Анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств у детей

ЛЕКЦИЯ № 4. Особенности нервной системы у детей

1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.

К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8—1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11—1/12, у ребенка 5 лет – 1/13—1/14, у взрослого – 1/40.

Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.

Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.

Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3–5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7—10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.

2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг

Вначале у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы, и лишь потом развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений в определенной последовательности.

Таблица 1. Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизни

Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Развитие речи является также продуктом и итогом общения ребенка со взрослым человеком, воспитательной активности и любви взрослого к ребенку.

Понимание речи имеет большое значение для организации эффективной воспитательной работы с ребенком.

Таблица 2. Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей

Импринтинг – механизм мгновенного запечатлевания, при котором первое впечатление определяет характер реагирования, влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма. Длительное время его роль в нервно-психическом развитии детей изучалась недостаточно.

Однако наблюдения показывают, что он имеет немаловажное значение в формировании нервно-психического развития и даже будущего поведения, предопределяя его на долгие годы.

Материнский уход за ребенком оказывается важным звеном в правильном социальном поведении его в дальнейшем. Поведение и характер ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной степени определяется вниманием тех людей, которые ухаживали за ним в раннем детстве. Дети, которые воспитывались родителями, как правило, более приспособлены к школьной жизни. Если же ребенка воспитывали бабушка или дедушка, такие дети хуже адаптируются к школе, у этих детей значительно хуже развиты координированные движения. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях (яслях, детских садах), отличаются более ранним формированием и совершенствованием двигательных умений, в то же время у них хуже развиты речевые навыки и образное мышление.

В зависимости от условий среды, воспитания и различных заболеваний у ребенка может задерживаться нормальное развитие высшей нервной деятельности, поэтому врач-педиатр должен давать советы родителям по гармоничному воспитанию детей.

3. Семиотика поражений центральной нервной системы

Изменения деятельности ЦНС могут быть вызваны различными причинами.

Это и нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, полиомиелит), и интоксикации различной этиологии (вирусные, бактериальные, отравления и т. д.), коматозные состояния при сахарном диабете (гипергликемическая кома, гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома), травмы различной этиологии, в том числе родовые, хроническая и острая почечная, печеночная и надпочечниковая недостаточность. Асфиксия в родах также может привести к поражению ЦНС. Наконец, причиной поражения ЦНС у детей могут быть врожденные метаболические заболевания с накоплением веществ, токсически действующих на ЦНС (галактоземия, фенилкетонурия и т. д.).

При поражениях ЦНС нарушаются поведение, сознание, изменяется мышечный тонус, безусловные рефлексы, объем спонтанных, пассивных и активных движений, а также сухожильные, надкостничные и поверхностные рефлексы.

При осмотре необходимо ориентироваться на определенную последовательность возникновения признаков нарушения самочувствия и сознания у детей.

Возбуждение с эйфорией. Повышение двигательной активности и игровой деятельности, необычная говорливость или лепетание. Ухудшается контакт с близкими (ребенок как будто не слышит обращений, просьб и указаний), ухудшается аппетит, увеличивается время засыпания и пробуждения.

Возбуждение с негативизмом. На фоне общего возбужденного состояния исчезают положительные эмоции, ребенок становится капризным, кричит и плачет по любому поводу, отбрасывает игрушки, отказывается от еды, не знает, чего хочет. Просится на руки, заснуть не может. Повышена чувствительность кожи – резко реагирует на дотрагивание, сбрасывает одеяло. Кожные и сухожильные рефлексы повышены.

Возбуждение в сочетании с сомнолентностью. Периоды возбуждения чередуются с временным успокоением, появлением вялости, сонливости. Ребенок начинает прикладывать головку. Сохраняется повышенная чувствительность кожи, рефлексы могут быть повышенными или нормализоваться.

Сомнолентность. Постоянные вялость и сонливость, но сон наступает короткими периодами, поверхностный. Вместо плача и крика тихое постанывание, реакция на уход матери незаметна. Слабо реагирует на осмотр и пеленание. Снижение кожной чувствительности и сухожильных рефлексов.

Ступор. Состояние оцепенения, из которого выходит с трудом после энергичного тормошения. Нередки периоды двигательного беспокойства с атетозоподобными движениями. Рефлексы снижены.

Реакция на болевое раздражение отчетливая, но непродолжительная.

Сопор. Глубокий сон, оглушенность. Ребенка растормошить невозможно. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются с трудом и непостоянно. Реакция на боль (инъекцию) неотчетливая. Сохранены зрачковые и роговичные рефлексы. Сознание слабое, глотание сохранено.

Кома. Полное отсутствие рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на инъекции и другие манипуляции. Зрачки широкие, реакция на свет отсутствует, роговичного рефлекса нет.

Изменения деятельности ЦНС всегда сопровождаются вегетативными сдвигами.

Фаза возбуждения сопряжена с активацией симпатического отдела, поэтому возникают тахикардия, тахипноэ, может быть повышено артериальное давление. Последующие фазы выявляют парасимпатическое преобладание. Поражение ЦНС при тяжелых заболеваниях никогда не ограничивается только сферой сознания и рефлекторной деятельности. В состоянии ступора, сопора и комы всегда выявляются и прогрессирующие расстройства жизненно важных регуляторных функций, в частности стволовых отделов мозга. В результате этих нарушений возникают нерегулярное дыхание (типа Чейна—Стокса или Биота), паралич дыхательного или сосудодвигательного центров.

Поэтому прогрессирование нарушений сознания является предвестником возможных стволовых нарушений и требует экстренной интенсивной терапии.

Нервная система, с одной стороны, осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных органах и системах, с другой - устанавливается связь организма в целом с окружающей средой.

Деятельность нервной системы с возрастом плода и ребенка совершенствуется и усложняется. Наиболее интенсивное развитие центральной нервной системы происходит у детей раннего возраста, И. П. Павлов подчеркивал, что характер высшей нервной деятельности является синтезом наследственных факторов и условий воспитания.

Общее развитие умственных способностей, человека на 50% происходит в течение первых 4 лет жизни.

Закладка нервной системы происходит на первой неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10-й до 15-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим сроком формирования центральной, нервной системы. Развитие коры, головного мозга особенно активно лишь в последние месяцы внутриутробного периода.

Сложный процесс формирования головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Головной мозг новорожденного отличается относительно большой величиной, крупные борозды и извилины хорошо выражены, но имеют малую величину и глубину. Мелких борозд относительно мало, и они проявляются после рождения. Серое вещество плохо дифференцировано от белого. Кроме того, почти отсутствует миелиновая оболочка.

К рождению ребенка головной мозг относительно большой и составляет 1/8 массы тела (у взрослого - 1/40 массы тела). На 1 кг массы тела ребенка приходится 109 г мозга, у взрослого - 20-25 г. С возрастом масса головного мозга быстро увеличивается и к трем годам утраивается. Процесс дифференцировки нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту дендритов, образованию синапсов. Темп развития нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок, но особенно быстро в первые 3 месяца жизни. К 8 годам кора головного мозга по построению похожа на кору взрослого человека. Миелинизация в целом завершается только к 3-5 годам. Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых, что обеспечивает потребность быстро растущей нервной ткани в кислороде. Однако отток крови от головного мозга у детей первого года жизни несколько отличается от такового у взрослых. Это создает условия для аккумулирования токсических веществ и метаболитов при заболеваниях, чем объясняется более частое возникновение токсических форм заболевания у детей раннего возраста.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной, и темп его увеличения замедлен. Длина спинного мозга у новорожденных составляет 14 см, она удваивается к 7-10 годам. С возрастом нижний конец спинного мозга кверху по спинномозговому каналу, т. к. рост спинного мозга менее интенсивный, чем спинномозгового канала. При проведении люмбальной пункции необходимо учитывать, что у новорожденных нижняя часть спинного мозга находится на уровне 4-го поясничного позвонка.

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые можно подразделить на две группы. К первой группе относятся стойкие пожизненные автоматизмы (глотательный, сухожильные рефлексы и др.). Вторую группу составляют транзиторные рудиментарные оральные и спинальные сегментарные рефлексы (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой, хватательный Робинсона, рефлексы Моро, опоры, автоматической походки, ползания по Бауэру, Таланта, Переса).

Оценка безусловной рефлекторной деятельности должна проводится в тёплой, хорошо освещенной комнате, на ровной полужесткой поверхности. Ребенок должен быть в состоянии (бодрствования, сытым, сухим. Наносимые раздражения не должны причинять боль. Эти рефлексы подавляются при беспокойстве ребенка.

После рождения, благодаря морфологическим и анатомическим особенностям головного мозга, тип развития движений у детей отличается от развития моторики у детенышей животных. Движения новорожденного хаотичны, генерализованы, носят атетозоподобный характер.

Сон ребенка является естественным компонентом его физиологической деятельности. Новорожденные дети спят до 22 часов в сутки, в возрасте 6-8 месяцев - 15 часов, в 1 год -- 13-14 часов, в 5 лет - 10-12 часов.

Изучая анатомофизиологические способности ребенка необходимо проследить развитие органов чувств.

Закладка глаз происходит на 3-й неделе внутриутробного развития, однако к рождению ребенка дифференциация зрительного анализатора еще не завершена. У новорожденного отмечается умеренная фотофобия (зажмуривает глаза при ярком свете), нистагм. Слезные железы не функционируют, их функция начинается после 2 недель жизни. С 3 недель устанавливается бинокулярное зрение. В 6 месяцев ребенок хорошо видит крупные и мелкие предметы. В 4 года отмечается максимальная острота зрения.

Ухо у новорожденного достаточно развито, слуховой проход широкий, евстахиева труба короткая и широкая. Установлено, что новорожденный слышит, с 7-8 недель поворачивает голову в сторону звукового раздражителя.

Нервные механизмы дифференцировки обонятельных ощущений начинают функционировать в возрасте 2-4 месяцев, когда хорошо видна различная реакция ребенка на приятные и неприятные запахи.

Вкусовые луковицы формируются в последние месяц внутриутробного развития. Новорожденный ребенок негативно реагирует на горькое, соленое, кислое.

Тактильная, болевая и температурная чувствительность кожи формируется в раннем внутриутробном периоде и хорошо выражена уже у новорожденных детей.

Изучая развитие ребенка, необходимо остановиться на вредном влиянии алкоголизма, наркомании и токсикомании родителей на плод.

При антенатальном воздействии алкоголя и наркотиков, могут возникать различные нервно-психические расстройства у детей, так называемая алкогольная эмбриофетопатия. У этих детей выявляются краниофациальные аномалии, гипотрофия, различные нарушения деятельности центральной нервной системы. Заболеваемость детей, рожденных в семьях алкоголиков, в несколько раз выше, что свидетельствует о: снижении у них общего иммунитета. До 50% детей страдают задержкой психомоторного развития, а до 65% детей отстают в массе. Может отмечаться задержка роста.

При длительном и массивном воздействии алкоголя на плод появляются тяжелые формы аномалий развития; микроцефалия, микрофтальмия, расщелина неба, аномалия суставов, пороки сердца. Алкоголь хорошо проникает в гонады и вызывает поражение половых клеток, генные мутации хромосомные аберрации.

При обследовании таких детей необходимо выяснить развитие ребенка на первом году жизни, обратить внимание на поведение (безразличие, апатия, сонливость, возбуждение), выражение лица, мимику, жесты. Общий осмотр позволяет выявить гидроцефалию, симптомы болезни Дауна и др.

| следующая лекция ==>
Семиотика нарушений ФР | МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основными функциями нервной системы являются регуляция всех физиологических процессов растущего организма и непрерывная адаптация его к меняющимся условиям внутренней и окружающей среды. Органы чувств, представляющие собой периферическую часть анализаторов, обеспечивают передачу сигналов внешнего мира в специализированные центры. Различают центральную (включающую головной и спинной мозг), периферическую и вегетативную нервную систему, деятельность которой координирует кора большого мозга. Нервная система закладывается уже на самых ранних этапах эмбриональной стадии (2—3-я неделя), и в течение всего срока беременности происходят интенсивные ее рост и развитие. Ребенок рождается с большим по объему, но морфологически и функционально незрелым мозгом, дальнейшее совершенствование и диф-ференцировка которого происходят под многочисленными воздействиями внешней и внутренней среды до 20—25-летнего возраста.

Анатомо-физиологические особенности. Головной мозг. Размеры и масса мозга при рождении относительно велики — около 400 г, что составляет V8 общей массы тела (у взрослого — V40 ). Удвоение массы мозга происходит к 9 мес, утроение — к 3 годам, к 20 годам он увеличивается в 4—5 раз. В полушариях большого мозга новорожденного уже хорошо выражены борозды и крупные извилины. Мелкие борозды формируются в течение первых 4—6 лет жизни. К моменту родов в коре большого мозга уже имеется 7 слоев нейронов, но корковые клетки, нервные центры, стриарное тело, пирамидные пути развиты недостаточно. Серое и белое вещество плохо дифференцированы. В полушариях большого мозга преобладают затылочные доли, боковые желудочки широкие, мозолистое тело короткое и тонкое. Нервные клетки коры не имеют отростков (дендритов и аксона), и их структурное развитие в основном заканчивается лишь к 7—8 годам, окончательное — в зрелом возрасте. Миелинизация отдельных клеток и проводящих путей заканчивается в разные сроки: внутричерепных нервов к 3—4 мес, черепных (за исключением блуждающего) — к 1 году 3 мес, пирамидных путей к 2—3 годам.

Более законченную структуру имеет таламопаллидарная система, где миелинизация происходит еще. во время внутриутробного этапа. Мозжечок относительно высоко расположен, мал, имеет продолговатую форму и неглубокие борозды.

Наряду с недостаточным развитием клеток коры большого мозга и ее центров отмечается и функциональная ее слабость. Множество импульсов, поступающих в нее от интеро- и экстерорецепторов, вызывают в коре пассивное, длительное, иногда запредельное торможение, поэтому дети первых месяцев жизни спят большую часть суток. Основные жизненные функции новорожденного регулируются межуточным мозгом (подкорковыми центрами таламопаллидарной системы), что объясняет, в частности, бессознательные, некоординированные, атетозоподоб-ные движения новорожденных. Постепенная дифференцировка и миелинизация нервных клеток VII слоя коры и их аксонов, составляющих пирамидные пути, обусловливают последовательность развития статических и моторных функций ребенка. По мере созревания коры движения становятся все более точными, целенаправленными, а подкорковые узлы остаются регуляторами тонуса мышечных групп.

Спинной мозг. Масса при рождении составляет всего 2—6 г, к 5 годам она утраивается, а к 20 — увеличивается в 5—8 раз. Длина спинного мозга увеличивается преимущественно в грудном отделе и медленнее, чем размеры спинномозгового канала, поэтому нижний его сегмент расположен у новорожденного на уровне III поясничного позвонка, а к 4—5 годам — между I и II поясничными позвонками, как и у взрослого, что практически важно учитывать при проведении спинальной пункции. Спинной мозг к моменту рождения имеет более законченное строение, к 2 годам он почти соответствует спинному мозгу взрослого и функционально более совершенен, чем головной. На уровне рогов спинного мозга, миелинизация которых происходит еще на внутриутробном этапе развития, в основном замыкаются дуги врожденных безусловных рефлексов.

Периферическая нервная система. У новорожденного представлена редкими, недостаточно миелинизированными и неравномерно распределенными пучками нервных волокон, миелинизация которых заканчивается на 2— 4-м году жизни.

Вегетативная нервная система. Функционирует уже у новорожденного. После рождения отдельные симпатические узлы сливаются между собой, образуя мощные сплетения. Периферические ветви блуждающего нерва заканчивают свое развитие и миелинизацию к 3—4 годам. К этому времени устанавливается центральная регуляция деятельности органов дыхания и кровообращения. Вследствие этого у детей раннего возраста физиологичной является сим-патикотония, на 3—4-м году сменяющаяся ваготонией. Затем устанавливается равновесие двух систем, а в пубертатном периоде нередко возникает вегетососу-дистая дистония на фоне гормональной перестройки.

К моменту рождения периферические отделы анализаторов — органы чувств — структурно сформированы, однако функционируют недостаточно в связи с незрелостью корковых центров.

Органы зрения и слуха. Эти органы закладываются и развиваются параллельно с развитием всей ЦНС. К физиологическим особенностям органа зрения относятся светобоязнь (первые 3 нед), косоглазие (на 1—2-м месяце), нистагм, отсутствие расширения зрачка при сильных болевых раздражениях (на 1-м году), низкая острота зрения (0,02 в первом полугодии, 0,1 к первому году, 1,0 к 5 годам).

Наружный слуховой проход на первом году жизни имеет вид щели, без костной части и значительно уже, чем у взрослого. Ушная сера имеет жидкую консистенцию и иногда симулирует гноетечение. Барабанная перепонка расположена горизонтально, составляя продолжение верхней стенки наружного слухового прохода, толще, чем у взрослого. Короткая и широкая слуховая (евстахиева) труба облегчает сообщение барабанной полости с носоглоткой, что способствует частому инфицированию среднего уха и лучшему оттоку гноя из него. Однако средний отит иногда протекает скрыто и характерных изменений барабанной перепонки не удается обнаружить даже при отоскопии. Незаконченное окостенение височной кости и отсутствие до 3 лет клеток сосцевидного отростка, вместо которых имеется одна пещера (антрум), обусловливают развитие субпериосталь-ных абсцессов и антрита. Мастоидит до 2—3 лет наблюдается крайне редко.

Орган вкуса. Функционирует уже при рождении и к 4—5 мес дифференцируется полностью.

Орган обоняния. Резкие запахи ребенок различает в первые месяцы жизни, к 7—8 мес он хорошо ощущает и слабые запахи.

Орган осязания. Достаточно дифференцирован уже у новорожденных. Раздражение кожи у ребенка вызывает общую реакцию в виде двигательного беспокойства. В 7—8 мес ребенок уже может точно прикоснуться к месту раздражения. На болевое ощущение ребенок реагирует как местно (отдергивает руку), так и общим беспокойством. Дифференцировать болевые точки ребенок начинает только к 7—8 годам. Реакция на температурные раздражители хорошо выражена и у самых маленьких: когда им тепло, они успокаиваются, холодно — плачут.

Оценивая высшую нервную деятельность ребенка и соответствие развития его ЦНС возрасту, необходимо помнить следующее: 1) дифференцировка нервных клеток, миелинизация проводящих путей и нервных стволов происходят в определенной последовательности; 2) образование условных рефлексов возможно лишь в результате многократного повторения раздражения и его подкрепления (в раннем детском возрасте — пищевая доминанта); 3) структурное совершенствование коры идет параллельно развитию функции, причем последняя при правильном воспитании (направленная выработка положительных и отрицательных условных связей) может опережать формирование морфологического субстрата и способствовать ему.

Новорожденный большую часть суток спит, не всегда просыпаясь к моменту кормления, взор не фиксирует. При разворачивании потягивается, принимает физиологическую, эмбриональную позу, приводя согнутые руки и ноги к животу. Движения некоординированные, атетозоподобные, голова свисает (рис. 1). Тонус мышц-сгибателей повышен, положительны симптомы натяжения (Кернига, Брудзинского). Стабильно вызываются врожденные безусловные рефлексы — оральные (поисковый, ладонно-ротовой, хоботковый, сосательный); спинальные — защитный (поворот головы набок в положении на животе), опоры (стоит на всей стопе при поддержке под мышки), автоматической ходьбы (переступает), ползания (отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается), хватательный (сжимает палец, прикоснувшийся к ладони, висит на руках). На 2—3-й неделе вырабатывается первый условный рефлекс на подготовку к кормлению (смена пеленок, изменение положения) — поворот головы набок, поисковые и сосательные движения губ.

Ребенок 3 мес значительно более активен, настроение, как правило, благодушное. Он бодрствует между кормлениями по 1—1V2 ч. Интересуется игрушками, следит за ними, фиксирует взор, улыбается, узнает мать, гулит. Увеличивается объем статики и движений, они становятся более целенаправленными: ребенок хорошо держит голову в вертикальном положении и лежа на животе приподнимает грудь, тянется рукой к предмету, хватает его. Исчезают гипертонус сгибателей, симптомы натяжения, атетозоподобные движения, постепенно угасает часть безусловных врожденных рефлексов (защитный, хватательный, опоры и автоматической ходьбы, ползания, оральные, кроме сосательного). Появляется надсегментарный ранний позотонический безусловный верхний рефлекс Ландау (в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки; опираясь руками, удерживается в этой позе). Легко формируются условные рефлексы с участием зрительного и слухового анализаторов на основе пищевой доминанты, отчетлив рефлекс на время кормления.

Ребенок 6 мес подвижен, активен, эмоционален, благодушен. Поворачивается в постели, смотрит и поворачивает голову в сторону звука, сидит (хотя сесть самостоятельно из положения лежа на спине не всегда может). Движения рук целенаправленны: ребенок хватает игрушку, играет ею, тянет в рот, бросает. Хорошо различает знакомые лица, подражая взрослым, в 7—8 мес. произносит отдельные слоги, лепечет. Из врожденных рефлексов сохранен сосательный, к верхнему рефлексу Ландау присоединяется нижний (в положении на животе поднимает и разгибает ноги). Продолжается формирование сложных условных (поведенческих) рефлексов.

У ребенка 9 мес. в поведении начинают проявляться признаки сложной анализаторно-синтетической работы коры. Малыш стремится к общению, понимает обращенную к нему речь, выполняет простые задания, произносит отдельные слова (мама, па-па, ба-ба, дя-дя) и подражательные звуки (ав-ав, тик-так, му-му), проявляет свои желания, выборочно — вкус; начинает формироваться вторая сигнальная система. Хорошо сидит и садится сам, встает, держась за опору, и стоит при поддержке (рис. 3). Быстро ползает. Подражает движениям взрослых.

Ребенок 1 — 1 1 /2 лет очень подвижен, любопытен, общителен, игровым методом активно знакомится с окружающим миром.

Любит играть с детьми, говорит 10—20 слов, знает названия частей тела и многих предметов. К 1У2 —2 годам говорит короткими фразами. Хорошо различает запахи, шумы, звуки, охотно слушает музыку, самостоятельно ест ложкой. Выполняет несложные задания, понимает запрет. Приучается к опрятности. Ходит самостоятельно, приседает, чтобы поднять игрушку, влезает и слезает по ступенькам с помощью рук.

Ребенок 2 — 3 лет контактен, дружелюбен. К этому времени заканчивается первичная дифференцировка нервных клеток и миелинизация спинальных и периферических нервов. Ребенок переполнен массой впечатлений от внешнего мира, которые он не может анализировать самостоятельно, и поэтому постоянно прибегает к помощи взрослых (период вопросов) (рис. 4). Продолжают дифференцироваться движения: ребенок бегает, играет с мелкими предметами, учится ездить на велосипеде.

В это время психика ребенка очень восприимчива: он быстро запоминает слова, легко учится иностранному языку, рисованию, музыке.

У ребенка 6 — 8 лет дифференцировка большей части коры большого мозга в основном заканчивается: вырабатываются активные тормозные процессы, легко формируются сложные условные рефлексы. Хорошо развита моторика. Речь включает длинные фразы, ребенок может передать свои мысли и впечатления, легко овладевает навыками чтения и письма. Однако преобладают еще игровые элементы деятельности, отсутствуют возможности длительного сосредоточения, самокритики и самоконтроля. Адаптация к коллективу (в школе) нередко затруднена.

В школьном и подростковом возрасте совершенствуется анализаторная и синтезирующая деятельность коры большого мозга, закрепляются реакции активного торможения, ассоциативные связи. Дискоординация гормональных процессов в пубертатном периоде приводит к неустойчивости настроения, излишней эффективности, снижению мышечного тонуса и некоторой дискоординированности движений, функциональным изменениям внутренних органов, сосудистым проявлениям. Несовершенна и вегетативная регуляция: отмечаются потливость, нарушения трофики кожи, лабильность вазомоторных реакций, неустойчивость артериального давления. Физическое развитие в это время в связи с акселерацией нередко опережает нервно-психическое, что может привести и к функциональным расстройствам нервной системы.

1. Морфологические особенности нервной системы ребёнка.

2. Функциональные особенности нервной системы ребёнка

3. Развитие органов чувств ребёнка.

4. Развитие речи.

5. Развитие функции движения.

Вопросы для закрепления нового материала лекции.

По теме: «Анатомо-физиологические особенности нервной системы

1. Какие органы чувств хорошо развиты?

2. В каком возрасте исчезает гипертонус сгибателей верхних конечностей?

3. В каком возрасте исчезает гипертонус сгибателей нижних конечностей?

Лекция № 5

Нервная система обеспечивает согласованную деятельность всех органов и систем организма и осуществляет его связь с внешней средой. Однако нервная система к моменту рождения по сравнению с другими системами наименее развита и дифференцирована, но должна обеспечивать согласованные действия всех органов и систем. У новорожденного ребенка нервная система имеет ряд морфологических и функциональных особенностей.

Морфологические особенности

Головной мозг у новорожденного относительно велик и составляет примерно 1/8 массы тела (у взрослого 1/40 массы тела).

Мозговые извилины, борозды развиты недостаточно. После рождения продолжается их развитию. Борозды становятся становятся глубже, извилины крупнее.

Нервные клетки сформированы, их столько же, сколько у взрослого человека, но они плохо связаны друг с другом, так как имеют мало отростков. Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3-х лет. Развитие клеточных структур больших полушарий полностью заканчивается только к 10—12 годам.

Ткань мозга богата водой и в ней мало специфических белковых веществ.

Головной мозг ребенка хорошо кровоснабжается.

У новорожденных повышена проницаемость гематоэнцефалического барьера (ГЭБ).

Спинной мозг к моменту рождения более сформирован. К 2 годам строение его такое же, как у взрослого человека.

Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее (доходит до 3—4 поясничного позвонка) в связи с чем люмбальная пункция должна проводиться ниже, чем у взрослого.

Функциональные особенности

Ребенок рождается с безусловными рефлексами, которые осуществляют приспособление его организма к окружающей среде (сосательный, глотательный рефлексы, мигание глаз и т.д.).

У новорожденных имеется ряд примитивных, спинальных рефлексов. Наличие примитивных рефлексов у новорожденного ребенка и их исчезновение после определенного срока (сохраняются примерно до 4 месяцев) является признаком нормального развития малыша. Их сохранение или повторное появление у ребенка является патологическим признаком.

К основным примитивным рефлексам можно отнести:

• Хватательный рефлекс = рефлекс Робинсона (при прикосновении к ладони малыша паль­цем — его хватание). Данный рефлекс исчезает на 2—4 месяце жизни.

• Рефлекс охватывания - рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем вновь приводит их к туловищу, то есть возвращает в исходное положение). Сохраняется рефлекс Моро до 4 месяцев.

• Рефлекс ползания = рефлекс Бауэра (ребенка выкладывают на живот и подставляют к подо­швам малыша свою ладонь, от которой он отталкивается и делает ползающие движения). Исчезает к 4 месяцам.

На базе безусловных и примитивных рефлексов появляются условные рефлексы первой сигнальной системы, и происходит развитие функций второй сигнальной системы, которая в дальнейшем обеспечивает речевое общение ребенка с окружающими.

При рождении ребенка кора больших полушарий головного мозга уже готова к выработке условных рефлексов, но они почти не вырабатываются, так как здоровый новорожденный находится в состоянии бодрствования очень короткое время, он почти все время спит.

В начале второго месяца жизни у ребенка образуется целый ряд условных рефлексов. Это свидетельствует о том, что кора больших полушарий начинает выполнять свою основную функцию — установление связи организма с окружающей средой.

Характерно, что образование условных рефлексов, т.е. развитие высшей нервной деятельности, у ребенка идет очень быстро, легко. Образующиеся временные связи очень устойчивы, в результате чего малыш может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые потом остаются на длительное время, часто на всю жизнь.

Развитие первой сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств. Органами чувств являются: органы вкуса, обоняния, осязания, зрения, слуха.

ОРГАН ВКУСАу новорожденного достаточно развит. Ребенок отличает горькие и сладкие смеси (предпочитает сладкие). К 4—5 месяцам орган вкуса дифференцируется полностью.

ОРГАН ОБОНЯНИЯразвит недостаточно. В первые месяцы ребенок различает только резкие запахи, к 7-8 месяцам он хорошо ощущает и слабые запахи.

ОРГАН СЛУХА. Новорожденный ребенок слышит. На сильные звуки реагирует вздрагиванием.

ОРГАН ЗРЕНИЯразвивается параллельно с развитием всей центральной нервной системы. К физиологическим особенностям органа зрения относятся: светобоязнь в первые три недели, косоглазие на 1-2-м месяце, нистагм. Мигание у новорожденных редкое. Слезы появляются с 2 месяцев. Взгляд малыш начинает фиксировать примерно с 3-месячного возраста, следит за его движением, с 6

ОРГАН ОСЯЗАНИЯдостаточно дифференцирован уже у новорожденных. Раздражение кожи у ребенка вызывает общую реакцию в виде двигательного беспокойства. Дифференцировать болевые точки ребенок начинает только к 7—8 годам. Реакция на температурные раздражители хорошо выражена даже у самых маленьких: когда им тепло, они успокаиваются, холодно - плачут.

Вторая сигнальная система - РЕЧЬ –итог общения ребёнка со взрослыми и зависит от воспитательной активности, умения и любви взрослого к ребёнку.В развитии речи можно выделить 3 этапа.

Отставание в развитии речи в раннем детстве может иметь неблагоприятные последствия в дальнейшем, ведь с появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств, то есть задержка речи влечет за собой отставание в развитии психики ребенка.

Основные правила формирования речи:

Говори правильно, так как речь ребенка формируется на основе подражания.

Избегай использования стереотипных фраз. Действия сопровождай словами.

Следить, чтобы ребенок не заменял слова жестами. При выборе книг для чтения учитывай возраст ребенка. Начиная с 2,5 лет исправляйте речевые ошибки.

Некоторые буквы еще может не выговаривать. 2 — 2,5 года. Это возраст относительного покоя в развитии речи. Речь остается приблизительно на уровне конца второго года.

Рекомендации

Малыш свободно пользуется речью. Значительно чище становится произношение.

Строит сложные предложения.

>• Научить ребенка слушать. Он должен понять, что слушание — это серьезное занятие, а не забава.

Речь развивается путём подражания, поэтому важно разговаривать с ребёнком правильно. С развитием речи ребёнок быстрее познаёт окружающий мир, а окружающая среда влияет на развитие ребёнка.

Важным показателем нервно-психического и физического развития ребёнка является развитие двигательных умений.

Развитие функции движения.

Новорожденныйбеспомощен, движения его хаотичны, беспорядочны, генерализованы. Отмечается гипертонус сгибателей конечностей. Тонус мышц верхних конечносте нормализуется к 2-3 мес., а нижних к 4-м мес.

Координация движений начинает формироваться после рождения.

1 мес. Множественные беспорядочные движения.

2 мес. Держит голову в вертикальном положении, лёжа на животе поднимает голову.

3 мес. Лёжа на животе приподнимает туловище опираясь на предплечья.

4 мес. Поворачивается со спины на бок, сидит при поддержки за обе руки.

5 мес. Поворачивается со спины на живот, приподнимает туловище опираясь на

выпрямленные руки. Стоит и переступает при поддержке под мышки.

6 мес. Поворачивается с живота на спину и обратно. Самостоятельно сидит.

7 мес. Встаёт на четвереньки. Ползает.

9 мес. Стоит, держась за руку взрослого. Переступает, держась за опору.

10 мес. Стоит без опоры.

11 мес. Стоит без поддержки, переступает с поддержкой за руку.

12 мес. Ходит. Приседает. Встаёт. Самостоятельно пьёт из чашки.

Лекция №7


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.