Характерные особенности высшей нервной деятельности раннего возраста

Слаженная деятельность организма человека, его связь с окружающей средой осуществляются центральной нервной системой, а именно головным мозгом. Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объединительную деятельность этих двух отделов И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Основу ее составляют процессы возбуждения и торможения. Возбуждение – это активный ответ нервной системы на раздражение. Торможение – активный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов. Торможение неразрывно связано с процессом возбуждения и является как бы регулятором активности всех органов и систем организма. Нервную систему характеризует такое свойство, как подвижность. Оно выражается в способности быстро реагировать на изменение окружающей среды.

Взаимодействие организма с окружающей средой осуществляется с помощью безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. По принципу условных рефлексов формируются поведенческие реакции. Условные рефлексы могут быть выработаны как на непосредственные раздражители действительности (запах, звук, вид и т.д.) – первая сигнальная система, так и на слова, заменяющие непосредственно раздражители, - вторая сигнальная система. Высшая нервная деятельность ребенка раннего возраста имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих ошибок в воспитании малыша. Какие же это особенности?

1. Условные рефлексы возникают у детей сравнительно быстро, но закрепляются они медленно. Многие условные рефлексы, а следовательно, умения, привычки, правила поведения даже к трем годам не являются достаточно устойчивыми. И если их не подкреплять, они легко разрушаются. Поэтому формирование привычек, правил поведения у ребенка возможно лишь при постоянном упражнении, напоминании о них и при единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых, воспитывающих его.

Итак, формировать тормозные рефлексы следует начинать в раннем возрасте, но делать это осторожно и постепенно. Между активностью и запретами – значит решить главный вопрос воспитания, т.е. воспитать ребенка активной личностью, умеющей сдерживать вредные желания.

4. При правильном воспитании у детей раннего возраста преобладает бодрое активное поведение. Они подвижны, много улыбаются, что соответствует оптимальному состоянию возбудимости их нервной системы. Но надо иметь в виду, что в раннем возрасте состояние возбудимости нервной системы неустойчиво. Оптимальное состояние может даже от незначительных причин переходить в фазу повышенной или пониженной возбудимости. Поведение ребенка в этом случае резко нарушается. Малыш может или громко кричать, отказываться выполнять привычные для него действия, капризничать, или, наоборот, становится вялым, безразличным ко всему окружающему. Повышение или понижение возбудимости наблюдается у детей сравнительно часто. Однако это нельзя признать естественным для данного возрастного периода. Изменение возбудимости чаще всего является результатом ошибок воспитания (нарушение режима, непосильные требования к ребенку, частые запреты и т.д.). Уравновешенное поведение детей может меняться и вследствие болезни, неполного удовлетворения их органических потребностей, действия неприятных детям физических раздражителей. Понаблюдайте за малышом, постарайтесь своевременно понять причины изменения поведения ребенка и устранить их. Повышенное или пониженное возбуждение нервной системы, а следовательно, неуравновешенное поведение малыша отрицательно сказывается не только на его здоровье, но и на развитии.

Итак, при воспитании ребенка необходимо учитывать основные особенности нервной системы ребенка, тогда малыш будет расти здоровым, уравновешенным, веселым, а его развитие будет соответствовать возрастным нормам.


При воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуальные особенности. Применяя различные приемы, надо стремиться
к осуществлению всех задач воспитания и в то же время развивать положительные индивидуальные способности и склонности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_vysshey_nervnoy_deyatelnosti_rebenka.docx 21.73 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Слаженная деятельность организма человека, и ребенка в частности, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой,
а именно головным мозгом. Головной мозг состоит из подкорковых отделов
и коры. Объединенную деятельность этих двух отделов И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Основу ее составляют процессы возбуждения и торможения. Возбуждение - это активный ответ нервной системы на раздражение. Торможение - активный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

Несмотря на кажущуюся универсальность, высшая нервная деятельность ребенка имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих ошибок в воспитании малыша. Начнем с того, что в заимодействие организма
с окружающей средой осуществляется с помощью безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. У детей у словные рефлексы возникают сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Известно, что условные рефлексы возникают только при многократном повторении одних и тех же условий. Поэтому родители должны помнить, что формирование привычек, правил поведения у ребенка возможно лишь при постоянном упражнении, напоминании о них и при единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых, воспитывающих его.

Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется также неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные. Малыша значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться
от нежелательных действий. Тормозные условные рефлексы требуют большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы. Именно из-за этих особенностей маленькому ребенку очень трудно сохранять длительное время тормозное состояние (например, спокойно стоять в течение нескольких минут).

Еще одна особенность высшей нервной деятельности ребенка в том, что она обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают
от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей. При длительном однообразном занятии быстро возникает охранительное торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Резкие звуки приводят к перевозбуждению либо вызывают повышенную раздражительность. Ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу.

В поведении детей также преобладают иррадиированые реакции. Например, радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой,
а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопаньем в ладоши. При выполнении какого-либо действия дети часто производит много лишних движений. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх , на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.

Особенность нервной деятельности ребенка состоит также и в том, что поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Например, ребенок, заинтересованный рассказом, может не чувствовать наступившего голода. Ребенок, отвлеченный чем-то интересным, может не реагировать на боль от укола и т. п. Несмотря на это, все же на поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей. С возрастом регулирующая роль коры повышается.

Кроме того, у детей легко возникает внешнее торможение. Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия. Вследствие еще недостаточного развития второй сигнальной системы у детей до 3 лет преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.

Наряду с возрастными, с первых же дней проявляются и индивидуальные психологические особенности детей. У разных детей различны сила нервных процессов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, подвижность нервных процессов. Данный факт послужил основой для классификации типов нервной деятельности детей разработанной Н. И. Красногорским. Согласно ему, существует четыре типа нервной деятельности:

  1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип - характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь, с богатым словарным составом.

2. Сильный, уравновешенный, медленный тип - у детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий .

3. Сильный, неуравновешенный, повышенно- возбудимый, безудержный тип - характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффективностью. Речь у детей этого типа быстрая, с отдельными выкрикиваниями.

4. Слабый тип с пониженной возбудимостью – характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения,
их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются, условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная.

Однако следует отметить, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности ребенка является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды, является морфофункциональной основой преобразования типа. И. П. Павлов считал пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей .

Вывод: при воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуальные особенности. Применяя различные приемы, надо стремиться к осуществлению всех задач воспитания и в то же время развивать положительные индивидуальные способности и склонности детей.

На 2-м и 3-м году жизни при условии правильного воспитания быстро развивается деятельность второй сигнальной системы. Слова, понимаемые (сенсорная речь) и произносимые (активная речь) ребенком, приобретают все более обобщенный характер. На протяжении первых 3 лет способность к обобщению развивается. Первые обобщения ребенок часто делает по внешним несущественным признакам. Затем начинает объединять по наиболее характерным признакам. Затем детям становятся доступны более сложные обобщения. На 3-м году жизни ребенок обобщает не только предметы и действия, но и названия качеств.

Развитие высшей нервной деятельности при благоприятных условиях воспитания происходит на протяжении первых 3 лет очень быстро. Однако высшая нервная деятельность детей раннего возраста имеет свои особенности, которые и должны быть учтены при воспитании. Основные особенности, характеризующие высшую нервную деятельность детей первых 3 лет жизни:

Условные рефлексы формируются сравнительно быстро, но закрепление их происходит медленно.

В течение первых 3 лет, особенно первые 2 года, быстро повышается работоспособность нервной системы. Однако по сравнению с детьми более старшего возраста даже на 3-м году работоспособность их ниже, вследствие чего они быстрее утомляются.

Нервная система ребенка обладает сравнительно малой выносливостью.

Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Вследствие этого положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные.

Хотя с возрастом реакции детей становятся все более локальными, уменьшается количество лишних побочных движений, все же в поведении детей много широко разлитых, иррадиированных реакций.

Все поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей.

Сравнительно слабая подвижность нервных процессов. Новые или недавно сформированные реакции имеют длительный латентный период.

У детей легко возникает внешнее торможение.

Дети раннего возраста очень легко возбудимы.

Маленький ребенок очень эмоционален: чувства занимают большое место в его жизни. Многое в его поведении зависит от того, положительно ли он к чему-то относится или нет, хочется ему или не хочется.

Период раннего детства является периодом началом развития торой сигнальной системы. Вследствие еще недостаточного развития второй сигнальной системы у детей до 3 лет преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.

Эти данные являются физиологической основой воспитания, они прежде всего доказывают, что поведение ребенка формируется в процессе индивидуальной жизни под влиянием окружающей среды и что правильное воспитание необходимо с первых дней жизни.

Итак, первые 3 года – период быстрого развития всей нервно-психической деятельности, которое происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающей средой, главным образом в процессе воспитания, обучения и активной деятельности самого ребенка.

Этапы сенсорного развития детей раннего возраста Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения,.

Влияние индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности детей с УО на процесс обучения и воспитания Влияние индивидуальных особенностей Высшей Нервной Деятельности детей с УО на процесс обучения и воспитания Под высшей нервной деятельностью.

ВНД у детей 1 года жизни.

Основными особенностями ВНД детей раннего возраста являются: преобладание процессов возбуждения и их широкая иррадиация, слабость тормозных процессов. С возрастом вырабатывается активное внутреннее торможение, уравновешиваются процессы возбуждения и торможения, возрастает сила и концентрация нервных процессов. Развитие ВНД находится в связи с формированием структуры коры больших полушарий и системы анализаторов в целом.

Условно-рефлекторные связи у новорожденных образуются с трудом. Характерно, что сигнальное значение для первых условных рефлексов приобретают раздражители, связанные с процессами пищеварения и дыхания. Самыми ранними условными рефлексами новорожденного являются натуральные пищевые рефлексы на время кормления.

Условные рефлексы, образованные в течение 1 месяца жизни, очень неустойчивы и требуют постоянного подкрепления. Условные рефлексы вырабатываются не на один, а на целый комплекс раздражителей.

Условные рефлексы на чисто экстерорецептивные раздражители возникают только с 3-х месячного возраста. В это время дети начинают различать раздражители, значительно отличающиеся друг от друга: узнают своих и чужих.

Все виды внутреннего торможения у ребенка 1 года жизни выражены слабо, непостоянны и вырабатываются с большим трудом. Угашение и дифференцировку удается получить лишь к концу 1 месяца, условный тормоз - позднее, а запаздывательное торможение - лишь через 5 месяцев.

Внешне торможение отчетливо выражено с первых дней жизни.

Следует отметить, что у ребенка на протяжении 1 года жизни вырабатывается динамический стереотип. Причем, дети очень болезненно реагируют на его нарушение, т.е. на несоблюдение режима сна и бодрствования, а также часов кормления и прогулок.

Ребенок на первом году жизни начинает овладевать речью. С 5-ти месяцев у детей можно выработать условный рефлекс на слова, произносимые окружающими. С 6-7 месяцев ребенок начинает подражать словам окружающих и к концу первого года жизни развивается собственная речь.

ВНД ребенка в возрасте от года до 3-х лет.

Этот возрастной период характеризуется развитием ВНД. Нервная система в морфологическом отношении достигает более или менее окончательной дифференцировки, совершенствуются анализаторно-синтетические функции коры.

В поведении ребенка процессы возбуждения преобладают над тормозными процессами. Дети этого возраста проявляют большую активность и стремление к деятельности. Ребенок тянется к каждому предмету, старается ощупать его, пробует поднять, а главное - попробовать. При этом мышечные ощущения, получаемые во время манипулирования с предметами, являются основными в процессе познания мира. Отчетливо меняется характер условно-рефлекторной деятельности ребенка. Если раньше условным раздражителем служили комплексные или ситуационные воздействия, то теперь происходит вычленение из них отдельных компонентов. Из окружающего мира ребенок выделяет отдельные предметы, которые представляют для него условные сигналы. Начинают формироваться условные связи даже на отдельные свойства предметов: объем, цвет, форму, вес и т.д. Условные рефлексы вырабатываются гораздо быстрее, почти сразу становятся прочными, а без подкрепления угасают.

Особое значение в ВНД приобретает выработка условных рефлексов в определенной последовательности на экстероцептивные раздражители. Для ребенка становится важным последовательность в одевании одежды, порядок слов в знакомом стихотворении. Иными словами в жизни ребенка приобретает большое значение выработка динамических стереотипов.

Развитие ВНД у детей дошкольного возраста.

ВНД у детей от 3-х до 7-ми лет претерпевает значительные изменения. Значительно возрастает сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Отмечаются хорошо выраженные индукционные отношения между возбуждением и торможением. Снижается тенденция к генерализации возбуждения.

Изменяется поведение ребенка, он пользуется ранее приобретенными навыками, использует опыт, накопленный им ранее. У детей появляются первые трудовые навыки и умение что-то сделать. Выявляются способности к изобразительной деятельности. При чем замечено, что характер рисунка может служить показателем свойств ВНД и помогает определению ее типа.

С возрастом у детей меняется взаимоотношение между внутренним и внешним торможением. Если раньше преобладало внешнее, то теперь с каждым годом становится легче выработка условных рефлексов с различными видами внутреннего торможения (сложные дифференцировки, запаздывание).

Условные рефлексы, выработанные в этом возрасте, отличаются особой прочностью и часто играют решающую роль в дальнейших поведенческих реакциях.

Высоко дифференцированные психические и двигательные реакции организуются согласованной работой коры больших полушарий головного мозга и подкорковых образований. Интегрированная работа этих двух от­делов ЦНС называется высшей нервной деятельностью (ВНД). В целом особенно­сти ВНД ребёнка первого года жизни характеризуются следующими черта­ми:

1) условные рефлексы, двигательные и речевые навыки вырабатываются быстро, но закрепляются медленно; если нет подкрепления, то они быстро угасают;

2) неуравновешенность процессов возбуждения и торможения с преобладанием последних;

3) малая подвижность нервных (особенно корковых) процессов;

4) генерализация реакций;

5) быстрая утомляемость ЦНС;

6) яркая эмоциональность;

8) заболевания и другие неблагоприятные факторы внешней среды задерживают развитие ребёнка, иногда и отбрасывают его назад - уже сформированные навыки и умения исчезают.

Этапы развития ВНД ребёнка

На протяжении первого года жизни ребёнка выделяют 4 периода (этапа) развития ВНД.

I период – 0–6 недель.

II период - 1,5-3 месяца

Приспособление ребёнка в течение I периода к внешней среде сдела­ло его ЦНС более устойчивой к воздействию раздражителей. Увеличился порог чрезмерных раздражителей, вызывающих запредельное (охранитель­ное) торможение. Следовательно, увеличились периоды бодрствования. Это создает благоприятные предпосылки для ещё более интенсивного развития центральных (корковых) отделов всех анализаторов, что ведёт к более со­вершенной условно-рефлекторной деятельности.

III период - 3-6 месяцев

Из атавистических рефлексов сохраняется только симптом Бабинского, условные рефлексы, напротив, становятся более многочисленными и разнообразными, строятся на базе всех анализаторов. Отчётливо выражена локализация тактильного раздражения.

1) максимальный длительный контакт ребёнка со взрослым; все манипуляции с ребёнком обязательно должны сопровождаться речью или пением;

2) игрушки должны быть небольших размеров – соответственно руке ребёнка - и расположены близко от него;

3) не следует излишнее (долго и интенсивно) стимулировать си­дение и стояние;

4) нужно по возможности дольше оставлять ребёнка раздетым, сохраняя за ним при этом максимальную свободу перемещения (разумеется, с учетом соображений безопасности - в манеже, в кроватке с сеткой; в последнем случае постель нужно убрать, на дно кроватки положить гладкие доски или фанеру).

IV период – 6-12 месяцев.

Главные характеристики - дальнейшее со­вершенствование двигательных умений, манипулирование предметами.

По развитию манипуляций с предметами 4-й период можно разделить на 2 фазы. В первой фазе ребёнок оживлённо и энергично стучит предметом (игрушкой) по всему, что попадётся под руку.

Речь ребёнка второго полугодия жизни продолжает совершенство­ваться. Гуление переходит в повторение слогов, затем - произношение про­стых слов с повторяющимися словами (ма-ма, па-па, ба-ба, дай-дай и т.д.), затем - понимание речи взрослого и осознанное применение простых слов. К концу года словарный запас ребенка состоит из 8-12 простых слов. В се­редине 2-го года ребёнок составляет простые предложения из 4-5 слов.

Совершенствование психического развития проявляется не только становлением речи, но и в понимании человеческой речи, в выполнении простых требований. В середине периода (в 8-9 месяцев) ребёнок показыва­ет знакомые предметы, находящиеся на обычном месте, и части тела, на­званные взрослыми. Затем ищет и находит названные предметы, даже если их переставляют в необычное место. К концу года знает назначение пред­метов, пытается их целесообразно применять.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Особенности высшей нервной деятельности

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.



Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.


Прочитать полностью >>




Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.


Прочитать полностью >>




Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.


Прочитать полностью >>

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные.

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Анализ электроэнцефалограмм детей разного возраста показывает, что подкорковые структуры, которые являются наиболее филогенетически древними образованиями мозга и играют очень важную роль в обеспечении жизненно важных функций, вызревают значительно раньше, чем высшие отделы централи нервной системы. Медленная активность в электроэнцефалограмме, отображает их функционирования, практически сформирована уже в грудном возрасте и регистрируется уже у новорожденных детей.

Структурно-функциональное созревание коры большого мозга и вступления главной роли в корково-подкорковой взаимодействия является чрезвычайно важным в поведенческих реакциях ребенка. Рост тормозного влияния коры на подкорковые структуры способствует нарастанию сдержанности, контролируемости и осознанности поступков. Усиление организующей роли коры большого мозга, которое наблюдается в течение длительного индивидуального развития ребенка, является основой для формирования процессов внимания и сосредоточения.

Признаки элементарной, так называемого непроизвольного внимания, или ориентировочной реакции, обусловлены внезапными раздражителями, можно наблюдать уже в первые месяцы жизни ребенка. Они выражаются в вегетативных и поведенческих реакциях: изменения дыхания, частота сердечных сокращений, повороте головы, глаз, прекращении иной деятельности. Уже в детском возрасте отмечается вовлечение коры большого мозга в реакции на внешние сигналы, оказывается в некотором изменении ритмической электрической активности мозга. Однако этот корковый компонент ориентировочной реакции в детском возрасте очень существенно отличается от того, что наблюдается у взрослых.

Ребенок рождается со сравнительно небольшим количеством врожденных безусловных рефлексов. В реакцию-ответ на раздражители включается весь организм, что связано с широкой иррадиацией возбуждения в центральной нервной системе. На ранних стадиях развития ребенка, когда морфологическое развитие коры большого мозга еще не достиг достаточной зрелости, наблюдаются генерализованные реакции, которые регулируются подкорковыми структурами мозга.

У новорожденных детей выраженный сосущий рефлекс в ответ на раздражение рецепторов губ, кожи, околоротовой области, щек, слизистой оболочки языка. Из защитных рефлексов хорошо развит мигательный рефлекс. У новорожденных выражен хватательный рефлекс на прикосновение к ладони и хватательный рефлекс ноги на раздражение передней части подошвы.

Воздействуя на кожу новорожденного, можно вызвать рефлексы на болевые и температурные раздражения, на изменение положения тела, лабиринтный рефлекс головы.

На звуковые раздражения новорожденные реагируют общими реакциями типа содрогания, общего двигательного беспокойства с изменением частоты дыхания и сердечных сокращений. Это примитивный ориентировочный рефлекс. Ориентировочный рефлекс разных анализаторов уже в первые дни жизни ребенка, в тот период жизни, когда еще отсутствуют приспособительные реакции типа условных рефлексов, является биологически важной формой приспособительной деятельности организма, которая обеспечивает элементарный анализ раздражений. Ориентировочный рефлекс, как и другие безусловные рефлексы у детей раннего возраста стимулирует ответ организма на внешние раздражения и способствует образованию условно - рефлекторных связей.

До 10-12-го дня жизни под влиянием условий окружающей среды меняется характер безусловных рефлексов новорожденного. Сужаются рефлексогенные зоны ряда безусловных реакций, подавляется или перестраивается многие из них. В этой перестройке врожденных рефлекторных реакций основную роль играют условно - рефлекторные связи.

У детей с первых дней условно – рефлекторное значение имеют только интероцептивные импульсы, связанные с процессами дыхания, пищеварения.

В течение первых 3-4 недель жизни большую часть времени ребенок спит, образование условных рефлексов ограничено коротким временем бодрствования и требует большого количества сочетаний с безусловным рефлексом. Условные рефлексы, выработанные в течение 1-го месяца жизни, неустойчивы. Условные рефлексы на пищевые раздражители вырабатываются раньше и оказываются более прочными, чем на защитные и на раздражение экстерорецепторы.

В грудном возрасте все анализаторные системы ребенка достигают значительного совершенства и включаются в образование условно – рефлекторных связей.

В связи с низкими функциональными возможностями нервных клеток дети этого возраста легко погружаются в запредельное торможение и сон. Безусловное торможение сказывается уже в первые дни жизни ребенка. Условное торможение у грудных детей уже начинает вырабатываться, но из-за слабости возбудительного процесса, выраженности ориентировочного рефлекса течение этого процесса тяжелое, с большими индивидуальными различиями.

Четкое дифференцирование искусственных зрительных и слуховых раздражителей наблюдается в 3-4 месяца. Еще позже производится запаздывающее торможение.

Во второй половине первого года жизни период бодрствования ребенка возрастает до 10:00 в сутки. Это приводит к выработке большого количества новых условных рефлексов, развивается запаздывающее торможение. Важную роль в этом возрасте играет внешнее торможение, которое задерживает, тормозит нежелательные реакции у ребенка действием других раздражителей, обусловливающие ориентировочную реакцию.

Уже сравнительно рано (с 1,5 месяца) ребенок реагирует на слова, произнесенные окружающими. Развитие моторной речи начинается с 1,5-месячного возраста. К концу первого года жизни для ребенка значимыми становятся комплексы екстерорецептивних раздражений, и среди них слово.

Поведение ребенка 2-3-го года жизни характеризуется выраженной исследовательской деятельностью. Существенно меняются условно рефлекторная деятельность ребенка этого возраста. На втором году жизни с обобщенного мира, окружающего ребенка, начинают выделяться некоторые предметы как обособленные комплексы раздражений. На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на показатели величины, массы, удаленности предметов, начинается усиленное развитие речи, усвоение ребенком грамматического строя речи.

Возраст от 3 до 5 лет в развитии высшей нервной деятельности ребенка существенно отличается от предыдущего периода. Прежде всего меняется характер ориентировочных реакций. Растет сила нервных процессов - это видно по снижению тенденции к генерализации возбуждения и по развитию четких индукционных отношений между процессами возбуждения и торможения.

Внешнее торможение перестает играть такую ​​большую роль, как это было раньше. Все большее значение приобретает внутреннее торможение, хотя прочность полученного тормозного эффекта все еще невелика. Дети этого возраста производят большое количество динамических стереотипов. Возможности переработки стереотипов до 5 лет растут.

От 5 до 7 лет в связи с интенсивным морфофункциональным созреванием коры большого мозга существенно возрастают сила и подвижность нервных процессов.

С семи лет завершается в основном дифференцировка нервной ткани в коре большого мозга. Нервные клетки приобретают характерную форму и становятся похожими на клетки взрослого человека. Усиленно развиваются ассоциативные волокна, которые связывают различные отделы коры большого мозга.

Нервные процессы имеют очень значительную силу и уравновешенность. Достаточно хорошо выражены все виды внутреннего торможения. Дифференцировка раздражителей происходит легко, быстро меняются условно - рефлекторные связи. Однако внутреннее торможение, как и раньше, требует упражнения, тренировки с целью усиления.

Итак, дошкольный и младший школьный возраст характеризуются особенностями непроизвольного внимания, обусловленными незрелостью физиологических механизмов, которые определяют становление этой психической функции. Формирование механизмов непроизвольного внимания является чрезвычайно важным фактором обеспечения оптимальных условий приема внешней информации, а следовательно, и процесса обучения. Но еще важнее для осуществления процессов восприятия в условиях огромного количества внешней информации и ее резкого увеличения в школьном возрасте является становление механизмов произвольного внимания, которые обеспечивают отбор характерных сигналов, соответствующих интересам ребенка, его намерениям и задачам, которые стоят перед ней.

Восприятие и первичный анализ внешних сигналов в проекционных отделах коры, где заканчиваются проводящие пути от периферических аппаратов, происходит на очень ранних этапах развития. Уже в новорожденых и младенцев в этих отделах коры регистрируются ответы, изменяются при изменении характера раздражителя, что свидетельствует о возможности принятия качественно специфической информации в раннем детском ресницы данные представляют большой интерес для решения одной из важнейших педагогических проблем - вопрос о сроках начала сенсорного воспитания.

В реализации процесса восприятия участвуют также другие непроэкционные, так называемые ассоциативные зоны коры, функцией которых является взаимодействие сигналов, поступающих с различных анализаторных систем.

В школьном возрасте участие непроэкционных зон усиливается и совершенствуется. Это в наибольшей степени характерно для лобных отделов коры большого мозга. Увеличение степени участия в процессе восприятия лобных зон отмечается в старшем школьном возрасте.

С включением лобных зон коры в процесс восприятия связано формирование произвольного внимания. Это определяется ролью лобных зон в анализе словесных сигналов, принятии решения и организации деятельности. Именно лобные отделы коры является тем аппаратом, обеспечивающим сложные формы активации, которые обусловлены языковыми инструкциями и лежат в основе произвольного внимания.

Становление функций центральной нервной системы процесс длительный, охватывающий весь школьный возраст. Особенности функционирования высших отделов центральной нервной системы у детей младшего школьного возраста в значительной степени определяют специфику таких важнейших психических функций, как восприятие и внимание. Формирование физиологических механизмов, лежащих в основе реализации этих функций, связанное с созреванием различных отделов коры большого мозга, становлением ее главной регулирующей роли в корково-подкорковой взаимодействия.

В период морфофункционального созревания высших отделов центральной нервной системы очень большая пластичность мозга.

Информация, поступающая из внешнего мира, является тем решающим фактором, который приводит в действие пластические механизмы и способствует прогрессивному морфофункциональному развитию мозга, реализации тех колоссальных потенциальных возможностей, которые дает мозг. В школьном возрасте, когда завершается МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО вызревания коры и состоят характерные для взрослых корково-подкорковые взаимоотношения, восстанавливаются характерные для этого индивида типологические особенности. Однако, как качества нервных процессов генетически предопределены, в процессе жизнедеятельности под влиянием внешних воздействий они могут быть существенно изменены. В процессе деятельности можно повысить скорость протекания нервных процессов, их подвижность и их силу. Направленные воздействия на основные качества нервных процессов в детском возрасте наиболее эффективны, они могут существенно влиять на формирование типологических особенностей и характер поведения ребенка.

В поведении подростков отмечается очевидное преимущество возбуждения. Реакции по силе и характеру часто неадекватные раздражителям, которые их обусловили. Появляется широкая генерализация возбуждения: все реакции сопровождаются дополнительными сопутствующими движениями рук, ног и туловища. Процесс образования условных связей на словесные сигналы затрудняется, что заставляет предполагать ослабление высшего функционального уровня коры деятельности - второй сигнальной системы. Резкие нарушения вегетативных функций, сердцебиение, сосудистые расстройства, одышка является показателем усиления подкорковых влияний и ослабление тонуса коры большого мозга. В период полового созревания наблюдается ослабление всех видов внутреннего торможения.

Для юношеского возраста характерны высокая степень функционального совершенства нервной системы, большая подвижность нервных процессов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.