Афазия моторная кто как лечил отзывы

Здравствуйте! Очень Вас понимаю, моему сыну ставят сенсо-моторную алалию. Кстати, тут видимо речь об одном и том же диагнозе, т.к. алалия -это полное отсутствие речи у детей, а афазия - это когда речь была и пропала. Но по сути, т.к. ребёнок чуть-чуть говорит, (Вы пишите почти не говорим) - вот врач и страхуется видимо. У нас также точно - играют с диагнозами.
Могу посоветовать только одно - как можно скорее начинать реабилитацию. Вам только 2 года -Вы молодцы, что рано спохватились - это всё можно исправить, хотя очень трудно. Держитесь и не опускайте руки. Выполняйте рекомендации врача, пейте лекарства, какие назначают, читайте тематические форумы. Здесь на Материнстве есть тоже группа - Мой ребёнок - алалик. Там много полезной информации и люди делятся своим опытом. Поверьте, всё можно выправить . Мой сын 1,5 года назад практически не понимал речь. Мы лечимся, как только возможно, понемногу понимание приходит.
Всё в Ваших руках!

Кстати, полтора года назад один из неврологов нам тоже написал -сенсомоторная афазия. Потому, что вначале сын начинал лепетать и слова были отдельные, но после прививки замолчал и пошёл откат.

Отредактировано: Ryjayasveta в 14 июл 2013, 00:55

спасибо большое! да,читала все темы про аллаликов. похоже. мы еще в год почувствовали неладное,обратились к неврологу.нас отправили домой,сказали приходить к 2-м годам. а логопеды вообще раньше 3-х не берут,ну у нас в городе по крайней мере.хотя мне кажется,чем раньше начать,тем успешнее лечение,но у наших врачей видимо другое мнение

"Кстати, полтора года назад один из неврологов нам тоже написал -сенсомоторная афазия. Потому, что вначале сын начинал лепетать и слова были отдельные, но после прививки замолчал и пошёл откат. "

вот и мы говорили раньше несколько слов,но вполне осознано,а потом замолчали вообще.с чем это связано не знаю, вы думаете с прививками?

А Вы идите и проситесь именно к дефектологу. И ещё к детскому психологу. Может быть у Вас есть в городе центры реабилитации речи? Запишитесь туда частно. Аллалия - это тяжёлый диагноз. Особенно если сильна сенсорная составляющая. И нельзя терять год. Надо сейчас лечить начинать. А то как у нас получиться может: я в 2 года к врачу ходила - меня успокоили - мол всё нормально, мальчик же - к 5 -ти годам заговорит. А когда я в 3.5 сама уже по врачам пошла - на меня кричали, где Вы столько были, оформляйте инвалидность!
Так что ищите специалистов и требуйте хотя бы минимального медикаментозного лечения. Спецов, если Центров нет, лучше всего в коррекционных садах искать. По крайней мере по моему личному опыту.
Удачи Вам! Два годика - это хороший возраст для начала реабилитации. Если бы Вам сейчас в коррекционный садик попасть - так вообще хорошо.

Отмечусь.
Сыну 2,10. Я не могу сказать, что он совсем не говорит, но из понятных слов только мама, папа, дай, да, нет.
Как такового диалога не было до 2,8 лет. Он мог показать пальцем или подвести к нужному предмету,. А отвечать на вопросы начал только сейчас. ну как отвечать - либо "да", либо "нет".
Сейчас вроде как прогресс начался. Все слова произносит только так - первый слог+кхм, т.е. к каждому слову так. Например предложение: "Покхм локхм какхм", что означает: "Поеду на лодке кататься."
Понять что он имеет ввиду ну оочччень сложно.
Невролог ставит "темповая задержка речи".
Делали УЗИ головы, нейросонограмму, доплерографию - все в норме. Совсем немного повышено ВЧД (совсем не критично - может быть особенностью его организма).

Дали нам время до 3-х лет, чтоб разговориться.

и да/нет не отвечает на вопросы? жестами, кивками

у меня крестница до 3 молчала наглухо,уже мы все боялись((( потом резко заговорила

Подписаться на тему
Уведомление на e-mail об ответах в тему, во время вашего отсутствия на форуме.

Подписаться на форум
Уведомление на e-mail о новых темах в этом форуме, во время вашего отсутствия на форуме.

Скачать / Распечатать тему
Показ темы в различных форматах для последующего скачивания или печати.


Состояние после удаления опухоли левой височной доли (с углублением в медиальный отдел, так кажется..)

Кто сталкивался с сабжем ?
Поделитесь, как долго длилось это состояние, когда больной начал правильно говорить, читать, писать ? Предпринималось ли что-то (занятия) или само прошло ?

Можно в личку, очень интересуюсь.

28.11.09 17:26 Ответ на сообщение Афазия и аграфия после трепанации. Как долго ? пользователя гирька


28.11.09 17:43 Ответ на сообщение Re: Афазия и аграфия после трепанации. Как долго ? пользователя Баги

Спасибо за сообщение.

И тем не менее, буду рада побеседовать с реальными очевидцами сабжа.


28.11.09 21:46 Ответ на сообщение Афазия и аграфия после трепанации. Как долго ? пользователя гирька

Борюсь с афазией, аграфией и т.п. уже почти 2 года.

Но, у нас, последствия после геморрагического инсульта. Изначально - вообще никаких ни прогнозов благоприятных, ни надежд вообще не было, всё честно озвучивали. Я считаю, что и мне и моей маме повезло с врачами, врачи считают, что им повезло со мной.
Тяжело всё это, очень.
Да, у нас успехи есть. Мама относительно социализована, не на 100%, но всё таки (даже без оглядки в прошлое, на 2 года назад)

Но - "само не пройдёт" - это бред. НЕ пройдёт! Нужно лечить, нужно заниматься и помогать, без вариантов на "пройдёт"!

Заниматься нужно чуть ли не круглосуточно, под руководством и постоянным контролем врачей, специализирующихся именно в этой области.

Упражнения, занятия, задания. постоянно, с врачебным контролем промежуточных результатов (речь, разум, движения, письмо. ),
и коррекцией / планами на некоторое ближайшее время и т.д.

Боюсь ошибиться, но именно афазеолог у нас городе 1 или 2 (логопеды, это несколько другое, извините, если не права, я не разу не врач, просто так слышала от многих родственников пациентов, страдающих подобными осложнениями после инсультов)

Сил Вам, и сил и здоровья близким!


28.11.09 21:50 Ответ на сообщение Re: Афазия и аграфия после трепанации. Как долго ? пользователя Баги

В ответ на: Предсаказать вам никто не сможет, это очень индивидуально. Прогноз в неврологии - дело неблагодарное.


29.11.09 12:26 Ответ на сообщение Re: Афазия и аграфия после трепанации. Как долго ? пользователя Татьяна_и_КОтята

аниматься нужно чуть ли не круглосуточно, под руководством и постоянным контролем врачей, специализирующихся именно в этой области.+++

А Вы только с врачами занимались или самостоятельно какие-то пособия использовали, м.б. в инете брали что-нибудь.
Поделитесь .


30.11.09 00:15 Ответ на сообщение Re: Афазия и аграфия после трепанации. Как долго ? пользователя гирька

В ответ на: Ох, это же, наверное, огромные деньги

У нас всё было не за деньги, беслатно,
- в период госпитализации (сначала экстренной, позже - плановых) - под непосредственным контролем врачей и + сама (упражнения на движения, массажик, растирания, речь, . ).
В "межбольничный" период сама, по расписанной программе, выданным заданиям, с объяснением, на каком периоде чего нужно получить в результате.

Пособия, которые на чтение/письмо (это было не сразу, сначала даже и речи не было, что будет возможность и читать/писать/говорить)
- основные - это которые врачи в больнице давали (дома сканила/копировала)
+ Инет (немного, скорее, как дополнение, к уже выданным: картинки, поговорки, скороговорки. )
+ CD-диски, которые для маленьких ребятишек - обучающие компьютерные программы - на чтение, счет, грамотность и т.п.
+ детские развивающие игры (на счёт, общее развитие и т.п.) - это в магазинах детских.

Вообще на момент прошлого года и первой половины этого (после не смотрела),
материалов по афазии и пр. вообще мало находилось. Были в продаже в Москве, но их доставка раз в несколько дороже самих пособий.

В ответ на: тем более, как Вы пишете, афазеологов нет, да.

Исправлено пользователем ТатьянаЗ (30.11.09 00:18)

Когда пожилой человек пытается что-то объяснить родственникам, а у него получается или бессмысленный набор звуков, или совершенно неподходящие для ситуации слова, это называется афазией. Основная ее причина у людей старшего возраста – мозговой инсульт, в результате которого отмирают клетки в одном или нескольких центрах мозга, отвечающих за речь. И чтобы Ваш пожилой родственник не получил тяжелой депрессии и не стал предпринимать суицидальных попыток, связанных с афазией после инсульта, необходимо как можно раньше начинать ее лечение. Большая часть лечебных мероприятий ложится на плечи родных больному людей.

  1. Из-за чего при инсульте возникает афазия
  2. Как распознать афазию
  3. Как лечить афазию:
    • Медикаментозное лечение
    • Физиотерапия
    • Занятия с логопедом
    • Занятия с психотерапевтом
    • Альтернативные методы лечения
    • Что делать в домашних условиях

Из-за чего при инсульте возникает афазия

В человеческом мозге имеется несколько связанных между собой центров, отвечающих за устную речь: за ее понимание, воспроизведение, анализ сложных речевых конструкций, возможность построения правильных предложений. Все они связаны между собой нервными волокнами, и расположены, в основном, в центральной части мозга, а также в височной и теменной долях. Часть этих речевых центров симметрична в обоих полушариях (то есть они дублируются в каждом из них), но есть и такие участки, которые у правшей имеются только в левом полушарии, а у левшей – в правом.


Когда происходит инсульт, отмирает какой-то участок мозга. Если гибель произошла в одном из речевых центров, или повредились нервные окончания, связывающие эти зоны, развивается афазия. Таким образом, афазией называется нарушение понимания или воспроизведения уже сформированной устной речи, иногда вплоть до полного ее отсутствия. Если нарушение касается письменной речи, то такой неврологический синдром уже будет носить другое название (алексия, аграфия).

Как распознать афазию

Афазию после инсульта можно распознать по различным симптомам, сочетание которых дает возможность выделить несколько видов этого синдрома.


Так, об афазии сенсорного характера (Вернике), можно говорить, если у больного присутствует:

При этом собственное предложение больной сформулировать может. И хоть оно и будет немногословно, без описательных оборотов, но смысл в нем будет присутствовать.

Если после инсульта развилась мнестическая афазия, пожилой человек:

  • может удержать в памяти только нескольких слов из прослушанной фразы;
  • начав говорить, забывает, о чем хотел сказать;
  • говорит медленно, тщательно подбирая слова;
  • заменяет одни слова другими, не подходящими по смыслу.

Это – акустико-мнестическая афазия. Бывает также оптико-мнестический вид синдрома, тогда:

  • человек может прочитать заголовки в книгах или газетах, но смысл самого текста теряется;
  • ему трудно не только описать то, что он видит (в окружающем мире или на изображении), но и называть предметы.

Не сразу заметна семантическая афазия. В этом случае человека, перенесшего инсульт, ввергают в ступор длинные предложения, описывающих логические действия, пространственные отношения.

Второй основной тип заболевания – моторная афазия. В этом случае человек, напротив, отлично понимает обращенную речь, но воспроизвести ее не может, от чего очень страдает морально. Моторная афазия делится на 3 вида:

  1. Афферентная моторная афазия. В этом случае больной путает похожие глухие и звонкие согласные, переставляет местами звуки в словах.
  2. Динамическая афазия. Больной понимает обращенную речь и пытается ответить, но слова в его предложении настолько стоят не на своих местах, что вся фраза теряет смысл. Человек это слышит и понимает, но исправить не может, из-за чего страдает.
  3. Афазия Брока. Она возникает у людей, утративших вследствие инсульта участок мозга вблизи лобной доли левого полушария (там находится центр Брока, отвечающий за согласованность движений, благодаря которым воспроизводится речь). Это характеризуется изменением стиля общения: человек говорит отдельными словами, делает между ними, и даже между отдельными слогами паузы, так как ему трудно переключаться с одного слога на совершенно непохожий. Писать и читать такой человек начинает с грубыми ошибками. Он может повторять один и тот же слог все время, называть слова, противоположные по значению, говорить неразборчиво.


Диагноз моторной афазии должен ставить врач-невролог, так как в быту может быть трудно отличить именно этот синдром от того, который называется дизартрией. Дизартрия возникает при поражении центров мозга, которые несут команду к мышцам, участвующих в формировании речи (движении языка, губ, голосовых связок). Больные с дизартрией понимают обращенную речь и правильно строят предложения. Но из-за изменения их тембра голоса и невозможности произнести отдельные звуки их речь становится неразборчивой. Если к этому присоединяется нарушение дыхания, это вынуждает больного пожилого человека разговаривать короткими предложениями. Описания, прилагательные, наречия из речи не пропадают.

  • в ответ на обращенную речь смотрит на говорящего, не понимая. Если упростить предложение, заменить слова более простыми, примитивными, может выполнять просьбу, но понятно ответить все же не может;
  • такой человек, перенесший инсульт, неспособен внятно сформулировать просьбу;
  • пропускает в предложении сразу несколько слов. Остальные слова – самые простые. Никаких литературных оборотов: гипербол, сравнений, сложных деепричастных оборотов, в речи нет. В тяжелых случаях из фраз пропадают даже прилагательные и наречия: предложение состоит из одних существительных.

Как лечить афазию

  1. ежедневная деятельность, которая станет задействовать участки мозга, находящиеся рядом с погибшей зоной;
  2. достаточное кровоснабжение мозга, особенно в пострадавшей области;
  3. обеспечение головного мозга необходимым количеством кислорода;
  4. устранение дополнительных хаотичных импульсов, которые возникают в мозге при стрессе и мешают направить поток импульсов в область возле очага погибших клеток. Стресс при афазии вызывается тем, что человек понимает свою неспособность донести свою мысль до окружающих.

По этим принципам лечится и афазия после инсульта. Начинать ее нужно как можно раньше – как только будет купирован отек мозга, который проявляется угнетением сознания (от сонливости до комы), судорогами, галлюцинациями.


Терапия должна быть:

  • начата как можно раньше;
  • проводиться ежедневно, в том объеме, который больной может осилить;
  • направлена на коррекцию не только устной, но и письменной речи, если такой синдром имеет место у Вашего родственника.

В некоторых случаях афазия после инсульта может купироваться самостоятельно, но это бывает крайне редко, поэтому на такой исход не стоит рассчитывать. В основном, лечение этого синдрома – процесс длительный и кропотливый, требующий от родственников большой отдачи.

Рассмотрим каждый вид терапии подробно.

Оно назначается врачом-неврологом стационара, где лежит больной с инсультом, и начинает проводиться в максимально ранние сроки. Медикаментозная терапия включает препараты, улучшающие доставку кислорода и полезных веществ к мозгу, упрочивающие в нем нервные связи, оптимизирующие в нем обмен веществ. Это:

  • Ишемический инсульт головного мозга: симптомы, прогноз, лечение
  • Реабилитация после эндопротезирования тазобедренного сустава
  • Почечная недостаточность в пожилом возрасте

Эти препараты применяются в комплексе, по той схеме, которую практикует данное лечебное учреждение. Вначале их вводят внутривенно и внутримышечно в течение 1-3 недель. Далее переходят на таблетированную форму этих медикаментозных средств.

Для лечения афазии после инсульта проводятся физиотерапевтические процедуры, направленные на улучшение мозгового кровообращения. Это:

  • иглорефлексотерапия;
  • электромиостимуляция (воздействие импульсами тока) мышц, участвующих в артикуляции;
  • воздействие на кору мозга магнитным полем.

Купированием афазии после инсульта занимается особый логопед – афазиолог. Обычно эти специалисты работают в том же лечебном учреждении, которое занимается лечением инсульта, но в некоторых случаях родственникам приходится самостоятельно искать такого специалиста.


Начинаться занятия с афазиологом должны еще в условиях неврологического отделения, через неделю после того, как больного переведут из палаты интенсивной терапии. Этот врач тренирует перенесшего инсульт пожилого человека в течение сначала 5-7 минут, постепенно увеличивая время занятий до 15 минут. Он работает по такой схеме:

  1. Строить с больным диалог.
  2. Добиваться понимания.
  3. Тренировать чтение.
  4. Вспоминать навыки письма.

Прежде, чем приступить к занятиям с больным сенсорной афазией, если он не понимает своего состояния, его просят написать слово (обычно он пишет набор букв), затем – прочитать его. Общаются с ним мимикой и жестами. На листке с набором букв подчеркивают карандашом или ручкой.

Афазиолог должен показать родственникам упражнения, которые он выполняет с больным, чтобы они могли вечером их повторять.

  • Раздувание щек.
  • Облизывание языком попеременно то верхней губы, то нижней.
  • Вытягивание губ трубочкой, после чего нужно продержать их в таком положении на 5 секунд, потом – расслабить.
  • Движения языком: к кончику носа – к подбородку.
  • Попытки перед зеркалом сложить язык трубочкой.
  • Нижнюю челюсть выдвинуть вперед и вверх, чтобы зубами захватить верхнюю губу. Потом сделать то же самое с нижней челюстью.
  • С закрытым ртом нужно пытаться достать языком до язычка.
  • Цоканье языком по нёбу.
  • Изображение поцелуев.
  • Произношение простых привычных слов.

Эффективна в лечении афазии мелодико-интонационная терапия: во время пения артикуляция улучшается – появляется уверенность в своих силах. Начинают пение со знакомой песни, всячески поддерживая больного, даже если ни одного внятного звука он произнести не смог.


Если речь пострадала несильно, или на более поздних этапах лечения прибегают к диктантам, чтению вслух. Для лечения важно также проговаривать скороговорки, тренирующие, в особенности, те звуки, которые у больного не получается выговаривать.

После каждого удачно выполненного задания больного хвалят.

Кроме упражнений и диктантов, логопед-афазиолог выполняет логопедический массаж. Для этого он аккуратно, с помощью шпателя или ложки массирует разные зоны языка, губы, щеки, небо. Задача массажа – восстановить тонус мышц этих областей, чтобы улучшить речь.

Больных с афазией после инсульта, особенно ее моторной разновидностью (когда они понимают речь, но не могут ее воспроизвести), отличает слезливость, подавленное настроение. Чтобы у них не развилась депрессия, нужны занятия с психотерапевтом. Этот специалист оценит психическое состояние Вашего родственника, и на основании этого назначит соответствующий вид психотерапии, который может быть дополнен необходимой медикаментозной поддержкой.

В большинстве случаев психотерапевт проводит занятия не только с самим больным, но и с его родственниками. Он объясняет, как им нужно выстроить линию поведения по отношению к больному, как общаться с ним, как реагировать на его слезы или приступы злости.


В данный момент для лечения тяжелых, не поддающихся стандартной терапии, форм афазии, могут применяться:

После выписки родственникам нужно будет продолжать терапию, начатую в стационаре:

  • прием медикаментов в таблетках;
  • упражнения для речевого аппарата: назначенные врачом или те, которые указаны выше;
  • проговаривание скороговорок;
  • при необходимости – занятия с психологом и психотерапевтом.

С больным нужно обращаться вежливо, стараться не акцентировать внимание на том, что его речь непонятна, повторять, что это временная трудность и совместными усилиями вы справитесь с этой болезнью. Говорите четко, ясно, но – не так как с умственно отсталым или несмышленым младенцем и не громко. Старайтесь затрагивать только те темы, которые будут вселять в него оптимизм.

Не изолируйте пожилого родственника. Напротив, старайтесь собирать вокруг него многих родственников и друзей, которые будут общаться с ним и между собой, чтобы он слышал их речь. Если нарушения речи тяжелые, то задавать ему вопросы лучше таким образом, чтобы он мог ответить отрицательно или утвердительно.

Передачи и видео больному смотреть можно, но – не более 2 часов в сутки. Это объясняется тем, что нельзя перегружать отдельные зоны еще не до конца восстановившегося мозга, чтобы не вызвать ухудшения состояния. Просматриваемые передачи, фильмы или видео должны быть обязательно позитивными.

По степени опасности для жизни и здоровья человека нарушения мозгового кровообращения можно поставить в один ряд с онкологическими болезнями. В большинстве случаев инсульт приводит к инвалидности. Как известно, поражение клеток головного мозга негативно отражается на качестве жизни пациента, лишая его контроля над собственным телом, в т. ч. возможности ходить, говорить, воспринимать общение.


Причина нарушения речи

Сенсомоторная афазия после инсульта является одним из самых серьезных осложнений. Полная или частичная потеря речи возникает при угнетении отдельных мозговых функций, снижения активности конкретных участков коры. Сенсомоторная афазия также может являться следствием травм, указывать на наличие доброкачественных или злокачественных опухолей, энцефалита, менингита. В отличие от других речевых нарушений, возникающих при поражении головного мозга, данная форма считается самой тяжелой. Сочетание симптомов сенсорной и моторной афазии – это с трудом поддающееся лечению последствие перенесенного инсульта, поскольку связано оно с развитием патологического процесса в полушарии, ответственном за речь и двигательную активность.

Какими симптомами проявляется заболевание?

Почему вообще возникает сенсомоторная афазия, что это такое? После инсульта в некоторых случаях нарушается функциональность нижней лобной извилины, обеспечивающей человеку способность произносить слова. Параллельно с развитием данной патологии происходит сбой в корковой области головного мозга, в частности верхней доли височных отделов обоих полушарий, что приводит к потере способности понимания смысла речи. Больной не перестает слышать себя и окружающих, но воспринимать слова больше не может.


Второе название заболевания – акустико-гностическая афазия. Прогрессирование недуга приводит к спонтанно появляющейся речи, которая при отсутствии лечения больше становится похожей на нечленораздельное мычание. Степень утраты способностей правильно говорить и распознавать сказанное окружающими определяется серьезностью мозгового поражения и индивидуальными особенностями человека. При тотальной или грубой сенсомоторной афазии, подразумевающей нарушения всех речевых функций, могут встречаться и другие симптомы. Самыми распространенными проявлениями считают:

  • рассеянность;
  • сонливость;
  • апатию к происходящему;
  • неспособность к концентрации внимания;
  • частичный паралич мышц тела.


Что может помешать выздоровлению?

Шансы пациента на восстановление при сенсомоторной афазии зависят от ряда факторов, к которым относят общее состояние больного, наличие сопутствующих заболеваний и эффективность применяемой реабилитационной терапии. Действительно, вернуть утраченную возможность говорить и понимать речь намного сложнее, если у больного:

  • случилось повторное кровоизлияние;
  • диагностирован атеросклероз, артериальная гипертензия или другие сердечно-сосудистые заболевания;
  • нередко возникают ишемические атаки;
  • прогрессирующий сахарный диабет.

Как вернуть речь после инсульта: методы терапии

Как минимум в двух направлениях лечат моторную и сенсорную афазии после инсульта. Логопедия и консервативная медицина - основные способы восстановления речевой функции.


  • нейрохирургическое лечение (в т. ч. при наличии абсцесса, внутричерепной гематомы),
  • курс ЛФК;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • массаж;
  • сеансы психологического воздействия.

Лекарства для стимуляции мозгового кровообращения

Итак, начать, пожалуй, следует с препаратов, которые назначают пациентам с расстройством речевой функции. Курс медикаментов состоит, как правило, из нейротрофических лекарственных средств, действие которых направлено на нормализацию обменных процессов в головном мозге и повышение кровообращения. При тотальной афазии врачи прописывают:

Помощь логопеда: упражнения для коррекции речевой функции

Логопедическая коррекция при сенсомоторной афазии является таким же фундаментальным методом лечения, как и применение медикаментов. Чтобы восстановить речь больного, используются различные упражнения для активизации деятельности правого мозгового полушария. Нижеописанный комплекс занятий по обучению пациента, перенесшего инсульт, направлен на восстановление в его памяти навыков подвижности челюстей, языка, губ. Выполнять его необходимо вместе с больным – он должен повторять за инструктором.


  1. Губы сложить в трубочку, вытянуть как можно сильнее и задержать в таком положении на несколько секунд, затем расслабить. Упражнения повторяют 10 раз.
  2. Нижнюю губу нужно слегка захватить зубами, как будто пытаясь прикусить ее, после чего отпустить и расслабить. То же самое проделать с верхней губой.
  3. Высунуть язык как можно дальше, напрячь шею и затаить дыхание на 3 секунды, затем выдохнуть. Повторить несколько раз.
  4. Языком облизывать губы, уверенно водя им по кругу по часовой стрелке и в обратную сторону.
  5. При максимальной напряженности языка попытаться свернуть его в трубочку, а после дотронуться его кончиком до верхнего неба.

Мелодические напевы для возвращения речи

Во время выполнения упражнений при сенсомоторной афазии специалисты акцентируют внимание также на терапии мелодической интонации. Данная методика основана на активизации функций правового мозгового полушария. Достичь желаемого результата поможет пение или просто любимые музыкальные композиции. Если часто напевать мелодичные мотивы, ранее знакомые пациенту, он захочет однажды подпеть своему инструктору, пытаясь проговорить окончания фраз или отдельных слов. Также помогают скороговорки, которые проговаривают с больным, уже идущим на поправку. Этот способ работает эффективно, способствуя скорейшему восстановлению речи.

Операция при неизлечимой афазии

Хирургический метод лечения последствий инсульта предполагает непосредственное вмешательство в черепную коробку пациента для проведения реваскуляризации нарушенной речевой зоны. Сегодня такое вмешательство осуществляют посредством экстра-интракраниальной трепанации черепа. Микроанастомоз помогает улучшить кровообращение головного мозга и оптимизировать состояние нервных клеток, возвращая им нормальную функциональность.


Физиотерапия для восстановления речи

Физиотерапевтические процедуры полезны для стимуляции речевой мускулатуры. При афазии назначают иглорефлексотерапию, электрофорез. Однако на сегодняшний день физиолечение после инсульта не имеет повсеместного распространения. При локальном и неглубоком поражении участка коры головного мозга методики действительно помогают откорректировать артикуляцию, однако они малоэффективны для восстановления восприятия слышимой пациентом речи. Не имеет точного подтверждения результативности и тактика биоуправления. Между тем сегодня данную лечебную тактику применяют для визуального контроля над восстановлением речи пациента.

Какова вероятность выздоровления?

Прогноз сенсомоторной афазии после инсульта относителен, так как точно сказать, сколько понадобится времени на реабилитацию больного, невозможно. Как правило, продолжительная усердная работа со специалистами дает заметные результаты уже через 6 месяцев. Надеяться на спонтанное выздоровление не стоит. В среднем при проведении разносторонней логопедической коррекции речь у пациентов восстанавливается только по истечении 2-3 лет.

Прогноз на выздоровление зависит также от индивидуальных особенностей больного и его возраста. Чаще пожилые люди тяжелее справляются с нарушением речи, крайне редко удается восстановить прежнюю способность общения с окружающими в полной мере. Однако при значительных размерах поражения коры головного мозга мало шансов на полную реабилитацию и у лиц сравнительно молодого возраста. Важно как можно раньше начать лечение и беспрекословно выполнять все врачебные предписания. Успех больного с сенсомоторной афазией на выздоровление маловероятен без помощи близких людей.


Что делать, если в семье пациент с афазией

Родственникам человека, перенесшего инсульт, следует запастись терпением и приготовиться к длительному сложному пути реабилитации. Вернуть речевые функции при сенсомоторной афазии нелегко, но преждевременно опускать руки нельзя. Важную роль в выздоровлении будет играть исключительно позитивный настрой пациента, его целеустремленность и желание работать над собой. В первую очередь больной должен быть уверен, что не является обузой для своего окружения, чувствовать любовь самых близких и дорогих людей.

Чтобы вернуть речь после инсульта, необходимо соблюдать все рекомендации специалистов, регулярно выполнять логопедические упражнения. Да, процесс реабилитации действительно требует значительных усилий, но главное – не отчаиваться! Даже минимальные сдвиги станут стимулом для продолжения лечения и выздоровления.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.