Атаксия в артикуляционной мускулатуре

Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Остановимся на отдельных вариантах нарушения мышечного тонуса при дизартриях.

Спастичность артикуляционных мышц.При спастичности артикуляционных мышц отмечается постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ; язык в полости рта напряжен, спинка его спастически изогнута, кончик не выражен, язык оттянут кзади. Губы спастически напряжены. Активные движения в артикуляционной мускулатуре резко ограничены. Спастичность артикуляционных мышц имеет место при спастической форме псевдобульбарной дизартрии. Наряду со спастичностью речевой мускулатуры у детей отмечается спастичность и скелетных мышц. Наиболее часто это имеет место при спастической диплегии.

Гипотония артикуляционных мышц.Гипотония в артикуляционной мускулатуре наиболее часто отмечается при мозжечковой форме дизартрии. Гипотония в речевой мускулатуре обычно сочетается с гипотонией и слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. В отличие от бульбарных нарушений не отмечается атрофии, фибриллярных подергиваний в языке, глоточный рефлекс сохранен. Эта форма нарушенного мышечного тонуса наиболее часто имеет место при некоторых вариантах диплегии, осложненных мозжечковой недостаточностью, особенно в первые месяцы жизни ребенка, а также при астатически-атонической форме церебрального паралича.

Меняющийся тонус артикуляционных мышцобычно имеет место при гиперкинетической дизартрии. Нарушение тонуса артикуляционных мышц в этих случаях сочетается с их гиперкинезами. Сходная картина отмечается и в скелетной мускулатуре. Это чаще всего наблюдается при гиперкинетической форме церебрального паралича.

Особенности мышечного тонуса при дизартриях у детей с церебральными параличами определяет первый важный принцип речевой терапии этих детей.

Ограничение подвижности артикуляционных мышцзависит от измененного мышечного тонуса, параличей и парезов артикуляционной мускулатуры, а также от оральной апраксии.

В результате недостаточной подвижности речевых мышц грубо расстраивается звукопроизношение. Особенно ограниченной становится подвижность языка. При этом может отмечаться недостаточность подъема языка вверх в полости рта, что может иметь место при парезе или грубом нарушении мышечного тонуса в шило-подъязычной, двубрюшной, подъязычно-глоточной, челюстно-подъязычной, язычно-глоточной, шило-язычной и язычно-нёбной мышцах. Отмечается нарушенное произношение звуков, для которых необходимо движение языка вверх, а также звуков, требующих для своего воспроизведения сочетанного действия указанных мышц языка (л, р, ж, ш, ц, ч, д, т и некоторых других). Иногда наблюдается недостаточность движения языка вниз. Это обычно имеет место при патологическом состоянии ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц. Может нарушаться и произношение некоторых гласных звуков (э, и).

При парезах мышц языка, изменении их тонуса нередко оказывается невозможным изменение конфигурации языка: удлинение, выдвижение, укорочение, оттягивание назад и поднятие отдельных его частей, искривление, разнообразные боковые движения. Все это приводит к нарушению звукопроизношения так называемых язычных звуков, произношение которых связано с изменением изгиба спинки языка (а, е, и), нёбно-язычных (х, з, ж, л, с, ш, к, т, г, д, р, н). Таким образом, при поражении мышц языка расстраивается звукопроизношение большинства звуков.

Наряду с ограниченной подвижностью языка обычно отмечается малая подвижность губ. становится невозможными или ограниченными вытягивание губ трубочкой, растягивание углов рта, а также другие движения, которые меняют размер и форму преддверия рта, оказывая тем самым влияние на резонирование всей ротовой полости. При поражении мышц губ страдает главным образом произношение губных звуков (б, п, м, в, ф).

Мускулатура губ иннервируется лицевым нервом, поэтому парезы и параличи губных мышц обычно сочетаются с нарушением функций других мимических мышц нижней части лица (области, иннервируемой нижней ветвью лицевого нерва), что характерно для центрального пареза лицевого нерва.

Ограниченная подвижность мягкого нёба в результате поражения нёбных мышц (мышц, натягивающих мягкое нёбо, мышц, поднимающих его, нёбно-язычных мышц) еще больше нарушает звукопроизношение. Мышцы мягкого нёба иннервируются двигательными веточками язычно-глоточного и блуждающего нервов. Некоторое участие в иннервации нёбной мускулатуры принимает также тройничный и лицевой нерв. В зависимости от уровня поражения указанных нервов, их путей или ядер различают вялый и центральный парез мышц мягкого нёба.

Выраженные артикуляционные расстройства определяют второй важный принцип речевой терапии дизартрии — развитие речевых артикуляций. В процессе работы над артикуляцией, так же как и при работе над общей моторикой, важным принципом является фактор тактильно-проприоцептивного раздражения, развитие статико-динамического ощущения, четких артикуляционных кинестезии и кинестетического следового образа движения артикуляционных мышц. Работу проводят с максимальным подключением других анализаторов (особенно зрительного и тактильного).

Большое место в работе при дизартриях занимает артикуля­ционная гимнастика.

Для развития достаточного произвольного напряжения мышц лица, круговой мышцы рта рекомендуется применение специальных салфеток, трубочек. Ребенок охватывает трубку губами и старается помешать попыткам логопеда вытянуть ее изо рта. Для развития мышц губ применяют специальные упражнения по вытягиванию губ вперед трубочкой, растягиванию их в стороны, по чередованию этих движений (хоботок-оскал, хоботок-оскал и т. д.). Эти упражнения нередко представляют очень большую трудность для ребенка с дизартрией и требуют предварительных тренировочных упражнений на опускание нижней губы при фиксировании верхней и Др.

Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Эту работу рекомендуют начинать с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем приступают к отработке общих, менее дифференцированных движений языка, вначале в пассивном плане (вытягивание языка вперед и убирание его назад в полость рта). Отработка мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений. Так, раздражая корень языка бумажной трубочкой, добиваются рефлекторного сокращения этих мышц; эти движения закрепляют на рефлекторах, а затем произвольных кашлевых движениях. После этого постепенно переходят к отработке более тонких и дифференцированных движений языка, вначале пассивных, азатем активных.

Проводя артикуляционную гимнастику, работая над голосом и дыханием, одновременно соответственно отрабатываемым артикуляционным укладам, у ребенка вызывают первые звуки. Работая над речевой мускулатурой, одновременно упражняют мимические мышцы лица. Ребенка учат закрывать и открывать глаза, один глаз, придерживая рукой другой, хмурить брови и т. д.

Работа над артикуляторной моторикой и мимикой всегда сочетается- с работой по развитию моторики рук. У детей постепенно развивают опорную, хватательную, манипуляционную деятельность рук и тонкие дифференцированные движения пальцев. При работе над ручной моторикой для воспитания четких пальцевых кинестезии также применяют тактильную стимуляцию при помощи массажа. Если логопедические занятия проводят с ребенком в положении сидя, то его руки помещают на стол, ладонь и пальцы прижимают к столу. При проведении гимнастики рук детей учат разминать и раскатывать пластилин, сжимать руками резиновые груши, захватывать кончиками пальцев мелкие предметы, складывать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, штриховать, раскрашивать картинки, застегивать и расстегивать пуговицы, крючки, шнуровать ботинки, пользоваться ложкой и вилкой.

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: вялые губы, углы рта опущены, во время речи губы остаются вялыми. Язык при паретичности тонкий, находиться на дне рта, вялый, кончик языка мало активный. При нагрузках (логопедической гимнастике) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица на ощупь твердые, напряженные. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Дрожание проявляется при нагрузках. Например, при удержании широкого языка на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкое посинение кончика языка, а в некоторых случаях по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении. В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.

Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется при логопедической гимнастике (при удержании позы, переключении с одного упражнения на другое)

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются саливацией, не сглатывают слюну.

Дети со стертой формой дизартрии по заданию выполняют все движения из логопедической гимнастики, но качество этих движений страдает: смазанность, нечеткость движений, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц и др. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Звукопроизношение при стертой дизартрии характеризуется: смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков, т. е . те же варианты что и при дислалии . Звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся речь. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения являются нарушения свистящих и шипящих. Достаточно часто отмечается межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой, упрощают звуконаполняемость, опуская н Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится мене разборчива, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и пр.)

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становиться захлебывающейся.

Различают следующие виды гиперкинезов в речевой мускулатуре: хореиформный, атетоидный, хореатетоидный.

При атетоидном гиперкинезе, при сильно выраженных тонических расстройствах управления (по типу ригидности) речевой процесс детей был сильно нарушен, порой речь детей воспринимать, как понятную, без специального прослушивания, переспрашивания, было невозможно. При хореиформном гиперкинезе дети могли выполнить почти все задания, выявляющие подвижность мышц речевого аппарата. Интенсивность гиперкинеза не оказывала заметного влияния на возможность выполнить движение. Качество же выполнения было, естественно нарушенным, однако амплитуда движения и объем движений в целом были сохранны. Но при включении в речевой процесс наблюдалась рассогласованность мышц артикуляционного аппарата и дыхательно-фона-торного процесса.

При чистом хореиформном гиперкинезе дети умели воспроизвести все артикуляционные позиции и воспроизвести дифференциальные артикуляционные признаки фонем, поэтому мы не наблюдали у них замен и пропусков букв.

Атетоидный гиперкинез проявлялся в постоянном чередовании разгибательных и сгибательных движений головы, в смещении нижней челюсти, языка, губ. В верхней мимической мускулатуре отмечались насильственные движения надбровья и круговой мышцы глаз — брови поднимались и чуть сдвигались, появлялись как-будто гримасы боли, удивления. При сильно выраженной ригидности в мышцах плечевого пояса, шеи и мимической мускулатуры наблюдалось слюнотечение, но не сильно выраженное. При произвольных речевых попытках гиперкинез усиливался, что вторично затрудняло установление речевого контакта.

Характер движений мышц речевого аппарата при гиперкинетическом синдроме имеет следующие особенности:

1. Скорость включения в движение зависит от характера гиперкинеза: при атетоидном гиперкинезе значительно увеличивается латентный период включения в речь, при хореическом он почти в пределах нормы.

2. При атетоидном гиперкинезе целый ряд движений является недоступным ребенку, но ученик всегда делает попытки выполнить движение длительно, сосредоточенно, как можно лучше. Отсутствует движение поднятия кончика языка на верхнюю губу, поэтому дорсальная и какуминальная позиция недоступны, так как язык сильно напряжен и ротирован. При хореиформном гиперкинезе движения несколько затруднены, но доступны.

3. При выполнении артикуляционных движений наблюдается увеличение гиперкинезов.

4. Амплитуда движения при хореиформном гиперкинезе непостоянная, при атетоидном гиперкинезе — амплитуда неполная.

Синкинезии - непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных артикуляционных движений (дополнительные движения нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка).

Оральные синкинезии – открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения. Повышение глоточного (рвотного) рефлекса.Нарушение координации движений (атаксия).

Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях и в скандированности ритма речи.

Дисметрия – это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выражается в виде гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым утрированным, замедленным движением, чем это необходимо ( чрезмерное увеличение двигательной амплитуды) Так же наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией (асинергия).

Атаксия отмечается при атактической дизартрии.
Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре.

Гиперкинезы - непроизвольные, неритмичные, насильственные движения мышц языка.

Тремор – дрожание кончика языка (наиболее выражен при целенаправленных движениях). Отмечается при атактической дизартрии.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Нарушение подвижности артикуляционных мышц. Апраксия.

Нарушение подвижности артикуляционных мышц. Апраксия.

Нарушение подвижности артикуляционных мышц. Апраксия.

Марина Мачехина
Неврологические симптомы дизартрии

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы).

Тройничный нерв иннервирует жевательные мышцы, нижнюю часть лица. При поражении - трудности в открывании и закрывании рта, жевании, глотании, движениях нижней челюсти.

Лицевой нерв иннервирует мимическую мускулатуру лица. При поражении - лицо амимично, маскообразно, тяжело зажмурить глаза, нахмурить брови, надуть щеки.

Подъязычный нерв иннервирует мускулатуру двух передних третей языка. При поражении - ограничивается подвижность языка, возникают затруднения в удержании языка в заданном положении.

Языкоглоточный нерв иннервирует заднюю треть языка, мышцы глотки и мягкого неба. При поражении - возникает носовой оттенок голоса, наблюдается снижение глоточного рефлекса, отклонение маленького язычка в сторону.

Блуждающий нерв иннервирует мышцы мягкого неба, глотки, гортани, голосовых складок, дыхательную мускулатуру. Поражение ведет к неполноценной работе мышц гортани и глотки, нарушению функции дыхания.

Симптомы дизартрии относятся к числу неврологических. А значит, проблема диагностики и терапии дизартрии является в первую очередь неврологической. Специалисты в области патологии речи в трактовке дизартрии и в подходах к ее преодолению опираются на неврологические представления об особенностях иннервации речевых органов со стороны соответствующих мозговых структур.

Неврологическая симптоматика дизартрии

1. Нарушения мышечного тонуса (при всех формах)

Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Остановимся на отдельных вариантах нарушения мышечного тонуса при дизартриях.

3 вида нарушения:

- гипотония - снижение тонуса мышц. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному продвижению нёбной занавески вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. При этом голос приобретает носовой оттенок (назализация). Гипотония артикуляционных мышц имеет место при спастико-паретической, атактической, иногда - при гиперкинетической дизартрии.

- дистония - меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония существенно искажает артикуляцию. Характерная особенность звукопроизношения при дистонии - непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. Дистония отмечается при гиперкинетической дизартрии у детей с церебральным параличом, часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре (так же, как и в скелетной, т. е. в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Например, в язычной мускулатуре отмечается спастичность, а в лицевой и губной - гипотония. Во всех случаях имеется определенное соответствие нарушений тонуса в артикуляционной и скелетной мускулатуре.

2. Расстройство координации (атаксия). Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях и в скандированности ритма речи. Дисметрия — это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выражается в виде гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым, утрированным, замедленным движением, чем это необходимо (чрезмерное увеличение двигательной амплитуды). Иногда наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией (асинергия). Атаксия отмечается при атактической дизартрии.

3. Насильственные непроизвольные движения - гиперкинезы

Гиперкинез — непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях, например при движении языка вверх часто сокращаются мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, а иногда напрягается вся шейная мускулатура и ребенок выполняет это движение одновременно разгибанием головы.

Они проявляются в нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений. Особенно нарушено выполнение тонких дифференцированных движений. Так, при отсутствии выраженных парезов в артикуляционной мускулатуре произвольные движения выполняются неточно и несоразмерно, часто с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой

Наличие насильственных движений в артикуляционной мускулатуре — частый признак дизартрии. Они искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, а в тяжелых случаях — почти невозможной; обычно усиливаются при волнении, эмоциональном напряжении, поэтому нарушения звукопроизношения различны в зависимости от ситуации речевого общения. При этом отмечаются подергивания языка, губ иногда в сочетании с гримасами лица, мелкое дрожание (тремор) языка, в тяжелых случаях — непроизвольное открывание рта, выбрасывание языка вперед, насильственная улыбка. Насильственные движения наблюдаются и в покое, и в статических артикуляционных позах, например при удержании языка по средней линии, усиливаясь при произвольных движениях или попытках к ним

4. Вегетативные расстройства. Одним из наиболее частых вегетативных расстройств при дизартрии является гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц. Оно часто утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны) и снижения самоконтроля.

Гиперсаливация может быть выражена в различной степени. Она бывает постоянной или усиливается при определенных условиях. Даже легкая гиперсаливация (увлажнение уголков губ во время речи, небольшое подтекание слюны) свидетельствует о наличии у ребенка неврологической симптоматики.

5. Нарушение приема пищи. У детей с дизартрией часто затруднено, а в тяжелых случаях отсутствует жевание твердой пищи, откусывание от куска. Часто отмечаются поперхивания, захлебывания при глотании. Затруднено питье из чашки. Иногда нарушена координация между дыханием и глотанием

6. Наличие синкинезий.

Синкинезии — непроизвольных сопутствующих движений, которые возникают только при произвольных движениях, например при движении языка вверх часто сокращаются мышцы, поднимающие нижнюю челюсть, а иногда напрягается вся шейная мускулатура и ребенок выполняет это движение одновременно разгибанием головы. Синкинезий могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре, но и в скелетной, особенно в тех ее отделах, которые анатомически и функционально наиболее тесно связаны с речевой функцией. При движении языка у детей с дизартрией нередко возникают сопутствующие движения пальцев правой руки (особенно часто большого пальца).

7. Нарушение рефлексов - повышение глоточного рефлекса, рвотного и кашлевого (выталкивающие рефлексы)

8 Парезы и параличи в артикуляционной мускулатуре. Паралич - полное отсутствие движений, парез - ограничение объема движений и снижение мышечного тонуса (при снижениях мышечного тонуса).

При парезах мышц языка, нарушениях их мышечного тонуса часто оказывается невозможным изменение конфигурации языка, его удлинение, укорочение, выдвижение, оттягивание назад. Нарушения звукопроизношения утяжеляются ограниченной подвижностью мышц мягкого нёба (натягивающих и поднимающих его: нёбно-глоточных и нёбно-язычных мышц). При парезах этих мышц подъем нёбной занавески в момент речи затруднения, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажается тембр речи, недостаточно выражены шумовые признаки звуков речи.

Парезы мышц лицевой мускулатуры, часто наблюдаемые при дизартрии, также влияют на звукопроизношение.

Парезы височных мышц, жевательной мускулатуры ограничивают движения нижней челюсти, в результате чего нарушается модуляция голоса, его тембр. Эти нарушения становятся особенно выраженными, если имеется неправильное положение языка в полости рта, недостаточная подвижность нёбной занавески, нарушения тонуса мышц дна полости рта, языка, губ, мягкого нёба, задней стенки глотки.

Паралич или парез речевой мускулатуры делают невозможными необходимые для членораздельной речи движения речевых органов.

2.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской- М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

3.Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под. ред. Л. С. Волковой. _5-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с.

4. Винарская Е. Н. Премоторная корковая дизартрия и ее значение для топической диагностики // Тр. объединенной конференции нейрохирургов. — Ереван, 1965.

Дизартрия у детей. Основные проявления дизартрии Дизартрия у детей. Основные проявления дизартрии. Основными признаками дизартрии у детей являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения при стертой форме дизартрии. Автоматизация звука [Л]. Цели: Коррекционно-образовательные: - автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях - уточнить артикуляцию.

Картотека коррекционно-дидактических игр в работе с детьми со стертой формой дизартрии Раздел коррекционно-дидактических игр на нормализацию мышечного тонуса. Цель: Сформировать двигательные навыки ребенка, развивать основные.

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не толь­ко улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.

В сложной структуре нарушений у детей с церебральным параличом (ДЦП) значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составля­ет до 80 %. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализа­ции и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение опреде­лённых структур мозга, но и более позднее формиро­вание или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности.

Наиболее частой формой речевой патологии при ДЦП является дизартрия. Она представляет собой на­рушение произносительной стороны речи, обусловлен­ное недостаточностью иннервации речевой мускула­туры. При этом расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нару­шение звукопроизносительной стороны речи и просо­дики, а так же нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая. Не­обходимо уточнить основные нарушения (структура дефекта) при дизартрии:

  1. Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого нёба) по типу спастичности, гипотонии или дистонии.
  2. Нарушение подвижности артикуляционных мышц. Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата — это основное проявление пареза этих мышц. Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обусловливает нарушение звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произ­ношение и гласных, и согласных звуков. Нарушается артикуляция в целом. Особенно грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка. Нарушения звукопроизношения носят стойкий ха­рактер, наиболее типичным является искажение звука (антропофонический дефект).
  3. Нарушения речевого дыхания. Нарушен ритм дыхания, глубина, координация вдо­ха и выдоха. Дыхательные нарушения особенно выра­жены при гиперкинетической форме дизартрии.
  4. Нарушение голоса, которое обусловлено измене­ниями мышечного тонуса и ограничением подвижно­сти мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  5. Нарушение просодики, т. е. мелодико — интонационных и темпо — ритмических характеристик речи. Мелодико — интонационные расстройства часто относят к одним из наиболее стойких признаков дизартрии. Именно они в большей степени влияют на разборчи­вость, эмоциональную выразительность речи. Отмеча­ется слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций. Голос становится монотонным или немодулированным. Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже в ускорении. Иногда имеют место нарушения ритма речи, может быть скандиро­ванная речь.
  6. Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате, ощущения, рецепторы ко­торых расположены в мышцах и связках.
  7. Нарушение акта приёма пищи. У детей затруднено или отсутствует жевание твёрдой пищи, откусывание от куска. Часто отмечаются попёрхивания, захлёбывания при глотании. Вегетативные расстройства. Это может быть гиперсаливация, что связано с ограничением дви­жений мышц языка, нарушением произвольного глота­ния, парезом губных мышц. Оно часто утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуля­ционном аппарате и снижении самоконтроля.
  8. Наличие сикинезий — непроизвольных сопутству­ющих движений при выполнении произвольных арти­куляционных движений.
  9. Повышение глоточного (рвотного) рефлекса.
  10. Нарушение координации движений (атаксия). Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях и в скандированности ритма речи. Атаксия отмечается при атактической дизартрии.
  11. Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре. Степень выраженности дизартрических нарушений различна, она зависит от тяжести и характера пораже­ния центральной нервной системы. В лёгких случаях отмечается нерезко выраженная дизартрия. При ДЦП чаще всего имеет место умеренно выраженные и тяжё лые проявления дизартрии. При тяжёлом поражении ЦНС моторная реализация речи становится невозмож­ной. В этом случае у детей отмечается анартрия — пол­ное или почти полное отсутствие звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

Выше указанные особенности речевых нарушений при дизартрии обуславливают необходимость един­ства коррекционно — логопедической работы и лечебных мероприятий (медикаментозного и физиотерапевтиче­ского лечения, ЛФК) направленных на развитие дви­гательных функций. Лечебные мероприятия позволяют проводить одновременное развитие и коррекцию нару­шений общей, артикуляционной моторики и функцио­нальных возможностей кистей и пальцев рук. Очень важна стимуляция двигательно — кинестетического ана­лизатора, что позволит сформировать управление артикуляционным праксисом, навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, которые совершает ребёнок.

При проведении коррекционно — логопедической ра­боты с детьми с церебральным параличом, считаем целесообразным использование следующих методов логопедического воздействия:

  • зондовый массаж Е.В. Новиковой (мышц руки и артикуляционного аппарата);
  • точечный массаж;
  • щёточный массаж;
  • пассивная и активная артикуляционная гимна­стика;
  • дыхательные и голосовые упражнения с исполь­зованием колыбельных песен;
  • искусственная локальная котрастотермия (соче­тание гипо- и гипертермии).

Особо следует отметить эффективность исполь­зования в работе с детьми с ЦП зондового массажа Е.В. Новиковой. Он является частью комплексной медико – психолого — педагогической системы работы, на­правленной на коррекцию речевых расстройств при дизартрии. Как показала практика, массаж мышц арти­куляционного аппарата может проводиться пальцами, однако лучшие результаты достигаются при использо­вании специальных зондов.

Зондовый массаж способствует:

  • нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжёлых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуля­ционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий);
  • активизации тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная со­кратительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездей­ствующих);
  • стимуляции проприоцептивных ощущений;
  • подготовке условий к формированию произволь­ных, координированных движений органов артикуля­ции;
  • уменьшению гиперсаливации;
  • укреплению глоточного рефлекса;
  • афферентации в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задерж­ке формирования речи).

С помощью этих зондов производим различные движе­ния в виде скольжения, отодвигания, перетирания мышц. Это помогает оживить, заставить работать поражённые мышцы и восстановить нарушенное произношение. Мас­сажный комплекс подбирается индивидуально учетом результатов диагностики. Во время массажа используем различные отвлекающие средства: пение песенки, расска­зывание сказки. Ребёнок обязательно должен чувствовать мягкое, доброе отношение логопеда к нему!

На логопедических занятиях необходимо одновре­менное развитие и коррекция нарушений артикуляцион­ной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. С этой целью мы проводим специаль­ными зондами массаж предплечья, это помогает вос­станавливать ослабленные мышцы, развивать поражён­ные, улучшает координацию движений рабочей руки, помогает снять излишнее напряжение, приводящее к тремору. Под воздействием несложных для взрослого и неутомительных для ребёнка массажных движений до­стигается укрепление мышц, нормализуется мышечный тонус. Стимулируется тактильные ощущения и речевые зоны коры головного мозга.

Для уменьшения спастичности мышц артикуляци­онного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, а так же при артикуляционной апраксии применяем метод искусственной локаль­ной контрастотермии. Этот метод заключается в контрастотермальном воздействии низкотемператур­ных (криомассаж) агентов и высокотемпературных (термомассаж) агентов. Криомассаж и тепломасаж применяется поочерёдно или избирательно. Для ак­тивизации центральных отделов речедвигательного анализатора и для речевой афферентации контрасто — термальное воздействие можно применять не только на артикуляционную мускулауру, но и на мышцы верхних конечностей (особенно кисти правой руки). Эффективно использование гипертермии до начала сеанса зондового массажа.

В ходе логопедических занятий по коррекции про­содических нарушений активно используем ритмичные колыбельные песни, которые формируют внутренний сбалансированный настрой. Формирование чувства рит­ма — важный момент в эмоциональном и умственном развитии, необходимый компонент речедвигательной системы.

Данные произведения, обладают следующими особенностями:

  • простота звуко — слогового состава (доступность в произносительном плане);
  • построение фразы на множестве повторов звуко­сочетаний, отдельных слов (непроизвольное запомина­ние и употребление в самостоятельной речи);
  • формирование мелодичной, произносительной стороны речи и фонетико — фонематического слуха;
  • несложность усвоения произведений и лёгкость драматизации.

Колыбельные песни позволяют работать с детьми при тяжёлых речевых нарушениях (корковая, псевдо — бульбарная формы дизартрии, анартрия).

При тяжёлых речевых нарушениях важно обратить внимание на несформированный эмоционально-волевой статус. Такие особенности детей как замкнутость, не­решительность, негативизм, неадекватность поведения, инактивность восприятия мешают им реализовать свои возможности на занятиях, в результате чего возника­ет проблема активного участия ребёнка в какой- либо деятельности. Снять блоки эмоциональной замкнутости поможет исполнение колыбельных песен. Это также окажет успокаивающее, т. к. размер музыкального ритма колыбельных практически совпадает с частотой ударов сердца взрослого человека (лучшая колыбель­ная — биение сердца мамы).

В формировании чувства ритма (музыкально — временного и художественно — пространственного) особую роль играет использование различных видов деятельности (рисование, лепка, ЛФК) на занятиях у логопеда. В результате происходит работа по фор­мированию психоэмоционального, мыслительного и, в целом, физиологического статуса.

Таким образом, использование в работе с деть­ми дошкольного возраста метод зондового массажа Е.В. Новиковой, искусственную локальную контрасто-термию, пение колыбельных песен способствует успеш­ной коррекции дизартрических нарушений.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.