Афазия это полная или частичная утрата речи обусловленная

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм. Афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.

Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается моторная афазия.

У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения (например, расположение очага поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга позволяет надеяться на спонтанное восстановление речи), величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, при левшестве. Реакция личности больного на речевой дефект и особенности преморбидного строения функции (например, степень автоматизации чтения) определяют фон восстановительного обучения.

В основе любой фонемы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка (например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т. п., которая ведет к специфическому системному нарушению понимания речи, письма, чтения, счета. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т. д.). Большой вклад в понимание нарушения речи при афазии внесен как нейрофизиологией, так и нейропсихологией и нейролингвистикой.

В 1861 г. французский врач П. Брока продемонстрировал мозг больного афазией с обширным размягчением в области левой средней мозговой артерии, захватывающим задние отделы третьей лобной извилины. Брока считал, что получил доказательство локализации центра устной речи в лобных отделах мозга. В 1874 г. Вернике описал 10 больных с поражением височных отделов коры головного мозга слева с нарушением понимания речи и своеобразными расстройствами экспрессивной речи, письма и чтения. Это дало ему основание связать развитие сенсорной афазии с локализацией патологического очага в задней трети верхней височной извилины.

Проводились специальные исследования частных проявлений нарушений высших психических функций, например, различных видов апраксии, в том числе апраксии артикуляционного аппарата (Либманн), аграмматизма (А. Пик); нарушению сложных форм речевой деятельности (пониманию сложных логико-грамматических оборотов), проявляющемуся при семантической афазии, посвящены труды X. Хэда.

Существуют различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике—Лихтгейма, лингвистические классификации X. Хэда и других, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологической, физиологической и лингвистической наук, характерный для того или иного исторического периода развития учения о речи. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А. Р. Лурия.

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазии,возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия и афферентная моторная афазия,возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия,возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

При поражении речевых зон происходит нарушение так называемой первичной предпосылки, осуществляющей специфическую деятельность соответствующей анализаторной системы. На основе первичного анализаторного нарушения возникает вторичный, также специфический, распад всей функциональной системы языка и речи, т. е. возникает нарушение всех видов речевой деятельности: понимания речи, устной и письменной речи, счета и т. д. Характер и степень нарушения понимания речи, ее экспрессивной формы, чтения и письма зависят прежде всего не от величины очага поражения в коре головного мозга, а от тех гностических (кинестетической, акустической или оптической) предпосылок, которые по-разному вносят свой вклад в реализацию различных речевых процессов.

Дата добавления: 2016-04-22 ; просмотров: 1633 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Афазия. Нейролингвистический подход. Причины и механизмы. Классификация. Дифференциальная диагностика.

Алалия. Определение. Этиология. Классификация. Дифференциальная диагностика.

Среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6-0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Причины возникновения синдрома алалии многообразны. Этиопатогенетические факторы могут действовать в разные периоды развития ребенка. В пренатальном периоде причинами возникновения алалии могут выступать интоксикации, хронические заболевания матери, нарушения кровообращения плода, ушибы и падения матери с последующей травматизацией плода, неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша, врожденная отягощенность (болезни родителей, такие как туберкулез, сифилис и т. п.). Действия неблагоприятных факторов в пренатальный период не только обуславливает органическое поражение мозга и неблагоприятно влияет на развитие плода, но и отрицательно влияет на течение родов. В натальном периоде причинами могут стать: патология родов (неудачное применение средств родовспоможения, затяжные или стремительные роды, рождение ребенка с родовой опухолью, гематомой, в асфиксии и др.). Действие таких факторов может обуславливать нарушения формирования межсистемных мозговых связей, необходимых для своевременного и полноценного развития речи. В постнатальном периоде развития отрицательно могут сказаться ранние травмы головы, инфекционный гепатит, менингит, менингоэнцефалит, длительно текущие соматические заболевания, цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центральной нервной системы и отрицательно влияющих на ее развитие. Кроме действия биологических факторов, в постнатальном периоде развития возможно также действие социально-психологических факторов, таких как: недостаточность речевых и интеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, госпитализм, среда, состоящая из лиц с речевой патологией, многоязычие в семье и др. Тем не менее, ведущими причинами возникновения алалии следует считать биологические, социально-психологические лишь усугубляют речевую недостаточность.

Симптоматика алалии достаточно многообразна и не ограничивается нарушением только речевой функции. Характер алалического синдрома в каждом конкретном случае будет иметь индивидуальные особенности, будет зависеть от локализации и тяжести органического поражения, от общего соматического состояния ребенка, его возраста, интеллектуальных возможностей, окружающей его среды. Синдром алалии составляют неврологические, психопатологические и речевые симптомы.

Топологическая (клиническая) классификация:

В основе этой классификации - критерий учета локализации поражения головного мозга при алалии.

Моторная алалия (обусловлена нарушениями центрального (коркового) отдела речедвигательного анализатора). Ребенок своевременно начинает понимать чужую речь, но собственная речь не развивается. Р. А. Белова-Давид, исследуя детей с моторной алалией, в зависимости от того, какой отдел речедвигательного анализатора пострадал, выделила моторную афферентную и моторную эфферентную алалию.

Афферентная моторная алалия обусловлена патологией постцентральной зоны коры головного мозга (нижний теменной отдел левого полушария), который в норме отвечает за кинестетический анализ и синтез раздражителей, ощущений, поступающих в мозг во время речи, за кинестетические речевые программы.

Эфферентная моторная алалия обусловлена патологией премоторной зоны коры головного мозга (задняя треть нижней лобной извилины - центр Брока), который в норме отвечает за последовательность и организацию сложных комплексов двигательных программ.

Сенсорная алалия (обусловлена поражением центрального отдела речеслухового анализатора). Характеризуется тем, что при сохранном элементарном слухе ребенок не овладевает пониманием речи. При этом страдает задняя треть верхней височной извилины - центр Вернике. Эта форма алалии выделяется не всеми авторами.

· Сенсомоторная алалия (сочетает в себе признаки моторной и сенсорной алалии)

· Оптическая алалия. Эта форма также выделяется не всеми авторами. Обуславливается неполноценностью деятельности речезрительного анализатора (затылочная область левого полушария). При этом нарушено понимание и использование в речи логико-грамматических конструкций, в основе которых лежат пространственные и временные представления. Также нарушается понимание и усвоение предложнопадежных конструкций, сравнительных конструкций, наречий.

Дифференциальная диагностика алалии с олигофренией, РДА, нарушением физиологического слуха.

Организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия при различных формах алалии

В зависимости от характера нарушения эта задача решается диф­ференцированно применительно к моторной и сенсорной ала­лии.

Комплексный подход к формированию речи при алалии на­правляет внимание на становление всех функций речи, способст­вующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности.

Ведется комплексная системная работа над речью и лично­стью в целом, при этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языка.

Работа направляется в первую очередь на создание механиз­мов речевой деятельности: формируется мотив, коммуникатив­ное намерение, внутренняя программа высказывания, его лекси­ческая разверстка, отбор лексико-грамматических средств, грам­матическое структурирование. Для обогащения речевой практи­ки развиваются умения в сознательном использовании знаний, вырабатывается овладение моделированием речевых операций.

В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и других исследователей раз­работана общая теория деятельности и ее положения: о внеш­ней предметной деятельности как генетически исходной ее фор­ме, о возникновении внутренних умственных действий из внеш­них процессов, об активном управляемом процессе формирова­ния психической деятельности через изменение строения внеш­ней. Исходя из этого, в работе используются коррекционные возможности предметно-практической деятельности, практичес­ких действий, имеющих познавательное значение.

Эффективным для развития речи оказывается использование приемов ритмики и логоритмики, когда музыка, слово и движе­ние, сочетаясь в разных упражнениях, формируют двигательную и речедвигательную деятельность, память, обеспечивают вос­полнение пробелов в ритмическом, речевом и личностном раз­витии детей.

Для развития речи необходима практика общения на доступ­ном для ребенка уровне.

На первом этапе работы основным является воспи­тание речевой активности, формирование пассивного и активно­го словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нерас­пространенными, затем распространенными предложениями, фор­мируются психофизиологические предпосылки речевой деятель­ности и первоначальные навыки в ситуации общения.

На втором этапе формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над рас­пространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формиру­ются высказывания как основные единицы речевого действия.

На третьем этапе основным является формирование связной речи — особо сложной коммуникативной деятельности, коммуникативных умений, автоматизация грамматических струк­тур. На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности.

Сравнительно рано начинают обучать детей с алалией гра­моте, это расширяет их речевые возможности. Прочитанный и записанный материал лучше закрепляется, обеспечивается фор­мирование речевой деятельности. Грамота помогает ребенку ос­ваивать структуру слов и фраз, через чтение и письмо он контролирует и корригирует свою речь. Обучение грамоте таких детей требует удлинения сроков и использования специальных приемов. При овладении письменной речью выявляется вторич­ная дисграфия и дислексия.

Положительная динамика при алалии выявляется при учете следующих факторов: раннее распознавание недоразвития, сво­евременное предупреждение вторичных отклонений, учет нор­мального онтогенеза, системность воздействия на все компо­ненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития, дифференцированный под­ход к детям, формирование речи с одновременным воздействи­ем на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сфе­ру, единство формирования речевых процессов, мышления и поз­навательной активности и др.

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозго­вого кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, выз­ванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого воз­раста.

Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений моз­гового кровообращения, наиболее часто наблюдается моторная афазия.

У детей афазия возникает реже, как результат черепно-моз­говой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды рече­вой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения (например, расположение очага поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга позволяет надеяться на спонтанное восстановление речи), величины очага поражения, особенностей остаточных и функциональ­но сохранных элементов речевой деятельности, при левшесте. Реакция личности больного на речевой дефект и особенности преморбидного строения функции (например, степень автоматизации чтения) определяют фон восстановительного обучения.

В основе любой формы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая пред­посылка (например, нарушение динамического или конструктив­ного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляцион­ного аппарата и т.п., которая ведет к специфическому системно­му, нарушению понимания речи, письма, чтения, счета). При афа­зии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т. д.). Большой вклад в понимание нарушения речи при афазиях внесен как нейрофизиологией, так и нейро­психологией и нейролингвистикой.

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическаяи акустико-мнестическая афазии,возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семанти­ческая афазияи афферентная моторная афазия,возникаю­щие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазияи динамическая афа­зия,возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. В отличие от алалии, это тоже системное нарушение речи, но не несформированность, а распад речи, охватывающий все языковые уровни фонологии, включая фонетику, лексику и грамматику. Поэтому афазию относят к структурно-семантическим нарушениям. При афазии, как правило, сохранны непроизвольные движения речевого аппарата и оральный праксис, но нарушены функции вторичных и третичных полей коры головного мозга, и поэтому может быть затруднен произвольный праксис, в т.ч. артикуляционный.

Ученые-исследователи: М.К. Шохор-Троцкая, А.Р. Лурия, С.Н. Шаховская, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский, Т.Г. Визель.

Типичные причины афазии.

  1. Нарушения мозгового кровообращения.
  2. Черепно-мозговые травмы.
  3. Опухоли.
  4. Осложнения инфекционных заболеваний (менингит, энцефалит).
  5. Неудачное нейрохирургическое вмешательство.

У детей афазия может быть диагностирована не ранее 3-х лет и возникает реже, чем у взрослых.

Причины детской афазии:

  1. Черепно-мозговые травмы.
  2. Опухоли.
  3. Осложнения инфекционных заболеваний (менингит, энцефалит).
  4. Неудачное хирургическое вмешательство.

Речевая патология часто сочетается с патологией других ВПФ (агнозиями – это нарушение гнозиса, т.е. узнавания знакомых ранее предметов, явлений, признаков и пр.; апраксиями – нарушение праксиса). У больного разрушаются сложившиеся навыки, например, навык одевания или ориентации в квартире, правосторонним гемипарезом (парализация правой стороны тела) и психическими расстройствами.

Форма афазии

Ядро дефекта

Характеристика формы

Направления работы.

Динамическая

Спонтанная активная связная речь

Направление: 1-ый вариант — восстановление функции речевого программирования; 2-ой вариант— преодоление расстройств грамматического структурирования.

Содержание:

1. Восстановление коммуникативной фразовой речи: — конструирование простой фразы; — составление рассказа по серии последовательных картинок; — развернутые ответы на вопросы в диалоге.

2. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании: — показ предметов на картинках и в комнате, частей тела;— оканчивание фраз различными словами; письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку).

Эфферентная моторная

Поражение нижних заднелобных отделов доминантного по речи полушария. Реч. процесс инертен. Возникают паузы и повторы слов в предложении (персеверации). Нарушен алгоритм выполнения многозвеньевых инструкций. Затрудняется при показе частей тела на себе, в понимании ряда предлогов и окончаний. Изолированное произношение звуков не нарушено (нарушена переключаемость).

Направление:

восстановление способности к совершению серийных артикуляционных актов (переключаемость).

Содержание:

1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи: — выработка артикуляторных переключений в пределах слога, слова;

2. Восстановление фразовой речи: дифференциация значений единственного и множественного числа, родовых значений, значений настоящего, прошедшего и будущего времени глагола.

Афферентная моторная (артикуляторная)

Представление и мышечная память об артикуляционных укладах

Поражение нижних отделов доминантного по речи полушария. Не может найти правильную артикуляционную позу для звука. В тяж. случаях – речи нет вообще. Почавкивание, покашливание, чмокание – сохранны. Непроизвольно могут ругаться, артикулировать правильные звуки и слоги. Письменная речь нарушена грубо. Чтение про себя и понимание на слух могут быть относительно сохранны.

Направление: восстановление артикуляционных схем отдельных звуков, устранение литеральных парафазии (возникающих на основе смешения близких по артикуляции звуков речи).

Содержание (средняя степень выраженности):

1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи: — выделение звука из слова;

2. Восстановление и коррекция фразовой речи: — составление фраз по вопросам, по опорным словам;

3. Работа над семантикой слова: — выработка обобщенных понятий;

— подбор антонимов, синонимов;

4. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения: — заполнение пропущенных букв и слогов в словах.

Акустико-гностическая (сенсорная)

Восприятие и дешифрация фонематического кода/грубое наруш. понимания речи

Направление: восстановление фонематического слуха, т.е. способность к дифференциации на слух близких по звучанию фонем, а на этой основе пониманию речи в целом.

Содержание:

2. Восстановление понимания значения слова: — выработка обобщенных понятий путем классификации слов по категориям; — заполнение пропусков во фразах; — подбор определений к словам;

Акустико-мнестическая

Поражение средних и задних отделов височной области слева. Больной не может повторить даже 3 слова или показать соответствующие картинки. Искажения в восприятии информации. Устная речь относительно сохранна, но больным трудно вспоминать точные названия предметов и действий, они часто прибегают к описанию или сравнению.

Направление:

Содержание:

1. Расширение рамок слухового восприятия: — показ предметов (реальных и на картинках) по названиям;— показ частей тела по тому же принципу; — выполнение 2-3-звеньевых устных инструкций;

2. Преодоление слабости слухо-речевых следов: — повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз с постепенным увеличением промежутка времени между прочтением и воспроизведением, а также с заполнением паузы каким- либо другим видом деятельности; — заучивание наизусть коротких стихотворений и прозаических текстов; — повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 сек., через 1 мин. после первого предъявления;

3. Преодоление трудностей называния: — анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями;

4. Организация развернутого высказывания: — составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Семантическая

Импрессивный аграмматизм (нарушение в понимании сложных грамматических конструкций, пословиц и поговорок)

Направление:

Содержание:

1. Преодоление пространственной апрактогнозии: — схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов; — изображение плана пути, комнаты и т.д.;

3. Конструирование сложноподчиненных предложений: составление предложений с заданными союзами.

5. Работа над развернутым высказыванием: — изложения, сочинения.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия и др), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм. Афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.

Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается моторная афазия.

У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения (например, расположение очага поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга позволяет надеяться на спонтанное восстановление речи), величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, при левшестве. Реакция личности больного на речевой дефект и особенности преморбидного строения функции (например, степень автоматизации чтения) определяют фон восстановительного обучения.

В основе любой форы афазии лежит та или иная первично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка (например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т. п., которая ведет к специфическому системному нарушению понимания речи, письма, чтения, счета. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т. д.).

Существуют различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике—Лихтгейма, лингвистические классификации X. Хэда и других, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психологической, физиологической и лингвистической наук, характерный для того или иного исторического периода развития учения о речи. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А. Р. Лурия.

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия и афферентная моторная афазия, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

При поражении речевых зон происходит нарушение так называемой первичной предпосылки, осуществляющей специфическую деятельность соответствующей анализаторной системы. На основе первичного анализаторного нарушения возникает вторичный, также специфический, распад всей функциональной системы языка и речи, т. е. возникает нарушение всех видов речевой деятельности: понимания речи, устной и письменной речи, счета и т. д. Характер и степень нарушения понимания речи, ее экспрессивной формы, чтения и письма зависят прежде всего не от величины очага поражения в коре головного мозга, а от тех гностических (кинестетической, акустической или оптической) предпосылок, которые по-разному вносят свой вклад в реализацию различных речевых процессов.

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Отличительной чертой этой формы афазии является нарушение понимания речи при восприятии ее на слух.

Нарушение понимания. На раннем этапе после инсульта или травмы при сенсорной афазии наблюдается полная утрата понимания речи: чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Непонимание речи окружающих и отсутствие явных двигательных нарушений приводит к тому, что больные не всегда сразу осознают у себя наличие речевого расстройства. Они могут быть возбуждены, подвижны, многоречивы. На более поздних этапах и при менее выраженных расстройствах наблюдается лишь частичное непонимание речи,

подмена точного восприятия слова догадками: различные слова звучат для такого человека одинаково (например: хвостгвоздькостьтрость). Одно и то же слово может восприниматься по-разному, смешиваются слова домтом, бочкапочка, точкадочка и др.

В некоторых случаях при поражении обеих (левой и правой) височных долей мозга возникает картина тяжелой акустико-гностической афазии в сочетании с акустической агнозией. Нарушается не только фонематический слух, но не различаются на слух тембр голоса, интонация речи, не дифференцируются неречевые звуки: звонки, гудки, шелест бумаги, звук льющейся воды и т. д.

Из-за нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов, причем нередко первоначально слово автоматизировано, глобально повторяется верно, но при вслушивании в него и при очередных попытках его повторить человек теряет не только звуковые компоненты слова, но утрачивает и ритмико-мелодическую его основу.

На позднем этапе восстановления на первый план выступает специфический для сенсорной афазии аграмматизм, проявляющийся в отсутствии согласования между членами предложения в роде и числе, в незаконченности высказывания, в пропусках слов, заменах существительных личными местоимениями. Менее расстроено при сенсорной афазии использование предлогов и флексий существительных.

Нарушение чтения и письма. При чтении в речи человека с сенсорной афазией появляется множество литеральных парафазии, возникает затруднение в нахождении места ударения в слове, в связи с чем осложняется и понимание прочитанного. Однако чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии, так как оно осуществляется путем привлечения оптического и кинестетического контроля.

Письменная речь при акустико-гностической афазии в отличие от чтения нарушается в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха.

На раннем этапе после инсульта при грубой акустико-гностической афазии нарушено не только письмо под диктовку, но и списывание слов. Больные, не осознавая свои речевые дефекты, зрительно схватив образ списываемого слова, бесконтрольно начинает его воспроизводить. При таком бесконтрольном воспроизведении слова при списывании они пишут вместо трех букв, входящих, например, в слово дом, восемь — десять букв, непрестанно произнося неопределенный набор звуков. Привлечение сохранного оптического контроля постепенно приводит к точному копированию буквенного состава слова, однако в слуховых диктантах длительное время наблюдаются литеральные параграфии.

Грубые нарушения счета при сенсорной акустико-гностической афазии наблюдаются лишь на самом раннем этапе, так как счет требует проговаривания слов, входящих в счетные операции. Больные, не понимая инструкции, могут пассивно копировать, списывать примеры, не совершая арифметических операций, могут неправильно записать число, например: 4 + 1 = 4 +1,4 + 1 = 15, 5 + 2 = 3.

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области.

А. Р. Лурия считает, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозностью слуховых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово. Это нарушение проявляется также при повторении серий слогов и слов.

Нарушение понимания. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех не связанных по смыслу слов (например: рука — дом — небо; ложка —- диван.кот; лесдомухо и т. д.). Обычно больные повторяют первое и последнее слово, в более тяжелых случаях — лишь одно слово из заданной серии слов, объясняя это тем, что не запомнили все слова. При повторном прослушивании они также не удерживают либо их последовательность, либо опускают одно из них.

При втором варианте акустико-мнестической афазии, так называемой оптической афазии, трудности удержания на слух смысловой стороны речи заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением. Объясняется эта слабость зрительных представлений тем, что задневисочные отделы (поле 37, по Бродману) являются смежными с затылочными, оптико-гностическими отделами. Снижение оптико-мнестических процессов приводит к тому, что зрительное представление о предмете становится неполным. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали. Так, человек может недорисовать носик у чайника, гребешок у петуха, ручку у чашки.

Нарушение экспрессивной речи. При этой форме афазии экспрессивная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания. Речь при акустико-мнестической афазии, как и при акустико-гностической афазии, сохраняет свой выраженный предикативный характер.

При акустико-мнестической афазии возникают значительные трудности в понимании читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из предложений значительной длины, и тем, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти.

АМНЕСТИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Амнестико-семантическая афазия возникает при поражении теменно-затылочной области доминантного по речи полушария. При поражении теменно-затылочных (или задних нижне-теменных) отделов полушария головного мозга сохраняется плавная синтагматическая организация речи, не отмечается никаких поисков звукового состава слова, отсутствуют явления снижения слухоречевой памяти или нарушения фонематического восприятия.

Импрессивныйаграмматизм и амнестические трудности при амнестико-семантической афазии имеет много общего с выраженной пространственно-конструктивной апраксией, так как первично нарушенной предпосылкой при этой форме афазии является ориентировка в пространственно организованных семантических координатах, характерных для сложных парадигм, парадигм-синонимов: например, брат отцадядя (инвариантом значения слова дядя является мужчина, а не определенный родственник отца, находящийся в сложном семантическом пространстве родственных взаимоотношений).

Больные затрудняются и в понимании сложных синтаксических конструкций, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты. Так, они затрудняются в понимании предложений типа Я отправился в столовую после того, как поговорил с сестрой. Не обнаруживают алогичности предложений типа Шел дождь, потому что было мокро.

При этой форме афазии письменная речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в ней мало сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, сокращается употребление прилагательных.


перейти в каталог файлов

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.