Базисной триадой невротического типа реагирования является

Отношения по линии прародители–родители отличаются конфликтностью (чаще (в 40 %) у бабушки ребенка и его матери). В каждой третьей семье прародители характеризуются как чрезмерно строгие и деспотичные. Отмечается выраженный недостаток эмоциональной теплоты или ее отсутствие.

Недостаток тепла, заботы сопровождается чувством одиночества и тревоги, чем в немалой степени объясняется стремление родителей, особенно матерей, компенсировать свою предшествующую эмоциональную неудовлетворенность гиперопекой по отношению к детям, которая является своеобразным симптомом неудовлетворенности матери, ее защитой от страха одиночества, отчуждения в прошлом и настоящем.

Главное патогенное значение гиперопеки состоит в том, что посредством ее ребенку передается беспокойство матери. Помимо этого, гиперопека означает и подмену общения со сверстниками навязываемым контактом со взрослым, и проявление несамостоятельности ребенка, пассивности, инфантильности.

В наибольшей степени гиперопека выражена у матерей при истерическом неврозе и неврозе навязчивых состояний. Если при истерическом неврозе она связана со страхом одиночества у матери и ее заостренной потребностью найти признание в ребенке, то при неврозе навязчивых состояний гиперопека обусловлена сверхценным страхом матери по поводу предполагаемой возможности несчастья с ребенком. Последним объясняется стремление матери неотрывно держать ребенка около себя, что уменьшает ее беспокойство, но создает болезненную зависимость ребенка от ее эмоционального состояния, а также проблемы при общении со сверстниками.

Тенденция к чрезмерно строгому, ограничивающему контролю проявляется у обоих родителей, но более выражена у матерей. Подобный контроль, как и гиперопека, может быть обусловлен невротическим состоянием родителей, но в отличие от гиперопеки он более характерологически мотивирован, прежде всего, доминантностью (властностью) и негибкостью мышления. Чрезмерный контроль выражается в стремлении родителей предупреждать активность ребенка, предписывать ему образ действий, ограничивать его самостоятельность, запрещать, часто наказывать, следить за попытками ребенка делать по-своему, без меры торопить и подгонять его.

В подобных семьях отсутствуют жизнерадостные, непосредственные, ровные, гибкие и последовательные отношения родителей с детьми. Вместо этого часто по отношению к ребенку проявляются излишняя принципиальность, требовательность и нетерпимость, имеют место частые порицания при отсутствии одобрения и похвалы, несправедливые и незаслуженные наказания, слабая эмоциональная отзывчивость и поддержка, недостаточная душевная щедрость, теплота и искренность. Главное, что родители и дети не умеют общаться между собой, представлять себя на месте друг друга и сохранять ровные и непринужденные отношения.

Жизненный путь ребенка определяется в семье. В этом предопределении заключен высший, сверхчеловеческий закон, изменить который ребенок не в силах, по крайней мере до тех пор, пока не вырастет и не обретет какую-то меру самостоятельности.

Л.С. Выготский считал, что отношение ребенка к внешнему миру – зависимая и производная величина от его непосредственного опыта общения. Образ мира, образ поведения дети лепят непосредственно с родителей и других значимых взрослых (бабушек и дедушек, других ближайших родственников, воспитателей, учителей). Но глубина отпечатка, который оставляют родители в душе ребенка, не поддается никакому сравнению. Ребенок – губка, впитывающая как положительные, так и отрицательные стороны родительских поступков и характера. С самого раннего возраста в него закладывается то, что потом будет составлять суть человека, его личность.

От того, что решит в связи с этим ребенок, во многом определит его отношение к себе, к родителям, к другим людям и к миру вообще. И, конечно же, определит его жизненную позицию. А любовь родителей бывает полноценной, с аномалиями, или ее может вовсе не быть.

Происхождение детских неврозов и психотерапия

Происхождение детских неврозов и психотерапия

В книгу вошли две основополагающие монографии видного отечественного психолога-практика, ведущего специалиста в области детских и подростковых неврозов Александра Ивановича Захарова.

В работе "Неврозы у детей и подростков" рассматривается взаимосвязь невротических расстройств с особенностями психического развития, с условиями воспитания и семейными отношениями, приводятся всевозможные формы их проявлений, раскрываются личные качества и характеристики родителей, приводящие к осложнениям внутрисемейной ситуации и невротическому развитию детей.

Монография "Психотерапия неврозов у детей и подростков" - это подробное описание психотерапевтических методов лечения неврозов, работы с детьми и подростками, снабженное теоретическим обзором и иллюстративными примерами из практики автора.

Для психологов, психиатров, невропатологов, студентов указанных специальностей и всех интересующихся данной проблематикой.

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ.

Глава 1. ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ

Дата рождения, количество детей в семье и порядок рождения.

Глава 2. СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Антенатальные патогенные факторы.

Перинатальные патогенные факторы.

Постнатальные патогенные факторы.

Резидуальная церебральная органическая недостаточность.

Эмоциональный контакт родителей и детей.

Своеобразие детей до заболевания неврозом.

Глава 3. СТРАХ И ТРЕВОГА В ГЕНЕЗЕ НЕВРОЗОВ.

Определение страха и его разграничение.

Семейная обусловленность страхов.

Страхи при неврозах.

Глава 4. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ.

Методика семейного приема.

Рисование как способ диагностики.

Глава 5. ЛИЧНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Состав семьи и образование родителей.

Социально-психологическая структура семьи.

Конфликт в семье.

Глава 6. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ.

Глава 7. ПАТОГЕНЕЗ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Преморбидные особенности детей.

Понятие "жизненной ситуации".

Приложение. ШКАЛА НЕВРОТИЗАЦИИ

УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДИК

ПСИХОТЕРАПИЯ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Глава 1. ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ

Глава 2. СЕМЬЯ КАК ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ФАКТОР НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Обследование семьи детей с неврозами

Прародительская семья и ее влияние на родительскую семью.

Развитие детей до заболевания неврозом

Отношения в семье.

Патогенез неврозов у детей

Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ.

Обзор отечественной литературы.

Обзор зарубежной литературы.

Глава 4. СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Глава 5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Применение психотерапии изобразительного творчества.

Глава 6. ВНУШЕНИЕ И ГИПНОЗ

Глава 7. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ.

Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего "я", оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы - это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений - прародителей, родителей и детей.

Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.

Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов.

К социально-культурным факторам относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезли-ченностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Следует подчеркнуть неблагоприятное влияние на воспитание детей тех матерей, которые стремятся освободиться от своих семейных обязанностей, считая их обременительными и не отвечающими, в их представлении, современному "эмансипированному" положению женщины. Эти чрезмерно категоричные, принципиальные и деловые женщины не придают значения нежным и теплым чувствам в отношениях с детьми, считают семью помехой для достижения честолюбивых замыслов и легко решаются на разрыв семейных отношений. В чем-то данный переходный этап оборачивается увеличением психопатических черт в характере таких женщин, часто бывших единственными детьми в семье. Вместе с тем нарастание нервно-психической нагрузки у работающих и занятых семьей женщин сопровождается их большей невротизацией, что также отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Увеличение числа неврозов у взрослых, прежде всего у родителей, сказывается на увеличении числа неврозов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психотерапевтической и психопрофилактической помощи всем его участникам.

Обращают внимание встречающиеся случаи идентичных возрастных невротических расстройств у сестер, реже - у братьев. Большей частью это относится к неврозу навязчивых состояний в виде фобий - навязчивых страхов с основополагающим для них страхом смерти. Так, одна из сестер в возрасте 7 лет навязчиво мыла руки, опасаясь заражения и последующей смерти; то же было в 7 лет у другой сестры. Общность возрастных в своей основе страхов смерти у сестер подразумевает и общность эмоционально-когнитивного типа реагирования. Повышенной тревожностью обладает мать девочек, обнаруживая к тому же выраженный страх смерти в соответствующем возрасте. В результате она излишне эмоционально реагировала на появление подобного страха у дочерей, пытаясь бороться с ним призывами и ограничениями. Тем самым она еще в большей степени способствовала фиксации страхов, поскольку девочки боялись выразить внешне беспокоящие их чувства. Отец же вследствие своей мнительности и отстраненности от непосредственного общения с дочерьми не смог помочь им разрешить возрастные в своей основе переживания. Влияние тревожно-мнительного реагирования родителей, особенностей их мышления сказалось на самом характере переработки детьми переживаний как навязчивых страхов и опасений.

Таким образом, правильнее будет говорить не о наследственной предрасположенности к неврозам, а о наличии общих, в том числе и генетически обусловленных, способов или типов нервно-психического реагирования, опосредованных конкретным характером отношений в семье.

Иллюстрирует данное положение статистический анализ общности нервно-психического реагирования в трех поколениях семьи детей с неврозами: детей, их родителей и прародителей. Опрос в виде стандартизованного интервью проводился раздельно у матери и отца при условии наличия полных прародительских семей. Всего изучено 94 семьи по линии матери и 80 - по линии отца. В качестве ограничительных использовались 17 признаков: сензитивность; лабильность настроения; возбудимость; тревожность; мнительность; тормозимость; необщительность; фиксация переживаний; эпилептоидные черты характера; ананкастический радикал; гиперсоциальность; ригидность; паранойяльно-подобные черты; неустойчивость; несамостоятельность; доминантность (властность); истерические черты характера.

Сензитивность (при интервью положительный ответ на утверждения типа: "очень ранимый, чувствительный, легко расстраивается") встречается у подавляющего числа детей, матерей; большинства отцов и бабушек (родителей матери и отца). Достоверно чаще сензитивность выражена у матерей и бабушек, чем у отцов и дедушек.

Эмоциональная лабильность (повышенно эмоциональный, легко меняется настроение) имеет место у подавляющего числа детей, у большинства матерей. По женской линии лабильность настроения достоверно выше только в семьях девочек, больных неврозами.

Возбудимость (несдержан, легко выходит из себя, вспыльчив, повышенно-возбудим) присутствует у большинства детей и незначительного большинства матерей. Различия по женской и мужской линии отсутствуют.

Тревожность (часто беспокоится, тревожится, плохо переносит ожидание) свойственна подавляющему числу детей, большинству матерей и бабушек. По женской линии тревожность выражена достоверно чаще, чем по мужской.

Мнительность (часто волнуется по поводу того, что может произойти, во всем сомневается, мнительный) наблюдается в большинстве случаев у мальчиков и их матерей. Как у мальчиков, так и у девочек мнительность достоверно чаще представлена по женской линии.

Гиперсоциальность (заостренное чувство долга, обязанности, ответственности, трудность компромиссов) преобладает у девочек, а также родителей (матерей и отцов) и прародителей (бабушек и дедушек) как девочек, так и мальчиков. Различия по женской и мужской линиям отсутствуют.

Ригидность (трудность изменения своей точки зрения, неуступчивость, упрямство) незначительно преобладает у мальчиков по оценке матери и девочек - по оценке отцов, а также у дедушек по обоим линиям, кроме дедушки у матери девочек. У отцов девочек ригидность встречается относительно чаще (50%), чем у отцов мальчиков (32%). В целом по мужской линии ригидность встречается чаще, чем по женской.

Остальные характеристики из приведенного списка не имеют существенного распространения в семьях детей с неврозами, поэтому мы на них не останавливаемся.

Из рассмотренных характеристик выделяются те, которые встречаются у большинства детей и по крайней мере у одного взрослого: родителя или прародителя. Это сензитивность, эмоциональная лабильность, возбудимость, тревожность, мнительность, гиперсоциальность и ригидность. Вместе они образуют невротический контур личности в трех поколениях семьи детей с неврозами.

В свою очередь, статистически предопределяющими среди данных характеристик будут сензитивность, гиперсоциальность и тревожность. Их можно определить как базисную триаду невротического типа реагирования: на эмоциональном уровне - сензитивность; на уровне характера - тревожность; направленности личности - гиперсоциальность.

Наиболее часто отмечаются сензитивность и гиперсоциальность. Эти характеристики создают известное противоречие между чувственными и рассудочными, эмоциональными и рациональными аспектами психики. Наличие двух одинаково выраженных сторон психического реагирования доказывает, что, в целом, в семье детей с неврозами нет одностороннего преобладания эмоционального или сугубо рационального типа реагирования, и речь, таким образом, идет именно об их сочетании.

Представляет интерес сочетание некоторых изученных характеристик в семье. Сензитивность, лабильность настроения и возбудимость рассматриваются как эмотивность, в то время как мнительность, ананкастический радикал (подчеркнутое стремление к порядку и чистоте, наряду со склонностью к навязчивым мыслям и повторениям) и гиперсоциальность образуют комплекс подчеркнутой рациональности. Наибольшие баллы по эмотивности и рациональности получают матери, достоверно отличаясь этим от остальных взрослых членов семьи. Тем самым психика матерей детей с неврозами является наиболее противоречивой в плане выраженности ее эмоциональных и рациональных сторон.

При подсчете суммарных величин всех 17 приведенных характеристик можно получить своего рода индекс характерологического своеобразия. Достоверно чаще он выражен среди взрослых у матерей, в первую очередь у матерей мальчиков, что подчеркивает большую вероятность заболевания неврозами у мальчиков, матери которых характерологически более изменены.

У бабушек в сравнении с дедушками был выявлен достоверно больший индекс характерологического своеобразия. В большей степени это своеобразие присуще бабушкам по линии матерей и достигает максимального выражения в семьях девочек. Этих бабушек следует считать наиболее патогенным прародительским звеном в характерологической структуре семьи детей с неврозами.

Заслуживает внимания достоверно большая выраженность характерологических изменений по взрослой женской линии (мать, обе бабушки) в сравнении с мужской (отец, оба дедушки). В большей степени они представлены в семьях девочек.

Приведем данные дополнительного интервью со 117 матерями и 106 отцами, согласно которому у большинства матерей (61 %) выявлены признаки нервности в детстве в отличие от их достоверно меньшего распространения в этом возрасте у отцов (36%). На момент проведения интервью частота диагностируемого невроза у матерей соответствует частоте нервности в детстве, в то время как у отцов невроз диагностируется значительно реже проявлений нервности в детстве. Следовательно, нервность по женской линии обладает относительно большей устойчивостью, чем нервность по мужской линии, отличающаяся большей вариативностью и возрастной изменчивостью (динамикой).

В связи с рассматриваемой проблемой изучена похожесть в семье по признакам общих черт лица (внешности) и характера. Для решения этой задачи у детей наиболее подходит возраст 7-11 лет, когда изучаемые признаки достаточно развиты и нет пубертатных возрастных изменений. В исследуемой группе - 129 детей (76 мальчиков и 53 девочки) с неврозами и такое же количество - в норме /2/; всего 258 детей. Установлено, что мальчики 7-11 лет при неврозах достоверно чаще, чем в норме, походят внешне на отцов.

У девочек с неврозами достоверно более идентичный характер с отцами, чем в норме (рДата рождения, количество детей в семье и порядок рождения. В литературе имеются указания на выделяющиеся месяцы рождения детей, впоследствии заболевающих психическими заболеваниями. В отношении неврозов нами проанализированы даты рождения у 356 детей и подростков. Не обнаружено существенного преобладания дат рождения по месяцам или временам года.

Недавно столкнулся с любопытным ресурсом, "Моноклер". Среди прочих материалов - мой живейший интерес вызвала публикация о "большом инфантильном трио" клинического психолога Марии Петросян.

Указанная триада - представляется автору, как можно заключить из эмотивно-блуждающего стиля повествования, в виде чего-то однопланового. По крайней мере, я так заключил и хочу это мнение оспорить. Дело в следующем: это, так называемое "инфантильное трио", или триада - не представляет собой совокупность сущностей одного типа. Это - центральная причинно-следственная цепочка невротичесой патологии.

Разъясняю далее. Сама по себе, трида представляет собой следующие штуки:


  1. Инфантильное всемогущество;
  2. Патологическое чувство вины;
  3. Нравственный мазохизм.
Уже беглый взгляд на перечисленное - немного разбирающемуся в психологии позволяет оценить, что это именно последовательность "Верование - Переживание - Поведение". Заметить можно, что такая концепция упрощена, но имеет определённую - и довольно значимую - эвристическую ценность.

А именно, заключается эта ценность в том, что верования о собственном всемогуществе - признаются психоанализом наших дней в качестве части недоразвитого, невротического Супер-Эго. Это, проще выражаясь - представления о "должно", превосходящие реалистичное "могу". На уровне визуальных аналогий, я слыхал от нескольких аналитиков фразы в духе "В психоанализе Эго становится больше Супер-Эго" - что на человеко-русский переводится "должен не больше, чем могу".

Соответственно - у невротического пациента его многообразные "должнанизмы" заметно превышают возможности, доступные в реальных условиях. То есть по обратной аналогии, Сверх-Я "больше" (важнее, правильнее, значимей), чем Я. Точнее - иррациональные идеи о том, как должно быть (согласно магическим верованиям о всемогуществе), попросту более достоверны с невротической перспективы, чем рациональная оценка актуальных обстоятельств.

Рассмотрим всё же по очереди.

Всемогущество.
Инфантильная вера во всемогущество - является ядерным, определяющим ингредиентом того, что называют магическим мышлением. Более широко такое мышление определяют как представление-переживание близкой и неразрывной связи между внутренним, субъективным миром идей и переживаний с одной стороны - и реальным миром объективных событий с другой.

Зигмунд Фрейд проследил и описал в моей излюбленной его работе "Тотем и табу" (по некоторым источникам - и сам Зигмунд считал этот тематический сборник своей лучшей работой, по крайней мере в жанре эссе) несколько ключевых особенностей идей всемогущества и магического мышления в целом:

Всемогущие верования характерны для ранних, архаичных стадий развития и в филогенезе, развитии человека как вида, и в онтогенезе, развитии каждой отдельной особи. Вполне можно сказать, что для младенца всемогущество - это нормальное состояние до определённой поры. Маргарет Малер связывает возникновение подобных представлений с моментом, когда малыш обретает способность перемещаться в пространстве самостоятельно; многие другие авторы, например Шандор Ференци - описывают ещё более ранние обстоятельства, которые можно с переживанием "магической силы желания" соотнести.

"Мантия" всемогущества также имеет прослеживаемый исторически психологический путь. Сперва это свойство отождествляется с собственным Я, затем - переносится на внешние фигуры и в конечном итоге рассыпается под воздействием реальности и развития рациональных способностей. Фрейд соотносил эти три условных этапа с фазами эволюции человеческого сознания - сперва магия возникает как иллюзорная возможность всемогущего контроля окружающего мира.

Чуть позже - формируется известное мифическое, и затем религиозное представление - о том, что всемогущие сущности имеют место быть, но к сожалению, это не я и не мои сородичи. В качестве последнего этапа Зигмунд называл научное мировоззрение - где никаких всемогущих персонажей нет; существуют только законы природы, подчиняющие причинам и следствиям.

В индивидуальном процессе развития - полное соответствие: от собственного всемогущества ребёнок переходит к приписыванию всемогущества значимым взрослым, родителям. И, по идее - в ходе жизнедеятельности идея о вообще чьём-либо всемогуществе должна устраняться. Но нет, как показывает опыт - автоматически это не происходит, многие так и сохраняют архаические представления разной степени оголтелости.

Ради примера - можем себя протестировать на доверие таким утверждениям:


  • "В моей жизни всё зависит от меня".
  • "Смог кто-то из людей - и у меня тоже получится".
  • "Добиться можно чего угодно, если по настоящему захотеть".
И далее в том же духе. Достаточно часто можно увидеть подобные изречения в популярных публикациях и программах, вроде бы о психологии. Но это - магия, в своём инфантильном и патогенном смысле. Патология следует непосредственно за тем, как всемогущие и магические установки сталкиваются с неподчиняющейся им реальностью.

Вина.
Существует здоровая, зрелая форма чувства вины - некоторые её предпочитают называть сожалением. Это - естественное чувство, происходящее из восприятия причинения незаслуженного вреда кому-то значимому, сопровождаемое импульсом исправить содеянное, возместить ущерб. Таким образом, вину относят к так называемым про-социальным эмоциям, которые имеют конструктивную для сообщества особей функцию.

Невротическая вина - это нечто иное. Это переживание патологическое, разрушительное и - что важно - чаще всего не имеет в основе реально совершённых актов неправомерного причинения зла кому-либо. Вина невротика - следствие хронического нарушения магических предписаний к собственным мыслям и чувствам. Иначе говоря, это вина за преступления, которых человек просто не совершал. Фрейд писал, что иррациональное чувство вины невротика - впору массовому убийце-рецидивисту, если бы это всё обуславливалось рациональными поводами и доводами.

Однако причина инфантильной вины и, как сейчас признаётся - невротической патологии характера вообще, не происходит из рациональной оценки. Её источник - рассмотренное выше всемогущество и магическое мышление. В частности, это "всемогущество мысли", словами одного из пациентов - уравнение значимости внутренних фантазий и реальных действий. В какой-то степени, и душевно больной, и ребёнок ощущают свои мысли полностью равноценными своим поступкам. Взрослому сознанию вполне очевидно, насколько это не так - но в бессознательном подобные скрытые установки вполне могут сохраняться очень долго, хоть всю жизнь. Наравне с указанными выше идеями о "всё зависит от меня" и так далее.

Другое свойство невротической вины - она также бессознательна. Парадокс, но несмотря на вроде бы постоянное чувство собственной повинности, невротик даже не осознаёт этого. Более того - переживание вины как таковой избегается всеми возможными способами. Ведущий из которых - следующий элемент системы, самонаказание или моральный мазохизм.

Мазохизм.
Под мазохизмом здесь и в большинстве современных психоаналитических источников имеется в виду не половое извращение. Хотя это первое и основное значение: переживание наслаждения от причиняемой себе (другими или собой же) боли.

Моральный мазохизм - это обобщение бессознательного поведения невротика, которое направлено на бестолковое и бесконечное псевдо-искупление инфантильной вины. Хабиб Дэванлу называет проявление этого механизма в психотерапии "большим сопротивлением вины". Об этом также писал и Фрейд: бессознательные структуры СверхЯ пациента просто-напросто "не хотят", чтобы произошло лечение - ведь иначе "преступник останется безнаказанным".

Эта теория может выглядеть, даже для психологов, излишне драматичной и спекулятивной. Однако множество эмпирических фактов она объясняет, не создавая противоречий. Так, например, довольно значительная группа пациентов, в частности депрессивных - от поддерживающей терапии не то что не получает улучшения, а ещё более обостряет симптомы. Психоаналитическая интерпретация - состоит в том, что получение "незаслуженной" заботы, поддержки и помощи вызывает мощное противодействие со стороны нездорового Сверх-Я.

В русле этой "пенитенциарной" деятельности - психодинамическая традиция выделила множество частных способов создавать себе проблемы, все из которых сводятся к единой мазохистской мотивации:


  • Само-Лишение (Аутодепривация) - вроде бы "случайная" невозможность удовлетворять свои потребности и поддерживать собственный комфорт;
  • Самонебрежение - или, как сейчас именуют скорбные головой в "терапевтических сообществах", неглект - пренебрежение собственной волей, желаниями, правами и так далее. Любопытно, что нередко это является частью "синдрома жертвы" - когда пациент, якобы "неспособный" заботиться о себе сам, проецирует "неглект" на окружающих, ожидая от них опеки и удовлетворения своих же нужд;
  • Самонападение (Аутоагрессия) - вполне заметные способы причинить себе ущерб, от мягкого, но всё же бессмысленного самопорицания до
  • Самоповреждение - причинение себе физически болезненных ощущений; иногда может выглядеть как "половой мазохизм", и тем не менее оказывается именно нравственным способом "искупления";
  • Самосаботаж - подрыв успеха собственных начинаний, целей и прочее из этой серии;
  • Самоотрицание и/или Самоотвержение - в целом понятное явление. К слову, без конца упоминаемое безусловное принятие - антидот не против обесценивания или другой формы осуждения, а именно от отрицания себя.
  • Провокация агрессии от окружающих - более явный паттерн поведения, чаще всего включающий в себя проективную идентификацию и тот или иной вариант патологического переноса.
Вся эта трида - в целом может быть названа попросту "Деструктивной Невротической Системой" (Н. Кун), более метафорично - "Нарушитель Бессознательного" (Perpetrator of Unconscious - Х. Дэванлу). При любом названии основное - подчернкуть имперсональность и сугубо механическую природу этих психологических механизмов, причиняющих страдания и несчастья пациентам. В общем, это же выразил и Фрейд - "где было Оно, там Я должен стать".

В качестве мини-вывода - могу вставить мнемоничную фразу Альберта Эллиса: " Cherchez la should, cherchez lе must" - в непонятной ситуации стоит обратиться к поиску всемогущего обязательства и его опровергнуть.

Введение

В настоящее время в связи с повышенной стрессовой нагрузкой в обществе происходит неуклон­ный рост частоты нервно-психических заболева­ний, относящихся к пограничным состояниям и пси­хогенным расстройствам [1]. По официальным данным ВОЗ, число психогенных нарушений (социально обусловленных нервно-психических расстройств) в развитых странах за последние 65 лет выросло в 24 раза, в то время как число психических заболеваний (биологически обусловленных расстройств) – только в 1,6 раза [2].

Наиболее распространенным видом психогенных расстройств как у взрослых, так и у детей являются неврозы [2]. Неврозами страдают, по официальным данным, не менее 14% от общего числа детей и подростков [4]. Но при анализе частоты встречаемости невротических расстройств следует учесть огромное количество неучтенных случаев неврозов, соотношение которых с учтенными случаями предположительно составляет 5:1 [1].

Неврозы в детском и подростковом возрасте выступают как расстройства формирующейся личности: они навсегда оставляют неизгладимый след в психике ребенка, приводят к возникновению стойких нарушений личности, оказывая крайне неблагоприятное воздействие на всю дальнейшую жизнь ребенка. Таким образом, современное состояние проблемы требует немедленных действий по исследованию, профилактике и лечению неврозов у детей и подростков. Изучению особенностей неврозов у детей и подростков посвящена данная работа.

1. Понятие невроза в современной науке

Неврозы являются пограничными состояниями, т.е. состояниями, находящимися на границе между нормой и патологией. Неврозы не считаются ни нормой психологического здоровья, ни патологией [6].

По этиологии неврозы относятся к группе реактивных (психореактивных, психогенных) состояний, т.е. заболеваний, возникающих под влиянием психической травмы или в психотравмирующей ситуации [1; 5].

  1. Психогенные заболевания вызываются психи­ческой травмой;
  2. Психическая травма находит отражение в содер­жании симптомов этих заболеваний;
  3. Реактивные состояния заканчиваются при пре­кращении действия вызвавшей их причины.

Таким образом, реактивные состояния, и в том числе неврозы, носят обратимый характер и, соответственно, в каждом случае существует определенная вероятность выздоровления.

В научной литературе различные авторы по-разному определяют понятие невроза. Перечислим основные определения неврозов:

Таким образом, в предложенных определениях акцентируются различные характеристики неврозов, прежде всего, их приобретенный характер и психогенное происхождение. Однако реактивное происхождение невроза не всегда рассматривается как воздействие психологических травм.

Таким образом, неврозы являются обратимыми психореактивными состояниями, характеризующимися частичностью (парциальностью) личностных расстройств.

2. Формы неврозов

Традиционно выделяют следующие три формы неврозов[5; 6]:

Общими особенностями всех форм неврозов являются нарушения эмоциональной сферы (эмоциональное напряжение, тревожность, постоянно сниженное, подавленное настроение и т.д.), часто проявляющиеся соматовегетативными расстройствами (дрожь, потливость, сердцебиение, бледность, затруднения дыхания и т.д.) [1].

В детском и подростковом возрасте для перечисленных форм неврозов характерны следующие особенности:

Таким образом, в детском и подростковом возрасте наблюдаются те же формы неврозов, что и у взрослых, но характеризующиеся определенными возрастными особенностями.

3. Причины неврозов у детей и подростков

Все факторы, под влиянием которых происходит возникновение неврозов, можно разделить на биологические (связанные с особенностями организма) и социальные (связанные с воздействием общества и непосредственного социального окружения).

К биологическим факторам возникновения неврозов относятся нерв-но-соматическая ослабленность и понижение биотонуса организма вследствие неблагоприятных влияний на организм матери во время беременности, включая эмоциональное неблагополучие, инфекции и травмы головного мозга, невропатии, резидуальной церебральной органической недостаточности, вегето-сосудистой дистонии, хронического течения соматических заболеваний, гормональной неустойчивости в подростковом возрасте и т.п. [1; 2; 3].

Свойства нервной системы определяют особенности темперамента человека, которые, в свою очередь, обусловливают особенности эмоционального реагирования субъекта. Согласно результатам эмпирических исследований А.И. Захарова [2], предрасположенность к неврозам связана с такими свойствами темперамента, как сензитивность (ранимость, чувствительность), эмоциональная лабильность (склонность к частым переменам настроения), возбудимость (тенденция к острому эмоциональному реагированию), тревожность, мнительность (склонность к чрезмерным волнениям и сомнениям), импрессивность (склонность к внутренней переработке, накоплению отрицательных чувств), гиперсоциальность (заостренное чувство долга, обязанности, ответственности, трудность компромиссов) и ригидность (негибкость психических процессов).

Наибольшее значение все авторы придают социальным факторам возникновения невроза с безоговорочным преобладанием роли семьи в этиологии неврозов. Все социальные факторы, воздействующие на ребенка и способствующие возникновению невроза, А.И. Захаров разделяет на три основные группы [2]:

  1. Социально-психологические – наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи, изолированность семьи в сфере внешних контактов.
  2. Социально-культурные – проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезличенностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.
  3. Социально-экономические – неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Рассмотрим более подробно особенности семьи как факторы возникновения невроза, вслед за А.И. Захаровым, проводившим многочисленные эмпирические исследования данной темы [2]:

Различные формы неврозов развиваются в ответ на различные стили воспитания в семье:

Среди социальных факторов развития невроза следует отметить острые психологические травмы, часто вследствие испуга, нервного потрясения, а также раннего отрыва от матери (поступление в ясли, госпитализация без матери в первые годы жизни, раннее помещение ребенка в санаторий и т.д.) или от отца, если ребенок к нему привязан (развод родителей), особенно в случаях смерти родителя [3]. При этом, чем большая предрасположенность к невротическим реакциям существует у ребенка вследствие особенностей нервной системы, тем мень­шая психическая травма достаточна для развития невроза [5].

Механизм формирования невроза запускается внутренним конфликтом разнонаправленных потребностей ребенка. Как правило, содержание этого конфликта заключается в том, что, с одной стороны, ребенок стремится реализовать свои врожденные побуждения, с другой стороны, ему необходимо выполнять их требования, вступающие в противоречие с его естественными побуждениями [2].

Вследствие внутреннего конфликта ребенок вынужден выбирать удовлетворение только одной из двух противоположно направленных потребностей. Другая потребность при этом остается нереализованной, т.е. происходит депривация – дефицит возможности удовлетворения биологически и социально зна­чимых потребностей, которая, в свою очередь, является источником стресса [1].

Таким образом, схему формирования невроза можно представить следующим образом: несоответствие внутренних возможностей внешним требованиям → внутренний конфликт → депривация → стресс → нервно-психическое напряжение → истощение психофизиологических ресурсов.

4. Возрастные особенности неврозов

Неврозы являются наиболее часто встречающейся формой нервно-психической патологии как у взрослых, так и у детей [2]. Но вероятность развития неврозов различна в разных возрастных группах. Детский и подростковый возраст являются предрасполагающими факторами возникновения и развития неврозов [1], поскольку дети и подростки психологически наиболее уязвимы: во-первых, у детей и подростков система психологической защиты является еще недостаточно развитой, а во-вторых, они в силу ограниченности жизненного опыта еще не владеют способами разрешения внешних и внутренних конфликтов [2].

Подробно изучив неврозы детей и подростков, В.Д. Менделевич [4] выделил 118 типичных клинических феноменов, характеризующих неврозы в детском и подростковом возрасте (перечень представлен в приложении).

А.И. Захаров [2] выделил семь основных направлений изменений личности у детей и подростков вследствие невроза:

  1. Снижение общей продуктивности и активности за счет нарастания астенических расстройств и пораженческих настроений;
  2. Увеличение беспокойства и тревожности, появление аффективной настороженности и защитно-избегающего эгоцентрического типа поведения;
  3. Эмоционально-депримированный фон настроения;
  4. Развитие неуверенности в себе и затруднений в прогнозировании событий;
  5. Зависимость от других в общении вследствие аффективно-заостренного ожидания повышенного внимания к себе, сочувствия и поддержки;
  6. Субъективизм в оценках при реактивно обусловленной негибкости мышления и его иррациональной переработке;
  7. Непоследовательность и противоречивость в поступках.

Таким образом, в детском и подростковом возрасте, когда происходит становление психологических особенностей человека, неврозы накладывают отпечаток на формирование личности и нередко приводят к невротическому развитию личности – симптомы неврозов прогрессируют и усложняются и приводят к формированию психологически нездоровой личности [5].

Заключение

Можно предположить, что основной причиной создавшегося положения является психологическая безграмотность родителей, их неумение правильно воспитывать своих детей, непонимание последствий своих поступков и требований по отношению к детям. И, следовательно, наиболее действенным способом борьбы с неврозами детей и подростков может стать их профилактика путем психологического просвещения родителей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.