Афазия память мышление внимание

Афазия - распад сложившейся речи (речевой, языковой системы) вследствие локального поражения головного мозга.

Афазия не относится к числу психических расстройств, в целом, поведение больных адекватно. Однако, у многих больных с афазией отмечают такие симптомы, как: расстройство мыслительной деятельности, нарушения памяти и внимания. Особенности мышления у больных с афазией изучались многими исследователями, врезультате чего был сделан вывод: при афазии нарушены не общие интеллектуальные способности, а речевой механизм, с помощью которого реализуется интеллектуальная деятельность. Речь формулирует и формирует мысли (особое отношение в этом вопросе занимает лобная динамическая афазия).

Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения. А.Р.Лурия различает шесть форм афазий:

акустико-гностическую и акустико-мнестическую афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга,

семантическую афазию и афферентную моторную афазию, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга,

эфферентную моторную афазию и динамическую афазию, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

При акустико-мнестической афазии поражается кора средних отделов левой височной области. Основу дефекта составляют нарушения памяти. Больной забывает название предметов. Поэтому основные нарушения речи выражаются в большом числе вербальных парафазии и затруднениях при необходимости назвать предметы.Причем подсказка в виде произнесения первых слогов обычно не помогает.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Считается, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной заторможенностью слуховых следов. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между, относительно сохранной, способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех, не связанных по смыслу, слов (например: рука-дом-небо и т.д.)

При акустико-мнестической афазии нарушение речевой памяти является основным дефектом, т.к. оказываются сохраненными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. Повышенная речевая активность компенсирует трудности коммуникации. Слухоречевую память этих больных отличает большая инертность.

При оптической афазии, вторым вариантом акустико-мнестической афазии, - возникают трудности удержания на слух, смысловой стороны речи, заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением. Зрительное представление о предмете становится неполным, не дорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны, специфичны именно для них, а с другой – связаны с многозначностью слова (например, слова носик, гребешок, ручка).

Больные понимают значение отдельных слов. У них нет артикуляторных трудностей, они не только многоречивы, но и гиперактивны. Однако при всем этом они лишь фрагментарно понимают речь в связи с сужением слухоречевой памяти до 1-2 из 3 слов, воспринятых на слух. Речь обильна, мало информативна, изобилует вербальными парафазиями, но интонационно окрашена.

В письменной речи при акустико-мнестической афазии больше выступают явления экспрессивного аграмматизма, т.е. смещение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативная сторона письменной речи оказывается более сохранной. При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности удержания в слухоречевой памяти даже фразы. Состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы.При акустико-мнестической афазии сложно воспринимается печатный текст, при чтении. Это связано с нарушением сохранности слухоречевой памят

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Исследование физиологической и психологической основ памяти. Анализ сущности и механизма нарушения памяти, лежащего в основе акустико-мнестической афазии. Особенности диагностики объема оперативной кратковременной памяти с помощью методики "10 слов".

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.05.2014
Размер файла 17,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Актуальность темы: Напряженная социальная, экономическая, демографическая обстановка в современном обществе способствует возникновению выраженных трудностей в ходе адаптации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями, к числу которых относятся и лица с утратой речи, обусловленной локальными поражениями головного мозга - афазией.

Следует отметить, что такие психологические функции как речь, память, мышление и ряд других функций сложны по своему генезу и строению. Их правильное протекание на психологическом уровне определяется взаимодействием и взаимовлиянием разных уровней психической функции, а также взаимодействием с другими психическими процессами. Одним из актуальных аспектов изучения лиц с афазией и поиска эффективных путей коррекции является исследование мнестической деятельности (памяти).

Под памятью в психологии понимается форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении, переработке и последующем воспроизведении прошлого опыта. Следовательно, благодаря памяти человек имеет возможность овладеть опытом прошлых поколений, применить свой личный опыт в практической деятельности, расширить и углубить имеющиеся знания, совершенствовать умения и навыки.

Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей в коре головного мозга, способных актуализироваться под воздействием различных раздражителей.

Особенности памяти лиц с афазией изучены недостаточно. В литературе имеются лишь отдельные указания на ее нарушения при данном виде речевой патологии.

Объект: память лиц с афазией.

Предмет: особенности слухоречевой памяти лиц с афазией.

Цель: изучить особенности слухоречевой памяти лиц с афазией.

Задачи:

· изучить состояние проблемы исследования в психологической, педагогической литературе;

· провести экспериментальное исследование состояния слухоречевой памяти лиц с афазией;

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы); эмпирические (констатирующий эксперимент); количественный и качественный анализ полученных результатов.

Особенности слухоречевой памяти лиц с афазией

слухоречевая память афазия

Память, представляющая собой один из ведущих компонентов познавательной деятельности, тесно взаимодействует со всеми другими психическими процессами и личностью в целом. Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы. В свою очередь, нарушение в деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов.

Среди исследователей, занимающихся изучением познавательного развития лиц с речевой патологией, можно назвать таких ученых как Е.М. Мастюкова, Л.С. Цветкова, А.Р. Лурия, Г.С. Гуменная, В.А. Ковшиков, Т.А. Фотекова, В.П. Глухов и многие другие. Многочисленными исследованиями подтверждено, что речевая деятельность тесным образом связана с психическими процессами, такими как восприятие, память, мышление и др.

Исследование мнестических функций лиц с речевыми нарушениями обнаруживает, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Однако при различных видах речевой патологии часто имеются указания на снижение объема слухоречевой памяти.

В исследлваниях М.С. Лебединского показано, что те стороны психики, которые обычно рассматриваются как самостоятельные психические функции, нарушающиеся лишь в результате общемозгового поражения, оказываются в большей мере сторонами тех психических деятельностей, преимущественная зависимость которых от более или менее определенных участков головного мозга представляется несомненной.

В связи с этим на этих сторонах психики в разной мере и по-разному, но обязательно отражается поражение любого участка мозга, как и нарушение мозговой деятельности в целом.

У человека сенсорные моторные зоны головного мозга, усложняясь и дифференцируясь, становятся зонами, играющими большую роль в построении сложнейших актов, включающих соответствующие чувствительные и двигательные моменты. Слуховая зона становится зоной, теснейшим образом связанной с пониманием речи, ее грамматическим анализом. Это не может не отразиться весьма существенно и на физиологических процессах, протекающих здесь и при относительно более простых актах. Так, возникновение речи перестраивает физиологию слуха.

Наиболее изученной формой специфических нарушений памяти является нарушение памяти, лежащее в основе акустико-мнестической афазии.

В этом случае нет общего нарушения памяти, дефект слухоречевой памяти носит избирательный характер. Для понимания данного психологического механизма важно отметить, что, процесс слухового, акустического запоминания является прямым продолжением процесса восприятия, то есть акустико-гностического анализа звукового состава слова. Любое внешнее воздействие, а тем более необходимость запомнить следующее слово, по смыслу не связанное с предыдущим, отвлечение на него внимания неизбежно тормозит и блокирует акустико-мнестические процессы. Также отметим, что для устойчивого и правильного понимания речи необходимы еще и определенный объем восприятия слышимой речи, возможность переработки этого объема и удержания с помощью оперативной слухоречевой памяти. Нарушения этих процессов ведет к дефекту понимания речи.

А.Р. Лурия, Л.С.Цветкова отмечают, что акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. По мнению А.Р. Лурия, в основе данного вида нарушения лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозимостью слуховых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознания больной утрачивает предыдущее. Это особенность проявляется также при повторении серии слогов и слов.

Для акустико-мнестической афазии характерно несовпадение между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения нескольких слов, не связанных по смыслу. Обычно больные афазией могут воспринимать звуки родного языка, понимать обращенную устную речь, но не в состоянии запомнить небольшой речевой материал, вследствие дефектов слухоречевой памяти.

Л.С Цветкова объясняла невозможность удержания речевого ряда не только торможением слухоречевой памяти, но и сужением ее объема. Нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость приводят к трудностям понимания длинных, многосложных высказываний, состоящих из пяти - семи слов: больной с такой формой афазии может указать или дать не тот предмет, о котором идет речь, у него возникает акустико-мнестическая дезориентированность. Он с трудом ориентируется в беседе с двумя - тремя собеседниками, не улавливает смысл разговора в сложной речевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, не воспринимает музыкальные произведения и радиопередачи.

При данной форме афазии снижается и скорость переработки словесной информации. Для правильного восприятия информации таким больным следует предъявлять слова медленно, но без значительных интервалов, чтобы не возникало вторичного забывания материала.

При втором варианте акустико-мнестической афазии, так называемой оптической афазии, трудности удержания на слух смысловой стороны речи заключаются в ослаблен и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением. Объясняется эта слабость зрительных представлений тем, что задневисочные отделы являются смежными с затылочными, оптико-гностическими отделами. Снижение оптико-мнестических процессов приводит к тому, что представления о предмете становятся неполными, что, в свою очередь, находит отражение в речи больного афазией. В данном случае экспрессивная речь характеризуется трудностью подбора слов, необхлдимых для организации высказывания. Речь сохраняет выраженный предикативный характер.

Таким образом, при акустико-мнестической афазии нарушения слухоречевой памяти вторично приводят к трудностям экспрессивной речи как в устном, так и в письменном виде.

Память страдает не только при акустико-мнестической форме афазии. Многие авторы указывают на нарушения памяти при большинстве форм данной речевой патологии. Исследования А. Фрадис и других выяснили, в какой мере поражения речевой зоны сказывается на памяти. Объектом экспериментального изучения они избрали три процесса памяти: узнавание, воспроизведение и заучивание. С целью сравнительного анализа использовались зрительные, слуховые и словесные раздражители. Результаты выполнения проб при моторной афферентной, моторной эфферентной, сенсорной и амнестической формах афазии являются наиболее низкими при воспроизведении, чем при узнавании и заучивании.

Авторы пришли к выводу о том, что большие нарушения памяти наблюдаются у лиц с амнестической формой, чем с моторной и сенсорной. Также исследователь отметили, что лица с афазией обладают меньшей способностью воспроизведения предлагаемого материала, чем нормально говорящие.

Амнестическая афазия, возникающая при поражении заднее-височных и теменно-затылочных, отделов головного мозга, проявляется в затруднении в назывании предметов. Механизмы, лежащие в основе данного нарушения неоднозначны. Многие авторы считают, одним из его факторов сходным с акустико-мнестической афазией и даже считают амнестическую афазию симптомом акустико-мнестической.

Литература

1. Афазия и восстановительное обучение. Тексты / Под ред. Л.С. Цветковой, Ж. М. Глозман. - М., 1987.

2. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. - М., 1991.

3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1969.

4. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. - М., 1988.

О НАРУШЕНИИ И ВОССТАНОВЛЕНИИ МЫШЛЕНИЯ У ВОЛЬНЫХ С АФАЗИЕЙ

Для диагностики и реабилитации больных с афазией существенное значение имеют представления о связи или вероятности сочетания той или иной формы речевых рас­стройств с нарушениями других психических функций: раз­личных видов гнозиса и праксиса, памяти, внимания и др. За последние десятилетия в значительной степени изучена нейропсихологическая и нейрофизиологическая структура дефектов разных психических функций при локальных по­ражениях мозга [22, 23, 30, 18, 10, 38, 27, 5, б].

I. О нарушении мышления у больных с афазией

Э.С. Вейн на примере сенсорной афазии показала, что из-за речевых расстройств, в частности из-за непостоянства звукового восприятия, нарушается не только понимание ре­чи, но и дискурсивные мыслительные операции [3]. Кроме того, в экспериментальном исследовании возможности классифицировать синонимы Э.С. Бейн установила, что на­рушения в оперировании понятиями связаны с сужением многоплановости словесных значений [2]. Была обнаружена и специфическая разнонаправленность этого сужения: при моторной афазии — тенденция к сохранности конкретного предметного уровня, при сенсорной афазии — абстрактного уровня в отрыве от предметной отнесенности. Данные о на­рушении смысловой структуры слова при различных фор­мах афазии имеются также в работах А.Р. Лурия [21], В.М. Когана [14], Т.В. Рябовой (Ахутиной) [28], Н.Г. Калиты [12].

Для изучения специфики нарушения мышления при

Согласно А.Р. Лурия, при теменно-височно-затылочных поражениях и синдроме семантической афазии «нарушение интеллектуальных процессов носит очень специальный ха­рактер и сохраняет внутреннюю связь с тем распадом сложных форм ориентировки в пространстве и с наруше­ниями пространственных (симультанных) синтезов, которые

Сравнительное экспериментальное исследование высшей нервной деятельности у больных с разными формами афазии позволило Н.Н. Трауготт с соавторами прийти к за­ключению о модальностно-специфических особенностях на­рушения выработки условных рефлексов и дифференцировок на раздражители, адресованные слуховому, зрительному и двигательному анализаторам, у больных с афазией при различной локализации поражения [31, 32]. Так, при сен­сорной афазии обнаружены дефекты слухового анализа и синтеза при сохранности зрительного и проприоцептивного; при моторной афазии — дефект двигательного анализатора при сохранности слухового и зрительного анализа и синтеза. В то же время при семантической афазии были обнаружены затруднения в дифференцировке комплексов раздражите­лей, независимо от того, к какому анализатору адресовались сигналы, составляющие эти комплексы. Эти данные, по мнению авторов, свидетельствуют о том, что нарушение анализа и синтеза при поражении теменных отделов мозга и синдроме семантической афазии не сводится к затрудне­нию в анализе пространственных взаимоотношений, хотя включение в условия эксперимента необходимости учета непосредственно пространственных соотношений, безус­ловно, еще больше затрудняет больных с теменными пора­жениями.

Приводя далеко не полный обзор литературы, мы стара­лись подчеркнуть сложность и многогранность проблемы мышления при афазии. Очевидно, что в истории развития афазиологии различными авторами были затронуты изби­рательно многие из важнейших аспектов этой проблемы. Однако в целом проблема не получила общепризнанного решения. А. Р. Лурия подчеркивал, что исследование мыш­ления при патологических состояниях мозга является одной из самых сложных проблем клинической психологии. Вскрытая в ряде его работ специфика нарушения интеллек­туальных процессов, зависящая от локализации поражения, не является, по признанию самого автора, исчерпывающей [22].

Было обследовано 74 больных с разными синдромами афазии сосудистого генеза: 36 — с моторной, 19 — с сен­сорной и 19 — с семантической афазией. Возраст боль­ных — от 31 до 71 года (в среднем 55,7); 76% больных имели высшее и среднее образование, 16 — неполное среднее.

Критерием оценки во всех экспериментах служило ко­личество правильных решений, независимо от затраченного времени. При оценке результатов выполнения субтестов Векслера было получено две количественные оценки, одна из которых, как и в других экспериментах, отражала коли­чество правильных решений без ограничения времени, а другая представляла собой шкальную оценку, выведенную с учетом ограничения времени.

Введение количественных оценок степени выраженно­сти нейропсихологического синдрома [33, 36], а также ко­личественных показателей при оценке результатов выпол­нения экспериментальных методик позволяло: 1) установить степень выраженности нарушений мышления при выполне­нии различных экспериментальных заданий у больных с одинаковыми и разными синдромами афазии; 2) опре­делить статистически достоверно наличие или отсутствие связи результатов выполнения тестов с разной тяжестью афазического синдрома или отдельных симптомов, входя­щих в синдром.

Полученные данные показали, что при всех синдромах афазии снижена скорость мыслительного процесса и име­ются нарушения мыслительных операций в виде дефектов анализа и синтеза наглядных признаков предметов и ситуа­ций, а также в виде расстройств оперирования понятиями и трудностей установления логических связей и отношений в наглядных и воображаемых ситуациях.

Эти нарушения мышления не являются признаками де-менции. Для всех больных с афазией характерны адекват­ное поведение, целенаправленность при выполнении экспе­риментальных заданий, критическое отношение к собст­венным, прежде всего речевым, трудностям. Больных отли­чает сохранность преморбидной системы социальных отно­шений и потребностей, которая, по мнению М.С. Лебе­динского и В.Н. Мясищева, характеризует один из важней­ших аспектов личности [20].

При теменных поражениях и синдроме семантической афазии вместе с расстройствами речевой системы страдает и предметная (чувственно-наглядная) основа мышления, а кроме того, существенно нарушенным оказывается взаимо­действие вербальных и образных компонентов мыслитель­ных операций. Это проявляется в трудностях оживления соответствующих слову образных ассоциаций, в нарушени­ях способности детального анализа реальных и представ­ляемых предметов и ситуаций. Нарушаются операции срав­нения, установления как собственно пространственных, так и логических (пространственно-временных, причинно-следственных) связей любых сопоставляемых объектов: де­талей предметов, понятий, фрагментов ситуаций. Исключительные трудности для этой группы больных представляет абстрагирование от конкретных образов и обобщение на основе понятийных признаков.

У больных с сенсорной афазией, сочетающейся с сим­птомами неполноценности системы оптико-пространствен­ных функций, показатели почти во всех экспериментах ока­зались хуже, чем у больных с другими формами афазии. У них в основе выявленных нарушений лежит, вероятно, на­рушение сложной координации вербального и образного компонентов в структуре мыслительной деятельности.

Нарушения речи при повреждениях головного мозга, или афазии, носят различный характер. Динамическая афазия возникает при поражении префронтальной лобной извилины, ответственной за произношение. Больной говорит односложно, речь упрощенная, часто основана на повторении слов собеседника. Для диагностики проводят комплексное неврологическое исследование, включающее в себя данные визуального осмотра, лабораторных и инструментальных процедур. В лечении используют логопедические методики, лекарственные препараты и терапию сопутствующих болезней.

  1. Основные причины
  2. Типы патологии
  3. Клинические проявления
  4. Диагностические мероприятия
  5. Подходы к терапии
  6. Негативные последствия и прогноз
  7. Возможности профилактики

Основные причины


Что лежит в основе динамической афазии? Патология развивается в случаях органического поражения префронтальных отделов коры левого полушария. Основными причинами являются:

  1. Цереброваскулярные заболевания. Наиболее часто очаг поражения формируется в результате ишемического или геморрагического инсульта, связанного с нарушениями кровотока в передней мозговой артерии. Схожие изменения сопровождают сахарный диабет, гипертоническую болезнь, атеросклеротические состояния и др.
  2. Травматические повреждения. Сотрясение, размозжение или внутричерепное кровоизлияние может стать причиной поражения корковых отделов головного мозга. Помимо первичного воздействия черепно-мозговой травмы, она может привести к энцефалиту, менингиту, отеку, росту объема гематомы и другим состояниям, сдавливающим нервную ткань.
  3. Инфекционно-воспалительное поражение лобной доли головного мозга с локальным повреждением прецентральной извилины.
  4. Доброкачественные и злокачественные новообразования из нейронов и глиальных клеток. Опухоли могут сдавливать структуры мозга или разрушать их, приводя к появлению характерных симптомов.
  5. Болезнь Альцгеймера и другие нейродегенеративные патологии приводят к постепенному разрушению структур головного мозга, в том числе префронтальной коры. Как правило, повреждения не имеют конкретной локализации, в связи с чем вызывают различные клинические проявления.

При поражении нервной ткани в области префронтальной извилины, повреждается речевой отдел, связанный с психической деятельностью человека. Больной теряет способность формировать внутренний план речи, в результате чего испытывает трудности с построением фраз и предложений.

Типы патологии

В клинической практике используется несколько классификаций динамической афазии. Логопеды разделяют всех больных на две большие группы, отличающиеся между собой выраженностью нарушений и прогнозом выздоровления:

  • Пациенты первой группы имеют первичное нарушение построения речи. Мотивация к терапии у них снижена или полностью отсутствует. В связи с этим реабилитация требует длительной и комплексной работы.
  • Больные во второй группе имеют нарушения грамматики. Они отличаются повышенной мотивацией к лечению, сохраняют критичность к своему положению. Это обуславливает эффективную реабилитацию.

Специалистам также важно установить степень тяжести речевой дисфункции. Это определяет применяемые в терапии методы восстановления речи. Выделяют 3 степени выраженности нарушений:

Конкретная причина не влияет на степень выраженности симптомов. Наибольшее значение имеет выраженность органического повреждения лобной коры, а также других отделов ЦНС.

Клинические проявления


Характеристика динамической афазии — нарушение процессов формирования спонтанных высказываний. Больные редко проявляют активную речь. Они не обращаются к людям с вопросами или просьбами. Часто только обращение извне вызывает у них речевую активность. Пациенты могут произносить отдельные фразы, которые не связаны между собой. Речь преимущественно состоит из существительных. Количество глаголов, прилагательных и предлогов уменьшено.

При тяжелой степени афазии активная речь полностью отсутствует. В некоторых случаях выявляется эхолалия (повторение услышанных от собеседника фраз) и эхопраксия (повторения движений). При легких повреждениях, больные используют стереотипные высказывания, в основном бытовые и профессиональные конструкции. Испытывают трудность в согласовании слов и предложений между собой. Артикуляция сохранена, так как повреждения не затрагивают моторный коры. В речи отмечается снижение выразительности и эмоциональной окраски.

Характерная особенность динамической афазии у взрослых — это преобладание односложных, коротких ответов или стереотипных предложений при сохранении способности к артикуляции. Люди часто отвечают на вопросы с помощью его переформулирования. При просьбе рассказать прочитанный отрывок текста или составить рассказ на основе изображения пациенты испытывают трудности, или не могут выполнить данное задание. Исследование лексикона позволяет обнаружить трудности с названием отдельных предметов, географических обозначений и др. Человек, помимо трудностей с речью, имеет нарушения внимания, замедленное мышление и часто не проявляет критики к своему состоянию.

Дисграфия выявляется редко. Как правило, больной не может записывать под диктовку сложные предложения, а также придумывать их самостоятельно. Чтение нарушено — пациент пропускает отдельные слова и плохо понимает прочитанную информацию.

Отличительной чертой динамической афазии является формирование у человека “лобной психики” при обильном поражении. Человек становится апатичным, находится в депрессии, не испытывает мотивацию к занятиям любой деятельности. Нарушения в двигательной сфере не характерны.

Диагностические мероприятия

При сборе анамнеза у больного или его родственников, удается выявить информацию о недавно перенесенных черепно-мозговых травмах, инсультах и других поражения головного мозга. Для уточнения локализации и объема поражений, проводится комплексное обследование, включающее в себя следующие этапы:

Всем больным дополнительно проводится клинический и биохимический анализ крови, общий анализ мочи, а также электрокардиографию. Указанные методы необходимы для оценки общего состояния и выявления сопутствующих заболеваний.

Проводить дифференциальную диагностику следует с другими типами афазии, в первую очередь с акустико-гностическим и акустико-мнестическим вариантом. Указанные разновидности болезни сопровождаются логореей — высоким уровнем спонтанной речевой активности в отсутствии осмысленности речи. Афферентный тип афазии связан с нарушением артикуляции и фонетическими расстройствами. В случае динамического расстройства, указанные симптомы не выявляются.

Подходы к терапии


Основная задача при лечении динамической афазии — устранить непосредственную причину ее развития. В связи с этим, на первое место выходит этиотропное лечение. При выявлении инфекций используют антибактериальные, противогрибковые или противовирусные препараты, что зависит от выявленного в результате проведения люмбальной пункции возбудителя. Если у больного выявлена доброкачественная и злокачественная опухоль, то проводятся нейрохирургические вмешательства, направленные на ее устранение. В терапии активно используют лекарственные препараты:

  • сосудисто активные средства (Актовегин, Церебролизин), улучшающие кровообращение головного мозга и восстанавливающие активность отдельных участков ЦНС (длительный прием препаратов позволяет затормозить прогрессирование нейродегенеративных патологий и состояний, связанных с ишемией нервной ткани),
  • нейропротекторы (Кортексин и др.) и ноотропы (Пирацетам, Фенотропил) нормализуют обменные процессы в нейронах, улучшая их работу и защищая нервные клетки от повреждений (продолжительность их использования может доходить до 6 месяцев и более).

Помимо медикаментозных методов терапии, проводятся логопедические занятия с реабилитацией. Последняя основывается на комплексной работе с неврологом, логопедом, врачом лечебной физкультуры, нейропсихологом и логопедом. В восстановительном процессе используются следующие подходы:

  • Логопедическая коррекция

Направлена на развитие спонтанной речи. Больные работают с внешними вопросами, изображениями, схем рассказа. Это позволяет понять способы формирования высказываний и снижает выраженность речевого дефекта. Пациенты с тяжелыми формами болезни нуждаются в постоянном диалоге со специалистами, так как только в этом случае возможна активная речь. Если у больного наблюдается легкая степень выраженности патологии, то ведутся занятия по пониманию переносных значений высказываний. Логопед активно работает и над восстановлением лексикона, который может быть частично нарушен.

  • Лечебный массаж и физкультура

Общеукрепляющие методики, улучшающие состояние пациента и обеспечивающие быстрое восстановление функций головного мозга. Больному показано выполнение простых упражнений, соблюдение режима сна и бодрствования, прием витаминно-минеральных комплексов.

В процессе реабилитации продолжают использовать нейрометаболические препараты: ноотропы и сосудисто-активные медикаменты. Наиболее часто применяют Пирацетам, лекарства с гинкго билоба, Мемантин и др. Использовать медикаменты необходимо после назначения их врачом, так как они имеют определенные показания и противопоказания к применению.

Терапия динамической афазии всегда подбирается специалистами. Попытки самостоятельного лечения или изменения подобранных средств может стать причиной прогрессирования болезни и развития ее осложнений.

Негативные последствия и прогноз

Основное осложнение афазии — нарушение коммуникации больного с окружающими его людьми, что негативно сказывается на его личной и профессиональной жизни. В случае трудностей пациент не может попросить помощь у окружающих. Последствия заболевания связаны и с нарушениями когнитивных функций — снижается способность концентрировать внимание, запоминать информацию и воспроизводить ее. При развитии синдрома “лобной психики”, поведение не критично, наблюдается скудность эмоционально-волевого компонента личности.

Прогноз для больного зависит от времени выявления патологии, степени повреждения головного мозга и комплексности проводимых реабилитационных мероприятий. Если имеет место обширный инсульт, агрессивная злокачественная опухоль или тяжелое травматическое повреждение ЦНС, то восстановление речи невозможно или может быть частичным. При раннем начале терапии на фоне минимальных изменений в головном мозге, реабилитация позволяет постепенно формировать активные высказывания и нормализовать социальную жизнь человека.

Возможности профилактики


Предупреждение развития динамической афазии основывается на профилактики ее причин: атеросклероза, сахарного диабета, инфекционных поражений ЦНС и пр. Для этого, врачи рекомендуют придерживаться следующих советов:

  1. Соблюдать рациональное питание. Из рациона исключается жирное мясо, простые углеводы, в первую очередь в виде кондитерских и хлебобулочных изделий. Предпочтение отдают рыбе, нежирному мясу (курятина, крольчатина), фруктам, овощам, орехам и ягодам.
  2. Необходимо полностью исключить вредные привычки: табакокурение, употребление спиртного и наркомании.
  3. Регулярно заниматься спортом. Взрослому человеку необходимо как минимум 90-120 минут в неделю проводить с активными физическими упражнениями. Для профилактики хорошо подходят кардиотренировки, плавание и посещение тренажерного зала.
  4. Для предупреждения клещевого энцефалита при проживании или посещении эндемичных районов необходимо заранее провести специфическую профилактику.
  5. При наличии любых хронических заболеваний следует соблюдать рекомендации врача при их лечении, а в случае обострения или появления новых симптомов, незамедлительно обращаться за медицинской помощью.

Следование простым советам позволяет существенно снизить риски развития афазии, связанные с органическим поражением центральной нервной системы.

Динамическая афазия характеризуется нарушениями спонтанной речи и проявляется речевой дисфункцией. Человек избегает активных высказываний, так как они односложны и носят стереотипный характер. Выявление заболевания на начальных этапах его развития на фоне комплексного лечения, позволяет добиться восстановления речи и устранения сопутствующих неврологических и психологических симптомов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.