Бесхордовые эволюция нервной системы

Нервная система имеет эктодермальное происхождение.

Ф у н к ц и и н е р в н о й системы:

· регулирует работу всех систем органов;

· обеспечивает связь организма с окружающей средой;

· объединяет организм в единое целое;

· определяет психическую деятельность человека как социального

Нервная система ланцетника представлена трубкой, которая

расположена над хордой. Полость нервной трубки называется невроцель. В

передней расширенной части трубки находится обонятельная ямка. По всей

нервной трубке расположены глазки Гессе (светочувствительные клетки).

В процессе эволюции передний отдел нервной трубки ланцетника

образует головной мозг, а из невроцеля образуются желудочки мозга.

Желудочки сообщаются между собой и со спинномозговым каналом. Над

желудочками расположены части мозга, которые составляют его крышу,

основание (или дно мозга) расположено под желудочками.

Первоначально закладываются 3 мозговых пузыря. Дальше делятся

пополам первый и третий пузыри – образуется 5 мозговых пузырей, а из них

5 отделов головного мозга: 1 – telencephalon – собственно передний мозг –

(полушария и боковые желудочки); 2 – diencephalon – промежуточный мозг

(его полость – третий желудочек); 3 – mesencephalon – средний мозг; 4 –

metencephalon (мозжечок); 5 – myelencephalon (продолговатый мозг).

Эволюция нервной системы идет по пути дифференцировки нервной

трубки на головной и спинной мозг (центральная нервная система) и

дифференцировки периферической нервной системы (ганглии и нервные

Более сложными являются направления эволюции головного мозга:

· увеличение его объема;

· дифференцировка отделов и образование изгибов (передний изгиб –

в области среднего мозга, средний – изгиб моста, задний изгиб – в области

· развитие коры переднего мозга, борозд и извилин;

· развитие и совершенствование органов чувств.

Передний мозг рыб не разделен на полушария; основную его массу

составляет дно, где расположены полосатые тела. От переднего мозга

отходят небольшие обонятельные доли, и он является обонятельным

центром. Наиболее развит средний отдел мозга. Он представлен зрительными

долями и служит зрительным центром. В среднем отделе мозга

анализируется информация, поступающая от всех органов чувств. Он

является интегрирующим центром. Такой тип мозга получил название

ихтиопсидного. В связи со сложностью движений у рыб хорошо развит

мозжечок. От головного мозга отходит 10 пар черепно-мозговых нервов.

Головной мозг амфибий имеет слабо развитый мозжечок (малая

подвижность и однообразные движения). Полушария лучше развиты, чем у

рыб, и полностью разделены. Средний мозг сохраняет функцию

интегрирующего центра. Как и у рыб, от мозга отходит 10 пар черепно-

В связи с разнообразными условиями обитания у рептилий более

крупным становится передний мозг. Хорошо развиты обонятельные доли и

полосатые тела. На полушариях переднего мозга появляются участки коры

примитивного строения. Эта древняя кора называется архипаллиум.

Интегрирующую функцию принимают на себя полосатые тела переднего

мозга (зауропсидный тип мозга). Сокращаются размеры среднего мозга.

Мозжечок развит лучше, чем у амфибий. 12 пар черепно-мозговых нервов.

У млекопитающих значительно развит передний мозг. Его размеры

увеличились за счет крыши мозга, которая полностью покрыта корой. Эта

кора получила название новой коры, или неопаллиума. Она имеет сложную


структуру и состоит из нескольких слоев клеток разного типа. Новая кора

образует борозды и извилины. В ней находятся центры органов чувств и

психической деятельности. Кора становится интегрирующим центром, и

такой тип мозга называется маммальным. Резко уменьшен средний мозг;

вместо двух зрительных долей он имеет четверохолмие. Передние бугры

четверохолмия связаны со зрительными рецепторами, задние бугры – со

слуховыми. Мозжечок увеличен в размерах, его структура стала более

Мозг человека и млекопитающих имеет функциональную асимметрию.

Правое полушарие переднего мозга отвечает за образное мышление, левое – за

абстрактное, в левом полушарии находятся центры письменности и устной речи.

Онтофилогенетически обусловленные аномалии развития головного

мозга у человека:

· неполное разделение полушарий переднего мозга;

· отсутствие больших полушарий (анэнцефалия);

· микроцефалия (уменьшение размеров головного мозга);

· неразделение мозжечка и продолговатого мозга;

· врожденная водянка головного мозга (гидроцефалия).

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

Нервная система у хордовых представлена нервной трубкой, которая дифференцируется на головной и спинной мозг.

У низших хордовых нервная трубка имеет вид полой трубки (невроцель) с отходящими от трубки нервами. У ланцетника в головном отделе образуется небольшое расширение – зачаток головного мозга. Это расширение получило название желудочка.

У высших хордовых на переднем конце нервной трубки образуется три вздутия: передний, средний и задний пузыри. Из первого мозгового пузыря образуется в дальнейшем передний и промежуточный мозг, из среднего – средний, из заднего – мозжечок и продолговатый мозг, переходящий в спинной.

У всех классов позвоночных животных мозг состоит из 5 отделов (передний, промежуточный, средний, задний и продолговатый), но степень их развития неодинакова у животных разных классов.

Так у круглоротых все отделы головного мозга расположены друг за другом в горизонтальной плоскости. Продолговатый мозг непосредственно переходит в спинной с центральным каналом в нутрии.

У рыб головной мозг более дифференцирован по сравнению с круглоротыми. Объем переднего мозга увеличен, особенно у двоякодышащих рыб, но передний мозг еще не разделен на полушария и функционально служит высшим обонятельным центром. Крыша переднего мозга тонкая, она состоит только из эпителиальных клеток и не содержит нервной ткани. В промежуточном мозге, с которым связан эпифиз и гипофиз, расположен гипоталамус, являющийся центром эндокринной системы. Наиболее развитым у рыб является средний мозг. Хорошо выражены в нем зрительные доли. В области среднего мозга имеется изгиб, характерный для всех вышестоящих позвоночных. Кроме того средний мозг является анализирующим центром. Мозжечок, входящий в состав заднего мозга, развит хорошо в связи со сложностью движения у рыб. Он представляет собой центр координации движения, его размер варьирует в зависимости от активности движения разных видов рыб. Продолговатый мозг обеспечивает связь высших отделов головной мозга со спинным и содержит центры дыхания и кровообращения.

Из головного мозга рыб выходит 10 пар черепно-мозговых нервов.

Такой тип мозга, в котором высшим центром интеграции является средний мозг, называется ихтиопсидным.

У амфибий нервная система по своему строению близка к нервной системе двоякодышащих рыб, но отличается значительным развитием и полным разделением парных вытянутых полушарий, а также слабым развитием мозжечка, что обусловлено малой подвижностью амфибий и однообразием их движений. Но у амфибий появилась крыша переднего мозга, называемая первичным мозговым сводом – архипаллиумом. Число черепно-мозговых нервов, как и у рыб, десять. И тип мозга тот же, т.е. ихтиопсидный.

Таким образом у всех анамний (круглоротых, рыб и амфибий) ихтиопсидный тип головного мозга.

В строении головного мозга рептилий, относящихся к высшим позвоночным, т.е. к амниотам, отчетливо выражены черты прогрессивной организации. Значительное преобладание над другими отделами мозга получают полушария переднего мозга. У их основания расположены крупные скопления нервных клеток – полосатые тела. На латеральной и медиальной сторонах каждого полушария появляются островки старой коры – архикортекс. Размеры среднего мозга сокращаются, и он теряет значение ведущего центра. Анализирующим центром становится дно переднего мозга, т.е. полосатые тела. Такой тип мозга называется зауропсидный или стриарным. Мозжечок увеличен в размерах в связи с многообразием движений пресмыкающихся. Продолговатый мозг образует резкий изгиб, характерный для всех амниот. Из головного мозга выходит 12 пар черепно-мозговых нервов.

Такой же тип мозга характерен и для птиц, но с некоторыми особенностями. Полушария переднего мозга относительно большие. обонятельные доли у птиц развиты слабо, что указывает на роль обоняния в жизни птиц. В противоположность этому средний мозг представлен крупными зрительными долями. Хорошо развит мозжечок, из головного мозга выходит 12 пар нервов.

Головной мозг у млекопитающих достигает максимального развития. Полушария настолько велики, что покрывают средний мозг и мозжечок. Особо развита кора больших полушарий, площадь ее увеличена за счет извилин и борозд. Кора имеет очень сложное строение и называется новой корой – неокортекс. Появляется вторичный мозговой свод – неопаллиум. Спереди от полушарий расположены крупные обонятельные доли. Промежуточный мозг, как и у других классов, включает эпифиз, гипофиз и гипоталамус. Средний мозг относительно мал, он состоит из четырех бугров – четыреххолмия. Передняя кора связана со зрительным анализатором, задняя – со слуховым. Наряду с передним мозгом сильно прогрессирует мозжечок. Из мозга выходит 12 пар черепно-мозговых нервов. Анализирующим центром является кора больших полушарий. Такой тип мозга называется маммальным.

4. Пищеварительная система

Функцией пищеварительной системы является переваривание продуктов питания, всасывание питательных веществ и удаление из организма непереваренных остатков пищи.

Дата публикования: 2015-10-09 ; Прочитано: 2582 | Нарушение авторского права страницы

Одновременно с совершенствова­нием органов движения развивалась центральная нервная система с ее периферией, управляющая сложным комплексом движений организма и регулирующая его физио­логические функции. Эти функции обеспечивают восприятие органами чувств, ориентация животного в прост­ранстве, формирование его пове­дения в меняющейся среде. Закладывающаяся на спинной стороне зародыша позвоночных нервная пластинка погру­жается под кожу и сворачивается в трубку, передний конец которой открывается отверстием – невропором – наружу, а задний – нейрокишечным каналом соединяется с полостью первичной кишки. Оба отверстия вскоре закрываются. При замыкании трубки нервные складки образуют в ее верхней части парные боковые выросты – ганглионарные пластинки, из которых в дальнейшем образуются спинномозговые узлы, часть ганглиев голов­ных нервоз и ганглии симпатической (вегетативной) нервной системы.

Нервная система класса головохордовые представлена толстостенной нервной трубкой, лежашей над хордой. Однако название свое они получили за счет того, что передний конец трубки выдается немного вперед. Узкая полочть трубки здесь – невроцель – образует расширение, которое считается зачатком мозгового желудочка. У класса Асцидии нервная система упрощается – нервные ганглии без внутренней полости. У класса Аппендикулярии от нервного ганглия отходит нервный ствол. Пять отделов головного мозга харак­терны для всех позвоночных животных, но степень их развития, детали строения и функции существенно отличаются в разных классах.

В организме позвоночного животного, где одновременно, получается, передается и обрабатывается огромное количество раз­нообразной информации, усложняются нервные пути.

Тонкий слой серого ве­щества выстилает стенки полостей желудочков. Верх переднего мозга – мантия – у большинства низших позвоночных образован только белым веществом; лишь у двоякодышащих рыб и земноводных в ее поверхностном слое появляется небольшое число нервных клеток. У хрящевых рыб внешне появляется деление как бы на 2 полушария, хорошо развиты обонятельные доли, передний мозг служит как высший обонятельный центр. У пресмы­кающихся в мантии имеется серое вещество, (скопление нервных кле­ток), представляющее зачаток коры больших полушарий и первичный свод – архипаллиум. У птиц объем переднего мозга резко возрастает, но сохраняется тот же тип строения, что и у пресмыкающихся, появляется неопаллиум. У млекопитающих величина переднего мозга увеличивается не столько за счет разрастания поло­сатых тел, сколько путем развития серого вещества на поверхности мантии. Этот слой нервных клеток, функционирующий как высший ассоциативный центр, называют корой больших полушарий. Его подразделяют на первичную кору, или гиппокамп – разрастание образовавшегося у пресмыкающихся за­чатка коры, и на вторичную кору. На ней образуются борозды (извилины), за счет которых возрастает наружная поверхность коры.

Утолщенные стенки промежуточного мозга называют зрительными буграми; выросты их стенок образуют зрительные нервы (11 пара головных нервов), имеющие хиазму (перекрест): часть во­локон нерва правой стороны уходит в левый нерв, а часть волокон слева пере­ходит в правый нерв. Зрительные нервы иннервируют только сетчатку глаза. По­зади хиазмы па дне промежуточного мозга образуется полый вырост – во­ронка, к передней стенке которого примыкает железа внутренней секреции – гипофиз. На тонкой крыше промежуточного мозга развиваются два пу­зыревидных образования: передний называется теменным или париетальным органом, а задний пинеальным органов или эпифизом. У круглоротых оба образо­вания выполняют роль светочувстви­тельных органов; оба несут и секреторную функцию. У остальных позвоночных животных эпифиз функционирует только как железа внутренней секреции. Теменной (париентальный) орган со­храняется у некоторых рыб, земноводных и у части пресмыкающихся как светочувствительный орган; у остальных позвоночных исчезает.

У хрящевых рыб в среднем мозге возникают вздутие. Крыша среднего мозга приподнята парными зрительными долями и образует, двухолмие; у млекопитающих оно превращается в четверохолмие. Начиная с двоякодышащих рыб и земноводных, значение среднего мозга как зрительного центра умень­шается.

У круглоротых, части рыб и земноводных задний мозг имеет вид небольшой складки – мозжечка, ограничивающей спереди крышу четвертого желудочка. У хрящевых рыб он разрастается, прикрывая заднюю часть среднего и переднюю часть продолговатого мозга. У пресмыкающихся и особенно у птиц и млекопитающих раз­меры мозжечка еще более возрастают, а поверхность его коры, обра­зованной серым веществом увеличивается. Мозжечок – центр координации дви­жений и равновесия: участвует в регуляции тонуса мышц и других физиологических процессов.

Продолговатый мозг имеет утолщенное дно и стенки, тогда как крыша образована лишь тонким эпителием и сосу­дистым сплетением мягкой мозговой оболочки. Значительную массу продолговатого мозга составляет белое вещество (в том числе и волокна, приходящие сюда из спинного мозга); его разрастания по дну мозга образуют так называемые пирамиды. Без отчетливых внешних границ продолговатый мозг переходит в спинной, лежащий в канале, образованном верхними дугами позвон­ков. Он имеет форму плоской ленты (круглоротые) или округлого тяжа; в нем имеется небольшая полость – невроцель. Вокруг нее концентрируется серое вещество (скопление нервных клеток с их дендритами и опорных клеток); у наземных позвоночных на попереч­ном разрезе спинного мозга оно по своему очертанию напоминает крылья бабочки.

В спинном мозге замыкаются рефлекторные дуги, независимо от головного мозга обеспечивающие элементарные безусловно рефлек­торные акты, как, например, оборонительные. Работа всего спинного мозга подчинена контролю головного мозга, осуществляемому через спинальные тракты – совокупности нервных волокон, по которым передается информация в головной мозг (восходящие) или распро­страняются импульсы, идущие от головного к сегментам спинного мозга (нисходящие пути).

У бесчелюстных (круглоротых) восходящий путь не непрерывен, а состоит из коротких волокон, связывающих между собой соседние сегменты спинного мозга; этот путь кончается в продолговатом мозге. Нисходящий путь представлен идущими по всей длине спинного мозга волокнами, имеющихся в среднем и продолговатом. У хрящевых рыб к этим путям прибавляются два восходящих и спинно-мезэнцефалический, идущий в сред­ний мозг. У костных рыб связи между головным и спинным мозгом усложняются путем образования двух новых путей – восходящего спинно-мозжечкового тракта и нисходящего вестибулярно-спинального. В других классах позвоночных усложнение этих связей усили­вается и сопровождается все большим подчинением работы спинного мозга контролю головного.

Такая адаптивность увеличивается и вегетативной нервной систе­мой, возникающей в результате разрастания участков ганглионарных пластинок. При этом по бокам позвоночного столба обра­зуются цепочки ганглиев вегетативной симпатической и парасимпа­тической нервной системы. Длинные отростки клеток этих ганглиев направляются частично к внутренним органам, частично входят в со­став спинных корешков спинномозговых нервов. У двоякодышащих и костистых рыб и у всех наземных позвоночных ганглии вегетатив­ной системы связаны друг с другом продольным нервным тяжом.

Гормональная система представлена разнообразными железами внутренней секреции. Ее сложность нарастает в эволюционном ряду позвоночных.

Развитие нейрогуморального аппарата в ряду позвоночных животных приводит к становлению более сложных связей с окружающей средой и обеспечивает возрастание гомеостаза – внутренней устойчивости организма при меняющихся внешних воздействиях. Наконец, он участвует и в регуляции внутривидовых отношений и межвидовых связей в сообществе.

САМОПОДГОТОВКА

ПО КУРСУ "ЗООЛОГИЯ",

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Работа утверждена и рекомендована к печати методической комиссией эооинженерного факультета протокол № 6

Методическую разработку составили доценты кафедры зоологии и рыбоводства Н. А. Прусевич, Э. Г. Скрипченко

Ответственный за выпуск

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ЗООЛОГИИ 1 КУРС ЗООИНЖЕНЕРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

1. Сравнительная характеристика типов и классов бесхордовых животных

1. Сравнительная характеристика типов простейших губок.

2. Сравнительная характеристика кишечнополостных и плоских червей.

3. Сравнительная характеристика плоских и первичнополостных червей.

4. Сравнительная характеристика первичнополостных и кольчатых червей.

5. Сравнительная характеристика кольчатых червей мягкотелых.

6. Сравнительная характеристика кольчатых червей и членистоногих.

7. Сравнительная характеристика классов сосальщиков и ленточных червей.

8. Сравнительная характеристика классов ракообразных и паукообразных.

9. Сравнительная характеристика классов паукообразных и насекомых.

П Сравнительная характеристика хордовых

10. Сравнительная характеристика бесчерепных и черепных

11. Сравнительная характеристика классов круглоротых и рыб.

12. Сравнительная характеристика классов рыб и амфибий.

13. Сравнительная характеристика амфибий и рептилий.

14. Сравнительная характеристика классов рептилий и птиц.

15. Сравнительная характеристика классов рептилий и млекопитающих.

16. Сравнительная характеристика классов птиц и млекопитающих.

III. Эволюция систем и органов бесхордовых

17. Эволюция нервной системы бесхордовых.

18. Эволюция органов чувств бесхордовых.

19. Эволюция способов передвижения и мышечной система бесхордовых.

20. Эволюция способов переноса веществ в организме бесхордовых.

21. Эволюция кровеносной системы и органов дыхания бесхордовых.

22. Эволюция выделительной системы бесхордовых.

23. Эволюция способов переваривания пищи бесхордрвых.

24. Эволюция пищеварительной системы бесхордовых.

25. Описать индивидуальное развитие в различных типах и классах басхордовых (многоклеточных) в воде или на суше, прямо или с превращением, Если развитие с превращением - описать личинки).

26. Способы размножения беспозвоночных.

IV. Эволюция систем и органов позвоночных

27. Эволюция нервной системы хордовых.

28. Эволюция органов чувств позвоночных.

29. Эволюция способов передвижения и мышечной системы позвоночных.

30. Эволюция кровеносной системы позвоночных.

31. Эволюция органов дыхания позвоночных.

32. Эволюция органов выделения позвоночных.

33. Эволюция пищеварительной системы позвоночных.

34. Описать размножение позвоночных животных, строение половой системы, способы оплодотворения а разных классах.

35. Описать индивидуальное развитие в различных классах позвоночных (прямое или личинками, без зародышевых оболочек или с ними, во внешней среде или внутри организма матери). Указать функции зародышевых оболочек и объяснить происхождение плаценты.

V. Характеристика отдельных групп бесхордовых

36. Характеристика классов простейших.

37. Характеристика классов кишечнополостных.

38. Характеристика главнейших отрядов ракообразных.

39. Характеристика главнейших отрядов паукообразных.

40. Характеристика главнейших отрядов насекомых с неполн. превращением.

41. Характеристика главнейших отрядов насекомых с полным превращением.

42. Описать ротовые конечности насекомых и показать, в чём выражается сходство и различие между ними. Указать, какие ротовые конечности характерны для каждого основного отряда насекомых.

43. Характеристика брюхоногих моллюсков.

44. Характеристика двустворчатых молюсков.

45. Характеристика головоногих моллюсков.

VI. Характеристика отдельных групп позвоночных

46. Характеристика подклассов круглоротых.

47. Характеристика хрящевых рыб.

48. Характеристика важнейших отрядов костистых рыб.

49. Характеристика отрядов земноводных.

50. Характеристика подклассов пресмыкающихся.

51. Характеристика бескилевых птиц и пингвинов.

52. Характеристика килегрудых птиц и важнейших отрядов.

53. Характеристика клоачных зверей.

54. Характеристика сумчатых млекопитающих.

55. Характеристика плацентарных млекопитающих.

56. Характеристика отряда куриных.

57. Характеристика отряда гусеобразных.

58. Характеристика отряда воробьиных.

59. Характеристика отряда насекомоядных и грызунов.

60. Характеристика отряда хищных.

61. Характеристика отряда ластоногих и китообразных.

62. Характеристика отряда непарнокопытных.

63. Характеристика отряда мозоленогих.

64. Характеристика отряда парнокопытных.

65. Характеристика отряда приматов.

VII. Общебиологические законы и закономерности

66. Объяснить, что в индивидуальном развитии (онтогенезе) про­исходит краткое повторение исторического развития (филогенеза), т.е. подтвердить биогенетический закон, используя примеры из области изучения разных групп животных.

67. Показать, что строение органов находится в соответствии с их работой (закон единства формы и функции), используя примеры из области изучения разных ротовых конечностей насекомых, разных ног птиц и млекопитающих и др.

68. Объяснить, как организм животных приспособлен к среде обитания (закон приспособления), используя примеры из разных групп животных.

69. Доказать, что одни группы животных происходят от других групп, т.е. подтвердить закон эволюции, используя данные о проис­хождении многоклеточных: членистоногих и птиц.

70. Происхождение многоклеточных животных. Теории Э.Гаккеля и И.И.Мечникова.

71. Происхождение вторичной полости тела.

72. Происхождение кровеносной системы. Понятие о замкнутой и незамкнутой системах. Образование второго круга кровообращения, связь его с органами дыхания.

73. Животные с переменной температурой тела (пойкилотермные) и с постоянной (гомойотермные). Какие изменения в организмах поз­воночных были необходимы для возникновения гомойотермии?

74. Обитатели водной среды: привести примеры из разных типов бесхордовых. Показать приспособления этих организмов к условиям жизни.

VIII. Паразиты животных и человека

75. Оводы кожный и полостной.

76. Оводы кожный и желудочный.

77. Сравнительная характеристика циклов развития острицы ло­шадиной и стронгилид.

78. Характеристика трихинеллы.

79. Сравнительная характеристика лошадиной аскариды и стронгилид.

80. Сравнительная характеристика лямблей и лейшманий.

81. Трипаносомы и вызываемые ими заболевания.

82. Микроспоридии и вызываемые ими заболевания.

83. Сравнительная характеристика циклов развития кокцидий и

84. Сравнительная характеристика лентеца широкого и мозговика

85. Сравнительная характеристика бычьего цепня и эхинококка.

86. Сравнительная характеристика ремнецов и свиного цепня.

87. Сравнительная характеристика мониезий и лентеца широкого.

88. Сравнительная характеристика печеночной и кошачьей двуусток.

89. Сравнительная характеристика ланцетовидной двуустки и шистосом.

90. Паразиты крупного рогатого скота. Указать систематическое положение (тип, класс, подкласс, отряд) каждого паразита, органы, в которых они обитают, и как животные заражаются ими.

91. Паразиты свиней. Указать систематическое положение (тип, класс, подкласс, отряд) каждого паразита, органы, в которых они обитают, и как животные заражаются ими.

93. Паразиты овец. Указать систематическое положение (тип, класс, подкласс, отряд) каждого паразита, органы, в которых они обитают, и как животные заражаются ими.

Каждый студент выполняет определенный вариант контрольной работы, исходя из номера личного шифра. Вариант находят по приложении,. Номера вопросов, соответствующих варианту, приведены в клеточке на пересечении вертикальной (последняя цифра личного шифра) и горизонтальной колонок (последняя цифра личного шифра). Контрольная работа включает десять вопросов из разных разделов зоологии.

Основная литература для изучения:

1. Лукин Е.И. Зоология. -М.; Высшая школа, 1961.

2. Новиков П.А., Наумов С.П, Зоология. -М.: Высшая школа, 1965.

3. Веселов Е.А., Кузнецова О.Н. Практикум по зоологии. -М.: Высшая школа, 1979,

Дополнительная литература:

1. Догель В.А, Зоология беспозвоночных. -М.: Высшая школа,1981.

2. Наумов С.П. Зоология позвоночных. -М.: Просвещение, 1973.

Ответы на вопросы контрольных работ студент должен изложить своими словами, а не переписывать их механически из учебника. В противном случае работы не будут зачтены,

Ответы должны быть краткими, но исчерпывающими, общий объём рекомендуется в пределах 15-20 пронумерованных страниц. На первой странице перечисляют все вопросы выбранного варианта работы, на последней указывают использованную литературу. Работа подписывается исполнителем,

Контрольные работу с ответами на замечания рецензента обязательно предъявляют экзаменатору. Знание содержания контрольной работы проверяется у каждого студента во время экзаменов.

Работа должна быть выполнена грамотно, четким разборчивым почерком и направлена в институт в определенные деканатом сроки. Небрежные, написанные неразборчивым почерком контрольные, а также представленные позже установленного срока рассматриваться не будут.

Все вопросы по зоологии сгруппированы в 8 разделов.

В первые 2 раздела включены вопросы (№ 1-20) сравнительной характеристики типов и классов беспозвоночных и хордовых животных. Изложение систем органов и функций ведется в порядке, предложенном профессором Е.И.Луииным:

1. Наружное строение и покровы.

2. Нервная система и органы чувств.

3. Способы и органы передвижения, мышечная система и скелет.

4. Способы и органы переноса вещества внутри организма.

5. Способы и органы дыхания.

6. Способы и органы выделения продуктов диссимиляции.

7. Способы пищеварения (внутриклеточное или в полости кишечника) и строение пищеварительных систем,

8. Размножение: способы размножения (разные способы бесполового и полового размножения), способы оплодотворения (наружное или внутреннее), строение половой системы,

9. Индивидуальное развитие,

10. Происхождение группы.

11. Систематика группы.

12. Практическое значение.

При ответах на вопросы на левой странице дается характеристика данной системы органов или функций для одной из сравниваемых групп животных, на правой - для другой. Например:

(левая страница) (правая страница)
Тип. Кольчатые черви Тип. Членистоногие
1. Наружное строение и покровы тела
Ответ Ответ
2. Нервная система и органы чувств
Ответ Ответ и т.д.

В заключении следует указать, по каким системам органов сравниваемые группы сходны, а по каким - различны, и сделать вывод о сложности организации этих групп животных, объяснить различия особенностями образа жизни (переход к активному, сидячему, парази­тическому существованию и т.п.).

Название типов и классов должны быть написаны по латыни.

Изложенные не по форме ответы не проверяются.

Ответы на вопросы № 17-35 должны содержать краткие описания систем органов для разных групп бесхордовых и хордовых в систематическом порядке. Необходимо рассмотреть следующие типы бесхордовых: простейшие, губки, кишечнополостные, плоские черви, первичнополостные черви, членистоногие, моллюски, иглокожие. У хордовых выделяют 4 подтипа: полухордовые, личиночнохордовые, бесчерепные и черепные (позвоночные). Классы позвоночных: круглоротые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Указывают прогрессивные изменения в системах органов в вышестоящих систематических группах.

В ответах на вопросы по характеристике отдельных групп (№ 36-65) раскрывают конкретные отличия рассматриваемой группы, от других групп животных из этого же класса (подкласса, типа). Ответы строят по вышеприведенной схеме профессора Е.И.Лукина. При характеристике отрядов птиц и млекопитающих раскрывают особенности рассматривае­мого отряда и его систематику (тип, подтип, класс, подкласс), указывают на какие семейства он делится, называют представителей.

Ответы на вопросы № 66-74 должны разъяснять биологические законы (иллюстрировать его конкретными примерами из зоологии).

В ответах на вопросы № 75-93 основное внимание обращают на анатомо-морфологические особенности строения тела паразитов человека и животных, и на особенности жизненного цикла и меры борьбы с ними. Ответы оформляются также как ответы по сравнительной характеристике типов и классов.

По всем затруднительным вопросам, которые возникают при выполнении контрольных работ, кафедра зоологии и рыбоводства дает устные и письменные разъяснения.

При проработке учебного материала серьезное внимание удаляют изучению рисунков. Для этого в процессе подготовки к сессии студенты обязаны выполнить в отдельном альбоме указанные ниже рисунки. Прежде чем приступить к рисованию, необходимо внимательно изучить данный фрагмент, прочитать его описание в учебнике. Рисунки выполняют цветными карандашами или фломастерами. Каждая система раскрашивается соответствующим цветом: выделительная - зеленым, кровеносная - красным, нервная - желтым, пищеварительная - коричневым, половая - черным, дыхательная - простым карандашом.

Аккуратно оформленный, подписанный альбом с рисунками должен быть на практических занятиях по зоологии и обязательно представлен на экзамене. Знание рисунков тщательно проверяется во время экзаменов. Без альбома студента к сдаче экзамена не допускают.

Рисунки должны быть выполнены четко и пронумерованы.

Примечание: Цифра в скобках показывает, в каком учебнике можно найти его. Цифрой (1) обозначена книга Е.И. Лукина "Зоология", цифрой (2) "Практикум по зоологии" Е.А.Веселова и О.К.Кузнецовой. Для облегчения поисков рисунка указан его номер в учебнике. Все рисунки должны быть выполнены в приведенном систематическом порядке. Типы и классы животных следует писать на русском языке и на латинском.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.