Больной левша страдает моторной афазией

1.
На представленной схеме ЭЭГ отметьте альфа-, бета-, тета- и дельта-волны. Охарактеризуйте их частотную и амплитудную характеристику и объясните их механизм происхождения.

2. Во время экспериментального исследования при раздражении коры мозга собака совершает движенияпередними лапами. Объясните, какая область мозга, по вашему мнению, подвергается раздражению?

3. Больной левша, страдает моторной афазией. Предположите, какая часть коры больших полушарий у него поражена? Объясните свой ответ.

4. Больной правша, не помнит названий предметов, но правильное описание их назначения. Предположите, какая область головного мозга поражена у этого человека? Объясните свой ответ.

5. Во время эксперимента у испытуемого регистрируют ЭЭГ. Объясните, как изменится альфа ритм человека при действии на глаза светового раздражения и почему? Опишите характеристики альфа, бета ритмов и функции ретикулярной формации.

6. Объясните, почему при охлаждении мозга можно продлить продол­жительность периода клинической смерти ?

7. При выключении коры больших полушарий человек теряет сознание. Объясните, возможен ли такой эффект при абсолютно неповрежденной коре и нормальном ее кровоснабжении?

ответы к Ситуационным задачам

1. На представленном рисунке 1 — бета-волны (более 13 Гц, менее 25 мкВ., 2 — альфа-волны (8—13 Гц, 25—50 мкВ., 3 — тета-волны (4—6 Гц, 120—150 мкв 4 — дельта волны (0,5—3 Гц, до 500 мкВ).

2. Нижняя часть передней центральной извилины коры больших полушарий головного мозга.

3. Поражено правое полушарие — область нижней части передней центральной извилины (44-е поле Бродмана).

4. Поражена левая височная область, в которой находится сенсорный центр речи (поле 38—39 по Бродману).

5. При действии на глаз достаточно сильного светового раздражения происходит десинхронизация альфа-ритма ЭЭГ, появля­ется более частый бета-ритм вследствие активизации восходящей активирующей системы РФ.

6. Продолжительность клинической смерти определяется временем, в течение которого клетки коры мозга когут выдерживать отсутствие кислорода. Охлаждение замедляет интенсивность метаболизма, поэтому отсутствие кислорода сказывается в меньшей степени, и клиническая смерть продолжается несколько дальше

7. Нормальное функционирование коры головного мозга зависит не только от ее собственного состояния, но и от состояния ретикулярной формации и неспецифических ядер таламуса. Разру­шение последних приводит к потере сознания в результате паде­ния тонуса клеток коры.

Дата публикования: 2014-11-04 ; Прочитано: 2586 | Нарушение авторского права страницы

Абсолютными правшами являются лишь 40-42% насе­ления. Абсолютными левшами — 5-8%, остальные 50% —.. либо скрытые, латентные, парциальные, переученные с ле­вой руки на правую левши, либо правши с признаками лев- с шества. Нередко афазические нарушения у лиц, переученных с левой руки на правую, редуцируются спонтанно в течение 1-7 дней, в связи с чем эти больные в логопедичес­кой помощи не нуждаются. Левши со стойкими речевыми расстройствами составляют около 30% от общего числа боль­ных с афазией.

Афазии у левшей, возникающие при поражении правого полушария, менее выражены, что объясняется высокими компенсаторными возможностями левого полушария. Бо­лее грубо у левшей проявляются речевые расстройства при поражении левого полушария, что объясняется, вероятно, тем, что в процессе переучивания ребенка-левши с левой руки на правую и обучения его письму правой рукой у него в левом полушарии формируются дополнительные речевые зоны в премоторной, постцентральной и височной долях го­ловного мозга.

Истинная акустико-гностическая афазия у левшей прак­тически не наблюдается в связи с высокой взаимозаменяе­мостью функций височных долей обоих полушарий. Одна­ко у левшей иногда при поражении височной доли возникает своеобразная сенсорная афазия, получившая в классичес­кой классификации название транскортикальной сенсор­ной афазии. При этом варианте акустико-гностической афа­зии возникает диссоциация между полным непониманием речи, относительной сохранности понимания читаемого тек­ста, возможности записи слов под диктовку без понимания значения слова. В речи этих больных отсутствует жаргонофазия и литеральные парафазии. Речь аграмматична.

Очень редко наблюдается так называемая перекрестная афазия, т. е. истинная картина непарциальной афферент­ной моторной афазии у левшей при поражении левого полу­шария у левшей и правого полушария у правшей. У этих больных речь отсутствует полностью до тех пор, пока с ними не будут начаты систематические логопедические занятия.

Исследование высших корковых функций при афазии проводит­ся по следующей схеме:

1. Исследование общей способности к речевой коммуникации — беседа с целью выяснения полноты собственной речи больно­го, понимания им ситуативной, обиходной речи, степени ре­чевой активности.

2. Исследование понимания речи. Предъявляются на слух спе­циальные одно- и многозвеньевые инструкции; задания по нахождению предметов; предлагается пересказ прослушанных коротких текстов; решение логико-грамматических конструк­ций. Исследуется фонематический слух; слухоречевая память, понимание смысла пословиц.

Исследование экспрессивной речи: автоматизированной речи, повторения звуков, слогов, слов различной степени сложнос­ти, называния предметных картинок, называния действий, составления фраз и текстов по сюжетным картинкам, пересказ прочитанного текста.

4. Исследование чтения, письма и счета.

5. Исследование орального, пространственного и динамического праксиса.

6. Исследование акустического и оптического гнозиса.

При подведении итогов обследования высших корковых функций составляется общая характеристика речи больного при соблюдении следующего плана: наличие левшества (по А. Р. Лурии, 1969), степень контактности страдающего афа­зией, ориентированность его в окружающем, его истощаемость. Характеризуется степень нарушения понимания речи и того, что преобладает в картине нарушения понимания: фо­нематический слух, импрессивный аграмматизм, персевераторность при выполнении заданий, понимание сложных ин­струкций и отдельных слов, фразеологических оборотов, особенности слухоречевой памяти. Фиксируется степень рас­пада экспрессивной речи, наличие персевераций, характер вербальных и литеральных парафазии; возможность повто­рения отдельных звуков, слов, серий слов и предложений; возможность называния, составления фразы по простой сю­жетной и по серии сюжетных картинок. Отмечается возмож­ность чтения про себя, выполнения письменных инструкций, узнавания отдельных слов при грубом нарушении чтения, запись букв, слов и фраз под диктовку, самостоятельное пись­мо, обязательно отмечается наличие литеральных и вербаль­ных парафазии, пропусков и перестановок букв, слогов и слов в предложении, наличие персевераций.

Проверяется выполнение больным плана математических действий, возможность перехода через десяток, наличие оральной и артикуляторной апраксии, динамической или конструктивно-пространственной апраксии, сохранность оп­тического и акустического гнозиса. Проводится тщательное обследование у больного (опрос, тесты) наличия левшества.

На основании анализа нейропсихологического комплек­сного обследования делается результирующее заключение о форме афазии, степени распада всех функций. Эти же тесты проводятся с ближайшими родственника ми больного.

Основными признаками левшества является наличие гене­тически обусловленного левшества у родственников больного по линиям отца и матери, выявление при помощи тестов веду­щих глаза и руки, а также ряда профессиональных навыков.

Остановимся на точке зрения на эту форму афазии К. Wernike, М.С. Лебединского, А.Р. Лурия и Р.А. Ткачева.

(Субкортикальная моторная афазия, описанная К. Wernike, соответствует афферентной моторной афазии по классификации А.Р. Лурия).

Чтение вслух и письмо под диктовку были нарушены у всех больных с элементами зеркальной записи букв и цифр. У 30 больных отмечались грубейшая акалькулия в пределах первого десятка, очень длительный и своеобразный переход к счету в пределах 100, так как был затруднен счет с переходом через де­сяток. Многие больные пытались общаться при помощи пись­ма, свободно читали про себя, иногда на фоне эмоциональноговозбуждения без ошибок писали записки родным (то есть при снижении сознательного контроля за письмом).

Грубое нарушение счета, чтения и письма и тем более на­личие зеркального письма не наблюдаются ни при легком рас­стройстве фонематического слуха, ни при негрубом наруше­нии слухоречевой памяти. У всех обследованных больных с этой формой афазии были выявлены выраженные семантические расстройства, выражав­шиеся в импрессивном аграмматизме; 2) конструктивно-про­странственная или пальцевая, оральная или артикуляционная апраксия (если эта функция речи исследовалась); 3) данные статистического анализа литеральных парафазии соответству­ют данным Р.А. Ткачева и А.Р. Лурия о том, что эта форма аф­ферентной кинестетической афазии является первичной ней-ропсихологической предпосылкой к грубому нарушению речи у больных с левшеством.

A. Kussmaul приводит много примеров ошибочного повто­рения слов и называния предметов. На вопросы больной отве­чал как по-немецки, так и по-французски, употребляя частот­ные слова и фразеологизмы. Из беседы с больным выяснилось, что он длительное время жил в Париже. При вскрытии (боль­ной умер через 3 недели после инсульта от тромбоза брюшной аорты) обнаружены два красновато-желтых, ограниченных фокуса размягчения в левом полушарии. Больший из них (длиной 5,5 см и шириной 1,5—1,8 см) занимал переднюю часть угло­вой извилины. Меньший же (длиной 2 см и шириной 0,6 см) отчасти разрушил место перехода II затылочной извилины во II височную. В глубину фокус достигал только 4 мм. Других повреждений в мозге не оказалось.

Поступил в НИИ неврологии АМН СССР спустя 4 месяца после инсульта и в течение 2,5 лет находился на амбулаторном и стационар­ном лечении. Левша.

Смысл разговорной ситуативной речи не будет ясен пол­ностью без обращения к конкретной предметной ситуации. Лингвистами изучены (О.А. Лаптева и др.) клишированные построения, готовые синтаксические модели, пригодные для выражения любого содержания. Эти автоматизмы появляются в речевом потоке в условиях высокочастотных повторяющихся ситуаций. Ситуативный сигнал, вызывающий их, также стан­дартен. Частотность ситуации ведет к частотности речевой ре­акции, которая превращается в частотную формулу, клише или шаблон, то есть в речевые обороты, в основном побуди­тельного характера, которые базируются на высокой степени предсказуемости речевой формулы. Дети раннего возраста прежде всего овладевают этой формой речевого синтаксиса. О.А. Лаптева подчеркивает, что в клишированном высказыва­нии предопределено все вплоть до лексического состава. Кли­шированные построения — неотъемлемая часть устной речи. Они служат гибким речевым средством, пригодным для целей, выходящих за пределы обслуживания элементарных речевых ситуаций.

Непонимание смысла этих серий слов нередко сочетается с некоторой дезориентацией в незнакомой местности, так что на первые занятия в стационаре или амбулаторно больных прихо­дится сопровождать, поскольку устное объяснение, как, куда, где свернуть, где пересесть с одного вида транспорта на другой, им не помогает. Однако после одной-двух поездок с близкими людьми больные могут свободно посещать амбулаторные заня­тия, даже приезжая из-за города: зрительная память помогает им преодолевать трудности понимания конструктивно-про­странственной речевой дезориентации.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

37. ПРЕВРАЩЕНИЕ СЛОВА В ИНТЕГРАТОР ВТОРОГО ПОРЯДКА ПРОИСХОДИТ

1) на 1-м году жизни,

2) на 2-м году жизни,*

3) на 4-5 году жизни,

38. ЗАДЕРЖКА УСЛОВНОГО МИГАТЕЛЬНОГО РЕФЛЕКСА ВО ВРЕМЯ АКТИВАЦИИ ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (ИГРА, РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ, . ) - ЭТО ПРИМЕР

1) взаимного торможения сигнальных систем, *

2) взаимной активации сигнальных систем,

3) десинхронизации деятельности сигнальных систем,

4) угасания условного рефлекса,

5) условного торможения рефлекторной деятельности.

39. НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ РЕЧИ В ВИДЕ ЭФФЕРЕНТНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ - ЭТО ТАКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ, КОГДА . .

1) сохраняется понимание чужой речи, но нарушается собственная речь в виде невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой,

2) сохраняется понимание чужой речи, но теряется способность формулировать высказывания, переводить свои мысли в развернутую речь.*

3) речь понимает, но сказать ничего не может

4) речь не понимает и сказать ничего не может

40. НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ РЕЧИ В ВИДЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ АФАЗИИ - ЭТО ТАКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ, КОГДА:

1) сохраняется понимание чужой речи, но нарушается собственная речь в виде невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой.*

2) сохраняется понимание чужой речи, но теряется способность формулировать высказывания, переводить свои мысли в развернутую речь.

3) речь понимает, но сказать ничего не может

4) речь не понимает и сказать ничего не может

5. Самоконтроль по ситуационным задачам (ситуационные задачи с эталонами ответов).

ЗАДАЧА 1. Больной левша, страдает моторной афазией. Какая область коры больших полушарий у него поражена?

Ответ . Поражено правое полушарие - область нижней части передней центральной извилины (44 поле Бродмана).

ЗАДАЧА 2. Больной правша, не помнит названий предметов, но дает правильное описание их назначения. Какая область головного мозга у этого человека поражена?

Ответ . Поражена левая височная область, в которой находится сенсорный центр речи (поле 38-39 по Бродману).

ЗАДАЧА 3. У человека нарушено абстрактное мышление. Функция какого полушария нарушена?

Ответ . Скорее всего правого, так как считается, что следы прошлых событий хранятся преимущественно в правом полушарии.

ЗАДАЧА 4. После дачи наркоза человек не помнит информации, которая ему была предложена до наркоза. В пользу, какой теории кратковременной памяти свидетельствует этот факт?

Ответ. Данный факт свидетельствует в пользу теории реверберации - циркуляции импульсов в замкнутых нейронных сетях.

ЗАДАЧА 5. Человек стал забывать название предметов. Какой центр, имеющий отношение к речи, поражен и в какой доле больших полушарий он находится?

Ответ . Амнестический центр речи (39 поле Бродмана в височной доле больших полушарий).

ЗАДАЧА 6. Назовите какие из перечисленных веществ являются носителями памяти:

адреналин, норадреналин, ДНК, РНК, вазопрессин, гидрокортизон, гистамин, фосфодиопсин, серотонин, скотофобин, NS-1, УР-330.

Ответ . Носителями памяти являются: ДНК, РНК, амелотин, фосфо-диопсин, скотофобин.

6. Перечень практических умений по изучаемой теме.

Перечень и стандарты практических умений, которые должен приобрести студент, по этой теме, программой не предусмотрены.

7. Рекомендации по выполнению НИРС.

1)Физиологические механизмы памяти.

2)Нарушения памяти, причины.

4)Возрастные особенности хранения и воспроизведения информации.

5)Формирование речи у детей.

6)Формирование мышления в онтогенезе.

10)Физиологические основы мышления.

8. Рекомендованная литература по теме занятия .

1. Савченков Ю.И. Основы психофизиологии. Феникс, Ростов/Д. 2007.

2. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для ВУЗов Аспект Пресс. 2007;

1.Столяренко А.М. Физиология ВНД для психологов и педагогов. ЮНИТИ. 2009.

1.Савченков Ю.И. Психофизиология [электронный ресурс]: учебное пособие. Сайт КрасГМУ.

- Подготовка к практическим занятиям.

- Подготовка материалов по НИРС.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия

1.Определение и классификация потребностей.

2.Психофизиологические механизмы возникновения потребностей. 3.Психофизиология мотиваций. Мотивации как фактор организации поведения. Виды мотиваций.

4.Нейронные механизмы мотиваций. Физиологические теории мотиваций.

5.Теория функциональных систем и мотивации.

6.Определение и классификация эмоций.

8Физиологические теории эмоций. Нейроанатомия эмоций.

9.Понятие о функциональной системе.

10. Структура функциональной системы целенаправленного поведения

4.Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы (тестовые задания с эталонами ответов).

1. ПОТРЕБНОСТЬ - ЭТО . :

1) форма поведения при наличии нужды.

2) нужда, устраняемая организмом через поведение или деятельность вегетативных органов, *

3) желания, обличенные эмоционально и выраженные в поведении.

4) нарушение жёстких констант гомеостаза

2. ПОТРЕБНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ИНДИВИДА И ВИДА, ОТНОСЯТСЯ К . ПОТРЕБНОСТЯМ.

3. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И СВОЕГО МЕСТА В НЕМ, ОТНОСЯТСЯ К . ПОТРЕБНОСТЯМ.

4. МОТИВАЦИЯ - ЭТО:

1) эмоционально окрашенное состояние, возникающее на основе определенной потребности и формирующее поведение, направленное на удовлетворение этой потребности,*

2) временное функциональное объединение нервных центров с подчинением доминанте для достижения цели,

3) активное поведение человека.

4) обоснование желания что-то сделать

5. МОТИВАЦИЯ ФОРМИРУЕТСЯ НА БАЗЕ .

6. ГЛАВНОЙ ПРИЧИНОЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ МОТИВАЦИЙ ЯВЛЯЕТСЯ . .

3) торможение в ЦНС,

4) сдвиг констант гомеостаза.*

7. ФОРМИРОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖИМО:

1) при сдвиге единственной константы*

2) только в условиях морфофункциональной зрелости мозга

3) сдвигом только ряда констант

4) при угрозе жизни субъекта

8. МОТИВАЦИЯ КАК СОСТОЯНИЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ НАЛИЧИЕ:

1) неспецифической активации всех отделов мозга,

2) специфической активации отделов мозга, ответственных за ее удовлетворение,*

3) возбуждения гипоталамуса

4) синхронизации ритмов ЭЭГ

9. СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ ЕГО АКТИВНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ ПОТРЕБНОСТИ – ЭТО:

3) доминирующая мотивация, *

10. ОБЩИМ СВОЙСТВОМ ВСЕХ ВИДОВ МОТИВАЦИИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) активация моторной системы и повышение тонуса симпатической системы,

2) рост активации афферентных систем,

3) возрастание поисковой активности,

4) возникновение эмоциональных переживаний.*

11. НЕЙРОАНАТОМИЧЕСКИМИ ЦЕНТРАМИ, ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ, ЯВЛЯЮТСЯ:

1) ретикулярная формация,

2) латеральный и вентромедиальные отделы гипоталамуса, *

5) подкорковые центры.

12. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЦЕНТРА ГОЛОДА (ЛАТЕРАЛЬНЫЕ ЯДРА ГИПОТАЛАМУСА) И ЦЕНТРА НАСЫЩЕНИЯ (ВЕНТРОМЕДИАЛЬНЫЕ ЯДРА ГИПОТАЛАМУСА) ПОСТРОЕНО НА ПРИНЦИПЕ:

1) все или ничего,

13. НЕЙРОАНАТОМИЧЕСКИМИ ЦЕНТРАМИ, ПРОИЗВОДЯЩИМИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ВЫБОР) ДОМИНИРУЮЩЕЙ ПОТРЕБНОСТИ, ЯВЛЯЮТСЯ:

1) ретикулярная формация,

2) латеральный и вентромедиальные отделы гипоталамуса,

5) подкорковые центры.

14. НЕЙРОХИМИЧЕСКУЮ СУЩНОСТЬ ЛЮБОЙ МОТИВАЦИИ СОСТАВЛЯЮТ:

1) состояние организма, возникающее под влиянием внешней или внутренней потребности, а также мысленного представления, сопровождающееся комплексом соматических и вегетативных сдвигов,

2) ярко окрашенное возбуждение, возникающее под влиянием какой-либо потребности, побуждающая животное или человека отыскивать удовольствия или избегать опасности,

3) субъективное переживание реальности удовлетворения потребности и достижения цели,

4) все перечисленное.*

16. ПО СИМОНОВУ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ВИДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ:

1) низшие (биологические - голод, жажда, . ) и высшие (социальные - этические, эстетические),

2) отрицательные и положительные, *

3) прямые и косвенные.

4) стенические и астенические

17. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ (ПО СИМОНОВУ) ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА:

1) стенические, астенические, *

2) высшие и низшие,

3) отрицательные и положительные.

4) прямые и косвенные

18. КАКИЕ ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ МОЗГА УЧАСТВУЮТ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИЙ?

1) все структуры головного мозга, *

2) кора головного мозга, гипоталамус, средний мозг, ретикулярная формация,

3) кора головного мозга и гипоталамус.

4) только кора мозга

19. ЭМОЦИИ . НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

2) незначительно влияют,

20. ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СКАЗЫВАЕТСЯ .

1) негативно, нарушая процесс внимания, восприятия, общения,

2) в минимальной степени,

4) положительных – позитивно, отрицательных – негативно.*

21. УСВОЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ФОНЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ ПРОИСХОДИТ . .

1) очень плохо, с большим количеством ошибок,

2) так же, как и без эмоционального возбуждения,

3) с быстрой фиксацией и на более долгий срок.*

4) эмоции не влияют на усвоение информации

22. ЭМОЦИИ . ПРОЯВЛЕНИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ХАРАКТЕРА.

2) не способствуют, *

4) никак не влияют

23. ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОРГАНИЗМА:

1) способствуют, являясь фактором быстрой оценки ситуации, *

2) препятствуют, потому что являются фактором быстрой оценки.

3) влияют только в случае защиты от врага

4) никак не влияют

24. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ВЫРАЖЕНИЕМ ЭМОЦИЙ ЯВЛЯЮТСЯ

1) мимика, жесты, уровень тонического напряжения мышц.

2) голос и вегетативные реакции,

3) биоэлектрическая активность мозга,

4) все перечисленное *

25. ЗНАЧИМОСТЬ ЭМОЦИЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОНИ:

1) способствуют выполнению потребности, компенсируя дефицит информации и помогают осуществлению целенаправленного поведения

2) благодаря эмоциям достигается лучшее соответствие реакции организма внешним условиям, достигается более совершенное приспособление его к среде,

3) эмоции дают возможность организму ориентироваться в различных сложных ситуациях.

4) все перечисленное *

26. ИЗМЕНЕНИЯ В СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЕ ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЯХ:

1) выброс адреналина в кровь, усиление работы сердца, повышение артериального давления, увеличение газообмена, увеличение интенсивности окислительно-восстановительных реакций и энергетических процессов, *

2) уменьшение частоты и силы сокращений сердца, повышение артериального давления,

3) учащение пульса и понижение артериального давления.

4) урежение пульса и понижение артериального давления

27. СУБЪЕКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ, ПОМОГАЮЩЕЕ ОЦЕНИТЬ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ЭТО:

1) акцептор результата действия,

28. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ . .

1) закрепления положительного опыта, *

2) формирования биологических и социальных потребностей,

3) создания афферентного синтеза.

4) катализатора поведения

29. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ ВОЗНИКАЮТ, ЕСЛИ . .

1) реальный результат не совпадает с идеальным, *

2) не удовлетворяется доминирующая потребность,*

3) отсутствует пусковая афферентация,

4) возбуждение гипоталамуса не распространяется на мамиллярные тела.

30. ДЛЯ СИЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ХАРАКТЕРНЫ:

1) понижение содержания сахара в крови, стабилизация пульса, неритмичность дыхания,

2) сдвиг лейкоцитарной формулы влево, понижение АД, экстросистолия,

3) возбуждение симпатической нервной системы, увеличение ЧСС, ЧД, АД.*

4) возбуждение парасимпатической нервной системы, снижение ЧСС, ЧД, АД

31. СЕКРЕЦИЯ КАТЕХОЛАМИНОВ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВОЗБУЖДЕНИИ . .

4) сначала увеличивается, потом снижается

32. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ ВОЗНИКАЮТ У ЧЕЛОВЕКА ТОГДА, КОГДА . .

1) средств и времени для достижения цели достаточно, но отсутствует мотивация,

2) мышление стереотипно и шаблонно, отношение к действию раздражителя индифферентно,

3) есть мотивация, но информации, энергии, сил и времени меньше, чем необходимо для достижения цели.*

4) есть информация, энергия, силы и время для достижения цели, но нет мотивации

33. НАПРЯЖЕНИЕ, СОПРОВОЖДАЮЩЕЕСЯ СОСТОЯНИЕМ ГНЕВА, ЯРОСТИ, ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ПОВЫШЕНИЕМ АКТИВНОСТИ ОРГАНОВ И СИСТЕМ, ВОЗРАСТАНИЕМ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ - ЭТО:

2) астеническая отрицательная эмоция,

3) стеническая отрицательная эмоция.*

34. ДЛЯ АСТЕНИЧЕСКИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ ХАРАКТЕРНЫ . .

1) повышение мобилизации памяти, внимания, активности.

2) состояние гнева, ярости и др., повышающее ресурсы организма, способствующее решению поставленной задачи.

3) резкое снижение энергетических и иммунологических ресурсов, появление страха, тоски, отмена текущей деятельности.*

4) эмоциональный стресс

35. ДЛЯ СТЕНИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ ХАРАКТЕРНЫ . .

1) снижение интеллектуальных и энергетических ресурсов, возникновение страха, тоски, печали,

2) падение тонуса симпатической нервной системы и увеличение тонуса парасимпатической.

3) рост работоспособности, концентрация внимания, усиление работы сердца, легких, усиление текущей деятельности.*

4) эмоциональный стресс

36. СУБЪЕКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ ПРИ НЕВОЗМОЖНОСТИ В ТЕЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ВРЕМЕНИ ДОСТИЧЬ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ДЛЯ ОРГАНИЗМА РЕЗУЛЬТАТОВ, НАЗЫВАЕТСЯ:

4) эмоциональный стресс*

37. ПОВЕДЕНИЕ - ЭТО . .

1) мышечная активность,

2) совокупность сложных двигательных процессов, направленных на достижение определенной цели, *

3) совокупность соматических и вегетативных сдвигов в организме, которые имеют место при возникновении внешних и внутренних потребностей.

4) то, что человек делает

38. СПИНАЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ . .

1) совокупность рефлексов по обеспечению элементарных двигательных программ, *

2) движения под управлением супраспинальных двигательных центров,

3) совокупность движений по обеспечению позы,

4) все вышеперечисленное.

39. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АКТ КАК ЕДИНИЦА ПОВЕДЕНИЯ - ЭТО . :

1) совокупность способов и приемов определенных типов движений, *

2) минимальная единица поведения в достижении цели,

3) двигательная активность, удовлетворяющая мотивацию.

4) то, что человек делает

40. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ЕДИНИЦА ПОВЕДЕНИЯ - ЭТО . :

1) совокупность способов и приемов определенных типов движений,

2) минимальная единица поведения в достижении цели, *

3) двигательная активность, удовлетворяющая мотивацию.

41. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ - ЭТО

1) совокупность способов и приемов определенных типов движений,

2) минимальная единица поведения в достижении цели,

3) двигательная активность, удовлетворяющая мотивацию.*

42. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ОСНОВАНА НА СЛЕДУЮЩЕЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЭТАПОВ:

1) потребность мотивация целенаправленное поведение удовлетворение потребности,

2) потребность мотивация целенаправленное поведение удовлетворение потребности оценка результата действия, *

3) мотивация целенаправленное поведение удовлетворение потребности оценка результата действия.

43. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ.

1) инстинктивный - обстановочный - пусковая афферентация – память,

2) афферентный синтез – принятие решения - осуществление целенаправленного поведения - оценка результатов поведения, *

3) эфферентная программа действия - акцептация результата действия - осуществление программы действия - оценка результатов поведения,

4) целенаправленная деятельность - сознание – эмоции,

5) поведение - сознание - подсознание - мышление – эмоции.

44. ПОСТРОЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА ЗАНИМАЕТ ВО ВРЕМЕНИ … .

45. В ОСНОВЕ АФФЕРЕНТНОГО СИНТЕЗА ЛЕЖАТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:

1) появление афферентных сигналов, вызывающих первичный электрический ответ,

2) потребность, мотивация, пусковая и обстановочная афферентация, память, *

3) временная связь, рефлекторное кольцо.

4) возбуждение и торможение в коре мозга

46. АКЦЕПТОР ДЕЙСТВИЯ – ЭТО:

1) аппарат, контролирующий и регулирующий осуществление целенаправленного поведения, *

2) функциональная система, регулирующая физиологические процессы и поведенческие реакции,

3) исполнительная система, осуществляющая моторную функцию организма.

47. ФОРМИРОВАНИЮ АКЦЕПТОРА РЕЗУЛЬТАТА КАК ЭТАПА ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА ПРЕДШЕСТВУЕТ . .

1) принятие решения, *

2) реализация программы действия.

3) оценка результата предыдущего целенаправленного поведенческого акта,

4) эфферентный синтез.

48. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) составным звеном афферентного синтеза,

2) системообразующим фактором,

3) следствием афферентного синтеза*

4) нейронной моделью будущего результата.

5. Перечень практических умений по изучаемой теме.

Перечень и стандарты практических умений, которые должен приобрести студент, по этой теме, программой не предусмотрены.

6. Рекомендации по выполнению НИРС.

1. Физиологические основы формирования потребностей

2. Психофизиология мотиваций

3. Патологические мотивации

4. Теории мотиваций.

5.Физиологические основы эмоций

8.Функциональная система поведения

9.Психофизиология двигательного акта

10.Психофизиология профессиональной деятельности

11.Психофизиология экстремальных ситуаций

8. Рекомендованная литература по теме занятия .

1. Савченков Ю.И. Основы психофизиологии. Феникс, Ростов/Д. 2007.

2. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для ВУЗов Аспект Пресс. 2007;

1.Столяренко А.М. Физиология ВНД для психологов и педагогов. ЮНИТИ. 2009.

1.Савченков Ю.И. Психофизиология [электронный ресурс]: учебное пособие. – Сайт КрасГМУ.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.