Что такое индукция нервных процессов

закономерные взаимоотношения между двумя основными нервными процессами – возбуждением и торможением, выражающиеся в том, что возникновение одного из них вызывает развитие другого, противоположного. Тдк, в случае возникновения в какой-либо участке ЦНС очага возбуждения (достаточно концентрированного) на его периферии возникает процесс торможения, и наоборот. Одновременное существование двух очагов противоположного функционального состояния (возбудительного и тормозного), из которых один возникает под влиянием другого, носит название одновременной (симультанной) И.н.п. Одновременная И.н.п. может быть положительной и отрицательной. Положительной И.н.п. называется возникновение состояния повышенной возбудимости или возбуждения под влиянием первично возникшего очага торможения. Возникновение тормозного состояния под влиянием первично возникшего очага возбуждения носит название отрицательной И.н.п. Явление одновременной И.н.п. имеет место как в низших, так и в высших отделах ЦНС. В низших отделах (в спинном мозге) оно проявляется в виде т.н. реципрокных отношений мышц-ан – тагонистов: возбуждение мышц-сгибателей сопровождается торможением (расслаблением) мышц-разгибателей, и наоборот. Одновременная И.н.п. в высших отделах нервной системы является физиологической основой ряда сложных психических процессов. Так, процесс внимания связан с возникновением концентрированного очага возбуждения в определенных участках коры головного мозга при одновременном торможении других ее участков, окружающих этот очаг (отрицательная И.). В силу этого посторонние внешние раздражения (напр., негромкие звуки, доносящиеся во время рассказа учителя с улицы, из коридора и т.д.) не воспринимаются уч-ся или воспринимаются недостаточно ясно. Чем концентрированнее и интенсивнее очаг возбуждения, тем сильнее индукционное торможение на периферии и тем устойчивее внимание. При недостаточно концентрированном и интенсивном возбуждении внешние раздражители (также по закону отрицательной И.н.п.) будут тормозящим образом действовать на первично возникший очаг возбуждения, нарушая сосредоточение.

Кроме одновременной И.н.п. имеет место также последовательная (сукцессивная) И.н.п., т.е. последовательная смена противоположных нервных процессов в одних и тех же кортикальных элементах. Если в определенном пункте коры головного мозга известное время существовало торможение, то оно затем сменяется возбуждением, и наоборот. Напр., торможение двигательного анализатора в течение урока сменяется затем его возбуждением, проявляющимся нередко в большой двигательной активности школьников во время перемен. Это обстоятельство вызывает необходимость организации соответствующего отдыха учеников во время перемен.

Резкое ограничение двигательной активности в это время может способствовать усилению тормозного состояния в двигательном анализаторе с последующей иррадиацией торможения или возникновению вспышек двигательной активности в течение следующего урока. Оба явления окажутся помехой в усвоении учебного материала, излишняя двигательная активность уч-ся во время перемены может повлечь за собой широкую иррадиацию возбудительного процесса, в результате чего неизбежно пострадает начальная часть следующего за переменой урока. Очевидно, наиболее целесообразны те мероприятия, которые направлены на известное регулирование поведения в течение перемены. Не ограничивая двигательной активности в начале перемены, следует к концу перерыва вводить некоторые ограничения, препятствующие нарастанию интенсивности возбуждения и его иррадиации.

Примером последовательной И.н.п. (самоиндукции, как ее называл И.П. Павлов) может служить бодрость, повышение тонуса коры головного мозга после сна, представляющего собой разлитое торможение.

Расстановка ударений: ИНДУ`КЦИЯ НЕ`РВНЫХ ПРОЦЕ`ССОВ

ИНДУКЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ - закономерные взаимоотношения между двумя осн. нервными процессами - возбуждением и торможением, выражающиеся в том, что возникновение одного из них вызывает развитие другого, противоположного. Так, в случае возникновения в к.-л. участке центральной нервной системы очага возбуждения (достаточно концентрированного) на его периферии возникает процесс торможения и наоборот. Одновременное существование двух очагов противоположного функционального состояния (возбудительного и тормозного), из к-рых один возникает под влиянием другого, носит назв. одновременной (симультанной) И. н. п. Одновременная И. н. п. может быть положительной и отрицательной. Положительной И. н. п. наз. возникновение состояния повышенной возбудимости или возбуждения иод влиянием первично возникшего очага торможения. Возникновение тормозного состояния под влиянием первично возникшего очага возбуждения носит назв. отрицательной И. н. п. Явление одновременной И. н. п. имеет место как в низших, так и в высших отделах центральной нервной системы. В низших отделах (спинном мозгу) оно проявляется в виде т. н. реципрокных отношений мышц антагонистов: возбуждение мышц сгибателей сопровождается торможением (расслаблением) мышц разгибателей и наоборот. Одновременная И. н. п. в высших отделах нервной системы является физиологич. основой ряда сложных психич. процессов. Так, процесс внимания связан с возникновением концентрированного очага возбуждения в определённых участках коры головного мозга при одновременном торможении других её участков, окружающих этот очаг (отрицательная И.). В силу этого посторонние внешние раздражения (напр., негромкие звуки, доносящиеся во время рассказа учителя с улицы, из коридора и т. д.) не воспринимаются уч-ся или воспринимаются недостаточно ясно. Чем концентрированнее и интенсивнее очаг возбуждения, тем сильнее индукционное торможение на периферии и тем устойчивее внимание. При недостаточно концентрированном и интенсивном возбуждении внешние раздражители (также по закону отрицательной И. н. п.) будут тормозящим образом действовать на первично возникший очаг возбуждения, нарушая сосредоточение.

Кроме одновременной И. н. п., имеет место также последовательная (сукцессивная) И. н. п., т. е. последовательная смена противоположных нервных процессов в одних и тех же кортикальных элементах. Если в определённом пункте коры головного мозга известное время существовало торможение, то оно затем сменяется возбуждением, и наоборот. Напр., торможение двигательного анализатора в течение урока сменяется затем его возбуждением, проявляющимся нередко в большой двигательной активности школьников во время перемен. Это обстоятельство вызывает необходимость организации соответствующего отдыха учеников во время перемен. Резкое ограничение двигательной активности в это время может способствовать усилению тормозного состояния в двигательном анализаторе с последующей иррадиацией торможения или возникновению вспышек двигательной активности в течение след. урока. Оба явления окажутся помехой в усвоении уч. материала. С другой стороны, излишняя двигательная активность школьников во время перемены может повлечь за собой широкую иррадиацию возбудительного процесса, в результате чего неизбежно пострадает начальная часть следующего за переменой урока. Очевидно наиболее целесообразны те мероприятия, к-рые направлены на известное регулирование поведения учеников в течение перемены. Не ограничивая двигательной активности в начале перемены, следует к концу перерыва вводить нек-рые ограничения, препятствующие нарастанию интенсивности возбуждения и его иррадиации.

Примером последовательной И. н. п. (самоиндукции, как её называл И. П. Павлов) может служить также бодрость, повышение тонуса коры головного мозга после сна, представляющего собой разлитое торможение коры.

Э. Г. Вацуро. Ленинград.

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1965. - 912 с. с илл., 5 л. илл.

Взаимная индукция нервных процессов. До сих пор шла речь о возбуждении и торможении как о процессах, взаимно ограничивающих, как бы исключающих друг друга. Однако оказалось, что они могут благодаря взаимоиндукционным отношениям и усиливать друг друга. Понятие об индукции заимствовано из физики. Например, если человек некоторое время смотрит на светлое пятно на темном фоне, а затем только на темный фон, то он видит светлый фон и на нем черное пятно. Этот процесс был назван контрастностью последовательного образа или последовательной индукцией. Явление индукции было обнаружено Н.Е. Введенским при исследовании возбуждения и торможения в спинном мозге; оказалось, что нервные процессы могут усиливать друг друга. Вскоре этот же феномен наблюдал Ч. Шеррингтон, назвав его правилом реципрокных отношений.

Отрицательная индукция в условно-рефлекторном процессе была обнаружена впервые в 1907 г. сотрудником лаборатории Павлова К.Н. Кржышковским. Он пытался разрушить условный тормоз к слюнному оборонительному рефлексу путем чередования оборонительного сигнала и условно-тормозной комбинации раздражителей, сопровождая последнюю вливанием в рот раствора соляной кислоты. Условный тормоз разрушился только после того, как его перестали чередовать с положительным раздражителем и начали применять подряд. Позже В. В. Строганов в лаборатории Павлова повторил эти опыты и показал, что если условно-тормозная комбинация или дифференцировочный раздражитель чередуются с положительным раздражителем, то устранение их сигнальных значений дается с трудом. В данном случае дифференцировка и условный тормоз усиливаются положительным раздражителем по принципу отрицательной индукции.

Обе фазы индукции могут иметь две формы: одновременную (симультанную) и последовательную (сукцессивную). Положительная индукция зависит от степени иррадиации и концентрации. Эти процессы фазовые, непосредственно переходящие один в другой.

Электрофизиологические корреляты взаимной индукции нервных процессов особенно четко проявляются на примере отрицательной индукции. Так, если в слуховом анализаторе кошки, в различных его звеньях (кохлеарные ядра, внутреннее коленчатое тело, слуховая кора) регистрировать вызванные ответы на щелчки, а затем отвлечь внимание животного от действия звукового стимула каким- либо посторонним раздражителем (например, показать мышь), то амплитуда ответов на щелчки значительно уменьшается.

Следует иметь в виду, что взаимная индукция процессов возбуждения и торможения, как и сами эти процессы, на клеточном уровне и на системном уровне не идентичны. Связать процессы, протекающие в отдельных клетках с процессами, охватывающими большие клеточные популяции, — одна из наиболее актуальных задач современной науки о мозге.

Описанные явления иррадиации, концентрации и взаимной индукции нервных процессов являются общими у человека и животных. Знание закономерностей протекания этих процессов позволяет понять явления, происходящие в нас самих. Например, человек углубился в какие-то мысли или так занят каким-либо делом, что не воспринимает посторонние звуки, слова, обращенные к нему. Это объясняется тем, что сильные корковые очаги возбуждения, вызванные в результате деятельности, по индукции отрицательно действуют, затормаживают остальные пункты коры. Можно привести пример иррадиации процесса возбуждения под влиянием алкоголя. Но в случае отравления алкоголем может иметь место и положительная индукция. Корковые клетки, чрезмерно возбужденные алкоголем, переходят в тормозное состояние. Торможение из коры индуцирует процесс возбуждения на подкорку, которая может прийти в чрезвычайно активное состояние, этим объясняется неадекватное восприятие реальности нетрезвыми людьми. В свою очередь, чрезмерное возбуждение подкорки сменяется глубоким сном. У взволнованного и раздраженного человека в результате иррадиации возбуждения по коре наблюдается необычное поведение, выражающееся в несвойственных для спокойного человека словах и поступках. После сильного волнения нередко наблюдается заторможенность, безучастность к окружающему. Это проявление перехода нервных клеток в результате сильного раздражения в тормозное состояние.

Таким образом, движение основных нервных процессов возбуждения и торможения имеет ряд общих закономерностей, к которым относится способность иррадиировать и концентрироваться в тех мозговых структурах, где эти процессы возникли, а также их способность оказывать взаимоиндукционные влияния. В совокупности это приводит к активному приспособлению организма к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

Сопоставляя иррадиацию, концентрацию и взаимную индукцию нервных процессов, определяемых по показателю условно-рефлекторной активности, следует иметь в виду, что речь идет о совершенно разных уровнях нервной интеграции. Общими у этих процессов являются лишь основные признаки увеличения или уменьшения активности специфической для данного уровня организации. Только эти основные признаки и дают основание для применения одних и тех же терминов к процессам, протекающим как в отдельных клетках, так и в клеточных популяциях.

"Индукция нервных процессов" в книгах

7.8. Сигналы нервных клеток Нервная система возникает в ходе эволюции для анализа организмами поступающей информации. С этой целью нервные клетки используют электрические и химические сигналы. Электрические сигналы бывают двух видов.Градуальный потенциал возникает в

Особенности подвижности основных нервных процессов у больных с различными психическими заболеваниями в процессе лечения их дозированным голоданием Ю. С. НИКОЛАЕВ, В. А. БРЮЗГИН, В. Б, ГУРВИЧ (Москва) В ряде предыдущих сообщений было высказано мнение, что при лечении

7.8. Сигналы нервных клеток Нервная система возникает в ходе эволюции для анализа организмами поступающей информации. С этой целью нервные клетки используют электрические и химические сигналы. Электрические сигналы бывают двух видов.Градуальный потенциал возникает в

Особенности подвижности основных нервных процессов у больных с различными психическими заболеваниями в процессе лечения их дозированным голоданием Ю. С. НИКОЛАЕВ, В. А. БРЮЗГИН, В. Б, ГУРВИЧ (Москва) В ряде предыдущих сообщений было высказано мнение, что при лечении

6. Разговор нервных клеток Я пришел в лабораторию Гарри Грундфеста в 1955 году, вскоре после того, как в нейробиологии возник серьезный спор о том, как нейроны передают сигналы друг другу. Эпохальные работы Ходжкина и Хаксли позволили разрешить давнюю загадку, как

3.3. Применение типовых моделей оценки на основе оценки процессов и уровней зрелости процессов для оценки информационной

Что должна содержать стратегия организации и архитектура процессов, чтобы создать подходящие условия для анализа и совершенствования процессов Иногда анализ или обсуждения путей совершенствования процессов неоправданно затягиваются, потому что у сотрудников одной и

Глава 2 Что такое модель бизнес-процессов. Типовая архитектура модели бизнес-процессов В настоящее время существует множество определений, касающихся моделирования бизнес-процессов. Вместе с тем в контексте задач, которые были поставлены в книге, наибольшее внимание

От нервных срывов Если жена или мать или кто-то страдает от скандалов психов и просит помочь, то намочите рубаху больного святой водой, наговорите и повесьте сушиться на улицу, а когда она высохнет, дайте надеть, чтобы больной стал смирным.Заговор такой:Река не плещет,

От нервных срывов Если к вам обратился человек и просит помочь ему, так как кто-то из родственников постоянно изводит несчастного скандалами и истериками, поступите следующим образом. Намочите святой водой рубашку человека, страдающего от нервных срывов, прочитайте над

5.1.7. Регламентация процессов производства при отсутствии регламентации процессов управления/развития В ряде компаний регламентация процессов производства достигает 90–100 %, то есть регламентирована почти вся деятельность. Внешние требования (ограничения)

ЛЕКЦИЯ № 15. Средства, действующие в области чувствительных нервных окончаний. Средства, понижающие чувствительность нервных окончаний 1. Местноанестезирующие средства Препараты этой группы избирательно блокируют процесс передачи возбуждения в эфферентных нервах и

1. Физиология нервов и нервных волокон. Типы нервных волокон Физиологические свойства нервных волокон:1) возбудимость – способность приходить в состояние возбуждения в ответ на раздражение;2) проводимость – способность передавать нервные возбуждение в виде потенциала

6. Физиология нервов и нервных волокон. Типы нервных волокон Физиологические свойства нервных волокон:1) возбудимость – способность приходить в состояние возбуждения в ответ на раздражение;2) проводимость – способность передавать нервные возбуждение в виде потенциала

Свойства нервных процессов Под свойствами нервных процессов понимают такие характеристики возбуждения и торможения, как сила, уравновешенность и подвижность этих процессов.Сила нервных процессов. При измерении силы процесса возбуждения обычно пользуются кривой

Оборудование: таблицы, схемы и рисунки, иллюстрирующие процессы иррадиации и концентрации возбуждения и торможения, а также процессы положительной и отрицательной индукции, явление доминанты.

Ход урока

1) Работа по карточкам

Докажите, что на ранних стадиях выработки условного рефлекса происходит иррадиация возбуждения в коре полушарий большого мозга.

  • 2) Устная проверка знаний по вопросам
  • 1. Общая характеристика процессов иррадиации и концентрации возбуждения и торможения.
  • 2. Характеристика иррадиации торможения.
  • 3. Характеристика концентрации торможения.
  • 4. Характеристика иррадиации и концентрации возбуждения.
  • 5. Скорость иррадиации и концентрации тормозных и возбудительных процессов.

1) Положительная индукция нервных процессов

Движение основных процессов ВНД определяется не только свойствами иррадиации и концентрации, но и свойствами их взаимной индукции. Индукцией (от лат. induction - возбуждение) называется свойство каждого из основных нервных процессов вызывать вокруг себя и после себя противоположный процесс.

Явление, при котором процесс торможения порождает процесс возбуждения, называется положительной индукцией.

Явление положительной индукции было выявлено в специальных опытах на примере, связанном с дифференцировочным торможением. Так, у собаки вырабатывали условный пищевой рефлекс слюноотделения, в котором сигналом служило раздражение касалкой кожи передней лапы. Другая касалка была установлена на задней ноге. Ее применяли без подкреплений, так что скоро она действовала как тормозной дифференцировочный раздражитель. На включение дифференцировочной касалки слюноотделение не наступало, однако испробованный сразу после нее положительный раздражитель давал резко усиленный рефлекс.

Измерение силы условного рефлекса по количеству слюны обнаруживает, что торможение в пункте задней лапы усилило условное возбуждение в пункте передней лапы почти на 50%. Следовательно, в данном случае произошла положительная индукция из очага торможения в очаг возбуждения.

С положительной индукцией мы встречаемся довольно часто в жизни. У малыша, утомившегося в течение дня, в коре больших полушарий начинают развиваться процессы торможения, поскольку данный отдел обладает наименьшей выносливостью. Торможение в коре по закону положительной индукции вызывает возбуждение подкорковых центров, в частности тех, с которыми связаны эмоции. Ребенок начинает либо веселиться, либо капризничать. Часто положительные и отрицательные эмоции сменяют друг друга: ребенок то плачет, то вновь начинает смеяться.

Примерно то же бывает у опьяневшего человека. Алкоголь вызывает наркотическое торможение в коре, что приводит к возбуждению подкорковых центров вследствие положительной индукции. Эмоциональные реакции усиливаются, человек переходит в состояние болезненной веселости - эйфории, которая нередко сменяется сильной тоской. Поведение становится ненормальным, нередко агрессивным. Теряется критическое отношение к обстановке, опьяневший человек не может оценить степень риска. Ему все кажется доступным и возможным. Это делает пьяного человека социально опасным.

2) Отрицательная индукция нервных процессов

Процесс, в ходе которого возбуждение вызывает торможение, называется отрицательной индукцией.

Явление отрицательной индукции можно продемонстрировать в следующем опыте. У собаки образован условный пищевой рефлекс на метроном с частотой 120 ударов в минуту. К этому положительному раздражителю выработана дифференцировка метронома с частотой 60 ударов в минуту. Как известно, дифференцировку очень легко разрушить, если начать сопровождать дифференцировочный раздражитель подкреплением. И действительно, после того, как несколько раз метроном с частотой 60 ударов в минуту применили с подкреплением, он сам начал вызывать слюноотделение. Это простой и безотказный способ уничтожения тормозного очага.

После разрушения дифференцировки применяют с подкреплением один метроном с частотой 120 ударов в минуту. В результате используемый вслед за ним метроном с частотой 60 ударов в минуту, который только что вызывал слюноотделение, сразу теряет свое действие. Дифференцировка при этом восстанавливается, что связано с возникновением очага возбуждения. Этот очаг отрицательно индуцировал, т.е. затормозил клетки пункта метронома с частотой 60 ударов в минуту, и индуцированное торможение усилило остатки дифференцировочного.

Приведем пример отрицательной индукции из жизни человека. Ребенку дали суп, он с аппетитом начал его есть, но тут включили телевизор, и ребенок застыл с поднятой ложкой. Произошло знакомое внешнее торможение: сильное возбуждение зрительных центров затормозило пищевой центр.

3) Доминанта и ее роль в психических процессах

Поведение во многом определяется потребностями. В том случае, когда одна из потребностей перерастает в сильное желание, она может подчинить себе все остальное. Известный физиолог А.А. Ухтомский обнаружил, что в нервной системе, в частности в головном мозге, могут возникать сильные очаги временного возбуждения. Эти временно господствующие очаги возбуждения в ЦНС, обладающие повышенной возбудимостью ко всем приходящим в них раздражениям и способные оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров, были названы доминантами (от лат. dominantis - господствующий).

В условиях доминанты легко образуются условно-рефлекторные связи между сигнальным раздражителем и безусловным подкреплением. Доминанты способны не только оказывать интенсивную отрицательную индукцию на соседние участки, вследствие чего достигается значительная заторможенность тех полей, которые не относятся к доминанте, но и возбуждения, вызванные раздражителями, не относящимися к доминанте, меняют свое обычное направление. Нервные импульсы, вместо того, чтобы двигаться по своему традиционному пути, идут в сторону доминантного очага. Доминанта как бы притягивает их и усиливается за их счет.

Например, если после выработки у морской свинки условного жевательного рефлекса на постукивание по столу, вместо постукивания сказать любую фразу, животное начнет жевать. Морская свинка начнет жевать, когда услышит голос, и прекратит жевание, когда вы кончите говорить. Любое раздражение - слуховое, тактильное, зрительное - будет вызывать у нее жевательные движения без предварительной выработки. При выработке пищевого условного рефлекса у морской свинки была создана доминанта. Новые раздражители (голос человека и др.) теперь без всякой выработки оказываются связанными с пищевым возбуждением. Это происходит потому, что нервные импульсы, появившиеся под влиянием этих раздражителей, меняют свой обычный путь, иррадиируя в сторону доминантного очага возбуждения, как бы притягиваются им. Они усиливают доминантное возбуждение, что мы и видим по появлению жевательной реакции.

Однако в некоторых случаях появление длительно не затухающих очагов доминантного возбуждения может стать причиной различных душевных заболеваний. Подобного рода застойные очаги патологического возбуждения наблюдал И.П. Павлов. Они являются одной из причин, в силу которых душевнобольные люди неправильно оценивают события и ненормально на них реагируют.

4) Функциональная мозаика в высших отделах нервной системы

Взаимодействие иррадиирущих и индуцированных нервных процессов создает необычайно сложное и меняющееся от момента к моменту их уравновешивание и территориальное разграничение. В результате возбуждение и торможение образуют дробный рисунок подвижной мозаики, непрерывно меняющей свои очертания (рис. 10).

Рис. 10. Перераспределение очагов активности в коре мозга кролика при выработке длительного условного рефлекса на зрительное раздражение


Возбуждение, возникшее в определенном участке нервной системы, может, переходя с нейрона на нейрон, иррадиировать, т. е распространятся на другие участки. Прикоснувшись к горячему предмету, ребенок не просто отдергивает руку, а проявляет общую двигательную активность, начинает плакать. Это пример резко выраженной иррадиации возбуждения. Иррадиировать может и состояние торможения. Под влиянием очень сильного или длительного раздражения. возникшее в нервной системе возбуждение сменяется торможением. Оно легко распространяется на другие участки, что ведет к общему понижению возбудимости нервной системы. Человек перестает реагировать на такие раздражения, которые раньше вызывали соответствующие реакции.

Иррадиация чаще всего проявляется в общем повышении или понижении возбудимости нервной системы. Так, например, возбудимость при получении радостной вести повышается, а при печальной понижается. В первом случае человек становится бодрым, жизнерадостным, а во втором – подавленным, ко всему безразличным. Проявляется иррадиация и в увеличении количества органов, принимающих участие в ответной реакции. Так при сильном сжатии кисти сокращается не только мышцы руки, но и другие части тела.

Важнейшие условие координации – выключение из реакции тех органов, которые препятствуют осуществлению данного рефлекса. Так, например, при сгибании руки в локтевом суставе, мышцы разгибатели расслабляются, при выдохе расслабляются мышцы, осуществляющие вдох. Объясняется это тем, что в мозге могут устанавливаться определенные взаимоотношения между отдельными группами нервных клеток, например, между центрами различных мышц: повышение возбудимости или возбуждения одних групп нейронов сопровождается понижением возбудимости или торможение других. Такое наведение противоположного состояние, т. е смена одного нервного процесса другим называется индукцией.

Различают отрицательную индукцию, когда в ответ на появление очага возбуждения или повышенной возбудимости в одних участках мозга, в других участках мозга возбудимость понижается, и положительную, т. е повышение возбудимости, вызываемое появлением очага торможения или очага пониженной возбудимости. Примером положительной индукции может служить всем известный факт, что зубная боль, которая днем ощущается слабо, ночью может стать почти нестерпимой. Это объясняется тем, что ночью на фоне торможения или резко пониженной возбудимости большей части тела возбужденным остается тот участок, к которому подходят импульсы от больного зуба. Под влиянием индукции возбудимость этого участка значительно повышается.

Если бы явление индукции или иррадиации захватывали весь мозг, была бы невозможна никакая координация. В действительности, и иррадиация и индукция носят избирательный характер: в каждом отдельном случае они захватывают лишь определенные группы клеток. При этом в той или иной степени участвуют оба процесса: возбудимость одних групп клеток изменяется под влиянием иррадиации, а других под влиянием индукции. Иррадиация и индукция взаимно ограничивают друг друга. Как правило, слабые очаги возбуждения и торможения не вызывают значительной индукции, что способствует процессу иррадиации. Чем сильнее очаг возбуждения или торможения, тем интенсивнее проявляется индукция, и, следовательно, тем менее благоприятны условия для иррадиации. При очень сильном очаге возбуждения или торможения, наоборот, иррадиация оказывается столь значительной, что преодолевает препятствия, создаваемые индукцией.

Если человек выполняет работу, которая для него важна или интересна, либо читает увлекательную книгу, очаги возбуждения в мозге могут оказаться достаточно сильными, что бы вызвать мощную индукцию. В результате возбудимость многих других участков мозга сильно понижается. Это проявляется в том, что человека не отвлекают постороннее мысли, у него не рассеивается внимание, и он не замечает, что происходит вокруг.

При действии слабых раздражителей, например, при чтении, очень скучной книги, внимание наоборот, легко рассеивается, что связано с преобладанием иррадиации возбуждения.

В результате взаимодействия иррадиации и индукции мозг представляет собой как бы мозаику очагов повышенной и пониженной возбудимости. Непрерывно и закономерно протекающая перестройка очагов возбуждения и торможения приводит к созданию самых разнообразных комбинаций согласованной работы органов.

Понятие доминанты

Одна из наиболее существенных сторон координации функций организма заключается в создании условий, наиболее благоприятных для осуществления той или иной деятельности. Нервная система должна пустить в ход все механизмы, обеспечивающие эту деятельность, и затормозить, устранить все, что мешает её нормальному протеканию.

Дыхание и глотание – два физиологических акта, которые не могут протекать одновременно. Следовательно, невозможно одновременное возбуждение соответствующих нервных центов. При глотании на короткое время господствующим становится глотательный центр, тогда как дыхательный заторможен. Временное преобладание одного из нервных центров получило название доминанты.

Доминантное состояние поддерживается импульсами, не только приходящими от соответствующих рецепторов, но и возникающими под влиянием раздражителей, не имеющих непосредственного отношения к доминирующему центру. Так, например, если во время лакания молока лапу щенка раздражать слабым электрическим током, он не отдергивает лапу, а начинает лакать с большей интенсивностью. Следовательно, сторонние раздражители усиливают доминанту, делая её более стойкой. Однако сильные раздражители могут нарушить доминанту. В процессе нервной деятельности одна доминанта сменяет другую, но всякий раз текущая доминанта обеспечивает направленную активность нервной системы. Доминанта лежит в основе таких психических процессов, как внимание, сосредоточенность, способность к волевым усилиям..

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.