Что понимают под высшей нервной деятельностью павлов понимал

Высшая нервная деятельность головного мозга высших животных обеспечивает поведение животного во внешнем мире, соответствующее условиям жизни. Низшая нервная деятельность обеспечивает рефлекторную саморегуляцию работы всех внутренних органов. П. П. Павлов, как это видно из его определения, противопоставлял высшую нервную деятельность низшей нервной деятельности. Однако, вопреки этому утверждению И. П. Павлова, получило распространение отождествление высшей нервной деятельности с низшей. В единстве обоих видов нервной деятельности, т. е. в единстве двигательных и вегетативных рефлексов, ведущая роль принадлежит двигательным рефлексам, которые определяют рефлекторную саморегуляцию работы сердечнососудистой, пищеварительной и других систем внутренних органов. Ведущая роль двигательных рефлексов обеспечивается моторно-церебральными и моторно-висцеральными рефлексами.

Высшая нервная деятельность животного организма состоит из условных и безусловных рефлексов. Образование условных рефлексов без безусловных невозможно.

И. П. Павлов подчеркивал, что у высших животных органом высшей нервной деятельности являются большие полушария и подкорковые центры.

Высшая нервная деятельность — объединенная функция больших полушарий головного мозга и подкорковых центров.

Взрослые собаки без коры больших полушарий теряют все приобретенные в течение жизни условные рефлексы. Они не реагируют на свою кличку, на хозяина и т. д. Следовательно, связь такой собаки с внешним миром резко нарушена. Но и после полного удаления коры больших полушарий у них могут быть образованы условные двигательные рефлексы (Г. П. Зеленый и С. С. Полтырев, 1929; Н. Н. Дзидзишвили, 1959). Многими авторами установлено, что у кроликов, кошек и собак после удаления коры больших полушарий образуются условные вегетативные рефлексы.

После удаления неокортекса у кошек и собак вырабатываются двигательные пищевые и оборонительные условные рефлексы, а если дополнительно удаляются палео- и архикортекс, то возможность образования настоящих условных рефлексов значительно уменьшается, и у животных, у которых удалены большие полушария и сохранены зрительные бугры, условные рефлексы образуются только в редких случаях и при этом сильно отличаются от настоящих (Г. П. Зеленый. 1930). У кошек после полного удаления неокортекса при сохранении подкорковых центров вырабатываются условные зрительные и слуховые двигательные рефлексы, оборонительные и пищевые (Н, Ю. Беленков, 1950, 1953), сердечные и дыхательные (В. А. Сосенков, 1959, 1961).

У кошек после удаления новой коры больших полушарий замыкание условных рефлексов может происходить в поясной извилине и гиппокампе, но в отличие от условных рефлексов новой коры условные рефлексы древней коры не упрочиваются (М. А. Нуцубидзе, 1963). Следовательно, для образования условных рефлексов необходима древняя и старая кора, которая создает эмоциональный фон, необходимый для выработки условных рефлексов, и содержит широкое представительство всех афферентных систем. Раздражение древней и старой коры тормозит протекающую условно-рефлекторную реакцию.

Повреждением или раздражением доказано, что в образовании условных рефлексов важная роль принадлежит обонятельным областям коры (О. Затер и др., 1959), гиппокампу (Э. Граштьян, К. Лишшак, 1956, 1959), ядрам полосатого тела (Роиг и др., 1959). Удаление гиппокампа не изменяет скорости образования условных пищевых рефлексов, но затрудняет их упрочение, так как резко усиливается ориентировочная реакция вследствие выпадения тормозящего влияния гиппокампа на ретикулярную формацию. Удаление гиппокампа нарушает внутреннее торможение условных рефлексов, затрудняет выработку отставленных условных рефлексов или кратковременной памяти.

После повреждения гиппокампа невозможно образование условных оборонительных рефлексов. Гиппокамп и миндалевидные ядра раньше рассматривались как часть обонятельного мозга, теперь их считают областями, регулирующими висцеральные функции, и полагают, что через них проходит часть корковых путей, по которым распространяется эмоциональное возбуждение. Гиппокамп тормозит ретикулярную формацию и влияет на образование условных рефлексов лишь через ее посредство (Э. Граштьян, К. Лишшак, 1956, 1959).

Удаление у собак коленной части передней поясной извилины растормаживает тормозные пищевые двигательные рефлексы, а удаление задних отделов поясной извилины не оказывает влияния на эти рефлексы. Эти факты привели к заключению, что коленная часть передней поясной извилины — одна из наиболее важных областей торможения некоторых аффективных реакций (голода, жажды, ярости и др.). Удаление миндалевидных ядер вызывает у животных нарушения нормального поведения, соответствующего ситуации (С. Брутковский, 1961, 1962). Удаление миндалевидных ядер почти не изменяет пищевые условные рефлексы и ведет к исчезновению оборонительных, которые восстанавливаются с трудом.

Полное удаление коры больших полушарий невозможно, так как после операции остается значительная часть древней коры (обонятельная область). После удаления коры и местных повреждений специфических и неспецифических ядер таламуса, а также гиппокампа и миндалевидного ядра условный пищевой слюноотделительный рефлекс не изменялся, а при местном разрушении ретикулярной формации среднего мозга этот рефлекс исчезал, соответствующий же безусловный рефлекс сохранялся (Эриандес-Пеон, 1956). Это доказывает, что условные пищевые рефлексы осуществляются при обязательном участии ретикулярной формации среднего мозга.

После двустороннего удаления премоторных зон коры больших полушарий у собак образуются условные двигательные рефлексы на движения пищеварительного канала, но в 30-40% случаев они заторможены (С. И. Гальперин, 1941, 1960).

Резкие нарушения внутреннего торможения слюнных и двигательных условных рефлексов после удаления передних частей лобных долей у собак обнаружили Ю. Конорский, С. Брутковский (1952-1959).

В школе Л. А. Орбели показано, что после двустороннего удаления лобных долей и повреждения разных участков зрительных бугров и подбугровой области у собак наступают разнообразные нарушения условных и безусловных слюнных и двигательных рефлексов (Н. А. Шустин, 1951, 1959; В. С. Дерябин, 1938, 1946; М. Ф. Васильев, 1941, 1946).

Двустороннее повреждение у собак срединной или передней группы ядер зрительных бугров резко уменьшает условные пищевые слюнные рефлексы, но незначительно изменяет безусловные пищевые и условные проприоцептивные пищевые двигательные рефлексы (П. А. Шустин, 1967).

Образование условных рефлексов облегчается при возбуждении симпатических ядер подбугровой области, а после повреждения этих ядер условные оборонительные рефлексы исчезают.

Нарушения условных рефлексов были обнаружены и после повреждения ретикулярной формации (Ю. Унгер и др., 1959). У кошек после двустороннего разрушения хвостатых ядер условные рефлексы восстанавливаются.

В настоящее время в хронических экспериментах на животных широко используется вживление микроэлектродов как для раздражения различных участков мозга, например ретикулярной формации, так и для отведения с них потенциалов при раздражении других участков мозга или при образовании условных рефлексов. В этих экспериментах доказательства образования условных рефлексов в ретикулярной формации, а не в коре больших полушарий получены при одновременном отведении потенциалов от коры и от ретикулярной формации (Гасто, Фессар, Иошии, 1957).

Таким образом, факты доказывают, что после удаления новой коры больших полушарий условные рефлексы могут образоваться в древней и старой коре и в подкорковых центрах головного мозга. Мнение о том, что условные рефлексы образуются у животных только в коре больших полушарий, противоречит также бесспорным фактам образования условных рефлексов у животных, у которых нет коры больших полушарий (насекомые, рыбы и др.). И. П. Павлов на основании этих фактов утверждал, что высшая нервная деятельность имеется у всех животных, обладающих нервной системой, и осуществляется высшим отделом нервной системы данного животного организма. В этом состоит общебиологическое значение учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов — создатели нового этапа в изучении физиологии головного мозга

Основная идея теории высшей нервной деятельности состоит в том, что внешний материальный мир действует на органы чувств, из которых нервные импульсы поступают в головной мозг и вызывают его отражательную или рефлекторную деятельность.

И. П. Павлов экспериментально обосновал рефлекторную теорию деятельности головного мозга. Законы высшей нервной деятельности, открытые павловской школой, имеют значение для Понимания образования у детей новых навыков, особенно в младенчестве и раннем детском возрасте, а также для дальнейшего изучения высшей нервной деятельности взрослых людей. И. П. Павлов не отрицал значения психологии для познания внутреннего мира человека и призывал физиологов и психологов к совместной дружной работе по изучению функций нервной системы.

Рефлекторная теория И. М. Сеченова и И. П. Павлова представляет собой материалистический детерминизм в изучении функций центральной нервной системы и является основой дальнейшего развития физиологии высшей нервной деятельности и психологии.

Основные принципы рефлекторной теории: 1) детерминизм — каждый процесс в головном мозге вызывается материальными изменениями, происходящими вне и внутри организма; 2) структурность — функции головного мозга связаны с его строением и 3) физиологические — анализ и синтез. Это принципы диалектического материализма.

Естественнонаучный объективный метод изучения высшей нервной деятельности. Его значение для материалистической физиологии

Метод условных рефлексов И. П. Павлова основан на том, что нервный процесс в больших полушариях головного мозга возникает только при раздражении рецепторов. Это раздражение вызывается действием внешнего материального мира (существующего вне человека и независимо от его сознания) на внешние рецепторы, расположенные на поверхности тела. Значительно более скромную роль в возникновении нервного процесса в больших полушариях играют раздражения рецепторов внутренних органов, а также нервно-гуморальные химические раздражители.

Метод условных рефлексов позволяет изучать деятельность головного мозга здорового неповрежденного животного, а также человека в нормальных естественных условиях. Это метод естественнонаучного исследования функций высшего отдела нервной системы. Знание строения головного мозга и основных законов деятельности центральной нервной системы и точный учет качества раздражителей, их интенсивности и продолжительности действия на рецепторы, а также времени появления рефлекса, его характера и величины позволили раскрыть основные законы высшей нервной деятельности.

Показателями высшей нервной деятельности служат прежде всего сокращения скелетной мускулатуры — двигательные рефлексы, а у человека — и функция речи. В последние годы в качестве показателей высшей нервной деятельности стали пользоваться и потенциалами больших полушарий.

Показателями высшей нервной деятельности могут служить и вегетативные рефлексы: изменения сердечной деятельности, кровяного давления, дыхания, секреции и др.

Естественнонаучное изучение сходства и различий функций высшего отдела нервной системы у животных, стоящих на разных ступенях эволюционного развития, дает основной материал для предыстории сознания как высшей формы психики, присущей человеку.

Метод И. П. Павлова и его труды по высшей нервной деятельности животных позволяют исследовать коренные, качественные особенности деятельности мозга человека и составляют одну из естественнонаучных основ диалектико-материалистического мировоззрения. Философия диалектического материализма неизменно опирается на них в идеологической борьбе с идеалистическими и метафизическими представлениями.

Диалектический материализм не отрывает субъективное от объективного, но и не отождествляет их. Поэтому деятельность головного мозга человека нужно изучать также и методами материалистической психологии, исследовать общественно-историческую сущность психики человека, раскрыть роль труда, речи и практики в формировании психики человека и активный характер сознания. Необходимо преодолеть разрыв в творческой деятельности физиологов и психологов.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кершбаум Хуберт, Чугунова Е.И.

С помощью метода условных рефлексов П.П.Павловым разработаны основы учения о высшей нервной деятельности. Под термином высшая нервная деятельность следует понимать совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих как сознательное, так и подсознательное усвоение информации и приспособительное поведение человека.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кершбаум Хуберт, Чугунова Е.И.

IP. PAVLOV’S STUDY OF HIGHER NERVOUS ACTIVITY

A concept of conditioned reflexes developed by I.P. Pavlov played a key role in the developing of “higher nervous activity” approach. Higher nervous activity is regarded as a totality of neuro-physiologic processes involved in both conscious and subconscious information gathering and adjustment in humans.

УЧЕНИЕ И.П. ПАВЛОВА О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

X Кершбаум, Е.И. Чугунова

Парис-Лодрон университет, г. Зальцбург, Германия

С помощью метода условных рефлексов П.П.Павловым разработаны основы учения о высшей нервной деятельности. Под термином высшая нервная деятельность следует понимать совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих как сознательное, так и подсознательное усвоение информации и приспособительное поведение человека.

Ключевые слова: Иван Петрович Павлов, физиология высшей нервной деятельности.

В течение долгих лет Иван Петрович Павлов вместе с многочисленными сотрудниками и учениками разрабатывал учение о высшей нервной деятельности. Шаг за шагом вскрывались тончайшие механизмы корковой деятельности, выяснялись взаимоотношения между корой больших полушарий и нижележащими отделами нервной системы, изучались закономерности протекания процессов возбуждения и торможения в коре. Было установлено, что эти процессы находятся в тесной и неразрывной связи, способны широко иррадиировать, концентрироваться и взаимно действовать друг на друга. На сложном взаимодействии этих двух процессов (возбуждения и торможения) и основана, по Павлову, вся анализаторная и синтезирующая деятельность коры больших полушарий. Этими представлениями была создана физиологическая основа для изучения деятельности органов чувств, которая до Павлова строилась в основном на субъективном методе исследования.

Глубокое проникновение в динамику корковых процессов позволило Ивану Петровичу показать, что в основе явлений сна и гипноза лежит процесс внутреннего торможения, широко иррадиирующий по коре мозга спустившийся в подкорковые образования. Подробные исследования

спящих людей показали, что сон - циклическое явление.

Исследование условных рефлексов, вырабатываемых на раздражение рецепторов различных органов, позволило изучить функции организма в их зависимости от деятельности коры мозга при самых разнообразных условиях жизни организма.

Изучая качественные отличия высшей нервной деятельности человека по сравнению с животными, И.П. Павлов выдвинул учение о двух сигнальных системах действительности: первой - общей у человека и животных, и воспринимающей непосредственное воздействие, сигналы внешней среды, и второй - свойственной только человеку, речевой системе.

Слова, по мнению И.П. Павлова, это как бы сигналы сигналов. В своих представлениях о второй сигнальной системе он рассматривал реакции на слова, слышимые, видимые (читаемые) и произносимые, как результат выработки особых условных рефлексов. Эти условные рефлексы второй сигнальной системы возникают при произнесении слов на основе раздражений рецепторов органов речи -мускулатуры губ, щек, гортани.

Импульсы, вызванные раздражением рецепторов органов речи, поступают в корковый отдел двигательного анализа-

тора и связывают эти раздражения временной связью, с одной стороны, с раздражениями слухового (а при чтении -зрительного) анализатора, с другой стороны, - с раздражениями, производимыми воздействием явлений природы, обозначаемых словами, на различные рецепторы организма. И.П. Павлов подчеркивал, что в этих вторых сигналах действительности мы имеем способ связи человека с окружающей его социальной средой, средство "межлюдской сигнализации".

Основным биологическим законом является единство организма и среды. И.П. Павлов, создавая учение о высшей нервной деятельности, исходил именно из этого закона и на протяжении многих лет своей жизни исследовал формы и закономерности взаимодействия высших животных с окружающей средой. Утверждая, что организм представляет собой единое целое, И.П. Павлов научно объяснил, что функциональное единство организма как целого обеспечивается деятельностью центральной нервной системы.

"Животный организм как система существует среди окружающей природы только благодаря непрерывному уравновешиванию этой системы с внешней средой", - говорил И.П. Павлов. Под уравновешиванием он понимал процесс приспособления живых организмов к условиям жизни, то есть к внешней среде. Изучая организм в целом и внутренние законы его деятельности, И.П. Павлов никогда не отрывал организма от среды и считал, что внешняя среда является причиной всех изменений, происходящих в динамике жизненных процессов организма.

Все движения человека имеют рефлекторную природу, незначительная часть из них относится к врожденным рефлексам, которые И.П. Павлов назвал безусловными, а более сложные движения осуществляются с помощью целой системы рефлексов, как врожденных, так и приобретенных в течение индивидуальной жизни. Последние И.П. Павлов назвал условными рефлексами. Если бы внешняя среда оставалась всегда неизменной, то к этой среде можно было бы приспособиться за счет одних без-

условных рефлексов. Однако внешняя среда постоянно меняется, поэтому малое количество безусловных рефлексов у людей пополняется приобретенными рефлексами - условными рефлексами. Условный рефлекс по И.П. Павлову представляет собой временную связь между организмом и средой, а точнее, между корковыми центрами безусловного и условного раздражителей.

И.П. Павлов рассматривал сознание человека в неразрывной связи с речью и установил, что механизмы высшей нервной деятельности, выработки и торможения условных рефлексов определяют и развитие речи. Вторая сигнальная система функционирует на основе первой, т. е. на основе воздействия на организм человека явлений природы, обозначаемых словами. Это позволило распространить принцип детерминизма на специфичные для человека высшие формы нервной деятельности.

Таким образом, павловский принцип детерминизма, характеризующий всё учение о рефлексах, получил высшее развитие в представлениях о второй сигнальной системе, являющихся первым шагом в естественно научном изучении различных сторон высшей мозговой деятельности, связанных с явлениями сознания и поведения.

Павловское учение подняло рефлекторную теорию на качественно новую ступень, поставило эту теорию на незыблемую почву точных экспериментальных фактов.

Исследования И.П. Павлова носили не только фундаментальный, но и прикладной характер.

Помимо своих гениальных достижений, Иван Петрович создал еще и огромную научную школу. Последняя, как известно, определяется, прежде всего, личностью основателя этой школы, кругом его научных интересов, возможностей и склонностей людей, которые эту научную школу представляют. Именно эта характеристика, т.е. качество пришедших в науку учеников, в значительной мере также определяет личность ученого.

И.П. Павлов предстает как исключительно целеустремленный человек, все

Отмеченные сто десять лет назад Нобелевской премией новаторские идеи и достижения Ивана Петровича стимулировали возникновение целых направлений в исследовании механизмов регуляции висцеральных функций; нейрофизиологии и ее короны - учения о высшей нервной деятельности; кибернетики; клинической медицины; комплекса прикладных наук. Жизнь и развитие идей И.П. Павлова активно продолжается и развивается в многочисленных лабораториях физиологов, биохимиков, психологов во всем мире.

Новые, актуальные научные знания, которые опираются на учение И.П. Павлова, и сегодня обусловливают его присутствие в академическом и научном мире.

1. Анохин П.К. // Большая медицинская энциклопедия. - М., 1960.

2. Иван Петрович Павлов // Большая медицинская энциклопедия. - М.; Л., 1949.

3. Асратян Э. А. Иван Петрович Павлов / Э.А. Асратян. - М.: Наука, 1981. - 439 с.

5. Кончаловский М.П. Избранные труды / М.П. Кончаловский. - М., 1951. - 216 с.

8. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения животных) / И.П. Павлов. - М.: Наука, 1973. - 661 с.

IP. PAVLOV'S STUDY OF HIGHER NERVOUS ACTIVITY

H. Kerschbaum, E.I. Chugunova

A concept of conditioned reflexes developed by I.P. Pavlov played a key role in the developing of "higher nervous activity" approach. Higher nervous activity is regarded as a totality of neuro-physiologic processes involved in both conscious and subconscious information gathering and adjustment in humans.

Keywords: Ivan Petrovich Pavlov, physiology of higher nervous system.

Вклад в науку русского и советского ученого Ивана Петровича Павлова невозможно переоценить. Физиолог, вивисектор, нобелевский лауреат, исследователь – о нем можно рассказывать много и долго. Но сейчас речь пойдет о знаменитой теории Павлова – о ее основных положениях, ключевых принципах, особенностях и значении.

Об исследовании

Рассматривая теорию Павлова, надо оговориться, что касается она физиологии высшей нервной деятельности, а не психических функций. Неправильно отождествлять эти понятия, как делали механистические материалисты (из-за чего, к слову, психологию перестали считать самостоятельной наукой).

И. П. Павлов исследовал ВНД собак, а не людей, и сам акцентировал внимание на том, что отождествлять деятельность нервной системы животного с психикой человека недопустимо.


Основные положения

Приняв во внимание все вышесказанное, можно перейти к главной теме. Вот некоторые понятия, обозначенные в теории Павлова:

  • Высшая нервная деятельность. То, что обеспечивает животному поведение во внешнем мире, соответствующее условиям жизни.
  • Низшая нервная деятельность. Отвечает за рефлекторную самостоятельную регуляцию работы, осуществляемой внутренними органами.

Исходя из этих простых определений, можно понять, что Павлов противопоставлял эти два типа деятельности. Но даже несмотря на это, распространилась тенденция, наоборот, их отождествлять.

Как бы там ни было, в единстве обеих нервных деятельностей, которая прослеживается в объединении вегетативных рефлексов с двигательными, ведущая роль отводится последним. Почему? Потому что именно двигательные рефлексы определяют саморегуляцию работы пищеварительной, сердечно-сосудистой, а также иных систем внутренних органов.

О значимости коры больших полушарий

Продолжая изучать особенности теории И. П. Павлова, нужно отметить следующий нюанс: общее поведение людей и высших животных управляется высшим отделом ЦНС. То есть большими полушариями с ближайшей подкоркой. Что же, исходя из этого положения, представляет собой высшая нервная деятельность? Можно утверждать, что это объединенная функция подкорковых центров и больших полушарий.

Также теория Павлова не исключает того, что при определенных обстоятельствах условные рефлексы могут образовываться и в других частях мозга, вне больших полушарий.

Если говорить о собаках, то нужно выделить один интересный момент. Дело в том, что взрослые псы без коры больших полушарий полностью утрачивают все условные рефлексы, приобретенные ими в течение жизни. Они перестают реагировать на хозяина, на кличку и т. п. А это влечет нарушение связи с внешним миром. Однако после удаление коры больших полушарий у псов могут сформироваться условные двигательные рефлексы.

Этой теме, кстати, посвящали свои работы С. С. Полтырев, Г. П. Зеленый, а также Н. Н. Дзидзишвили. Вообще, многим ученым удалось установить, что у собак, котов и кроликов удаление коры больших полушарий влечет за собой образование условных вегетативных рефлексов. Это доказанный факт.


Влияние удаления частей коры головного мозга на рефлексы

Это очень важная тема, и ей необходимо уделить внимание, рассказывая о принципах рефлекторной теории Павлова. Удаление определенных частей коры головного мозга отражается на рефлексах. И вот как именно:

  • Удаление неокортекса. У псов и кошек после этого вырабатываются условные оборонительные и пищевые рефлексы. Но если дополнительно удаляют архио- и палеокортекс, то вероятность их формирования снижается к минимуму. Рефлексы образуются, но редко, и сильно отличаются от истинных.
  • Удаление новой коры больших полушарий. После этого у кошек происходит замыкание условных рефлексов, локализующееся в гиппокампе и поясной извилине. Чтобы они образовались, нужна старая и древняя кора – они формируют эмоциональный фон. А он является необходимым условием для выработки рефлексов.
  • Удаление гипокампа. Данная операция никак не влияет на скорость формирования пищевых рефлексов, однако затрудняет их упрочнение. Происходит это из-за резкого усиления ориентировочной реакции, причиной которого становится выпадение гиппокампа, тормозящего ретикулярную формацию. В общем, вследствие его удаления нарушается внутреннее торможение рефлексов. Еще усложняется формирование кратковременной памяти. Также после устранения гиппокампа не образуются оборонительные рефлексы.
  • Удаление миндалевидных ядер. Вследствие этой операции у животного нарушается нормальное поведение, которое соответствует той или иной ситуации. На пищевые рефлексы данная операция никак не влияет, но оборонительные исчезают, после чего восстанавливаются с большим трудом.
  • Удаление из поясной передней извилины коленной части. Доказано, что вследствие этого происходит растормаживание пищевых тормозных двигательных рефлексов. А вот удаление заднего отдела никак не влияет на данный процесс. Соответственно, передняя часть является одной из важнейших областей торможения определенных аффективных реакций.
  • Двустороннее удаление премоторных зон. Вмешательство подобного рода влечет образование двигательных условных рефлексов.
  • Повреждение ретикулярной формации, локализованной в среднем мозге. Данная операция чревата исчезновением слюноотделительного рефлекса.
  • Удаление лобных долей (точнее, их передних частей). Это влечет нарушение торможения двигательных и слюнных рефлексов.

Рассматривая особенности, положения и принципы теории Павлова, стоит отметить, что также было доказано следующее: образование пресловутых рефлексов упрощается при условии возбуждения симпатических ядер, находящихся в подбугровой области. Но они исчезнут, если те будут повреждены.

Однако это, разумеется, лишь некоторые особенности, которые можно выделить из теории высшей нервной деятельности Павлова. В наше время подобные эксперименты продолжаются, и сейчас используют специальные микроэлектроды, которые раздражают некоторые мозговые участки, что помогает проследить за процессом образования/исчезновения рефлексов.


Выводы и доказательства

Выше были рассмотрены ключевые принципы рефлекторной теории Павлова. Если изучить все ее положения, то можно сделать логичный, обоснованный вывод: удаление новой коры больших полушарий влечет образование условных рефлексов в старой и древней коре (то есть в подкорковых центрах).

Исходя из этого, следует другое утверждение. Оно гласит: мнение, что пресловутые условные рефлексы формируются у животных исключительно в коре больших полушарий, неверно. Почему? Потому что оно противоречит действительности – ведь условные рефлексы формируются и у тех созданий, у которых кора больших полушарий отсутствует. Ярким примером являются рыбы и насекомые.

Именно на основании данных фактов известный ученый утверждал, что ВНД присуща всем без исключения всем животным с нервной системой. И осуществляется она высшим отделом нервной системы.

Значение теории

О нем также необходимо рассказать. Благодаря рефлекторной теории Павлова появилась возможность исследовать деятельность головного мозга не только животных, но еще и человека (разумеется, в естественных условиях). Основные законы ВНД удалось раскрыть во многом за счет труда, проделанного ученым. Вот что этому поспособствовало:

  • Знание основных законов деятельности ЦНС.
  • Точный учет качества раздражителей, а также того, насколько продолжительное действие они оказывают на рецепторы, и какова их интенсивность.
  • Знание времени образования рефлекса, а также его величины и характера.

Посвященная условным рефлексам теория Павлова является основой для предыстории сознания в качестве высшей формы психики, которая присуща человеку.

Надо сказать, что метод ученого, а также его труды дают возможность исследовать качественные особенности той деятельности, которая происходит в мозгу человека. Именно сформированная Павловым теория деятельности составляет естественнонаучную основу для диалектико-материалистического мировоззрения. Почему? Потому что именно на труды ученого опирается философия диалектического материализма в борьбе с представлениями идеалистического и метафизического характера.


Теория Сеченова и Павлова

Именно благодаря тандему этих двух величайших ученых в истории изучения физиологии головного мозга наметился новый этап. И кстати, именно Иван Михайлович Сеченов является тем, кто первый сформулировал рефлекторную теорию.

И. П. Павлов со своим коллегой образовал очень плодотворный тандем. Их общий труд – это некий материалистический детерминизм в сфере изучения функций ЦНС. Созданная ими теория стала основой для последующего развития психологии и физиологии ВНД.

Следует уделить ее изучению немного внимания. Ключевые положения рефлекторной теории И. П. Павлова и И. М. Сеченова можно выделить в такой небольшой перечень:

  • Детерминизм. Иначе говоря, причинность. Данный принцип проявляется в следующем: каждая рефлекторная реакция обусловлена. Действия без причины не может быть. Любой акт нервной деятельности – это реакция на воздействие, исходящее из внутренней либо внешней среды.
  • Структурность. Этот принцип гласит: все рефлекторные реакции происходят с помощью тех или иных мозговых структур. Не существует процессов, не имеющих под собой материальной основы. Любой акт нервной деятельности обязательно приурочен к конкретной структуре.
  • Анализ и синтез. Данные понятия также имеют место в теории Павлова. Кратко говоря, нервная система всегда анализирует раздражители, оказывающие влияние на организм. А затем синтезирует ответную реакцию. Эти два процесса происходят постоянно. Их результат – извлечение организмом из среды информации, которая ему нужда, и дальнейшая ее обработка с последующей фиксацией в памяти. Последний этап – формирование ответного действия, которое всегда соответствует потребностям и обстоятельствам.

Изучая рефлекторную теорию Павлова и Сеченова, хотелось бы еще уделить внимание понятию нервизма. Так именуется концепция, которая признает следующий факт: нервная система играет ведущую роль в регуляции функций всех тканей и органов.


Психический аспект

Он также имеет место. Значение психического аспекта всегда подчеркивал И. М. Сеченов. Первую часть рефлекторного акта он характеризовал как сигнальную.

Также Павлов подтвердил необходимость начать изучать сигнальную систему, связанную с ролью речи в человеческой психике. Это уже имеет непосредственное отношение к теме сознания – отличающейся, но все же имеющей отношение к рассматриваемой теории. Ведь именно развитие человеческого мозга стало первой его предпосылкой. Да и главный закон биологического совершенствования организмов, который определяет формирование психики, заключается в положении, говорящим о единстве их строения и функций.


Фундаментальные свойства нервных процессов

Их необходимо перечислить, прежде чем перейти к рассмотрению теории темперамента Павлова. Ученый посвятил много времени изучению выработки условных рефлексов, и ему удалось установить, что в данном процессе есть определенная индивидуальность. И ее основой являются определенные свойства, а именно:

  • Сила возбуждения. Иначе говоря, работоспособность, выносливость нервной клетки. Проявляется в выдерживании нервной системой сильного возбуждения, которое не завершается переходом в состояние торможения. Кстати, оба эти процесса – независимые свойства НС.
  • Сила торможения. В ней проявляется способность нервной системы к угасанию и дифференцировке.
  • Уравновешенность. Данное свойство определяет баланс процессов торможения и возбуждения. Человека, например, можно назвать физиологически неуравновешенным, если сила одного из этих двух процессов больше другого.
  • Подвижность. Ею определяется, насколько быстро один нервный процесс переходит в другой. Подвижность является способностью менять поведение в зависимости от внешних условий. Противоположным процессом является инертность. Человека можно назвать инертным, если ему требуется много времени, чтобы перейти из пассивного состояния в активное.

Типология темпераментов

Изучив теорию рефлексов Павлова, можно перейти к этой теме. Свойства нервных процессов, как определил ученый, образуют комбинации, которые определяют тип ВНД или всей системы непосредственно. Из чего он складывается? Из совокупности ключевых свойств нервной системы, перечисленных выше.

В чем же заключается теория темперамента Павлова? Ученый доказал, что есть четыре типа нервной системы. И они очень схожи с видами темперамента по Гиппократу.

Различия силы определяют слабые и мощные типы. Они, в свою очередь, могут быть двух видов:

  • Уравновешенные. Возбуждение и торможение находятся в балансе. Но тем не менее они бывают склонными к инертности или к подвижности.
  • Неуравновешенные. В данном случае над торможением сильно преобладает возбуждение.

Типы нервной системы, по Павлову, еще и по характеристикам соответствуют видам темперамента (а не только по количеству). Это можно проследить:

  • Подвижный тип. Отличается уравновешенностью и силой – сангвиник.
  • Инертный тип, но отличающийся силой и уравновешенностью – флегматик.
  • Сильный и неуравновешенный, с преобладанием возбуждения – холерик.
  • Слабый тип – меланхолик.

Тип нервной системы (ровно как и темперамент) – это врожденное свойство. Изменениям практически не поддается. Более того, тип нервной системы считается физиологической основой темперамента. А он, в свою очередь, является психическим проявлением типа НС.


Дальнейшие эксперименты

В 1950-х было организовано масштабное исследование поведения взрослых людей. Сначала им руководил В. М. Теплов, но потом оно перешло под руководство В. Д. Небылицына. В результате этого исследования основные положения теории Павлова были дополнены новыми.

Во-первых, удалось разработать приемы по исследованию присущих нервной системе человека свойств. Во-вторых, получилось выделить и описать еще два качества. Среди них:

  • Лабильность. Проявляется в скорости возникновения, а затем и прекращения нервных процессов.
  • Динамичность. Она влияет на легкость и быстроту образования тормозных и положительных условных рефлексов.

На сегодня в науке накопилось множество различных фактов, касающихся свойств нервной системы. И чем больше их становится (прогресс не стоит на месте) – тем меньше значения придается типам НС. Более значимыми признаются отдельные свойства нервной системы, которые действительно являются фундаментальными. Многие ученые отводят на второй план проблему разделения НС на типы.

Однако, поскольку они как раз и образуются из комбинации перечисленных свойств, лишь их детальное изучение способно обеспечить максимально полное понимание типологии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.