Арт-терапия при невротических расстройствах

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миткевич В. А., Сидоров П. И., Соловьев А. Г., Кокорина А. Н.

Исследуются возможности применения одного из недостаточно изученных и мало используемых в России видов психотерапии арттерапии у детей с нервнопсихической патологией. Установлено положительное влияние арттерапии на личностные особенности пациентов, их психоэмоциональное состояние, отмечено выраженное снижение и исчезновение болезненной симптоматики; выявлено улучшение взаимоотношений между родителями и детьми, повышение социальной адаптации детей в дошкольных учреждениях и школах. Результаты ориентируют на дифференцированный подход к лечению в зависимости от возрастной категории пациентов и заостряют внимание психотерапевта на аспекте восстановления нарушенных внутриличностных и межличностных отношений.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миткевич В. А., Сидоров П. И., Соловьев А. Г., Кокорина А. Н.

EFFECTIVENESS OF ART THERAPY BY CHILDREN'S NEUROTIC DISORDERS

The possibilities of application of one of the kinds of psychotherapy insufficiently studied and little used in Russia art therapy of children with neuropsychic pathology were studied. The positive influence of art therapy on patients' personal features, their psychoemotional state has been detected, the pronounced decrease and disappearance of pain symptoms have been registered; the improvement of interrelations between parents and children, the increase in social adaptation of children at preHschool institutions and schools have been revealed. The results direct efforts at the differentiated approach to treatment depending on the patients' age category and focus attention of psychotherapists to the aspect of reconstruction of disturbed intrapersonal and interpersonal relations.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АРТТЕРАПИИ ПРИ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ У ДЕТЕЙ

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Исследуются возможности применения одного из недостаточно изученных и мало используемых в России видов психотерапии — арттерапии у детей с нервнопсихической патологией. Установлено положительное влияние арттерапии на личностные особенности пациентов, их психоэмоциональное состояние, отмечено выраженное снижение и исчезновение болезненной симптоматики; выявлено улучшение взаимоотношений между родителями и детьми, повышение социальной адаптации детей в дошкольных учреждениях и школах. Результаты ориентируют на дифференцированный подход к лечению в зависимости от возрастной категории пациентов и заостряют внимание психотерапевта на аспекте восстановления нарушенных внутриличностных и межличностных отношений. Ключевые слова: арттерапия, невротические расстройства у детей.

В настоящее время в связи с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в стране, затрагивающей все сферы жизни общества, наблюдается тенденция к росту нервно-психических нарушений, в том числе у детей. Данные официальной статистики свидетельствуют о значительной распространенности психической патологии в детско-подростковой популяции и существенном росте числа лиц, состоящих под наблюдением у психиатра. За последние пять лет частота психической патологии среди детей увеличилась на 16,7, среди подростков — на 2,5 % [3].

Целью данной работы являлось исследование возможности применения одного из недостаточно изученных и мало используемых в России видов психотерапии для детей с нервно-психической патологией — арттерапии.

Арттерапия — метод терапии искусством, творческим самовыражением, эффективность применения которого в контексте лечения связана с воздействием на эмоциональную сферу человека. Мы обратились к творческим формам и методам работы, так как именно искусство позволяет взаимодействовать с ребенком на символическом уровне, понимать его скрытые чувства и переживания; при этом происходит эмоциональное отреагирование тягостных переживаний, в результате чего снимается напряженность психотравмирующей ситуации и исчезает болезненная симптоматика.

В основу работы легли результаты обследования 305 детей (185 мальчиков и 120 девочек в возрасте от 4 до 13 лет) с нервно-психической патологией, наблюдавшихся у детских психиатров и невропатологов г. Архангельска. На момент первичного обследования невроз навязчивых движений диагностирован у 70 (23,0 %) больных, невротическое заикание — у 58 (19,0 %), невротические недифференцированные формы реактивных состояний — у 46 (15,2 %), невротические реакции с преобладанием вегетативных дисфункций — у 43 (14,1 %), невротический энурез — у 38 (12,4 %), невроз страха — у 21 (6,8 %), невротический энкопрез — у 19 (6,2 %), элективный мутизм — у 10 (3,3 %). Из обследования были исключены дети с олигофренией, выраженной органической патологией центральной нервной системы, а также с процессуальными заболеваниями.

Все больные были разделены на три группы в соответствии с различными методами лечения выявленной патологии — арттерапией (пер-

вая группа), гипносуггестивной терапией (вторая группа) и преимущественно медикаментозным лечением и иглорефлексотерапией (третья группа).

Гипносуггестивная терапия использовалась в отношении 79 (25,9 %) детей. Занятия проводились на базе детского кабинета психоневрологического диспансера г. Архангельска в группах по 3—4 человека, продолжительность сеанса — 40 минут 2—3 раза в неделю. Общая продолжительность курса лечения составляла в среднем 1,5—2 месяца (10—15 сеансов). Формулы внушения варьировали в зависимости от возраста пациентов и нозологических особенностей.

На базе психоневрологического отделения Архангельской областной детской клинической больницы пролечено 90 человек (29,5 %). Пребывание детей в стационаре в среднем составило 14,4 койкодня. Проводимое лечение включало в себя использование медикаментов (ноотропы, витамины группы В, транквилизаторы, антидепрессанты) на фоне применения корпоральных методов иглорефлексотерапии (10—12 сеансов), физиотерапии (электрофорез с препаратами калия, брома; электросон). После выписки из стационара в течение месяца больной амбулаторно получал поддерживающую терапию (ноотропы, транквилизаторы, антидепрессанты) в возрастных дозировках.

Клинико-психологическое исследование в этой группе проводилось с использованием:

— краткого варианта восьмицветового теста Лю-шера [13];

— детского теста тревожности Р Тэммл и др. [10];

— методики дифференциальной самооценки функционального состояния (САН) Ч. Осгуда [10];

— адаптированного модифицированного варианта детского личностного вопросника Р. Кеттела [10].

Исходя из того, что психоэмоциональное напряжение оказывает влияние на состояние вегетативного гомеостаза и соответственно на вегетативную регуляцию ритма сердца, 43 пациента с вегетативными дисфункциями дополнительно были обследованы методом кардиоинтервалографии, в основе которого лежит математический анализ вариативности синусового сердечного ритма [7].

Исследование динамики личностных изменений, психоэмоционального состояния и оценки эффективно-

сти различных методов лечения детей с нервно-психическими нарушениями позволило создать комплексное представление о направленном влиянии проведенных терапевтических методик на психофизиологические и психологические особенности пациентов.

Сравнительный анализ динамики показателей по методике САН у больных во всех трех группах показал, что наиболее выраженные положительные результаты (заметное улучшение самочувствия, повышение активности, улучшение настроения) были достигнуты у детей в возрастных категориях 4—6 и 7—10 лет, пролеченных методом арттерапии. У них также отмечалось отчетливое снижение показателей тревожности по тестам Люшера и Р. Тэммл, подтверждающее мнение о том, что чем младше ребенок, тем большее значение приобретает психотерапевтическое воздействие на его чувственную сферу при соответственном уменьшении роли вербальной суггестии [8].

Динамика личностных изменений у детей, прошедших курс арттерапии, выявила, что у них улучшилась социальная приспособленность и эмоциональная устойчивость. Их побуждения стали находить практическую разрядку в процессе деятельности, так как любое коррекционное вмешательство в аффективную сферу не только воздействует на конкретное патологическое проявление [9], но и ведет к изменению соотношений в целостной структуре эмоциональной регуляции.

Изучение динамики вегетативного тонуса и вегетативной реактивности (ВР) после проведенного лечения показало стабилизацию тонуса вегетативной нервной системы и уменьшение числа пациентов с неадекватным типом ВР во всех группах. Это подтверждает данные о четком взаимоотношении эмоционально-вегетативных процессов [4] и говорит о том, что наряду с редукцией невротической симптоматики происходит и угасание клинических вегетативных нарушений, повышается устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Сравнительный анализ динамики показателей симптоматического улучшения после проведенной терапии продемонстрировал, что положительная динамика оказалась достоверно более выражена у детей, проходивших лечение методом арттерапии. Полученные данные подтверждают адекватность выбора этого метода при лечении нервно-психических заболеваний в детском возрасте. Важнейшим критерием оценки здесь является клиническое симптоматическое улучшение как субъективно переживаемое больным, так и объективно регистрируемое [6].

Взаимодействия, происходящие во время занятий в арттерапевтической группе, помогали детям идентифицировать себя с другими и использовать устано-

В данной группе нами отмечено максимальное улучшение взаимоотношений между родителями и детьми на основе снятия дезадаптивного поведения детей и позитивной перестройки семейных отношений через терапевтический коллективный эффект арттерапии [5] и осознание членами семьи проблем ребенка, а также осознание необходимости реконструкции нарушенных эмоциональных отношений в семье.

Арттерапия, повышая адаптивные навыки детей, помогает формированию у них способности к общению и совместному обучению [11]. Тренировка способности к адаптации в арттерапевтической технике расширяет возможности приспособления, т. е. активной перестройки с новыми требованиями и выработкой соответствующих адекватных форм поведения [12]. Это подтверждают и наши данные, полученные при сравнительном анализе динамики степени социальных изменений, которые продемонстрировали, что отмечаемые у пациентов, проходивших лечение методом арттерапии, выраженные положительные изменения, статистически значимые во всех возрастных категориях, благоприятно сказываются на их социальной адаптации в детских дошкольных учреждениях и школах, на улучшении их отношений со сверстниками. В то же время в двух других группах пациентов — проходивших лечение методами гипносуггестивной терапии и получавших преимущественно медикаментозное лечение — значимых изменений в этой сфере жизненных отношений не произошло.

Вышеизложенное позволяет заключить, что итогом применения метода арттерапии в отношении детей с нервно-психической патологией явилась нормализация психического функционирования пролеченных пациентов и актуализация возможностей их личностного развития в контексте социальных отношений. У них произошла реализация нового опыта, новых стереотипов поведения, перестроенных межличностных отношений, что привело к улучшению их социального функционирования.

Настоящее исследование позволило составить представление о положительном влиянии арттерапии на личностные особенности, психоэмоциональное состояние детей с нервно-психической патологией, что дает основание рекомендовать внедрение этого метода в комплекс лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на повышение эффективности психотерапии в детском возрасте. Результаты дополняют один из разделов психотерапии детей с невротическими заболеваниями, ориентируют на дифференцированный подход к лечению в зависимости от возрастной категории пациентов и заостряют внимание психотерапевта на аспекте восстановления нарушенных внутриличностных и межличностных отношений.

1. Баркова Ю. А. Групповая коррекция нарушений поведения у детей разного возраста / Ю. А. Баркова, Ж. М. Глозман // Психологическая наука и образование.

— 2002. — № 3. — С. 104—109.

2. Вдовенко В. Психологическая оценка и коррекция психоэмоциональных нарушений у детей в условиях стационара / В. Вдовенко, Н. Демидюк, В. Кондрашова и др. // Прикладная психология и психоанализ. — 2001. — № 1. — С. 36—42.

3. Волошин В. М. Состояние и перспективы развития детской психиатрической службы в России / В. М. Волошин, Б. А. Казаковцев, Ю. В. Шевченко и др. // Социальная и клиническая психиатрия. — 2002. — № 2. — С. 5—9.

4. Дюкова Г. М. Вегетативные расстройства при депрессии / Г. М. Дюкова, А. М. Вейн // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2000. — № 1. — С. 7—12

5. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / А. И. Захаров. — Л.: Медицина, 1982. — 216 с.

6. Карвасарский Б. Д. Неврозы: Руководство для врачей / Б. Д. Карвасарский — М.: Медицина, 1980. — 448 с.

7. Кубергер М. Б. Руководство по клинической электрокардиографии детского возраста / М. Б. Кубергер. — Л.: Медицина, 1983. — 368 с.

8. Лангмейер И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, З. Матейчек. — Прага: Авице-нум, 1984. — 336 с.

9. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 197 с.

10. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р С. Немов — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.

12. Северный А. А. Социальная дезадаптация нарушения поведения у детей и подростков / А. А. Северный, Н. М. Иовчук // Материалы Российской науч.-практ. конф.

13. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности / Л. Н. Собчик. — М.: Институт прикладной психологии, 1998. — 512 с.

EFFECTIVENESS OF ART THERAPY BY CHILDREN’S NEUROTIC DISORDERS

V. А. Mitkevitch, P. I. Sidorov, А. G. Soloviev,

Northern State Medical University, Arkhangelsk

The possibilities of application of one of the kinds of psychotherapy insufficiently studied and little used in Russia

— art therapy of children with neuropsychic pathology were studied. The positive influence of art therapy on patients’ personal features, their psychoemotional state has been detected, the pronounced decrease and disappearance of pain symptoms have been registered; the improvement of interrelations between parents and children, the increase in social adaptation of children at pre-school institutions and schools have been revealed. The results direct efforts at the differentiated approach to treatment depending on the patients’ age category and focus attention of psychotherapists to the aspect of reconstruction of disturbed intrapersonal and interpersonal relations.

Key words: art therapy, children’s neurotic disorders.

Арт-терапия в работе с детьми разного возраста относится к одной из наиболее эффективных форм психотерапии. Перед проведением лечения необходимо провести тщательный анализ психоэмоционального состояния ребенка и определить уровень его психического развития. Для этой цели профессиональными детскими психологами применяются различные современные методики и техники. После постановки диагноза подбираются оптимальные способы коррекции состояния.

Внимание! Программа арт-терапии для детей помогает не только стабилизировать эмоциональное состояние, но и вылечить без применения лекарств многие заболевания.Кроме решения ряда проблем, связанных с нарушением психоэмоционального фона, занятия со специалистами позволяютразвить у ребенка мелкую моторику рук, мышление, воображение и речь.

Особенности работы профессиональных арт-терапевтов

Специалисты, применяющие различные методы арт-терапии, в совершенстве владеют техниками, досконально знакомы с тонкостями детской психологии и могут раскрыть скрытые таланты у детей даже самого раннего возраста.


Благодаря арт-терапии удается успешно избавиться:

  • от комплексов;
  • внутренних зажимов,
  • страхов и переживаний;
  • трудностей с засыпанием;
  • недержанием мочи;
  • конфликтов ребенка с самим собой и т.д.

Врачи используют чрезвычайно мягкие, щадящие лечебные техники, поэтому никакого негативного влияния на психоэмоциональное состояние ребенка не происходит.

Основной принцип работы с детьми – доступная, позитивная, веселая игровая форма. Главная задача специалиста – установить тесный контакт с ребенком и завоевать его полное доверие. Только тогда можно узнать о том, что действительно мучает ребенка и что стало причиной появления проблем. Затем арт-терапевт разрабатывает индивидуальный алгоритм помощи маленькому пациенту.

Направления арт-терапии

Применение арт-терапии показано при необходимости мягкой коррекции эмоционального фона и психического состояния ребенка, а также для оказания действенной помощи в его самопознании, совершенствовании и дальнейшем общем развитии. Если сказать одной фразой, то общая программа помощи направлена на гармонизацию личности в целом.


Современный метод художественного творчества – арт-терапия разделяется на два направления:

С целью коррекции психоэмоционального фона ребенка и взрослого показаны оба метода. В мировой психотерапевтической практике они широко применяются для работы с детьми и взрослыми.

При составлении индивидуальной программы помощи пациентам следует учитывать, что детская арт-терапия кардинально отличается от занятий со взрослыми и имеет свои характерные особенности. Их следует учитывать, организуя уроки с малышами разного возраста.

Правила работы с детьми


  1. С первых минут занятий создать доброжелательную атмосферу. Должно быть удобно и комфортно даже самым замкнутым, недоверчивым и стеснительным детям.
  2. При выборе техники, упражнений и материалов для творчества учитывать возраст ребенка, его индивидуальные особенности, запросы и пр.
  3. Не допускать никаких негативных высказываний при оценке результатов. Даже если вместо осмысленной композиции был получен рисунок, состоящий из хаотичных линий, пятен и пр. опытный специалист должен подобрать нужные слова для одобрения и поощрения к дальнейшим занятиям. Бессмысленные линии или кляксы на самом деле – сигнал о помощи, ведь таким образом ребенок рассказывает о хаосе, творящемся в его душе.
  4. Постоянно поощрять маленького художника, указывать на его успехи, поддерживать, находить в рисунке или поделке особенные, оригинальные и значимые детали. Похвала – важная составляющая терапии.
  5. Организовать уроки таким образом, чтобы у ребенка любого возраста сформировалось уважение к другим людям и их творчеству. Любая критика, насмешки и пр. – под полным запретом. Следует учесть, что многие дети нередко готовы проявить жестокость по отношению к окружающим. Особенно это касается пациентов с психологическими проблемами и внутренними конфликтами.

Лечение с помощью рисования картин – изотерапия


Поскольку все дети, независимо от природных способностей очень любят рисовать, они охотно создают картины красками и карандашами. Опытный специалист на основании нарисованной картинки может провести анализ эмоционального и психического состояния малыша и подростка и разработать эффективную программу помощи в борьбе с эмоциональной зажатостью, комплексами и фобиями.

Любая эмоция и внутреннее переживание ребенка отображается в его рисунках. При этом часто такой ребенок не может или не желает выразить свои эмоции словами.

Арт-терапевт обращает внимание на следующие детали рисунка:

  • общую цветовую гамму;
  • преобладание какого-либо оттенка;
  • наличие или отсутствие определенных элементов в рисунке;
  • характер линий;
  • особенности штрихов и т. д.

Ребенок любого возраста стремится выплеснуть накопившиеся эмоции, выразить в линиях и цвете свое состояние, настроение, показать миру проблемы, страхи и переживания. Грамотный врач деликатно обсуждает готовый рисунок с ребенком. Это необходимо для лучшего понимания его психологического состояния. В дальнейшем, в ходе процесса избавления ребенка от негатива, его рисунки начнут меняться. Результат психотерапевтических сеансов обязательно наглядно виден по изобразительному творчеству ребенка. Малыш постепенно вносит определенные коррективы в рисунок, использует иную цветовую гамму и детали.

Арт-терапия пищевой зависимости

Метод является дополнительным действенным способом, помогающим избавиться от такой распространенной проблемы, как пищевая зависимость. Используется с целью закрепления результатов, входит в индивидуально разработанную специалистом программу профессиональной психокоррекции.


Суть – выполнение пациентом творческих заданий. Подобные уроки имеют определенный психологический подтекст. Врач-психолог или психотерапевт проводит занятия по арт-терапии, наблюдает пациента в динамике, проводит коррекцию его психоэмоционального фона. Подобные методы лечения помогают пациентам любого возраста с разными видами пищевой зависимости избавиться от этой сложной проблемы.

Справка. Наиболее распространенные расстройства пищевого поведения – анорексия и булимия. Оба состояния относят к опасным нервным заболеваниям. При отсутствии грамотной врачебной и психологической помощи неизбежно развиваются тяжелые осложнения, угрожающие здоровью и даже жизни пациента.

  1. При нервной анорексииформируется навязчивая идея– сильный страх набрать лишние килограммы. Сначала пациент добровольно отказывается отеды. Это приводит к значительному уменьшению веса и психическому расстройству.
  2. При психогенной булимии практикуется следующий вид пищевого поведения – переедание, затем вызывание у себя рвоты с целью исключения набора лишнего веса.

По статистике более распространена привычка заедать стресс. Причиной лишнего веса в этом случае становится регулярное переедание нанервной почве. Подобное состояние тоже приводит к осложнениям – появлению ожирения, артериальной гипертензии, сахарному диабету, эндокринным патологиям, сердечно-сосудистым заболеваниям.

При ожирении все более нарушается баланс между приходом ирасходом энергии. Положение усугубляют вредные привычки и нездоровый стиль жизни. Интересен психологический портрет пациентов, страдающих от пищевой зависимости. Такие люди имеют характерные особенности нервной системы.

Например, употребление больших порций блюд, злоупотребление сладостями и пр. происходит при отсутствии чувства голода. При этом, сама вкусная еда не вызывает изменения в психологическом состоянии, пища действует на обонятельные и вкусовые рецепторы и становится главным источником получения наслаждения. Таким образом, это – самый простой и доступный способ добывания эмоционального комфорта для людей, подверженных стрессу.

Заедание стрессов приводит к формированию так называемого экзогенно-конституционального типа превышения веса. По статистике подобный вид ожирения составляет около 80% всех случаев.

Напоминаем: регуляция аппетита – это чрезвычайно сложный механизм, в котором принимают участие центры голода инасыщения головного мозга. При неукротимом аппетите происходят нарушения реакций центра насыщения и сбой регуляции центра голода. Интересен такой факт – поступление сигнала онасыщении служит механизмом запуска работы гипоталамо-гипофизарной илимбической систем. А они напрямую связаны спозитивными переживаниями.

Если человек испытывает эмоциональный стресс, у него растет чувство опасности, тревоги. Наэтом фоне чувство насыщения становится своеобразным способом компенсации, приводящим к позитивной эмоциональной реакции.

К группе риска относят эмоционально лабильных пациентов с неустойчивой психикой, тревожными идепрессивными симптомами. Они дают гиперфагическую реакцию настресс и такой ответ является формой их защиты.

Учитывая сложности механизма возникновения пищевой зависимости самостоятельно разобраться в проблеме не представляется возможным. Поэтому, оптимальным решением при наличии любой формы пищевой зависимости является обращение к специалистам.

Арт-терапевт способен успешно реализовать многие задачи:

  1. Провести подробный анализ внутреннего психологического состояния пациента.
  2. Подобрать инструменты и материалы для работы.
  3. Помочь пациенту высвободиться от накопившиеся груза, давящих чувств, переживаний и внутренних конфликтов.
  4. Дать возможность пациенту увидеть иную, позитивную сторону мира.
  5. Разобраться в себе самом, дать оценку своим действиям, поступкам, желаниям.

Арт терапия пищевой зависимости проводится как в индивидуальном порядке, так и в группе. Взаимодействие пациентов в рамках отдельной рабочей группы, как правило, дает более эффективные результаты и помогает быстрее пройти период закрепления результатов программы похудения и/или избавления от пищевой зависимости.

Занятия с психотерапевтом посвящены исключительно созданию творческих объектов, затем их тщательному исследованию и последующей аналитической работе. Все это требует специальных знаний, высокой квалификации и опыта врача/педагога.

Методика имеет отличия от обычных видов художественного творчества, когда не требуется профессиональная психологическая интерпретация полученного результата. Здесь же задания, которые необходимо выполнить пациенту, представляют собой тщательно разработанные психологические тесты.


Занятия проводятся дипломированным специалистом. Он не только сможет грамотно обработать полученный результат, но и разработает план коррекции психоэмоционального фона.

Важно! Существует некоторая деталь, смущающая многих пациентов, полагающих, что у них нет таланта для занятий художественным творчеством. В данном аспекте арт терапия – это терапевтическая мера, не требующая никаких профессиональных художественных навыков и способностей.

Занятия становятся эффективным и доступным для большинства пациентов способом успешно преодолеть нездоровые пищевые привычки. Для врача-психотерапевта – это надежный инструмент психодиагностики и возможность выстроить личную работу с каждым пациентом.

Проводимая специалистом психодиагностика и психотерапия опирается на две составляющие – сбор достоверной информации о пациенте и действенная психологическая помощь.

Это чрезвычайно сложная задача, так как внутренний мир любого пациента скрыт им самим из-за природных механизмов психологической защиты. Психотерапевт должен действовать деликатно, сделав получение необходимой для помощи информации завуалированным. Для этой цели существуют особые методы – прохождение явного или скрытого психологического анкетирования и тестирования.

После этого осуществляется работа же с полученными данными, анализируются установки и чувства. Специалист ставит задачу – донести полученную анализированную информацию до самого пациента. Это следует делать аккуратно, осторожно, безболезненно для психики.

Грамотно построенная арт-терапия способствует высвобождению переживаний и внутренних конфликтов и позволяет избавиться от зависимости, потребность в которой у пациента нивелируется.

Так как подобные расстройства отражаются не только на психическом, но и на физическом состоянии, их нельзя запускать. Своевременное лечение избавит от множества проблем в будущем. Максимально эффективной при неврозах показывает себя психотерапия, гарантирующая полное выздоровление всего за несколько сеансов.

  1. Диагностика
  2. Этап 1. Диагностика психического состояния
  3. Этап 2. Диагностика физического состояния
  4. Сеансы
  5. Психотерапия детских неврозов
  6. Арт-терапия
  7. Когнитивная психотерапия
  8. Медикаментозное лечение
  9. Психотерапия неврозов у взрослых
  10. Основные техники
  11. Музыкотерапия
  12. Медикаментозное лечение

Диагностика


Прежде чем проходить курс лечения, диагноз должен быть подтверждён. Диагностику невротических расстройств проводят в два этапа.

Цель — выяснить причины психотравмы и симптоматику на уровне психики. Для этого специалист проводит беседу с клиентом. В процессе выявляется, какой именно фактор стал толчком для развития расстройства. Чаще всего ими становятся:

Задача специалиста — обязательно выявить причину невроза, так как психотерапия будет направлена прежде всего на её устранение, блокировку, нивелирование. Клиент должен изменить отношение к психотравмирующему фактору в процессе лечения, иначе оно окажется неэффективным.

После выявления психотравмы специалист в такой же форме диалога определяет симптомы невротического расстройства на уровне психики. Маркерами служат:

  • завышенная или заниженная самооценка,
  • неопределенная или противоречивая система ценностей,
  • перепады настроения,
  • раздражительность, агрессия,
  • повышенный уровень тревожности, панические атаки, фобии,
  • плаксивость, ранимость, обидчивость,
  • навязчивые идеи,
  • снижение когнитивных способностей (мышления, памяти, внимания),
  • нарушения сна и многие другие.

Особую сложность на данном этапе составляет диагностика невроза навязчивых состояний (обсессивно-компульсивного расстройства). Так как заболевание характеризуется в первую очередь постоянно повторяющимися неотступными мыслями и побуждениями, клиент находится под наблюдением на протяжении 2 недель. Если зацикленность на одних и тех же патологических образах подтверждается, ставится диагноз ОКР и только после этого назначается лечение.

На втором этапе диагностики психотерапевт выявляет симптомы на уровне физиологии:

  • проверяет пульс,
  • меряет давление,
  • осматривает кожные покровы клиента (на наличие сыпи, дерматита, гипергидроза), слизистые глаз и рта,
  • проверяет состояние вестибулярного аппарата, работа которого может быть нарушена,
  • может попросить клиента взвеситься.

На протяжении всего сеанса психотерапевт наблюдает за физическим состоянием клиента и выявляет в процессе беседы общую нервозность, повышенную потливость, тремор рук, подёргивания ногой, заикание. В самом конце записывает личные жалобы на проблемы со здоровьем.

На основании полученных данных ставится предварительный диагноз — невроз ли это. Если да, то какая именно из форм. В неоднозначных случаях возможно назначение дополнительных исследований: анализов, аппаратных методов обследования, консультаций узких специалистов.

В последнее время всё чаще используется экспресс-диагностика К. Хека и Х. Хесса. Содержит 40 вопросов, по итогам ответов на которые выставляется диагноз. Правда, некоторые специалисты критикуют данный опросник за недостаточно чёткую картину выявления соматических симптомов заболевания.

Экспресс-диагностика неврозов К. Хека и Х. Хесса


После уточнения диагноза определяются наиболее эффективные методы психотерапии. Главная задача — проработать психотравму, восстановить внутреннюю гармонию. Устранение блоков в сознании приводит к улучшению и физического состояния.

Сеансы

Любой сеанс психотерапии при неврозах характеризуется такими общими моментами:

  • доверительные отношения с психотерапевтом,
  • расслабляющая обстановка (хорошо проветриваемое помещение, приятная музыка, аромасвечи, минимализм в интерьере и т. д.),
  • время оговаривается заранее по обоюдному согласию, чтобы клиенту было удобно,
  • средняя продолжительность сеанса для детей зависит от возраста: для малышей — не более 20 минут, для школьников младшего и среднего возраста — полчаса, для подростков — 40-45 минут,
  • сеанс психотерапии для взрослых зависит от выбранного метода лечения и составляет от 40 минут до 1,5 часов,
  • частота определяется специалистом, обычно — 1-2 раза в неделю.

Многие интересуются, сколько длится курс психотерапии. Это зависит от особенностей протекания болезни и выбранной методики. В среднем, курс лечения составляет от 8 до 15 сеансов. В запущенных случаях он растягивается на 3-4 месяца с привлечением дополнительных специалистов.

Психотерапия детских неврозов


Как отмечают сами специалисты, лечение неврозов у детей и подростков в психотерапии — задача куда более сложная, чем работа с тем же диагнозом у взрослых. Ребёнок может не пойти на контакт, что затягивает выявление истиной причины психотравмы. Вторая особенность — последствия подобных расстройств гораздо серьёзнее. В запущенных случаях может диагностироваться регресс психических функций: откат в развитии назад и утрата некоторых полученных навыков.

Родители должны понимать, что своевременное лечение — залог быстрого выздоровления без последствий.

Если на первом сеансе возникает проблема недоверия, ребёнок не раскрывается и психотерапевт не может выявить основной конфликт, для диагностики используются проективные методики. Предлагается нарисовать (или описать словесно) дом, дерево, семью, фантастическое животное и т. д.

Самые эффективные методы лечения детских психоневрозов — арт-терапия и когнитивная психотерапия.

Часто используется на первом этапе лечения, так как решает узловые проблемы, возникающие при работе с детской и подростковой психикой:

  • раскрывает внутренний потенциал,
  • находит ресурсы, с помощью которых возможно решить конфликт,
  • трансформирует и переводит неосознанные страхи в реальные образы,
  • расширяет внутреннее пространство,
  • снимает барьеры и напряжение.

Особенно эффективна при неврозах у детей изотерапия. Ребёнок часто не в состоянии рассказать о проблеме не потому, что не хочет или не доверяет. Причина может крыться в неосознанности или невозможности перевести её в речевую формулу (недостаточно слов в лексике). Единственный способ выявить — попросить нарисовать то, что волнует. Перед подростками обычно такой открытой задачи не ставят — просто анализируют лейтмотивы, проходящие через все рисунки, и работают с ними.

Для лечения детей дошкольного возраста часто используются ролевые ситуации с куклами. Практикуются в тех случаях, когда возникает проблема взаимоотношений со сверстниками, воспитателем, кем-то из родственников. Фразы, сказанные ребёнком, стиль поведения в сценке помогают ему найти выход из создавшегося положения.

Основное преимущество арт-терапии — непосредственность. Предлагаемые техники работы воспринимаются как интересное и весёлое времяпрепровождение, а не как лечебная процедура. Это безболезненные приёмы устранения психотравм.

Когнитивная терапия обычно используется на втором этапе лечения детских и подростковых неврозов — уже после того, как изотерапия и ролевые игры выявили основную проблему и помогли её осознать. Теперь главное — избавиться от устойчивых паттернов поведения, страхов, неправильных установок, которые сложились в результате психотравмы. Происходит это по следующей схеме:

  • знакомство с простейшими методами релаксации и расслабления, которые доступны для данного возраста,
  • работа с воображением,
  • погружение в тревожное состояние и отработка навыков выхода из него.

При этом активно привлекаются методы символдрамы, чтобы преодолеть основной страх, и телесно-ориентированной терапии, чтобы снять мышечные зажимы.

Психотерапия детских и подростковых психоневрозов предполагает назначение успокаивающих препаратов. Они нормализуют сон, устраняют головную боль, снимают раздражительность, повышают настроение, улучшают концентрацию внимания и интеллектуальные способности. Детям могут назначить:

  • Анвифен,
  • Баю-Бай (капли),
  • Вибуркол (свечи),
  • Глицин,
  • Леовит (на травах),
  • Пантогам,
  • Персен,
  • Тенотен,
  • Фенибут,
  • Цитраль (микстура) и другие.

Сеансы психотерапии неврозов у детей и подростков проводятся в присутствии одного из родителей.

Психотерапия неврозов у взрослых


Для взрослых методы психотерапии при неврозе представлены более широким арсеналом. Причём основной приём и форма проведения занятия должны быть обязательно согласованы с клиентом. Если психотерапевт буквально заставляет ходить на групповые тренинги, вопреки желанию, это может затянуть курс лечения и усугубить соматические проявления. Насколько бы эффективной ни была та или иная техника, она не должна вызывать отторжение.

Самые действенные методы психотерапии при неврозах у взрослых:

  • БОС-терапия,
  • когнитивно-поведенческая терапия восстанавливает душевное равновесие,
  • медитативные техники снижают уровень тревожности, создают базу для внушения новых (здоровых) убеждений,
  • гипноз помогает клиенту осознать причины внутреннего конфликта, пережить и отпустить давнюю травму,
  • фототерапия восполняет дефицит витамина D,
  • личностно-ориентированная психотерапия,
  • рациональная психотерапия,
  • арт-терапия и пескотерапия позволяют выплеснуть эмоции наружу, избавиться от тяжкого балласта проблем,
  • дыхательные гимнастики.

Чаще всего основой курса психотерапии неврозов становятся медитативные техники, среди которых наиболее эффективны:

  • простейшая медитация,
  • аутотренинг,
  • проговаривание аффирмаций.

Многими специалистами для психотерапии часто используется музыка. Её эффективность продиктована стимуляцией мозговых зон удовольствия. Помимо этого, она нормализует давление, улучшает ЧСС, успокаивает, повышает концентрацию внимания и активизирует мыслительные процессы.

Какие произведения обычно прописываются при музыкотерапии:

Из медикаментозных препаратов для лечения неврозов психотерапевт может назначить:

  • антидепрессанты: Азафен, Амитриптилин, Флуоксетин, Феварин, Миансерин, Пароксетин,
  • транквилизаторы: Седуксен, Реланиум, Лорма, Сибазон, Элениум,
  • седативные средства: настойки валерианы, пиона, боярышника, пустырника, Ново-пассит, Гербион.

При диагностировании невроза навязчивых состояний назначают более мощные препараты — антипсихотики и нормотимики.

Невроз — серьёзное заболевание, наносящее удар сразу и по физическому, и по психическому здоровью. Нельзя оставлять его без внимания. В запущенном состоянии может перейти в более серьёзные клинические формы, лечение которых займёт гораздо больше времени и уже не будет гарантировать полного выздоровления без последствий. Тем более, что современные методы психотерапии позволяют избавиться от подобных расстройств в самые короткие сроки.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.