Что ты девка треплешь нервы

– Ой, Лариса, ну почему ты так чудно ходишь? Носки врозь и переваливаешься, как утка? Тебя издалека узнать можно. – Сколько раз я это слышала!

Да, как хочу, так и хожу. У меня походка папина. Я вообще вся в него – и походка, и характер, и улыбка. И очень этому рада, ничего исправлять не собираюсь. Потому что папка мой был обыкновенным замечательным человеком. Его нет уже очень давно – 33 года. За эти годы в моей жизни произошло столько всего – и радостного, и страшного. Недавние утраты еще очень больно жгут сердце. А память об отце уже где-то очень глубоко, на донышке души. И вспоминаю о нем без боли – грустно-весело.

Или соберутся вечерком и о Базике разговор заведут. А о каком из них, сразу и непонятно.

Мне мои дядьки достались уже Алексеями, Борисами, Ленями – все поменяли свои еврейские имена, такое было время. И я появилась на свет уже Ларисой Алексеевной.

В 1941 году отец ушел на войну, готовил к вылету военные самолеты в летном отряде в Паневежисе.

А когда вернулся домой, увидел пепелище от сожженной хаты, холм братской могилы в лесу, где остались расстрелянные немцами его мать, отец, две сестры и еще много родных людей. От оставшихся в живых он услышал страшный рассказ о том, как вели евреев в лес, воткнув им в спины острия штыков, как громыхали выстрелы и как потом еще несколько дней как живой дышал холм над телами убитых и, может быть, заживо погребенных.

1944 год – отец в Москве, курсант Военно-воздушной академии им. Жуковского. С друзьями-летчиками пошли на танцы, а там мама моя с подружкой – Алька с Тамаркой, во все глаза на летчиков пялятся. Понравился Алексей Тамарке, а ему как раз Алечка приглянулась – мама моя. Ну и в сентябре на свет появилась я – папкина копия, доченька его любимая. И я любила его больше всех на свете.

В академии отец проучился недолго – евреи там были нежелательны. И покатилась его штатская жизнь, полная послевоенных трудностей. Так многие тогда жили-выживали. Папка не умел озлобляться, завидовать, жаловаться. Работал где мог, зарабатывал сколько мог. Мы с братом Валеркой росли и горя не знали, в смысле жилось нам хорошо у хороших родителей.

Сейчас модно докапываться до корней – люди ищут-надеются – а не князья ли, не дворяне ли их предки?

А мне докапываться не надо. Я точно знаю, из каких я – из добродушных, верных, честных обыкновенных людей.

Да, много времени прошло. Воспоминания об отце – нехитрая мозаика из разноцветных стеклышек. Уж и не знаю, каким получится составленный мной узор. Вспоминаю, стеклышки перекладываю – то оранжевое радостное под руку попадется, то нежное голубое, то страшное черное…

Мне лет 14-15. Возраст любви. Вот и Лолита Торрес о том же на всех афишах – Каимбро, мой солнечный город…

У меня косы до лопаток, на концах локоны. Волосы вьются, как у папки.

Потом, много лет спустя, после моего выступления в Израиле ко мне подошла старушка и со слезами в голосе сказала: а я с вашим папой в одном классе училась. Он у нас самый кудрявый был. Его так и называли – Айзик Пушкин. Так что я не удивляюсь, что вы стихи пишете.

Ну вот, значит, косички мои вьющиеся мне надоели – выгляжу как ребенок. А одноклассник мой, смысл моей четырнадцатилетней жизни, глаза пялит на стриженую подружку. И я решила – чтобы его отбить, и мне постричься надо. Пошла в парикмахерскую и – чик-чик-чик – косички вьются на полу. А у меня кудряшки вокруг головы и челочка – красота! Мы на другой день как раз с классом в поход собирались, и я предчувствовала победу над подружкой.

Вечером папа пришел с работы и увидел меня. Не говоря ни слова, он подошел и как треснет подзатыльник. А ручища у него была будь здоров! Он штангой занимался, гири на цепях вокруг тела крутил. Я от боли и страха даже не заплакала. Замерла. А отец вышел из комнаты и повернул с той стороны ключ в двери.

– Ларуся, – так папа меня звал, даже когда сердился. – Ларуся, почему ты все время вещи разбрасываешь? Неряха ты. Нехорошо же. Вот вырастешь, замуж выйдешь – грязью зарастешь.

Папы нет уже больше тридцати лет. А я всегда, когда навожу порядок, подметаю, пыль вытираю, всегда одну и ту же думку думаю – вот, папка, и ошибся ты. Очень даже аккуратная твоя дочка получилась. Жалко, ты не видишь.

Я выучила японский язык и работаю с японской группой. Первая поездка в качестве гида-переводчика. Папа гордится. А в России такое время, что дефицит всего, и японцы это знают. Когда их путешествие закончилось, они оставили мне все, что им не пригодилось, – начатый пузырек жидкости для снятия лака, ленточку скрепленных между собой одноразовых пакетиков со стиральным порошком и замечательной красоты радужную полосатую расчесочку. Все это богатство я гордо принесла домой – невидаль! Надписи иероглифами.

Наутро все мои сокровища куда-то исчезли. Я искала, мама искала – пропало, и все.

Вечером папа возвращается с работы расстроенный и какой-то растерянный:

– Ларусь, а чего это тебе твои японцы надавали?

Я ему пересказываю, и он начинает смеяться так, что и мне становится смешно:

Оказывается, он жидкость эту и пакетики принес к себе на работу и сотрудницам раздарил. Вот, мол, вам – японский одеколон и сахар к чаю. Они все и подушились, и чайку попили. С мыльной пеной. Кофточки-то испортили, хорошо хоть не отравились.

– Папуль, а расческу-то полосатую куда дел?

– Какую расческу? Не знаю. Я не видел. Вот правда, расческу никакую не видел.

А папа нисколько не смутился, даже оправдываться не стал.

– Подумаешь, Ларуся, тебе же японцы еще сто таких подарят. А у Таньки-то такого не было и не будет. В жизни, доченька, надо быть подельчивой. – Я навсегда эти его слова запомнила.

Так с ними и живу. Спросите, кого хотите.

50-е годы – еще многие ветераны, герои войны, живы. А у нас свой аж дважды Герой – дядя Гриша. Григорий Михайлович Мыльников – летчик, папин друг. Всю войну прошел, ранен в голову. У него во лбу вместо кости платиновая пластина. На лацкане пиджака – две золотые звездочки. На родине памятник – бюст. И такая же копия у него дома, в квартире. Дядя Гриша, когда домой приходит, шляпу снимает и на голову бюсту этому надевает. Очень удобно.

Дядя Гриша выпивает. Часто. Лучшая для него компания – Давыдыч. Тот есть Лешка. То есть мой папа. Выпьют и давай войну вспоминать.

  • 0
  • Наверх


  • Полноправный




  • 2 349 Cообщений Регистрация: 02.04.10
    • Пол: Мужчина
    • Город: Рига
    • 0
    • Наверх
    • 0
    • Наверх
    • 0
    • Наверх
    • 0
    • Наверх


  • Полноправный




  • 1 840 Cообщений Регистрация: 20.12.10
    • 0
    • Наверх
    • 0
    • Наверх


  • Полноправный


  • 499 Cообщений Регистрация: 05.07.05
    • 0
    • Наверх
    • Пол: Мужчина
    • Город: Kiev

    На мой взгляд доця с мамой ведут войну с топикстартером дабы загнать того под каблук и частично преуспевают в этом.

    Комрад - думаю буду прав если скажу, что наши симпатии на твоей стороне, но на тебя явно сели и свесили ноги, а для того, что б ты не просек ситуацию еще и пилят тебя в дуете. и все это не нормально.

    P.s И если это все после 1,5 лет отношений, что ж будет дальше

    • 0
    • Наверх
    • 0
    • Наверх


  • Забанен



  • 954 Cообщений Регистрация: 24.07.12
  • Вернуть я уже ее вернул, но чего это стоило, домой ко мне приехали в 5 утра легли спать и в пол девятого встали на работу, оба не выспавшиеся как зомби. Если брать ситуацию с тем что она уехала что мне следавло бы делать? забить и не ехать к ней? Ждать пока сама позвонит?

    Ну и еще пара слов о нас, живем полностью за мой счет, вся ее зарплата уходит на погошения кредита за ее машину, продавать ее и брать что нибудь попоще она не в какую не хочет, и любой разговор об этом тут же приводит к скандалу. Я решил купить себе мотоцикл (машина у меня тоже есть, но не кредитная), на фоне этого тоже посорились, мол у нас и так проблем хватает и деньги в первую очередь нужно тратить не на мотоцикл а на ремонт в квартире и на покупку мебели (МОИ а не ее деньги). Также постоянные соры в плане бытовухи, они приходит домой значительно раньше меня, в 6-7 вечера, я в 9-10 вечера, и постоянно воюм за то кто будет говоить и мыть посуду, мне не впадлу и я это делаю, но когда есть время и возможность, не вижу не чего криминального в том чтобы ей приготовить ужин в то вермя пока я еду домой, но она время от времени сопротевляется и не хоче этого делать, мол приедешь домой вместе и приготовим.

    ой ты бедненький. Скажи, зачем тебе этот геморой нужен? Выгони к чертям и живи на мужик, а не как тряпло.

    Она тебя не уважает. Разве влюбленная девушка не захочет приготовить поесть "любимому"(спонсору оленю)?

    Привет!
    Что инфинитив слова "трепи"?

    Заранее большое спасибо!!


    --Дура, ну дура, а! Слушай, ну если не чужая, то не трепи ты мне нервы.



    "Трепать". "Трепать нервы" — значит, "нервировать разговорами о неприятных вещах или неприятными действиями, требующими реакции".



    "Трепать". Правильная форма повелительного наклонения, насколько я знаю, — "трепли"


    Вот оно как! Спасибо, Maroseika! Видимо, у меня выравнивание сработало, по форме первого лица единственного числа: "треплю".

    PS: оказывается, надо было всего-навсего заглянуть в орфографический словарик. Что значит лень.


    Это наверное как какой-нибудь йогу́рт: вроде как рекомендуют, но на самом деле никто так не говорит.


    Это наверное как какой-нибудь йогу́рт: вроде как рекомендуют, но на самом деле никто так не говорит.

    При склонении некоторых глаголов в их формах появляется "л", которую рекомендуют оставлять и в повелительном наклонении.
    Наиболее отчетливо это проявляется в случае глагола "дремать":
    я дремлю (НЕ дремаю И НЕ дремю)
    ты дремлешь (НЕ дремаешь И НЕ дремешь) (Еще ты дремлешь, друг прелестный)
    он дремлет (НЕ дремает И НЕ дремет)
    .

    Не дремли! (но часто (что не рекомендуется) говорят "Не дремай!", и никогда "Не дреми!")
    (Правда, звучит эта "правильная" форма несколько архаично, и, видимо, поэтому употребляется не рекомендуемый грамматикой, а звучащий "более современно" вариант "Не дремай!")

    То же для "щипли".
    Обычно (современный вариант) говорят "Не щипай мне руку!", а не "Не щипли мне руку!" (и, конечно, не "Не щипи мне руку!")

    А вот в случае "трепать" современный вариант "Не трепи мне нервы!" ("не трепли" уж слишком архаично звучит).

    Очень интересно. Спасибо!!

    При склонении некоторых глаголов в их формах появляется "л", которую рекомендуют оставлять и в повелительном наклонении.
    Наиболее отчетливо это проявляется в случае глагола "дремать":
    я дремлю (НЕ дремаю И НЕ дремю)
    ты дремлешь (НЕ дремаешь И НЕ дремешь) (Еще ты дремлешь, друг прелестный)
    он дремлет (НЕ дремает И НЕ дремет)
    .

    Не дремли! (но часто (что не рекомендуется) говорят "Не дремай!", и никогда "Не дреми!")
    (Правда, звучит эта "правильная" форма несколько архаично, и, видимо, поэтому употребляется не рекомендуемый грамматикой, а звучащий "более современно" вариант "Не дремай!")

    То же для "щипли".
    Обычно (современный вариант) говорят "Не щипай мне руку!", а не "Не щипли мне руку!" (и, конечно, не "Не щипи мне руку!")

    А вот в случае "трепать" современный вариант "Не трепи мне нервы!" ("не трепли" уж слишком архаично звучит).


    • Английский (британский вариант) Практически свободно говорящий
    • Исландский Практически свободно говорящий
    • Русский
    • Исландский
    • Report copyright infringement



    • Русский
    • Report copyright infringement


    • Русский
    • Украинский Практически свободно говорящий
    • Report copyright infringement


    • Русский
    • Report copyright infringement


    • Английский (британский вариант) Практически свободно говорящий
    • Исландский Практически свободно говорящий
    • Report copyright infringement


    • Русский
    • Украинский Практически свободно говорящий
    • Report copyright infringement


    • Русский
    • Report copyright infringement


    • Русский
    • Украинский Практически свободно говорящий
    • Report copyright infringement


    • Русский
    • Report copyright infringement


    • Русский
    • Report copyright infringement


    • Русский
    • Report copyright infringement


    • Русский
    • Английский (британский вариант) Практически свободно говорящий
    • Report copyright infringement


    • Русский
    • Report copyright infringement


    • Русский
    • Report copyright infringement


    • Русский
    • Report copyright infringement
    • Show more
    • Show more
    • Какое слово антоним Выбоина?
    • I was writing an email to Ukraine, and translated my English into Russian phrases. My letter them.
    • When we but the ends of the adjectives to a verb for example ' читать- читающий' Then when can I .
    • Ты никогда не узнаешь это/этого?
    • Скажите мне, пожалуйста, какая разница между "ш" и "щ", "л" и "ль"!

    Символ показывает уровень знания интересующего вас языка и вашу подготовку. Выбирая ваш уровень знания языка, вы говорите пользователям как им нужно писать, чтобы вы могли их понять.

    Мне трудно понимать даже короткие ответы на данном языке.

    Могу задавать простые вопросы и понимаю простые ответы.

    Могу формулировать все виды общих вопросов. Понимаю ответы средней длины и сложности.

    Понимаю ответы любой длины и сложности.

    Станьте частью сообщества HiNative прямо на ходу!




    Станьте частью сообщества HiNative прямо на ходу!

    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1) трепещ..м (от страха), колебл..мые (ветром)

    2) понош..нное (платье), завис..мый

    3) потер..нный (багаж), (флаги) ре..т

    4) взлеле..вший, занима..щаяся (заря)

    5) выгор..шь, расстро..вшись

    Пояснение (см. также Правило ниже).

    Приведём верное написание.

    1) трепещем (от страха), колеблемые (ветром)

    2) поношенное (платье), зависимый

    3) потерянный (багаж), (флаги) реют

    4) взлелеявший, занимающаяся (заря)

    5) выгоришь, расстроившись

    НАПИСАНИЕ ГЛА­ГО­ЛОВ И ГЛА­ГОЛЬ­НЫХ ФОРМ

    Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния уча­щи­е­ся долж­ны знать:

    —что такое лич­ная форма глагола;

    —что такое спряжение, как его определить, в чём его значимость;

    —как за­ви­сит на­пи­са­ние суф­фик­са при­ча­стия от спря­же­ния глагола;

    —в каких слу­ча­ях на­пи­са­ние суф­фик­са причастия/деепричастия опре­де­ля­ет­ся спряжением, а в каких нет.

    Правило опре­де­ле­ния спря­же­ния гла­го­ла яв­ля­ет­ся базовым, ос­нов­ным пра­ви­лом для ТРЁХ орфограмм, из­ло­жен­ных в этом пункте.

    В зависимости от буквы в окончании все гла­го­лы относят к I или II спряжению . Исключения составляют разноспрягаемые глаголы

    Глаголы первого спряжения в окончаниях имеют буквы Е (Ё) и УТ(ЮТ)

    Единственное число

    Множественное число

    Окончание ударное

    Окончание безударное

    Окончание ударное

    Окончание безударное

    я идУ, поЮ

    я пишУ, делаЮ

    мы идЁМ, поЁМ

    мы пишЕМ, делаЕМ

    ты идЁШЬ, поЁШЬ

    ты пишЕШЬ, делаЕШЬ

    вы идЁТЕ, поЁТЕ

    вы пишЕТЕ, делаЕТЕ

    он, она, оно идЁТ, поЁТ

    он пишЕТ, делаЕТ

    они идУТ, поЮТ

    они пишУТ, делаЮТ

    Глаголы второго спряжения в окончаниях имеют буквы И и АТ(ЯТ)

    Единственное число

    Множественое число

    Окончание ударное

    Окончание безударное

    Окончание ударное

    Окончание безударное

    я сижУ, кричУ

    я дышУ, смотрЮ

    мы сидИМ, кричИМ

    мы дышИМ, смотрИМ

    ты сидИШЬ, кричИШЬ

    ты дышИШЬ, смотрИШЬ

    вы сидИТЕ, кричИТЕ

    вы дышИТЕ, смотрИТЕ

    он, она, оно сидИТ, кричИТ

    он дышИТ, смотрИТ

    они сидЯТ, кричАТ

    они дышАТ, смотрЯТ

    Пояснения к таблице.

    1. Если личное окон­ча­ние на­хо­дит­ся под ударением, то опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла легко: в приведённых парах лич­ные формы гла­го­лов ИДТИ, ПЕТЬ и СИ­ДЕТЬ, КРИЧАТЬ имеют удар­ные лич­ные окончания.

    Гла­гол от­но­сит­ся к I спряжению, если его окон­ча­ние со­дер­жит Е; УТ/ЮТ .

    Гла­гол от­но­сит­ся к II спряжению, если его окон­ча­ние со­дер­жит И; АТ/ЯТ .

    Слов с удар­ным окон­ча­ни­ем до­ста­точ­но много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.

    Обратите внимание: по­яв­ле­ние приставки ВЫ не вли­я­ет на на­пи­са­ние окончания: ВЫлетИТ, ВЫгорИТ, ВЫпечЕТ, ВЫльЕТ.

    2. Вто­рые пары слов, лич­ные формы гла­го­лов ПИ­САТЬ, ДЕЛАТЬ и СМОТРЕТЬ, ДЫШАТЬ, не имеют уда­ре­ния на окончании. В них на­пи­са­ны буквы Е- УТ и И -ЯТ толь­ко потому, что было установлено: это гла­го­лы I и II спряжения. Спи­сок слов с без­удар­ным окон­ча­ни­ем го­раз­до более обширен.

    Спряжения слова с без­удар­ным окон­ча­ни­ем определяют, ис­хо­дя из того, на какие буквы оканчивается гла­гол в на­чаль­ной форме (или в инфинитиве, или в неопределённой форме).

    1) все гла­го­лы на -ИТЬ, кроме

    стелить (употребляется толь­ко в ин­фи­ни­ти­ве и про­шед­шем времени; лич­ные гла­голь­ные формы об­ра­зу­ют­ся от гла­го­ла стлать — стелют),

    2) 4 гла­го­ла на -АТЬ и 7 гла­го­лов на -ЕТЬ: гнать, держать, смот­реть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть .

    Об­ра­ти­те внимание : до­бав­ле­ние при­став­ки не из­ме­ня­ет спря­же­ние глагола. Таким образом, и ЗАгнать, и ПРИсмотреть, и Услы­шать будут по-прежнему глаголами вто­ро­го спряжения.

    Примечание 1: В на­чаль­ной школе вас учили опре­де­лять спря­же­ние по тре­тье­му лицу глагола: если ОНИ УТ или ЮТ, то это—глагол I спряжения, а если ОНИ АТ или ЯТ, то II. Да, это пра­ви­ло работает, но толь­ко в том случае, если вы точно знаете, как пра­виль­но на­пи­сать тре­тье мно­же­ствен­ное (ОНИ). В этих примерах—они бор..тся или они слыш..т— выбрать буквы Я/Ю или А/У сложно, а вот уме­ние опре­де­лять спря­же­ние по ин­фи­ни­ти­ву не подведёт: бо­роть­ся (на ОТЬ, I спряжение, значит, пишем ЮТ; слы­шать (II спр., исключ., пишем АТ).

    Примечание 3 . По­стфикс СЯ/СЬ не вли­я­ет на спряжение.

    Рассмотрим орфограммы, ос­но­ван­ные на этом правиле.

    Чтобы определить, пи­сать в окон­ча­нии гла­го­ла букву И или Е, тре­бу­ет­ся уста­но­вить его спряжение.

    Первым делом убе­ди­тесь в том, что в гла­го­ле нет при­став­ки вы, если же она есть, убе­ри­те её и сле­дуй­те ос­нов­но­му пра­ви­лу опре­де­ле­ния спря­же­ния глагола. Не об­ра­щай­те вни­ма­ния на пост­фикс СЯ или СЬ, он не вли­я­ет на спряжение. Например, даны слова: постро..шь, устраива..т (он), обид..тся (он), вынес..т (он).

    Увидели при­став­ку вы в слове вынес..т, убра­ли её, оста­лось слово несЁТ с удар­ным окончанием.

    Ключевым мо­мен­том этого пра­ви­ла яв­ля­ет­ся по­ни­ма­ние того, что при­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от основ гла­го­лов на­сто­я­ще­го времени, а выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий УЩ/ЮЩ или АЩ/ЯЩ за­ви­сит от спря­же­ния глагола . Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 3 лице. Сравним:

    И это не сов­па­де­ние не случайно, ведь для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы УЩ/ЮЩ, а для образования при­ча­стий от гла­го­лов II спря­же­ния — АЩ/ЯЩ.

    Как видно из таблицы, гласные буквы в окончаниях глаголов УТ(ЮТ) и АТ(ЯТ) совпадают с буквами в суффиксах причастий: они мечтаЮт — они мечтаЮщие; они колЮт — они колЮщие; они дремлЮт — они дремлЮщие.

    Рассмотрим на примерах, как зна­ние пра­вил об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни по­мо­га­ет из­бе­жать ошибок.

    В за­да­нии 11 нам пред­ла­га­ет­ся прой­ти об­рат­ный путь, то есть опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла по уже об­ра­зо­ван­но­му при­ча­стию и вста­вить букву.

    Кашля. щий←кашляЮТ←кашлЯТЬ. Спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

    Бор..щийся←бор(Ю/Я)тся←борОТЬся. По тре­тье­му лицу спря­же­ние не уда­лось определить, по на­чаль­ной легко, I спряжение, нужен суф­фикс ЮЩ;

    Увлека..щийся←увлекаЮТся←увлекАТЬся, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

    Мел..щий (кофе, зерно или говорящий ерунду, чепуху )←молОТЬ, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ

    Запомним слова-исключения из этого правила:

    брезжУЩий, зыблЮЩийся, зиждУЩийся, внемлЮЩий.

    Как и в преды­ду­щем пункте, выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий ЕМ или ИМ за­ви­сит от спря­же­ния глагола.

    Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 1 лице мно­же­ствен­но­го числа (мы). Сравним:

    Для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы ЕМ/ОМ, а для при­ча­стий от гла­го­лов II спряжения— ИМ.

    Рассмотрим, как применять это правило на примерах.

    Запомним слова, на­пи­са­ние букв в суф­фик­се ко­то­рых вы­зы­ва­ет затруднение:

    приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕМый.

    Сформулируем общее правило, по­ни­ма­ние ко­то­ро­го поз­во­лит не до­пус­кать ошибок: при­ча­стия и де­е­при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от ос­но­вы инфинитива , поэтому до­ста­точ­но знать, как пи­шет­ся ин­фи­ни­тив и как про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние гла­голь­ных форм.

    Написание про­пу­щен­ной буквы в при­ча­сти­ях типа увидЕвший, обидЕвший, на­кле­Ив­ший опре­де­ля­ет­ся толь­ко тем, какая буква была на этом месте в на­чаль­ной форме глагола , ведь эти слова об­ра­зо­ва­ны от основ увидЕть, обидЕть, на­кле­Ить при по­мо­щи суф­фик­са ВШ. Эта буква—та же самая, что и перед Л в гла­го­лах про­шед­ше­го времени: тот, ко­то­рый увидЕл—увидЕвший, отредактировАл—отредактировАвший, переписывАл—переписывАвший.

    Приведём примеры из задания 11

    ненавид. вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: ненавидЕть. Вписываем эту букву в причастие, ненавидЕвший.

    Обратите внимание : то, что глагол входит в список исключений, для данного правила не имеет никакого значения.

    Приведём пример ошибочного рассуждения: слово образовано от глагола -исключения, значит, нужно писать и. (Букву и нужно писать, но только в формах не прошедшего времени, а в формах настоящего).

    выгор..вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: выгорЕть. Вписываем эту букву в причастие, выгорЕвший.

    Сравним пары слов в столбиках:

    НастроИвший

    ПросмотрЕвший

    ПрижАвшийся

    ПросмотрЕв

    ПрижАвшись

    Приведём сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные цепочки: обессилЕть→обессилЕвший (причастие), обессилЕть→обессилЕв (деепричастие); измучИть→измучИвший(причастие), измучИть→измучИв (деепричастие); посеЯть→посеЯвший (причастие), посеЯв (деепричастие).

    Формы стра­да­тель­ных при­ча­стий об­ра­зу­ют­ся от основ ин­фи­ни­ти­ва при помощи суффикса ЕНН или НН.

    Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся не на ИТЬ, то есть с со­хра­не­ни­ем глас­ной буквы основы, например:

    ЗарисовАть→зарисовА+НН+ый=зарисованный, в слове два суффикса;

    замаскировАть→замаскировА+НН+ый=замаскированный, в слове два суффикса;

    обстрелЯть→обстрелЯ+НН+ый=обстрелянный, в слове два суффикса.

    Таким образом, перед НН пи­шет­ся та же самая буква, что и в ос­но­ве инфинитива.

    Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ИТЬ, то есть с усе­че­ни­ем глас­ной буквы основы, например:

    УкусИть→укуш+ЕНН+ый=укушенный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

    подстрелИть→подстрел+ЕНН+ый=подстреленный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

    закрасИть→закраш+ЕНН+ый=закрашенный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН.

    Таким образом, чтобы правильно написать суффикс причастия, образованного от глагола на ИТЬ, нужно ить заменить на ЕНН.

    Отдельно стоит от­ме­тить случаи, если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ЕТЬ: не­ко­то­рые линг­ви­сты счи­та­ют в при­ча­сти­ях суф­фикс ЕНН, дру­гие видят два суффикса, Е и НН:

    УвидЕть→увидЕ+НН+ый=увиденный, ука­за­ны два суффикса;

    рассмотрЕть→рассмотр+ЕНН+ый= рассмотренный, ука­зан один суффикс.

    При раз­ном под­хо­де к опре­де­ле­нию со­ста­ва слова на­пи­са­ние буквы Е перед НН остаётся неизменным.

    Как вы уже заметили, буквы и перед НН не бывает никогда.

    Этим же пра­ви­лам под­чи­ня­ют­ся и отглагольные прилагательные, об­ра­зо­ван­ные от гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида:

    пилИть→пил+ЕН+ый=пиленый, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕН;

    вязАть→вязА+Н+ый=вязаный, в слове два суффикса;

    сеЯть→сеЯ+Н+ый= сеяный, в слове два суффикса.

    Ряд слов, об­ра­зо­ван­ных от ПО­ХО­ЖИХ гла­го­лов нужно от­ме­тить особо.

    выкачАнная (качАть) из ко­лод­ца вода — вы­ка­чЕн­ная из под­ва­ла бочка (выкатИть);

    развешАнное бельё (развешАть) — на­ве­шЕн­ная дверь (навесИть); взве­шЕнн­ный товар (взвесИть);

    замешАнный в аван­тю­ру (замешАть) — за­ме­шЕн­ное тесто (замесИть);

    вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вы­ва­лЕн­ный мусор (вывалИть).

    Знание пра­виль­ной формы ин­фи­ни­ти­ва по­мо­га­ет и в на­пи­са­нии слов

    измерЕННый (измерИть, что сделать?, от из­ме­рЯть при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни не образуется);

    Читайте также:

    Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
    При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.