Что такое афазия апраксия агнозия

1. Афазия – корковое расстройство уже сформировавшейся речи, при котором утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими при сохранности функций артикуляции и слуха:

а) импрессивная (сенсорная, рецептивная) – нарушение понимание речи окружающих и своей собственной (нарушение слухового гнозиса); больной воспринимает речь как разговор на незнакомом языке; вторично расстраивается экспрессивная речь; больной говорит много и быстро (логорея); речь больного непонятна для других, состоит часто из искаженных слов (словесная окрошка).

Причина: поражение коры левой височной доли у правшей (центра Вернике)

б) амнестическая – больной не может назвать предмет, но определяет его назначение (ручка – это "чем пишут"); в речи больного преобладают глаголы; речь возможно, письмо расстроено

Причина: поражение задних и нижних отделов височной и теменной долей

в) семантическая – нарушено понимание смысла предложений, пословиц

Причина: поражение левой теменно-височной области

г) моторная (экспрессивная) – нарушение всех компонентов экспрессивной речи; больные произносят единичные слова или их части; на разные вопросы отвечают одним и тем же словом ("словесная эмболия").

Причина: поражение задних отделов нижней лобной извилины (центра Брока)

2. Агнозия – расстройства узнавания, которые развиваются при поражении вторичных зон в пределах какого-либо одного анализатора; человек при этом способен узнавать предметы и явления с помощью чувствительных воздействий и по словесным обозначениям.

а) зрительная – больной воспринимает лишь отдельные признаки, не узнавая предмет в общем (смотря на очки, видит два кольца и перекладину и называет очки велосипед); зрительная агнозия букв (при поражении вторичных зон доминантного полушария); неузнавание лиц

Причина: поражение наружных участков коры затылочных долей.

б) слуховая – нарушение способности узнавать предметы и явления по характерным для них звукам (шума дождя, боя часов)

Причина: поражение вторичных зон слухового анализатора (извилины Гешля)

в) обонятельная и вкусовая – утрата возможности идентифицировать запахи и вкус

Причина: поражение медиобазальных участков коры височной доли

г) сенситивная – неузнавание предметов при воздействии их на рецепторы поверхностной и глубокой чувствительности

1. астереогноз – утрата способности узнавать предметы на ощупь

2. анозогнозия – отсутствие сознания своего дефекта

3. аутотопагнозия – расстройство правильного представления о собственном теле

3. Апраксия – утрата навыков, действий, выработанных в процессе жизни без признаков паралича и нарушения координации движений

а) идеаторная – обусловлена утратой плана действий; нарушается последовательность действий (больной не может показать, как зажечь спичку)

Причина: поражение краевой извилины теменной дольки доминантного полушария

б) конструктивная– нарушение правильного направления действий, невозможность создавать целое из отдельных частей (квадрат или домик из спичек)

Причина: поражение угловой извилины теменной доли доминантного полушария, всегда двустороннее

в) моторная – невозможность совершать целенаправленные действия при сохраненности идеи; нарушаются спонтанные действия и действия по заданию; чаще односторонняя

Причина: поражение мозолистого тела

г) лобная – невозможность выполнения сложных движений и составления программы действий с нарушением их спонтанности и целенаправленности; характерна эхопраксия (повторение движение)

Переработки информации.

Агнозия — нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания. Агнозия является патологическим состоянием, возникающим при повреждении коры и ближайших подкорковых структур головного мозга, при асимметричном поражении возможны односторонние (пространственные) агнозии. Агнозии связаны с поражением вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры головного мозга, ответственных за анализ и синтез информации, что ведёт к нарушению процесса распознавания комплексов стимулов и, соответственно, узнавания предметов и неадекватной реакции на предъявленные комплексы стимулов.

Агнозия - редкое состояние, при котором человек может видеть и ощущать предметы, но не способен сопоставить свои ощущения с функцией этих предметов. При некоторых формах агнозии люди не узнают знакомые лица или знакомые предметы, например ложку или карандаш, несмотря на то, что они могут видеть и описать эти вещи.

- Зрительная. К ней относятся предметная (неузнавание предметов), агнозия на цвета, на лица, слабость оптических представлений (невозможность представить предмет, описать его форму, функцию), симультанная агнозия, агнозия вследствие оптико-моторных нарушений.

- Оптико-пространственная. Здесь различают агнозию глубины, нарушение стереоскопического зрения, односторонняя пространственная агнозия, нарушение топографической ориентировки.

- Слуховая, к которой относится простая слуховая агнозия и слухоречевая.

- Нарушение восприятия времени и движения.

- Соматоагнозия – нарушение восприятия собственного тела и частей тела.

Симптомы:

Поражение коры, ответственной за анализ и синтез информации приводит к агнозии. Соответственно, симптомы будут связаны с локализацией поражения. Например, при поражении левой затылочной области возникает предметная агнозия: при этом пациент видит, может описать предмет, но не знает как он называется и для чего предназначен.

При поражении височной доли возникает слухоречевая агнозия: пациент воспринимает речь как простой набор звуков и не способен различать отдельные слова, воспринимать их смысл.

Афазия – расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи.

В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, - тотальная, моторная или сенсорная афазия.

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, - нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, - утрата понимания обращенной речи.

Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.

Амнестико-семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

Апраксия - нарушение способности выполнять целенаправленные действия. Апраксия характеризуется утратой навыков, выработанных в процессе индивидуального опыта сложных целенаправленных действий (бытовых, производственных и т. д.) без признаков пареза или нарушения координации движений. В классической неврологии выделяют несколько видов апраксии.

Идеаторная апраксия заключается в нарушении плана или замысла сложных действий. Сами по себе частичные действия, входящие в состав целенаправленного действия, правильны, но нарушается их последовательность, или же действие, само по себе правильное, направляется к ложной цели (например, по просьбе показать, как закуривают папиросу, больной чиркает этой папиросой по коробку, а спичку берет в рот). Больные не могут выполнить символические жесты (погрозить пальцем, отдать воинское приветствие и т.д.), однако способны повторить действия исследующего. Идеаторная апраксия возникает при поражении надкраевой извилины (gyms supramarginalis) теменной доли доминантного полушария и всегда двусторонняя.

Моторная апраксия отличается от идеаторной нарушением не только спонтанных действий, но и действий по подражанию. Она часто односторонняя, например, при поражении мозолистого тела может возникнуть только в левой верхней конечности. Моторная апраксия является апраксией "выполнения действия". Моторная апраксия делится на 2 вида: идеокинетическую и мелокинетическую. При идеокинетической апраксии простые действия могут выполняться правильно, но не по заданию, а случайно: больной случайно может сжать руку в кулак, но не сожмет ее по приказу, он пишет не те буквы или знаки, которые ему заданы, но сами по себе они правильны и т. д. Больной часто путает движения: дотрагивается до уха вместо носа и т. д., выражены явления персеверации.

Мелокинетическая апраксия характеризуется искажением структуры самих движений, составляющих действие и заменой их неопределенными движениями в виде раздвигания и передвигания пальцев вместо того, чтобы погрозить пальцем или сжать руку в кулак.

Конструктивная апраксия - это нарушение направления действий как в области конструирования целого из частей, так и в области узнавания. Больной не может сложить из спичек заданную геометрическую фигуру (ромб, квадрат, треугольник), не может расположить разрезанные буквы в надлежащем порядке, чтобы составить слово. При конструктивной апраксии очаги поражения находятся в угловой извилине (gyrus angularis) теменной доли доминантного полушария. Апраксические расстройства двусторонние.

Поражение теменной доли вблизи постцентральной извилины вызывает кинестетическую апраксию: произвольные движения больной может производить только под контролем зрения.

При очагах на стыке теменной, височной и затылочной долей возникает пространственная апраксия - нарушение пространственных соотношений при выполнении сложных двигательных актов: больной не может придать выпрямленной кисти другое положение, попасть в нужную точку в пространстве и т.д.

При поражении нижних участков постцентральной извилины доминантного полушария развивается оральная апраксия, обычно в сочетании с моторной афазией: больной не может найти позиций речевого аппарата, нужных для произношения соответствующих звуков, смешиваются близкие по артикуляции звуки, нарушается письмо.

При поражении лобной доли возникает лобная апраксия: распад навыков сложных движений и программы действий. Больной склонен к эхопраксии (повторяет движения исследующего) или к стереотипным движениям, которых не замечает.

11. Нарушения мышления при шизофрении < по Б.В.Зейгарник)

Практически при любой форме течения шизофрении к числу наиболее ярких нарушений можно отнести нарушения мышления. Они наблюдаются на всем протяжении течения болезни. Они остаются даже на фоне хорошей ремиссии и служат важным критерием диагностики шизофрении. Не существует единой классификации нарушений мышления при шизофрении. Одну из первых классификаций нарушения мышления вообще разработала профессор Зейгарник. Зейгарник опирается на представления о мышлении, которые разработаны в отечественной психологии в школе Выготского-Леонтьева, определяя мышление – познавательная деятельность, опирающаяся на систему понятий, направленная на решение задачи, подчиненная цели, учитывающая условия, в которых эта задача выполняется. Общая структура мыслительной деятельности как в норме, так и в патологии едина. Однако в условиях патологии отдельные звенья психической деятельности могут быть редуцированы, свернуты, сокращены, другие звенья мыслительного акта могут быть наоборот чрезмерно конкретизированы, детализированы, отдельные звенья могут быть искажены.

Зейгарник выделяет в качестве критерия классификации нарушения мышления единый принцип: Место феномена в структуре мыслительной деятельности. При таком подходе отдельные нарушения мышления предстают в виде взаимосвязанной системы нарушений.

Классификация нарушения мышления Б.В. Зейгарник:

3 основных группы нарушений: Нарушения мыслительных операций; Нарушение динамики мышления: инертность мышления; лабильность мышления; Нарушение мотивационного аспекта мышления: некритичность мышления, разноплановость мышления, резонерство.

Нарушение операциональной стороны мышления:

Для больных шизой наблюдается чаще именно искажение мыслительных операций, искажение обобщений прежде всего. Больным шизой доступно выполнение очень сложных мыслительных операций (обобщение, абстрагирование), при решении задач самого разного типа больные шизой опираются не на наиболее частотные закрепившиеся в опыте явления, социальные стереотипы, они опираются на несущественные, малозначимые, латентные признаки и по этим признакам совершают операции обобщения, абстрагирования – это им доступно, но протекают по особу варианту.

Разноплановость мышления: Нарушение не отдельных операций, а нарушение логического хода суждений. Больные, как правило, понимают, запоминают инструкцию, могут ее точно повторить. Но инструкция понимается, но не принимается! Однако при выполнении конкретной диагностической пробы на мышление испытуемый может опираться одновременно на разные основания. Например, может следовать инструкции в какой-то части выполнения, или опираться на собственные вкусы и предпочтения, часто не связанные с содержанием задания, или на свое настроение/ситуационные воздействия и т.д. Т.о., суждения больных при выполнении одной и той же пробы одновременно протекают в разных планах. Эти сосуществующие разные планы решения мыслительной задачи могут противоречить друг другу (чаще так и бывает).

Больной шизофренией с явлением разноплановости мышления не критичен к собственному решению и к своим ошибкам. Более того, часто в споре с исследователей склонен отстаивать собственные суждения, не соглашаясь с тем, что они противоречивы.

Степень выраженности разноплановости мышления может быть различной. Эти различия связаны со степенью общего дефекта. Если при решении мыслительной задачи больной допускает единичные ошибки - если есть только эпизод нарушения логики суждения - тогда это нарушение называется соскальзыванием. Если разноплановых идей очень много, наблюдается разорванность мышления - отсутствие всякой связи между отдельными линиями решения задачи.

Расстройства речи могут зависеть от страдания периферического нервно-мышечного аппарата речи и проекционных систем, по которым рабочий аппарат речи получает импульсы к деятельности. К этой группе расстройств относятся афония, дисфония, анартрия, дизартрия, при ко­торых внутренняя речь полностью сохранена, но произношение слов затруднено вследствие нарушения голосообразования (фонации) или движений, необходимых для образования слов (артикуляции). Больной знает, помнит все необходимые ему слова, совершенно правильно строит фразы, прекрасно понимает чужую речь, но другие плохо понимают его речь вследствие невнятности произношения.

Афония — отсутствие голоса — зависит от паралича голосовых связок, иннервируемых n. laryngeus inferior.

Дизартрией называют расстройства речи, зависящие от нару­шения деятельности аппарата артикуляции слов. Дизартрические рас­стройства могут быть обусловлены страданием мышц языка, губ, неба, отсутствием зубов, дефектами со стороны полости рта, гортани, носаи пр. Несравненно большее значение имеют в нервной клинике дизартри- ческие явления, связанные с поражениями нервной системы, вызывающи­ми паралич или атаксию мышц, участвующих в акте артикуляции. В тя­желых случаях расстройство артикуляции доходит до полной невозможности произнести слово—анартрии. Значительно выражен­ные дизартрические расстройства в некоторых случаях зависят от стра­дания бульбарных нервов: подъязычного, блуждающего и лицевого. Чаще они обусловлены процессами в мозговом стволе, так называемым бульбарным параличом. К глубоким нарушениям фонации и артикуля­ции речи ведет также двустороннее поражение супрануклеарных путей, соединяющих двигательные центры коры головного мозга с ядрами бульбарных нервов.

Своеобразную дизартрию вызывают мозжечковые процессы. При них речь становится атактичной, толчкообразной, медленной, растянутой. Такова скандированная речь, особенно типичная для рассеян­ного склероза.

Дизартрия может зависеть и от ригидности мускулатуры, как это имеет место при экстрапирамидных поражениях, от судорог мышц язы­ка, губ, гортани (при хорее, атетозе).

Прогрессивный паралич — тяжелое психическое заболевание, вызы­ваемое сифилисом, иногда очень рано проявляется речевыми расстрой­ствами дизартрического характера.

Наконец, нередко наблюдаются дизартрические расстройства, не связанные с активным органическим заболеванием нервной системы: картавость, шепелявость и т. д.

Афазией называют расстройства речи, зависящие от страдания - корковых центров речи или путей, соединяющих эти центры с другими отделами нервной системы, участвующими в акте речи.

Различают афазию моторную, сенсорную и амнестическую.

1. Моторная (экспрессивная) афазия выражается в утрате речевой способности при отсутствии паралича речевой мускулатуры. Нервно- мышечный аппарат фонации и артикуляции речи функционирует хорошо. Больной хорошо слышит и понимает все, что ему говорят. Сам он гово­рить не может, так как утратил способность превращать понятия в сло­ва. Моторная афазия у правшей вызывается очагами в левом полушарии мозга, в области двигательного центра речи Брока (речедвигательного анализатора, полей 44, 45) или в подкорковом веществе вблизи него..

2. Сенсорная (импрессивная) афазия состоит в утрате способности понимания чужой речи при сохранности двигательной функции речи. Больной сенсорной афазией сам говорит легко и часто обнаруживает логорею — чрезмерную словоохотливость. При этом он сплошь и рядом- коверкает фразы, путает слова.

5. Аграфия — agraphia — утрата способ­ности писать также наблюдается иногда как единственное или превалирующее речевое рас­стройство.

Персеверацией называют наклонность лиц, страдающих афази­ей, повторять раз произнесенные слова и фразы. Персеверация высту­пает особенно резко при утомлении больного афазией.

Если имеется одновременно моторная и сенсорная афазия, то гово­рят о наличии полной, или тотальной, афазии. В некоторых случаях мо­торной афазии больные, совершенно утратившие как спонтанную речь, так и способность повторять слова, в состоянии аффекта произносят це­лые фразы. У больных, знавших до болезни много языков, афатические расстройства обычно сильнее поражают язык, изученный позже.

Афазия может быть кортикальной, транскортикальной и субкорти­кальной. Кортикальная афазия вызывается очагом в корковых зонах речи.

При корковой моторной афазии наблюдается не только утрата спонтанной речи, но и нарушение повторения слышимых слов, чтения вслух, произвольного письма, письма под диктовку и даже пони­мания написанного (или напечатанного).

Транскортикальная моторная афазия отличается от корковой только тем, что при ней сохраняется способность повторять ■слышимые слова, а также возможность письма под диктовку.

Субкортикальная моторная афазия является чистой двигательной афазией — словесной немотой. При ней невозможна толь­ко произвольная речь, повторение слов и чтение вслух. Все остальные проявления речевой функции сохранены.

Корковаясенсорная афазия — наблюдается не только сло­весная глухота, т. е. утрата способности понимания чужой речи, но тя­жело расстраивается также произвольная речь (парафазии, логорея), произвольное письмо, невозможно повторение слышимых слов, чтение вслух и понимание письменного (или печатного) текста.

Транскортикальная сенсорная афазия отличается от кортикальной только тем, что больной сохраняет способность повторять услышанные слова, хотя их значения он не понимает.

Субкортикальная сенсорная афазия является чистой чувствительной афазией, словесной глухотой. Произвольная речь сохра­нена. Больной допускает парафазии, но сам поправляет себя. Он пишет, читает про себя и вслух. Невозможно только понимание речи, письмо под диктовку, повторение слов. Надо, однако, оговориться, что диффе­ренциальный диагноз афазий часто бывает очень затруднительным и от­личить легкую корковую афазию от транскортикальной или даже суб­кортикальной нередко бывает невозможно.

Также труден диагноз в случаях заметного улучшения афатических расстройств, когда корковая афазия значительно теряет в своей мас­сивности.

Больной апраксией разучивается пользоваться ножом и вилкой, шнуровать ботинки, завязывать галстук, по команде отдать честь и т. п. ■Слабоумия у этих больных нет. Они хорошо рассуждают, правильно ориентируются в окружающем, свободны от всяких бредовых высказы­ваний и галлюцинаций. Часто больные эти критически относятся к своим ошибочным действиям, но не умеют их исправить. Интенсивность апрак­тических расстройств может быть крайне различной. В тяжелых случаях больной совершенно беспомощен, так как он не может себя обслужить, не умеет даже удобно лечь в постели, укрыться одеялом. Но апрактиче­ские расстройства могут быть и едва намечены, касаться только некото­рых двигательных актов, узко ограниченных мышечных групп.

Различают идеаторную и идеомоторную апраксию. Боль­ной, страдающий идеаторной апраксией, напоминает очень рас­сеянного человека. Он как бы забыл, для какой цели и как могут быть использованы окружающие его предметы. Идеаторная апраксия касается всех частей тела. Больные апраксией этой группы хорошо повторяют

Идеомоторная апраксия у правшей наступает при поражении gurus supra- marginalis левой нижней теменной доль­ки (поле 40).

Агнозией (agnosia от греческих: а — отрицательная частица, gno- sis — знание) называют утрату способности узнавать знакомые предме­ты, знакомых людей, правильно ориентироваться в частях своего тела и т. д. при отсутствии психического расстройства. Об агнозии можно, конечно, говорить только тогда, когда проекционная чувствительная система не поражена. Существует много различных форм агнозии.

1. Оптическая агнозия. Больной видит предмет, но не узнает его по внешнему виду, при ощупывании же он быстро его определяет. Частным случаем оптической агнозии является алексия — непонимание напи­санных или напечатанных слов (вербальная алексия) и букв (литераль­ная алексия). Зрительная амузия — оптическая агнозия в отно­шении нотных знаков. Зрительная акалькулия — расстройство узнавания написанных или напечатанных цифр. Оптическая агнозия ча­ще всего бывает связана с очагом в левом gyrus angularis или в месте перехода этой извилины в затылочную (при поражении полей 18, 19, 39).

2. Слуховая агнозия. Больной не узнает предмета по характерному для него звуку или шуму, например тиканья часов, мяуканья кошки, лая собаки и т. д. Частным случаем слуховой агнозии является сенсорная афазия, отсутствие узнавания (понимания) речи. Слуховая агнозия — симптом поражения височной доли мозга.

3. Тактильная агнозия — невозможность узнавания предмета или отдельных свойств его при помощи осязания. Тактильную агнозию и астереогнозию связывают с очагами в левой теменной доле—в g. supra- marginalis и в верхней теменной извилине.

Г. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АФАЗИИ,

Предлагают больному выполнить какой-нибудь примитивный дви­гательный акт: открыть рот, закрыть глаза, поднять кверху руку, встать, сесть, чтобы выяснить, понимает ли он словесный приказ, чет ли у него сенсорной афазии. Наличие одновременно апраксии крайне затрудняет диагностику сенсорной афазии. В таких случаях больному рассказывают что-нибудь, что может вызвать у него определенную реак­цию: радость, слезы, смех, и следят, как он воспринимает рассказывае­мое. Исследуют, не утрачена ли у больного способность читать про себя

Для суждения о состоянии двигательной речи необходимы све­дения, характеризующие спонтанную речь, умение больного участ­вовать в беседе, читать стихи, считать, называть по порядку месяцы го­да, дни недели и т. д., называть окружающие предметы, повторять пред­ложения, слова, слоги, звуки, умение читать вслух, произвольно пи- с а т ь, списывать с книги, писать под диктовку.

Проверяют, насколько правильно больной понимает изображен­ное на картинках, верно ли воспринимает окружающие предметы, нет ли у него слуховой, оптической, тактильной агнозии, астереогнозии, хо­рошо ли он разбирается в схеме собственного тела, правильно ли он ука­зывает правую и левую стороны, правую руку, левое ухо, хорошо ли ориентируется в своих пальцах и т. д.

Для обнаружения апраксии больному предлагают совершить какое-нибудь выразительное движение, например, погрозить пальцем, поманить рукой, воспроизвести какое-нибудь действие на память, на­пример, показать, как плавают, как хлопают в ладоши, пишут, шьют и т. д., выполнить манипуляции с какими-нибудь предметами: закурить папиросу, запечатать письмо и т. д.; произвести простые движения, так называемые взаимные движения: положить руку себе на лоб, закинуть ногу на ногу, заложить руку за спину и т. д.; сложить фигуру из отдель­ных ее частей, решить конструктивные задачи с кубиками, спичками, бу­мажками и т. д.

Надо проверить, нет ли у больного сенсорной и моторной амузии: узнает ли он мелодию, может ли он правильно пропеть известную ему песню и повторить только что пропетое ему.

Наконец, необходимо выяснить, не нарушена ли у больного способ­ность считать, нет ли у него акалькулии.

  • Add to friends
  • RSS

BlondyStyle & etc

Слова напоминающие имена греческих богинь, не благосклонны в своем значении. Каждое из них обозначает дисфункцию связанною с поражением определенного участка головного мозга , в результате болезни, травмы или неправильного развития.

Афония— потеря звучности голоса при сохранении шепотности речи. Может быть следствием болезненных процессов голосовых связок, профессионального утомления голоса, у здоровых людей — при внезапных и сильных волнениях.

Афемия - в наст оящие время под афемией подразумевают расстройство речи, при котором исключительно страдает способность говорить и сохранены понимание речи, чтение и письмо.

Алексия — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. Нередко алексия сочетается с потерей способности писать (аграфией ) и нарушением речи (афазией).

Апраксия — нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела. Апраксии могут носить ограниченный характер, то есть нарушения движений могут проявляться для одной половины тела, одной конечности, мускулатуры лица (оральная апраксия), при поражении мозолистого тела характерна левосторонняя апраксия. Апраксии классифицируют как по локализации поражений головного мозга, так и по симптоматическому проявлению; комплекс симптомов зависит от функциональности поражённого участка мозга.

Агнозия — нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания. Агнозия является патологическим состоянием, возникающим при повреждении коры и ближайших подкорковых структур головного мозга, при асимметричном поражении возможны односторонние (пространственные) агнозии.

Агнозии связаны с поражением вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры головного мозга, ответственных за анализ и синтез информации, что ведёт к нарушению процесса распознавания комплексов стимулов и, соответственно, узнавания предметов и неадекватной реакции на предъявленные комплексы стимулов.

Например : зрительная агнозия — невозможность узнавать и определять информацию, поступающую через зрительный анализатор. Оптико-пространственные агнозии — расстройство определения различных параметров пространства.

Атакси́я — нарушение координации движений; одно из часто наблюдаемых расстройств моторики. Генетическое, нервно-мышечное заболевание. Сила в конечностях может быть сохранена полностью, однако движения становятся неловкими, неточными, нарушается их преемственность и последовательность, при стоянии и ходьбе.

Выделяют атаксию статическую (нарушение равновесия при стоянии) и атаксию динамическую (дискоординацию при движениях).

Причиной могут быть поражении мозжечка, поражении вестибулярного аппарата , поражении коры лобной или височно-затылочной области.

Афазия-нарушение речи,хар-ся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь,либо пользоваться словами для выражения мыслей.

Структура речи складывается из двух процессов: произнесения слов и восприятия речи. Нарушение процесса произнесения слов называется моторной(центр Брока задняя часть нижней лобной извилин), экспрессивной афазией, нарушение восприятия речи – импрессивной афазией( верх височн извилина центр Вернике).

Различают три формы нарушений экспрессивной речи, афферентная, эфферентная и

динамическая моторная афазия.

Эфферентная моторная афазия возникает при повреждении нижних отделов

премоторной зоны, области Брока, полей 44 и 45. В отличие от афферентной моторной афазии артикуляция не нарушена. Произнося хорошо отдельные речевые звуки, больной затрудняется в произнесении серии звуков либо фразы. Другой особенностью речи является так называемый телеграфный стиль: речь состоит в основном из существительных, содержит очень мало глаголов.

Динамическая моторная афазия возникает при поражениях префронтальных отделов,

области, находящейся кпереди от зоны Брока. Центральный дефект этой формы афазии –

нарушение активной продуктивной речи. При этом репродуктивная речь (повторная,

автоматизированная) сохранена. Больной не может активно высказать мысль, задать вопрос. При этом он хорошо артикулирует все звуки, повторяя отдельные слова и предложения,

правильно отвечает на вопросы.

Нарушения импрессивной речи проявляются двумя основными формами: сенсорной и

Сенсорная афазия возникает при повреждении области Вернике (поле 22). В основе

нарушения понимания речи лежит расстройство фонематического слуха.

Больной с сенсорной афазией не может повторить такие слоги, как„ба-па“, „та-да“, „са-за“, не воспринимая разницы между коррелирующими фонемами; не может сосчитать количество звуков в слове. Не понимая речи окружающих, больной все время стремится говорить. В речи его отмечаются литеральные (замена одного звука другим) и вербальные (замена одного слова другим, близким по звучанию либо значению) парафазии,искажения слов. В крайних случаях речь больного непонятна для окружающих, так как состоит из набора искаженных слов („словесный салат“).

Семантическая афазия возникает при повреждении третичных полей (39, 40) левого

Агнозия – отсутствие узнавания раздражений, поступающих как из окружающего мира,

так и из собственного организма при условии сохранения чувствительности и сознания. Бывает агнозия зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, тактильная и аутотопагнозия.

Предметная зрительная агнозия (двуполушарные, нередко обширные височно-затылочные очаги поражения). Характерны трудности узнавания реалистических изображений зрительно воспринимаемых предметов, контурных, осложненных дополнительными штрихами, пятнами и наложенных друг на друга.

Цветовая агнозия в сочетании с буквенной (левополушарные височно-затылочные

Зрительно-пространственная агнозия (преимущественно левополушарные

нижнетеменные и теменно-затылочные очаги поражения). Характерны трудности в

Слуховая агнозия (преимущественно очаговые поражения верхней височной извилины

справа). Характерны трудности узнавания предметных звуков (шорох сминаемой бумаги,

постукивание мелом по доске или ложечкой при помешивании чая в чашке, гудок паровоза идр.). При нерезкой речевой слуховой агнозии (поражение зоны Вернике) возникают трудностиузнавания звуков родной речи и тем самым понимания слышимой речи с отчуждением смысласлов и трудностями повторения.

Тактильно-кинестетическая агнозия, или астереогнозия (преимущественно

левополушарные теменные очаговые поражения). Характерны двусторонние трудности

узнавания путем ощупывания мелких предметов (ключ, пуговица, монета).

Агнозия на лица (правополушарные или преимущественно правополушарные

нижне затылочные очаговые поражения). Характерны трудности узнавания знакомых лиц, в том числе их фотографий.

Апраксия – нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его

элементарных движений. Возникает при очаговых поражениях коры полушарий большого мозга или проводящих путей мозолистого тела.

Так, выделяются апраксия позы и оральная апраксия при повреждении постцентральных отделов полушарий большого мозга, динамическая апраксия при повреждении премоторных отделов мозга, пространственная апраксия и конструктивная апраксия при повреждении нижней теменной дольки (поля 39, 40) и, наконец, лобная апраксия, возникающая при повреждении полюсов лобных долей мозга.

апраксия позы. Затруднено воспроизведение различных положений пальцев руки по заданному образцу. Такие же трудности больной испытывает, пытаясь, например, поместить язык между верхней губой и зубами – оральная апраксия.

динамическая апраксия затруднено выполнение серии движений (например, кулак – ладонь – ребро).

пространственная апраксия, которую можно выявить с помощью двуручных проб Хеда:больной путает фронтальную и сагиттальную плоскости, правую и левую стороны,затрудняется из отдельных частей построить геометрическую фигуру – треугольник, квадрат(конструктивная апраксия ). В грубых случаях пространственной апраксий больной неможет самостоятельно одеться (апраксия одевания), застелить постель, зажечь спичку,показать, как забивают гвозди молотком, как погрозить пальцем, как пригласить жестом, как помахать рукой при прощании.

Особой формой является апраксия левой руки, возникающая вследствие нарушений

проводящих путей мозолистого тела, в результате чего нервный импульс, формирующий задачу движения, не доходит до нижнетеменных отделов правого полушария. Это затрудняет выполнение нужного движения левой рукой при сохранении возможности выполнять движения правой рукой.

Распад целенаправленных движений и действий характеризует так называемую лобную

Апраксию


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.