Что такое нервная система животных 7 класс

Класс: 7

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями: "нервная система", "нервная клетка", "раздражимость", "рефлекс"; показать значение нервной системы и особенности ее строения у разных групп животных; сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.
  • Развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать, самостоятельно делать логические выводы.
  • Воспитательные: формировать познавательную мотивацию к обучению, воспитывать навыки общения в группе.

Тип урока: Урок формирования знаний - изучение нового материала с использованием информационных технологий.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

Средства обучения: Учебник (параграф 43), презентация "Эволюция Нервной системы" (Приложение1), ЦОР: "Раздражимость амебы и инфузории-туфельки", "Раздражимость гидры", "Сравнение строения головного мозга позвоночных"; схема "Строение головного мозга", карточки с групповыми и индивидуальными заданиями.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Все живые существа способны реагировать на изменение внешней и внутренней среды, что помогает им выжить. Раздражимость и чувствительность - характерная черта всего живого. Характер взаимоотношения животных с окружающей средой обитания определяется уровнем развития нервной системы.

Нервная система - совокупность различных структур нервной ткани, объединяющая и регулирующая деятельность всех органов и систем организма (2-й слайд)

Нервная система состоит из высокодифференцированых клеток, которые способны сигналы внешней среды трансформировать в нервные импульсы и передавать их другим клеткам, которые могут ответить на это раздражение. (3-й слайд).

В классическом виде нервная клетка с нейрон имеет тело с ядром и многочисленные отростки. (4-й слайд).

Самый простой ответной реакцией на внешнее воздействие является раздражимость. Этой способностью обладают даже клетки простейших. (5-й слайд).

Например, амебы будут избегать кристалликов поваренной соли, лежащих на дне сосуда.

Впервые нервные клетки появляются у кишечнополостных. У гидры они расположены подкожно - мускульными и имеют звездчатую форму. Соединяясь между собой, они образуют нервную сеть. При прикосновении к гидре, в нервных клетках возникает возбуждение, которое распространяясь по всей нервной сети, вызывает сокращение кожно-мускульных клеток.

Ответная реакция организма на воздействие внешней среды при участии нервной системы, называется рефлексом. (6-й слайд).

Примером рефлекса может служить: захват пищи (пищевой рефлекс), сокращение тела в ответ на прикосновение (защитный рефлекс). Дикообразы, у них просто есть защитный рефлекс: если кто нападает, они поворачиваются спиной и резко прыгают назад. А если учесть, что иглы у них крепятся очень слабо, то и получается иногда печальная картина.

Дальнейшее развитие нервной системы привело к концентрации нервных клеток в определенных местах тела и формированию нервной ткани.(7-й слайд)

Нервная система беспозвоночных животных (8-й слайд)




Нервная система плоского червя Нервная система кольчатого червя Нервная система моллюска
1 - 1 - 1 -
2 - 2 - 2 -
3 - 3 -
4 -

У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию парных головных нервных узлов - ганглиев, от которых отходят соединяющиеся между собой кольцевыми перемычками нервные стволы

У кольчатых червей парные мозговые узлы - ганглии соединяются в окологлоточное нервное кольцо. Вдоль брюшного отдела проходит брюшная нервная цепочка, от которой отходят нервы. От надглоточных нервных узлов нервы подходят к органам чувств, расположенным в передней части тела.

У моллюсков несколько парных нервных узлов, расположенные в различных частях тела, соединены нервными тяжами.

В классическом виде нервная система позвоночных представлена головным и спинным мозгом (центральная нервная система) и отходящих о т них нервов (периферическая нервная система). (9-й слайд).

Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, который является центром условных рефлексов, средний мозг - центр ориентировочных рефлексов, промежуточный мозг воспринимает сигналы внешней среды и регулирует функции внешних органов, продолговатый мозг регулирует работу жизненно важных систем, мозжечок координирует движения и отвечает за равновесие. Спинной мозг у позвоночных животных представлен трубкой, проходящей над позвоночным столбом в канале, образованном верхними отростками позвонков. (10-й слайд).

Отделы головного мозга:

Передний отдел у высокоразвитых животных образует Большие полушария - наиболее развитый и крупный отдел головного мозга. Центры речи, памяти, мышления, слуха, зрения, кожно-мышечной чувствительности, вкуса и обоняния, движения. Каждое полушарие делят на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную. (11-й слайд).

Промежуточный мозг участвует в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание. (12-й слайд).

Продолговатый (задний) является продолжением спинного мозга, связан с центрами дыхания, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, положение тела и др. (13-й слайд)

Мозжечок расположен под затылочными долями больших полушарий. Мозжечок постоянно контролирует положение головы, туловища и конечностей, т.е. участвует в поддержании равновесия. Согласно последним данным, мозжечок играет весьма существенную роль в формировании двигательных навыков, способствуя запоминанию последовательности движений. (14-й слайд).

Средний мозг соединяет передний и задний, является центром ориентировочных рефлексов (например, собака поворачивала голову, глаза, настораживала уши в направлении нового раздражителя) на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц. (15-й слайд).

3. Обобщение изученного материала. (16 - 20 слайды).

Работа по карточкам.

1 группа. Сравнение нервной системы рыб и земноводных.

Пользуясь рисунком 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226), вставьте пропущенные слова в текст:

Головной мозг рыбы имеет несколько отделов: . . . . . Продолговатый мозг проходит через отверстие в черепе и постепенно переходит в . мозг. От головного мозга отходят многочисленные нервы, которые связывают мозг с различными органами.

В головном мозге земноводных имеется : отделов, но значительно развития достигает . мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии .

2 группа. Сравнение нервной системы земноводных и пресмыкающихся.

Восстановите соответствие, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226)

Земноводные 1.В головном мозге имеется 5 отделов
2. Увеличивается и становится выпуклым мозжечок
3. Слабое развитие мозжечка
Пресмыкающиеся 4. Хорошо развит передний мозг
5. Промежуточный мозг почти не виден

3 группа. Сравнение нервной системы пресмыкающихся и птиц.

Найдите ошибки в тексте и исправьте их, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226-227)

Нервная система пресмыкающихся в связи с активным водным образом жизни претерпевает дальнейшее усложнение. Значительно развиваются четыре отдела головного мозга. Увеличивается и становится выпуклым средний мозг. Нервная система птиц характеризуется более сложным строением. Хорошо развит промежуточный и передний мозг и мозжечок.

4 группа. Сравнение нервной системы птиц и млекопитающих.

Исключите лишний элемент в тексте, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 227-228)

Нервная система птиц характеризуется более сложным строением за счет:

  1. Развития больших полушарий головного мозга;
  2. Хорошего развития промежуточного мозга;
  3. Развития мозжечка связано со сложными, требующими координации движениями во время полета;

Нервная система млекопитающих достигает наивысшего развития, так как:

  1. Кора имеет извилины и складки;
  2. Промежуточный мозг разит хорошо, но не виден;
  3. Мозжечок и средний мозг развиты слабо.

5 группа. Эксперты.

Ознакомьтесь с информацией о строении нервной системы позвоночных животных (стр. 226-227; рис. 176. на стр. 228) и оцените как справились группы со своим задание по следующим критериям:

  • "5" - полностью справились с заданием;
  • "4" - выполнили задание с 2 ошибками;
  • "3" - выполнили задание с 3 ошибками;

Эксперты подводят итог, делают выводы. (21-й слайд)

4. Домашнее задание. Параграф 43.

биология. Зоология.Животные. Нервная система.


Эволюция нервной системы животных.


  • Нервная система состоит из высокодифференцированных нервных клеток - нейронов, которые обладают чувствительностью.
  • Функция нейрона заключается в приёме возбуждения, проведении и передаче нервного импульса.

Эволюция нервной системы беспозвоночных животных .


(нервы и нервные


Эволюция строения головного мозга позвоночных животных. 1 — передний мозг (поведение) 2 — средний мозг (зрение) 3 — мозжечок (координация движений) 4 — промежуточный мозг (воспринимает информацию от органов чувств, регулирует обмен веществ). 5 — продолговатый мозг (координируют работу внутренних органов


Строение нервной системы. Надкласс Рыбы.


  • У амфибий увеличились относительные размеры переднего мозга. Кроме того, увеличилось количество нервных клеток (серого вещества), которые, однако, содержатся в глубинных слоях переднего мозга и отсутствуют на его поверхности. Средний мозг относительно небольшой, а мозжечок слабо развит вследствие малой подвижности и однообразных движений.

  • Пресмыкающиеся. Полушария переднего мозга относительно крупнее, чем у амфибий, и почти полностью прикрывают промежуточный мозг.
  • Передний мозг выполняет ведущую роль в организации поведения В связи с активностью и сложностью движений хорошо развит мозжечок.

Птицы. В головном мозге происходит дальнейшее развитие коры переднего мозга и мозжечка, в связи с полетом усложняются органы чувств, особенно органы зрения.


Звери. Нервная система . Исключительно высокого развития достигает передний мозг, хорошо развита новая кора (неопаллиум), отвечающая за образование условных рефлексов.


Рефлекс- это ответная реакция организма на раздражение.

если детёныш голоден)


  • Инстинкт – это последовательность рефлекторных действий, закреплённая наследственно.
  • Например, поиск места и строительство нор, гнёзд, логова, кормление детёнышей.










































Описание презентации по отдельным слайдам:

Эволюция нервной системы Учитель биологии Тимофеева Н.Н. МКОУ СОШ №28 пос. Балковского Ставропольский край

Проверка знаний: Докажите, что эволюция выделительной системы шла в направлении создания специализированных органов.

Вставим пропущенные термины Почки состоят из многочисленных ……………… ………., пронизанных густой сетью ………………. В них жидкие продукты жизнедеятельности из …………… поступают в …………………. От каждой почки отходит по одному ………………., который открывается в …………. …………….. Он открывается особым отверстием наружу. почечные канальцы, мочеточник, капилляры, кровь, мочевой пузырь

Молодцы! Почки состоят из многочисленных почечных канальцев, пронизанных густой сетью капилляров. В них жидкие продукты жизнедеятельности из крови поступают в почечные канальцы. От каждой почки отходит по одному мочеточнику, который открывается в мочевой пузырь. Он открывается особым отверстием наружу.

Ответная реакция простейших на раздражение (таксис) Раздражимость — изменение физиологического состояния целостного организма, его органов, тканей или клеток под влиянием внешних воздействий (раздражителей)

Лабораторная работа Тема: Изучение ответной реакции животных на раздражения. Цель работы: изучить ответные реакции организмов на раздражение. Ход работы: попытайтесь прикоснуться палочкой к дождевому червю, затем к раковине моллюска, к рыбке. Наблюдение: Как реагирует дождевой червь на прикосновение? Какова реакция моллюска если слегка ударить по его раковине палочкой? Позволяют ли прикоснуться к себе рыбы? Вывод: Наблюдали ли вы пассивные или активные реакции, попытки защиты, агрессии? Каково значение этих реакций в жизни животных? Как называется свойство организмов отвечать на раздражения? Раздражимость и чувствительность - ха­рактерная черта всего живого. Характер взаимоотношения животных с окружающей средой обитания определяется уровнем развития нервной системы!

НЕРВНАЯ СИСТЕМА Нервная система - это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. На примере нервной клетки покажите, как взаимосвязаны строение и функция Функция нервной клетки заключается в приеме, возбуждении, проведении и передаче нервных импульсов. Нервная клетка состоит из тела и отростков – длинных и коротких. Эти клетки обладают раздражимостью – то есть реакцией на раздражение извне. Нейрон (от греч. néuron — нерв) – это структурно-функциональная единица нервной системы.

Из перечисленных функций выберите те, которые свойственны только нервным клеткам: 1. питание; 6. возбуждение; 2. размножение; 7. проведение; 3. приём; 8. синтез; 4. транспорт; 9. передача. 5. защита;

Простейшие Нервная система отсутствует.

Кишечнополостные Нервная система сетевидная (диффузная), представляет собой сеть образованную нервными клетками звездчатой формы. Свойственны и незначительные признаки централизации – уплотнение нервных клеток в области подошвы. Впервые появляются нервные клетки — не дифференцированные, отдельные, разветвленные, образующие нервную сеть. У медуз наблюдается формирование нервных цепочек, но не более того

Плоские и круглые черви Тип нервной системы – лестничный. у плоских червей уже можно наблюдать эволюцию нервной системы — узел в передней части тела — ганглий и нервные стволы, соединенные отростками. У круглых червей — аналогично

Кольчатые черви Нервная система узлового типа. Окологлоточное нервное кольцо Брюшная нервная цепочка Нервный узел

Моллюски у простейших моллюсков нервная система аналогична червям; у головоногих несколько ганглиев объединяются в “мозг” Нервная система разбросанного узлового типа Нервные узлы Нервные стволы

Членистоногие Впервые появляется головной мозг(еще, конечно, не такой, как у высших животных, но уже вполне развитый мозг) с отделами: передний самый крупный, связанный с органами зрения средний, иннервирует антенны (усики) задний, другие органы чувств и брюшная нервная цепочка Надглоточный нервный узел Подглоточный нервный узел Брюшная нервная цепочка

Типы нервной системы СЕТЧАТАЯ ЛЕСТНИЧНАЯ УЗЛОВАЯ СТОЛБЧАТАЯ

В каком направлении шла эволюция нервной системы беспозвоночных животных?

Тип Хордовые. Класс Ланцетники Нервная система представлена нервной трубкой, лежащей над хордой. Внешне она кажется одинаковой по всей длине, но в ее внутренние строение и функции различия. Зачатки головного мозга.

Рыбы У рыб наблюдается эволюционный скачок — хорошо развитый головной мозг (именно поэтому появляется черепная коробка), содержащий отделы: • передний • средний • задний (мост, мозжечок и продолговатый мозг) Внутри позвоночника находится спинной мозг

Земноводные Размер мозга больше, чем у рыб, так же состоит из 5 отделов, но мозжечок развит меньше — амфибии менее подвижны, чем рыбы

Пресмыкающиеся Головной мозг в целом крупнее, чем у земноводных; укрупнение переднего мозга связано с развитием мозгового свода полушарий и началом развития коры; промежуточный мозг сверху прикрыт полушариями переднего мозга. Более развит и средний мозг, обрабатывающий зрительную информацию. Мозжечок крупных размеров в связи с подвижным образом жизни, прогрессивно развиваются и органы чувств.

Птицы Головной мозг намного больше по размеру, чем у пресмыкающихся, сильнее развит передний мозг; лучше развита кора (а значит, интеллект)

Млекопитающие В общем-то, это самая эволюционно развитая нервная система: очень крупный мозг (5 отделов) хорошо развитая кора — состоящая из нескольких слоев нейронов кора образует извилины, складки, борозды Уже на уровне млекопитающих можно говорить о высшей нервной деятельности

Типы нервной системы СЕТЧАТАЯ ЛЕСТНИЧНАЯ УЗЛОВАЯ СТОЛБЧАТАЯ

Нервная система позвоночных животных Головной мозг Спинной мозг Нервы, нервные узлы Продолговатый мозг Средний мозг Промежуточный мозг Мозжечок Передний мозг

В каком направлении шла эволюция нервной системы хордовых животных ?

РЕФЛЕКСЫ Безусловные – врожденные: Ориентировочный Оборонительный Пищевой Половой Инстинкт: забота о потомстве Безусловные рефлексы помогают выжить в трудных условиях. Инстинктивное поведение специфично для каждого вида. Это целая цепочка последовательно связанных друг с другом рефлекторных актов.

РЕФЛЕКСЫ Условные – приобретенные, которые вырабатываются в процессе жизнедеятельности на основе безусловных Благодаря условным рефлексам животные приобретают навыки и умения.

Сравнение нервной системы рыб и земноводных. Головной мозг рыбы имеет несколько отделов: ……………………, ……………..……, ………………. …………….…., ………………… Продолговатый мозг проходит через отверстие в черепе и постепенно переходит в ……….. мозг. От головного мозга отходят многочисленные нервы, которые связывают мозг с различными органами. В головном мозге земноводных имеется … отделов, но значительно развития достигает ………….. мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии ……………. Передний, средний, промежуточный, мозжечок, продолговатый

Сравнение нервной системы рыб и земноводных. Головной мозг рыбы имеет несколько отделов: передний, средний, промежуточный, мозжечок, продолговатый мозг. Спинной мозг проходит через отверстие в черепе и постепенно переходит в продолговатый мозг. От головного мозга отходят многочисленные нервы, которые связывают мозг с различными органами. В головном мозге земноводных имеется тоже 5 отделов, но значительного развития достигает передний мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии мозжечка.

Сравнение нервной системы пресмыкающихся и птиц. Найдите ошибки в тексте и исправьте их, пользуясь рис. 176 (стр. 228) и текстом учебника (стр. 226-227) Нервная система пресмыкающихся в связи с активным водным образом жизни претерпевает дальнейшее усложнение. Значительно развиваются четыре отдела головного мозга. Увеличивается и становится выпуклым средний мозг. Нервная система птиц характеризуется более сложным строением. Хорошо развит промежуточный и передний мозг и мозжечок.

Сравнение нервной системы пресмыкающихся и птиц. Нервная система пресмыкающихся в связи с активным наземным образом жизни претерпевает дальнейшее усложнение. Значительно развиваются все отделы головного мозга. Увеличивается и становится выпуклым мозжечок. Нервная система птиц характеризуется более сложным строением. Хорошо развит средний, передний мозг и мозжечок.

Эволюция нервной системы 1. Концентрация нервных клеток в определённых местах тела. 2. Формирование нервной ткани. 3. Создание и усложнение специализированных органов (головной и спинной мозг). В основе работы нервной системы лежит рефлекс – ответ на раздражение.

Спасибо за урок! Сегодня на уроке мне больше всего понравилось……… Сегодня на уроке самым сложным было…………… Сегодня я научился…………. Для меня самым интересным на уроке было……

Домашнее задание: §43, вопросы 1-3 стр.229

Выберите книгу со скидкой:


Биология желания. Зависимость — не болезнь

350 руб. 240.00 руб.


Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 5 класс

350 руб. 189.00 руб.


ОГЭ-2020. Биология (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 98.00 руб.


ОГЭ. Биология в таблицах и схемах. Справочное пособие для подготовки к ОГЭ

350 руб. 77.00 руб.


Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки +

350 руб. 1140.00 руб.


Биология. Для тех, кто хочет все успеть

350 руб. 154.00 руб.


Биология. Обязательные понятия, термины школьного курса

350 руб. 74.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Тимофеева Наталья НиколаевнаНаписать 1201 19.08.2019

Номер материала: ДБ-667699

  • Биология
  • 7 класс
  • Презентации

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    15.08.2019 97
    15.08.2019 267
    14.08.2019 112
    13.08.2019 114
    11.08.2019 98
    25.07.2019 315
    25.07.2019 483
    25.07.2019 223

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.