Что может назначить невролог новорожденному

Проблемы неврологии у новорожденных наблюдаются практически в 80 % случаев. Это очень высокий показатель. Плохая экология, неправильное питание, постоянные переживания и психоэмоциональное напряжение во время беременности часто негативно сказываются на здоровье будущего ребенка.

Неврология у новорожденных

Данное понятие характеризует патологии нервной системы, связанные с любыми нарушениями в работе ЦНС. Несмотря на то что наука не занимается подобными проблемами, их все равно относят к данному медицинскому направлению. Состояния, связанные с работой нервной системы, не должны оставаться без внимания врача. В особенности это касается детей до года. Болезни ЦНС часто приводят к серьезным последствиям. И задержка речевого развития или психомоторного аппарата относится к оптимистическому диагнозу по сравнению с множеством других. Нередко встречается гиперактивность, дефицит внимания и неадекватное поведение детей. Все это относится к последствиям. Поэтому очень важно не игнорировать проблему, а заняться ее лечением как можно раньше.

Когда возникает патология?


Что такое неврология у новорожденных детей, мы рассмотрели. Возникают проблемы в работе ЦНС с 28 недели беременности в утробе матери, а также в первые дни после появления ребенка на свет. Часто можно услышать, что неврологическую патологию называют перинатальным поражением центральной нервной системы.

Основные причины

Причин появления патологий ЦНС довольно много. Наиболее распространенными среди них принято считать:

  1. Травмы, полученные во время родовой деятельности.
  2. Гемолитическую болезнь ребенка.
  3. Неправильное развитие спинного или головного мозга.
  4. Гипоксию плода во время беременности.
  5. Недостаток кислорода вследствие обвития шеи плода пуповиной.
  6. Внутриутробные инфекции.
  7. Наследственность.
  8. Тяжелый токсикоз во время беременности.

Признаки неврологии у новорожденных

Развитие новорожденного является одним из основных показателей его состояния здоровья. Когда ребенок находится в раннем возрасте, можно с легкостью определить, где возникли нарушения развития. Если происходят изменения в речевом, моторном или психическом развитии малыша – это первый сигнал. Признаками проблемы могут стать следующие функциональные изменения:

  1. Повышенная возбудимость, которая часто обусловлена тремором подбородка и конечностей.
  2. Нарушения сна.
  3. Расстройства двигательного аппарата.
  4. Частые и обильные срыгивания.
  5. Гипертонус и гипотонус мыщц.
  6. Повышение внутричерепного давления.

При неврологии у новорожденных симптомы заболевания могут проявляться следующим образом:

  1. Мраморный оттенок кожных покровов.
  2. Эпизодические судороги.
  3. Повышенная чувствительность к смене климата.
  4. Поджимания пальчиков стопы в положении стоя.
  5. Постоянно холодные и влажные конечности.

Родителям необходимо знать, что при появлении одного или нескольких симптомов или признаков необходимо незамедлительно обратиться к врачу.

Синдром нарушений ЦНС


Что такое ПЭП в неврологии новорожденных? Перинатальная энцефалопатия связана с уязвимостью и слабостью нервной системы. ПЭП может проявляться по-разному. Ее признаки обнаруживают у 8–9 деток из 10 при рождении. Чаще всего причина возникновения связана с неблагоприятными воздействиями на нервную систему в период вынашивания, родов и в первые несколько дней после появления малыша на свет. Иногда диагноз связывают с гипервозбудимостью, когда ребенок очень раздражителен и имеет плохой аппетит, а также часто срыгивает и отказывается от груди. Кроме этого, у таких деток нарушен режим сна, им сложнее заснуть, они меньше спят. Редким, но тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии считается синдром угнетения центральной нервной системы. Дети с таким диагнозом выглядят усталыми, кричат тихо и очень слабо. Им свойственно уставать во время кормления. В наиболее осложненных состояниях часто бывает нарушен сосательный рефлекс. Признаки ПЭП бывают выражены незначительно, но малыши, которые перенесли данное состояние, требуют повышенного внимания и наблюдения, а в некоторых случаях, возможно, и терапии.

Методы лечения ПЭП

Если перинатальная энцефалопатия будет обнаружена вовремя, а также будут проведены все меры по устранению проблемы, то шанс на выздоровление довольно высок. Обычно ПЭП лечится с помощью лекарств, массажа и физиотерапии. При правильно подобранной схеме лечения перинатальная энцефалопатия проходит к 4–6 месяцам, максимум может потребоваться год. При простой форме заболевания последствий в дальнейшей жизни не наблюдается. В более серьезных или вовремя не диагностированных формах неврологические проблемы по истечении года нередко переходят в минимальную мозговую дисфункцию.

На первом месяце жизни новорожденного, а затем еще 3 раза в течение первого года жизни необходимо показывать малыша неврологу. Если в вашей поликлинике нет такого специалиста, то попросите вашего педиатра выдать вам направление в консультационно-диагностический центр. И помните, что проблему всегда лучше предупредить, чем потом решать.

Внутричерепное давление

По оболочкам головного мозга циркулирует специальная спинномозговая жидкость – ликвор. Она выполняет следующие функции:

  • питание нервных клеток;
  • амортизация во время ударов или сотрясений;
  • устранение конечных продуктов обмена.

Если по каким-либо причинам данной жидкости вырабатывается больше, чем необходимо для оттока, или на голову малыша оказывается серьезное давление, как во время родовой деятельности, то ВЧД возрастает до критической отметки. А поскольку наш мозг состоит из множества болевых рецепторов, то малыш бы страдал от сильной головной боли, если бы не наличие швов и родничков, которые позволяют костям черепа расходиться и одновременно с этим выравнивать давление.


Чаще всего данный диагноз ставят, когда ребенка сопровождает частый плач и срыгивание. Неврология и новорожденный ребенок тесно связаны, поэтому консультация врача обязательна в любом случае.

Признаки ВЧД

Если какой-нибудь специалист предложит измерить вашему ребенку внутричерепное давление специальным прибором, то не соглашайтесь. Дело в том, что медицина знает только два способа для измерения ВЧД, и они оба связаны со вскрытием черепной коробки.


Существует несколько признаков, которые могут подтвердить повышенное ВЧД у новорожденного. Основные из них:

  1. Выпирание родничка.
  2. Расхождение костей черепа.
  3. Превышение норм окружности головы.

Методы лечения ВЧД

Когда вашему ребенку ставят мнимый диагноз, а именно из-за одной истерики, то никакие лекарства не нужны. Пройдет некоторое время, и давление нормализуется само по себе. Но если вашему ребенку повышение ВЧД доставляет серьезное беспокойство, то врач может выписать препараты, выводящие избыточную жидкость из организма.

Если диагноз выявлен правильно, то есть он ставился по результатам течения таких опасных заболеваний, как нейроинфекция, серьезная травма головы или врожденная гидроцефалия, то никакие медикаменты для снижения внутричерепного давления не помогут. Для решения такой серьезной проблемы необходимо непосредственное участие нейрохирурга, травматолога и реаниматолога в процессе лечения.


Гипертонус и гипотонус

Нарушение мышечного тонуса у новорожденного в одну либо в другую сторону требует обязательной коррекции. Если эту проблему оставить без внимания, то она может неблагоприятно сказаться на интенсивности развития ребенка.

Перенапряжение мышц, именуемое гипертонусом или чрезмерная слабость, названная гипотонусом нельзя относить к заболеваниям. Это состояние! Причем гипертонус может существовать определенное время в жизни крохи и являться физиологичной нормой. Но грань между данными показателями очень тонкая.

Гипотонус относится к состоянию, которое необходимо корректировать. Более того, встречаются случаи, когда вялость и слабость мышц является симптомом серьезного заболевания. Тогда для выздоровления может потребоваться серьезная медикаментозная поддержка.

Симптомы гипертонуса

Родителям следует насторожиться, если после трех месяцев ребенок также продолжает сжимать ручки в кулачки и подгибать конечности. Патологический гипертонус может проявляться по-разному, а признаки зависят от напряжения разных групп мышц.

При выявленных проблемах неврологии у новорожденных симптомы гипертонуса будут следующие:

  1. Беспокойный и очень чуткий сон.
  2. Тремор подбородка.
  3. Плохой аппетит.
  4. Сильная скованность в движениях.
  5. Умение удерживать голову с самого рождения.
  6. Беспричинный и длительный плач.

Причинами возникновения гипертонуса у малыша могут стать:

  1. Инфекционные заболевания мамы во время беременности.
  2. Гипоксия новорожденного.
  3. Стремительная родовая деятельность.
  4. Резус-конфликт между мамой и ребенком.
  5. Внутриутробная интоксикация плода.

Методы лечения гипертонуса


Если гипертонус новорожденных не проходит самостоятельно, то лечение должен назначать невропатолог. Чаще всего комплексное лечение включает:

  1. Лечебную гимнастику.
  2. Расслабляющие ванны.
  3. Электрофорез.
  4. Парафинотерапию.
  5. Массаж.

Если проблема взаимосвязана с обменными процессами в головном мозге, то дополнительно назначаются лекарственные препараты.

Признаки гипотонуса

Гипотонус также относится к неврологии у новорожденных. На что обратить внимание в данном случае? Малыш обычно лежит в кроватке с расправленными пальчиками, ему не свойственно сжимать ручки в кулачки. Если кроху положить на спинку, то ножки раскрываются в тазобедренных суставах очень легко. Помимо этого, детки в таком состоянии слабо сосут грудь, а также часто засыпают во время кормления. Особенно должны настораживать малыши, которые практически не плачут, а только кушают и спят.

Лечение гипотонуса

Лекарственных препаратов в данном случае не назначают. При гипотонусе достаточно регулярного выполнения лечебной гимнастики и прохождения курса массажа. Помимо этого, комплексное лечение может включать иглоукалывание и прохождение специальных процедур в кабинете физиотерапевта.


Помните, что показать младенца неврологу необходимо. Очень часто врачам, которые занимаются проблемами развития, приходится видеть отчаявшихся родителей школьников у себя на приеме. Большинству таких детей не ставили диагноз "родовая травма", а иногда мамочку с малышом просто не направили вовремя к специалисту. В результате дети пошли в школу, а там столкнулись с первыми трудностями, связанными с тем, что обучение дается очень непросто.

1. Невролог нужен хороший. Лучше никакого невролога, чем плохой.
В комментариях хвалят неврологов из 72 детской поликлиники города Москвы и Василия Юрьевича Ноговицына с форума русмедсерв

2. У младенцев незрелый головной мозг. Он будет расти и развиваться очень активно на протяжении всего первого года жизни. Поэтому запомните, что:

Все это — варианты нормы!
Это не надо лечить. За этим можно только наблюдать. Наблюдать должен невролог.

3. Дети — разные. И развиваются по-разному. При оценке психомоторного развития ребенка надо смотреть на крайние сроки того, когда должен появиться тот или иной навык. Таким образом — это нормально, если ребенок еще не держит голову в 1 мес. Тревогу надо бить, если он и в 2 месяца голову не держит.

5. Если невролог назначает ребенку в поликлинике какие-то препараты, кроме Элькара, микстуры с цитралью*, ванн с хвоей и/или морской солью.
Особенно, если он назначает в поликлинике (без стационара) такие препараты, как диакарб (за амбулаторное назначение диакарба нужно лишать диплома, ИМХО), стугерон, кавинтон, трентал, интестинон, энцефабол, пантогам, актовегин, кортексин, глицин, сонапакс… (напоминаю, речь идет о назначении этих препаратов детям грудного возраста. Для детей старше года-полутора картина немного другая)
Услугами такого невролога пользоваться не надо.
Все перечисленные выше препараты должны назначаться в стационаре. В больнице, то бишь. Амбулаторно можно продолжать их пить. По рекомендации врача стационара.
UPD: Повторяю для особо непонятливых. Услугами такого невролога пользоваться не стоит. Это не значит, что вообще ничего давать не надо. Это значит, что если Вашему ребенку до года назначали такие препараты в поликлинике — это повод для консультации у другого невролога. Проверенного и рекомендованного. С высокой долей вероятности эти препараты будут отменены, либо Вам предложат госпитализацию.


6. Ребенку нужна нейросонография только в том случае, если ее посоветовал врач. Или Вы не доверяете своему врачу и боитесь, что он не заметит какую-нибудь патологию.
Эхо-ЭГ (не путать с ЭХО-КГ), допплерография сосудов головы и шеи, рентген черепа, МРТ головного мозга и ЭЭГ — назначаются после осмотра и проведения НСГ. Самостоятельно делать эти исследования не надо. Эхо-ЭГ и допплерография не заменяют нейросонографии. ЭЭГ назначается только при подозрении на эпилепсию.


ДИАГНОСТИКА И ГИПЕРДИАГНОСТИКА

ЛЕЧЕНИЕ И ГИПЕРЛЕЧЕНИЕ

НАБЛЮДЕНИЕ И СРОКИ НАЧАЛА ЛЕЧЕНИЯ

Патология нервной системы в раннем возрасте иногда может быть выявлена только при повторном осмотре либо в ходе длительного наблюдения за развитием ребенка. Для этого предусмотрены осмотры неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев. В эти сроки дебютируют или становятся очевидными многие серьезные заболевания. И если у ребенка стоит конкретный неврологический диагноз – эпилепсия, ДЦП и т.д. – медлить с лечением недопустимо! Особенно это касается эпилептических приступов – своевременно назначенное лечение способно предотвратить развитие серьезной патологии в будущем .

Рассмотрим самые частые неврологические заболевания новорожденных, их симптомы. На самом деле, симптоматику важно знать каждой маме, так как почти все неврологические проблемы поддаются коррекции и лечатся, если их вовремя выявить — на раннем сроке!


Почти у каждого младенца есть какая-то проблема по неврологической части: у одного ребеночка проблемы с тонусом или сном, у другого повышено внутричерепное давление, третий чересчур заторможен или возбудим, четвертый вегетатик — из-за нарушения регуляции сосудистого тонуса у него на кожице проступает сеточка подкожных капилляров, а ладошки и стопы постоянно влажные и холодные…

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП), которая кодируется и как “синдром нарушений ЦНС”

Ее признаки обнаруживаются у 8–9 из 10 новорожденных. Возникают они при неблагоприятных воздействиях на нервную систему во время беременности, родов и в первую неделю после появления малыша на свет.

Если вовремя заметить намечающиеся проблемы и устранить их с помощью лекарств, фитопрепаратов, массажа и физиотерапии, то ПЭП может пройти уже к 4–6 месяцам, максимум — к году. В легких случаях — без последствий, а более серьезные или не замеченные вовремя неврологические проблемы после года нередко выливаются в так называемую минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Этот диагноз указывает на некоторую слабость и уязвимость нервной системы малыша, но огорчаться по этому поводу не стоит. Ведь главная опасность — угроза формирования детского церебрального паралича (ДЦП) — обошла кроху стороной! (Больше о том, что делать, если диагностирован ДЦП, читайте на с. 62.)

На первом месяце и потом еще трижды в течение года показывайте малыша неврологу. Если такого специалиста в детской поликлинике нет, попросите у педиатра направление в районный консультативно-диагностический центр.


Внутричерепное давление

Под оболочками головного и спинного мозга крохи циркулирует спинномозговая жидкость — ликвор. Она питает нервные клетки, уносит конечные продукты обмена, амортизирует удары и сотрясения. Если по каким-то причинам ликвора вырабатывается больше, чем оттекает, или же на голову крохи оказывается давление извне, как во время родов, внутричерепное давление (ВЧД) возрастает до критического уровня. А поскольку в мозговых оболочках находится много болевых рецепторов, ребенок страдал бы от невыносимой головной боли, если бы не система швов и родничков, позволяющая костям черепа расходиться, выравнивая давление.

Благодаря этому малыш сильной боли из-за внутричерепной гипертензии не чувствует, но некоторый дискомфорт ощущает и сообщает об этом маме. Нужно только уметь услышать его сигналы!

Кроха часто плачет и часто срыгивает, особенно при перемене погоды? Похоже, что ВЧД у него действительно повышено!


Мамочку должен насторожить яркий рисунок подкожных вен, просвечивающий на вис­ках и переносице малыша, а иногда и по всему своду черепа. Дополнительный повод для тревоги — белая полоска склеры, периодически появляющаяся над радужкой крохи, как будто он от удивления широко открыл глазки.

  • Насторожитесь, если окружность головы у месячного крохи превышает окружность груди больше чем на 2 см. Проверьте шов между теменными костями посередине головы (его ширина не должна превышать 0,5 см), а также расстояние между противоположными краями родничков — большого (в норме — до З х З см) и малого (1 х 1 см).
  • Держите ситуацию под контролем вместе с неврологом. Благодаря компенсаторным возможностям швов и родничков часто бывает так, что на нейросонографии или УЗИ головного мозга врач обнаруживает у новорожденного внутричерепную гипертензию, а клинических признаков неблагополучия нет: кроха доволен, спокоен, хорошо развивается, крепко спит ночью… В этом случае лечение не требуется — только наблюдение у специалиста.
  • Если повышенное ВЧД начнет доставлять ребенку беспокойство, доктор назначит мочегонные, выводящие избыток жидкости из-под оболочек мозга крохи.
  • Прекрасное средство от легкой гипертензии — аптечный детский чай с хвощом, обладающий мочегонным действием.


Гипертонус и гипотонус мышц у новорожденного

Наши бицепсы и трицепсы никогда не расслабляются до конца — даже в состоянии сна в них сохраняется остаточное напряжение, его и называют мышечным тонусом. У новорожденного он очень высок: то, что для ребенка первых недель жизни норма, для полугодовалого грудничка — грубая патология.

Чтобы поместиться у мамы в животике, крохе приходилось сжиматься в комочек за счет повышенного напряжения мышц-сгибателей. Важно, чтобы оно не было чрезмерным. Мышечная гипертония порой затрагивает лишь одну половину детского тельца. Тогда лежащий на спинке малыш изгибается дугой, поворачивает голову только в одну сторону, а на животике заваливается на тот бок, где тонус выше.


Синдром мышечной гипертонии — одно из частых проявлений ПЭП. Тонус надо скорее нормализовать: иначе дитя будет отставать в двигательном развитии, столкнется с трудностями при ходьбе.

Этого можно избежать , занимаясь с младенцем массажем и гимнастикой.

Плавные покачивающие движения расслабляют зажатые мышцы. Эффекта можно достичь, покачивая кроху во время купания, а также на ручках, в коляске, креслице-качалке. Такие движения отлично расслабляют зажатые мышцы!

Принесет пользу упражнение в позе эмбриона. Уложите кроху на спину, скрестите ручки на груди, подтяните колени к животику и придержите левой рукой, а правой наклоните голову малыша, после чего плавно и ритмично покачивайте к себе и от себя и с боку на бок (5–10 раз).


Мышечная гипотония — полная противоположность гипертонусу: ручки-ножки новорожденного не прижаты к туловищу, как положено, а наполовину разогнуты, сопротивление пассивному разгибанию недостаточное. Но чтобы ребенок активно развивался физически и осваивал моторные навыки, тонус у него должен быть в норме.

Следите за видоизменениями мышечного тонуса вместе с неврологом! Если не бороться с мышечной гипотонией, младенец с опозданием научится переворачиваться, ползать, сидеть и ходить, его стопы останутся плоскими, искривятся ножки и позвоночник, в разболтанных суставах будут происходить вывихи. Вы вместе с вашим доктором должны сделать все, чтобы этого не допустить.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Группы детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога. Как проводится лечение возбудимых и перенесших гемипарез детей.


Анна Бабина психолог, педагог

Проглядели пациента

Очень часто врачу-неврологу приходится видеть отчаявшихся родителей, которые приводят на прием ребенка-школьника, записанного в разряд "трудных" или "необучаемых". При разговоре и анализе медицинской документации, как правило, выясняется, что у большинства мам этих детей отмечались проблемы, связанные с протеканием беременности и родов. Малыши рождались в асфиксии, в родах использовалось пособие, врачи ускоряли или замедляли естественный ход рождения ребенка.

Однако большинству таких детей не выставляли диагноз "родовая травма". Отчасти это происходило по невнимательности медиков, отчасти оттого, что на врачебный прием отпущено не больше десяти минут, а хороший первичный осмотр занимает никак не меньше получаса. Педиатр, не зная неврологической симптоматики, не направил вовремя к специалисту. Дети не наблюдались у невропатолога после выписки из роддома, в первые месяцы жизни. Было упущено драгоценное время, которое чем дальше, тем труднее наверстать.

Кроме того, у нас просто не существует статистики по родовому травматизму. Умалчивание этой проблемы ведет к тому, что врачи неонатологи, акушеры, гинекологи вообще не отвечают за состояние родившихся детей и творят что хотят. Скажите, какая женская консультация, какой роддом дают самый высокий процент детского церебрального паралича в Москве? Никто не знает. О легких нарушениях вообще молчат, притом что процент перинатальной энцефалопатии (легкие нарушения мозгового кровообращения) в Москве приближается к девяноста.

Некоторые дети до года стояли на учете у невропатолога, иногда им даже прописывали ванны, успокоительные сборы и проводили курсы массажа. Но после двенадцати месяцев ребятишки исчезали из поля зрения докторов по двум причинам.


Во-первых, в этом возрасте проявления заболевания "стираются", соответственно, при быстром и невнимательном осмотре врачи их не замечают.

Во-вторых, до трех или даже до семи лет у многих больных наступает период "затишья". Заболевание не дает о себе знать потому, что происходит компенсация: сосуды начинают справляться с повышенной нагрузкой. К сожалению, это возможно лишь до следующего критического периода, когда от них снова потребуется работа в усиленном режиме. В три года и в семь лет формируются новые связи между нервными клетками, требующие повышенных энергозатрат и питания. Прибавьте сюда то, что в этом возрасте большинство детей идут в садик или школу соответственно. В результате проблемы расцветают пышным цветом.

Школьные годы. Чудесные?

И вот возбудимые и неловкие дети стройными рядами идут в массовую школу. Родители стонут, сынуля или дочурка рыдает, учитель опускает руки. Ребенок становится частым гостем в кабинете невролога. Однако доктор отмечает в карте развития: "Очаговой симптоматики нет". Это значит, что все отделы головного мозга устроены правильно, нервные клетки функционируют нормально. Но на самом деле нет лишь грубых симптомов. Например, обе ноги одной длины, обе руки одинаковой толщины, ребенок не хромает, может прыгать и бегать.

Но ведь есть малозаметные признаки болезни! Например, при письме напрягаются мышцы руки, шеи, ребенок не замечает то, что написано справа или слева на доске. Эти признаки врач может обнаружить лишь тогда, когда спровоцирует некоторые симптомы. Например, попросит закрыть один глаз, или держит правую руку ребенка, пока тот выполняет задание левой.

А родители просят "что-нибудь сделать" - и школьнику снова прописывают препараты. Он посещает врача с периодичностью раз в три-четыре месяца, а потом снова исчезает - и теперь уже навсегда, разочаровавшись в медицине.

Почему врачи не в состоянии помочь? Этому, как ни парадоксально, не учат в институте. Там дают только базу. Дальше врач должен развиваться самостоятельно, искать учителей, единомышленников. А то, что медицинское образование поставлено на поток и каждый человек с дипломом идет врачевать, это кризис.

Но, к сожалению, большинство врачей, с которыми, возможно, пришлось столкнуться и вам, довольны своим уровнем подготовки. Что также порочно, большинство родителей довольны тем, что от них не требуется никаких усилий. Ребенка считают больным, и ему прописывают препараты. И лишь вдумчивый или отчаявшийся родитель будет искать тех специалистов, которые предложат не химию, а именно коррекционный курс.

Какие они, беспокойные дети?

Условно всех детей, которые должны бы быть под наблюдением невролога, можно разделить на две группы.

Первая - возбудимые дети. Они писаются днем и/или ночью; заикаются; имеют тики, моргают, непроизвольно двигают плечами, губами и пр.; часто совершают стереотипные и/или ритуальные действия: нюхают руки, без конца открывают и закрывают двери, включают и выключают свет и воду и пр.

В чем причина возбудимости ребенка? Только команда специалистов, в которую войдут психолог, нейропсихолог, невролог, иногда психиатр, может ответить на этот вопрос. А ведущую причину возбудимости (обычно этих причин несколько) нельзя выявить без точной диагностики состояния малыша.

Если нет возможности проконсультироваться в одном месте, значит, придется искать специалистов из разных учреждений или кабинетов одного здания. Но только команда специалистов может определить стратегию и тактику коррекции. Как правило, каждый специалист из вышеперечисленных найдет повод для работы с ребенком.

Иногда встречаются семьи, где темперамент малыша трактуется как патология. Например, случается, что дети, которые не могут полностью реализовать себя в жизни, начинают плохо спать. Или ребенок умудряется отдохнуть за четыре часа ночью, что совершенно не устраивает родителей. В каждом конкретном случае приходится распутывать клубок семейных проблем.

Иногда возбудимым детям нужны медикаменты. Но чаще всего может помочь изменение отношения к ребенку, выстраивание режима дня и программ действий - например, выполнение домашней и рукодельной работы, требующей соблюдения определенной последовательности.

Вторая группа - дети, перенесшие гемипарез. Гемипарез - это следствие асимметричного поражения головного мозга. Может быть, из-за кровоизлияния, может быть, из-за недостаточного поступления крови (пережаты сосуды). Симптомом гемипареза является асимметричное поражение конечностей. Одна рука, нога или они вместе начинает слабеть, медленнее развиваться, легче напрягаться и "поджиматься". Помимо "скрюченности" одной ножки и/или ручки возможны перекос туловища, неподвижность в шее, когда ребенок смотрит только в одну сторону.

В детской практике это чаще связано с родовой травмой, но бывают и более поздние причины - тяжелая травма (автокатастрофа), инфекция головного мозга, кровоизлияние, не связанное с родами

Дети, перенесшие гемипарез, не могут сосредоточиться на одном занятии, они непостоянны в своих желаниях даже в течение четверти часа. Они не могут построить программу действий и хватаются за все сразу. У них все "горит" и ломается в руках. Они не могут работать без взрослого, который сидит рядом и говорит: "Внимательнее, сосредоточься, проверь еще раз, что ты отвлекаешься. ". Часто они бесцельно бегают по кругу. Могут беспричинно разрыдаться.

В более старшем возрасте эти дети становятся моторно неловкими. Набивают шишки в дверных проемах, иногда на одном и том же плече. Не любят лепить, вязать, шить. Не могут сами закончить начатый проект. Мальчики предпочитают бесцельное вождение машинок игре в конструктор. Часто дети демонстрируют "полевое поведение": носятся без цели по кругу на отрытом пространстве, хватаясь за все игрушки, которые оказались в поле зрения.

Грубые нарушения в виде "пареза", когда ребенок не может пользоваться одной половиной тела, которая быстро отстает в росте, встречаются не так часто. К тому же мимо такого новорожденного врач не пройдет. Гораздо больше "легких" поражений, незаметных на первом году жизни (если только их не искать специально). Я не могу сказать, сколько таких детей рождается, так как здоровые, как правило, не попадают ко мне на глаза. Но вот среди неуспевающих по русскому языку школьников, среди "неумех" детского сада таких больше 90%. А официальной статистики по этим детям просто нет. Они не стоят ни на каких учетах.

Как их обычно лечат?

И возбудимым, и перенесшим гемипарез детям врачи назначают различные успокоительные препараты - от травяных сборов и ванн до снотворных и успокоительных таблеток. Но стандартные препараты в средневозрастных дозировках не приводят к желаемому результату. Во-первых, из-за отсутствия комплексного подхода. Во-вторых, из-за того, что чувствительность пораженной и здоровой половины головного мозга к медикаментам разная. Малые дозы лучше усваиваются больной стороной, а "лошадиные" - здоровой.

Иногда симптомы уходят, а проблемы остаются. Или, например, с тиком доктор справится, но начнется энурез. Это происходит из-за того, что таблетки не дают выстроить "базу" развития того или иного навыка. У новорожденных в отличие от людей более старшего возраста (от дошколенка до старика) нарушение кровообращения происходит в тех отделах головного мозга, которые расположены ниже, ближе к спинному мозгу (отдел ствола головного мозга). В то время как у старших страдает, как правило, кора (она находится выше). Так как внутри- и внеутробное развитие идет снизу вверх, то дефицит внизу не позволяет происходить нормальному развитию мозга. Разово подействовавшая таблетка может только произвести свою работу на конкретном участке (как правило, на коре), никак не повлияв на развитие нижележащих пораженных участков. Есть таблетки, которые действуют на нижележащие отделы, но только лишь снижая их возбуждение, опять же никак не влияя на созревание и развитие. В результате патологически возбужденные клетки успокоятся, но тогда возбудятся те, которые расположены правее, левее, чуть выше, чуть ниже. Сути это не меняет. Созревание головного мозга пойдет не по правильному пути.

Скажу сразу, я не являюсь сторонником медикаментозного лечения возбудимых детей. Как я уже рассказала, традиционное лечение связано с назначением чрезмерных для этих детей доз. Кроме того, не учитывается "локальная фармакокинетика" препаратов. Что это такое? Есть области, которые более чувствительны к тем или иным медикаментам. Назначение многих лекарств не учитывает эту особенность. Например, Сонапакс не рекомендуется употреблять больным с поражением правого полушария, но сплошь и рядом врачи его выписывают. Эффект - нулевой или противоположный. Кроме того, лекарство начинает действовать быстро, а при накоплении работать перестает. А мы видим, что традиционные курсы рассчитаны на срок не меньше месяца.

Стратегия ведения таких пациентов должна быть принципиально иной. Прежде всего необходимо внимательно обследовать ребенка по схеме, которую мы предложим в этой серии публикаций в одном из ближайших номеров. Родителям имеет смысл ознакомиться с нашими диагностическими приемами, чтобы привлечь внимание специалиста к тем или иным особенностям развития ребенка, если они по какой-то причине выпадут из поля внимания врача. Родители также могут сами провести некоторые тесты, да и просто понаблюдать за поведением малыша.

Если ваша информированность и внимательность будет раздражать врача - это дурной сигнал. Хорошему доктору полезен информированный родитель, поскольку он "настроен на собственное чадо". Он готов работать и прикладывать усилия, а не просто ждать, когда врач назначит таблетку - и все пройдет. Информированный родитель добросовестнее выполняет рекомендации, лучше отслеживает динамику изменений.

Помните о том, что, чем раньше начнется реабилитация ребенка, тем прочнее и быстрее будет положительный результат. К сожалению, проблемы у этих детей остаются на всю жизнь, но с некоторыми школьными неудачами можно справится, даже если начать лечение после 6 лет.

ЛЕЧЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ (ЛПУ)

ПРИМЕР написания утверждений: Первый сеанс (отрицательные утверждения):

Второй и третий сеансы (положительные утверждения):

Читать 9 раз подряд, один сеанс в день. Читать пока не избавитесь от негативных мыслей.
Форму отзыва заучите наизусть и применяйте. В тяжелых случаях отзыв уменьшит развитие болезни. Часто отзыв заменяет лечение.

Подскажите, что можно сделать.

Мальчик 11 лет, идёт в 6-й класс.

Ничего не хочет, в секции не ходит,
читать не любит, учится на среднюю тройку.
По дому делать и помогать нежелает.
За что возьмётся - на выходе или намусорит
или сломает или разобьёт.

Невнимателен и рассеян. Уроки на полчаса
может растянуть на 2 выходных.

Любит только телек смотреть, в компьютер
играть и в песочнице сидеть.

Есть отягчающее обстоятельство - бабушка.

Заранее благодарен любому совету или подсказке.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.