Что такое нервы в православии


  • Контакты
  • Духовенство
  • Расписание служб
  • Календарь
  • Фотогалерея
  • Видео
  • Контакты
  • Духовенство
  • Расписание служб
  • Календарь
  • Фотогалерея
  • Видео
  • История
  • История храма
  • Праздники
  • Паломничества
  • Крестные ходы
  • Воскресная школа
  • Благотворительность
  • Щелковские новомученики




О нервозности

Как избавиться от нервозности?

Мы уже говорили - во время исповеди Господь дает благодатную силу на борьбу с грехами. Почему человек нервничает? Это не на нервной почве, а на греховной почве. Когда человек во всех грехах покается, то он примиряется с Богом, и у него после исповеди бывает душевный мир и покой. И надо стараться молитвами, добрыми делами, чтением святых книг набирать себе благодать. Если кто-то нас оскорбил, обидел, то должны поблагодарить Бога и внутренне думать о людях только хорошее. У нас будет внутренняя сила, уверенность, покой, и мы не будем психовать. Так мы быстро избавимся от этой страсти.

Знаете, когда провода оголенные касаются друг друга под напряжением, тогда бывает замыкание. А после замыкания, учтите, бывает часто и пожар! Искры летят. У нас с вами от постоянных грехов оголены нервы. У одного оголенные нервы, у другого. Мы живем вместе и при нервном разговоре начинаем искрить. Начинается душевный пожар, потому что у одного нет смирения, у другого. От этого мы с вами горим - душу готовим для ада. Надо сделать изоляцию своим нервам - научиться смиряться.

Молитва, покаяние, добрые дела, терпение - вот почва для душевного покоя и радости. Нс забывайте прощать ближнего, даже раньше того, как он попросит у вас прощение, прощать его нужно не только для его спокойствия; прощение его прегрешения перед вами нужно вам самим. Кто прощает другим, тому прощает Бог. Вот, таким путем мы и сделаем изоляцию.

Как избавиться от заболеваний нервной системы?

Будьте смиренны, смиряйтесь со всем, что обрушивается на вас. Многие говорят: "У меня все болезни на нервной почве". Знайте, что не на нервной почве, а на греховной. Просто даем свободу своим страстям и языку. У некоторых нервы так расшатаны, что их можно сравнить с оголенными, неизолированными проводами. Если у одного человека оголенные, у другого - оголенные, то при столкновении происходит своего рода замыкание - скандалы, споры, раздражение друг на друга. Вот тогда нервная система и страдает.

Что такое нерадение? Как оно влияет на жизнь человека? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в статье. Нерадение – это небрежное отношение к своим обязанностям. Отцы Церкви утверждали, что беспечность, нерадение и невнимательность совершают в жизни людей больше зла, чем те или иные определённые грехи.

Грех может поразить нас своим безобразием, своим ужасом и своей пошлостью. А нерадение, забвение того, что судьба смертного глубока, что человеческая доля уходит в пучину Божию и отворяется в вечность, - это поражает нас фундаментально и иногда абсолютно: так, что индивидуум мельчает и уже не может ни вырасти, ни выпрямиться в меру своего значения. А по призванию человек – глубок и велик.

Схиархимандрит Авраам

Схиархимандрит Авраам часто вспоминал евангельский рассказ о том, как Иисус Христос в последнюю ночь перед своими мучениями после Тайной вечери возносил молитву в Гефсиманском саду. Сама эта молитва являлась началом терзаний Господа нашего. Евангелист Лука говорил, что Иисус воссылал моления до кровавого пота. Иные евангелисты также свидетельствуют о том, какие он переживал борения.


В Богочеловеке Иисусе функционировали две воли: человеческая и божественная (то есть боящаяся мук и колеблющаяся). В итоге Спаситель, хотя и не без поддержки ангела, укрепившего его, одержал верх над самим собой, воля смертного подчинилась воле Бога.

Но Иисус в эту ужасную ночь оставался совершенным, реальным человеком. В этом случае под безупречностью подразумевается не высшая ступень в эволюции существа, а полнота человеческой натуры Спасителя.

Испытывая страх и борение во время чтения молитвы, Иисус у своих непосредственных учеников – Иоанна, Петра и Иакова - просил человеческого содействия. У тех, кто, как написано в Евангелии, выказывал наибольшее усердие, пусть иногда неразумное, но всё же искреннее.

И вот Спаситель, возвратившись к своим ученикам после первого своего моления, обнаружил, что они спят. Он упрекнул их в том, что они и единого часа не смогли побдети. Как видите, самые ревностные ученики Иисуса, потеряв духовную бодрость, поддавшись немощи телесной, не смогли выдержать достойно испытание, которое ждало их в грядущем.

Нерадение

Итак, нерадение – это страшная напасть. Известно, что апостол Пётр смалодушничал и от Спасителя отрёкся трижды. Все остальные апостолы пустились наутёк. До конца при Иисусе остался лишь Иоанн Богослов.

Молитеся и бдите, да не внидете в напасть: ибо дух бодр, тело же немощно. Апостолы проявили то, что мы сегодня назвали бы нерадением. Вероятно, у них имелись какие-либо уважительные причины: усталость, скорбь, страх, неразумение происходящего.


Апостол Пётр

Немногим известно, что нерадение – это грех. Так, апостол Пётр весьма остро переживал вышеуказанный момент. Когда во дворе священника Господь на него взглянул с немой укоризной, он заплакал навзрыд. По легенде, в течение всего своего бытия апостол Пётр, услышав пение петуха, начинал рыдать. Он заливался слезами даже тогда, когда уже был помилован и снова получил чин апостола, стал одним из наиглавнейших посланников – столпом, как говорил о нём евангелист Павел.

На иконах проповедника Петра воссоздают с бороздками на щеках, что в иконописном обычае является знаком покаянных слёз.

Святые отцы о нерадении говорят много. Этот грех может привести к страшной беде! Особенно об этом нужно помнить тем, кто покидает этот мир. Вероятно, им кажется, что, выказав некую ревность и переменив свой образ бытия, они оставили позади все опасности и соблазны, и им осталось совсем немного сделать для спасения.

Но схиархимандрит Авраам пишет, что перемена положения и одежды в эфире спасения не обеспечивает. Мы можем внутренне остаться такими же либо даже стать намного хуже.


Святой Игнатий (Брянчанинов) сообщает с горечью, что видел много людей, ведущих жизнь монаха и приобретших уже в обители страсти, которых в миру у них не было. Он считает, что эти люди покаяния не имели.

Какое имеет значение нерадение? Безответственность, небрежность, праздность, пренебрежение и бесчувствие в делах веры. То есть, когда человек халатно относится не только ко всему, что окружает его, но и к делу своего спасения.


И ныне сама философия нынешней жизни в принципе такова: максимум прибыли, минимум труда. Соответственно, это приводит, конечно же, к колоссальным духовным перекосам.

Ветхий Завет

Как трактуется нерадение в православии? Что это за действие такое? Что говорит о нём Ветхий Завет? В книге Притчей (в Ветхом Завете) высокомудрый Соломон утверждает, что нерадение и лень являются глупостью, и каждая глупость, по учению книги Екклесиаста, книги Притчей, - это зло. Очень плохо быть глупым, в этом ничего хорошего нет.

Новый Завет


Сам Господь утверждает, что ленивые в жизни не приобретают ничего хорошего, и это ужасно. А Святые Отцы сообщают, что лень и нерадение – это даже не обычный грех, это реальная пагуба для жизни человека, которая делает из смертного какое-то полено, слабое, безвольное, неразумное существо.

Притчи

Корреляция грехов

Откуда появляется леность и нерадение – какая из страстей от другой происходит? У Святых отцов в различных материалах пишется о том, что как лень рождается от нерадения, так и нерадение возникает от лени, - у этих грехов действует взаимопомощь. То есть они питают друг друга и поощряют.

Если человек ленится, то затем появляется у него ко всему нерадение. Если же человек в каком-нибудь деле вознерадел – после этого его посещает лень, он теряет силы, становится негоден ни на какое доброе дело.


Пагубное влияние

Известно, что демоны и бесы на ленивых и нерадивых усиливают своё давление. Преподобный Сирин Ефрем говорил, что демонам нравится тревожить тех, кто любит лень и нерадив в молении. Так как кого там беспокоить-то – отдыхает, приблизился, что желаешь – вложил этому смертному в ум, в душу, и всё ляжет на вспаханную, удобренную почву. Человек не сопротивляется вообще. Соответственно, на таких людей нечисть и любит нападать.

Постоянные стрессовые воздействия, которые переживает современный человек, способны не только мобилизовать все его способности для решения сложных задач, но и привести к нервному расстройству. К сожалению, при хроническом стрессе люди редко это осознают.











Предпосылки к развитию расстройств нервной системы

Непрерывный рост частоты встречаемости болезней нервной системы заставляет говорить об эпидемических масштабах проблемы. Все чаще от подобных расстройств страдают молодые работоспособные люди обоих полов. Врачи считают, что причиной является негативное влияние современного образа жизни, даже если больной никогда не получал серьезных травм и не переносил тяжелых заболеваний, которые могли бы спровоцировать нарушения со стороны ЦНС. Умственное, физическое и эмоциональное перенапряжение — ежедневная реальность жителя мегаполиса, почти неизбежно приводящая к различным нервным расстройствам. Одним только неврозом навязчивых состояний страдает до 3% жителей планеты, и это диагностированные случаи. Фактический показатель будет в 2–3 раза выше.

Несмотря на большое разнообразие нервных расстройств, их можно разбить на две большие группы — неврозы и вегетативную дисфункцию.

Это функциональные расстройства центральной нервной системы, которые могут быть спровоцированы и усилены эмоциональными, умственными и физическими перегрузками, психологическими травмами.

  • Навязчивые состояния. Другое название — обсессивно-компульсивные расстройства. Они могут быть эпизодическими, хроническими или прогрессирующими. Чаще всего ими страдают люди с высоким интеллектом. Суть расстройства состоит в появлении тягостных мыслей, воспоминаний, действий, эмоциональных состояний, не поддающихся контролю и захватывающих все внимание больного. В результате он постоянно испытывает чувство тревоги, от которого пытается избавиться какими-либо собственными методами, чаще всего усугубляющими ситуацию. Пример — навязчивый страх заражения инфекционными заболеваниями, когда человек всеми возможными средствами старается продезинфицировать окружающие предметы. Причинами навязчивых состояний могут быть наследственность, перенесенные инфекционные болезни или их обострение, нарушение гормонального фона, режима сна и бодрствования. Способствуют развитию навязчивых состояний перепады атмосферного давления и смена времен года.
  • Неврастении. Патологические состояния, при которых наблюдаются повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, невозможность долго заниматься умственной или физической деятельностью. Все это обусловлено общим угнетением нервной системы. Обычно неврастения развивается после психической травмы, сопровождавшейся напряженной работой, нарушением режима сна и питания. Способствующими факторами в развитии неврастении являются инфекции, гормональные расстройства, вредные привычки.
  • Истерия. Разновидность невроза, при которой демонстративные проявления тех или иных эмоций не соответствуют их реальной глубине и имеют своей целью привлечение внимания. Причинами истерии являются склонность к самовнушению и внушению, неспособность сознательно контролировать свое поведение. По клиническим признакам выделяют истерическое поведение и истерические припадки. Поведенческая истерия проявляется в постоянном желании больного находиться в центре внимания, склонности к аффектированным действиям и проявлениям. Истерический припадок — это кратковременное состояние, во время которого больной полностью сохраняет сознание, но может плакать, смеяться, падать и биться в конвульсиях. Длительность припадка зависит от впечатления, которое он производит на окружающих: он будет длиться тем дольше, чем больше вокруг волнуются. Истерия развивается после психических травм, припадки могут быть спровоцированы любым стрессовым воздействием.

Неврозы хорошо поддаются лечению, так как больные сохраняют критическое мышление и осознают, что им нужна помощь. Расстройств личности при неврозах не наблюдается.

Зачастую этот вид нервного расстройства путают с вегетососудистой дистонией, но последняя — лишь одно из проявлений нервного заболевания. Вегетативная дисфункция возникает, когда к внутренним органам поступают неправильные или нерегулярные сигналы вегетативной нервной системы. Это снижает защитные функции организма, приводит к общему ухудшению самочувствия, нарушает работу внутренних органов. Симптоматика может быть сходна с мигренью, инфарктом миокарда, остеохондрозом и рядом других патологий. Вегетативная дисфункция развивается из-за постоянных стрессов или провоцируется ими, возникнув по какой-либо другой причине. Вегетативные нервные расстройства могут быть частью функциональных или органических поражений всей нервной системы.

Основными признаками нервного расстройства являются повышенная тревожность, напряженность, сниженная работоспособность, проблемы с концентрацией внимания, чередование вялости и раздражительности, внезапные боли неясного происхождения. Если вы постоянно наблюдаете у себя подобные проявления, необходимо как минимум снизить уровень стресса, а лучше всего проконсультироваться у специалиста.

Лечение нервных расстройств требует помощи специалиста: психолога, невролога, невропатолога, психотерапевта или психиатра. Терапия должна быть комплексной, включающей медикаментозные и немедикаментозные методы. Лечить необходимо в первую очередь причину нервного расстройства, только в этом случае терапия будет успешной. При любой клинической картине больному показано спокойствие.

К сожалению, волшебных таблеток для лечения нервных расстройств пока не изобрели, и больному приходится для успеха лечения пересматривать свой образ жизни.

  • Дыхательная гимнастика и оздоровительный фитнес. К методам оздоровительного фитнеса для больных с нервными расстройствами можно отнести йогу, плавание, калланетику. Все эти виды фитнеса помогают обрести душевное равновесие. Дыхательная гимнастика отличается своей доступностью в любой момент времени, ею можно заниматься даже в течение рабочего дня. Диафрагменное дыхание дает возможность достичь спокойствия и сосредоточенности, помогает насытить мозг кислородом, способствует нормальной работе всех систем организма.
  • Физиотерапия и релакс-методики (массаж, акупунктура, гидро-, ароматерапия и др.). Эти терапевтические меры направлены на снятие мышечных спазмов, улучшение кровообращения и оттока лимфы, активизацию пищеварительных процессов, стимулирование иммунитета. Во время процедур снимаются последствия стрессовых воздействий.
  • Изменение образа жизни и питания. Режим сна и бодрствования, прогулки на свежем воздухе, богатая белком и витаминами пища — все это благотворно влияет на истощенную нервную систему. При постоянном стрессе организм испытывает жесткий дефицит витаминов, который можно восполнить, уделив внимание своему рациону.

Для нервных расстройств характерно желание больного как можно быстрее вылечиться, но это только повышает тревожность. Найти силы на длительное лечение поможет медикаментозная терапия.

Несмотря на то, что в списке препаратов для больных с нервными расстройствами есть безрецептурные средства, самолечение может только усугубить ситуацию. Поэтому начинать их прием можно только по согласованию с врачом.

Рецептурные препараты. В тяжелых случаях нервных расстройств назначают сильнодействующие препараты, которые отпускаются только по рецепту. Это транквилизаторы и антидепрессанты. Они имеют ряд побочных эффектов (например, сильнейшее привыкание) и противопоказаний, поэтому подбираются индивидуально и принимаются строго под наблюдением врача.

Несмотря на то, что прием лекарств часто дает положительный эффект и не является сложной терапевтической мерой, увлекаться им не стоит. Возобновление курса приема препаратов по собственному произволу может нанести вред здоровью. Лучше уделить время грамотной профилактике.

Продуманная стратегия лечения и точное исполнение предписаний врача, как правило, дают положительные результаты. У больного улучшается не только самочувствие, но и качество жизни в целом. Для дальнейшей профилактики рекомендуется поддержание рациона здорового питания, борьба со стрессом, здоровый сон и достаточная двигательная активность.

— В наше время, как известно, здоровых людей нет. Все мы в той или иной степени больны. Что такое болезнь с духовной точки зрения, батюшка?

— В чем причина болезней – это наказание, расплата за личные грехи?

— Многие говорят, что все болезни от нервов. Так ли это?

Дело не в нервах, не в том, что у нас такая слабая нервная система, а в том, что мы сами даем волю своим страстям, не боремся с ними, и поэтому рано или поздно такая жизнь дает свои горькие плоды.

— За что же страдают малые дети, которые ещё не успели потерять свою свободу, став рабами страстей?

Прежде всего, ребенок не оторван от своих родителей. Когда младенец находится в утробе матери, он связан с ней телесно, он дышит и питается тем, чем дышит и питается мать. Если она курит, выпивает, смотрит непристойные фильмы и т.д., этот не может не отразиться на малыше. Когда ребеночек появляется на свет, связь с родителями не прерывается. Образ жизни родителей, их внутрисемейные отношения влияют не только на душевное развитие детей, но и на их телесное здоровье.

— Получается, что дети расплачиваются за грехи родителей? Справедливо ли это?

Так тоже нельзя говорить. Дело в том, что такая проблема, как болезнь детей, неразрешима с точки зрения человеческой справедливости. Поэтому на ней постоянно спекулируют безбожные люди, для них эта проблема является камнем преткновения. У Бога нет ничего бесполезного и бессмысленного. Всякое Божественное деяние раскрывается в перспективе Вечности, Вечной Жизни, благого Промысла Божия. Для каждого конкретного человека это означает заботу о спасении его души, исцеление и ограждение от греха. Часто болезнь маленького человека является тем спасительным щитом, который в наших непростых условиях может оградить человека от многих грехов и соблазнов. Ведь часто мы просто по здоровью не можем принимать участие в каких-то греховных делах.

Кроме того, когда в семье появляется больной ребенок, родители начинают переосмысливать свою жизнь, осознавая её греховность, они начинают с большим пониманием относиться друг к другу. С безбожной точки зрения страдания младенца — несправедливость, бессмыслица, но с точки зрения Божественного Промысла в них есть глубокий смысл. Как и в истории о слепорожденном, рядом с больным ребенком является слава Божия: соединяются разрушенные семьи, супруги обращаются к Богу, отходят от греховной жизни. Видя усердие родителей, внимая их молитвам, Господь может и исцелить ребенка. Но если Он видит, что эта болезнь ведет к общему спасению, что без неё семья снова обратится к погибели, Он может и оставить болезнь.

— По учению святых отцов, болезнь – это время посещения человека Богом; Он приносит человеку недуг телесный, как горькое лекарство от недуга душевного и духовного. Значит ли это, что люди здоровые, живущие благополучно, не страдают душевными и духовными недугами? Или Господь оставил их, и они не спасутся?

— Скажите, батюшка, у кого Церковь не благословляет лечиться?

Человек, прикоснувшийся к церковной жизни, интуитивно понимает, к кому не надо ходить. Во-первых, совершенно очевидно, что к разного рода колдунам ходить нельзя, это прямые слуги сатаны. К ним относятся и разнообразные маги и чародеи. Раньше, если человек прибегал к услугам мага или колдуна, он подвергался строгому церковному наказанию, его на несколько лет отлучали от причастия и т.д. Сегодня, если священник видит, что человек искренно раскаивается, решает больше не обращаться к подобным целителям, ему делается снисхождение.

— Батюшка, если человек заболел, куда ему следует идти – в Церковь или стоит все-таки обратиться в поликлинику?

— А если человек не хочет ходить по врачам, ведь, кроме всего прочего, далеко не всем по карману найти квалифицированного врача, даже сдать анализы, не говоря уже о лекарствах? Если человек живет, не обращаясь к врачам, не лечится, и запускает таким образом болезни, он совершает грех?

Другое дело, что телесное исцеление невозможно без духовного, и лечение у обычных врачей должно сопровождаться исцелением души, ведь нужно лечить не просто симптомы, но всего человека. А врачевание души происходит через церковные таинства: Покаяние, Причащение, и, конечно, Соборование…

— Батюшка, а для чего проводится Соборование? Что это за таинство?

Это таинство, которое совершается над болящим человеком, в котором испрашивается особая благодать Божия, врачующая телесные недуги.

— Иглоукалывание, дыхательная гимнастика, гомеопатия, лечение травами – какие из этих методов не благословляются Церковью, батюшка?

Я лично знаю священников, которые лечились иглоукалыванием и гомеопатией. Насколько мне известно, ничего греховного в этих методах нет. Дыхательной гимнастикой тоже вполне можно заниматься. Вообще, если метод не связан с поклонением каким-то чуждым духовным сущностям или с их призыванием, если нет при этом никаких заклинаний, заговоров, то такое лечение не противоречит православию.

— Следует ли снимать с себя крестик на время некоторых процедур, операций, если на этом настаивает медперсонал, врачи?

Конечно, можно и нужно попросить оставить крестик для укрепления сил. Но это не всегда возможно. В самом факте снятия креста для оказания медицинской помощи ничего крамольного нет. Главное, чтобы крест был в сердце. Но без необходимости лучше не расставаться со святыней. В крайнем случае можно начертать себе крестик йодом или зеленкой.

— В каких случаях можно вызвать к себе батюшку?

Батюшку вызывают на дом в случае тяжелой болезни, немощи, когда человек не может дойти до храма. Нужно помнить, что не позвать священника в случаях, когда есть угроза для жизни, когда состояние больного резко ухудшается, – преступление для ближних. Человек должен быть напутствован Святыми Тайнами в Жизнь Вечную. Поэтому не позвать к умирающему священника – преступление и большой грех.

— Батюшка, как научиться христианскому отношению к болезням, к смерти, ведь человеку невозможно с этим смириться?

Беседовала с игуменом Фёдором (Яблоковым) Светлана Сергеева

Человеку всегда требовалась в трудную минуту духовная помощь Высших Сил. Неудачи, потери, злонамеренность окружающих огорчают и выводят из себя, нарушая покой и сон. Гнев или слезы не облегчают нервозное состояние. Медикаменты только приглушают душевные страдания, но не излечивают до конца. Для успокоения нервов и души поможет молитва, обращенная к святым угодникам. Для этого необходима искренняя вера и слова, идущие от сердца.

К каким святым стоит обращаться за успокоением души и сердца

На протяжении последних десятилетий изменились условия жизни людей. В связи с урбанизацией население концентрируется в городах. Чем крупнее агломерация, тем напряженнее жизненный ритм, выше конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Современные коммуникационные системы дают доступ к информационному потоку, превышающему возможности человеческого разума.

Нервная система не выдерживает возросшей эмоциональной, интеллектуальной нагрузки. Неблагоприятными факторами являются снижение двигательной активности, загрязненность воздуха, воды, некачественные продукты. Состояние стресса знакомо многим людям в возрастном диапазоне от 20 лет и старше. Когда на душе тяжело из-за создавшихся материальных проблем, неурядиц в семье, не видится выхода из создавшейся ситуации, хочется плакать, надо прийти в храм и помолиться.

Помочь могут молитвенные обращения к святым угодникам и Божьей Матери. Богородица – заступница грешных людей перед Своим Сыном. Неприятности не возникают сами по себе. Грешные помыслы и поступки из-за нарушения Божьих заповедей, происки завистников и недоброжелателей являются причинами неудач.

Пророк Иоанн Предтеча – самый чтимый после Богородицы святой. Креститель Иисуса Христа возвестил людям, что перед ними Мессия, который берет на себя грехи мира. Пророк и мученик, апостол и ангел, ходатай благодати людям перед Богом – таков священный образ, которому следует помолиться при расстроенных нервах.

Ангел-хранитель дается Небесными Силами после крещения. Он всегда незримо присутствует рядом, слышит мысли. В растерянности и одиночестве, когда некому излить душу, следует обратиться к нему с молитвою или рассказать о своих печалях.

Раннехристианская великомученица Варвара была причислена к лику святых за свое непоколебимое мужество и верность учению Христа. К ней обращаются, чтобы не совершить смертный грех из-за депрессивного состояния.

Тексты сильных православных молитв о спокойствии души

Молитва смягчит сердце, успокоит душу, приведет в порядок мысли.

«Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Мария, Господь с Тобой: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего.

Как правильно читать успокаивающие молитвы, чтобы на душе стало легче

Молитва обладает магическим свойством умиротворять душу. Происходит это при одном условии: она должна быть искренней, ничто не должно отвлекать при обращении к Небесным Силам. Настроиться на такой лад поможет 3-4-дневный пост, исповедь и причастие.

Молиться можно в храме и домашней обстановке. Посещение богослужений успокаивает нервную систему. Молитвенное обращение к святому образу в церкви происходит по установленному канону: с зажжением свечки, чтением молитвы, целованием иконы и крещением.

Дома молитву возносят перед иконой при зажженной свече, в полной тишине, тихим голосом или про себя. По окончании молитвы крестятся и кланяются. Обращение должно быть искренним, с верой в помощь. Если не удалось исповедоваться и причаститься, надо мысленно простить всех, кто причинил зло, отторгнуть из сердца недоброжелательность и вражду.

Молитва не будет услышана Высшими Силами, если она отягощена неприязнью и обидой. Каждому воздается по его заслугам. Кто совершил грех, в свое время заплатит за него.

К ангелу-хранителю можно обращаться в любое время, делиться с ним своими огорчениями и просить о помощи. Вечером, перед сном, надо сесть, закрыть глаза, представить лик ангела-хранителя и мысленно попросить, чтобы он явился к своему подопечному и облегчил душевные страдания. При этом следует про себя перечислить проблемы и попросить помощи, как их разрешить. Печали и переживания можно перед молитвой написать на бумаге, а затем обратиться к ангелу-хранителю.

Перед обращением к Матроне Московской следует посетить храм, где имеется ее образ и Пантелеймона Целителя. Следует поставить по 3 свечки перед каждой иконой и мысленно обратиться к Блаженной Матроне, чтобы она успокоила нервы и удалила грехи. Перекреститься три раза и покинуть церковь.

Для домашней молитвы необходимы святая вода, свечи и икона Старицы. В тишине и уединении перед образом зажигаются свечи. Рядом ставят святую воду. В течение нескольких минут следует смотреть на огонь, чтобы отрешиться от суетных мыслей и настроиться на молитву.

Затем многократно шепотом произносится молитва Святой Матроне Московской. По окончании надо три раза перекреститься и поклониться образу. Святую воду следует всю выпить. Дождаться, когда догорят свечи, стараясь не думать ни о чем. Огарки выбросить. Через некоторое время придет успокоение.

НЕРАДЕНИЕ

Горе тебе, душа! Ты привыкла только вопрошать о слове Божием и слушать его, но из того, что слышишь, ничего не исполняешь на деле. Горе тебе, тело! Ты познало, что вредит тебе, и всегда ищешь того же наслаждения и насыщения. Горе юному, насыщающему свое чрево и повинующемуся во всем своей воле! Тщетны и бесплодны исход из мира и отречение от мира по одной наружности (82, 375).

Нисколько не преуспевает и не стяжает постоянного, истинного покаяния тот монах, который в течение нескольких дней подвизается, а потом впадает в расслабление, потом снова подвизается и снова позволяет себе нерадение (82, 402).

У тебя нет предлога к нерадению, потому что Святой Бог дал тебе все: рассудок, разумление и духовное ведение. Уразумевай полезное (25, 315).

От чего бывает нерадение? Пока душа мечтает о земном, различные пожелания мира сего и суетные удовольствия, предстающие душе в помыслах, расслабляют ее силы (25, 587).

Кто нерадив во время жатвы, у того не будет обилия в доме. И кто теперь небрежен, тот во время воздаяния останется без утешения (26, 113).

В нерадивом лукавый приводит в действие всякого рода плотские похоти, а он не в состоянии заметить этого, потому что похоть помрачила ум его (26, 210).

Следствием малого нерадения бывают великие и неисцелимые раны (26, 616).

душе, если она небрежет о добродетели, легко расхищаются добрые качества (27, 251).

Много бывает вреда, если предаешься нерадению, хотя бы по видимости ты был испытан в самом таинстве благодати. Преподобный Макарий Египетский (33, 117).

Не дадим места в сердцах наших нерадению, чтобы зависть (врагов) не отлучила нас от Бога (34, 53).

Бог не будет снисходительно переносить нерадение тех, о которых Он Сам столько заботится (35, 87).

В борьбе с лукавым никогда нельзя ни сложить оружия, ни предаться сну тому, кто не желает быть раненным. Необходимо избрать одно из двух: или, сняв оружие, пасть и погибнуть, или всегда вооруженным стоять и бодрствовать. Враг всегда стоит со своим ополчением, наблюдая за нашей беспечностью, и гораздо более заботится о нашей гибели, чем мы о своем спасении. Для тех, кто всегда бодрствует, особенно трудной борьбу с ним делает то, что он невидим и нападает внезапно (35, 483).

Нерадение низвергает и с самого Неба (36, 311).

Когда мы нерадивы, то хотя бы и никто не советовал и не соблазнял, мы сами стремимся к нечестию (38, 224).

Ради житейской выгоды мы охотно терпим и тяжкий труд, и любые затруднения, несмотря на угрозу стыда или временного и даже вечного наказания. А в трудах для своего спасения, для того, чтобы приобрести благоволение свыше, мы вялы, нерадивы и расслаблены (38, 590).

Если будем нерадивы, то и легкое покажется трудным (40, 584).

Какое будет несчастье, если тварь, для тебя призванная к бытию, преобразится в свободу славы чад Божиих, а мы, бывшие чадами Божиими, из-за которых тварь насладится тем великим блаженством, будем посланы за нерадение на гибель и в геенну (43, 729).

Когда сердце со жгучей болью принимает бесовские стрелы. - это знак, что душа стала истово ненавидеть страсти. И это есть начало ее очищения. Ибо если она не потерпит великих болей от бесстыдства греха, то не сможет потом сильно порадоваться и благотворности правды. После этого желающий очистить свое сердце да разогревает его непрестанной памятью о Господе Иисусе, имея это одно в мысли и непрестанном духовном делании. Ибо желающим сбросить с себя свою гнилость не так следует вести себя, чтобы иногда молиться, а иногда нет, но всегда нужно упражняться в молитве соблюдением ума, хотя бы ты жил далеко от молитвенных домов. Подобно тому, как если очищающий золото хоть на короткое время оставит горнило без огня, то руда опять затвердеет, так, если подвижник то памятует о Боге, то нет,- все, что он приобретает молитвой, он теряет прекращением ее. Но склонному к добродетели свойственно памятью о Боге переплавлять сердце, чтобы при постепенном сгорании зла в огне благого памятования душа с полной славой совершенно восстановила свою естественную светозарность. Блаженный Диадох (68, 71).

Если же кто предастся нерадению. то опять приходит грех, и облекается в душу, и начинает угнетать человека. Преподобный Макарий Великий (66, 242).

Не до того только времени нужно трудиться, пока увидишь плод, надо подвизаться до самого исхода (55, 168).

Кто хочет уклониться от подвигов, тот бывает добычей волков. Преподобный Исаак Сирин (55, 200).

Как величайшей опасности нужно избегать знакомства с тем братом, который живет нерадиво. (112, 20).

Некий пресвитер из Келлий, имевший дар прозорливости, однажды, идя в церковь для совершения Божественной службы, увидел вокруг келлии, в которой жил один брат, множество демонов, принявших образы женщин и другие соблазнительные образы. Они говорили непотребности, насмехались, ликовали. Старец, вздохнув, сказал в себе: "Этот брат предался лености, и потому лукавые духи окружили его - и играют им". Совершив Божественную литургию, на обратном пути он зашел к брату в келлию и сказал: "Брат! Я имею скорбь, но верую Богу, что Он избавит меня от скорби, если ты сотворишь молитву обо мне". От этих слов брат пришел в умиление и сказал старцу: "Отец! Я недостоин молиться о тебе". Но старец начал упрашивать его: "Не уйду от тебя, пока ты не дашь мне. слова творить по одной молитве за меня каждую ночь". Брат обещал исполнить требование старца. - Так поступил старец, желая ввести его в начало богоугодной жизни и приучить его совершать молитвы при наступлении ночи. В первую же ночь брат встал, чтобы сотворить молитву о старце. По окончании ее он умилился и сказал себе: "О окаянная душа! О старце ты совершила молитву, а о себе почему не молишь Бога?" - и немедленно сотворил и за себя одну молитву. Так он провел всю неделю, творя одну молитву за себя, а другую за старца. В воскресный день старец, идя в церковь, опять увидел демонов, стоящих вне келлии брата и поскучневших. Старец понял, что молитва брата привела в скорбь бесов. Он вошел к брату и упросил его присовокупить к первой молитве за него и вторую на каждую ночь. Брат сотворил две молитвы о старце и опять, смирившись, сказал сам себе: "О окаянная душа! Приложи и за себя другую молитву". Так провел он всю неделю, совершая по четыре молитвы за каждую ночь. Опять пришел старец и увидел бесов унылыми и молчащими. Поблагодарив Бога, он вошел к брату и сказал ему, чтобы он прибавил еще одну молитву за него. Брат прибавив молитву за старца, прибавил и за себя и совершал каждую ночь по шесть молитв. И опять пришел старец к брату. Тогда бесы разгневались на старца за спасение брата, а старец, прославив Бога, вошел к брату и научил его не лениться, но непрестанно молиться Богу. После этого старец возвратился к себе, а демоны, видя, что брат непрестанно молится и подвизается, отступили от него, будучи изгнаны Божией благодатью. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (82, 428-429).

Братия! Не нерадите о жизни и спасении вашем, удостоверьтесь, что во всяком деле, в котором действует леность, действует и зло (82, 208).

О, как труден путь Божий! Сам Господь сказал: "тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мф. 7, 14). А мы, ленивые, праздные, преданные плотским наслаждениям, ищем спокойствия и благополучия в отвержении ига Христова. Преподобный авва Исаия (82, 224).

Ленивый на доброе осуждается с диаволом и ангелами его. Святитель Василий Великий (8, 206).

Будь внимателен к себе, чтобы не впасть тебе когда-либо в леность, потому что преобладание лености - начало гибели (25, 103).

Если ощутишь леность в теле, скажи ему: "Неужели ты хочешь успокоиться в этом кратком времени и потом быть навсегда вверженным во тьму кромешную?" (34, 26).

Леностью питается своеволие, порождается гордость и презрение к своим обязанностям. Преподобный авва Исаия (34, 86).

Почему младенец со слезами принимается за книгу? Почему некоторые не чувствуют желания спешить в церковь? Потому, что не воображают или настоящей пользы, или проистекающих из небрежения дурных последствий. Так и все ленивые в добродетели есть младенцы. Они не понимают, что такое внутреннее спокойствие духа, что такое душевная радость и мир, как сладок плод добродетели.

А некоторые хотя и понимают происходящую из этого пользу и вред, но попустили страстям овладеть собою. По плохому воспитанию или плохим содружествам пристрастились к праздности и к чувственному покою, а не к тому, что составляет удовольствие совести и разума. Известно: чтобы хорошо исполнить долг, надо потрудиться, иногда отогнать сон и дремоту, попотеть, потерпеть голод и холод, уменьшить имение, а иногда мужественно победить встречающиеся препятствия, которые обыкновенно расставляет порок на пути добродетели, как сети. Все это неприятно нашим чувствам и плоти в тягость: она больше любит почивать на мягкой постели, терять время в праздных прогулках, рассеивать мысли пустыми увеселениями, нежить вкус чувств своих измышленными лакомствами, любоваться не на уменьшаемое, а на умножаемое имение. Если кто пристрастился к этим лестным, хотя неполезным легкостям, тому всякий и легкий долг покажется трудным. И когда такой долг возникнет, тотчас пойдут отговорки, отсрочивания, медления, извинения. Послать ли его куда, говорит с ленивцем, поминаемым Соломоном: "лев на улице!" (Притч. 22, 13), то есть воображает страх, где нет страха. Сделать ли что заставят, отговаривается тем, что нездоров, не сможет, сил и понятия недостает, некогда, есть другие люди, не настало время. Все это отговорки, а настоящая причина - леность; причина же лености в том, что угождением чувствам расслабил свои члены. Причина же расслабления, что истинное понятие о добре и настоящей пользе в нем помрачено. Для таких всякое дело - бремя, и они тем менее извинительны, что грешат не по неведению, но самовольно себя порабощают, и пренебрегают душевными выгодами. Платон, митрополит Московский (105, 365-368).

Не ленись в деле Божием и не унывай, но подвизайся, трудись, ибо ныне у тебя жатва, ныне торг и купля: жни, покупай, чтобы не быть жестоко осужденным, если окажешься ничего не имеющим, чтобы не быть чуждым Божией благодати. Получивший талант в евангельской притче не растратил его, но и не умножил, и потому услышал: "лукавый раб и ленивый. надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью" (Мф. 25, 26, 27). Ты же не только не умножил, но из-за своей лености и безразличия все погубил. Что же ты скажешь в день Страшного Суда, когда во всем подробно будешь испытан? Смотри же за собой со вниманием.
Итак, не закапывай данного тебе таланта в землю лености и безразличия, но старайся, трезвись, бодрствуй. Огонь к огню, теплоту к теплоте непрестанно прибавляй, чтобы, умножив и усугубив данное тебе, ты мог в тот день с дерзновением сказать Господу: "вот, другие пять талантов я приобрел на них". От Господа же услышишь сладостные слова: "добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего" (Мф. 25, 20-21). Святитель Димитрий Ростовский (103, 1072).

Ленивые и праздные земледельцы, увидев братьев своих, собирающих плоды трудов и радующихся, сами же ничего не имея, ибо не трудились, скорбят, тужат, печалятся и упрекают себя, что летом не трудились и вот плодов не имеют. Так и небрежные христиане, увидев других, ублажаемых и прославляемых Господом за подвиг веры и труды благочестия, безутешно заплачут и зарыдают, и будут себя упрекать, что не хотели трудиться во временной жизни. Святитель Тихон Задонский (104, 905).

НЕБРЕЖЕНИЕ

Как ходящему по натянутому канату нельзя допускать ни малейшей небрежности, потому что малый промах приводит к великому бедствию: промахнувшись, он тотчас падает и погибает, так и нам непозволительно нерадение (46, 849).

"Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их" (Мф. 23, 26). Внешнее поведение у нас в общежитии всегда почти исправно: боимся, суда людского и сдерживаемся. Если же и внешне предаются порокам, то это уж последнее дело - значит, всякий стыд потерян. Но при исправности видимого поведения не всегда бывает исправен внутренний строй мыслей и чувств. Там дается полная свобода самоугождению, которое наружно и удовлетворяется, насколько это сносит людской глаз и насколько можно прикрыть от него свои дела. Это точь-в-точь гроб раскрашенный. Вместе с тем внутренняя нечистота делает нечистым и внешнее. Очисти же это внутреннее, тогда и внешнее станет чисто, и весь будешь чист, сделаешься сосудом, годным на всякое доброе употребление домовладыки. Дивиться надо, отчего это внутреннее остается в пренебрежении; ведь погибели себе никто не хочет. Верно, враг держит такую душу в ослеплении; что это ничего, лишь бы явных грехов не было, или учит ее откладывать на завтра главное дело: завтра займемся собою серьезно, как следует, а ныне пусть душа усладится страстными мыслями и мечтами, если не делами. Поостережемся, как бы не состариться в этом настроении, и как бы исправление для нас не стало таким же невозможным, как переучивание старика. Епископ Феофан Затворник (107, 243-244).

Пренебрегающий заботами о вечном - безумец. Другие стараются тело, которое скоро превратится в прах, лечить и хранить целым, но о бессмертной душе нерадят, не хотят знать ее немощи и исцелять их словом Божиим. Другие иное замышляют и делают, но о том, что "одно только нужно", по учению Христову (Лк. 10, 41), не заботятся. Все они и подобные им поступают, как тот, кто хранил бы полушку в сундуке, но нерадел о тысяче червонцев; или тот, кто нерадел бы о горящем доме и имуществе, а выносил бы из него мусор, чтобы не сгорел; или тот, который тонет в воде, но, не заботясь о себе, старается сохранить свои вещи. Если бы кто подобное увидел, непременно посмеялся бы безумию таких людей, ибо нужно беречь то, что нужнее и лучше, а не то, что хуже. Так смеха или, скорее, сожаления достойны те люди, которые заботятся о временной и скоро погибающей пользе, но не заботятся о вечном спасении души, которое "одно только нужно". Святитель Тихон Задонский (104, 1231-1232).

Когда инок пренебрежет молитвой, безмолвием, постом. тогда враг, видя его обезоруженным, нападает на него и легко поражает. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 406).

"Сын Мой! Что же ты перестал совершать подвиг молитвы? Что, если наступит время испытания Божия, время душевных скорбей и телесных болезней, откуда ты тогда будешь черпать утешение, силу и крепость для своей Души? Троицкие цветки (91, 20-21).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.