Анализ стихотворения а кушнера слово нервный

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Валерия Игоревна

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Иванова Валерия Игоревна

Alexander Kushner''s realia world (the analysis of the poem A dwarfish bellied shot glass)

The article deals with the theme of realia world of Alexander Kushner . The interpretation of the poem A dwarfish bellied shot glass allows us to see the Драфт: молодая наука uniqueness of one of the constants of the author's poetic world. Thus, the lyrical plot is based on striving for relation's harmonization of the lyric ego with the realia world , in which an organizing source of the poem's plot is a motive of close view . The analysis of image-bearing, motivic, thematic, composition, rhythmic, speech levels of the poem let us to understand how the visual perception helps the person of utterance to go beyond the chimerical, unstable, dionysian area of the world where identity dissolves in the stream of time, merges with vanity of modern life. The possibility of realization of the permanence of life and eternity of spiritual appetency, anxiety overcome and feelings of vulnerability allows us to experience abundant life and the merger with the real world that comes through the apollonian contemplation formation, expressed in the poem through three perceptions: tactile, visual, sound, all of which enhance the contact with the object and become a source of harmonious consistency with life. The realia of Alexander Kushner 's poetic world is one of the individual author's apollonian creative strategy

2015 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 5 Драфт: молодая наука

(Кемеровский Государственный Университет, Кемерово, Россия)

УДК 821.161.1-1(Кушнер А.)

Ключевые слова: Александр Кушнер, предметный мир, аполлонизм, мотив пристального зрения.

Низкорослой рюмочки пузатой Помнят пальцы тяжесть и объем И вдали от скатерти измятой, Синеватым залитой вином.

Драфт: молодая наука

У нее такое утолщенье, Центр стеклянной тяжести внизу. Как люблю я пристальное зренье С ощущеньем точности в глазу!

И еще тот призвук истеричный, Если палец съедет по стеклу! И еще тот хаос пограничный, Абажур, подтянутый к столу.

Боже мой, какие там химеры За спиной склубились в темноте! И какие страшные примеры Нам молва приносит на хвосте!

И нельзя сказать, что я любитель, Проводящий время в столбняке, А скорее, слушатель и зритель И вращатель рюмочки в руке.

Убыстритель рюмочки, качатель, Рассмотритель блещущей - на свет, Замедлитель гибели, пытатель, Упредитель, сдерживатель бед.

Связь человека с окружающим миром, с миром быта - это одна из исходных констант поэтической системы Александра Семеновича Кушнера.

О соотношении предметного мира и мира души говорит в своей работе и А. Урбан [Урбан 1986: 151-158]. Он отмечает, что А. Кушнер

Драфт: молодая наука

На сегодняшний день существует одна монография, посвященная лирике А. Кушнера. Автор исследования Д.Б. Пэн определяет систему пространственно-временных координат быта и бытия его лирического героя, говорит о предметности его мира [Пэн 1992], о природе, смерти, жизни и.т.д.

Спектр ощущений в стихотворении расширяется благодаря появлению зрительного восприятия. На периферии зрения оказывается скатерть. Она показывает наполнение объекта зрения: «Синеватым

Драфт: молодая наука

Драфт: молодая наука

Спокойный тон лирического героя и стремление к гармонии с предметным миром можно проследить и на уровне формы. Стихотворение написано пятистопным ямбом. История этого размера показывает тяготение пятистопного ямба к трагедии [Гаспаров 2003: 167]. На наш взгляд это не случайно, ведь стихотворение соединяет в себе элементы двух начал. Субъект высказывания, с одной стороны,

Драфт: молодая наука

пребывает в мире хаоса, в мире, где идентичность растворяется на фоне времени, сливается с суетой жизни. С другой - он находит в предметном мире, где рюмочка помогает ему найти порядок и гармонию в жизни, противостоять напору времени, что подчеркивается перекрестной рифмовкой с чередованием женской (в нечетных строках) и мужской (в четных) рифмы, которая по совпадению звучания всегда точная. Таким образом, ритмический рисунок отражает двойственность восприятия мира - дионисийский мотив и катарсический мотив ведет к упорядочиванию жизни через созерцание предметной реальности, которая отсылает к аполлоническому принципу. Данный принцип уже отмечался исследователями аполлонистических стратегий Кушнера в работах В.Н. Топорова [Топоров 2004: 220], Н.В Налегач [Налегач 2012: 226 -236]. В проанализированном стихотворении, индивидуально-авторским способом воплощения принципа аполлонизма, средством гармонизации выступает пристальное зрение, поэтому в лирике А. Кушнера так важен предметный мир, созерцаемый лирическим субъектом.

Гаспаров МЛ. Очерк истории русского стиха: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М.: Фортуна Лимитед, 2003. - 325 с.

ГинзбургЛ.Я. Вещный мир: О лирике. - М.: Интрада, 1997. - 408 с.

Налегач Н.В. Поэтика отражений И.Анненского и феномен поэтического диалога в русской лирике 20 века: монография. -Кемерово: КемГУ, 2012.

Пэн Д.Б. Мир в поэзии А.Кушнера: монография. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1992. - 63 с.

Топоров, В. Н. Из истории петербургского аполлинизма: его золотые дни и крушение. - М.: ОГИ, 2004. - 264 с.

Статья рекомендована д.ф.н., доц. Н.В. Налегач



У ТАВРИЧЕСКОГО САДА
(интервью с Александром Кушнером)

Есть в Петербурге районы, которые кажутся мне каруселями. Ты непременно должен сделать несколько кругов, проплывая мимо стайки домов или очередного сада – Юсуповского, Никольского, Троицкого, Смоленского… Сколько их?! Сегодня меня закружил Таврический сад. Странно: я просто сидела на скамейке и читала стихи Александра Кушнера, а сад кружил меня вокруг застывшего в белом облаке Сергея Есенина. А рядом на лошадках и осликах катались, уже прозрачные, поэты серебряного века… Через этот сад когда-то проходили на башню к Вячеславу Иванову Александр Блок, Анна Ахматова, Николай Гумилёв. У Александра Семёновича есть замечательные строчки по этому поводу:
Распушились листочки весенние,
Словно по Достоевскому, клейки.
Пусть один из вас сердцебиение
Переждет на садовой скамейке.

Знаю, знаю, куда вы торопитесь,
По какой заготовке домашней,
Соответственно списку и описи
Сладкопевца, глядящего с башни.

Мизантропы, провидцы, причудники,
Предсказавшие ночь мировую,
Увязался б за вами, да в спутники
Вам себя предложить не рискую…

Н.Р. Александр Семёнович, Вы не раз встречались с Анной Ахматовой. Скажите, что Вас больше всего поражало в её облике?

А.К. Поражала, наверное, величественность, важность, многозначительность. Конечно, в ней был виден человек серебряного века, – с её царственными жестами, с её интонацией, голосом… Как выясняется из мемуаров, всё это было свойственно Ахматовой и в молодости тоже. И в то же время должен признаться, что эта её величавость была несколько театральной, и меня при редких встречах, пожалуй, подавляла. Наверное, поэтому я был у неё всего четыре или пять раз. Ну, и отнимать у неё драгоценное время мне тоже было неловко.

Н.Р. Показывали Ахматовой свои стихи?

Н.Р. Ахматова сдержанные оценки давала стихам молодых поэтов?

Н.Р. А Вы тоже даёте сдержанные оценки стихам молодых?

А.К. Нет, не сдержанные. Я бы так не сказал. Когда мне очень нравятся стихи, я, наоборот, горячусь и стараюсь всячески приободрить человека, но это редко бывает, к сожалению.

Н.Р. Какие места в Петербурге для Вас особенно значимы?

Я ли свой не знаю город?
Дождь пошел. Я поднял ворот.
Сел в трамвай полупустой.
От дороги Турухтанной
По Кронштадтской. вид туманный.
Стачек, Трефолева. стой!

Как по плоскости наклонной,
Мимо темной Оборонной.
Все смешалось. не понять.
Вдруг трамвай свернул куда-то,
Мост, канал, большого сада
Темень, мост, канал опять…

И так далее. Там мой трамвай, как шарик в детском лабиринте, кружится по этим питерским закоулкам. Петербург – это большой мир, а не просто город, даже что-то подобное Вселенной. Впрочем, все эти имперские или просто большие города, как Париж, Лондон, Рим, обладают таким свойством.

Н.Р. А храмы любимые у Вас есть?

А.К. Казанский собор я люблю больше других. Мне очень нравится, что Воронихин явно отталкивался от собора Святого Петра в Риме, но наш Казанский тем прелестен, что он не подавляет своей огромностью, а так пропорционально сложен. И еще, конечно, Смольный собор Растрелли, сине-белый, барочный, похожий на морской прибой.

Н.Р. Александр Семёнович, Вы очень много путешествуете. Вам симпатичен образ поэта-скитальца, поэта-странника?

А.К. (смеётся). Нет, я себя не причисляю к ним никак. Это Байрон, это Китс, это Шелли так возлюбили скитания, путешествия. Ну, и потом наш Батюшков безусловно. А я не скитаюсь по свету, а езжу, навёрстываю упущенное, потому что в советское время меня никуда не выпускали. Есть потребность в том, чтобы глаза получали какую-то новую пищу и радость в связи с этим. Один из любимейших городов, конечно, Венеция. Я там был семь раз, и всё время удивляюсь своему счастью.

Н.Р. Скажите, а есть ли отличия Петербурга Достоевского от Петербурга Кушнера?

А.К. Безусловно. Достоевский – не мой любимый писатель. Я предпочитаю Пушкина и Блока. Но город Достоевского, город Некрасова существует, конечно. И я его знаю, и он необходим Петербургу. Вот – из стихов о Некрасове:

Слово "нервный" сравнительно поздно
Появилось у нас в словаре
У некрасовской музы нервозной
В петербургском промозглом дворе.
Даже лошадь нервически скоро
В его жёлчном трёхсложнике шла,
Разночинная пылкая ссора
И в любви его темой была.
Крупный счёт от модистки, и слёзы,
И больной, истерический смех.
Исторически эти нервозы
Объясняются болью за всех…

Или ещё – о старых петербургских гравюрах:

..Мойка, Фонтанка, Мильонная, Невский…
Улиц, где мог бы гулять Достоевский,
Нет. Значит, может не быть
Этих горячечных снов, преступлений?
Или, как дом, запланирован гений:
Строить здесь будут и рыть.

И этот Петербург тоже не выходит из поля моего зрения.

Н.Р. Можете сказать пару слов о Вашем отношении к французской поэзии? Недавно в Швейцарии я спросила о ней у одного интересного человека из французской части страны. Он отозвался очень сухо, назвал её рационалистической и не могущей вызывать восторженные чувства. Разделяете такое мнение?

А.К. Я понимаю Вашего собеседника, есть резон в том, что он сказал. И всё-таки это не вполне верно. Ну, какой же Верлен рационалист? Ничего подобного. Другое дело – французская поэзия более позднего времени. Или вспомним нашего Гумилёва: он отталкивался от Теофиля Готье и был рационален, стихи писал, словно по линейке. Но не все французы таковы. А Малларме какой сложный поэт, почти непереводимый!

Н.Р. У Вас есть из зарубежных поэтов особенно любимые?

А.К. Да, англичанин Филип Ларкин.

Н.Р. Которого Вы переводили.

А.К. Филип Ларкин, которого я переводил. Когда я это делал, мне казалось, что он какой-то мой (странно сказать) двоюродный брат. Он очень точен, предметен, оригинален и не высокомерен, а снисходителен, прост и внимателен к чужой жизни.

Н.Р. А кто был Вашим любимым поэтом в детстве?

А.К. В школьном детстве Пушкин и Лермонтов, разумеется. Но и Гомера мне читал отец – в переводах Жуковского и Гнедича. А в раннем детстве – Корней Чуковский, Самуил Маршак.

Н.Р. Признайтесь, пишете ли Вы стихи, врывающиеся на лист бумаги из самой большой трещины трагического бытия? Не отталкиваете такие?

А.К. Жизнь трагична. Кто же этого не знает? Приведу один пример. Несколько десятилетий назад я написал стихотворение, из которого злонамеренные критики выдёргивали две последние строки и приписывали мне на их основании скрытый спор с Бродским, к которому эти стихи не имели никакого отношения. Прочту их:

В тот год я жил дурными новостями,
Бедой своей, и болью, и виною.
Сухими, воспаленными глазами
Смотрел на мир, мерцавший предо мною.

И мальчик не заслуживал вниманья,
И дачный пес, позевывавший нервно.
Трагическое миросозерцанье
Тем плохо, что оно высокомерно.

Так вот, две последние строки никак нельзя оторвать здесь от общего трагического смысла этого стихотворения. В нём я говорю о тяготах и бедах своей тогдашней жизни, и понятно, что эти строки надо воспринимать в контексте всего стихотворения, а оно как раз о горе и страдании. Но в то же время я не люблю нытья в стихах. И для меня замечательными примерами служат и Пастернак, и Мандельштам, обходившиеся без него. Если сравнивать нашу жизнь с судьбой Мандельштама, то просто стыдно становится за молодых поэтов, которые уже в двадцать лет плачут и стенают.

Н.Р. У Вас каждые десять лет выходит где-то по три книги новых стихов. Это случайность?

А.К. Да, так было и раньше: в 60-е, 70-е… Я думаю, что эту закономерность очень легко объяснить – просто за десять лет набираются стихи как раз для трёх книг. Только и всего.

Н.Р. Пробовали давать какие-то определения своему творческому методу? Хотя бы приблизительные.

А.К. Разумеется, для меня какие-то акмеистические основы очень важны. Прежде всего, Мандельштам и ранняя Ахматова. Ну, и Пастернак невероятно предметен, подробен, хотя в его стихах нередко всё перепутано и случайно, но он прелестен по-своему. Я люблю и Мандельштама, и Пастернака, а ещё больше – Анненского. Мне трудно давать характеристику своим стихам. Это не моё дело.

Н.Р. Вы можете назвать одно, самое любимое, стихотворение Пастернака?

Н.Р. Ваша супруга Елена Невзглядова – довольно известный литературовед, кандидат филологических наук. Я с удовольствием читаю её работы по проблемам стихотворного языка. Были у неё попытки анализа Ваших стихов?

Н.Р. Александр Семёнович, Вы от критиков многого натерпелись?

А.К. Ещё бы! Натерпелся всякого и в советское время, и в нынешнее. Но сегодня я не предаю этому прежнего значения. Возраст позволяет смотреть на многое по-другому, насмешливо и снисходительно.

Н.Р. Какие Вы можете назвать известные литературные журналы из российских, которые и по сей день сохраняют свою авторитетность?

Н.Р. У Вас остались какие-то яркие впечатления от работы учителем русского языка и литературы в школе рабочей молодёжи?

А.К. Конечно, остались впечатления, а главное, я и сегодня считаю, что у поэта должна быть профессия, что нельзя только писать стихи. Это можно было в девятнадцатом веке, когда были крепостные крестьяне. Но я, во-первых, не хотел бы иметь крепостных крестьян, а во-вторых, очень важно для поэта вставать рано утром, ехать на работу в трамвае или автобусе и знать, что такое педагогический или, допустим, медицинский или инженерный коллектив, и просто видеть, как устроена нормальная человеческая жизнь.

Н.Р. Поддерживаете отношения с кем-то из воспитанников?

А.К. Нет, ведь это было сорок с лишним лет назад. Но я поддерживаю отношения с поэтами, посещавшими моё литобъединение в 70-е, 80-е, 90-е годы и позже.

Н.Р. Александр Семёнович, Вы в молодости участвовали в литобъединении при Горном институте. Это участие было плодотворным?

А.К. Конечно. Прежде всего, оно мне предоставило литературную среду. В юности, в молодости очень важно, чтобы рядом с тобой были пишущие люди, с которыми можно сличить, сверить, сопоставить сделанное тобой и услышать чужое мнение о твоих стихах. Работать одному очень трудно. И недаром, допустим, вокруг Гумилёва толпилось множество молодых поэтов – они были заинтересованы в его внимании, в его подсказке. Кроме того, и Мандельштам, и Ахматова были рядом с ним, – и вместе они создали своё новое направление в поэзии.

Н.Р. А как Вы рассматриваете свободу, которую Бог дал человеку: как Дар или как Наказание? Ведь человек чаще всего совсем не умеет ею пользоваться.

А.К. Всё-таки замечательно, что у человека есть выбор. Иначе мы бы ничего не создали: ни музыки, ни живописи, ни стихов, ни науки. Не было бы ни той жизни, которую мы ведём, ни той любви и так далее. Зачем же быть подневольным существом?

А.К. Потому что мы живем по эту сторону таинственной черты, а что делается по ту, не знаем. Кроме того, именно с этой строки начинается одно из моих стихотворений.

Я, единственный, может быть, из живущих
И когда-либо живших, с умнейшим спорю
И насчет суеты, и насчет бегущих
Дней, бесследно и быстро, как реки к морю,
Череда золотая лугов цветущих,
Комнат, пляжей, оврагов, аудиторий.

Н.Р. Вам не кажется, что время стало убыстрять свой ход? Оно во времена Александра Кушнера быстрее течёт, чем во времена Александра Пушкина?

Н.Р. Мне вот интересно: Вы случайно не присутствовали на вручении Нобелевской премии Вашему другу Иосифу Бродскому?

А.К. Нет, конечно, никто меня в Стокгольм не приглашал. Мы встретились с ним после долгого перерыва в 1987 году в Соединённых Штатах, куда я попал впервые. А он как раз вернулся из Стокгольма. И я мог его поздравить с этой премией. В те дни впервые видел Бродского счастливым.

Н.Р. Александр Семёнович, может, дадите какое-то напутствие молодым начинающим поэтам?

А.К. Нет-нет-нет. Я напутствий никому никогда не даю по той простой причине, что не люблю учительства. Вот потому мне ещё и дорог Чехов, что он сторонился этого, стеснялся. А в Гоголе, Толстом, при всей моей любви к ним, учительство меня раздражает. Учительство – это гордыня. А Чехов был скромен, – и это так прекрасно! Пушкин, кстати сказать, при всей его гениальности, тоже сторонился поучений и дидактики.

Способ актуализации литературной темы в творчестве А.С. Кушнера. Стихотворение как диалог с представителями поэтов прошлых поколений. Мотивация включения творчества А.С. Кушнера в уроки литературы. Стихотворения на основе аллюзии, цитатности, переклички.

Рубрика Литература
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 31.07.2018
Размер файла 94,4 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • 1
  • 2
  • 3

стихотворение кушнер аллюзия

Саморефлексия, осмысление природы поэта и поэзии чрезвычайно важны для художников слова: даже в условиях жёсткой идеологической цензуры этот процесс является стимулом творческого развития, одновременно обуславливая литературную преемственность, сохранение традиций. История русской поэзии XX века демонстрирует усиление особого рода диалогичности - : поэты и писатели все чаще обращаются к произведениям своих предшественников, нередко перемещая размышление о них , их оценку в собственный литературный опыт. Стихотворения, в которых напрямую говорится о произведениях классиков или поэтов-современников, способствуют включению читателя в осмысление литературных вопросов и понимание значимости художественного творчества в жизни человека. Такие стихотворения особенно заметны в творчестве известного русского поэта второй половины ХХ века - начала XXI веков Александра Семёновича Кушнера (год рождения - 1936).

Стихотворения и статьи, созданные А.С. Кушнером на сегодняшний день, могут оказать существенную помощь в подготовке и проведении уроков по литературе различной тематики, стимулировать интерес учащихся к классическому наследию и современному состоянию литературы, включить их в диалог с данным автором.

Актуальность методической составляющей обусловлена и тем, что творчество поэта учителя уже включают в уроки классного и внеклассного чтения в начальной и старшей школе, а кроме того, его произведения рекомендованы в качестве аргументов на итоговых сочинениях и включены в задания ЕГЭ по литературе.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели ,следующие:

изучить литературоведческую и критическую литературу по теме;

изучить сборники стихотворений А.С. Кушнера, выделить ключевой набор текстов для анализа;

изложить информацию по вопросу поэтической критике и литературных отголосках, направленных на творчество других поэтов в стихах А. С. Кушнера;

Обобщить опыт учителей, обращавшихся к произведениям А.С. Кушнера на уроках литературы в школе;

Предмет исследования - поэзия А.С. Кушнера и методические материалы, связанные с ней.

Спецификой изучаемого нами материала продиктован выбор методов и методологии исследования: сочетание историко-литературного (с привлечением биографического и культурного контекстов) и сравнительно- исторического методов. При анализе отдельных поэтических текстов использовался структурно-семантический метод.

Во второй главе рассматривается эволюция образов поэта и поэзии в стихотворениях Александра Семёновича Кушнера с течением времени, обозначенном выходом сборников поэта. Даются способы актуализации литературной темы в поэзии Кушнера, которые представлены в трех различных направлениях: стихотворение - диалог, стихотворение-аллюзия и стихотворения с поэтической критикой, каждому из которых посвящен отдельный раздел главы.

Третья глава включает в себя методические разработки для проведения

уроков (как классических уроков, так и внеклассной\внеурочной направленности, по литературе с полным или частичным включением произведений поэта), а также вариант мероприятия по литературе на основе проведения в 10 химико-биологического класса на базе лицея.

В заключении работы даются комментарии к проведенному мероприятию, а так же к найденному уроку для начальной школы, подводятся общие итоги работы, делаются выводы.

1. ГЛАВА ОБЩЕЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ

1.1 Александр Семенович Кушнер как поэт

Александр Семенович Кушнер родился 14 сентября 1936 года в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), где живет и по настоящее время.

Александр Семенович интересен не только своим творчеством, но и отношением к нему. Формы написания стихотворений Александра Семёновича заставляют задуматься о самых важных проблемах общества в современности.Но, не смотря на это, язык в творчестве поэта понятен и доступен многим, построение строк и предложений всегда дает понять, что перед нами не просто поэт самоучка, а человек с серьёзным, профессиональным образованием. Кушнер закончил в 1959 году филологический факультет Государственного Педагогического института им. Герцена, затем десять лет преподавал в школе русский язык и литературу. В поэзии по оценке многих критиков, Александр Семёнович скорее идет за устоявшимися традициями акмеистов и близкими по поэтике авторами: описание повседневного быта, предметного мира и одновременно включенность в мировую культуру (цитатность). Особое место в творчестве Кушнера занимает образ его родного Ленинграда: судьба лирического героя во многих стихотворениях неотделима от этого города:

Он и не мыслит счастья без примет Топографических, неотразимых

Стихотворение «Что мне весна? Возьми её себе. [18;110]

Кушнеру чужды формальные эксперименты: белый стих, верлибр, словотворчество; но в это же время его работа с традиционными стихотворными размерами в стихах 1970-х - 90-х годов отличается утончённостью и рефлективностью, использованием разностопных стихов, синтагмическими переносами. В творчестве последних десятилетий можно заметить некоторое упрощение формы, которое походит на позднего

По словам Лидии Гинзбург, «В поэзии Кушнера устойчивое интеллектуальное начало связано с особым его отношением к явлениям культуры. Кушнера иногда даже упрекают в литературности, книжности. Но противопоставление литературы и жизни в принципе неправомерно. Культура

Таким образом, можно понять специфическую установку данного автора так: он стремится показать ту действительность, которую видит сам поэт, дать её без прикрас и наигранности, через осязаемые предметные явления и через интонацию.

Среди многообразия поэтических трудов Александра Семеновича Кушнера следует выделить два основных сборника, включающих в себя наибольшее количество литературных поэтических откликов на произведения других авторов:

Сочетая в себе опытного педагога, читателя и поэта, Александр Семёнович особое внимание в своем творчестве уделяет осмыслению и пониманию опыта прошлых поколений: известных личностей и литературных героев, которые часто включаются в произведения поэта. Но при этом такие стихотворения не содержат в себе цели целиком раскритиковать, а скорее найти способ современных читателей заинтересовать, мотивировать современное нам поколение на прочтение и собственный анализ классики.

1.2 Литературное стихотворение как явление поэзии

В словаре литературных терминов А. Н. Николютина, под редакцией М.Л. Гаспарова дается такое определение стихотворения:

Стихотворение - написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объема в основном лирического характера. Особое внимание уделяется именно графическому оформлению стихотворения, подчеркивающему их стихотворную форму (каждый стих - отдельной строкой, каждая строфа - с отбивки), т.к. она здесь является сигналом лирического содержания в целом.

Отсюда следует, что литературное стихотворение - это выражение эмоционально-мыслительного содержания в эстетически значимой стихотворной форме, направленное на привлечение внимания широкого круга читателей к произведениям авторов, с которыми или с их героями в данном стихотворении осуществляется диалог.

Дать толкование того или иного предмета из произведения для анализа;

Обозначить важную грань между произведением и автором, выявив, таким образом, самооценку автора;

Дать стимул для нового прочтения и понимания литературного произведения предшественника или современника

Таким образом, литературное стихотворение обладает не только особыми функциями в поэзии Александра Семёновича, но и готовит как поэта, так и читателя к более глубокому пониманию, восприятию образа автора или литературного произведения, на основе которого строится то или иное стихотворение.

1.3 Поэтическая критика как понятие поэзии

В различные периоды СССР литература подчинялась жесткой цензуре и проходила серьезнейший отбор для печати: всё, что не соответствовало советской идеологии, не могло быть издано для широкой читательской аудитории. это влияло на литературную критику как таковую: она тоже подчинялась жёсткой идеологической дисциплине. для сохранения творческой свободы и для самореализации своего восприятия литературы некоторые поэты стали использовать критику в поэтической форме: их стихотворения напоминали живые отклики на литературные события недавнего или даже давнего прошлого. Литература того времени сохраняет память о событиях, а так же сами произведения прошлых лет. С каждым годом интерес к подобной лирике возрастал. Таким образом, стали появляться произведения, в которых напрямую говорится о стихах или произведениях классиков, поэтов современников. Такую группу текстов мы предлагаем обозначить термином

Если для сравнения взять термин поэзии, то поэзия (от греч. - создаю, творю) 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе.

Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы.

Таким образом, при сопоставлении данных понятий мы можем вывести собственное рабочее определение:

Поэтическая критика - смежная область поэзии и литературной критики, направленная на художественную оценку поэтического или прозаического произведения, а так же на актуализацию проблематики произведения в целях привлечения внимания к нему и его создателю.

Функциональное назначение такой критики:

выявить литературные приемы и их уместность в произведении,

Значение литературных приемов,

в краткой форме привлечь внимание читателей или слушателей к произведению,

подтолкнуть к более внимательному прочтению и пониманию произведения

Многообразие литературного опыта в стране и стремление поэтов сохранить традицию в условиях идеологических запретов;

Высокая читательская культура поэтов;

Включенность в изучение историко-литературного процесса поэтов, имеющих филологическое образование;

Так, в русской современной поэзии существует традиция противопоставления регулярного, конвенционального стиха - верлибру, в понятие которого входит, похоже, все, что угодно, вплоть до разбитой на короткие строки прозы. Есть в каждом из противоборствующих лагерей критики, поэты и свои издания, как печатные, так и виртуальные. Но так же следует отметить, что современный мир находится на грани: если ранее большинство людей являлось читателями, то сейчас, в эпоху интернета, мир пресыщен поэтами и писателями. Читателя же, даже близкого к профессиональному, и действительно разбирающегося критика найти крайне сложно.

2. ГЛАВА СИСТЕМА ОБРАЗОВ В СТИХОТВОРЕНИЯХ А.С. КУШНЕРА

Исходя из этого замечания, можно понять, что творчество Александра Кушнера далеко от социально-идеологической критики, он не осмеивает творчество других и не злопамятен, по замечанию того же Юрия Казарина:

Для осмысления литературно-поэтических образов в поэзии Александра Семёновича Кушнера предлагаем два варианта рассмотрения всего объема стихотворений:

Первый вариант - рассмотрение с точки зрения эволюции образов поэта и поэзии в стихотворениях с течением времени, обозначенном выходом сборников поэта.

Вторым, наиболее значимыми для нашего исследования, вариантом рассмотрения предлагаем систематизировать стихотворения по способу актуализации литературной темы в творчестве Александра Семёновича Кушнера.

2.1 Эволюция образов поэта и поэзии

Анализируя творчество А.Кушнера, критики и литературоведы отмечают эволюцию его поэтики. Почти во всех работах, посвященных поэзии Александра Семёновича Кушнера, так или иначе, ставится вопрос о развитии его эстетических взглядов, что в свою очередь влечет за собой изменения в художественном мире в целом, а в частности в поэтике стихотворений. Отсюда возникает проблема периодизации лирики Александра Семёновича. На этот вопрос следует обратить внимание, так как представления лирического героя о поэте и творчестве от сборника к сборнику также подвергаются различным изменениям.

В стихотворениях 1962-1966 годов тема поэта и поэзии возникает, прежде всего, через восприятие лирическим героем творчества других художников. При этом лирический субъект является больше читателем, нежели поэтом. Обращаясь к именам знаменитых поэтов и прозаиков, Кушнер рассматривает их творчество больше как ценитель, почитатель, и даже как профессиональный филолог (вспомним о филологическом образовании самого А.Кушнера), понимающий поэтику произведений, особенности написания, подбор метода художника, выбор жанра произведения т.д. К этому периоду отнесем сборники

1984- настоящее время

2.3 Способ актуализации литературной темы в творчестве А.С. Кушнера

Стихотворения о поэте и поэзии (Нет, не одно, а два лица…, Поэзия - переливанье крови. Я не прав, говоря, что стихи важнее. и многие другие)

Предлагаем поподробнее рассмотреть каждую из этих групп.

2.4 Стихотворение как диалог с представителями поэтов прошлых поколений

Поэт, обращающийся к творчеству своих собратьев по перу, поэтов и писателей, с одной стороны, сам является читателем, воспринимающим стихотворения и произведения других поэтов с субъективной точки зрения, с

другой же стороны - он сам является создателем лирических произведений, творческий человек. Проследив восприятие Кушнером творчества других художников слова, мы сможем выявить концепцию творчества самого Александра Семёновича. Следует обратить внимание на то, что в текстах Кушнера встречается множество имён известных творческих людей (не только писателей и поэтов, но и художников, исторических личностей, музыкантов, а так же литературных героев и др.).

В своих стихотворениях Александр Семёнович обращается не только к именам художников слова прошлого, XIX века, но и к поэтам и писателям века ХХ-го века, к своим современникам.

Анализируя данный сборник важно отметить: большинство из стихотворений поэта направлены именно на художественное оценивание, принятие опыта прошлых поколений и являются обобщенным взглядом на современное искусство. Сам сборник рассчитан на понятие и принятие всего, в него входящего, не только взрослыми, но зачастую и школьниками.

Исходя из точки зрения лирического субъекта Кушнера на других поэтов, можно говорить об образе поэта в лирике Кушнера - это человек, а не пророк, человек близкий и доступный для обращения и просьбы, к которому можно обратиться за советом или подсказкой. Поэт у Кушнера - это умный собеседник, с которым приятно вести беседы о вечных вопросах.

Для рассмотрения отдельных случаев литературной беседы, откликов Кушнером на творчество других писателей и поэтов, нам необходимо провести общий анализ упоминания различных авторов в стихотворениях и составить список самых частых отсылок.

-- шестикрылый серафим, появляясь посреди ленинградской квартиры, поражает у Кушнера своей неуместностью в ситуации:

Он встал в ленинградской квартире, Расправив среди тишины

Шесть крыл, из которых четыре, Я знаю, ему не нужны.

Вдруг сделалось пусто и звонко, Как будто нам отперли зал.

-- Смотри, ты разбудишь ребенка!

Так, пушкинский поэт-пророк становится объектом творческой критики в стихах А. Кушнера: в современной поэту действительности пророк не выглядит великим и значительным, а наоборот, его образ не подходит для прозаической линии экзистенциальных стихотворений Кушнера.

Также Александр Семёнович Кушнер рассматривает стихотворения

Следующим по частоте упоминания является Н.В. Гоголь. Может, в критике не отмечена значимость гоголевской темы и гоголевских героев в творчестве Кушнера. Наличие постоянных обращений не только к произведениям, но и к самому автору произведений, позволяет включить Гоголя в список самых упоминаемых авторов в произведениях Кушнера: более четырех десятков. При вступлении в диалог с классическими писателями, Александр Семёнович ставит проблемы, актуальные как лично для себя, так и для своих современников. Знаковые имена в стихотворениях поэта отсылают порой не к конкретным текстам, а даже к культурной памяти, восприятию времени в целом. По мнению исследователей, поэт проверяет присутствие культурной памяти в самых незначительных, мимолетных и мелких впечатлениях частного человека[17;c 315]

В число самых любимых авторов Александра Семёновича входит так же и Лев Толстой. Кушнер проработал в школе одиннадцать лет, там вел уроки литературы по роману-эпопее Толстого, при этом как можно больше текста учитель Кушнер старался прочесть на уроке вслух. Стоит учитывать, что школа была вечерней (соответственно, учились в ней только старшеклассники), то получается, что поэт, в своей деятельности учителя шёл романом-эпопеей

Это Бунин зашёл к старику Толстому, Был обставлен визит его бестолково, Он свечей лучевую прорвал солому

И увидел: читает Толстой Толстого. Небольшая неловкость. Старик смутился: Зачитался -- и некуда спрятать книгу.

О, как миг этот Бунину пригодился!

А как мы благодарны! Спасибо мигу.[13, 143]

Здесь не только явные характеры героев и некоторые эпизоды романа, но и его знаменитая завязка, которая стала крылатой фразой с первой страницы:

Еще один творец-классик так е не остался без внимания в лирике Александра Семёновича. Более трёх десятков стихотворений, где появляются лермонтовские мотивы, можно обнаружить в поэзии -- преимущественно в последние десятилетий. Особое внимание привлекает к себе одно из стихотворений. Но, насколько нам известно, хронологически оно наиболее раннее. Стихотворение представляется очень важным в поэтическом диалоге

оказываются искусственными, и это как раз и определяет ключевую поэтическую мысль стихотворения:

…О, красоты запас

С искусственным акцентом! Я думаю, и нас

Снабдят таким ферментом, Что беды и года

Уже души не тронут. Подчищена среда, Тепличный грунт прополот. И вряд ли кто сказать

Рискнёт в стихах, что грустно И некому подать

Руки, -- откуда чувство Такое? Не смеши Признаньями отныне Про детский жар души,

Растраченный в пустыне. [11, 143]

Особое место в читательских и творческих интересах Кушнера занимает проза Чехова. Впрочем, Александр Семёнович не склонен отдалять

Если правда, что Чехов с Толстым говорили впервые в пруду, По колено в нём стоя, то как же Господь ерунду

-- это в чеховском было рассказе уже.

И, наверное, Бог, улыбаясь, прозаик в душе.

Перетянутых в талии платьев, палящих лучей, Золотых головастиков. Бог, разговором задет,

Не уверен, есть общая мысль у него или нет? [17, 347]

  • 1
  • 2
  • 3

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.