Аутотренинг для нервного ребенка

Наш мир ежедневно преподносит много поводов для возникновения стрессов, которые негативно влияют не только на взрослых, но также и на детей. Поэтому важно учить ребенка действиям, которые могли бы облегчить ему возникшее состояние временного напряжения, путём расслабления и сбрасывания ощущения натя­нутости во всем теле.

Достичь этого эффекта можно путём применения и обучения аутогенным тренировкам.

Процесс освоения детьми приёмами аутогенной тренировки имеет свои особенности:

- Он предлагается детям в игровой форме.

- Упражнения аутогенной тренировки должны проводиться хотя бы один раз в день. Именно поэтому целесообразно включить их в режим дня детей. В режим дня детей такие тренировки могут включаться утром, днем или вечером. При этом следует помнить, что ее можно проводить не ранее, чем через час после еды.

- Сеанс аутогенной тренировки лучше проводить в затемненной комнате.

Непосредственное проведение сеанса аутотренинга возможно только после предварительного обучения:

1 этап – поза. На этом этапе детей обучают принимать позы кучера, лотоса, пассивную позу и позу лежа.

2 этап – управление дыханием и функционированием мышц, внутренних органов без опоры на волевые усилия. Важно научить детей отдаваться потоку представлений. Этому помогает эффективное использование образов сказочных персонажей, любимых детьми зверюшек, с которыми они легко и с удовольствием себя отождествляют.

Причина неуспеха в этой деятельности может быть в бессистемности и больших перерывах в работе.

- Вы знаете, что одним из видов любимых детских десертов является желе.

В моих руках блюдце с желе. Представьте, что вы и есть это клубничное желе. Какое оно, опишите?

Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдце с желе и оставила его на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять и растекаться.

Представьте, что вы - это замечательное желе. Начинайте таять, растекайтесь во все стороны, опускайтесь на пол, лягте на спину, выпрямите и немного раздвиньте ножки, вытяните ручки, ладошки вверх.

Расслабляется туловище. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте.

Постепенно вы растекаетесь, как желе по блюдцу. Вам приятно и хорошо. Ваше сердце работает равномерно, как хороший мотор. Вам хорошо, вы спокойны. Ваше дыхание спокойно. Сейчас солнышко светит на ваш животик. Живот тёплый. Вам хорошо, вы спокойны. Несмотря на яркое солнышко, небольшой ветерок пробежался по поверхности подтаявшего желе. Он коснулся вашего лобика. Лоб прохладный. Вам хорошо, вы спокойны. Ветерок стал дуть сильнее, и желе перестало таить. Оно стало обратно застывать. Согните руки, напрягите их. Дышите глубоко. Открывайте глаза.

2. При выходе из состояния, если сначала открыть глаза и только потом активизировать мышцы и дыхание — выход из состояния релаксации замедлится. Может сохраниться чувство тяжести, появиться ощущение покалывания, похожее на то, когда затекут руки или ноги. Приказ выхода должен отдаваться решительно.

Аутотренинг релаксация для детей дошкольников

Оздоровительная работа в детском саду

Оздоровление в детском саду

Релаксация (от лат. Relaxation - ослабленный) - 1) соединение ума и тела (мышц) ; 2 (физиол.) - расслабление или резкое снижение тонуса скелетной мускулатуры.

Аутотренинг (от греч. Autos - сам, свой, само и англ. Training - тренинг) - система упражнений с целью выработки максимальной работоспособности.

Умение не только расслабляться, но и собраться.

Сотвори в себе солнце

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет.. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась.

Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны) .

Волшебный цветок добра

Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте,как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать.

Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость.У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами

• Пошлите друг другу добрые мысли.

• Всего вам доброго!

Путешествие на облаке

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад. На твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Игры, способствующие расслаблению дошкольников

Игры, способствующие расслаблению помогут создать в группе детского сада дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элементы игры. Дети быстро обучаются непростому умению расслабляться.

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

- Сядьте удобно и закройте глаза, 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните.

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет.

Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, ладоням, пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все более мягкими и расслабленными. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням.

Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. (30 с) .

После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.

ребенка, который отдыхает;

ребенка, который ничего не боится;

ребенка, который всем доволен;

ребенка, который выполнил сложное задание и т. д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут сами дети.

Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица:

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки.

Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы.Затем расслабить их: У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с). Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот,зевнуть: А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать). Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело, Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть) .

Упражнения на расслабление мышц шеи:

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону.

Затем вернуться в исходное положение,расслабить мышцы: Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. А потом опять вперед – тут немного отдохнет. Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше.

Затем вернуться в исходное положение,расслабить мышцы: А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! Возвращается обратно – расслабление приятно! Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение,расслабить мышцы: А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон”и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он.

В процессе развития, воспитания и обучения в детском саду дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела.

А эмоции и чувства, как известно плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детским эмоциями.

Поэтому важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных упражнений.

Умение расслабляться помогает одним детям снять внутреннее напряжение и возбуждение, другим — сконцентрировать внимание, а так же преодолеть скованность и зажатость.

Поэтому релаксации позволяют повысить успешность учебной деятельности. Расслабление достигается при выполнении специально подобранных игровых упражнений, каждому из которых дается образное название, что привлекает детей. Они выполняют их, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются.

Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание. Опыт работы показывает, что после релаксационных упражнений у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

В приложении даны некоторые упражнения на общее расслабление организма, которые помогут ребенку не только расслабиться, но и развивают у детей воображение, фантазию, навыки владения телом. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и голоса птиц, журчание ручейка, шум моря и пение дельфинов.

Авторские приёмы релаксации

Цель:учить отдыхать под музыку, снимать внутреннее напряжение.

Комплекс упражнений развивающих фантазию, воображение и способность внутреннего видения, для детей среднего и старшего возраста.

Ребята! Давайте представим, что мы с вами оказались в лесу. Закройте, пожалуйста, глаза. Лето, очень жарко. Вы слышите?

Это журчит весёлый ручеёк. Он весело бежит по камушкам, манит и зовёт нас к себе.

Подойдём поближе и осторожно опустим в него руки.

Что вы чувствуете? Какие ваши ощущения? (ответы детей). Действительно, как приятно освежить руки от этого палящего зноя. А теперь мысленно представьте, что вы видите.

Конечно, вы увидели стайку разноцветных рыбок. Они проплывают между вашими пальчиками и пугливо прячутся в водоросли. А самые любопытные рыбки, вновь подплывают и играют с вами.

Вы улыбаетесь, вам нравится эта интересная игра в прятки.

А теперь очень медленно поднимите руки. Вы чувствуете, как капельки воды медленно стекают с них обратно в ручеёк?

Давайте поднимем руки вверх к солнышку.

Маленькие капельки засверкали всеми цветами радуги. Ваши руки быстро высохли от ласкового прикосновения солнышка. Вам хорошо и спокойно, вы прекрасно отдохнули.

Встряхните руками и откройте, пожалуйста, глаза. Вам понравилась прогулка? Расскажите, пожалуйста, что вы увидели?

Дети, я предлагаю вам отправиться в волшебную страну красок. Королева красок, подарит вам пять замечательных минут на лесной полянке.

Закройте, пожалуйста, глаза и повторяйте волшебные слова. Желтый, красный, синий цвет королева ждёт нас всех

Вы чувствуете, что находится в ваших руках? Я вам подскажу. В правой руке у вас кисть для рисования, а в левой палитра.

На палитре четыре краски: жёлтая, синяя, красная и зелёная.

Давайте представим, что мы - художники. Начинайте рисовать.

Возьмите жёлтую краску, нарисуем солнышко. Какое оно?Правильно: ласковое, доброе, тёплое.

А теперь возьмём синюю краску и нарисуем облака. Расскажите о них.Действительно: Лёгкие, пушистые, воздушные и разной формы.

Зелёная краска поможет нам нарисовать траву и деревья. Как красиво, вы молодцы! Я горжусь вами! А вам нравится?

Чего же не хватает в вашем рисунке? Ну конечно, вы правы. Красной краской мы нарисуем большие, спелые, сочные и вкусные ягоды земляники.

Полюбуйтесь-ка, какая замечательная картина получилась! Мы прощаемся с королевой красок и благодарим её. Откройте глаза и расскажите о своей картине.

Ребята! Сегодня нас ждёт в гости морской царь.

Он устраивает бал для всех морских жителей подводного царства и предлагает вам нарисовать то, что вам понравилось.

Вы готовы принять его предложение? Закройте, пожалуйста, глаза и слушайте музыку моря и мой голос.

Мы медленно спускаемся на дно моря и видим огромный трон украшенный кораллами ярко-красного цвета.

На троне морской царь, сквозь его длинную бороду проплывают весёлые стайки разноцветных маленьких рыбок.

Рядом расположились русалочки, их наряд прекрасен, а украшения из ракушек восхищают своей красотой и оригинальностью.

Неповоротливые крабы танцуют с лёгкими медузами нежно голубого и розового цвета. Морские коньки выполняют затейливые музыкально-ритмические движения.

На бал важно прибыли грозные акулы. Сегодня они в добром расположении и никого не тронут.

Ребята ваши руки это кисти, попробуйте нарисовать всё, что вы видите, не торопитесь.

Наше время истекло и нам пора возвращаться в студию. Очень медленно мы плывём вверх и открываем глаза.

Вам понравилось путешествие на морское дно? Что вам больше всего запомнилось? Расскажите свои ощущения.

Ребята вы любите сладости? Я приглашаю вас, в страну сладкоежек и там вы увидите много необычного и интересного.

Вы готовы? Закройте, пожалуйста, глаза и слушайте меня внимательно.

Обратите внимание на лёгкие, белые облака, они воздушные и сделаны из белого зефира, Яркое и ласковое солнышко из жёлтой пастелы.

Оглянитесь вокруг себя. Мы находимся в детском парке. Скамейки из белого, молочного шоколада, фонтан из лимонада, а зверята по краю бассейна из мармелада, а маленькие рыбки из цветного монпансье.

Деревья в парке тоже очень вкусные, они из хвороста, а листики из крема. Дорожка в парке посыпана арахисом в шоколаде.

Я предлагаю вам проявить фантазию и воображение. Подумайте, и представьте, из чего будет сделан детский городок для маленьких детей.

Ваши руки - это кисти. Приступайте к работе. У каждого будет свой рисунок.

Ребята, наше путешествие закончилось и нам пора возвращаться в студию.

Откройте, пожалуйста, глаза и расскажите про свои ощущения об увиденном. Вам понравилась страна сладостей?

Релаксация как один из здоровьесберегающих методов укрепления психофизического состояния детей в процессе муз. деятельности Релаксация как один из здоровьесберегающих методов укрепления психофизического состояния детей в процессе музыкальной деятельности в детском.

Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей. В современном, динамичном мире, изменения,.

Этюды для развития эмоций дошкольников ЭТЮДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация: в статье этюды для развития эмоций рассматривается методика проведения тренажев, игры-этюды.

Применение аутогенной тренировки у детей и подростков предполагает их способность к самостоятельному освоению метода. Бирман (Biermann) устанавливает нижнюю возрастную границу 10 лет, Крузе (Kruse) проводит обучение аутотренингу с 8 лет. Чем младше дети, тем более наглядными следует сделать формулы, предложенные Шульцем для взрослых.

Разные авторы в разной степени используют гетеросуггестию; особенно ее рекомендует Эберлейн (Eberlein). Наряду с уровнем развития ребенка всегда нужно учитывать и способность родителей к сотрудничеству. Дети с тяжелыми нарушениями контактов, с выраженными гиперкинетическими расстройствами и интеллектуальной ретардацией чаще всего не имеют необходимых предпосылок для обучения аутотренингу.

Некоторые авторы применяют формулы шести основных ступеней аутотренинга (например, Kruse), другие ограничиваются вводной успокаивающей формулой, упражнениями на ощущение тяжести или тепла и упражнениями на дыхание, которые и у взрослых наиболее эффективны при их неспецифическом применении (Friebel). Чем младше ребенок, тем большее число раз проговаривается формула расслабления, причем в процессе терапии постепенно происходит переход от сильного вначале внешнего руководства ко все более самостоятельному тренингу.

Обучение детей в группе часто позволяет легче освоить расслабление (Habersetzer, Schuth).

При тренинге полезно использовать вспомогательные представления (например, при упражнении на ощущение тяжести — воображаемое ношение тяжелой школьной сумки, при упражнении на тепло — представление о том, что загораешь на солнце).


С учетом упомянутых выше ограничений аутогенная тренировка в детском и подростковом возрасте имеет широкий спектр показаний, включающий психомоторные, психосоматические и эмоциональные нарушения. Согласно обзору, сделанному Бирманом (Biermann), она чаще всего применяется при астме, энурезе, психомоторном беспокойстве, заикании, нарушениях концентрации внимания, при лечении задержек развития и синдромов страха у детей. Расстройства сна тоже отлично поддаются терапии с помощью аутогенной тренировки.

Противопоказаниями служат психотические заболевания, так как при проведении тренинга актуализируются ипохондрические бредовые переживания; при тяжелых истерических и ипохондрических неврозах также имеется опасность усиления симптоматики, а при задержках социального и моторного развития и бедности мотиваций скорее показаны способы эмоционального самовыражения (Diesing).

Аутогенная тренировка отличается от других психотерапевтических методов не только доказанностью ее клинической эффективности, но и изученностью психофизиологических связей. Штеллер и Манн (Steller, Mann) сообщают о восьми контролируемых исследованиях эффективности аутотренинга при гипертонической болезни, двух — при головных болях, одном — при вегетодистонии, а также о различных исследованиях на больных, страдающих синдромом раздраженного кишечника, болезнью Крона и нейродермитом.

Во всех работах подтверждена эффективность аутогенной тренировки в отношении основной симптоматики. Одновременно улучшалось психическое состояние пациента в плане страхов и депрессий; параллельно с этим выявлялось улучшение по ряду биохимических и психофизиологических факторов риска.

Фрибель (Friebel) обобщил исследования по тренингу релаксации у детей и пришел к выводу, что детям аутогенная тренировка полезна и что с помощью гетеросуггестии даже в самом раннем возрасте они нередко обучаются релаксации быстрее и лучше взрослых. В ряде исследований эффективность аутотренинга у детей была подтверждена физиологическими измерениями (Dittmann); имеются также работы по влиянию его на симптоматику при психосоматических расстройствах у детей (Kroner et al.).

Аутотренинг (от греч. Autos - сам, свой, само и англ. Training - тренинг) - система упражнений с целью выработки максимальной работоспособности. Умение не только расслабляться, но и собраться.

Аутотренинг – это набор методов для психологического самосовершенствования. Например, следующие методы:

  1. Мышечная релаксация
  2. Самовнушение.
  3. Аутодидактика (самообразование и саморазвитие личности).

Каждый из нас периодически ощущает усталость, причем не ту, что бывает в конце трудного рабочего дня, а сезонную, после долгой зимы, перед отпуском. Если даже нам, взрослым, тяжело вновь влиться в работу, то каково детям, чья психика не подготовлена к подобному стрессу. Вы замечали, как после лета и, особенно, поездки в отпуск, дети с трудом адаптируются к резкой смене режима? И поэтому, когда в детском саду или начинают проводить различные мероприятия, требующие активного участия, детки перенасыщаются эмоциями и сильно устают.

Для таких ситуаций я специально ежедневно после утренних занятий провожу аутотренинг с детьми старшей группы, который благотворно влияет на развитие детей.

Аутотренинг (от греч. Autos - сам, свой, само и англ. Training - тренинг) - система упражнений с целью выработки максимальной работоспособности. Умение не только расслабляться, но и собраться.

Аутотренинг – это набор методов для психологического самосовершенствования. Например, следующие методы:

Аутодидактика (самообразование и саморазвитие личности).

Каждый из нас периодически ощущает усталость, причем не ту, что бывает в конце трудного рабочего дня, а сезонную, после долгой зимы, перед отпуском. Если даже нам, взрослым, тяжело вновь влиться в работу, то каково детям, чья психика не подготовлена к подобному стрессу. Вы замечали, как после лета и, особенно, поездки в отпуск, дети с трудом адаптируются к резкой смене режима? И поэтому, когда в детском саду или начинают проводить различные мероприятия, требующие активного участия, детки перенасыщаются эмоциями и сильно устают.

Для таких ситуаций я специально ежедневно после утренних занятий провожу аутотренинг с детьми старшей группы, который благотворно влияет на развитие детей.

Занятия направлены на развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием, корректировать вредные привычки. Дети в этом возрасте еще плохо умеют справляться со своими эмоциями и снимать напряжение, они могут быть часто недовольны собой. Аутогенная тренировка призвана помочь детям справиться со всеми этими проблемами.

Занятия построены на дыхательных упражнениях и воображении участников. Аутогенная тренировка всегда начинается с обучения технике дыхания, затем следует объяснение поз, задействованных в тренировке.

Особая роль в аутотренинге уделена музыке, сопровождавшей тренировки. Специально подбираются спокойные расслабляющие мелодии. Тренинг начинается с того, что дети располагаются на полу. Погружение в аутогенную тренировку происходит постепенно, перед каждым этапом, чтобы направить детей на концентрацию внимания - считаю до пяти. Итак, дети постепенно успокоились и устроились на полу, закрыли глаза. После начинается самая уникальная часть аутогенной тренировки – воображаемое сказочное путешествие. Этот элемент тренинга очень важен, он помогает ребенку сконцентрироваться на своих ощущениях, каждой части тела отдельно, желании двигаться и снимает психоэмоциональное напряжение.

Каждое путешествие начинается с проговаривания, что нужно почувствовать какой твердый пол, мягкий ковер и дыхательных упражнений, которые выучили в начале занятий. Далее проводился уже обозначенный отсчет до пяти, и… мы превратились в зайчиков, и пришли на поляну, в долине, окруженной горами, а на краю поляны виднеется кромка леса, а с другого края долины течет река.

"Зайки серые устали и на травку прилегли. И серенький зайчик Егор прилег, и пушистый зайчик Настя прилегла, и шустрый зайчонок Максим прилег. Лапки зайки вытянули, лапки у заек тяжелые, теплые: и у зайки Милены теплые, и у зайчика Софьи теплые, и у зайчонка Дениса и Артема теплые и тяжелые, никак не поднять. Ласковый теплый ветерок нежно гладит зайчишек: и зайчика Катю, и заиньку Влада. Трава под ногами мягкая, зайки взглянули на небо и увидели облака, которые превращались в разные фигурки.

Закрываются глазки зайчат: заснул зайчонок Никита, слипаются глазки у заиньки Вари, лобики у заек прохладные. Спят зайки. Снится им зеленая полянка, сладкая морковка. Отдохнули зайки, вытянули лапки, стали здоровыми, красивыми и сильными! Мы вернулись на поляну, в долине, окруженной горами, а на краю поляны виднеется кромка леса, а с другого края долины течет река.

После этого дети садились в круг и обязательно делились впечатлениями, рассказывали, кого повстречали, какими цветами были окрашены их огоньки и многое другое.

В моих руках блюдце с желе. Представьте, что вы и есть это клубничное желе. Какое оно, опишите?

Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдце с желе и оставила его на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять и растекаться.

Представьте, что вы - это замечательное желе. Начинайте таять, растекайтесь во все стороны, опускайтесь на пол, лягте на спину, выпрямите и немного раздвиньте ножки, вытяните ручки, ладошки вверх.

Расслабляется туловище. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте.

Постепенно вы растекаетесь, как желе по блюдцу. Вам приятно и хорошо. Ваше сердце работает равномерно, как хороший мотор. Вам хорошо, вы спокойны. Ваше дыхание спокойно. Сейчас солнышко светит на ваш животик. Живот тёплый. Вам хорошо, вы спокойны. Несмотря на яркое солнышко, небольшой ветерок пробежался по поверхности подтаявшего желе. Он коснулся вашего лобика. Лоб прохладный. Вам хорошо, вы спокойны. Ветерок стал дуть сильнее, и желе перестало таить. Оно стало обратно застывать. Согните руки, напрягите их. Дышите глубоко. Открывайте глаза.

Сотвори в себе солнце

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. . Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

Волшебный цветок добра

Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе .

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами

Посмотрите по сторонам.

Пошлите друг другу добрые мысли.

Всего вам доброго!

Путешествие на облаке

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад. На твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Аутотренинговые упражнения

Цель: снятие психомышечного напряжения, отдых, восстановление сил, мобилизация.

Продолжительность: 10 минут.

Процедура: примите удобную позу, закройте глаза, успокойтесь, медленно мысленно произнесите:

1. Я спокоен, мои мышцы расслаблены… Я отдыхаю.

2. Дышу спокойно. Мое сердце успокаивается. Оно бьется легко и ровно… Я совершенно спокоен.

3. Моя правая рука расслаблена. Моя левая рука расслабленна… Руки расслабленны… Плечи расслабленны и опущены…

4. Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая… Чувствую приятное тепло в руках.

5. Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая… Чувствую тяжесть рук…

6. Расслабленны мышцы правой ноги… Расслабленны мышцы левой ноги… Мои ноги расслабленны…

7. Мои ноги теплые… Приятное тепло ощущаю в ногах… Я отдыхаю…

8. Мое тело расслабленно… Расслабленны мышцы спины… Расслабленны мышцы живота… Чувствую приятное тепло во всем теле… мне легко и приятно… Я отдыхаю…

9. Веки опущены… Расслабленны мышцы рта… Мой лоб прохладен… Я отдыхаю… Я спокоен…

10. Чувствую себя отдохнувшим… Дышу глубоко… Потягиваюсь… Открываю глаза… Чувствую свежесть и прилив сил… Я бодр и свеж…

Цель: заряд краткосрочной энергии и ее оптимальное использование.

Продолжительность: 3 минуты.

Представьте себе яркое ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А теперь… проглотите ее… Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия пронимает во все клетки вашего организма, наполняя ее жаждой что-то сделать, изменить, исправить. Смелее, не ждите, действуйте.

Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.

Продолжительность: 5–10 минут.

Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… Небо озарено радугой и частица этого сияния принадлежит вам… Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши тревоги и огорчения, все отрицательные мысли и чувства, страхи и преумежения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в тленный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно.

Формулы самовнушения сначала произносятся вслух. Здесь очень важна точность. Нужно создать образ состояния, затем дается формула выхода из этого состояния. Детям на первых порах бывает довольно трудно сконцентрироваться, они плохо представляют себе смысл деятельности, поэтому надо проявить терпение и настойчивость. Следует учесть и специфику мышления ребенка. Если, например, он слышит фразу: "Моя рука теплая", то к себе эти слова не относит. Также на первой стадии обучения формулам самовнушения он не относит к себе фразы типа "твоя рука теплая". Как правило, он вступает с тренером (или диктором) во внутренний диалог, отрицая эти установки в силу конкретики своего мышления.

Эффективно использование образов сказочных персонажей, любимых детьми зверюшек, с которыми они легко и с удовольствием себя отождествляют.

Поэтому следует научиться составлять соответствующие возрастному восприятию детей тексты, чтобы они легко могли войти в нужный образ. Кроме того, эти тексты должны содержать завуалированные в образах команды входа в состояние релаксации и выхода из нее. Если удается достичь хорошего уровня представления действия в сознании ребенка, то мысли его превращаются в действительность и происходит релаксация.

Обычно дети хорошо реагируют на такие и подобные им тексты:

"Зайки серые устали и на травку прилегли. И серенький зайчик Егор прилег, и пушистый зайчик Настя прилегла, и шустрый зайчонок Степа прилег. Лапки зайки вытянули, лапки у заек тяжелые, теплые: и у зайки Милены теплые, и у зайчика Софьи теплые, и у зайчонка Дениса и Глеба теплые и тяжелые, никак не поднять. Ласковый теплый ветерок нежно гладит зайчишек: и зайчика Катю, и заиньку Влада. Закрываются глазки зайчат: заснул зайчонок Никита, слипаются глазки у заиньки Вари, лобики у заек прохладные. Спят зайки. Снится им зеленая полянка, сладкая морковка. Отдохнули зайки, вытянули лапки, глубоко вздохнули и открыли глазки!"
- Он предлагается детям в игровой форме.

- Упражнения аутогенной тренировки должны проводиться хотя бы один раз в день. Именно поэтому целесообразно включить их в режим дня детей. В режим дня детей такие тренировки могут включаться утром, днем или вечером. При этом следует помнить, что ее можно проводить не ранее, чем через час после еды.

- Сеанс аутогенной тренировки лучше проводить в затемненной комнате.

Непосредственное проведение сеанса аутотренинга возможно только после предварительного обучения:

1 этап – поза. На этом этапе детей обучают принимать позы кучера, лотоса, пассивную позу и позу лежа.

2 этап – управление дыханием и функционированием мышц, внутренних органов без опоры на волевые усилия. Важно научить детей отдаваться потоку представлений. Этому помогает эффективное использование образов сказочных персонажей, любимых детьми зверюшек, с которыми они легко и с удовольствием себя отождествляют.

Причина неуспеха в этой деятельности может быть в бессистемности и больших перерывах в работе.

- Вы знаете, что одним из видов любимых детских десертов является желе.

В моих руках блюдце с желе. Представьте, что вы и есть это клубничное желе. Какое оно, опишите?

Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдце с желе и оставила его на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять и растекаться.



Представьте, что вы - это замечательное желе. Начинайте таять, растекайтесь во все стороны, опускайтесь на пол, лягте на спину, выпрямите и немного раздвиньте ножки, вытяните ручки, ладошки вверх.

Расслабляется туловище. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте.

Постепенно вы растекаетесь, как желе по блюдцу. Вам приятно и хорошо. Ваше сердце работает равномерно, как хороший мотор. Вам хорошо, вы спокойны. Ваше дыхание спокойно. Сейчас солнышко светит на ваш животик. Живот тёплый. Вам хорошо, вы спокойны. Несмотря на яркое солнышко, небольшой ветерок пробежался по поверхности подтаявшего желе. Он коснулся вашего лобика. Лоб прохладный. Вам хорошо, вы спокойны. Ветерок стал дуть сильнее, и желе перестало таить. Оно стало обратно застывать. Согните руки, напрягите их. Дышите глубоко. Открывайте глаза.

2. При выходе из состояния, если сначала открыть глаза и только потом активизировать мышцы и дыхание — выход из состояния релаксации замедлится. Может сохраниться чувство тяжести, появиться ощущение покалывания, похожее на то, когда затекут руки или ноги. Приказ выхода должен отдаваться решительно.

Моим детям очень понравилось. Теперь необходимо ввести эти занятия в систему.

мы превратились в зайчиков и пришли на поляну, в долине, окруженной горами, а на краю поляны виднеется кромка леса, а с другого края долины течет река.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.