Что нужно для развития нервной системы ребенка



Что это значит для головного мозга? В раннем возрасте нервная система ребенка работает подобно талантливой бригаде электромонтеров. В это время формируется огромное количество нервных связей. И это не метафора. Действительно, на физическом уровне нервные клетки соединяются между собой при помощи своих отростков. Отростки как бы прикасаются друг к другу, и место их соприкосновения называется синапсом. Именно через синапсы нервные импульсы (да, самый настоящий импульсный электрический ток) передаются от рецепторов – глаз, ушей, кожи, носа и других – к головному мозгу. Там точно так же, от клетки к клетке, импульсы передаются по подкорковым структурам и коре, от одного полушария к другому, пока происходит их обработка. И наконец готовое решение в виде электрического импульса спешит к органу, который должен это решение реализовать.


А теперь подумаем, сколько строительного материала стоит за всей этой сложной системой.


Мы знаем, что продукты из этой пищевой группы в основном необходимы для набора мышечной массы.

Но для чего белки мозгу? Для мозга ребенка белковые продукты выступают строительным материалом гормонов и ферментов (нейромедиаторов, нейротрансмиттеров). Именно эти белковые молекулы обеспечивают передачу нервного импульса, хорошее настроение и даже влияют на темперамент. Помните — серотонин, дофамин и прочие? Все это — белковые молекулы, для формирования которых нужно получать из пищи аминокислоты, которые как раз и содержатся в белковых продуктах.


Вот некоторые белковые продукты, которые будут полезны и одновременно безопасны для ребенка от 6 месяцев до 2 лет:




морская рыба (имейте в виду, что знакомство с ней следует начинать после восьми месяцев) .


В целом достаточно обеспечить ребенку ежедневное присутствие белковых продуктов в рационе. Но если вы желаете узнать потребность в отдельных аминокислотах, предлагаем познакомиться с таблицей. Ученые утверждают, что достаточная доступность аминокислот для головного мозга создает основу для качественного обучения, формирования навыков общения, поддержания нормального настроения.

Соответственно, для успешного адекватного развития ребенка раннего возраста сначала необходимо создать простой фундамент, материальную основу для образования новых связей – накормить младенца!

Жиры являются мощным источником энергии для организма. Но мозг есть мозг, с ним не все так просто. В качестве источника энергии он принимает только глюкозу.

Могут ли в таком случае жиры быть полезны именно для центральной нервной системы?

Да, наш мозг, как и другие ткани, нуждается в жирах. Доказано, что человеческий мозг использует все пять известных классов липидов, или жиров, для различных целей. Так, жирные кислоты (один из видов жиров) — важный структурный компонент клеточных мембран. Кроме того, полиненасыщенные жирные кислоты участвуют в передаче нервного импульса. И если насыщенные и мононенасыщенные жирные кислоты могут синтезироваться в центральной нервной системе, то полиненасыщенные должны быть синтезированы в других органах либо поступать из пищи.



Есть две полиненасыщенных жирных кислоты, которые организм человека в принципе не способен синтезировать: линолевая и α-линоленовая. При этом продукты их модификации в нашем организме — арахидоновая (ARA) и докозагексаеновая кислоты (DHA) – основные жирные кислоты головного мозга. Соответственно, диета, богатая незаменимыми жирными кислотами, — основа здоровой работы мозга.


Пищевые источники жирных кислот, которые можно предлагать детям до двух лет:


растительные масла – оливковое, льняное, подсолнечное;


Человек рождается с потенциалом быть здоровым, уверенным в себе, но нормальная самооценка не присутствует у него в крови, она не передается генетически. Скорее наоборот: как новорожденные, так и дети более слабые, менее способны противостоять проблемам, чем старшее окружение. Маленький человек зависит от того, как родители воспитают его уверенность в себе.


Подавляющее большинство людей перешагивает порог взрослой жизни и независимости с более или менее заниженной уверенностью в себе. Родители, воспитывающие в детях здоровую самооценку, делают для малышей гораздо больше, чем различные психологические кружки, развивающие игрушки, мультивитаминные комплексы, отдых у моря вместе взятые. При этом, ответ на вопрос, как укрепить нервную систему и психику ребенка, очень прост: достаточно соблюдать несколько простых принципов.

Что такое уверенность в себе?

Откуда возникает уверенность в себе? Где ее истоки? Ответ на эти вопросы следует искать в детстве. Родители существенно влияют на то, пойдет ли их ребенок по жизни как психически устойчивый, уверенный в себе человек, знающий, чего и как он хочет достичь. Характер малыша формирует отношение к нему родителей.

Что означает уверенность в себе:

Некоторые из взрослых людей испытали в детстве наказания, унижения, высокие требования родителей. Их собственный опыт поможет поставить себя на место ребенка, понять его чувства.

Как укрепить самооценку – основные правила

Для укрепления детской уверенности в себе важно соблюдать несколько основных правил. Они не сложные. Прежде всего, следует воспринимать ребенка, как полноценного человека, имеющего свое мнение. Также нужно повышать свою самооценку – если вы будете себя вести уверенно, станете примером для ребенка.

Поддержка самооценки уже от рождения


В этом контексте Даниэль Големан приводит следующий пример. Представьте себе двух матерей и их 2-х грудных детей посреди ночи в аналогичной ситуации. Малыш просыпается, плачет, хочет пить. Первая мать берет его на руки, прикладывает к груди, лелеет, терпеливо ждет, пока дите напьется. Она дает понять, что рада быть с малышом, несмотря на усталость. Младенец, удовлетворившись молоком и материнской любовью, скоро снова засыпает.

Другая мать (возможно, не желавшая рождения ребенка) реагирует на него с повышенной раздражительностью, нервозностью. Она встает резко, без положительных эмоций, во время грудного вскармливания смотрит перед собой, поглощенная собственными мыслями. Младенец чувствует напряжение, перестает пить. Мать, расстроенная из-за ненужного вставания, кладет малыша обратно в кроватку, он долго плачет.

Это две крайности, но ясно, кто из малышей будет убежден в важности своих потребностей, поймет, что мир – хорошее место для жизни. Большинство детей в некоторой степени переживают как положительный, так и негативный опыт. Но поскольку один из типов родительского поведения преобладает, у них развивается определенная форма доверия или недоверия к окружающей среде и самому себе.

Уверенный в себе маленький человек более комфортно идет по жизни. Он более успешный в школе, на работе, у него больше социальных контактов, дружеских отношений. В будущем он может стать опорой для людей.


Ошибки – это нормально

Все дети любопытны и, при этом, неуклюжи, поэтому часто что-то ломают, рвут, разбивают. Позже в школе они совершают ошибки, забывают сделать уроки, неправильно решают примеры. Это естественные вещи, из которых не следует делать глобальную проблему. При правильном подходе они помогут детской психике укрепляться.

После совершенной ошибки превратите ее в полезное дело. Например, плохо решенный пример – причина сесть и посмотреть на них еще раз. Разбитая ваза приводит к объяснению того, что вращаться вокруг себя с машинкой на длинной веревке – это не очень хорошая идея и т.д.

Критикуйте поведение, но не личность в целом

Здоровая критика – это также способ укреплять психику. Это самое важное правило, но оно сложное для понимания и реализации: когда ребенок делает что-то неправильно, следует поддать критике его поведение, но никогда не личность в целом. На практике это выглядит так.

Критика – вот что укрепит нервную систему ребенка 5 лет и старше. Маленькие дети неспособны воспринимать ее должным образом.


Похвала

Будьте примером

Идеальное воспитание может дать самоуверенный родитель. Но таких людей немного, как уже упоминалось выше. Осознав причины своей низкой самооценки, вы сможете улучшить восприятие мира малышом, передать ему то, что знаете, но не можете в полной мере применить.

Воспринимайте детей такими, какими они есть

А также себя, других людей. Уважайте личность, цели, способности, потребности; не судите. Каждый человек уникален. Попытка переделать кого-то недостойна, фактически она говорит ему, что он недостаточно хорош. Отсюда исходит неуверенность в себе. Ваш ребенок неуклюжий? Ну и пусть. Со временем ситуация либо улучшится, либо он преуспеет в чем-то другом (или нет), но все равно останется уникальным человеком. У него нет музыкального слуха? Ну и что? Все остальное ведь в порядке. Портить нервы себе и малышу из-за такой мелочи излишне.


Как родители могут навредить самооценке своих детей?

Один из самых важных факторов, участвующих в формировании чувства собственного достоинства ребенка, – это коммуникационные привычки в семье. Слова обладают невероятной силой. К сожалению, в большинстве семей принято употреблять множество неуместных выражений, детей и других членов семьи называть обидными словами.

На первый взгляд, невинная привычка может иметь долгосрочные последствия. Обидное обращение бессознательно вызывает психическую деградацию, вредит человеку, ранит его. Важно больше думать о том, как выражаться, особенно при детях, использовать четкие предложения, чтобы сказанные слова были поняты, обеспечили возможность разумной ответной связи (англ.: feedback).

Если ребенок что-то сломал, разбил, не следует обвинять его, называя нецелесообразными словами. Лучше обсудить с ним то, что произошло, что он сделал неправильно, что в следующий раз нужно сделать иначе.

С этим вопросом тесно связана проблематика похвалы и критики. Как одно, так и другое должно быть заслуженным. Преобладающая преувеличенная похвала наносит вред аналогично преувеличенной критике. Как это ни парадоксально, незаслуженное поощрение приводит к долговременной неопределенности, беспокойству, колебаниям величия и пониженной самооценки.


Важно иметь в виду, что дети в период развития воспринимают то, что неоднократно слышали от родителей. На этом постепенно формируется внутренний голос их самооценки. Именно родители отвечают за то, будет ли этот голос положительным, поощряющим и конструктивным, или наоборот.

В заключение

Родители – это путеводители детей. Ребенок рождается по их воле, а не по своей. Поэтому можно ожидать, что родительская забота будет присутствовать до тех пор, пока в ней будет потребность. Эта забота должна привести к самостоятельности молодого человека, возможности проявлять способности, которыми он обладает, а не исполнять волю и представления родителей.

Витамины для нервной системы для детей играют большую роль. Их поступление в организм положительно влияет на здоровье. Вещества способны улучшить сон, снять раздражительность, тревогу, страхи. Если с пищей поступает недостаточное количество витаминов, доктор пропишет аптечные комплексы.


Причины расстройства нервной системы

ЦНС и головной мозг зависят от поступления кислорода, хорошего кровообращения и регенерационной функции клеток. Улучшить показатели можно с помощью специальных витаминов, которые не только повысят умственную деятельность, но и сохранят хорошую память и ясность ума на долгие годы.

Нервные отклонения имеют разную природу возникновения. Иногда на ребенка влияет генетическая предрасположенность. Другие провоцирующие факторы:

  • патологии, вследствие которых вегетативная нервная система перестает нормально функционировать;
  • болезни головного мозга;
  • чрезмерная нагрузка на ребенка – эмоциональная, физическая, умственная;
  • проблемы в семье – развод, скандалы, ссоры;
  • проблемы со сверстниками в школе;
  • наличие фобии;
  • высокие требования к ребенку при воспитании.

Любая подавленность может привести к нервным расстройствам. Нередко причиной становится несоответствие темперамента матери и ребенка. Малышу не хватает любви, внимания.

Симптомы расстройства нервной системы

Нервные расстройства могут возникнуть в любом возрасте, но чаще всего им подвержены дети в следующие периоды:

  • от 3 до 4 лет;
  • 6-7 лет;
  • от 13 до 18.

Маленький ребенок не всегда может объяснить, что случилось, поэтому родители должны понаблюдать за поведением малыша. Для отклонений в работе нервной системы свойственны такие признаки:

  • чрезмерная эмоциональность;
  • болезненное восприятие слов, критики, замечаний;
  • капризность и раздражительность;
  • быстрая утомляемость;
  • упрямство;
  • истерии;
  • замкнутость;
  • ухудшение учебы;
  • проблемы со сверстниками;
  • тревожность.

У ребенка могут возникнуть отклонения в речи, смена поведения. Например, он начинает играть с одной только игрушкой, игнорируя другие.


Какие витамины укрепляют нервную систему ребенка

Самыми необходимыми витаминами являются соединения группы В. Они благоприятно сказываются на памяти, помогают усвояемости глюкозы. В1 устраняет нежелательные побочные продукты после углеводного обмена, большая концентрация которых приводит к утомляемости, снижению умственной деятельности. Другие функции витамина В1 для нервной системы:

  • улучшает настроение;
  • успокаивает нервы;
  • ацетилхолин принимает участие во взаимодействии нервных окончаний и мышц, замедляет клеточное старение.

Если организму не хватает витамина В1, у ребенка появляется:

  • повышенная возбудимость, возникшая из-за истощения защитного слоя клеток головного мозга;
  • боль в глазах, ухудшение зрения;
  • головокружение;
  • депрессивные состояния, паника, галлюцинации;
  • сонливость, усталость ввиду накопления молочной и пировиноградной кислоты.

Витамин В1 должен поступать в детский организм в количестве 2-3 мг в сутки. Он содержится в следующих продуктах:

  • арахис, лесные орехи;
  • свиная печень и сердце;
  • гречневая крупа;
  • дрожжи;
  • овсяные хлопья.

Вещество незаменимо для людей, занимающихся активной умственной и физической деятельностью. Оно снабжает мозг энергией. При его недостатке орган использует питательные элементы из мышц. В итоге нервная система истощается, появляется авитаминоз.


В формировании и развитии нервной системы ребенка участвуют несколько витаминов:

  1. Витамин А способствует хорошей концентрации, повышает скорость реакции ЦНС. Он содержится в тыкве, моркови, рыбьем жире, молочных продуктах.
  2. Витамин В2 участвует в производстве новых клеток, помогает их восстановить. Если организму недостает вещества, то ребенок быстро утомляется, у него ухудшается сон. Витамин присутствует в бобовых, мясе, злаковых культурах.
  3. Витамин В3 не допускает появления депрессивных мыслей, он отвечает за хорошее кровообращение. При недостатке ребенок испытывает страхи, ему снятся кошмары. Вещество сосредоточено в мясе птиц, семечках, грибах и злаках.
  4. Витамин В6 способствует выработке серотонина, убирает раздражение, улучшает качество сна. Его получают из морских сортов рыбы, орехов, мяса.
  5. Витамин В9 , называемый фолиевой кислотой, улучшает процесс запоминания, снимает тревогу и раздражительность. При нехватке ребенок становится гиперактивным. Витамин содержится в моркови, брокколи, яйцах.
  6. В итамин В12 повышает активность головного мозга, предотвращает повреждение нервных волокон.
  7. Витамин С – натуральный антистрессовый состав. Он нужен при эмоциональных нагрузках. Соединение сосредоточено в клюкве, шиповнике, черной смородине.
  8. Витамин Н не позволяет клеткам мозга разрушаться, снимает стресс.


Продукты, содержащие витамины для нервной системы

Если нервными расстройствами страдает подросток, то из рациона нужно исключить кофеиносодержащие напитки. Также рекомендуется воздерживаться от копченостей, полуфабрикатов и консерваций.

В основе рациона должны находиться следующие продукты:

  • морская и речная рыба;
  • кисломолочные продукты;
  • различные орехи;
  • зерновые культуры;
  • фрукты и овощи.

Необходимо употреблять нежирные сорта мяса. Рыба содержит омега-3 насыщенные кислоты, которые обеспечивают полноценное питание нервных клеток. В кисломолочных продуктах содержится лецитин и бифидобактерии. В орехах множество аминокислот и ценных жиров. Красный перец незаменим для улучшения мозговой деятельности.

Свежие овощи, соки из них, зелень приведут в тонус организм и предоставят полноценное питание мозгу. Также можно воспользоваться народными проверенными рецептами. При напряжении принимают отвар из аптечной ромашки. Положительно влияет на психику липа, мелисса и мята. Прием травяных чаев во второй половине дня поможет бороться со стрессами, бессонницей.


Витаминные комплексы для нервной системы

Если малыш чрезмерно возбужден, раздражителен, а анализы крови показывают дефицит витаминов, необходимо пересмотреть рацион питания и пропить курсом комплексы.

Малышам до 1 года средства нужно давать с особой осторожностью. Им разрешено пить только слабые растительные препараты, не имеющие побочных действий. Также витамины должны быть в жидком или водорастворимом виде, поскольку ребенок не сможет проглотить капсулы или таблетки.

Наиболее распространенным является глицин. Это аминокислота, обладающая легким успокаивающим эффектом. Препарат прописывают при нервозности, нарушении сна. Классическое исполнение лекарство – таблетки, но для ребенка его разработали в виде суспензии.


Препарат Мультитабс-Бэби выпускается в виде капель, поэтому маленькому ребенку легко его принимать. Основными компонентами является аскорбиновая кислота, ретинол, колекальциферол. Комплекс успокаивает ЦНС, повышает иммунитет. Максимальная доза составляет 1 мл в сутки, но педиатр может увеличить ее.


Для ребенка от 2 до 4 лет прописывают Центрум.


От 2 до 14 лет можно предложить жевательные таблетки Витрум.


Витрум Суперстресс эффективно снимает нервное напряжение, укрепляет иммунитет, благоприятно влияет на психику.


Алфавит разработан отечественной фармацевтической компанией. Он максимально адаптирован для подрастающего организма. Все ингредиенты, которые он содержит, не мешают друг другу усваиваться. В детских витаминах для нервной системы отсутствуют красители, консерванты, ароматизаторы и другие аллергены.


Что еще необходимо для укрепления нервной системы

Кроме сбалансированного, полноценного питания ребенок должен регулярно совершать прогулки, выполнять физические упражнения, пробежки или заниматься любой другой активностью.

Двадцатиминутная прогулка перед сном не только обеспечит организм кислородом, но и улучшит сон, спасет от бессонницы. Контрастный душ поможет сосудам, приведет их в тонус.

Умеренная, но каждодневная физическая нагрузка активирует обменные процессы. Спортивные занятия способны провоцировать выработку определенных гормонов, которые оказывают мощную поддержку нервной системе.

Массаж положительно воздействует на психологическое и физиологическое состояние организма. Процедура должна длиться полчаса. Соблюдение режима дня – подъем и отбой в одно и то же время способствует улучшению деятельности всех систем, повышению настроения.

Заключение

Витамины для нервной системы для детей незаменимы. Если готовить ребенку правильную, сбалансированную пищу, содержащую все необходимые вещества для нормальной жизнедеятельности, не встанет вопрос о покупке магазинных препаратов. Кроме питания необходима физическая активность, прогулки на свежем воздухе. Положительные эмоции, хобби, хороший сон станут гарантией отличного здоровья и крепкой психики.

Нервная система ребенка

Организм ребенка существенно отличается от организма взрослого : у него есть и присущие только ему болезни, и физиологические особенности.

Безусловно, все органы и системы важны и необходимы для функционирования человеческого организма, но нервная система стоит среди них особняком, можно сказать, на пьедестале. Именно она делает человека существом разумным и мыслящим. Основное значение нервной системы состоит в обеспечении наилучшего приспособления организма к воздействию внешней среды и осуществления его оптимального ответа на это воздействие. Именно поэтому на протяжении первого года жизни малыша его нервная система претерпевает большие изменения, чем любая другая, развиваясь буквально не по дням, а по часам.

Из всех отделов центральной нервной системы к моменту завершения внутриутробного созревания наиболее зрелым оказывается спинной мозг. Его рост сопряжен с формированием проводящих путей (нервов), соединяющих головной мозг с мышцами, например, конечностей и других частей тела и внутренними органами. С началом функционирования этих проводящих путей связано становление деятельности центральной нервной системы, которая обусловливает работу различных групп мышц. Этому становлению способствует то, что на развитие ее оказывают прямое стимулирующее влияние любые раздражения, которым подвергается плод в утробе матери. Среди них раздражения кожи - контакт кожи с околоплодными водами, стенками матки, раздражения суставов и мышц в моменты двигательной активности плода и раздражения органа слуха (плод воспринимает звуки речи и другие звуки, которые слышит мама, хотя для него они не звучат не так громко, как для нее).

Формирование рефлекторной деятельности происходит в три этапа:

  • стадия отдельных локальных движений (2-3-й месяц внутриутробного развития), когда плод осуществляет простые ограниченные движения в ответ на раздражение;
  • стадия генерализованных ответов (3-4-й месяц внутриутробного развития), характеризующаяся появлением обобщенных некоординированных реакций, когда в ответ на раздражение отдельного участка тела совершаются движения в верхних и нижних конечностях, шее и спине;
  • стадия специализированных рефлекторных ответов, которые дают начало развитию безусловных рефлексов новорожденного.


Безусловные рефлексы новорожденного - это прежде всего запрограммированные природой ответные и защитные реакции на внешние раздражители, необходимые для жизни ребенка. Не будь этих рефлексов, ребенок не смог бы найти сосок и взять грудь, осуществить правильные сосательные движения. Практически все безусловные рефлексы сформированы к моменту рождения и сохраняются от 1,5 до 4 - 5 месяцев жизни ребенка, уступая развитию осознанных двигательных навыков. Более длительное сохранение рефлексов новорожденного препятствует формированию этих навыков и является проявлением патологии.

Так какие же безусловные рефлексы свойственны новорожденному? Перечислим

  • поисковый рефлекс (при поглаживании угла рта ребенок поворачивает голову в эту сторону и пытается языком дотронуться до раздражителя);
  • сосательный рефлекс (при попадании в рот ребенка любого предмета, младенец захватывает его губами и начинает ритмичные сосательные движения);
  • ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь ребенок открывает рот);
  • рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала разводит руки в стороны, а потом совершает обхватывающее движение и приводит руки к туловищу);
  • хватательный рефлекс (при надавливании на ладонь ребенок сжимает пальцы);
  • рефлекс опоры (при соприкосновении ножек ребенка с опорой он сначала поджимает их, а потом выпрямляет и опирается о поверхность);
  • рефлекс автоматической походки (в вертикальном положении со слегка наклоненным туловищем ребенок начинает переступать ногами по поверхности стола);
  • защитный рефлекс (при выкладывании ребенка на живот он поворачивает голову в сторону);
  • рефлекс ползания Бауэра (в положении лежа на животе при упоре в стопы ребенок начинает ползти вперед, перебирая поочередно руками и ногами).


Оценка состояния безусловных рефлексов новорожденного является одним из основных моментов осмотра новорожденного, особенно если этот осмотр осуществляет врач-невролог. Изменения этих рефлексов, их ослабление или отсутствие, быстрая истощаемость (первый раз рефлекс удается вызвать, при последующих раздражениях он выражен все меньше и меньше) могут отмечаться при недоношенности или незрелости, при родовом повреждении нервной системы, при наличии общего инфекционного заболевания или иной патологии периода новорожденности.

Нервная система новорожденногоКак уже говорилось выше, к моменту рождения малыша наиболее зрелым является его спинной мозг. Головной мозг, как структура более сложная, к окончанию внутриутробного периода еще не завершает своего развития не только в морфологическом отношении (продолжается формирование извилин коры головного мозга, изменяется соотношение белого и серого веществ мозга), но и в функциональном. Так, очень важным моментом является то, что число нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного ребенка и у взрослого человека одинаково. Но у новорожденного эти клетки еще незрелы по своей структуре, они имеют очень мало отростков, соединяющих клетки коры между собой, а именно наличие этих связей обусловливает многие функции высшей нервной деятельности, такие, как память, эмоции, навыки.

Однако развитие коры головного мозга происходит достаточно быстро, и мы это замечаем по тому, как быстро меняется малыш. Только что родившийся кроха еще не способен удерживать голову и фиксировать взгляд, он различает только яркий свет и видит лицо матери как расплывчатое пятно, все его движения хаотичны и бессознательны. Но проходит месяц - и ребенок делает существенные успехи в своем развитии. Прежде всего, совершенствуются все органы чувств.

На первом месяце жизни малыша движения его глазных яблок еще не координированы, время от времени отмечается сходящееся или расходящееся косоглазие. Но уже к пятой неделе ребенок уже достаточно хорошо фокусирует взгляд на определенном предмете, благодаря чему может хорошо рассмотреть окружающие предметы и лица. К этому возрасту он начинает понимать, что с лицом, которое он видит чаще всего, связаны все положительные эмоции в его жизни - насыщение, тепло, комфорт. Чаще всего это лицо его мамы. Соответственно, между появлением маминого лица и возникновением комфорта, насыщения и тепла малыш видит прямую связь. Это становится началом формирования положительных эмоций.

Орган слуха функционирует уже на последних неделях внутриутробного развития. У плода можно отметить учащение сердцебиения в ответ на резкие звуки и. наоборот, нормализацию сердцебиения и биоэлектрической активности мозга при прослушивании мелодичной музыки, У новорожденного реакция на звук носит характер ориентировочного рефлекса: ребенок в ответ на звуковой раздражитель может закрывать глаза, приоткрывать рот, вздрагивать и задерживать дыхание.

Полностью сформирован к моменту рождения и орган вкуса: новорожденный хорошо отличает сладкое от кислого, горького или соленого. При попадании в рот ребенка сладкого вещества он начинает совершать сосательные движения. Горькие, кислые или соленые вещества вызывают гримасу неудовольствия, закрывание глаз, плач.

К концу первого месяца жизни ребенок приобретает такие навыки, как способность следить глазами за ярким движущимся предметом, узнавать мать и улыбаться ей. реагировать на голос матери. В его повседневном режиме по-прежнему преобладают периоды сна, во время бодрствования же - отрицательные эмоции: таким образом кроха сигнализирует о голоде, дискомфорте, связанном с перевозбуждением или усталостью, мокрыми пеленками. Но постепенно в его эмоциональном состоянии начинают появляться периоды спокойного бодрствования, когда малыш старается рассмотреть окружающие предметы, изучает мамино лицо или прислушивается к ее голосу. Все это - начало становления его психики, его высшей нервной деятельности, которое становится возможным благодаря стремительному развитию коры головного мозга и органов чувств.


Некое подобие улыбки можно наблюдать у малыша в первые дни после рождения (во сне, после еды). Но назвать эту гримасу улыбкой нельзя. В тот момент, когда уже достаточно хорошо координированы движения глазных яблок и малыш может сфокусировать взгляд на мамином лице, когда в коре его мозга сформировалось достаточное количество связей между нервными клетками, обусловливающих способность к запоминанию, происходит истинное чудо - малыш впервые улыбается осмысленно. Это обычно происходит в возрасте около 1 месяца. Ни с чем нельзя сравнить радость матери, впервые увидевшей улыбку на лице своего ребенка!

В первые дни жизни новорожденной возбудимость его нервной системы значительно понижена. Это необходимо для того, чтобы обилие раздражающих факторов, резкое изменение условий внешней среды, интенсивная нагрузка в родах не вызвали повреждения нервной системы. В течение первой недели жизни ребенка возбудимость постепенно повышается.

Одной из особенностей нервной системы новорожденного является то, что ее работоспособность невелика: утомление и истощение нервных функций наступает гораздо быстрее, чем у взрослых, поэтому дети не могут длительно переносить однообразные раздражения, например быстро перестают интересоваться погремушкой и нуждаются в смене впечатлений, например, беседах с мамой, негромкой музыке. Но эти впечатления не должны быть чрезмерными, так как их обилие и большая интенсивность тоже могут вызывать утомление и перевозбуждение. Нервная система новорожденного более чувствительна к недостатку кислорода вследствие высокого уровня обменных процессов, для которых требуется высокое насыщение крови кислородом. С этим связана уязвимость нервной системы плода и новорожденного к гипоксии (недостатку кислорода) в родах и в течение первых дней после родов.

В период внутриутробного развития мышцы плода постоянно находятся в состоянии сгибания, что обеспечивает характерную позу плода. После рождения ребенка в его скелетных мышцах сохраняется преобладание тонуса мышц-сгибателей, то есть малыш постоянно стремится занять так называемую позу эмбриона, но постепенно повышается активность двигательных центров, обеспечивающих тонус мышц-разгибателей. Благодаря этому становятся возможными активные движения.

Все движения плода и новорожденного ребенка имеют характер рефлексов и распространяются на все тело. В этом возрасте малыш еще не способен осуществлять целенаправленных движений - его движения хаотичны и являются ответом на какое-либо раздражение.

Еще одной очень интересной и важной особенностью функции нервной системы новорожденного является то, что все его поведение подчиняется пищевой доминанте: если ребенок голоден, у него тормозятся рефлексы, еще более снижается возбудимость. Ему необходимо только одно - удовлетворение насущной потребности в пище.


Ярким примером генерализации нервного импульса служат безусловные рефлексы новорожденного. Например, при проведении пальцем вдоль позвоночника происходит разгибание туловища, сгибание рук и ног, резки крик и даже иногда мочеиспускание.

На ранних стадиях развития у растущего организма нервные центры обладают высокой степенью способности к компенсации приспособлению. При нарушении деятельности какого-либо центра его функцию берут на себя другие отделы головного или спинного мозга. Эта способность помогает восстановлению некоторых функций пострадавших в результате неблагоприятного течения внутриутробного периода. Эта поистине счастливая способность мозга дает возможность использовать многие его резервные возможности для обеспечения должного развития ребенка.

Таким образом, нервная система мал: ша к моменту рождения уже во многом сформирована, ее строение практически не отличается от взрослого, но те ее отделы, которые отвечают за высшую и наиболее сложную деятельность, еще весьма незрелы. Созревание их длится на протяжении всего первого года жизни ребенка.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.