Что такое нарушение высшей нервной деятельности детей

Самым распространенным нарушением деятельности высшей нервной системы является неврозы. В наше время в разных странах, среди детского и взрослого населения отмечается достаточно высокий уровень заболеваемости неврозами. Это связано с влиянием различных факторов, в частности несоответствием современного уровня научно-технического прогресса степени развития психофизической адаптации организма людей, особенно детей и подростков.

Большой объем информации, предусмотренный новыми школьными программами, необходимость постоянного ее осмысления, усвоения и запоминания, требование владения современными техническими средствами, вызванная компьютеризацией учебных курсов и т.д. - это реалии современного бытия ученика среднего общеобразовательного учебного заведения. Современный темп обучения и жизнедеятельности детей и подростков требует от них значительных нервно-психических затрат, которые на фоне уменьшения физических нагрузок, плохого питания и экологических катаклизмов становятся факторами возникновения у них невротических расстройств.

Проблему неврозов исследовал известный физиолог И. П. Павлов. Установленные им три основные причины возникновения функциональных неврозов у ​​животных (перенапряжение процессов возбуждения, торможения или их подвижности) вызывают неврозы у людей.

Невроз – психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате осложнения особо важных для человека жизненных ситуаций. Он проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психопатических явлений.

Для невроза характерны следующие признаки:

1) наличие психогенной причины заболевания, которая связана с особенностями межличностных отношений в социальном окружении (классе, семьи и т.д.);

2) доминирование эмоциональных и соматовегетативных нарушений в клинической картине невроза как специфических проявлений этого заболевания;

3) возвратность клинических расстройств после длительного отдыха, социо и психотерапии, общеукрепляющего и транквилизирующего (успокаивающего) лечения.

Таким образом, очевидно, что при неврозах не меняется анатомическая целостность ЦНС, а наблюдаются только функциональные расстройства. Это отличает их от органических заболеваний нервной системы, при которых нарушения их деятельности обусловливается повреждением нервной ткани.

Характерной особенностью невроза является осознание больным своих

нарушений, способность управлять своим поведением и адекватно оценивать действительность.

Возникновение неврозов ускоряют специфические личностные качества, индивидуально-типологические особенности ВНД, а также психофизическая ослабленность в результате заболеваний, истощения, интоксикации. Итак, причина возникновения невроза обусловлено взаимодействием психотравмирующей ситуации с выходными характеристиками личности.

Современная классификация неврозов базируется на особенностях клинических проявлений болезни. Выделяют неврастению, невроз навязчивых состояний и истерический невроз.

Неврастения является одной из наиболее распространенных форм неврозов. Для нее характерно сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с усталостью и истощением, которые быстро развиваются. Чаще всего причинами неврастении у детей и подростков являются чрезмерные эмоциональные реакции, является результатом неблагоприятной семейной атмосферы, длительного волнения, физического и умственного перенапряжений. Заболевание может длиться несколько месяцев, а при наличии обстоятельств, истощают организм, приобретает признаки хронического и протекает в течение многих лет. Способствуют выздоровлению устранения действия негативных факторов, отдых и лечение.

Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением в процессе мышления идей, представлений, влечений, сомнений, воспоминаний сопротивление желанию человека. Несмотря на критическое отношение к навязчивым явлениям, человек не может избавиться от них усилием воли. Частыми проявлениями этой формы невроза является фобические расстройства, например, страх заболеть неизлечимой болезнью, страх смерти и тому подобное. Встречаются навязчивый страх высоты, лестниц, тесных помещений. Такие переживания являются причиной развития состояния безнадежности, нерешительности, растерянности. Еще одним ярким примером навязчивых состояний является вера в предрассудки. У здорового человека также иногда возникают навязчивые сомнения или опасения, но они кратковременны, легко преодолеваются и не подчиняют себе его поведение. Невроз навязчивых состояний чаще всего оказывается у взрослых людей, однако формируется в детском и подростковом возрасте.

Истерический невроз характеризуется чрезвычайно высокой чувствительностью к воздействию внешних раздражителей, бурными проявлениями экспрессивности, эмоциональных и двигательных реакций. Настроение у истериков настойкое , характерен быстрый переход от слез к смеху и наоборот, а также склонность к фантазированию. В них могут возникать различные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в театральных позах, громких вздыхающим, стонах, заламывании рук, вырывание волос. Вегетативные расстройства проявляются в виде нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта (икота, рвота и т.д.). К сенсомоторных расстройств прежде всего относятся гиперкинезии (дрожание рук, ног, всего тела), парезы, временные расстройства речи. Эти расстройства не связаны с органическими поражениями центральной нервной системы и имеют функциональный характер.

Следует отметить, что у детей и подростков встречаются также называемые системные неврозы. Они дополняют симптоматику какого-то определенного невроза еще и такими проявлениями, как расстройства речи, недержания мочи и т.д.

В 60-е годы XX в. в медицинской, психологической, педагогической литературе появился новый термин "школьный невроз". Он характеризуется многими симптомами (плаксивостью, потерей аппетита, чрезмерной потливостью, расстройствами сна, нарушением речи и т.п.), среди которых доминируют стойкий страх перед школой и нежелание ее посещать. Характерно, что симптомы усиливаются не только в той ситуации, когда нужно идти в школу, но и при обычном упоминании о ней. Проявления клинической картины этого невроза могут встречаться и у вполне здоровых детей, однако специфическое сочетание симптомов "школьного невроза" отличается от обычной вредности или упрямства. Для предотвращения возникновения и развития "школьного невроза" нужно в дошкольный период интеллектуально, морально и физически готовить детей к школе: привлекать к посещению подготовительной группы детского сада, приучая их к жизни в коллективе, дома играть с детьми "в школу", учить их читать , писать и т.п.

1983 М.М.Ханашвили, исследуя проблему неврозов, ввел понятие "информационный невроз". Причиной его он определил одновременное действие триады таких факторов, как избыток информации, нехватка времени для ее восприятия и обработки и высокая мотивация, то есть желание ее усвоения. Информационные неврозы возникают у школьников в период семестровых зачетов, выпускных экзаменов, в одаренных детей - при подготовке к конкурсам, олимпиадам и тому подобное.

Особую актуальность среди ученых, педагогической общественности и родителей приобрел вопрос о предупреждении дидактогенних нервно-психических состояний. Они возникают тогда, когда педагог плохо информирован о психофизиологических особенностях учащихся и о действии слова как физиологического раздражителя. Общаясь с учениками, педагог постоянно (сознательно или бессознательно) влияет на психическое состояние своих воспитанников, способен одним словом, жестом или поступком вызвать положительный или отрицательный отзыв со стороны отдельного ученика или всего класса. Таким образом, дедактогенные неврозы, или дидактогения - это психогенные нарушения работоспособности или здоровья ребенка или подростка, вызванные непрофессиональными действиями учителя (педагогического коллектива) в процессе организации обучения или воспитания. К таким действиям, кроме негативных коммуникативных влияний, следует отнести такие факторы, как объем учебной нагрузки, характер расписания, особенности организации обучения (на уроке, во время четвертных или семестровых зачетов, экзаменов) и отдыха (во время перерыва, выходных, каникул).

Учитель следует помнить, что у детей нервная система более возбуждающая, чем у взрослых, вследствие чего она быстрее истощается. Эту особенность центральной нервной системы детей нужно учитывать при организации учебно-воспитательной работы в школе. Так, если на уроке долгое время занимаются однообразной умственным трудом, при которой возбуждаются одни и те же участки ЦНС, то последняя быстро устает и деятельность ее очень затрудняется. В результате у детей снижается интерес, внимание и вообще их работоспособность. Поэтому на уроках учитель должен применять различные методы и приемы работы, продолжительность каждого из которых должна быть по возможности небольшим. При изменении методов и видов работы нагрузки с одних участков ЦНС переносится на другие, и поэтому значительно отдаляется время наступления ее утомления. С этой же целью после длительной умственной работы следует устраивать перерывы, проводить физкультминутки, в течение которых нервные центры, усиленно работали, могли бы отдохнуть.

Общая атмосфера в школьном заведении должна определяться доброжелательным отношением участников учебного процесса друг к другу, базироваться на уважении как к учителю, так и ученику, последовательности и разумности требований, гражданской порядочности и честности.

Важным условием предотвращения нарушений нервной системы у детей и подростков является гигиеническая организация сна. Сон - это наиболее полноценный отдых для организма. Положительные изменения в функциональном организма происходят только при условии достаточной продолжительности сна, соблюдении режима засыпания и пробуждения.

Количество часов сна, которая необходима школьнику в зависимости от возраста

Возраст и количество часовсна в сутки

6-7 лет 12-13 Дневной сон - один раз в день

8-10 лет 11-12 Дневной сон - по медицинским указаниям

Полноценность отдыха во время сна зависит от вида деятельности ребенка перед сном, гигиенического состояния помещения, часы последнего приема пищи. Очень полезна перед сном спокойная прогулка на свежем воздухе (20-30 мин.), Которую можно использовать для общения с ребенком.

Недопустимо, чтобы незадолго до сна дети вместе со взрослыми смотрели телепередачи, читали художественную литературу, слишком возбуждает их нервную систему. Это может стать причиной затруднения засыпания и беспокойного сна. Промежуток времени между ужином и сном должен составлять не менее 2:00.

Ребенок должен спать в хорошо проветренном помещении. Постель должна быть обязательно отдельной, широкой и достаточно жесткой, чтобы предотвратить недостатков осанки. Недосыпание, если оно даже незначительное, но часто повторяется, негативно сказывается на функциональном состоянии нервной системы, снижает сопротивляемость организма к усталости, ухудшает успешность в обучении. Аккумулированное недосыпание является частой причиной неврозов.

Лечить неврозы у детей должен врач. Задача тех, кто окружает, воспитывает и учит детей - осуществлять профилактику подобных нарушений и создавать обстановку, способствующую устранению или смягчению действия травмирующих факторов, не допускать непрофессионализма в отношении детей, оценке результатов их учебных достижений. Именно эти проблемы исследует такая наука, как психогигиена.

Психогигиена школьников изучает различные аспекты проявления процесса обучения на психику детей и связана с проблемами воспитания.

При работе с детьми разных возрастных групп необходимо учитывать их индивидуально-типологические особенности и закономерности развития на разных этапах онтогенеза.

В младшем школьном возрасте очень важно сформировать у детей положительные мотивации к обучению, общению с педагогами и сверстниками. Необходимо, чтобы учащиеся получали удовольствие от умственного труда, чувствовали радость познания нового. Большое значение приобретают совместные усилия родителей и учителей, спокойная и доброжелательная атмосфера в семье, формирование навыков рациональной организации режима дня.

В период полового созревания в организме подростков происходят функциональные изменения большинства систем и органов. Значительные изменения происходят и в их ВНД. Типичными проявлениями поведения в этом возрасте является неуравновешенность (в мышлении, чувствах, поступках), быстрая утомляемость и чрезмерная раздражительность, появление сексуальных влечений.

В пубертатный период возрастает чувствительность к действию таких негативных факторов, как нерациональное соотношение между умственной и физической деятельностью, неполноценный отдых, конфликты, недостаточное пребывание на свежем воздухе, нарушение режима дня и т. Тяжелых и опасных последствиях для здоровья и жизни подростка могут быть вызваны употреблением наркотических веществ, алкоголя, курением. Расстройства психики у подростков могут вызвать негативные эмоции в результате несправедливого отношения к ним, безразличия или, наоборот, назойливой опеки, предвзятой оценки их личности или результатов деятельности.

Педагогам и родителям очень важно найти такие формы и методы работы, которые были бы интересны для подростков, переключали их внимание на виды деятельности, отвлекали от сексуальных переживаний, уменьшали остроту проблем психологического и морально-этического характера, раскрывали их способности и гармонизировали развитие личности.

При отсутствии оптимальных условий формирования психики ребенка начиная с раннего возраста, со временем у него могут возникать функциональные нарушения высшей нервной деятельности, которые в первую очередь отражаются многообразными формами неадекватного поведения. Если взрослые не находят правильный подход к ребенку, формы неадекватного поведения закрепляются и приобретают более устойчивый характер, что приводит к возникновению неврозов. В этом случае ребенок нуждается в соответствующем лечении, которое назначается психиатром или психоневрологом. Если такие дети не получают необходимого лечения, неврозы в ряде случаев могут приводить к неблагоприятному развитию личности.

Нарушения поведенческих реакций

Нормальное поведение ребенка можно охарактеризовать эмоционально-положительным отношением к окружающему и его активностью: живо интересуется происходящим вокруг, охотно вступает в общение со взрослыми, спокойно (без капризов) выполняет требования взрослых (ложится спать, кушает, одевается и раздевается, моет руки и др), увлеченно играет с другими детьми или самостоятельно и т.д.

От ребенка, особенно в раннем возрасте, нельзя требовать, чтобы его поведение было оптимальным. Ведь несовершенство функций и незрелость головного мозга приводя к некоторой неустойчивости поведения. Для детей в раннем возрасте такая неустойчивость естественна. Например, если ребенок увлечен игрой, он может не сразу ответить на предложение взрослого что-то сделать (идти спать или кушать). При этом, уводя его от детей, с которыми он игрался, или забирая игрушку, он может заплакать. Когда ребенок утомлен, он может заплакать от неудачи в каком-либо занятии или от небольшого порицания. Однако такие поведенческие реакции непостоянны, кратковременны и всегда легко объяснить причину их возникновения.

Неадекватное поведение ребенка характеризуется частым и необоснованным отрицательным эмоциональным состоянием, а его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению собственных психологических и органических потребностей или мешают нормальной жизни окружающих (детей и взрослых).

К неадекватным реакциям можно отнести:

- Упрямство – отказ выполнять обоснованные требования взрослых (например, ребенок категорически отказывается идти спать или есть, при этом он хочет спать или голодный; надеть куртку, хотя ему холодно; помыть руки, которые сильно грязные и др).

- Капризы – проявляются посредством выражения ребенком какого-либо желания, а при попытке его удовлетворить – отказом. Например, просит игрушку, а когда ее получает, говорить, что он ее уже не хочет.

- Немотивированный плач – возникает у детей по самым незначительным причинам. Например, взрослый не сразу завязал ему шнурки или другой ребенок, проходя мимо, случайно его задел и т.д.

- Отказ от контактов со взрослыми (с педагогами, знакомыми, родственниками) – при попытке вызвать к себе положительное отношение, вовлечь ребенка в разговор не имеют успеха.

- Отказ от контакта с другими детьми – ребенок стремиться находиться отдельно от детей, в стороне от них, самостоятельно играет, плачет, когда к нему подходят другие дети, не разговаривает с ними, отворачивается от них, отказывается участвовать в групповых играх и общих занятиях.

- Двигательная расторможенность – ребенок очень активный, не может сосредоточиться на каком-то виде деятельности, не способен к устойчивому вниманию в играх и на занятиях, быстро переходит от одного предмета к другому, мешает играть другим детям. Такие дети могут быть агрессивными: толкать и бить других, отбирать игрушки, кричать, кусать детей вначале с целью отобрать игрушку, выражая этим свое возбужденное состояние; бросает и ломает игрушки.

У детей могут быть некоторые врожденные предрасположенности для так называемой детской нервности. Предрасположенность к возбудимому или слабому типу нервной деятельности (неустойчивость, приводящая к нервности) может передаваться детям по наследству от родителей.

У ребенка может быть врожденное предрасположение к нервности, возникающее у плода в период внутриутробного развития из-за неблагоприятных условий течения беременности (беременная перенесла тяжелое заболеваний, сильный стресс, плохое питание, курение, потребление алкоголя, а также токсикозы второй половины беременности – плод получает недостаточное количество кислорода).

В последние месяцы беременности у плода наиболее активно развиваются функции головного мозга, в этом периоде нервные клетки ЦНС особенно чувствительны к кислородной недостаточности. В случае возникновения таких неблагоприятных факторов признаки нервности ребенка проявляются уже в первые дни после его рождения: часто просыпается, много кричит.

На быстро развивающемся головном мозге у детей сказывается любое негативное воздействие. В первую очередь это родовая травма, болезни в период новорожденности и первые месяцы жизни, несоблюдение правил возрастных режимов (особенно сон), нарушения режима и рациона питания. Буквально с первых месяцев жизни ребенка начинают сказываться социальные факторы. Уже к 12-месячному возрасту могут проявляться последствия неправильного воспитания.

Семейные ссоры, шумная обстановка могут привести к значительному напряжению нервной системы. Ребенок начинает замечать несправедливое отношение к себе, нервозное и резкое, подавление инициативы, частые запреты, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам.

При посещении детского дошкольного учреждения неадекватное поведение ребенка проявляется в первую очередь во время привыкания (адаптации) к новым условиям жизни.

В случае обнаружения у ребенка проявлений неадекватных форм поведения, чем раньше его от них избавить, тем более успешными будут результаты. При этом необходимо соблюдать некоторые условия:

- прежде всего – проконсультироваться с врачом, чтобы выяснить состояние здоровья ребенка;
- заниматься нормализацией психического состояния ребенка должны в первую очередь родители;
- помнить о том, что разные формы неправильного поведения ребенка требуют разных подходов.

Например, если ребенок проявляет упрямство и капризы, необходимо обеспечить доброжелательное, спокойное отношение к нему, действовать методом отвлечения и не поощрять чрезмерные требования, при этом не прибегая к наказаниям. В этом случае лучше всего перестать контактировать с ребенком некоторое время. Если ребенок не получает соответствующей реакции взрослого, ему становится неинтересно упрямиться или капризничать. Затем к нему нужно подойти и постараться вовлечь его в какую-либо деятельность или игру, при этом к ребенку следует сохранять доброжелательное и спокойное отношение. Правильные воспитательные подходы в семье и детских дошкольных учреждениях дают желаемый результат.

При плаксивости следует отвлечь ребенка, приласкать, дать поручения, чтобы он их самостоятельно выполнил, вовлечь его в игру.

Двигательная расторможенность снимается путем включения ребенка в занятия с целенаправленной деятельностью, которая должна проходить при заинтересованности и положительном эмоциональном отношении ребенка. Необходимо чередовать периоды концентрации внимания с периодами двигательной активности, пытаясь повысить устойчивость деятельности ребенка.

Если ребенок проявляет агрессию, первостепенно нужно выяснить причины этого состояния: состояние здоровья, нервной системы, обстановку в семье. Необходимо внимательно следить за его поведением и не допускать ситуаций, способствующих проявлению агрессивного поведения. В некоторых случаях, если ребенок посещает детские дошкольные учреждения, его переводят в группу более старших детей. Детей с проявлениями агрессии необходимо постоянно держать в поле зрения, давать им интересные поручения, занимать индивидуальной игрой, следить, чтобы они занимались целенаправленной деятельностью.

Профилактика неадекватного поведения ребенка заключается в создании оптимальных условий развития, обеспечении достаточной (но не чрезмерной) психической и физической активности, полноценном общении со взрослыми, правильной организации групповых игр, регулярном пребывании на свежем воздухе, закаливании, смене разных видов деятельности, чередовании отдыха и активности. Воспитательная работа должна включать индивидуальный подход к ребенку. Например, нерешительным детям следует пробуждать активность и стимулировать их самостоятельную деятельность, давая задания возрастающей трудности.

Также нужно отметить важный момент: ребенок гораздо охотнее выполняет требования, если они сформулированы не в виде приказа, а в виде просьбы.

готовлюсь к экзамену.и вот статья интересная попалась.там и про энурез, недержание мочи… и про анонизм ранний.как бороться.почитайте интересно.хоть и много… Но для мальчиков особенно полезно… и девочек тоже))))я на воспитателя учусь и вот дети возраста дет.садовского особенно близки к этим проблемам.

кстати и написано про битье ногами о пол)))чего я боюсь)

Заболевания нервной системы у детей, их предупреждение

При детской нервности речь идет о функциональных нарушениях нервной системы, которые не связаны с ее органическими изменениями.

Причины, лежащие в основе неврозов:

1) наследственная предрасположенность (наличие в семье больных с заболеваниями ЦНС, алкоголиков, наркоманов и т.д.);

2) отсутствие или нарушение правильного режима;

3) заболевания острые и хронические;

4) всякие длительно действующие раздражители постоянные или сверхпороговые (длительный шум, нервные родители, подавление инициативы, насмешки со стороны окружающих, чувство страха);

5) отрицательные эмоции, которые могут иметь постоянный характер (положительные эмоции, даже при их большой силе, стрессовых состояний не вызывают), психические травмы.

В принципе неврозы излечимы, так как они в большинстве своем имеют функциональный характер.

Неврозы чаще развиваются у детей, имеющих слабый или легковозбудимый тип высшей нервной деятельности, когда они сталкиваются с сильными, сложными или длительно действующими раздражителями: долго не прекращающийся шум, неправильное поведение взрослых (частые ссоры, неровное отношение к детям — быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, бесконечные запреты, подавление инициативы и др.), а также частые перегрузки информацией: посещение кино, театров, просмотры телевизионных передач, которые перевозбуждают нервную систему ребенка. Нервные дети слабого типа заторможены, застенчивы, пугливы.

При легковозбудимой нервной системе тормозной процесс резко ослаблен: дети недисциплинированны, чрезмерно подвижны, вспыльчивы, агрессивны. У детей с уравновешенно подвижным и уравновешенно медленным типом высшей нервной деятельности невроз наблюдается значительно реже и проявляется менее заметно.

При неврозах у детей наблюдается не только повышенная нервность, но и расстройства функций разных органов (речи, мочевыделения, пищеварения и др.). Детям, страдающим неврозами, свойственны необоснованные страхи, нарушение сна, навязчивые движения, анорексия, рвота, энурез и т.д. У некоторых детей может быть лишь один из перечисленных симптомов, у других — несколько. Все расстройства нервной системы протекают на фоне резкого изменения поведения ребенка.

Остановимся на особенностях поведения нервных детей. Большинству нервных детей свойственны повышенная эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. Они обидчивы, реагируют на шум, яркий свет, изменения температуры воздуха, прикосновение к телу шерсти, меха. Периоды возбуждения у них сменяются периодами угнетения, вследствие чего настроение и поведение их все время меняются. Другие дети совершенно не могут управлять своими эмоциями: у них часты вспышки гнева, агрессии; инстинкты (пищевые, половые) берут над ними полную власть.

Постоянные запреты у некоторых детей вызывают бурный протест (ребенок кричит, топает ногами, пытается драться), способствуют возникновению упрямства. В этих случаях дети стремятся во всем поступать наперекор взрослым: отказываются от пищи, одевания, прогулок, бросают подаренные им игрушки, на все предложения взрослых отвечают отказом. Такое поведение ребенка называется негативизмом.Повелительный тон, насилие взрослых при проявлении ребенком негативизма не только не помогут, Но и усилят это болезненное состояние. В случаях проявления упрямства лучше либо не обращать на ребенка внимания, либо переключить его на другую деятельность.

Существует три основных типа неврозов у детей: истерия, неврастения и неврозы навязчивых состояний.

Истерия— заболевание, возникающее в связи с психотравмирующей обстановкой. Она может возникнуть у детей с особым складом характера, склонным к истерическим проявлениям, и ранее здоровых под влиянием тяжелых психотравмирующих условий. Истерия рассматривается как своего рода защитная реакция на какую-либо психологическую вредность. Это своего рода сознательная попытка разрешить различные трудности и конфликты путем ухода в болезнь.

Неврастения— одна из форм неврозов, при которой повышенная возбудимость сочетается с раздражительностью, слабостью, быстрой утомляемостью, снижением работоспособности, неустойчивым настроением. Развивается неврастения в случае, если ребенок живет в постоянном чувстве страха, неуверенности в себе, тревоге, напряжении. Причиной истерии может стать излишняя мягкотелость в воспитании, а неврастения встречается в семьях с излишне строгим воспитанием.

Различают две формы неврастении: гиперстеническую и астеническую. Для первой характерны повышенная возбудимость, вспыльчивость, упрямство и другие симптомы, для второй — плаксивость, боязливость, повышенная утомляемость. Довольно часто обе формы сочетаются. Нарушение сна — одно из наиболее ранних и специфических проявлений неврастении. Больной неврастенией ребенок может испытывать ряд тревожащих его ощущений: головные боли, сердцебиение, дрожания, жара в различных участках тела. Детей с неврастенией нельзя держать в постоянном чувстве страха, вызывать у них чувство жалости для послушания (начнет презирать родителей за слабость), не говорить о болезнях, так как подробное словесное описание может привести к симптомам заболевания.

Неврозы навязчивых состояний у детей раннего и дошкольного возраста чаще всего проявляются в виде навязчивых страхов или навязчивых движений. Последние формируются преимущественно у детей старше 4 лет, но некоторые элементы навязчивых движений могут быть замечены и раньше. У детей младшего возраста любая неожиданность может вызвать испуг: внезапно выскочившая из-за угла собака, громкий звук, неожиданная потеря равновесия и пр. Такой испуг совершенно естествен и у здоровых детей и быстро проходит. У нервного ребенка чувство пережитого испуга может остаться и трансформироваться в чувство страха. Такие дети боятся выйти во двор, где их испугала собака, пугаются громких звуков (даже повторных), боятся домашних животных, безобидных насекомых, незнакомых людей, ветра, грозы и т.д. Никакие уговоры, ласки и даже наказания не могут преодолеть этот страх, а иногда даже усиливают его. По-видимому, если какое-либо явление, заключающее в себе угрозу, сочетается одновременно с другим, вполне безобидным, то последнее приобретает характер условного раздражителя, появление которого и вызывает страх у ребенка.

Навязчивые состояния в виде движений могут носить самый разнообразный характер: подергивание головой, причмокивание, частое моргание и др. Судорожные проявления навязчивых состояний носят название тиков, которые проявляются в молниеносном сокращении мышц. Эти сокращения напоминают целесообразные движения. Всегда при внимательном наблюдении за ребенком можно установить первоначальную причину подобных явлений. Так, дети с мигательным тиком перенесли конъюнктивит с ощущением инородного тела в глазу, подергиванию головой предшествовал тесный воротник рубашки. При возникновении тиков ребенка необходимо направить к врачу, который назначит соответствующее лечение.

Онанизм, или мастурбация, — искусственное раздражение эрогенных зон с целью вызывания оргазма. Занятие онанизмом у детей вызывает приятные ощущения, которые ребенок впоследствии стремится возобновить, намеренно раздражая свои половые органы. Дети могут заниматься онанизмом не только в период полового созревания, но и в любом возрасте, даже в раннем.

В ряде случаев дети могут научиться онанизму у сверстников. Первый раз их толкает на это любопытство, стремление испытать новые ощущения, а впоследствии дурная привычка закрепляется

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что до 80 % детей дошкольного возраста занимаются онанизмом. У девочек первых семи лет вследствие более высоких темпов физического развит это явление встречается чаще, чем у мальчиков. Согласно существующему мнению, которое поддерживается большинством психологов и психоневрологов, онанизм не вреден, если он не становится навязчивой идеей и не мешает физическому и психическому развитию ребенка. Некоторая часть психологов рассматривает онанизм у детей в качестве возрастной особенности, обусловленной физиологическими причинами, которая не требует медицинского вмешательства.

Предупреждать и устранять эту дурную привычку у детей необходимо и возможно. Хороший эффект оказывают упорядоченный режим сна и бодрствования, сон на жесткой постели, мытье ног перед сном или на ночь прохладной водой, быстрый подъем с постели после пробуждения. Очень важно обеспечить ребенку достаточно подвижный образ жизни, общение с коллективом, приучать его к закаливанию и занятиям спортом.

Психиатры обычно рекомендуют меры воспитательной коррекции: наладить режим дня, больше бывать на свежем воздухе, правильно одевать ребенка (следить, чтобы он не перегревался).

Для предупреждения онанизма ребенка следует укладывать спать так, чтобы его руки находились поверх одеяла; одежда не должна быть тесной; нижнее белье надо менять 2 — 3 раза в неделю, а лучше ежедневно. В течение месяца следует сидеть рядом с ребенком до тех пор, пока он не уснет. Существенное значение в предупреждении онанизма у детей имеет изгнание глистов. Из пищевого рациона следует исключить блюда с острыми пряными приправами, крепкий чай, кофе, не перегружать желудок перед сном.

Настой из успокоительных трав, а также лечебные ванны, включающие валериану, пустырник, шалфей, зверобой, можно использовать только при согласовании с врачом, потому что у многих детей какой-то из компонентов сбора, например валериана, способен вызвать аллергию.

В большинстве случаев этого достаточно, чтобы избавить ребенка от этой дурной привычки. Если все перечисленное не помогает и ребенок продолжает с упорством заниматься онанизмом, необходимо проконсультироваться с детским психоневрологом.

Расстройство речи у детей, посещающих детское учреждение, требует особого внимания. Таких детей могут дразнить в группе другие дети, что может вызвать у нездорового ребенка чувство неполноценности, постоянной угнетенности; ребенку с расстройством речи могут подражать здоровые дети, особенно заиканию. Чаще всего заикание возникает в период становления речи (от 2 до 3 лет), когда ребенок начинает произносить слова и фразы. При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или первоначальные слоги либо делают внезапную остановку в начале, середине слова, иногда фразы. Дыхание у ребенка становится неровным, прерывистым. Речь часто сопровождается рядом непроизвольных движений: подергивание мышц лица, зажмуривание глаз, высовывание языка, движения рук и ног. Чувствуя это, ребенок боится говорить, предпочитает молчать или говорит шепотом. Иногда вместо слов он пытается объясняться жестами. Заикающиеся дети застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей. Такого ребенка изолировать от детей всей группы не следует (только ребенка с крайне тяжелым заиканием переводят в логопедические группы или сады). Воспитатели должны разъяснить здоровым детям, что дефект речи у их товарища исправится, если они к нему будут хорошо относиться. Разговаривать с таким ребенком надо спокойно, не торопясь, внятно, не разбивая слова на слоги, не говорить при нем о его недостатке. По поводу заикания необходимо посоветоваться с врачом-невропатологом, показать ребенка специалисту-логопеду.

Существует явная наследственная предрасположенность к первичной, функциональной форме ночного энуреза. Если один из Родителей страдал этим недугом, то вероятность появления у ребенка составляет 45%, а если оба родителя — 75%.Заболевание чаще возникает у детей с отягощенным анамнезом (токсикоз у матери во время беременности, угроза выкидыша, слабость родовой деятельности, асфиксия, низкая оценка по шкал Апгар и др.). Энурез может быть также следствием психологической травмы, конфликтов в семье, неправильно прививаем навыков опрятности, общей задержки физического развития.

Есть сведения о наличии двух хромосом, которые могут вызвать генетическую предрасположенность к развитию энуреза.

Вторичная, или органическая, форма энуреза встречается при дефектах развития, наличии патологических изменений спинного мозга.

Энурез оказывает отрицательное влияние на психику ребенка. Дети стыдятся своего состояния, стремятся его скрыть, болезненно реагируют на насмешки товарищей, упреки взрослых, у них развиваются робость, неуверенность в себе.

Низкая самооценка может отрицательно повлиять на развитие ребенка и вызвать психологические нарушения в последующей жизни.

Существует две точки зрения на предмет необходимости подъема детей ночью.

Согласно первой из них, принудительное пробуждение ребенка во время ночного сна недопустимо, так как это вызывает нарушение структуры сна и затрудняет выработку и закрепление активного пробуждения в ответ на позыв к мочеиспусканию.

При появлении у ребенка энуреза ни в коем случае нельзя его упрекать, стыдить, запугивать, заставлять застирывать свое белье. Надо убедить его в том, что это явление не результат плохого поведения, а заболевание, от которого можно полностью излечиться. Ребенка следует как можно быстрее показать врачу и начать серьезно лечить. В настоящее время специалистами осуществляется комплексное лечение энуреза современными фармацевтическими препаратами с большим терапевтическим эффектом (адиуретин, минирин).

Детей с энурезом нельзя наказывать за ночное недержание мочи. Необходимо заботиться, чтобы эта проблема не подавляла ребенка психически. Огромное значение имеет эмоциональный настрой в семье. Надо понимать, как важно для ребенка чувствовать заботу, нежность, ласку и доброту со стороны обоих родителей. Нетрудно представить, как ребенок переживает и стыдиться этого. Родители в такой ситуации должны проявить терпение, уделять больше внимания ребенку, помочь ему почувствовать, что он, Несмотря ни на что, любим и всегда найдет у них поддержку.

Функциональная форма энуреза может исчезнуть даже без медикаментозного лечения к 16—18 годам у юношей и у девушек с появлением первых менструаций. Вместе с тем от энуреза страдает примерно от 0,5 до 1 % взрослого населения.

Депрессивные расстройства у дошкольников встречаются гораздо чаще, чем их диагностируют. Признаки таких расстройств обнаруживают у каждого третьего ребенка, количество таких детей постоянно растет.

Выявить депрессивное расстройство в дошкольном возрасте очень сложно, так как в отличие от взрослых, у которых депрессия исходит на всех уровнях (интеллектуальном, эмоциональном, моторном), у детей симптомы этого заболевания маскируются: многими неприятными ощущениями или поведенческими нарушениями. Наиболее часто такие дети жалуются на боли в животе, головные боли, усталость, плохой сон и отсутствие аппетита. Они становятся капризными, плаксивыми, теряют интерес к играм, общению. Изменяется их внешний вид: они отличаются бледностью кожных покровов, вялостью, шаркающей походкой, производят впечатление человека, страдающего тяжелым заболеванием.

У многих детей депрессивное состояние проявляется в ярко выраженной тревоге, нарастающей, как правило, в вечернее время. Неопределенная, беспредметная тревога, сопровождающаяся общим беспокойством, превращается часто в конкретный страхах (мама потеряется, не придет в детский сад).

Для детей с депрессией характерна повышенная слезливость. Причем чем меньше ребенок, тем сильнее это проявляется (повышенная чувствительность, жалостливость, одушевление неживых предметов). Дети в состоянии депрессии не отпускают от себя мать, просят взять их на руки; в их речи появляются младенческие интонации. У младших дошкольников, страдающих депрессией, также наблюдаются расстройства речи и мышления. Это выражается в односложности ответов, замедленности речи, отказе от игр, требующих даже минимального умственного напряжения и внимания, нежелании слушать чтение книг, даже ранее любимых.

Старшие дети очень быстро выключаются из процесса обучения: отвлекаются на занятиях, демонстрируют нежелание заниматься, с трудом вспоминают выученные ранее стихотворения и усвоенный материал. У них возникают или возобновляются вредные привычки. Чем более запущено состояние, тем более регрессируют навыки и умения. Как правило, такие дети становятся изгоями: их не понимают взрослые, отвергают сверстники.

В состоянии депрессии у детей возникает повышенное стремление к рисованию, причем они изображают свои страхи (Бабу Ягу, пожар, чудовищ); выбирают карандаши темных цветов (черный, синий, коричневый; иногда черный и красный). Это свойственно депрессивным состояниям злобной направленности. При депрессивных состояниях с преобладанием заторможенности и вялости рисунки просты, схематичны; для них характерны слабый нажим карандаша, незаконченность штриховки; цвет, как правило, один: синий или черный. Такие дети очень эмоциональны, впечатлительны и беззащитны. Они не могут постоять на себя, ответить за оскорбление, теряются (молчат или горько плачут).

Дети в состоянии депрессии не могут сразу начать или вовремя закончить какое-либо дело, переключиться с одного дела на другое. Это объясняется повышенным чувством долга, боязнью сделать что-то не так, растерянностью от неожиданно данного задания, флегматическими чертами темперамента, переутомлением, неуверенностью в своих силах и нерешительностью. Пытаясь доказать свою правоту и встречая еще большее непонимание, такие дети впадают в состояние аффекта, которое проявляется в отчаянии, а затем в отказе от контактов, капризах, страхах, подавленности, чувстве обособленности, непонятности и одиночества. На этой основе развиваются настороженность, недоверчивость и эгоцентризм. Депрессия развивается также из-за неуверенного характера взаимоотношений детей с близкими взрослыми, а также психологической неготовностью к дошкольному учреждению.

Даже при правильно и своевременно поставленном диагнозе назначенное лечение будет малоэффективным, если не изменить условия жизнедеятельности детей. Специализированных дошкольных учреждений для детей с эмоциональной неустойчивостью не предусмотрено; спецгрупп на базе массовых детских садов нет, так как пограничное психическое состояние, к которым относятся депрессии, не считается болезнью в традиционном понимании. Поэтому воспитатели и педагоги должны взять на себя особую психотерапевтическую — роль путем установления контактов с родителями и создания комфортной атмосферы в группе.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.