Центростремительный нервный путь начинается в

1. Периферический отдел речевого аппарата включает в себя:
• органы слуха
• органы голоса
• подкорковые узлы
• органы дыхания

2. Принято различать следующие типы голосоподачи:
• Придыхательная атака
• Мягкая атака
• Твердая атака
• Беззвучная атака

3. Центральный отдел речевого аппарата включает в себя:
• проводящие пути
• подкорковые узлы
• органы артикуляции
• кора головного мозга

4. Корой головного мозга осуществляется физиологическая основа речи, а именно:
• первая сигнальная система
• вторая сигнальная система
• третья сигнальная система

5. Если в голосоподаче момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают, то это:
• Беззвучная атака
• Придыхательная атака
• Твердая атака
• Мягкая атака

6. Характеристику согласных звуков составляют пять основных признаков:
• уровень шума
• место образования
• способ образования
• твердость – мягкость
• звонкость – глухость

7. Периферический речевой аппарат состоит из следующих отделов:
• голосового
• артикуляционного
• дыхательного

8. Какой черепно-мозговой нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть?
• лицевой
• языкоглоточный
• добавочный
• тройничный

9. Центростремительный нервный путь начинается в:
• проприорецепторах
• барорецепторах
• подкорковых ядрах

10. Дыхательный отдел составляет энергетическую основу речи, обеспечивая речевое дыхание, и включает в себя:
• грудную клетку с легкими
• кору головного мозга
• мышцы диафрагмы
• межрёберные мышцы

11. Центр Вернике - это:
• височные извилины (верхние), которые являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения
• лобные извилины (нижние) головного мозга, которые являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи
• теменная доля коры головного мозга
• затылочная область головного мозга

12. От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут:
• периферийно-ориентированные нервные пути
• центробежные нервные пути
• центростремительные нервные пути

13. Если в голосоподаче сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводящий их в колебание, то это:
• Мягкая атака
• Твердая атака
• Беззвучная атака
• Придыхательная атака

14. Центр Брока - это:
• теменная доля коры головного мозга
• височные извилины (верхние), которые являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения
• лобные извилины (нижние) головного мозга, которые являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи
• затылочная область головного мозга

15. Какая область головного мозга является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи?
• лобная
• теменная
• затылочная
• височная

16. Какие черепно-мозговые нервы иннервируют мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба?
• лицевой
• блуждающий
• языкоглоточный
• добавочный

17. Какая часть головного мозга отвечает за ритм, темп и выразительность речи?
• проводящие пути
• кора головного мозга
• подкорковые ядра
• извилины теменной зоны

18. Какие нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата?
• Центробежные
• Центростремительные

19. Какой черепно-мозговой нерв иннервирует мимическую мускулатуру, в т.ч. движение губ, надувание и втягивание щек?
• тройничный
• блуждающий
• подъязычный
• лицевой

20. Если в голосоподаче сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки, то это:
• Придыхательная атака
• Беззвучная атака
• Мягкая атака
• Твердая атака

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Функции ЦРА и его отделов:

Речь развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого).

Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока).

Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике).

Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга.

Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи.

Так же эта доля способствует развитию у ребёнка зрительного восприятия артикуляции взрослых.

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути.

Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные(двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

Центростремительные пути- от периферии к центру, т. е. от области речевых органов к коре головного мозга.

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов.

Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим, происходит раздражение проприо и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация — обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками) черепно-мозговыми нервами.

Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;

Лицевой нерв — мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек.

Языкоглоточный и блуждающий нервы — мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.

Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи.

Подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Классификация звуков русского языка

По механизму образования фонемы делятся, прежде всего, на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных).

Гласные звуки. Для всех гласных характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:

участия или неучастия губ.

В артикуляции гласных о и у,кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. Поэтому гласные о, у называют лабиализованными , а все остальные гласные - нелабиализованными;

2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний подъем);

• гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] (при их образовании язык поднят к нёбу в наибольшей мере);

• гласные среднего подъема [э], [о] (при их образовании язык поднимается к нёбу менее высоко);

• гласные нижнего подъема, к которым относится только [а] (при его образовании язык не приподнят или приподнят в минимальной степени, нижняя челюсть опущена и широко раскрыт рот).

3) места подъема языка (передний, средний и задний ряд).

В зависимости от движения языка в горизонтальном направлении (вперед-назад) гласные подразделяются на:

• гласные переднего ряда [и], [э] (при их произнесении язык продвигается вперед, а его кончик упирается в нижние зубы);

• гласные среднего ряда [ы], [а] (при их произнесении язык несколько отодвигается назад);

• гласные заднего ряда [у], [о] (при их произнесении язык отодвигается назад в большей степени).

Согласные звуки. Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, в виде последовательного соединения смычки с щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.

Артикуляционная классификация согласных строится с учетом пяти основных признаков:

1) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

• звонкие, при образовании которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом: б,б', д,д', г,г', в,в', з,з', ж,ж';

• глухие, в образовании которых участвует только шум: п,п', т,т', к.к', ф,ф', с,с', х, ц, ч', ш, щ.

• сонорные , при образовании которых шум почти не присутствует и преобладает тон голоса: л,л', р,р', м,м', н,н', й (j),

2) способ артикуляции;

• смычные: смычно-взрывные: б,б', п,п', д,д', т,т', г,г', к,к' и смычно-проходные: м,м', н,н', л,л';

• щелевые (фрикативные): в,в', ф,ф', з,з', с,с', ш, ж, щ, х,х', и (j),

3) место артикуляции;

• губно-губные: м,м', п,п', б,б'

• губно-зубные: ф,ф', в,в'.

• язычно-зубные: т,т', д,д", н,н', с,с', з,з', ц;

• язычно-альвеолярные: л,л', р,р';

• язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ;

• язычно-средненёбные: к', г', х','й (j);

• заднеязычные (задненёбные): г, к, х.

4) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу;

• твердые: твердые пары всех согласных, кроме ч, щ;

• мягкие: мягкие пары всех согласных, кроме ш, ж, ц.

5) место резонирования.

• ротовые: все остальные согласные.

Причины нарушения речи.

Причины нарушения-это воздействие на организм внешнего или внутреннего фактора или их взаимодействия.

Хватцев впервые разделил причины на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Различают неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а так же условия окружающей среды.

Причины нарушений речи также подразделяются на биологические и социально-психологические .Социально-психологические: различные неблагоприятные влияния окружающей среды – это дети раннего возраста, воспитывающиеся в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители, ограничение контактов из-за тяжелой болезни).

Биологические подразделяются на :

1. Психоневрологические умственная отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

2. Функциональные.возникают: при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, вызывает у ребенка психогенные речевые расстройства: мутизм, невротическое заикание; - при неблагоприятных воздействиях на организм ребенка (общая физическая ослабленность, незрелость, обусловленная недоношенность или внутриутробная патология, заболевания внутренних органов, рахит, нарушения обмена веществ). Функциональнаядислалия, нарушение голоса, заикание

3.Органические–недоразвитие и поражение мозга пре-,натальном и пост- периоде, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Им были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органа слуха, расщепление неба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата). Центральные:алалия, дизартрия, афазия, заикание; Переферические:ринолалия, дисфония, механическая дислалия.

Характеристика причин нарушения:

• Внутриутробная патология- тяжелый токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору). Наиболее грубые дефекты возникают от 4 нед до 4 мес, что приводит к нарушению строения неба, губ (расщелины неба губ, раздвоенная губа, высокое готическое небо), дефектам прикуса. На поздних стадиях беременности патологические воздействия ведут не к пороку развития, а к задержке созревания нервной системы.

• Патология во время родов (родовая травма, асфиксия), которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. Эти кровоизлияния могут захватывать речевые зоны горы головного мозга обширно (тогда возникает системное недоразвитие речи, или локально, что приводит к нарушению одной из сторон речи.

• Различные заболевания в первые годы жизни ребенка- вирусные, инфекционные, соматические, что приводит к ослаблению, замедлению деятельности процессов коры головного мозга, травмы головного мозга.

• Наследственные факторы имеют определенное значение, но значительно меньшее, чем при других нарушениях. Часто они являются предраспологающими и реализуются в речевую патологию в сочетании с другими, даже незначительными факторами.

• Неблагоприятное влияние окружающей среды: отсутствие, недостаточность или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта в период созревания речевой системы ребенка (нарушение речи у родителей, глухие родители у слышащих детей, острые или длительные психотравмирующие состояния, частая госпитализация детей.

Важное значение в работе логопеда отводится выявлению детей с определенными в речевом развитии первостепенно в семьях с повышенным риском:

• Уже есть ребенок с нарушением

• С умственной отсталостью

• Нарушение слуха у одного или обоих родителей

• Где матери перенесли во время беременности острую инфекцию или обострение хронического заболевания.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 883 ;

Анатомо-физиологические механизмы речи

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет представить сложный механизм речи.
Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (регулирующего) речевого аппарата и периферического (исполняющего) речевого аппарата.

1. Центральный речевой аппаратнаходится в головном мозге. Он состоит из:
- коры головного мозга (преимущественно левого полушария)
- подкорковых узлов
- проводящих путей
- ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга)
- нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается в основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга ( у левшей правого).

Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока).

- Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражители (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи.

- Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга.

- Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).

- Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

- Проводящие пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность речевого аппарата – центробежные (двигательные) нервные пути. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути. Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.


Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставныхповерхностях двигающихся органов. Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность.

Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга.

Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.

В ядрах стволаберут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками) черепно-мозговыми нервами. Главными из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

— Тройничный нервиннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;

- Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движение губ, надувание и втягивание щек;

- Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.

- Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи – от периферии к центру.

2. Периферический речевой аппаратсостоит из трех отделов:
1. Дыхательного
2. Голосового
3. Артикуляционного (звукопроизводящего)

В дыхательный отделвходит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голособразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной – газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.

Понятно, что для более длительного выдоха необходим ибольший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхаемых мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину, и кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможно звучная речь.

Голосовой отделсостоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в трахею.
На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет её полость от попадания пищи и слюны.

У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще чем у женщин. Длина голосовых складок у женщин равна в среднем 18-20 мм, у мужчин она колеблется от 20 до 24 мм.

Как же осуществляется голосообразование или фонация?

Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются:
- язык
- губы
- челюсти (верхняя и нижняя)
- твердое небо
- мягкое небо
- альвеолы
Из-за них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными (рис. 3).


Главным органом артикуляции является язык.

Язык - массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка. В подвижной части языка различают: кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку.
Сложное сплетение мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень положения языка. Это имеет очень большое значение, т.к. язык участвует в образовании гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных).

Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.
Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

Надставная труба – это всё то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных (например, у обезьяны) полости глотки и рта связаны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку – надставную трубу. Она и выполняет важную функцию речевого резонатора. Надставная труба у человека сформировалась в результате эволюции.

Надставная труба благодаря своему строению может меняться по форме и объему. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения формы и объема надставной трубы и создают явление резонанса. В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие - заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при возникновении звука а ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука и, наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется.

Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом и носовом).
Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).
Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.

Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков русского языка. Если у человека правильное произношение, то носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и н и мягких вариантов. При произнесении остальных звуков небная занавеска, образуемая мягким небом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй – для образования голоса, третий – является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом, характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Для того, чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляционной программы. Артикуляционная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора - в дыхательной, фонационной и резонаторной системах.

Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь.


Данный материал будет интересен логопедам, сурдопедагогам, дефектологам, всем тем , кто непосредственно работает над коррекцией речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
funkcionalnaya_sistema_rechi.doc 73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональная система речи

На сегодняшний день головной мозг исследован тысячами ученых разных стран, изучена его анатомия, физиология, морфологические и функциональные особенности, зависимость психических, интеллектуальных и эмоционально волевых способностей человека от строения и функций мозга.

Мозг человека организован так, что каждое из полушарий головного мозга выполняет (правда не сразу) свои определенные функции. Так, у взрослого человека–правши правое полушарие дифференцирует, опознает все неречевые, предметные признаки; затылочные доли ответственны за зрительное восприятие своего многообразия мира: от восприятия индивидуальных черт лица, особенностей всего растительного, живого и неживого мира; до огромной цветной палитры, всех оттенков краски, радуги и т.п.

Теменная же доля правого полушария у правши позволяет человеку осязать структуру своего тела, его частей и принимает активное участие в кинестетических навыках самообслуживания: ходьбы, бега, одевания и т.п.

И наконец, левая лобная доля правши организует синтаксис высказываний, которое развертывается во времени, эмоционально-волевую сферу, формирует навыки логического мышления, логического поведения, планирования и регулирования всей нашей деятельности. Все речевые навыки закрепляют только при помощи функций лобной доли.

Именно здесь в заднем отделе нижней лобной извилины левого полушария расположен центр Брока, являющийся моторным центром речи. При поражении этой области происходит расстройство речевой моторики часто сопровождающиеся нарушением общей (двигательной) моторики.

Ребенок не может управлять своим речедвигательным анализатором, у него изменяются двигательно-артикуляторные образы слов, при значимой сохранности звуковых образов, нарушается способность подражания и произношения устной речи, при ее сравнительно хорошем понимании.

Здесь же, в левом полушарии, задней трети верхней височной извилины располагается слуховой, или гностический центр речи – центр Вернике.

При его поражении ярко выраженным симптомом является нарушение фонематического слуха, памяти, внимания. Ребенок иногда может говорить, повторить сказанное, но не понимает при этом значении слов, обращенную к нему речь, он не может выполнить то или иное поручение, хотя и слышит то, что ему говорят, не может узнать названий предмета, т.к. не понимает значения слова, не связывает слово с его содержанием.

У абсолютного правши ведущими являются левые ухо, глаз, рука, нога. У абсолютного левши ведущими оказываются правые затылочная, теменная, височная и лобная доли, реализующие все речевые и двигательные навыки этой группы населения.

К функциональной системе речи имеют отношения различные анализаторы. Рассмотрение их анатомно-физиологических механизмов и функций позволит в дальнейшем проводить системный анализ речевых расстройств. каждый анализатор состоит из рецепторного аппарата, воспринимающего раздражения проводящих путей и центрального отдела в корне головного мозга, где происходит высший анализ получаемых раздражителей.

Слуховую функцию человека выполняет слуховой анализатор, периферическим воспринимающим аппаратом которого является кортиев орган внутреннего уха, затем следуют слуховые нервы, центральные проводящие пути и корковый отдел речеслухового анализатора, расположенный в левой височной доли мозга (центр Вернике). Деятельность коркового отдела слухоречевого анализатора носит название смыслоразличительного, или фонематического, слуха.

Слуховой анализатор отвечает за проводимость информации, силу, высоту, длительность, звучания и тембр голоса. Речеслуховой за обработку получаемой информации, за правильность ее восприятия, фонетико-фонематический анализ. Эти анализаторы работают в теснейшей взаимосвязи и представляют собой единой целое. При этом главенствующую роль будет играть слуховой анализатор, т.к. ребенок рождается уже с готовым звуковоспринимающим рецепторным аппаратом и от его сохранности и полноценности. Под влиянием окружающей языковой среды, в процессе овладения языком будет развиваться речеслуховой анализатор. Но, в то же время, при нарушенном речеслуховом анализаторе самый хороший физический слух оказывается и непригодным для восприятия и анализа даже элементарной речи человека т.к. восприятие даже отдельных речевых звуков не является простой слуховой рецепцией, а представляет собой, сложенный процесс взаимодействия функциональных систем.

Любые отклонения, как в слуховой, так и в речеслуховой функциях влекут за собой те или иные отклонения в речевом развитии. При этом, чем в большей степени нарушены их функции и чем раньше возникло нарушение, тем заметнее при прочих равных условиях это отражается на овладении речью.

Как и каким образом будет рассмотрено далее.

От возможностей речедвигательного анализатора зависит формирование произношения т.к. в его основе лежат артикуляционные свойства звуков.

В основе развития речедвигательного анализатора лежит прежде всего степень артикуляционной контрастности звуков и степень сложности их произношения, а так же близость артикуляции этих звуков к двигательным безусловно рефлекторным реакциям.

Речедвигательный анализатор развивается путем постепенного перехода от грубых дифференцировок к дифференцировкам все более тонким.

Деятельность речедвигательного анализатора осуществляется сложной системой органов в которой различают периферический и центральный речевые аппараты. Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Функции головного мозга, относительно речи описаны выше. Значимость подкорковых ядер заключается в управлении ритмом, темпом и выразительного речи.

Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока и идет до мышц регулирующих деятельность периферического речевого аппарата. Обратно, от периферии к центру идут центростремительные пути, которые начинаются в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри и на суставных поверхностях двигающихся органов.

Проприорецепторы возбуждаются под воздействием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим, происходит раздражение проприо- и барорецептеров, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата интервируются черепно-мозговыми нервами. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

Тройничный нерв интервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий интервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв интервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи – от периферии к центру.

Теперь обратимся к строению периферического речевого аппарата (исполнительного).

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:

  1. Дыхательного, состоящего из системы дыхательных мышц грудной клетки. С легкими, бронхов и трахей;
  2. Голосового, состоящего из гортани и находящимися в ней голосовыми складками;
  3. Артикуляционного представленного надставной трубой. Надставная труба – это все, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, зубы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы.

Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).

Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй – для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Все три отдела периферического речевого аппарата работают в системном взаимодействии. Любой сбив в системе работы отделов, любые функциональные анатомические и физиологические нарушения речевого аппарата тормозят функцию речедвигательного анализатора неблагоприятно сказываются на произношении говорящего.

Итак, импульсы передающиеся по центробежным путям от центрального речевого аппарата, приводят в движение органы периферического речевого аппарата. Но, для правильного речевого акта необходим контроль слуха и кинестетических ощущений. Кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того как звук произнесен. Благодаря слуховому контролю человек слышит ошибку. В центр посылается импульс повествующий об ошибке, оттуда идет обратный импульс вызывающий точную артикуляцию. Это происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль.

Иными словами правильно мы произносим только то, что можем слышать, правильно слышим только то, что можем произносить.

Таким образом, слуховой, речеслуховой, речедвигательный анализаторы работают в системном взаимодействии дополняют и корректируют или наоборот углубляют дефект друг у друга. Так представляется взаимообусловленность вышеперечисленных анализаторов в самом общем виде.

К функциональной системе речи так же имеет отношение двигательный анализатор. В последнее время вопросу его значимости на формирование и развитие речи уделяется много внимания.

Зависимость уровня развития речи

от степени развития тонких движений пальцев рук.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи и развитие первой способствует развитию второй.

М.М. Кольцовой и сотрудниками научно-исследовательского института физиологии детей и подростков АПН СССР установлено:

  • около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекией речевой моторной зоны;
  • работа над движениями пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы, что проявляется, в частности, в ускорении развития речи ребенка.

Л.Ф. Фоминой поразительно быстро удалось вызвать звукоподражение у 10-месячных детей при тренировке тонких движений пальцев рук (в 7 раз быстрее, чем при использовании традиционной методики). В дальнейших исследованиях ею доказано, что у детей уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. До тех пор пока движений пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Также доказано, что развитие двигательного анализатора оказывает благотворное влияние на весь организм ребенка в целом. Особенно велико воздействие проприоцептивной афферентации на деятельность мозга. Влияние двигательной деятельности на функциональное состояние мозга выражается в двух формах: специфической и неспецифической. Первая заключается в прямом участии двигательного анализатора в условно-рефлекторной деятельности как компонента эффективного звена рефлекторного акта. Вторая состоит в том, что движение создает благоприятные условия для выработки новых временных связей и функционирования уже имеющихся.

Ученые доказали, что двигательная проекция кисти руки в коре головного мозга есть одна речевая зона мозга. Значит, имеются все основания рассматривать кисти руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. И в этом случае можно оценивать роль движения пальцев в отношении речевой функции как специфическую.

Таким образом, на сегодня учеными доказано несколько важнейших положений, касающихся двигательного анализатора.

Так же большое значение в функциональной системе речи имеет зрительный анализатор. Он является первичным в восприятие окружающей действительности. Благодаря ему ребенок наблюдает за происходящим, осмысливает. Он познает предметы, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Постепенно закрепляется образ предмета с его названием. Названия предметов и объектов окружающей действительности развивают и пополняют словарь ребенка. Важность зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторить их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движением. Ограниченность зрения так же препятствует полноценному развитию общей и мелкой моторики, двигательной активности, что, как доказано выше, в свое время тормозит ход развития речи.

Таким образом между всеми анализаторами существует система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.

Вывод: Речь – это высшая, сложная функция головного мозга, которая выполняется системной деятельностью всех корковых анализаторов и физиологически заключается в работе проводящих путей центрального речевого аппарата, и по принципу обратной связи регулируется через головной мозг проприоцепторами и барорецепторами.

  1. Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука, 1978. – 400 с.
  2. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Асадема, 2000. – 224 – 234 с.
  3. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981. – С. 11 – 84.
  4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
  5. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма речи. // Дефектология. – 1984. - № 4. – 24 – 30 с.
  6. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.