Что лежит в основе механизма любой формы афазии

Афазия — это системное нарушение речи, состоящее в полной потере или частичной потере речи и обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга.

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опу­холи, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тром­боэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и че­репно-мозговых травм. Афазии нередко наблюдаются у под­ростков и лиц молодого возраста.

Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается мо­торная афазия.

У детей афазия возникает реже, как результат черепно-моз­говой травмы, опухолевого образования или осложнения пос­ле инфекционной болезни.

Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозго­вых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения (например, распо­ложение очага поражения при кровоизлиянии в подкорко­вых отделах мозга позволяет надеяться на спонтанное восста­новление речи), величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, при левшестве. Реакция личности больного на речевой дефект и особенности преморбидного строения функ­ции (например, степень автоматизации чтения) определяют фон восстановительного обучения.

В основе любой фонемы афазии лежит та или иная пер­вично нарушенная нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка (например, нарушение динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апрак-сии артикуляционного аппарата и т. п., которая ведет к спе­цифическому системному нарушению понимания речи, пись­ма, чтения, счета. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т. д.). Боль­шой вклад в понимание нарушения речи при афазии внесен как нейрофизиологией, так и нейропсихологией и нейролингвистикой.

Афазией занимались:в 1861 г. французский врач П. Брока ; в 1874 г. Вернике ; Лихтгейм, 1855; Либманн, 1905; Клейст; П. Мари; Гольдшт; Джексон в 1863 г.;А. Пик; труды X. Хэда.

Существуют различные классификации афазий: классичес­кая, неврологическая классификация Вернике—Лихтгейма, лингвистические классификации X. Хэда и других, каждая из которых отражает уровень развития неврологической, психо­логической, физиологической и лингвистической наук, харак­терный для того или иного исторического периода развития учения о речи. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А. Р. Лурия.

методика, предложенная А. Р. Лурия, позволяет исследовать различные симптомы и синдромы, закономерные сочетания симптомов, возникающие при поражении тех или иных струк­тур мозга. Применение этой методики позволяет не только делать заключение о наличии той или иной формы афазии но и диагностировать место поражения головного мозга. Им показано, что при любой форме афазии нарушается реализа­ция речевой деятельности.

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическаяи акустико-мнестическая афазии,возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семанти­ческая афазия и афферентная моторная афазия,возникаю­щие при поражении нижних теменных отделов коры голов­ного мозга, эфферентная моторная афазияи динамическая афазия,возникающие при поражении премоторных и задне-лобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

При поражении речевых зон происходит нарушение так на­зываемой первичной предпосылки, осуществляющей специфи­ческую деятельность соответствующей анализаторной системы. На основе первичного анализаторного нарушения возникает вторичный, также специфический, распад всей функциональ­ной системы языка и речи, т. е. возникает нарушение всех ви­дов речевой деятельности: понимания речи, устной и письмен­ной речи, счета и т. д. Характер и степень нарушения понимания речи, ее экспрессивной формы, чтения и письма зависят преж­де всего не от величины очага поражения в коре головного мозга, а от тех гностических (кинестетической, акустической или оптической) предпосылок, которые по-разному вносят свой вклад в реализацию различных речевых процессов.

1. Что лежит в основе механизма любой формы афазии:

а) поражение зон коры головного мозга;

б) первично нарушенная нейрофизиологическая или нейропсихологическая предпосылка;

в) нарушение межанализаторного взаимодействия;

г) поражение проводящих путей.

2. Какой компонент не входит в синдром афазии:

а) собственно нарушение речи;

б) связь с нарушением других психических процессов;

в) социальная дезадаптация;

г) изменение личности.

3. Задние формы афазий возникают при поражении зон коры головного мозга, входящих:

а) в I функциональный блок;

б) во II функциональный блок;

в) в III функциональный блок;

г) не входит в функциональные блоки.

4. При любой форме афазии происходит нарушение:

а) номинативной функции речи;

б) коммуникативной функции речи;

в) планирующей функции речи;

г) регулирующей функции речи.

5. Нарушения голоса как расстройства просодической стороны речи происходят:

а) при афферентной моторной афазии;

б) при акустико-мнестической афазии;

в) при семантической афазии;

г) не входят в синдром афазии.

6. При каких формах афазии нарушаются парадигматические отношения:

а) передние формы;

в) при всех формах афазии;

г) не нарушаются вообще.

7. В основе классификации афазий А.Р. Лурия лежит критерий:

а) локализации поражения;

б) недоразвития языковых систем;

в) синдромальный анализ дефекта;

г) выделения пораженного функционального блока.

8. Нейролингвистическая классификация афазий разработана:

а) В. К. Орфинской;

б) М. К. Бурлаковой;

в) Т. Б. Глезерман, Т. Г. Визель;

г) М.К. Шохор-Троцкой.

9. Обследование больного с афазией включает в себя:

а) обследование устной и письменной речи;

б) выявление левшества;

в) обследование гнозиса, праксиса;

г) все высшие психические функции.

10. Центральным механизмом при динамической афазии является:

а) сужение объема слухоречевой памяти;

б) дефекты внутренней речи и ее предикативность;

в) нарушение фонематического слуха;

г) нарушение двигательной реализации артикуляторной программы.

11. Оптико-мнестическая афазия является вариантом:

а) акустико-гностической афазии;

б) афферентной моторной афазии;

в) акустико-мнестической афазии;

г) самостоятельным речевым нарушением.

12. Аграфия и алексия как вторичные нарушения письменной речи проявляются при:

а) семантической афазии;

б) эфферентной моторной афазии;

в) афферентной моторной афазии;

г) динамической афазии.

13. Дефекты реализации моторной программы высказывания наблюдаются при:

а) семантической афазии;

б) афферентной моторной афазии;

в) акустико-мнестической афазии;

г) проводниковой афазии.

14. Жаргонафазия как специфическое расстройство экспрессивной речи проявляется при:

а) динамической афазии;

б) семантической афазии;

в) акустико-гностической афазии;

г) акустико-семантической афазии.

15. При акустико-гностической афазии очаг поражения локализован в:

в) зоне перекрытия затылочной, височной и теменной долей коры головного мозга;

г) моторные зоны коры головного мозга.

16. Центральным дефектом при семантической афазии является:

а) дефекты реализации моторной программы;

б) нарушение симультантного пространственного восприятия;

в) нарушение понимания логико-грамматических конструкций;

г) нарушение внутреннего планирования речевых высказываний.

17. В основе восстановительного обучения при афазии лежит:

а) нейропсихологическая реабилитация;

б) медикаментозное лечение;

в) психотерапевтическая помощь;

г) коррекционно-педагогическое воздействие.

18. Активизация процесса восстановления речи является главной задачей коррекционной работы:

а) на раннем этапе восстановления;

б) на резидуальном этапе восстановления речи;

в) на протяжении всего восстановительного обучения;

г) в период остаточных явлений.

19. К развернутым внешним опорам, содействующим интериоризации восстанавливаемой функции относятся:

б) надстрочные знаки;

в) рисунки, сюжетные и предметные картинки;

г) все выше перечисленное.

20. При прогнозировании результатов восстановления речевых функций учитывается:

а) преморбидный уровень больного и наличие левшества;

б) общее соматическое состояние и взаимоотношения с родственниками;

в) интеллектуальное развитие;

г) все выше перечисленное.

21. Целью групповых занятий при восстановлении речи у больных с афазией является:

а) восстановление личного и социального статуса;

б) восстановление речи;

в) формирование ВПФ;

г) все выше перечисленное.

22. Что служит материальной базой для перестройки нарушенной анализаторной системы:

а) межанализаторные связи;

б) межполушарное взаимодействие;

в) сохранные функциональные системы;

г) все выше перечисленное.

23. Центральной задачей обучения при акустико-гностической афазии является:

а) восстановление зрительных предметных образов;

б) восстановление процесса звукоразличения;

в) восстановление способности программирования высказывания;

г) восстановление вербальных форм коммуникации.

24. При афферентной моторной афазии основной задачей коррекционно-педагогической работы является:

а) преодоление нарушений кинестетического гнозиса и праксиса;

б) преодоление патологической инертности в звене порождения звуковой и слоговой структуры;

в) восстановление грамматического структурирования;

г) восстановление предикативности речи.

25. Задача восстановления процесса опознания предмета при акустико-мнестической афазии реализуется с помощью:

а) приема срисовывания предмета;

б) приема рисования по слову;

в) метода дорисовывания существенных признаков предмета;

г) прием опорных сигналов.

26. Восстановление понимания метафор, юмористических рассказов, пословиц является задачей коррекционной работы при:

а) акустико-мнестической афазии;

б) семантической афазии;

в) динамической афазии;

г) оптической афазии.

27. Целью коррекции афферентной моторной афазии выступает:

а) преодоление апраксии артикуляционного аппарата;

б) восстановление звуко-слоговой структуры;

в) восстановление письма и счета;

г) восстановление акустико-гностических процессов.

Афазия – расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых). У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Причины афазии

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз.

В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, - тотальная, моторная или сенсорная афазия.

Кроме этого, к афазии могут привести черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс), опухоли головного мозга, хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика), операции на головном мозге.

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся пожилой возраст, семейный анамнез, церебральный атеросклероз, гипертоническая болезнь, ревматические пороки сердца, перенесенные транзиторные ишемические атаки, травмы головы.

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Механизмы афазии

Причинами афазии являются разнообразные органические нарушения речевых зон головного мозга в период уже сформировавшейся речи. При афазии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры головного мозга.

Причинами афазии являются:

травмы головного мозга;

воспалительные процессы мозга;

сосудистые заболевания и нарушения мозгового кровообращения (инсульт).

Каждый этиологический фактор имеет свои особенности развития, и синдром, вызванный тем или другим фактором, может быть различным в разных стадиях течения основного заболевания. Так, при афазии, вызванной ростом опухоли – в отдаленный период – появляются различные симптомы, нередко корковые. Это может привести к нарушению интеллектуально-мнестических процессов и другим изменениям психики больных, не свойственным афазии, вызванной строго очаговым поражением мозга.

При сосудистом заболевании афазия может быть различной в зависимости от характера инсульта (геморрагического или ишемического), распространенности атеросклеротического процесса. Афазия, вызванная травмой головного мозга, характеризуется тем, что она более всего связана с очаговым поражением мозга. Ей часто свойственно хорошее обратное развитие, т.к. травматические поражения обычно встречаются у молодых людей с сохранными мозговыми сосудами и большими компенсаторными возможностями.

Итак, формы афазии, тяжесть дефекта и характер его протекания зависят от следующих факторов:

обширность очага поражения и его локализация;

характер нарушения мозгового кровообращения;

Симптомы афазии

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола. При втором варианте - проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи. При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками). Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов. Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Классификация афазии

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии - с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, - нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, - утрата понимания обращенной речи.

Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.

Амнестико-семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

АФАЗИЯ

Определение афазии, ее этиология. Афазия при сосудистых нарушениях мозга, при травме, при опухолях мозга.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Этиология афазии:

· нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия);

· инфекционные заболевания головного мозга.

Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм.

Афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.

Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается моторная афазия.

У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

Специфические неречевые и речевые симптомы афазии. Классификация афазии А.Р. Лурии.

Неречевые симптомы:

1. Неврологические симптомы. Сенсорные нарушения, тактильные, слуховые и зрительные нарушения узнавания. При поражении затылочного отдела коры больной афазией не может узнать предмет или осмыслить картину в целом, из-за нарушения пространственного восприятия может наблюдаться зеркальное письмо. При поражении височных отделов нарушается понимание речи, иногда больной не узнает даже хорошо знакомые звуки.

2. Двигательные расстройства. У больных афазией часто проявляются расстройства произвольных движений. Им трудно воспроизвести написание букв, нарушаются произвольные движения губ и языка, они путают и заменяют звуки.

3. Психологические расстройства. Хотя в целом больной разными формами афазии ведет себя адекватно, у него может наблюдаться расстройство мыслительной деятельности, нарушение памяти и внимания. Интеллектуальные способности остаются неповрежденными, страдает лишь речевой механизм реализации интеллектуальной деятельности.

Речевые симптомы:

2) Персеверации (навязчивое повторение элементов речи);

3) Парафазии (употребление одних слов и звуков вместо других);

4) Параграфии (замена слов на письме);

5) Паралексии (замена слов при чтении);

6) Контаминации (смешение элементов двух или более слов).

Классификация афазии А.Р. Лурии.

В основу классификаций афазий А.Р. Лурии был положен “принцип анализа топически ограниченных поражений мозга”, с одной стороны, и “выделение тех факторов, которые лежат в основе всего комплекса нарушений, возникающих при локальных поражениях мозга”, - с другой.

Все афазии существенно отличаются друг от друга:

1) по основному механизму, лежащем в основе нарушения речи;

2) по клинической картине протекания нарушения;

3) по психологическому строению нарушения речи.

Однако общим для всех форм афазии является то, что все они представляют собой не выпадение какой-либо изолированной стороны процесса, а системное нарушение речи в целом.

А.Р.Лурия выделил семь форм афазии:

Две формы моторной афазии, которые связаны с поражением преимущественно двигательного анализатора:

· Эфферентная моторная афазия.

· Афферентная моторная афазия

Две формы сенсорной афазии, возникающие преимущественно при поражении акустического анализатора:

Три формы афазии, которые представляют собой нарушения более высоких уровней построения речи:

Характеристика эфферентной моторной афазии: механизм, симптоматика, ведущие направления восстановительного обучения.

ОБЛАСТЬ ПОРАЖЕНИЯ: нижние отделы премоторной области (зона Брока) (на рис области 44 и 45).


МЕХАНИЗМ: Патологическая инертность раз возникших стереотипов засчёт нарушения смены иннерваций. Возникшие персеверации затрудняют или делают совсем невозможными устную речь, чтение и письмо. Все дефекты речи протекают при сохранном произнесении отдельных звуков; трудности начинаются лишь при переходе к серийному производству звуков.

1. НАРУШЕНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ:

· При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь;

· Утрачивается способность повторить серию звуков или слогов . Больной многократно повторяет их, при просьбе повторить две серии звуков или слогов персеверирует звуки из предыдущего звукового или слогового ряда;

· При самом тяжелом варианте эфферентной моторной афазии полностью отсутствует функция называния, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматическое его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога. Например, вместо слова молоко произносит морковь, мороженное;

· Наблюдаются контаминации: стожка (стол, ложка).

· При спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм: больные пропускают глаголы, с трудом употребляют предлоги, флексии существительных – выявляется так называемый аграмматизм типа “телеграфного стиля”.

· Выявляется крайняя инертность в выборе слов, в высказывании отмечаются длительные паузы, персеверации, вербальные парафазии, произнесение слов становится растянутым.

· Среди различных вариантов эфферентной моторной афазии наблюдается такая, при которой речь нарушается лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим. Страдает выделение ударных слогов, интонационная окраска.

2. НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

· Запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. В более тяжелых случаях невозможна запись слов и складывание их из букв разрезной азбуки. Больные не могут найти нужную букву, правильно произнося весь звуковой состав слова.

· В более легких случаях больные могут записать слово со слуха, пропуская гласные и согласные в стечениях, переставлять буквы и слоги;

· На поздних этапах восстановления выявляются аграмматизмы, проявляющиеся в трудностях согласования слов в предложениях, смешениях флексий.

· Чтение носит угадывающий характер.

· В более легких случаях возможно чтение отдельных слов и коротких предложений, но затруднено понимание прочитанного, особенно предложений со сложной синтаксической структурой.

· При нарушениях лишь ритмико-мелодического компонента речи письмо и чтение остаются сохранными.

3. НАРУШЕНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

· При грубом расстройстве персеверации проявляются уже при выполнении простых инструкций;

· Показ отдельных частей тела доступен, если между произносимыми словами сделаны большие паузы;

· Несколько лучше, но с трудом больные показывают предметные картинки;

· Вторично нарушается слухоречевая память, затруднен показ серии предметных картинок.

· На слух не различаются грамматически правильно построенные высказывания и неправильные;

· Плохо понимается переносный смысл метафор, пословиц. Нарушение понимания многозначности слов.

Характеристика афферентной моторной афазии: механизм, симптоматика, ведущие направления восстановительного обучения.

ОБЛАСТЬ ПОРАЖЕНИЯ: нижние отделы посцентральной области левого полушария.

МЕХАНИЗМ: нарушение артикуляционного акта, следствие нарушения кинестетической организации двигательных актов.

Лурия выделил два варианта афферентной моторной афазии:

I. Нарушение пространственного, симультанного синтеза движений органов артикуляции и полное отсутствие ситуативной речи.

1. НАРУШЕНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

· На раннем этапе после травмы или инсульта при афферентной афазии может наблюдаться грубое нарушение понимания речи. Это объясняется тем, что в процессе понимания значительную роль играет кинестетический контроль, сопряженное, скрытое произнесение воспринятого на слух сообщения.

· Период значительного непонимания речи у больных с афферентной кинестетической моторной афазией непродолжителен (от одного дня до нескольких суток после инсульта), после чего у них отмечается быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможность выполнения несложных инструкций.

· Специфические особенности нарушения понимания - вторичные нарушениях фонематического слуха. При афферентной кинестетической моторной афазии возникают трудности в распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции (губные: б-м-п, переднеязычные: д — л — m — н, сонорные щелевые: н-х-ш, сонорные и гласные и т. д.). Эти трудности фонематического анализа в целом компенсируются избыточностью фонематических различий слов в разговорной речи и позволяют им понимать ее, но сказываются в письме больных.

· Нарушение понимания слова ухудшается в тех случаях, если больной пытается его проговорить, т. е. включает первично нарушенный кинестетический контроль.

· Наряду с артикуляторными нарушениями, приводящими к нечеткости восприятия на слух речи, при афферентной кинестетической моторной афазии наблюдаются трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения. К ним относится прежде всего характерный для этой формы афазии предложный импрессивный аграмматизм: при сохранности понимания значений отдельных предлогов нарушается возможность расположения в пространстве трех предметов, например, положить или нарисовать карандаш под кисточкой и над ножницами, т. е. наблюдаются нарушения понимания, свойственные для семантической афазии.

· Сложность и многообразие особенностей нарушения понимания при афферентной кинестетической моторной афазии компенсируется в повседневной речи избыточностью, конкретностью ситуации, что и создает картину относительной сохранности у них понимания речи.

2. НАРУШЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

· Для устной речи этих больных характерны трудности при воспроизведении слоговой структуры слов. Они дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге, опускают согласный звук.

· При менее выраженной апраксии артикуляционного аппарата больные, медленно подбирают нужные артикуляторные движения, общаются при помощи неполных высказываний, обеспечивающих им элементарный контакт с окружающими.

· При афферентной моторной афазии наблюдаются нарушения орального, артикуляционного и символического праксиса по постцентральному типу. Больные с трудом могут имитировать простые оральные позы, символические оральные движения (плевок, поцелуй).

· В некоторых случаях могут наблюдаться в речи больных легкие артикуляционные призвуки, напоминающие дизартрию или в других – легкий иностранный акцент, выражающийся не в изменении интонации, а в замедленности и искусственности произнесения слов, оглушении звонких, отсутствии мягких согласных.

· возникает нарушение координации работы мышц, участвующих в формировании речи, и появляются ошибки при произнесении отдельных речевых звуков, прежде всего гомоорганных, т.е. со сходными фонетическими особенностями (например, переднеязычные , , ; щелевые , , , ; губные , , ).

· В целом, речь невнятная, в ней возникают многочисленные замены звуков, что делает ее непонятной для окружающих, сам же больной не в состоянии ее контролировать ввиду своеобразной сенситивной атаксии в структурах, обеспечивающих формирование речи.

3. НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

· При афферентной моторной афазии степень нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата.

· Наиболее грубо нарушены чтение и письмо при тяжелой апраксии всего артикуляционного аппарата.

· Восстановление чтения и письма происходит параллельно с ее преодолением.

· Восстановление внутреннего чтения может опережать восстановление письменной речи.

· При записи слов под диктовку, при письменном назывании предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются все артикуляционные трудности, т. е. появляется множество литеральных параграфий, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).

· Дефекты письменной речи при афферентной моторной афазии зависят от степени тяжести апраксии артикуляционного аппарата. Наиболее грубые нарушения отмечаются при апраксии всего аппарата речи, особенно языка, который является основным органом артикуляции.

· Отмечается пространственная дезориентированность в географической карте. Больные не могут определить местонахождение отдельных городов, рек, гор и т.п.

· Значительные трудности в счетных операциях, отмечается грубая степень выраженности расстройств. Больным с афферентной моторной афазии доступны лишь простые счетные операции, предъявляемые в письменной форме.

· Устный счет, а также сложные действия, требующие запоминания отдельных звеньев, не доступны больным из-за отсутствия полноценной опоры на проговаривание.

· В некоторых случаях при грубой афферентной моторной афазии наблюдается диссоциация между полным отсутствием устной речи и некоторой сохранностью письменной речи, служащей средством общения с окружающими. Эта сохранность письменной речи объясняется наличием преимущественной апраксии лишь глотки и гортани, выполняющих в русском языке роль преднастройки всех артикуляционных движений (Н.И. Жинкин, 1958) и осуществляющих фонацию гласных и звонких согласных.

· По мере восстановления чтения и письма число литеральных параграфий уменьшается.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 3026 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.