адлером быть не могло.

В дальнейшем Адлер по специальному приглашению прибыл в США, где в конечном итоге остался навсегда. Он стал профессором Колумбийского университета, читал лекции в других научных организациях. Первое время он приезжал в Вену на лето, однако после прихода к власти в Германии нацистов и оккупации Австрии он больше не мог появляться на родине. Всем его последователям также пришлось срочно эмигрировать.

В 1937 году, приехав в шотландский Абердин для чтения лекций, Адлер внезапно умер от сердечного приступа.

Индивидуальная теория личности Адлера

Психологические взгляды Альфреда Адлера сформировались под влиянием всей его жизни, наполненной яростной борьбой за существование. Он преодолел свои болезни, слабости, страхи и добился огромных успехов в жизни. С детства будучи почти полным овощем, он постепенно превратился прямо-таки в супермена.


Классический фрейдовский психоанализ основывал человеческое поведение на бессознательном. Двигателем развития личности Фрейд считал либидо – сексуальное желание. Альфред Адлер с этим не согласился и выдвинул теорию, по которой главенствующую роль в развитии личности играет именно сознание. Поведением человека, согласно его теории, руководят не биологические, а социальные мотивы. Каждый человек имеет врождённое социальное чувство, которое, однако, нужно воспитывать и развивать, чтобы оно могло реализоваться.

Теория Адлера отводила определённое место и подсознанию. Но движущей силой социального развития она признавала не сексуальное влечение, а жажду власти и комплекс неполноценности. Из этого комплекса, по мнению Адлера, исходят такие человеческие пороки, как тщеславие и честолюбие, но проистекают из него и добродетели – стремление к сотрудничеству и мужество.

Комплекс неполноценности играл существенную роль в становлении личности многих великих деятелей. Так, древнегреческий оратор Демосфен долгое время страдал дефектом речи и всеми силами старался его преодолеть. Многие великие полководцы имели невысокий рост – таковы, к примеру, Суворов и Наполеон (правда, на самом деле свидетельства о малом росте Наполеона являются легендой, в действительности его рост был даже чуть выше среднего). Именно ощущение своей неполноценности толкает многих людей на преодоление того, что они считают недостатками, и в этом они достигают значительных успехов.

С другой стороны, многие великие злодеи и преступники тоже имели комплекс неполноценности. Так, африканские и латиноамериканские диктаторы зачастую происходили из очень бедных семей, принадлежавших к самым низшим социальным категориям. И вся их жизнь представляла собой этакую попытку мести всем, кто был более успешен в социальном и экономическом плане. Приходя к власти, эти диктаторы начинали преследовать богатых, образованных, успешных граждан своих стран, ликвидировали экономику, инфраструктуру и социальную сферу.

Иногда комплекс неполноценности выражается и через некую маскировку. Например, бедняки пытаются выглядеть богатыми, для чего совершают импульсивные покупки, приобретают дорогие, но абсолютно бесполезные вещи, играют в казино. Маскировкой комплекса неполноценности могут быть развязное поведение, употребление большого количества алкоголя, повышенная агрессивность.

Альфред Адлер был первым, кто ввёл понятие комплекса неполноценности. И первым человеком, у которого он наблюдал и этот комплекс, и его преодоление, был он сам.

Индивидуальная психология, созданная Адлером, приобрела огромную популярность в европейских странах и в США в двадцатых – сороковых годах ХХ века – наверное, более высокую, чем классический фрейдизм. Учение самого Фрейда многими расценивалось как слишком примитивное и вульгарное, к тому же его методы психоанализа работали далеко не всегда. А вот теория Адлера в большей степени отвечала действительности и гораздо больше внимания уделяла социальному аспекту человеческой жизни.

Свои идеи Адлер начал применять на практике, занявшись педагогикой. Он основал воспитательную клинику для детей, а затем и экспериментальную школу. Вскоре таких учреждений становилось всё больше, они стали появляться не только в Австрии, но и в других странах.

Теория Адлера стала одним из основных элементов зародившейся в 1950-е годы гуманистической психологии, которая ставила своей задачей всестороннее развитие человеческой личности. Гуманистическая психология развивалась главным образом в США, где она стала альтернативой господствовавшим в то время бихевиоризму и классическому психоанализу Фрейда. Гуманистическая психология признавала человека особой, высшей сущностью и выступала против приравнивания его к животным, в психике которых преобладают лишь рефлексы и инстинкты.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.