Что такое нервно психическое здоровье ребенка


Психологическое здоровье ребенка – это важнейший элемент общего здоровья малыша. Оно непосредственно воздействует на его эмоциональную сферу, мыслительные процессы, восприятие мира и собственной личности. Нормальное психическое здоровье способствует построению естественных взаимоотношений с ровесниками, близкими людьми и другими взрослыми лицами, адекватному реагированию. Психологически здоровый кроха способен вести счастливую жизнь. Однако порой у детей могут отмечаться психические аномалии, которые нарушают их поведение, негативно воздействуют на мысли и эмоциональную сферу. Такие отклонения следует диагностировать как можно раньше, дабы своевременно оказать коррекционное воздействие.

Критерии психологического здоровья

Психологическое состояние характеризует в целом личность. Оно предоставляет возможность определить психологическую сторону проблемы состояния психики. Необходимым условием формирования ребенка является его психологическое здоровье, которое обусловлено также физическим состоянием.

К ключевым критериям оценки психологического здоровья причисляют:

– комфортное душевное состояние малыша, его адекватное психическое развитие;

– умение постигать себя и понимать окружающих;

– позволительное социальное поведение;

– способность выбирать и умение нести ответственность за него;

– претворение в реальность потенциала в разнообразных вариантах деятельности.

Условно можно подразделить на уровни душевное состояние малыша.

К первому уровню причисляются малыши с константной приспособляемостью к среде, устойчивыми силами для преодоления стрессоров и творческим подходом к действительности. Таким детям не нужна психологическая поддержка. Это креативный уровень.

Следующий уровень называется адаптивным, в него включаются дети, адаптированные в целом к социуму, однако они характеризуются гипертревожностью.

Также можно выделить некоторые факторы риска, существенно воздействующие на психологическое состояние.

Это окружение или средовые факторы (неблагоприятная семейная атмосфера либо обусловленные пребыванием крохи в саду и другом учебном заведении). Индивидуальные особенности или субъективные факторы, включающие самооценку ребенка, характер, темперамент.

Таким образом, психологическое здоровье детей и подростков, большей частью обусловлено комфортной домашней обстановкой, присутствием взрослых (родственников, воспитателей, преподавателей), играющих с ними, проводящих беседы, предоставляющих возможность им проявить собственную автономность.

Ребенок в ДОУ

Каждый кроха обладает с рождения персональным набором врождённых характеристик: определёнными задатками, типом нервной системы, особенностями поведенческих паттернов и частично характером собственных родителей. Считается, что психологическое формирование малыша обусловлено во многом его генотипом. Однако большинство психологов придерживается воззрения, что большей частью на развитие воздействуют средовые факторы и воспитание, чем врождённые черты.


Определяющим аспектом психического созревания считается социальный опыт, закреплённый в предметной форме и знаковой системе. Он приобретается. Психическое формирование проистекает по образцу, принятому в данном социуме, и обуславливается видом деятельности, типичным уровнем развитости такого общества.

Дошкольный период очень значим в формировании рассматриваемого аспекта. Ведь именно на данном этапе происходит созревание психики, закладывание основ нравственности и поведенческих паттернов. Работникам дошкольных организаций следует стараться постоянно психологически поддерживать каждого кроху. Сегодня отмечается резкая нехватка материальных ресурсов и духовного резерва, необходимых для социализации малышей и их адекватного развития. Поэтому неудивительно, что приблизительно у 50% малышей отмечаются психические отклонения: отсутствие усидчивости или концентрации внимания, гиперактивность либо расторможенность поведения. Поэтому дети нуждаются в ощущении поддержки со стороны воспитателей.

Укрепление психологического здоровья детей включает несколько структурных составляющих:

– позитивную эмоциональную атмосферу развития, включённую в любые вариации деятельности;

– развитие когнитивных функций;

– формирование личности малыша, основываясь на особенностях его темперамента и складывающихся черт характера.

Индивидуализация процесса обучения малышей должна базироваться на учете их индивидуально-типологических характеристик, а именно – типа темперамента, обусловленного генетическими спецификами личности.

Воспитателю в процессе взаимодействия с малышами необходимо опираться на нижеприведенные показатели:

– уровень знаний и навыков (действенность, осознанность);

– характер переключения познавательных процессов (стереотипность ума, гибкость интеллекта, быстрота либо вялость нахождения взаимосвязей, наличие либо отсутствие личного отношения к постигаемому материалу);

– работоспособность (умение действовать продолжительное время, уровень интенсивности деятельности, утомляемость, отвлечение внимания);

– отношение к учебной деятельности;

– характер когнитивных интересов;

– степень волевого созревания.

На занятиях наставнику необходимо стараться избегать воздействия на малышей отрицательных факторов. Так, например, слабослышащих малышей следует разместить ближе к воспитателю.

Ниже приведены рекомендации работникам дошкольных организаций по предупреждению развития психологических отклонений в созревании ребенка:

– выказывание искреннего интереса к состоянию малышей, их личности, настроению;

– создание в группе комфортного, спокойного микроклимата, жизнерадостной и творческой атмосферы;

– демонстрация собственными действиями уважительное отношение к взрослым лицам и детям;

– организация быта малышей и их жизнедеятельности, таким образом, дабы у них рос запас положительного опыта добрых чувств;

– учёт возрастных особенностей, интересов малышей при подготовке и при проведении занятий;

– создание условий для выработки у детей доверия и привязанности к взрослым лицам, положительных контактов с ровесниками;

– обучение воспитанников осознанию собственных эмоциональных настроев, чувствованию окружающих людей;

– использование похвалы в ходе взаимодействия чаще, нежели порицание;

– создание условий для оптимальной доверительной синергии с родителями;

– формирование навыка проводить параллель между поведением, событиями, самочувствием и настроением людей.

Ребенок в семье

Наиболее значимым институтом психологической зрелости малышей и формирования личности является семья. Первый опыт коммуникативного и социального взаимодействия ребенок получает именно в семье, которая является некоторое время единственным источником получения этого опыта. Позже в жизнедеятельность крохи включаются иные социальные институты – учебно-воспитательные заведения. Невзирая на увеличение числа социальных связей у малыша, семья продолжает удерживать позицию одного из наиболее значимых условий социализации.

К важным условиям психологического здоровья причисляют превалирование позитивных чувств над отрицательными эмоциями.

Психологическое здоровье стали сегодня рассматривать в качестве необходимого фактора для полноценного функционирования, проявления, формирования индивида в процессе его жизнедеятельности.

Вследствие возрастных специфик дети могут не владеть всеми компонентами психологического здоровья, базисы которого закладываются именно в семье.

Малыш, психологически здоровый, характеризуется жизнерадостностью, открытостью, весёлостью. Он пытается творчески самовыразиться, познать себя и среду не только при помощи разума, но и посредством чувств и интуиции. Он принимает собственную личность, также принимает уникальность и ценность окружения.


Семейные взаимоотношения оказывают решающее воздействие на созревание малыша, его психологическое благополучие. Ребенок нуждается в спокойной атмосфере и доброжелательном семейном микроклимате.

Необходимо с первых дней стараться выстраивать взаимоотношения с чадом на грунте взаимопонимания и согласия. Повышенные тона недопустимы, поскольку провоцируют возникновение невроза. Помимо того усугубляют имеющиеся отклонения нервной системы, что существенно понижает защитные ресурсы маленького организма.

Особенности психологического здоровья ребенка таковы, что для их сохранности родителям следует:

– проявлять внимание внутренней атмосфере малыша: переживаниям, способностям, уверенности либо неуверенности его, интересам, отношению к существованию и людям;

– уважать и принимать собственное чадо таким, каким он есть;

– быть вместе с крохой, а не рядом;

– контролировать собственное поведенческое реагирование (недовольство поведением малыша не должно носить характер систематичности);

– в деятельность, с которой карапуз справляется вмешиваться не стоит;

– делиться собственными чувствами;

– оказывать помощь лишь когда малыш просит;

– повествовать ребенку о своих победах и неуспехе, о детстве;

– поддерживать его достижения;

– проводить с крохой больше времени, обнимать его, дарить нежность.

Условия сохранения

Сегодня всё острее становится проблема неадекватности потенциалов человеческой психики ритму бытия, высокому уровню стрессогенной обстановки, информационным нагрузкам.

Для детей огромным источником стресса являются внедрение преждевременного обучения и перенапряжение, обусловленное учёбой. Сегодня типичного ребенка характеризуют внешние критерии взрослости на фоне инфантилизма и социальной незрелости. По мере взросления малышей число стрессоров, воздействующих на их жизнедеятельность, только увеличивается. А потому психическое состояние маленьких граждан имеет свои особенности.

Неблагоприятными вариациями взаимоотношений с матерью на этом этапе считаются:

– быстрое и излишне резкое отделение, например, вследствие выхода родительницы на работу, рождение второго малыша или помещения крохи в ясли;

– гиперопека, чаще проявляемая излишне тревожной матерью.


Важность отца для становления самостоятельности ребенка обусловлена тем, что родитель: является примером взаимоотношений с матерью, прототипом внешнего мира, менее противоречивым объектом, нежели мать и трансформируется в источник защиты.

Ещё один фактор риска заключается либо в конфликтных взаимоотношениях между родителями, либо в отсутствии одного из них. Часто роль взаимоотношений, наполненных противоречиями, недооценивается, однако они нередко провоцируют у малышей нарушения гендерной идентификации или развитие невротической симптоматики: энуреза, фобий. У отдельных детей они зачастую порождают характерные изменения поведенческих паттернов: боязливости, покорности, робости, депрессивным настроениям.

Нервно-психическое здоровье дошкольника

Такие проблемы, как капризность, непоседливость, чрезмерная активность или, напротив, заторможенность, вялость, чаще всего обусловлены именно физической неготовностью ребенка к школе: незрелостью нервной системы, ее ослабленностью за счет чрезмерных для ребенка учебных или спортивных нагрузок. У таких детей часто меняется настроение, они раздражительны, могут быть агрессивны или, наоборот, застенчивы. У них часто бывают кошмары, навязчивые страхи (темноты, воды и др.).

При чрезмерных нагрузках и отсутствии эмоциональной поддержки со стороны семьи у такого ребенка возникают нервно-психические расстройства.

Нервно-психические нарушения проявляются разнообразно: вялость, раздражительность, двигательное беспокойство, нарушения сна, ночное недержание мочи, заикание, тики и др.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Важно с пониманием отнестись к чрезмерно активному (гиперактивному) ребенку. Как правило, дети вертятся и отвлекаются не из вредности или упрямства, а потому что они не способны физически длительно контролировать свои движения, сконцентрироваться на выполнении задания, рассеянны и не знают покоя.

Физиологически это объясняется особенностями нервной системы: мозг легко возбуждается, а процесс торможения затруднен из-за индивидуальных физиологических особенностей. Другими словами, детям сложно контролировать свои движения не потому, что не хочется, а потому, что не получается.

Только к 6-7 годам созревают мозговые структуры, отвечающие за произвольность движений (способность контролировать свои действия) в достаточной мере, чтобы ребенок мог просидеть 30 минут на одном месте, не разговаривать во время урока и соблюдать другие требования школьной жизни. Поэтому все дошкольники по своей природе — гиперактивны. В 4-5 лет они учатся бегать, прыгать, кувыркаться и используют любую возможность, чтобы потренироваться и исследовать свои новые умения и возможности.

Если ваш ребенок чрезмерно активен, не способен заниматься одним и тем же в течение 10 минут, быстро утомляется, импульсивен и подвижен, то при обследовании невролог может диагностировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

В дошкольном возрасте, как правило, он не ставится и особого беспокойства не вызывает. Гиперактивное поведение дошкольника соответствует его возрастным особенностям. Проблемы начинаются в школе. Ребенок отстает в учебе, проявляет агрессивность по отношению к сверстникам, учителя жалуются на плохое поведение на уроках.

Основных причин у СДВГ две. Первая — неблагополучное протекание беременности или родов, которое может привести к минимальным мозговым дисфункциям (ММД). Биологически мозг ребенка здоров, но функционирует он дисгармонично. В данном случае возбуждение распространяется по всей коре больших полушарий, что приводит к тому, что ребенок не может успокоиться, собраться, сконцентрировать свое внимание (не образуется устойчивая доминанта).

Второй причиной является неблагополучие в семейных отношениях, неумение родителей с пониманием и заботой отнестись к особенностям своего ребенка. Если же отец и мать заботятся о нем, прислушиваются к нему, откровенно проявляют свою любовь, то СДВГ не приводит к серьезным нарушениям в поведении: ребенок неагрессивен, расслаблен, старается вести себя хорошо.

ОСЛАБЛЕННАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ)
Другую группу трудных детей составляют дети с ослабленной нервной системой. Такие дети быстро утомляются, рассеянны, для них характерна вялость, нежелание, играть в активные игры. Они пассивны. Темп деятельности очень медленный. Им приходится все время подсказывать.

Таким детям необходим щадящий режим дня: дневной сон, лечебная физкультура, регулярное питание, длительные прогулки, активные игры. Занятия спортом должны быть умеренными. Учебные нагрузки по подготовке к школе – минимальны. При серьезных расстройствах – исключены.

В школе на подготовку домашних заданий должно отводиться не больше часа в день.

ДЕТСКИЕ СТРАХИ
Малыши часто чего-то боятся: темноты, шума, собак. Но боятся по-разному. Например, абсолютно нормально, если ребенок просится к вам на руки, увидев огромную овчарку. Это скорее проявление осторожности, чем страха. Но если ребенок начинает плакать при виде таксы — пора идти к психологу.

Часто к страхам относят отвращение: страхи пауков, насекомых, грязи. Если объект, на который направлен страх, не может принести человеку смерть или нанести увечье, то речь, скорее, идет об эмоции отвращения. Часто она направляется на насекомых. Такие страхи редко наблюдаются у дошкольников, но у взрослых встречаются уже почти у каждого. Происходит это от неполноценного восприятия природы, когда объекты окружающего мира остались неизученными и малопонятными, а потому их живая деятельность не задевает вашего интереса.

Если вы боитесь насекомых, испытываете к чему-то чувство отвращения, вряд ли вы умудритесь не воспитать их в вашем ребенке.

Наличие детских страхов, с одной стороны, является нормой для дошкольника с точки зрения того, что они есть почти у всех. С другой стороны, страх — это признак неблагополучия в родительско-детских отношениях в той или иной степени. Чем сильнее страх — тем менее удовлетворена потребность ребенка в родительской любви.

Когда ребенок счастлив, удовлетворен жизнью, когда родители проявляют к нему любовь и заботу, ему не страшен даже сам серый волк.

Если страх больше похож на панику, доставляет массу беспокойств вам и вашему ребенку, вы долго не можете успокоить малыша, — это признаки того, что необходима помощь специалиста.

Что делать, если у вашего ребенка есть такие нарушения? Обратитесь к специалистам. Индивидуальную программу лечения составит психоневролог. Психолог поможет установить отношения в семье, которые способствовали бы скорейшему выздоровлению и предотвратили появление нервно-психических расстройств вновь.

Если у вашего ребенка серьезные нервно-психические нарушения (например, синдром дефицита внимания с гиперактивностью), лучше повременить со школой — начать обучение с 8 лет.

Что побеждает: болезнь или любовь?
Психологами проводился следующий опыт. Дети были разделены на 4 группы:
1. Со сложным темпераментом и с неблагополучием в отношениях с матерью (матери плохо заботились о детях, уделяли им мало внимания и ласки).
О сложном темпераменте ребенка говорят, если он родился с минимальными мозговыми дисфункциями. Такие младенцы плаксивы, капризны, долго не могут успокоиться и доставляют гораздо больше беспокойства своим родителям, чем дети с легким (здоровым) темпераментом.
2. Со сложным темпераментом и с благополучными отношениями с матерью.
3. С легким темпераментом (здоровые) и неблагополучием в отношениях с матерью.
4. С легким темпераментом и благополучием в отношениях с матерью.

Далее отслеживалось, насколько дети успешны в развитии, насколько они хорошо адаптируются в школе и т. п.
Несложно догадаться, что лучшие результаты показывали дети из 4-й группы, а худшие — из 1-й.

Но кто показал худшие результаты: те, у кого было неблагополучие в отношениях с матерью, или те, у кого были эмоциональные нарушения в силу особенностей нервной системы? Худшие результаты показали дети, отношение матерей к которым было незаботливым, грубым, невнимательным. Такие родители позволяли себе кричать на ребенка, ругать его, часто наказывали. Это не было жестокое обращение с детьми или абсолютное безразличие к ребенку. Нет. Такой стиль поведения родителей принят во многих семьях. Если нервная система ребенка функционирует нормально, то недостаток родительской любви сказывается на развитии ребенка, но при этом не создает серьезных проблем: пока не грянет подростковый возраст. Если же у ребенка есть какие-то нервно-психические нарушения, то неразумное поведение родителей приводит к катастрофе. Ребенок не контролирует себя, проявляет агрессивность, появляются навязчивые движения, тики, он боится всего вокруг, плачет по любому поводу.

Благополучные отношения родителей и детей — это отношения любви и свободы. В каждой семье были периоды, когда отношения родителей и детей становились разумными, свободными от страхов и заблуждений, творческими. Такие моменты мы называем счастьем.

Чаще обнимайте ребенка, разговаривайте, играйте, гуляйте, занимайтесь, учите, целуйте, боритесь, соревнуйтесь. Наполните ребенка любовью, сделайте его счастливым — это лучшее лекарство от страхов, неуверенности в себе, агрессивности и других психологических проблем.

Помните: когда вы ругаете ребенка, позволяете себе кричать или, наоборот, не разговаривать, отчитывать со строгим взглядом, вы лишаете своего ребенка Любви, а значит, сами выстраиваете фундамент неуверенности в себе, агрессивности, безразличия.

Главная задача родителя — настолько разобраться в себе, настолько понимать своего ребенка, чтобы в любой момент быть наполненным любовью и одарить ею свое дитя.

Когда идти к психологу?
Психолог должен помочь вам в случае:

  • любых проблем в воспитании ребенка;
  • при любых конфликтах между вами и вашим ребенком;
  • гиперактивности;
  • ослабленности нервной системы (например, при восстановлении после длительной болезни);
  • страхах и отвращении;
  • застенчивости;
  • демонстративном непослушании (нарочно делает именно потому, что нельзя, например, ругается матом);
  • агрессивности, жестокости;
  • тиках, навязчивых движениях;
  • энурезе (недержании мочи); внезапно развившийся и усугублящийся энурез нуждается в ранней диагностике рака мочевого пузыря;
  • когда вы не уверены, что ваш ребенок достаточно интеллектуально развит (у него плохо развиты речь, память, внимание, ему с трудом дается решение задач и т. д.);
  • после пережитых ребенком серьезных физических заболеваний: травм, инфекций;
  • после пережитых ребенком психологических травм: чрезвычайное происшествие, сильный испуг, насилие и т. п.;
  • лживости, воровстве и др.;
  • когда вы не знаете, как воспитывать, не ругая, не срываясь, не наказывая чаще, чем это следует делать.

Когда идти к неврологу?
Невролог (невропатолог, психоневролог) — это врач, в задачи которого входит установление сохранности нервной системы. Если ваш ребенок пережил тяжелую травму или инфекцию, которая может повлиять на развитие его нервной системы, он будет длительно наблюдаться у невролога.

При серьезных отклонениях в нервно-психическом здоровье (СДВГ, навязчивые движения, сильные страхи) следует обратиться не только к психологу, но и к неврологу, который должен определить, нужно ли дополнительное медицинское (как правило, общеукрепляющее) воздействие или с нервной системой ребенка все в порядке.

Логопеды считают, что до 4,5 лет ребенок имеет право произносить звуки неправильно, так как он овладевает речью творчески, как бы исследует родной язык. Но если у вас есть сомнения, нормально ли развивается речь ребенка, лучше перестраховаться и посетить логопеда.

В любом случае, помните, что чем раньше родители обратятся к логопеду — тем легче и успешнее пройдут лечение и коррекция.

По материалам книги Д. А. Поповой "Как подготовить ребенка к школе"

Е.В. Шниткова, Е.М. Бурцев, А.Е. Новиков, М.С. Философова , Ивановская государственная медицинская академия

Представлены результаты соматического, неврологического и нейрофизиологического обследования 614 детей с рождения до 3 лет жизни со средней тяжестью гипоксически-ишемической энцефалопатии. Период гестации у 44,3% детей протекал с признаками фетоплацентарной недостаточности. У 83,7% матерей имелось нарушение родовой деятельности. Задержка нервно-психического развития (у 77,3% детей), отклонения в становлении ритмической активности на ЭЭГ (у 75%), признаки морфологической незрелости мозга (у 38,8%) свидетельствовали о снижении темпов постнатального нейроонтогенеза, что в сочетании с высокой частотой синдрома двигательных нарушений (73,3%) на первом году жизни и изменений мозгового кровотока (43,8%) служит предпосылкой к развитию психоневрологических заболеваний у детей раннего возраста и требует их ранней реабилитации.

Частота перинатальной патологии в общей популяции превышает 15-20% и продолжает расти [1]. Есть основания предполагать, что процент здоровых детей при рождении к 2015 году сократится до 15-20, а новорожденных с врожденными заболеваниями увеличится до 35. По данным ВОЗ, 20% детей страдают нервно-психическими расстройствами, которые в 65-80% случаев носят гипоксически-ишемический характер [2, 7].

В последнее десятилетие особое внимание уделяется вопросам управления здоровьем, реабилитации детей, испытавших отрицательное воздействие в антенатальном и раннем неонатальном периодах, которое повлияло на последующее становление нервной системы. Перинатальным повреждением ЦНС обусловлены многие индивидуальные особенности физической и интеллектуальной сфер развивающегося организма.

Цель нашего исследования - выявить особенности состояния здоровья и нервно-психического развития (НПР) детей раннего возраста, перенесших перинатальную гипоксию.

Под наблюдением с рождения до 3 лет жизни были 614 детей. Проводилось комплексное соматическое, неврологическое и нейрофизиологическое обследование.

Причинами перинатального поражения нервной системы и патологического течения беременности были гестозы - 11,7%, фетоплацентарная недостаточность - 44,29%, заболевания матери - соматические (анемия, хронический пиелонефрит, хронический тонзиллит, варикозное расширение вен, гипертоническая болезнь) - 38,25%, гинекологические (кольпит, эрозия шейки матки, эндометриоз) - 6,19%, венерические (сифилис, гонорея, трихомониаз) - 2,44%, острые респираторные - 15,96%, эндокринные (сахарный диабет, диффузное увеличение щитовидной железы, ожирение) - 4,23%, неврологические (церебральный арахноидит, эпилепсия, аномалии сосудов мозга) - 1,7% заболевания. Наблюдения в период родов: отмечались нарушение родовой деятельности (83,71%), обвитие пуповиной (6,18%), аномалия родов (4,6%), акушерские пособия (1,79%). Посредством операции кесарева сечения родились 29 (4,72%) детей.

Вредные привычки имелись у 23 (3,74%) матерей. Одинокие матери составили 7,32%. Нежеланными были 17 (2,77%) детей.

Гипоксически-ишемическая энцефалопатия (ГИЭ) диагностирована у 595 (96,91%) детей, в сочетании с травмой - у 19 (3,09%). У 33 детей ГИЭ сочеталась с внутриутробной инфекцией (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирусная инфекция, сифилис). Преобладала средняя степень тяжести ГИЭ - 524 наблюдения (85,34%).

Наблюдения в остром периоде заболевания: доминировали синдромы угнетения (54,39%), гипертензивный (45,43%). Частота эпилептического синдрома составляла 2,9%.

В раннем восстановительном периоде в неврологическом статусе преобладали двигательные нарушения (73,28%) с мышечной гипотонией (69,54%), гипертонией (16,9%), дистонией (9,6%). Вегетативно-висцеральная дисфункция была у 20,85%, гипертензивный синдром - у 16,9%, гипертензивно-гидроцефальный - у 8,46%, церебрастенический - у 3,03% детей. Повреждение шейного отдела позвоночника в остром периоде ГИЭ, выявленное у 167 (27,2%) детей, характеризовалось ограничением поворота головы и приведения подбородка к груди, симптомами , , , дистонией в мышцах рук. На спондилограммах у 10 (1,62%) детей выявлено смещение атланта, изменение соотношения нижележащих позвонков.

Неврологическая картина с первых дней жизни характеризовалась нарушением мышечного тонуса, снижением рефлексов автоматизма, их быстрым истощением. Чаще отсутствовали рефлексы опоры и шаговый или они реализовались с патологическими элементами: опора с поджатыми пальцами и на наружную поверхность стопы, шаговый - на согнутых в коленных суставах ногах с перекрестом, выполнялась первая фаза рефлекса Моро.

Генетическая программа НПР ребенка реализуется в условиях постоянной смены средовых факторов. Соответствующее биологическому НПР выявлено у 22,1% детей. Преобладала задержка НПР на 1 эпикризный срок (84,7%) по 1-2 (66,6%), реже 3-4 (33,4%) анализаторам. Значительным было число детей с задержкой НПР на 2 эпикризных срока (76%) по 1-2, 3-4 (23,6%) и более (14%) анализаторам, на 3 эпикризных срока (22%) по 1-2 (38,9%), 3-4 (11,1%) и более (50%) анализаторам. У 2,2% детей имелось отставание в развитии на 4-5 эпикризных срока по 1-2 (5,9%), 4 и более (91,4%) анализаторам.

Моторный коэффициент у 50% детей приближался к 50%, а у 25% был ниже, что представляло высокую степень риска формирования ограничения жизнедеятельности (инвалидность с детства) у 37 детей. Даже в условиях своевременной патогенетической терапии 69% детей не достигали биологического уровня НПР. Более того, частые соматические заболевания, появление эпилептических припадков углубляли имеющуюся задержку НПР. В лучшем случае отставание в развитии на один эпикризный срок в первом полугодии жизни удерживалось до конца года, но у 8,1% детей оно предшествовало дебюту фебрильных и аффективно-респираторных припадков. У 13% детей с месячного возраста отмечалась задержка НПР на 2 эпикризных срока, она заключалась в изменениях зрительных, слуховых, ориентировочных реакций, общих движений, низком эмоциональном профиле. Как показал анализ социальных факторов, отклонения в развитии ребенка усугубляются такими факторами, как неполная семья, асоциальный статус семьи, вредные привычки и молодой возраст матери.

Нарушения НПР взаимосвязаны с перенесенной ребенком хронической и сочетанной гипоксией. Прямая зависимость имеется и с клинической картиной ГИЭ. Так, при синдроме вегетативно-висцеральных нарушений задержка НПР составляет 1 эпикризный срок по 1-2 анализаторам, при гипертензивно-гидроцефальном и эпилептическом синдромах - 1-3 эпикризных срока более чем по 2 анализаторам. При формировании детского церебрального паралича (ДЦП) рано диагностируется задержка на 3-4 эпикризных срока по 5-7 анализаторам.

Проводившиеся в динамике нейросонографические исследования в остром периоде ГИЭ выявляли признаки ишемии мозга (50%) и внутричерепной гипертензии (20,9%). В соответствии с классификацией дилатации желудочков мозга, предложенной M. Levene [8], в 38,86% наблюдений диагностирована транзиторная дилатация желудочков, в 18,2% - персистирующая постгеморрагическая. Среди пороков развития мозга врожденная гидроцефалия составляла 1,1%, ее сочетание с микроцефалией - 0,9%. Парциальное транзиторное расширение боковых желудочков мозга, наблюдаемое, как правило, в области передних рогов и тел, визуализировалось в первую неделю жизни ребенка. У половины детей эти изменения исчезают к месячному возрасту, но они могут сохраняться и во втором полугодии жизни (4,11%). Окклюзионная гидроцефалия диагностирована у детей с внутриутробными инфекциями. Незрелость мозга, о чем свидетельствовали повышение эхогенности паренхимы и наличие полости прозрачной перегородки, сохранялась в раннем восстановительном периоде ГИЭ (22,9%).

Внутрижелудочковые кровоизлияния I-II степени обнаружены у 8,1% детей. Они часто сочетались с признаками незрелости мозга и регистрировались у недоношенных и доношенных, но незрелых детей. Внутрижелудочковые кровоизлияния II-III степени встретились у 2,2% детей. В 3,44% случаях выявлена перивентрикулярная лейкомаляция.

Показатели нейросонографии соответствовали тяжести состояния детей. Так, гипертензивные изменения определялись у детей с симптомами гипервозбудимости, транзиторная дилатация желудочков сочеталась с вегетативной лабильностью. Внутрижелудочковые кровоизлияния II-III степени проявлялись синдромом угнетения, мышечной дистонией, клоническими и сочетанными судорогами, изменением частоты сердечных сокращений и дыхания (вплоть до апноэ), нарушением микроциркуляции.

При визуальном и спектральном анализе ЭЭГ у 75% детей установлены различные варианты отклонений. Основное внимание уделялась возрастной периодичности появления ритмической активности, связанной с состоянием зрительного и двигательного анализаторов.

Становление - -ритмов у детей с ГИЭ легкойстепени задерживается относительно показателей у здоровых детей на 1-2 мес. При поражении ЦНС средней тяжести отмечаются диссоциация в появлении сенсорных ритмов, нарушение топики составляющей 7 Гц в период привлеченного внимания. -ритм не достигает по частоте возрастных значений к концу первого года жизни.

У детей с эпилептическим синдромом прослежена четкая связь дебюта и рецидива пароксизмов с критическими периодами электрогенеза мозга (4-5-й и 15-16-й месяцы жизни), что позволяет установить неизвестные ранее звенья патогенеза возрастных неврологических расстройств и стыкуется с подходом коррекционной реабилитации на интерсистемном уровне [5].

По данным реоэнцефалографии, имелись признаки затруднения венозного оттока из полости черепа (43,8% детей), что клинически проявлялось гипертензивно-гидроцефальным синдромом. У детей с натальной травмой шейного отдела позвоночника регистрировалось снижение объемного и пульсового кровенаполнения, эластичности сосудистой стенки артерий, повышение сосудистого сопротивления в вертебробазилярном бассейне. Преобладало повышение сосудистого тонуса в системе сонных артерий. Таким образом, патологический процесс, обусловленный перинатальной гипоксией ЦНС, после рождения ребенка продолжается, проявляясь различной симптоматикой - как неврологической, так и со стороны других органов и систем. Только у 22% детей уровень НПР соответствовал возрастным нормативам, но и они не могут быть отнесены к абсолютной норме и рассматриваются нами как 2-я группа здоровья. Отсроченность появления клинических признаков повреждения, волнообразность течения процесса объясняются не только мозаичностью созревания отдельных структур мозга, но и задержкой нейроонтогенеза с нарушением течения пластических структурных перестроек на всех уровнях. В первую очередь это касается детей, у которых антенатальный период протекал на фоне хронической гипоксии. Как показывают результаты ряда исследований 5, изменения в головном мозге становятся необратимыми и вряд ли могут быть полностью компенсированы. Они определены как дизонтогенетические и наиболее выражены у детей с ДЦП. В анализаторных системах мозга создается состояние , что способствует депривации и дальнейшему углублению нарушений [6].

Результаты проведенного исследования согласуются с прогнозами увеличения и утяжеления перинатальной патологии ЦНС. Выявление связей анте- и интранатальных отрицательных факторов с развивающейся патологией нервной системы должно способствовать развитию превентивного направления в акушерско-педиатрической службе, расширению возможностей медико-генетических консультаций и центров по планированию семьи. Диктуемое раннее патогенетическое лечение с коррекцией системных показателей, анализом микросоциальных факторов и консультацией детского психолога необходимо продолжать на протяжении первых 2 лет жизни ребенка.

Журнал неврологии и психиатрии N3-2000, стр.57-59

Литература

1. Баранов А.А. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации 1993. Здравоохр РФ 1995; 3-6.

2. Вельтищев Ю.Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней. Альманах . Под ред. И.А. Скворцова. М: Тривола 1995; 2: 13-37.

3. Кочетов А.М., Зиновьев А.С., Стольный В.Н., Наконечная Н.М. Структурные основы дезинтеграции вегетативных функций при гипоксии новорожденных. Структурно-функциональные основы интегративной деятельности мозга: Сб. научн. статей. М 1988; 130-132.

4. Петрухин А.С. Перинатальная неврология. Педиатрия 1997; 5: 36-38.

5. Скворцов И.А. Нейроонтогенетические аспекты детской неврологической инвалидности и новые подходы к терапии. Альманах . Под ред. И.А. Скворцова. М: Тривола 1993; 11-24.

6. Шимко И.А. Влияние двигательной депривации в раннем онтогенезе на вызванные потенциалы сенсомоторной и зрительной коры мозга у крыс. Журн высш нервн деят 1984; 34: 124-126.

7. Якунин Ю.А., Ямпольская Э.И. Пренатальные и перинатальные поражения центральной нервной системы. Клиническая нев-ропатология детского возраста. Под ред. М.Б. Цукер. М: Меди-цина 1986; 223-255.

8. Levene M.J. Meassurement of the growth of the lateral ventricles in preterm infants with real-time ultrasount. Arch Dis Child 1981; 56: 900-904.

Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.