Что такое детский неврологический массаж


Неврологический массаж грудничкам это особый курс приемов, который применяется в основном для решения проблем, связанных с неприродными рефлексами, патологическим тонусом мышц и прочими дисфункциями опорно-двигательного аппарата. С помощью этих комплексов можно решить даже такие сложные задачи как отклонения при ДЦП и подобных нарушениях.

Из-за узкой направленности и специфики этого вида массажа грудничкам, его рекомендуется делать только у специалиста. Ненужно доверять своего малыша неопытному врачу. Это в будущем может повлечь за собой ряд побочных эффектов.

Особенности выполнения неврологического массажа грудничкам

Манипуляции выполняются следующим образом:


  • Этот вид процедуры в первую очередь выделяется необходимостью решения одной проблемы, возникшей из-за нарушения деятельности нервной системы.
  • Направленность приемов на лечение сложных заболеваний, которые трудно осуществить в домашних условиях и без владения необходимыми навыками.
  • Этот вид массажа грудничкам требует изначального медицинского обследования, которое выполняется врачом-неврологом.
  • Из-за нарушения работы центральной нервной системы и влиянием ее на состояние опорно-двигательного аппарата, проблема со временем только усугубляется, поэтому к процедурам нужно прибегнуть как можно раньше.
  • Возраст, обеспечивающий успех манипуляционного воздействия, колеблется от нескольких недель и достигает одного года. Помните, что чем раньше вы займетесь дефектом, тем выше будет результат.

Массаж неврологический выполняют специалисты, опираясь на диагноз и рекомендации лечащего невролога. Воздействуя манипуляционными приемами на область около позвоночника, где проходят пучки нервных волокон, стимулируется деятельность органов и мышц, которые относятся к той или иной зоне.

При нарушениях двигательной активности рук или ног, процедура выполняется на всей конечности, либо ее части. Также неврологический массаж проводится еще и локально. Специалист прорабатывает мышцы, повышая их эластичность и нормализуя их тонус. При комплексном проведении таких мероприятий результат закрепляется, и в большинстве случаев проблема уходит почти полностью.

Противопоказания для неврологического массажа грудничкам

К основным противопоказаниям можно отнести:

  • Первой причиной отказаться от манипуляционных приемов является проблема с сердцем.
  • Если у вашего малыша есть открытые ранки, высыпания или любые другие повреждения кожных покровов, то от таких процедур лучше тоже отказаться.
  • Высокая температура, респираторные болезни и прочие инфекции также являются противопоказанием для неврологического массажа грудничкам.
  • Любые отклонения в здоровье малыша, из-за которых ваш лечащий врач запретил проводить массаж, являются основной причиной отказаться от этого вида процедур.

Помните, что только своевременная помощь даст должный результат. Не затягивайте с лечением вашего ребенка и будьте здоровы.


Особенности данного вида массажа будут зависеть от задач, которые надо решить. Но есть общие особенности, это воздействие массажными приёмами на области с наибольшим скоплением нервных волокон, проекции крупных нервных стволов, позвоночный симпатический ствол, места выхода спиномозговых нервов из позвоночника, места выхода черепно-мозговых нервов из полости черепа, различные рефлекторные зоны и точки, также к процедуре неврологического массажа грудничкам можно отнести рефлекторные упражнения.

Условия для проведения неврологического массажа, которые желательно соблюдать, и которые могут в совокупности с профессионализмом массажиста оказать полезное влияние, это режим ребенка. Казалось бы, но это очень актуально для детей до 1 года. Желание ребенка есть или спать, даже если ребенок не плачет на массаже, будет действовать раздражающе и рефлекторно возбудит всю нервную и мышечную систему. Ну конечно же не желательны другие раздражающие факторы: боль, шум, и т.д.

Детский массаж в неврологии ребенка играет очень важную роль в восстановлении работы нервных волокон, запуске необходимых для развития ребенка процессов, стабилизации процессов торможения и возбуждения, а следовтельно нормализации тонуса мышц и т.д. Массаж детям до 1 года при неврологии будет иметь наибольшую пользу, благодаря тому, что у детей еще не успевают сформироваться и укрепиться патологические позы и рефлексы. Т.е. для грудничков очень важен фактор времени при проведении неврологического массажа.

Таким образом можно сказать, что массажист работающий с ребенком должен хорошо разбираться в таких процессах, как иннервация. Но это классический пример, бывают ситуации, когда, сколько и как не массируй, спастика не уходит, но такое возможно при физических изменениях в самом головном мозге.


Какой будет результат?

Мы можем гарантировать добросовестную работу, результат которой конечно же будет. Насколько больших результатов можно добиться неврологическим массажем можно предположить только основываясь на предыдущем опыте, когорого у наших специалистов предостаточно. 100% излечение от некоторых болезней гарантировать конечно нельзя, но основываясь на статистике общей или чаще своей наработанной, можно примерно сказать результат.

Сколько надо делать процедур, курсов?

В случве лечебного неврологического массажа ребенку сеансов и курсов бывает больше чем в случае общеукрепляющего массажа. Самый плотный график массажа это две недели делать потом две недели отдыхать потом опять повторять. Если стандартно в случае общеукрепляющего массажа делается 10 процедур за курс, лечебный неврологический массаж ребенку может состоять из 15, а иногда из 20 процедур и от 1 до нескольких курсов.

Сколько длится неврологический массаж?

Длительность процедуры неврологического массажа также зависить будет от возраста ребенка, его физического состояния, интенсивности воздействия массажем или упражнениями. Если очень приблизительно, то это от 30 минут, до 1,5 часов. Грудничкам неврологический массаж конечно укладывается в пределах 50-60 минут.

Подобрать детского массажиста для ребенка с неврологией

Детский неврологический массаж должны проводить только сертифицированные массажисты, прошедшие специальное обучение, и имеющие опыт и медицинскую лицензию в этой сфере. Если вы в поисках профессионального детского массажиста для ребенка с неврологией, звоните в центр “Счастливый малыш” , у нас все специалисты проверенные, и тщательно подобранные. Детский массажист нашего центра может предоставить весь набор документов при первом посещении.

  1. Массаж гиперактивным детям
  2. Ребенок не подтягивается за ручки
  3. Можно ли делать массаж грудничку?
  4. Ребёнок плачет во время массажа
  5. Привычный поворот головы у грудничка

Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?

Лечебная гимнастика является одним из основных методов лечения двигательных нарушений у детей. Физические упражнения улучшают обмен веществ и трофику скелетных мышц, стимулируют рост мышцы и нервно-мышечную проводимость. Под их влиянием улучшаются функции внешнего и тканевого дыхания, кровообращения, общее физическое развитие, адаптационные возможности организма.

Физические упражнения для детей раннего возраста делятся на пассивные, рефлекторные и активные. Использование того или иного вида гимнастических упражнений зависит от возраста ребенка и характера патологии. У детей первых месяцев жизни применяются главным образом пассивные упражнения, которые выполняются методистом, медсестрой, родителями. С их помощью вырабатывается устойчивая взаимосвязь между центральным отделом двигательного анализатора и определенной группой мышц.

Многократное повторение движения из одинакового исходного положения приводит к выработке двигательного стереотипа и автоматизации двигательного навыка. Эти автоматизмы в дальнейшем играют важную роль при развитии произвольной двигательной активности. При пассивных упражнениях в движение включаются попеременно все суставы. Упражнения производятся в медленном или среднем темпе с соблюдением физиологического направления и объема движений в суставе, чтобы не вызвать отрицательной реакции ребенка.

Рефлекторные гимнастические упражнения основаны на включении в движение определенных групп мышц при вызывании врожденных безусловных рефлексов. Эти упражнения применяются в первые 3—4 мес жизни, когда примитивные рефлекторные механизмы еще не редуцировались. Хватательный рефлекс используют для стимуляции мышц кисти, рефлекторное ползание — при слабости мышц нижних конечностей, рефлекс Таланта — для укрепления мышц спины, рефлекс опоры — для тренировки вертикальной установки тела. Следует помнить, что рефлекторные гимнастические упражнения нельзя проводить при активизации безусловных рефлексов у детей в ранней стадии церебрального паралича. Активные упражнения подразумевают включение ребенка в выполнение произвольных движений, что стимулируется игрушкой, словесной инструкцией.

В связи с тем что при большинстве неврологических нарушений имеется задержка психо-моторного развития, важное значение приобретают методы лечебной гимнастики, направленные на тренировку развития возрастных статических и локомоторных функций.


При задержках развития у детей последовательно вырабатывают цепные рефлексы в различных положениях. Наиболее важным для стимуляции цепного симметричного рефлекса является положение на животе, в котором тренируют установочный рефлекс на голову, приподнимание головы с опорой на предплечья, затем на вытянутые руки, вставание на четвереньки и реципрокное ползание. Из положения на спине вырабатывают умение приподнимать голову и верхнюю часть туловища при тракции за руки или за плечевой пояс, повороты на бок и на живот, вначале блоком, а затем с торсией, возможность сесть. В наклонно-боковом положении стимулируют асимметричный цепной рефлекс и тренируют удержание головы и реакции равновесия. В вертикальном положении вырабатывают готовность к стоянию и развивают навык ходьбы.

В комплексе лечебной гимнастики особое внимание следует уделить развитию хватательной функции рук. Тренируют супинацию и пронацию, захватывание игрушек в положении на спине, на животе, сидя, одной или двумя руками. Формирующаяся при этом зрительно-моторная координация является фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.

Наряду с упражнениями, проводимыми методистами лечебной гимнастики, для развития возрастных двигательных навыков при задержке развития можно использовать специальные приспособления, в которых ребенок находится в период бодрствования. Прыгалки способствуют развитию вертикальной установки туловища, опорной функции ног, реакций равновесия. С помощью прыгалок, двигающихся по рельсу, можно тренировать навык ходьбы. Опорную функцию ног и стояние тренируют, фиксируя ребенка к специальному вертикальному приспособлению. Для формирования реакций равновесия используют качели, наклонные плоскости и различные качалки. Положительные эмоциональные реакции, испытываемые ребенком во время таких упражнений, побуждают его к двигательной активности и способствуют психическому развитию.

При задержках развития у детей раннего возраста лечебная гимнастика проводится в сочетании с массажем. Массаж улучшает крово- и лимфообращение, увеличивает массу мышц, повышает тканевой обмен, рефлекторно воздействует на нервную систему и внутренние органы, повышает адаптационные функции организма. Поглаживания, растирания, разминания и поколачивания отдельных частей тела производят в направлении тока лимфы. Правильно выполненный массаж успокаивающе действует на ребенка, создает радостное настроение, побуждает его к активности.

При периферических парезах различной этиологии (полиомиелит, акушерские парезы, инфекционные невриты) в лечебной гимнастике используют методические приемы, обеспечивающие повышение тонуса и максимальное включение ослабленных мышц в произвольные двигательные акты. Пассивные движения способствуют восстановлению функции пораженных мышц, растяжению укороченных мышц-антагонистов. Их производят в направлении функции парализованной мышцы. Пассивные движения можно сопровождать легкой вибрацией.
Возникающие при этом кинестетические раздражения активизируют спинальные рефлексы.

При восстановлении функции в паретичной мышце стимулируют активные движения. Вначале упражнения проводят в облегченном положении. Облегчение движений для отдельных сегментов конечности может быть достигнуто в воде, на плоскости, подбором специальных упражнений.

Для улучшения функции пораженных групп мышц при периферических парезах показано применение стимулирующих методов массажа (разминание, растирание, поколачивание, похлопывание, точечный массаж). Мышцы-антагонисты, находящиеся в состоянии ретракции, расслабляют путем легкого растяжения, потряхивания, перетирания, поглаживания.

При прогрессирующих нервно-мышечных заболеваниях лечебную гимнастику и массаж проводят дозированно, избегая переутомления мышц. В комплекс лечебных упражнений включают пассивные и активные движения, дыхательную гимнастику. Занятия с больными при прогрессирующих нервно-мышечных заболеваниях целесообразно проводить в бассейне или ванне.

При детских церебральных параличах используют приемы лечебной гимнастики, направленные на стимуляцию возрастных двигательных навыков (а не отдельных групп мышц) и торможение патологической тонической рефлекторной активности. Торможение тонических шейных и лабиринтного рефлексов достигается путем использования рефлексзапрещающих позиций, в которых нормализуется мышечный тонус и облегчаются произвольные движения.

Для расслабления спастических мышц применяют точечный массаж. Постепенное изменение интенсивности вращательных движений с ослаблением давления до нуля при сравнительно длительном воздействии на определенные точки приводит к снижению мышечного тонуса. Точечный массаж может применяться перед лечебной гимнастикой с расчетом на его последействие. Для укрепления мышц спины, живота, ягодиц используют общий стимулирующий массаж.

Наряду с индивидуальными занятиями у детей раннего возраста при лечебной гимнастике широко используют групповые методы с активным включением игровых элементов.



Нейро-ортопедический и неврологический детский массаж, созданный Эдуардом Самигуллиным, имеющим 26-летнюю практику, опыт успешного лечения тысячи детей, страдающих тяжелейшими неврологическими, ортопедическими, психическими заболеваниями, объединяет достижения советского, российского массажа, основанного на исследованиях физиологов, западной школы терапевтического массажа и, конечно, восточной школы массажа, имеющей глубокие философские корни.

В России массаж начали пропагандировать ещё в XVIII в.. Большая заслуга в распространении массажа принадлежит И. В. Заблудовскому; предложенная им техника массажа сохранила свое значение и в наши дни. Основоположниками лечебного и спортивного массажа в нашей стране можно назвать А. Е. Щербака, А. Ф. Вербова, И. М. Саркизова-Серазини и др. В Советском Союзе массаж применяли практически во всех лечебных и оздоровительных учреждениях, техника советской школы была основана и развивалась на исследованиях советских физиологов и строилась с учетом клинико-физиологических, а не анатомо-топографических принципов, являлась и является эффективным средством лечения, восстановления работоспособности, снятия усталости, а главное — служит для предупреждения и профилактики заболеваний, будучи активным средством оздоровления организма.





Лечебный нейро-ортопедический и неврологический детский массаж Эдуарда Самигуллина является уникальным методом при лечении таких заболеваний как ДЦП, ПЭП (перинатальная энцефалопатия), органические поражения ЦНС, ПНС, гипоксия, родовая травма, кривошея, косолапость, дисплазия тазо-бедренных суставов, сколиоз, нарушение осанки, задержка умственного развития, задержка речевого развития, энурез и другие заболевания опорно-двигательного аппарата, и заболевания, связанные с поражением центральной и периферической нервной системы. Этот метод профилактики и лечения способствует физическому, психическому и интеллектуальному развитию ребёнка, улучшает работу всех органов и систем (кровеносной системы, костной системы, обмен веществ, иммунной системы и др.). За 26 лет практической деятельности несколько тысяч детей не только из разных городов России (Уфа, Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Ижевск, Анапа и др.), но и других стран (США, Казахстан, Германия, Украина, Оман и др.) обрели целостность и здоровье организма благодаря этому методу лечения.



Хотелось бы дать несколько советов тем, кто проходит или планирует проходить лечение с помощью детского массажа:

1. Помните, что массаж является сильнейшим методом воздействия на ваш организм, это лечебное мероприятие, поэтому осуществлять его может только квалифицированный врач. Лечебный детский массаж имеет право выполнять только медицинский работник.

2. Не следует недооценивать значение детского массажа, ведь он является самостоятельным методом лечения и может помочь избавиться от множества не только соматических, но и неврологических заболеваний.

3. При лечении заболеваний необходим комплексный подход, совмещающий детский массаж с медикаментозным лечением, а также комплексом других лечебных процедур.

4. Самый эффективный детский массаж – это массаж, проведённый в условиях клиники, под контролем врачей и всего медицинского персонала. Эффект от массажа, проведённого в домашних условиях, не будет столь очевидным.

5. Детский массаж следует выполнять неоднократно, курсами, количество которых определяется состоянием ребёнка и назначается нашим невропатологом, владеющим всей совокупностью знаний об эффективности данной методики.

6. Проверьте, не относится ли ваш ребёнок к группе риска (это указывается в карточке беременной, а также в роддоме, к группе риска относятся следующие факторы – срочные роды, недоношенность, затяжные или, напротив, стремительные роды, несовместимость матери и ребёнка, пониженный гемоглобин, токсикоз инфекционные, простудные заболевания у матери во время беременности и др.) . Эти факторы являются сигналом к тому, чтобы обратиться к врачу-невропатологу. Если лечить ребёнка с первого месяца жизни, вероятнее всего, что к одному году он станет здоровым.

Массаж и лечебная гимнастика для детей с нарушениями функций центральной нервной системы

Функциональные нарушения центральной нервной системы – довольно частая патология детей раннего возраста. Она проявляется в нарушении мышечного тонуса, поэтому за ребенком после рождения нужно пристально наблюдать, чтобы как можно раньше заметить недостатки двигательных навыков и психических реакций. Чтобы выявить неврологическую патологию, нужно оценить тонус мышц ребенка.

Например, вашему малышу исполнилось 3–4 месяца. Разденьте его и положите на живот на столике для пеленания. Здоровым детям это положение очень нравится, они уже умеют в течение нескольких минут удерживать голову и поворачивать ее в стороны.

При этом их ручки опираются на вытянутые вперед предплечья, кулачки уже сжаты не так плотно, а большие пальцы свободны.

Грудь слегка приподнимается над поверхностью стола, а бедра и живот плотно к ней прижаты. Голени приподняты, бедра разведены в стороны, туловище лежит прямо. В последнем стоит еще раз убедиться, мысленно проведя линию от центра затылка до ягодичной складки.

У детей с выраженными нарушениями тонуса мышц эта воображаемая линия смещается в одну из сторон, что приводит к асимметричному положению головы и туловища. Выпрямите ноги малыша и проверьте симметрию подколенных и ягодичных складок.

Помните: здоровый во всех отношениях малыш умеет поворачивать голову как влево, так и вправо, не отдавая предпочтения ни одной из сторон. Его голени сгибаются свободно, при этом ему не нужно отрывать бедра от поверхности стола.

Понаблюдайте за ребенком в положении на спине. Для начала убедитесь в том, что ваш малыш смотрит на вас с улыбкой. Его голова находится на воображаемой средней линии, он свободно может повернуть ее в любую сторону. Руки малыша уже свободны, поэтому он много времени проводит, рассматривая их, засовывая в рот и играя ими. Туловище ребенка прямое: еще раз убедитесь в этом, мысленно проведя линию от носа к области паха через подбородок, центр грудной клетки и пупок.

Правая и левая стороны туловища должны быть полностью симметричными, ноги – согнутыми в коленях, а бедра – разведенными в стороны. В том случае, если в положении головы и туловища наблюдается асимметрия, необходимо срочно обратиться к детскому невропатологу или педиатру.

На 6–7 месяце жизни также нужно оценить развитие малыша. Для этого разденьте его, положите на живот и в первую очередь обратите внимание на то, как он опирается на вытянутые руки: к этому возрасту кисть должна быть уже полностью раскрыта. Голова поворачивается свободно в любую сторону, грудь приподнимается над столом, а бедра и живот прижаты к нему. Ноги раздвинуты, голени свободно подняты, колени согнуты. Если посмотреть сверху, позвоночник ребенка занимает центральное положение и не отклоняется ни влево, ни вправо.

В положении лежа на спине малыш начинает играть ногами и руками, его движения согласованные и целенаправленные. Голова находится точно по центру плеч и с легкостью наклоняется вперед. Ребенок в этом возрасте умеет самостоятельно переворачиваться со спины на живот и садиться. Обратите особое внимание на спину малыша, когда он сидит: в этом положении она должна быть идеально прямой.

В возрасте 9–10 месяцев ребенок умеет стоять на четвереньках, опираясь на колени и ладони. Его руки при этом выпрямлены, кисти полностью раскрыты, причем в этом положении малыш уже может опираться на одну руку. Движения головы свободные, ноги согнуты в коленях, бедра, грудь и живот приподняты, стопы опираются о поверхность стола своей тыльной поверхностью.

В этом возрасте ребенок ползает на четвереньках как вперед, так и назад, при этом он свободно переносит вес своего тела с рук на ноги. Возможно, ваш ребенок уже умеет стоять, держась при этом за опору, поэтому важно следить за тем, чтобы он ставил стопы правильно и не поднимался на носки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Одну из главных ролей в лечении у детей разнообразных неврологических отклонений занимает детский массаж при неврозе. Он дает положительный эффект в комплексе с терапией и лечебной физкультурой, которые прописывает специалист. В зависимости от вида неврологического отклонения назначается определенная техника массажа.


Симптомы неврозов у детей:

  • плохой аппетит;
  • заикание;
  • тошнота;
  • анорексия (развивается, когда родители насильно заставляют ребенка съедать что-либо, перекармливаю его при этом);
  • апатия;
  • недержание мочи в ночной период времени (наказания со стороны родителей усугубляют ситуацию в худшую сторону);
  • плаксивость;
  • головная боль;
  • невротические тики (в большинстве случаев встречаются у мальчиков, сопровождаются постоянным желанием тереть глаза или мигать, покашливать, обкусывать ногти, сосать пальцы);
  • повышенная потливость;
  • обидчивость;
  • колебания артериального давления;
  • втягивание живота;
  • хмыканье;
  • поднимание бровей.

Причины неврозов:

  • беспокойство женщины во время беременности, вследствие чего мозг ребенка не получает достаточное количество кислорода;
  • недостаток материнской заботы и любви у ребенка до 1 года;
  • стремление родителей, чтобы дети не имели своего мнения и во всем подчинялись только им;
  • недостаток общения родителей с ребенком;
  • частые конфликты в семье;
  • развод родителей;
  • умственные перенапряжения;
  • неблагоприятные методы воспитания со стороны родителей;
  • ситуации, травмирующие детскую психику;
  • наследственная предрасположенность.

Техника выполнения массажа при неврозе у новорожденного:

  1. Выполнять процедуру легкими движениями, без резких рывков: на руках — от пальцев к плечевому суставу, в грудной области — снизу и подниматься вверх, живот следует массажировать по часовой стрелке, на нижних конечностях — подниматься от ступней к бедрам, спину разминать снизу-вверх.
  2. Вдоль позвоночника использовать прием растирания ребром ладони.
  3. В комплекс входит также постукивание подушечками пальцев по спине и потряхивание всех конечностей.

Каждый прием выполнять в течение 5 минут.

Массаж при неврозах

Когда больной получает сеансы массажа, его состояние постепенно начинает улучшаться, при этом он чувствует успокоение и появляются положительные эмоции. Массаж благоприятно воздействует на кровообращение ребенка, снимает гипертонус мышц. Улучшает метаболизм и обменные процессы в организме. При неврологических отклонениях в большинстве случаев массаж делают при неярком освещении, включают спокойную медитативную музыку. Больной максимально расслабляется, напряжение проходит. Массаж при неврозах принято выполнять в такой последовательности:

  • первая зона, которую массируют — воротниковая;
  • второй зоной является спина;
  • затем выполняют массаж нижних конечностей;
  • четвертая зона — грудная клетка;
  • заключительной областью считается живот и руки.

При массаже выполняется техника поглаживания. Категорически запрещены поколачивания и пощипывания, необходимо, чтобы руки массажиста плавно скользили по телу пациента и не приносили боль. Для массажа применяют эфирное масло или специальный крем. Чтобы максимально расслабить человека, принято в помещении включать цветомузыку. При истерии самым эффективным является массаж воротниковой зоны. Сюда относятся такие приемы:

  • поглаживание: массаж проходит от плечевого сустава к седьмому шейному позвонку, вниз вдоль позвоночника до нижней грани лопатки, затем к плечевому суставу вперед до центра грудины и опять вернуться к плечевым суставам;
  • штрихование на лопатках;
  • строгание от грудины к плечевому суставу;
  • пиление от нижнего края левой лопатки к нижнему краю правой лопатки;
  • отжимание на лопатках с фиксацией грудного отдела;
  • надавливание первыми пальцами вдоль лопаток, подушечками четырех пальцев вдоль позвоночного столба и ладонью по позвоночнику;
  • растирание и разминание седьмого шейного позвонка, надплечья и шейного отдела позвоночника.
  • вибрация.

Противопоказания для проведения лечебного детского массажа:

  • лихорадка;
  • наличие воспалительных процессов;
  • инфекционные заболевания кожи;
  • тромбы;
  • кровотечения;
  • болезни крови;
  • увеличение лимфатических узлов.

Продолжительность массажа составляет 20-30 минут каждый день. Курс длится от 10 до 15 сеансов. После массажа можно дать пациенту кислородный коктейль, который содержит много полезных микроэлементов.

Сочетание массажа с различными методами лечения

Чтобы подготовить тело к массажному сеансу, рекомендуется тщательно его прогреть. Можно принять горячую ванну с добавлением соли или лечебных трав. Такая процедура уменьшит болезненность и выведет из организма токсины. В современной медицине, кроме массажа, назначают песочную терапию, когда ребенок строит из песка различные фигуры, тем самым отвлекаясь от навязчивых мыслей и страхов. Также популярность набирает арт — терапия, когда ребенок может раскрашивать карандашами и красками узоры, рисовать свои желания. Не менее известна танцевальная терапия, во время которой ребенок выплескивает свою боль и негативные эмоции.

При лечении невроза назначают лекарственные и гомеопатические препараты. Лишним никогда не будет использование народных средств. Например, можно приготовить целебный настой из зерен овса. Для этого необходимо взять 500 г овса, промыть его под холодной водой, залить и поставить на слабый огонь до полной готовности.


Затем следует процедить через марлю, добавить две чайные ложки и принимать полученную смесь по 200 мл. Одним из эффективных рецептов является использование в равных пропорциях корня валерианы, цветков фиалки, пустырника, мелиссы и мяты. Еще можно добавить цветки календулы и боярышника.

При нарушениях сна можно приготовить ребенку настой плодов укропа. Следует взять столовую ложку укропа и залить 500 мл кипяченой воды, затем процедить и пить по половине стакана при сильно возбужденном нервном состоянии. Ребенку следует засыпать в одно и то же время. Полезно прогуляться и подышать свежим воздухом перед сном. Перед сном принять теплую ванну, чтобы расслабиться. Не лишними будут активный отдых на природе и занятия спортом.

Одним из важных факторов во время курса лечения является становление в семье благоприятной среды с отсутствием ссор. Ребенку необходимы радостные события, смех, веселое времяпрепровождение с родителями, ощущение любви и заботы. Родители должны максимально уделять внимание чаду, не повышать на него голос, вести себя с ним спокойно и уравновешенно, хвалить, но не переусердствовать.

При неврозах рекомендуется посетить детского психолога, он посоветует родителям, как правильно общаться со своими ребенком, что нужно делать, а что лучше забыть навсегда. Также психолог порекомендует лечение дельфинотерапией. При неврологических отклонениях полезно лечение ароматами. Для этого используют лаванду, которая снимает напряжение и усталость, шалфей или миндальное масло, которые укрепят нервную систему.

При тике лица назначают точечный массаж. Благодаря надавливанию и прокручиванию определенных точек на лице ребенка, мышцы расслабляются. Курс такого массажа состоит из 10 сеансов.

Чтобы невроз не перерос в более тяжелые формы

Чтобы невроз не перерос в более тяжелые формы, такие как истерика, депрессия, всевозможные фобии, необходимо с самого раннего детства внимательно наблюдать за самочувствием ребенка, контролировать его привычки, наладить рациональное питание с употреблением преимущественно овощей, фруктов, круп, исключить газированные напитки, консервированные и маринованные продукты, сладости есть в умеренном количестве.

Не следует заниматься самолечением и самостоятельно практиковать техники массажа. Комплекс должен быть прописан врачом в соответствии с видом заболевания и при обследовании ребенка.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.