Алалию ставит невролог или психиатр

Я к вам за советом снова:

У меня парень 3 г 7 мес, после четырех операций на кишечнике, ЗРР. Говорит много но не всегда понятно - глотает звуки, забывает кусочки слова, заменяет буквы. 1,5 года ходил в ясли. Сейчас перевелись в другой сад ближе к дому, в младшую группу - в саду 6 специалистов: логопедов и дефектологов. Понятно что я зацепилась за возможность - ребенку нужны занятия со специалистом. Времени водить его дополнительно нет - я работаю, воспитываю его одна.

Так вот пошли мы на районную психолого-педагогическую комиссию(они решают в какую группу ходить ребенку и с какими спецами дополнительно заниматься). И там мне "открыли глаза" на то что у моего ребенка:
1. Нарушение психического развития.
2. Нарушение эмоционального развития.
3. Выход из моторной алалии.
4. Нарушение детско-родительских отношений(ребенок ковыряет в носу а я не запрещаю)
5. Гиперактивность.

На словах сказали что ребенок необучаемый, специалисты не должны тратить на него время, ему надо в группу Особый ребенок.
Никому не хочу ничего доказывать - но раньше ни одного подобного диагноза нам не ставили - три разных невролога, логопед-дефектолог, психолог, социальный педагог- это далеко не полный список тех с кем я консультировалась, и кто наблюдал ребенка. Весной логопед-дефектолог с ним занималась - я видела результат, и она его хвалила.
Откуда моторная алалия взялась? мы ей переболели и не заметили? Воспитатели в садике без претензий к сыну - на уровне остальных,говорят. Хотя я вижу что отстает, но 5 новых диагнозов это для меня слишком.

Собственно вопрос:
Кто вообще подобные диагнозы (см. список выше) вправе ставить?
В комиссии были логопед,дефектолог,психолог.

Я думаю к кому бы сходить показать парня? Чтобы убедиться в том что все не настолько плохо, или перестать витать в облаках.

Я к вам за советом снова:

У меня парень 3 г 7 мес, после четырех операций на кишечнике, ЗРР. Говорит много но не всегда понятно - глотает звуки, забывает кусочки слова, заменяет буквы. 1,5 года ходил в ясли. Сейчас перевелись в другой сад ближе к дому, в младшую группу - в саду 6 специалистов: логопедов и дефектологов. Понятно что я зацепилась за возможность - ребенку нужны занятия со специалистом. Времени водить его дополнительно нет - я работаю, воспитываю его одна.

Так вот пошли мы на районную психолого-педагогическую комиссию(они решают в какую группу ходить ребенку и с какими спецами дополнительно заниматься). И там мне "открыли глаза" на то что у моего ребенка:
1. Нарушение психического развития.
2. Нарушение эмоционального развития.
3. Выход из моторной алалии.
4. Нарушение детско-родительских отношений(ребенок ковыряет в носу а я не запрещаю)
5. Гиперактивность.

На словах сказали что ребенок необучаемый, специалисты не должны тратить на него время, ему надо в группу Особый ребенок.
Никому не хочу ничего доказывать - но раньше ни одного подобного диагноза нам не ставили - три разных невролога, логопед-дефектолог, психолог, социальный педагог- это далеко не полный список тех с кем я консультировалась, и кто наблюдал ребенка. Весной логопед-дефектолог с ним занималась - я видела результат, и она его хвалила.
Откуда моторная алалия взялась? мы ей переболели и не заметили? Воспитатели в садике без претензий к сыну - на уровне остальных,говорят. Хотя я вижу что отстает, но 5 новых диагнозов это для меня слишком.

Собственно вопрос:
Кто вообще подобные диагнозы (см. список выше) вправе ставить?
В комиссии были логопед,дефектолог,психолог.

Я думаю к кому бы сходить показать парня? Чтобы убедиться в том что все не настолько плохо, или перестать витать в облаках.

Если Вы во Всеволожском р-не ЛО, то лучше посетить другую комиссию, например областной ПНД или ГМППК на Загородном. Если интересно и актуально - отвечу в личку.

Нас на такую комиссию отправлял логопед и невролог. Тогда мне сказали, что ребенок не будет говорить вообще, на комиссии этой (было 2,9 диагноз-моторная алалия). Сейчас сыну 8,6-массовая школа, стертая дизартрия легкой степени, ОНР уже даже нет, учится очень хорошо. МА действительно была, ее подтвердили все спецы, к которым мы ходили-но мы справились и довольно быстро-к 4-м годам была ОНР-1, к 6-ОНР-3. Вам к неврологу прежде всего. А если вы у него были, врач вызывает доверие, и диагнозов подобных не было-тетеньки из комиссии много на себя берут, это их видать конек.

ну просто ребенок в 3г7 мес говорит - невнятно, но говорит.
я его таскаю по врачам с рождения, алалию нам никогда не предпологали. вот я и растерялась.

сразу хочу сказать, что решения пмпк носят только рекомендательный характер. то есть советовать они могут что угодно, но решать, куда будет ходить и где будет обучаться ваш ребенок - только вам. если вы ходите к специалистам и они говорят, что все нормально, плюньте на это пмпк. там часто выдают неадекватные диагнозы.
. мой тоже в носу ковыряет. ну и ладно. что ж ему, теперь и не почесаться даже.

я знаю что рекомендательный. я просто потом боюсь давления в детском саду - мол вы должны вообще ходить в группу особый ребенок, а ходите к нам, в обычную группу. это место в саду мне такой кровью досталось :001:

ну и я как любая вьедливая мамаша хочу понять - может я что-то упускаю и мой ребенок и правда нуждается в спец группе.
зы: когда в носу козявки -их надо удалять- в носу ковыряют все, просто с возрастом мы учимся не делать этого на людях.

Если Вы во Всеволожском р-не ЛО, то лучше посетить другую комиссию, например областной ПНД или ГМППК на Загородном. Если интересно и актуально - отвечу в личку.

написала в личку

вообщем надо нам сходить к неврологу еще какому нибудь наверно - для успокоения.

я все размышляю - в садике заключение показывать?

вообщем надо нам сходить к неврологу еще какому нибудь наверно - для успокоения.

я все размышляю - в садике заключение показывать?

если у вас нет желания выполнять это заключение - то однозначно нет.

вообщем надо нам сходить к неврологу еще какому нибудь наверно - для успокоения.

я все размышляю - в садике заключение показывать?

А на комиссию сад отправлял? или сами? Если сад - то они ждут заключения. Может для поступления в группу в списке документов есть заключение (как в коррекционной школе).
ИМХО: сходить к специалистам надо, чтобы не было потом мучительно больно.

Так у автора ребенок и так под наблюдением специалистов (неврологи, логопеды, дефектологи - все есть, как я поняла). ИМХО - я бы доверяла больше тем, кто видит ребенка в динамике, а не тем, кто с ходу ставит МА ребенку (кстати, уже говорящему!) за 5-10 мин. общения на комиссии.

ИМХО: я понимаю, что автор доверяет тем специалистам, у которых уже были, но я бы после заключения МПК сходила бы еще. 008:
МА не предполагает того, что ребенок совсем не говорит. Автор пишет, что плохо и непонятно говорит - при МА так бывает.

если у вас нет желания выполнять это заключение - то однозначно нет.

там в рекомендациях написано посещение общей группы и занятия с психологом. и явка в декабре. я не против эти рекомендации выполнить но у меня есть опасения:
1 вдруг в декабре нам порекомендуют таки группу особый ребенок, которую на словах рекомендовали? в саду я это уже не скрою,тк они будут знать что у нас повторная комиссия.
2 я не совсем/совсем не согласна с диагнозами - но я могу быть и не права.

Алалию(соответственно и выход из нее) как раз и ставят примерно в вашем возрасте. Ничего страшного. Да, тяжелое нарушение речи. Но в нашей логогруппе было несколько таких деток, выпущены из сада в лицей, учатся хорошо.Здорово, что в таком возрасте вы уже в логогруппе, у специалистов и вас есть время, чтобы ребенку помочь.Это первое.
А у психиатра Вы были? К нему на прием отправляют детей от 3 лет(у нас, во всяком случае, так).У нас его заключение считается более весомым, чем невролога и логопеда.
У нас в саду есть группы "Особый ребенок". Но там, как минимум умств. отсталость или оч. сильное ЗПР+ много других диагнозов(ДЦП,аутизм, синдром Дауна и т.п.).Такого как ваш, туда точно бы не взяли, не такие сложные диагнозы.
Я бы подождала бы пока показывать заключение комиссии. Вообще не очень поняла, как вы на нее попали.Или вас условно приняли, а первую комиссию вы только сейчас прошли? Принесите в сад заключение невролога и психиатра("рекомендованы систематические занятия с логопедом").У нас этого достаточно для подтверждения речевого диагноза и соответственно продления срока пребывания в саду.
У нас в логогруппах есть гиперактивные дети(это не есть противопоказание, просто сопутствующий диагноз). Выход из алалии - как раз показание для речевой группы.
Пункт 1 - не поняла, если ЗПР, у нас таких тоже хватает. Пункт 4 - вообще не диагноз.Что заставляет задуматься о компетентности комиссии. А самое главное - "ребенок необучаемый". Но ведь динамика есть! У нас в "Особом ребенке" - глухие, умст. отсталые, аутичные(в разной степени), +ДЦП у некоторых. Заключение -"необучаемый" - нет ни у кого
Сил и терпения!
АЛАЛИЮ ставят логопед и невропатолог, ЗПР - дефектолог и психиатр.

короче пошла я читать про моторную алалию поподробней.
мы не в логогруппе, мы еще маленькие для нее, я просила, но вот комиссия считает что нас надо в особый ребенок. это жуть как далеко ездить и дети там тоже более тяжелые чем мой-у меня подруга сына возит туда.
"необучаемый" это они на словах сказали, и еще что мол специалисты не должны тратить время на моего ребенка раз он так долго привыкает к посторонним, и не сразу идет на контакт.

чем больше думаю обо всем этом тем страшнее - и время упустить страшно, но и позволять вешать на ребенка ярлыки тоже не позволю.

ИМХО: я понимаю, что автор доверяет тем специалистам, у которых уже были, но я бы после заключения МПК сходила бы еще. 008:
МА не предполагает того, что ребенок совсем не говорит. Автор пишет, что плохо и непонятно говорит - при МА так бывает.

доверяю,да.
говорит предложениями, много, большой словарный запас, сносно мысли свои выражает,постоянно набирает еще слова, но с произношением этих слов беда - заменяет буквы, глотает слоги, окончания слов.

читаю про алалию и сразу наткнулась:

Признаки моторной алалии:

Прежде всего, при моторной алалии может наблюдаться задержка формирования всех двигательных умений. Ребенок не парализован, у него достаточная мышечная сила, равномерные рефлексы. И в то же время он неуклюж, он плохо усваивает новые навыки, ему трудно научиться даже таким простым вещам, как умение есть ложкой, мыть руки, одеваться, застегивать пуговицы, т.е в разной степени выражены нарушения образования двигательных умений.

у моего парня с движениями и ловкостью все хорошо, даже очень хорошо я бы сказала, и с мимикой, и с жестами и с кривляниями, и с мелкой моторикой.

У детей с моторной алалией своеобразно нарушено повторение звуковой речи. В тяжелых случаях не удается добиться повторение ни одного звука, даже гласных А и О. Но это не означает, что ребенок не может произнести эти звуки, потому что иногда он произносит их совершенно чисто и без носового оттенка, без затруднений. Нарушено именно произвольное произведение звука по образцу или по просьбе взрослого.

мой повторяет практически все звуки, слоги, короткие слова.
Я: ма-ши-на
он: ма-си-на
Я: теперь скажи - машина
он: сина

те когда повторяет то как раз все ок, а вот сам когда- у меня такое ощущение что торопится сказать.

отлично он воспроизводит все.

ну вот это еще может быть похоже.

повторяет. все хорошо повторяет. проблема в самостоятельной речи.
и,да, с памятью у нас все отлично - помнит что было полтора года назад, и вчера, и неск часов назад и неск минут назад - проверено на практике.

Относительно долго сохраняется затруднения в намеренной речи. Ребенок, который по собственной инициативе и довольно свободно может рассказывать, затрудняется ответить на вопросы, кода его спрашивают? Что это такое? Назови предмет и т.п. ему трудно вызвать из памяти нужное слово

на вопросы отвечает связно. и выдает мне иногда слова которые я не помню чтобы ему говорила, те где то случайно услышал и запомнил.












Kaike, нет смысла спорить с человеком который не знает о чем говорит. И не знает логопедического спектра работы.

Сходите в поликлинику и спросите, почему у них есть должность врача логопера и чем он занимается. Если интересно



Kaike, а зачем логопеду назначать медикаменты?
Врачи логопеды зачастую занимаются редкой органикой. Заячья губа, разделение верхнего неба, патология строения речевого аппарата. такие вещи медикаментозно ну никак ты не уберешь.

Просто зондом придется ставить каждую букву и пользоваться роторасширителем. Там в любом случае без мед образования не справишься ,увы. просто обычно первое получают мед. А потом переучиваются еще год на логопеда с присвоением новой специальности

Или например логопед РДА (моя специальность :). Тут вторая специальночть психология/психотерапия









Anton, смысл спорить? Я не минздрав :)))
Каждый может перейти по ссылке и проверить что сайте мкб ни моторной ни сенсорной аллалии нет.

Экспериментальное введение должно было состояться в январе 2019. возможно из-за переноса утверждения всемирной организацией и отложат.

Окончательное вступление в силу как стояло на 2022 так и стоит





Галина,
F80.1 Расстройство экспрессивной речи
Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нормы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.
Диагностические указания:
Показать полностью…
Хотя при нормальном речевом развитии встречается значительное индивидуальное разнообразие, отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к 2 годам или простых выражений или фраз из двух слов к 3 годам должны быть расценены как значительные признаки задержки. Поздние нарушения включают: ограниченное словарное развитие; чрезмерное использование небольшого набора общих слов; трудности в подборе подходящих слов и слов заменителей; сокращенное произношение; незрелая структура предложений; синтаксические ошибки, особенно, пропуски словесных окончаний или приставок; неправильное использование или отсутствие грамматических признаков, таких как предлоги, местоимения, и спряжений или склонений глаголов и имен существительных. Может случаться чрезмерно обобщенное употребление правил,
а также отсутствие плавности предложений и трудности в установлении
последовательности при пересказе событий прошлого.
Часто недостаточность разговорной речи сопровождается задержкой или нарушением словесно-звукового произношения.
Диагноз должен быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии экспрессивной речи выходит за пределы нормальных вариаций для умственного возраста ребенка; навыки рецептивной речи в нормальных пределах для умственного возраста ребенка (хотя часто она может быть немного ниже среднего уровня). Использование невербальных реплик (таких как улыбки и жесты) и "внутренней" речи, отраженной в воображении или ролевой игре, относительно интактно; способность к социальному общению без слов относительно не повреждена. Ребенок будет стремиться к общению, несмотря на речевое нарушение, и к компенсированию недостатка речи жестами, мимикой или неречевыми вокализациями. Однако нередко встречаются сопутствующие нарушения во взаимоотношениях со сверстниками, эмоциональные нарушения, поведенческие расстройства и/или повышенная активность и невнимательность. В меньшинстве случаев может отмечаться сопутствующая парциальная (часто избирательная) потеря слуха, но она не должна быть столь значительной степени, чтобы вести к задержке речи. Неадекватная вовлеченность в разговор или более общее лишение окружения может играть важную или способствующую роль в генезе нарушенного развития экспрессивной речи. В этом случае средовой причинный фактор должен быть отмечен через соответствующий второй код из Класса XXI МКБ-10. Нарушение разговорной речи становится очевидным с младенчества без какой-либо длительной отчетливой фазы нормального пользования речью. Однако нередко встречается явно нормальное вначале использование нескольких отдельных слов, сопровождаемое речевым регрессом или отсутствием прогресса.

Следует отметить:
Часто подобные речевые расстройства экспрессивного вида наблюдаются у взрослых, они всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены. В связи с этим следует у таких больных в качестве первого кода использовать подрубрику "Другие непсихотические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного
мозга или соматической болезнью" (F06.82х). Шестой знак ставится в
зависимости от этиологии заболевания. Структура речевых расстройств
указывается вторым кодом R47.0.

Включаются:
- моторная алалия;
- задержки речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I - III уровня;
- связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;
- связанная с развитием афазия экспрессивного типа.


Галина,
F80.2 Расстройство рецептивной речи
Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Во всех случаях экспансивная речь также заметно нарушена и нередким является дефект словесно-звукового произношения.
Диагностические указания:
Неспособность реагировать на знакомые названия (в отсутствие невербальных реплик) с первого дня рождения; неспособность идентифици-
Показать полностью…
ровать по крайней мере несколько обычных предметов к 18 месяцам, или
неспособность следовать простым инструкциям в возрасте 2-х лет
должны быть приняты как существенные признаки задержки в речевом
развитии. Поздние нарушения включают: неспособность к пониманию
грамматических структур (отрицаний, вопросов, сравнений и т.д.), непонимание более тонких аспектов речи (тон голоса, жесты и т.д.).
Диагноз может быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии рецептивной речи выходит за пределы нормальных вариаций для умственного возраста ребенка и когда нет критериев общего расстройства развития. Почти во всех случаях развитие экспрессивной речи также серьезно задержано и часто встречаются нарушения словесно-звукового произношения. Из всех вариантов специфических нарушений развития речи при данном варианте отмечается наиболее высокий уровень сопутствующих социо-эмоционально-поведенческих расстройств. Эти расстройства не имеют каких-либо специфических проявлений, но гиперактивность и невнимательность, социальная неприспособленность и изоляция от сверстников, тревога, чувствительность или чрезмерная застенчивость встречаются достаточно часто. У детей с более тяжелыми формами нарушения рецептивной речи может отмечаться довольно выраженная задержка в социальном развитии; возможна подражательная речь с непониманием ее смысла и может проявляться ограничение интересов. Однако, они отличаются от аутистических детей, обычно показывая нормальное социальное взаимодействие, нормальные ролевые игры, нормальное обращение к родителям для получения комфорта, почти нормальное использование жестов и только легкое нарушение невербального общения. Нередко бывает некоторая степень потери слуха на высокие тона, но степень глухоты недостаточна, чтобы вызвать нарушение речи.

Следует отметить:
Аналогичные речевые расстройства рецептивного (сенсорного) вида наблюдаются у взрослых, которыые всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены. В связи с этим следует у таких больных в качестве первого кода использовать подрубрику "Другие непсихотические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью" (F06.82х). Шестой знак ставится в зависимости от этиологии заболевания. Структура речевых расстройств указывается вторым кодом R47.0.

Включаются:
- дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;
- афазия рецептивного типа, связанная с развитием;
- невосприятие слов;
- словесная глухота;
- сенсорная агнозия;
- сенсорная алалия;
- врожденная слуховая невосприимчивость;
- афазия Вернике, связанная с развитием.

Консультация психиатра

В этой теме 48 ответов, 1 участник, последнее обновление suadministrator 6 года/лет, 4 мес. назад.

В этой теме можно задать вопрос участнице Inga, которая является взрослым психиатром и мамой ребенка с расстройством речи. Я думаю, что отсутствие детской специализации не станет препятствием для желающих что-то спросить или прояснить.

У меня первые два вопроса: могут ли психиатры оказать какую-то помощь речевым детям? У меня сложилось впечатление, что к психиатрам обращаются только за справками. Это так? И должно ли быть так?

И второй: какие советы-рекомендации вы могли бы дать мамам речевых детей, чтобы им самим не стать, вытаскивая своих детей, клиентами психиатров? 🙂

Здравствуйте,, мамочки! Прежде всего надо сохранять спокойствие и оптимизм, мы все преодолеем. Надо отметить, что речь это адатптацинная реакция организма и она все равно появиться, у кого то просто позже как у наших детишек. (за исключением тяжелой патологии) Часто ли Вы видели немых людей? Я за период своей практики не одного.
Да, к психиатрам мы чаще всего обращаемся за справками, в которых они с удовольствием ставят нашим деткам диагноз умственная отсталость,просто адекватно протестировать детишек с аллалией невозможно, а по тестам показатели ниже, чем у говорящих детей. Но наши дети не умственно отсталые, а просто другие
Я думаю, что в большинстве случаев нашим солнышкам психиатр не нужен, конечно если нет сопутствующих патологий( эпилепсия, аутизм с явлениями мутизма и т.п)
А совет мамам: иногда надо отключаться от проблем, не забывать про себя и никогда не сравнивайте своих детей с другими

Неврологи и психиатры назначают одни и те же лекарства, НО психиатры более длительными курсами. Чем это обусловлено?
Есть ли способы (мед. препараты) для снижения чувствительности нервной системы. Может не так выразилась. Попробую объснить. Плаксивость, слишком острое восприятие порицания, излишняя сентиментальность. Вот есть же люди с железными нервами. Догадываюсь, что заболевания могут и не передаваться по наследсту явно, но наследуется тип нервной системы. Что делать при её расшатанности?

у психиатров политика перестраховаться, ведь все психиатрические заболевания хронические поэтому курсы препаратов более длинные, а потом многие препараты начинают действовать только через 12-14 дней.

Есть ли способы (мед. препараты) для снижения чувствительности нервной системы

Ecли для Вас то надо проверить щитовидную железу, а вообще симптомы давно появились?

Инга, у меня та же проблема, я была спокойной как удав, но в последние годы в семье такое напряжение, что я тоже плачу по сто раз в день, по любому поводу, иногда радуюсь успехам сына и вижу их, а иногда у него видимо день тяжелый и как только я не вижу хоть маленького шажка за день вперед, впадаю в состояние шока, появляются мысли о далеком будущем о котором в нашей стране лучше не думать, потому что я не видела на улице ни одного взрослого аутиста, значит они все закрыты по дурдомам(((. Прописала сама себе афобазол, пью уже 2 недели, на на сколько это безопасно(афобазол), потому как всякие валерианки, пустырники, и прочие легкие травяные препараты бесполезны, я каждую ночь не могу спать до 3 часов, нет аппетита?

У меня ощущение, что это со мной всю жизнь. Чересчур впечатлительная, мягко говоря))).
Относительно недавно сдавала анализы на гормоны по щитовидной железе. Какие точно не могу сказать, но были подозрения на щитовидку при тахикардии. Все гормоны в пределах нормы. Ни от афобазола, ни от тенотена действия не ощущаю.

Oksana,у вас признаки стресса на фоне гиперопеки своего ребенка. Кстати детский аутизм часто проходит бесследно, так что надо успокоится, насколько это возможно, не накручивайте себя, ведь ребенок все чувствует.Просто попробуйте изменить свой взгляд на проблему ;ну,например говорите себе и другим;’Мой ребенок другой,он просто особенный’
А потом у нас никого не держат в психбольницах без показаний. Афабазол вполне безопасный препарат, к нему нет привыкания.

У меня ощущение, что это со мной всю жизнь. Чересчур впечатлительная, мягко говоря))).
Относительно недавно сдавала анализы на гормоны по щитовидной железе. Какие точно не могу сказать, но были подозрения на щитовидку при тахикардии. Все гормоны в пределах нормы. Ни от афобазола, ни от тенотена действия не ощущаю.

Ну раз это с вами всю жизнь, значит это особенности Вашей нервной системы,воспринемайте себя такая какая вы есть. А потом зимой у многих появляются сниженный фон настроения это из-за нехватки серотонина. У вас не было травм головы?
Вот у меня тоже бывает, такое, но я считаю, что иногда лучше поплакать, даже может где то и вспылить, т.е, вынести свои эмоции наружу, чем их сдерживать.Ведь невыраженные эмоции прямой путь к психо-соматическим заболеваниям, таким как язва желудка и ДПК,экзема , инфаркт


Для заболевания алалия характерны:

  • аграмматизмы;
  • искажение звуков;
  • позднее появление речи;
  • нарушение структуры слогов;
  • небольшой словарный запас;
  • нарушение фонематических процессов.

Пациенту с алалией необходимо пройти глубокое неврологическое, психологическое и логопедическое обследование. Заболевание встречается у 1,5% детей дошкольного возраста и 0,5% школьников.

Комплексное лечение недоразвития речевой функции включает в себя:

  • прием медикаментов;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • работу с психологом, неврологом и логопедом.

Причины алалии

Заболевание алалия провоцируют различные аномалии предречевого онтогенеза.

В антенатальном (внутриутробном) периоде речевые патологии могут быть вызваны:

  • гипоксией;
  • недоношенностью;
  • torch-синдромом;
  • перинатальной патологией;
  • асфиксией новорожденных;
  • соматическим заболеванием беременной.

Медики отмечают генетическую предрасположенность к развитию алалии. В анамнезе пациентов с общим недоразвитием речи прослеживается цепочка наследственных факторов, провоцирующих дисфункции речевых зон головного мозга.

Существенное влияние на физиологическое развитие речевого аппарата имеют этиопатогенетические факторы:

  • рахит;
  • менингиты;
  • гипотрофии;
  • энцефалиты;
  • эндокринопатии;
  • черепно-мозговые травмы;
  • отсутствие грамотного развития ребенка.

При внутриутробных, врожденных или других органических повреждениях головного мозга в первые годы жизни ребенка происходит торможение развития нервных клеток (нейробластов). Такая патология ведет к инертности нейронов и функциональному истощению клеток головного мозга. При алалии диагностируют множественный билатеральный характер отклонений в развитии речевой функции, в том числе компенсаторные возможности головного мозга.

Классификация алалии

В каждом направлении клинической медицины существует своя узкая классификация алалии, которая базируется на причинах возникновения, имеющихся патологиях психомоторного развития и степени недоразвития речи.

Современная логопедия предлагает взять за основу классификацию алалиипо В.А. Ковшикову:

  • Моторная (экспрессивная).
  • Сенсорная (импрессивная).
  • Смешанная (сенсомоторная).

Экспрессивная алалия

В большинстве случаев моторная (эксперсивная) алалия вызвана внутриутробными органическими повреждениями коркового отделарече-двигательного анализатора. При этом у новорожденного отсутствует собственная речь, но он прекрасно воспринимает речь окружающих. Следует различать эфферентную и афферентную экспрессивную алалию.

Эфферентную моторную алалию диагностируют при аномалиях премоторной коры (задней части нижней лобной извилины, центра Брока). Патология проявляется в кинестетической артикуляторной апраксии (искажении звучания согласных и гласных). При физиологическом развитии премоторная кора у ребенка отвечает за координацию и последовательность движений, что очень важно для формирования речи. Детям с эфферентной алалией сложно повторять серии движений, они с трудом воспроизводят правильную артикуляцию. Именно с этой проблемой и связан феномен персервации: невозможности воспроизвести слоги в требуемом порядке.

Афферентная моторная алалия развивается в результате поражений постцентральной зоны (теменных отделов левого полушария). У здоровых детей постцентральная зона отвечает за анализощущений в момент разговора, тут же происходит синтез двигательной программы: открыть рот, опустить челюсть, вдохнуть воздух, поднять язык. При афферентной алалии ребенок не способен самостоятельно выполнить цепочку движений для произношения звуков, поэтому происходит смазывание, переставление местами или глотание звуков. Проще говоря, малыш не имеет представления о последовательности действий артикуляционного аппарата при разговоре, и ему сложно воспроизводить движения даже повторяя за родителями. При моторной алалии с сопутствующими патологиями развития ребенку присваивают инвалидность.

Импрессивная алалия

Основная причина сенсорной алалии — поражения речеслухового анализатора в корковом отделе (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). Пациенты с таким заболеванием обладают хорошим слухом и способностями к развитию. Основная проблема коррекции патологии заключается в плохой памяти на произношение и разрыве понимания между звучанием и значением слов. Следствием такого диссонанса являются отсутствие контакта с окружающими, искажение зрительного восприятия и задержка общего развития психики ребенка.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.