Что является отличительной чертой акустико гностической афазии

Акустико-гностическая афазия – приобретенная разновидность расстройства восприятия и речи, которая определяется как речевая агнозия. Возникает у людей со сформированным расстройством речи. Отличительной чертой является нарушение восприятия и узнавания обращенной речи.

В основе дисфазии – нарушение фонематического, или речевого слуха. При этом больной теряет способность различать фонемы – звуковые элементы диалогической речи. Это называется феномен отчуждения смысла слова. Иначе говоря, пациент не может воспринимать и различать обращенную речь. При тяжелом течении заболевания человек не понимает родную речь.

В патологический процесс вовлекается экспрессивная речь, навыки письма и чтения.

Причины

В коре головного мозга есть сенсорная речевая зона. Она располагается в передней части верхней височной извилины. Называется по первооткрывателю – зона Вернике и соответствует 22 полю Бродмана. Эта область коры отвечает за усвоение и понимание устной и письменной речи. Из-за повреждения зоны Вернике возникает акустико-гностическая афазия.

Причины, из-за которых нейроны этой области погибают:

  1. Эмболия. Это наиболее частая причина. Эмбол перекрывает кровоток в бассейне средней мозговой артерии, из-за чего височная кора перестает получать кровь. Возникает ишемический инсульт и клетки мозга погибают вследствие недостатка кровообращения и гипоксии.
  2. Внутримозговое кровоизлияние как результат геморрагического инсульта.
  3. Черепно-мозговые травмы. Клетки коры погибают из-за сотрясения мозга или ушиба. Удар по мозговому веществу приводит к образованию посттравматического отека, который сдавливает кору и разрушает нейроны.
  4. Инфекции центральной нервной системы. Энцефалит, менингит или абсцесс – типовые причины сенсорной дисфазии.
  5. Объемные внутричерепные процессы. Опухоль, чаще всего глиома и астроцитома, увеличивается и механически сдавливает область Вернике, разрушая клетки мозга. Кроме опухолей нейроны разрушаются метастазами.
  6. Нейродегенерация. Болезнь Альцгеймера, Пика, Крейтцфельдта-Якоба лейкодистрофия, характеризуются постепенной атрофией коры головного мозга.


Симптомы

Клиническая картина обычно начинается сразу же после травматического события. После инсульта или ушиба головного мозга утрачивается понимание устной и письменной речи. Больной слышит не звуки, объединенные в слова и предложение, а хаотические и нечленораздельные звуки. Первая ответная реакция – эмоциональное возбуждение и многословность. Спустя несколько дней, после восстановления кровотока в головном мозгу, понимание речи частично возвращается.

Характеристика акустико-гностической афазии:

Сенсорная афазия редко встречается изолированно. Обычно нарушение восприятия сочетается вместе с односторонним нарушением зрения, сглаживанием правой части носогубного треугольника, психомоторным возбуждением, неологизмами (новообразованные слова).

Патология может осложняться нарушениями двигательной сферы и расстройствами высших психических функций.

Диагностика

Диагностика афазии требует следующих мер:

  1. Осмотр у невролога. В ходе обследования выявляются нарушения зрения, одностороннее ослабление мышечной силы и нарушение деятельности глазодвигательных мышц.
  2. Магнитно-резонансная и компьютерная томография, общий и биохимический анализ крови, исследование кровообращения височной коры, пункция спинного мозга для анализа цереброспинальной жидкости.
  3. Консультация у психиатра. Этого требует дифференциальная диагностика. После травматического события патологическое состояние больного напоминает психоз или биполярно-аффективное расстройство.

Методы коррекции

  • Первый этап. Больной пытается дифференцировать разные по звуку и длине слова, например, стул–кошелек, угол–древесина.
  • Второй этап. Больного просят дифференцировать слова, близкие по слогу, но непохожие по звуку.
  • Третья стадия. Пациент дифференцирует слова, близкие по звучанию и слогу, но разными корневыми частями. Например, краб–раб, лев–лес.
  • На четвертом этапе больной учится различать слова, близкие по звучанию.
  • Пятый этапа – это закрепление предыдущего материала.

Реабилитация длится от 2-3 месяцев до 1-2 лет, что зависит от масштаба поражения височной коры и индивидуальных способностей пациента к обучению.

Афазия – это такое состояние, когда при том, что ранее была полностью сформирована речевая функция, она частично или же полностью утрачивается. То есть человек теряет способность говорить, а также может и лишиться способности понимать обращенную к нему речь. Проявления афазии, в которых предстает заболевание, принимает разные формы. Нужно помнить: такие люди обязательно нуждаются в тщательном обследовании. Потому что иначе человек способен полностью потерять личность.

Что такое акустико-гностическая афазия

Афазия – это заболевание, при котором органически поражаются локальные зоны головного мозга, которые отвечают за происхождение речи. Если при алалии изначально речь не может быть сформирована, то афазия разрушает уже сформированную речь. У таких людей идет систематическое нарушение речевых функций, страдает словарный запас, пропадает чувство грамматики, звукопроизношение нестабильно, а также сильно страдает понимание и восприятие, речь письменная и внутренняя начинают утрачиваться. В остальном разрушаются такие функции, как:

  • снижается двигательная;
  • сенсорная;
  • затухают все аспекты сферы личности и процессы психоэмоционального фона.

То есть, как видно, человек почти полностью теряет свою личность. Стоит помнить, что такое заболевание, как афазия, относится к числу самых сложных расстройств, и изучается такая патология комплексно, с привлечением специалистов:

  1. медицинский психолог и психиатр;
  2. невролог;
  3. логопед.

Впервые акустико-гностическую сенсорную афазию описал психиатр герр Вернике из Германии. Именно он выделил группу больных, которые показывали одни и те же признаки, и у них была поражена одинаковая часть головного мозга, а именно одна треть в височной извилине вверху левого полушария. Такие пациенты проявляли нарушения в плане понимания.

Но еще долгое время психиатры трудились над разгадкой того, по какой именно причине происходят такие характерные нарушения. Только в тридцатые годы двадцатого века российские ученые выяснили, что основой заболевания и его патологических проявлений являются нарушения в фонематическом слухе.

Классификация болезни

Акустико-гностическая афазия – это один из многих видов недуга. Вообще классификация заболевания подразделяется на следующие виды:

  • Моторная эфферентная афазия – впервые такая форма была зарегистрирована в 1861 году. Развитие афазии в таком ключе происходит по причине того, что повреждаются нижние отделы премоторной коры головного мозга. Именно там сосредоточен двигательный речевой центр. Заболевание влечет за собой провоцирование разнообразных нарушений при высказываниях, в том числе грамматических, а также возникают у больных проблемы с тем, чтобы переключаться с произношения одного слога на другой. Затем следует разрушение функций, позволяющих читать и писать.
  • Афазия динамическая проявляется такими нарушениями, как затрудненное воспроизведение структурных высказываний в прямой речи. Но, стоит отметить, что прерывается только процесс, который позволяет передавать информацию другому собеседнику или группе людей, внутренняя речь человека при этом не страдает. Такая форма прогрессирует в том случае, когда кора мозга повреждена рядом с центром, отвечающим за движение.
  • Афазия афферентно моторная – это происходит, если повреждается задняя кора в теменной и центральной частях. Такие больные не могут выбирать произносимые звуки.
  • Афазия сенсорная – здесь повреждается слух фонематический и отсутствует возможность различия в составе звукового ряда слов. Человек утрачивает способность понимать и воспринимать речь на звуки.
  • Афазия акустико-мнестическая – нарушается речевая память, проявляется затормаживание слуховой памяти.
  • Афазия оптико-мнестическая – память зрительная ухудшается, образы слов зрительные стираются.
  • Семантическая афазия – здесь нарушается возможность производить синтез речи, а также человек не способен одновременно и усваивать информацию, и участвовать в беседе. То есть происходит утрата восприятия грамматических и логических структур.
  • Афазия амнестическая – происходит вследствие повреждения теменной и височных зон. У человека появляются трудности, когда он называет предметы или части тела.

Признаки и симптомы заболевания

При такой форме афазии наблюдается нарушение речевых функций в целом, в принципе, как и при любом вышеперечисленном виде. Такое нарушение связано с тем фактом, что если расстраивается один из звеньев цепи, отвечающих за речевые функции, то за ним по цепочке идут и остальные механизмы, помогающие процессу возникновения речи.

То есть для начала пропадает, с точки зрения восприятия, незначительный речевой элемент, а за ним идут и остальные необходимые части. У пациентов наблюдаются перестановки слогов и звуков, могут возникать довольно длительные паузы, отсутствует ритмичность в речи. Но произношение по отдельности звуков при этом не нарушено. Также следует дисграфия и дислексия.

Признаки проявляются у такой формы афазии в зависимости от того, в каком варианте она протекает:

  1. Первый вариант охарактеризован весьма существенным признаком, а именно отсутствием возможности говорить спонтанно.
  2. При втором варианте такая речь сохраняется, но при этом нарушены некоторые функции произвольной речи.

Следует помнить, что при акустико-гностическом типе афазии восприятие на слух у пациентов нарушено, но при этом физически слуховой аппарат полностью здоров.

Также важно отметить, что любой вид афазии довольно опасен и способен повлечь за собой распад личности, поэтому попытки самостоятельно продиагностировать патологию могут окончиться довольно печально. Необходимо обратиться к врачу, если есть серьезные предпосылки к изменению состояния.

Диагностика

Диагностировать такое заболевание должна команда следующих специалистов:

  • нейропсихологи;
  • неврологи;
  • логопеды.

Такой набор специалистов требуется для того, чтобы полностью описать заболевание и выяснить все причины его появления.

Для диагностики используются следующие процедуры:

  1. компьютерная томография мозга;
  2. МР-ангиография и УЗГД сосудистой сетки шеи и головы;
  3. дуплексное сканирование сосудов в самом мозге;
  4. порой специалисты прибегают к пункции люмбальной.

Речь обследуется по следующим направлениям:

  • в первую очередь происходит диагностика устной речевой функции, импрессивной и экспрессивной;
  • потом идет работа с речью письменной, здесь проверяется способность пациента писать под диктовку, списывать самостоятельно из источника увиденное и прочитанное, а также пациент читает вслух, а затем пересказывает;
  • у нейропсихологов задача иная – провести проверку слухоречевой памяти и других специфических модальных форм, а именно двигательной и зрительной; оценивается зрительный гнозис, деятельность интеллектуальных процессов и пространственно- конструктивная деятельность пациента.

В этом случае медицинской команде удается точно установить причину афазии и отличить заболевание от других, таких как алалия, дизартрия и т. д.

Лечение заболевания

Такое заболевание должно подвергаться лечению, которое охватывает многие стороны жизни пациента. Обязательным наблюдающим специалистом для больных с афазией является либо нейрохирург, либо невролог.

Далее решается вопрос о том, как будет проводиться лечение, для этого существуют несколько методов, осуществляемых по отдельности, но чаще в комплексе:

  1. терапия фармакологическими средствами;
  2. если необходимо, то проводится оперативное вмешательство;
  3. далее, в восстановительный период, обязательно присутствует ряд процедур, направленных на реабилитацию пациента. То есть лечебная физкультура, массажи и физиотерапия, а также механотерапия.

На логопедических уроках корректируются и восстанавливаются речевые функции, содержание занятий, их структура зависят от индивидуального нарушения у пациента. Логопеды помогают восстанавливать речь и развивать все утерянные нормативы для здорового речевого аппарата.

Основным методом скорого излечения от болезни становится развитие динамики речи, понимание произносимых сторонними людьми слов и восстановление возможности чтения и письма.

Работа в коррекционном плане проводится в период сразу после травмы, которая повлекла данное расстройство, по предписанию лечащего врача и потом, в качестве профилактической меры, до полного излечения человека.

Профилактика

Восстановительная работа при наступлении афазии – это долгое, трудоемкое и тщательное сотрудничество между пациентом и наблюдающими врачами. Потому что только стараний врачей недостаточно – человек должен сам выказывать желание вернуться к прежнему ритму жизни и владеть всеми функциями в полной мере, а это значит, что необходимо найти равновесие и душевные силы и после пережитого заболевания попробовать восстановить свои навыки.

Прогноз, который дают врачи, и успех, последующий за этим, во многом зависят от пациента, а также от того, как соблюдаются все предписания доктора.

Важно находиться под наблюдением лечащего врача, потому что, если афазия проходит спонтанно, то это может осложниться заиканием.

Профилактика при таком недуге заключается еще и в том, чтобы предупреждать сосудистые заболевания головного мозга, своевременно проходить диагностические процедуры, дабы избежать развития патологий другого характера.

Акустико-гностическая афазия является расстройством, при котором нарушено восприятие и синтез той информации, которая получена адресатом в процессе речевого общения.

Проблема заключается в поражении зоны Вернике, когда есть повреждения центра слухового анализатора. Поэтому в некоторых источниках данный дефект речи называют нарушением зоны Вернике.

При данных нарушениях у человека нарушены не только письмо и чтение, но и счёт.

Диагноз ставится логопедом или по результатам неврологического исследования. В первую очередь проводят МРТ и КТ мозга, исследуют церебральные сосуды.

Лечат в процессе логопедических занятий, также принимают назначенные неврологом препаратов.

Общие сведения

Акустико-гностическая афазия заболевание приобретенное, а не врожденное. У человека неправильным образом формируются речевые навыки изначально. При этом наблюдается расстройство понимания и узнавания речи, обращенной к пациенту.

Впервые это заболевание было исследовано и подробно описано немецким психоневрологом Карлом Вернике. В его честь был назван данный речевой дефект. Его какое-то время называли афазия Вернике или дефект зоны Вернике.

Так как в этом расстройстве нарушения испытывает восприятие речи, то ее в некоторых случая путают с сенсорной афазией.

Заболеванию подвержены люди старше 50-ти лет, которые перенесли ишемический инсульт. Риску заболевания подвержены как мужчины, так и женщины.

Причины

Как уже было сказано, зона Вернике, вернее, её поражение, является главной причиной данной формы афазии. Корковые структуры слухового анализатора расположены в верхней части левого полушария в области височной извилины. Острое поражение церебральной гемодинамики одно из факторов АГ афазии.

Поражающие факторы классифицируются на группы:

Цереброваскулярные заболевания. Сдавливание мозговых тканей формирует кровоизлияние, в результате чего образуется внутримозговая гематома. Нейроны данного участка погибают и это приводит к гностической дисфункции.

Черепно-мозговые травмы. В результате сильных ушибов головного мозга или сотрясения возможно получение прямых травм, которые также воздействуют на речевой центр Вернике. После перенесенных травм образуется отек, ведущий к сдавливанию и ишемии нервных клеток. И в этом случае также начинается акустико-гностическая дисфункция.

Нейроинфекции. Образование абсцессов головного мозга, перемещение энцефалитов и воспалительных очагов всё в тот же центр Вернике вызывает гибель нейронов и их дисфункцию. В данном случает снова всё ведёт к нарушению восприятия речи. После стихания воспалительных процессов может наступить регрессия и сенсорная афазия затухает. Это показывает временный характер нарушения.

Опухоли головного мозга. Следующим фактором АГ афазии являются глиомы и астроцитомы, а также глиобластомы. Они локализуются и в результате поражаются рядом находящиеся клетки. Первое, что ведет к патологии, это инвазивный рост новообразований. Второе – это сдавливание нейронов самой опухолью.

Дегенеративные заболевания ЦНС. Такими заболеваниями являются болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, лейкодистрофия, болезнь Крейтцфельдта-Якоба. Все они в начале развития протекают очагово и поражают всё тот же центр Вернике. Нейроны дегенерируют и начинается дисфункция.

Патогенез

Все перечисленные факторы неизбежно приводят к дисфункции речевой зоны Вернике. Поступающая информация уже не воспринимается на должном уровне. Искажены звуковоспринимающие и звукопередающие области слухового анализатора. Фонемы практически не распознаются на слух.

Особенно проблематично распознаются и анализируются схожие по звучанию фонемы. Если заболевание запущено, то родной язык воспринимается как набор незнакомых звуков.

Человек не может контролировать собственную речь на слух, поэтому случаются повторы, парафразии и аграмматизмы.

Соответственно появляются проблемы с чтением и письмом, так как именно в этих видах деятельности требуется проговаривание слов. А пораженные височные доли полушарий головного мозга не позволяют делать этого.

Трудности в узнавании звуков появляются не только в получении речевой информации, но даже и неречевые звуки воспринимаются с трудом. Это могут быть даже капание воды их крана или бумажный шелест. Распознавание даже таких звуков затруднительно для больного.

Симптомы афазии Вернике

Потеря понимания обращенной речи развивается сразу же после инсульта или черепно-мозговой травмы. Больному начинает казаться, что к нему обращаются непонятными наборами из звуков. Временами они не могут осознавать собственные дефекты речи.

АГ афазия мешает воспринимать даже собственную речь – замена звуков близкими фонематическими единицами, которые полностью могут искажать значение слова. Речь такого человека напоминает бессмысленный набор слов и звуков.

Это может продолжаться до двух месяцев.

Далее дефекты усиливаются – начинаются многочисленные повторения, использование огромного количества предлогов. Но так как в данный период добавляется агнозия, то пациенту не кажется, что у него есть какие-то речевые нарушения. И его начинает возмущать, что окружающие никак не могут понять то, что он говорит им.

Сенсорную афазию впервые описал немецкий психиатр Вернике. Он показал, что афазия, которую он назвал сенсорной, возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (рис. 18, поле 22). Отличительной чертой этой формы афазии является нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. Длительное время причины нарушения понимания при этой форме афазии оставались неясными. Лишь в 30-е годы нашего века отечественными психологами было установлено, что в основе речевой акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха.

Нарушение понимания.На раннем этапе после инсульта или травмы при сенсорной афазии наблюдается полная утрата понимания речи: чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Непонимание речи окружающих и отсутствие явных двигательных нарушений приводит к тому, что больные не всегда сразу осознают у себя наличие речевого расстройства. Они могут быть возбуждены, подвижны, многоречивы. На более поздних этапах и при менее выраженных расстройствах наблюдается лишь частичное непонимание речи,

подмена точного восприятия слова догадками: различные слова звучат для такого человека одинаково (например: хвостгвоздькостьтрость). Одно и то же слово может восприниматься по-разному, смешиваются слова домтом, бочкапочка, точкадочка и др.


Рис. 18. Карта цитоархитектонических полей коры головного мозга

В некоторых случаях при поражении обеих (левой и правой) височных долей мозга возникает картина тяжелой акустико-гностической афазии в сочетании с акустической агнозией. Нарушается не только фонематический слух, но не различаются на слух тембр голоса, интонация речи, не дифференцируются неречевые звуки: звонки, гудки, шелест бумаги, звук льющейся воды и т. д.

Из-за нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов, причем нередко первоначально слово автоматизировано, глобально повторяется верно, но при вслушивании в него и при очередных попытках его повторить человек теряет не только звуковые компоненты слова, но утрачивает и ритмико-мелодическую его основу.

Период жаргонафазии держится на более 1,5—2 месяцев, постепенно уступая место логорее (многоречивости) с выраженным аграмматизмом. На среднем этапе восстановления речи литеральные парафразии наблюдаются реже, однако отмечаются обильные вербальные парафразии.

На позднем этапе восстановления на первый план выступает специфический для сенсорной афазии аграмматизм, проявляющийся в отсутствии согласования между членами предложения в роде и числе, в незаконченности высказывания, в пропусках слов, заменах существительных личными местоимениями. Менее расстроено при сенсорной афазии использование предлогов и флексий существительных.

Нарушение чтения и письма.При чтении в речи человека с сенсорной афазией появляется множество литеральных парафазии, возникает затруднение в нахождении места ударения в слове, в связи с чем осложняется и понимание прочитанного. Однако чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии, так как оно осуществляется путем привлечения оптического и кинестетического контроля.

Письменная речь при акустико-гностической афазии в отличие от чтения нарушается в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха.

На раннем этапе после инсульта при грубой акустико-гностической афазии нарушено не только письмо под диктовку, но и списывание слов. Больные, не осознавая свои речевые дефекты, зрительно схватив образ списываемого слова, бесконтрольно начинает его воспроизводить. При таком бесконтрольном воспроизведении слова при списывании они пишут вместо трех букв, входящих, например, в слово дом, восемь — десять букв, непрестанно произнося неопределенный набор звуков. Привлечение сохранного оптического контроля постепенно приводит к точному копированию буквенного состава слова, однако в слуховых диктантах длительное время наблюдаются литеральные параграфии.

Грубые нарушения счетапри сенсорной акустико-гностической афазии наблюдаются лишь на самом раннем этапе, так как счет требует проговаривания слов, входящих в счетные операции. Больные, не понимая инструкции, могут пассивно копировать, списывать примеры, не совершая арифметических операций, могут неправильно записать число, например: 4 + 1 = 4 +1,4 + 1 = 15, 5 + 2 = 3.

Афазия представляет собой отклонение, сопровождающееся частичной или полной утратой речевой функции. Состояние может осложняться потерей понимания речи. Пациенты с подобной патологией нуждаются в тщательном обследовании. Без лечения состояние грозит деградацией личности.

  • Как диагностируют
  • Как образуется
  • Какими причинами вызвана
  • Видовые различия
  • Характерные отличия патологического дефекта речи
  • Диагностика патологии
  • Основные аспекты терапии состояния
  • Профилактика возникновения нарушения речи

Акустико-гностическая афазия − это патология, причиной которого является поражение локальных зон головного мозга, ответственных за функции речи. Основными проявлениями являются не только потеря этой функции, но и уменьшение словарного запаса, грамматической основы, ухудшение звукопроизношения. Отличительной чертой является то, что по мере прогрессирования патологии ухудшается двигательная и сенсорная функция, негативно изменяются характеристики личности.

Как диагностируют

Для диагностики болезни привлекают невролога, логопеда, психолога и психиатра. Афазия состоит из нескольких компонентов:

  • утраты речи (частично или полностью);
  • потери вербального общения;
  • патологического изменения личности.

Болезнь чаще регистрируется во взрослом возрасте, но иногда может возникать и у детей. Она сопровождает 1/3 от общего количества патологий, связанных с нарушением церебрального кровообращения.

Как образуется

Механизм патологии заключается в поражении зоны Вернике височной извилины левого полушария (у правшей). В тридцатых годах ⅩⅩ века ученые определили, что за появлением отклонения стоит нарушение распознавания фонем.

Акустико-гностическая, или сенсорная афазия, впервые была изучена немецким психиатром Вернике в 1874 г. Ее отличие от других форм заключается в том, что нарушается анализ речи при восприятии ее на слух. Механизм образования связан с нарушением устного восприятия информации. Имеет значение не только дифференциация звуков по фонематическим характеристикам, но и их последовательность, как расположен ударный слог в слове. Тяжелое отклонение речевых составляющих при данном неврологическом расстройстве всегда является приобретенным.

Какими причинами вызвана

Этиология заболевания связана с органическими процессами в структурах мозга, возникшими уже после формирования речи. Патология может быть спровоцирована нарушением функций головного мозга в результате травм, воспаления в его участках, при наличии злокачественных образований, заболеваний сосудистого характера, инсульта.

У каждого из факторов свои особенности течения, поэтому течение афазии отличается в зависимости от заболевания. Например, если патология вызвана опухолевым процессом, возникают сопутствующие корковые симптомы, например, изменение психики больного.

Если нарушение речи вызвано инсультом, клиническая картина определяется типом патологии, площадью развития ишемии. Посттравматический тип нарушения хорошо поддается лечению, прогноз для больного благоприятный. На степень тяжести заболевания влияют площадь очага поражения, локализация (куда произошло кровоизлияние), характер нарушения церебрального кровообращения, общее состояние больного (острые и хронические патологии).

Видовые различия

Всего насчитывают 7 форм афазии, одной из которых является акустико-гностическая (сенсорная). Впервые она была описана К. Вернике. Центральным механизмом в ней является нарушение преобразования звуков и синтеза фонем речи, что негативно отображается на их распознавании. Для людей с сенсорным типом патологии не представляется возможным дифференцировать звуки, тембр, интонации.

Особенностью сенсорной акустико-гностической афазии является то, что страдают все функции речи. В результате перемещения слогов и звуков изменяются такие характеристики, как ритм, плавность, возникают паузы. В дальнейшем появляются ошибки в письме, потеря навыков чтения. Однако, по отдельности все звуки произносятся четко.

Нарушение речи может проявляться различными вариантами:

  • неумением вести диалог или монолог без предварительной подготовки, то есть спонтанно;
  • отклонениями в произвольном произношении;
  • проблемами со слуховым восприятием на фоне отсутствия органической патологии.

Только своевременное лечение может предотвратить распад личности больного с подобными нарушениями. Речь – это сложная многофункциональная система, работу которой обеспечивают вторичные и третичные зоны мозга. Поражение определенных участков левого полушария приводит к нарушению речи. Патологические изменения затрагивают процесс понимания, активной и пассивной речи устного и письменного характера.

В зависимости от того, какой участок поражен, в различной степени затрагиваются психические функции. Так как становление письменной речи не связано с конкретными зонами и носит автоматический характер после усвоения, этот навык не утрачивается полностью при афазии. Такие симптомы, как кислородное голодание мозга, ЧМТ приводят к нарушению кинестетической, акустической, планирующей или регулирующей функции. Вследствие этого происходит внутренняя перестройка для компенсации патологических изменений.

Особенно тяжело протекает афазия, если она спровоцирована поражением обеих долей головного мозга, или у больных частичных левшей.

Если очаг поражения большой, для больного чужая речь представляет собой нечто нечленораздельное. Люди с афазией чувствуют себя как будто иностранцами, не понимая смысла сказанного. Если в речи присутствуют сложные обороты, сравнения, литературные цитаты, им также они непонятны. Отвлекаясь на непонятные слова, они теряют цепочку, несмотря на то, что по отдельности произносят звуки. Из-за отсутствия слухового контроля над своим речевым потоком пациенты не осознают, что они больны. На ранней стадии они становятся подвижными и много говорят.

Если заболевание менее выражено, пациент частично понимает речь, может заменять слова догадками. Общаясь с ним, приходится неоднократно повторять просьбу, подкреплять ее жестом. Фонематическая недостаточность приводит к путанице в словах: пациент путает похожие (почка-ночка-дочка-точка). Он может помнить описание предмета, но не его название.

Во время чтения больные путаются с расстановкой ударений, поэтому не понимают, о чем читают. При тяжелой форме акустико-гностической афазии им трудно писать под диктовку или списывать с источника. Из-за наличия большого количества литеральных парафазий речь таких людей нечленораздельна. Патология сопровождается нарушениями элементарного счета, возникают путаницы с числами.

Самой сложной формой является моторно-сенсорная афазия, когда больной не может говорить и не понимает значения слов.

Диагностика патологии

Для определения диагноза пациенту назначают компьютерную томографию мозга, магнитно-резонансное исследование, ультразвуковую допплерографию сосудов шеи и головы, при необходимости проводят люмбальную пункцию. Диагностика речи проводится с помощью оценки активной и пассивной речи. Затем у больного проверяют письменные способности: диктант, списывание, чтение вслух и пересказ. Обязательным является проведение дифференциации с другими дефектами речи: алалией, дизартрией и т. д.

Основные аспекты терапии состояния

Терапия заболевания подбирается в соответствии с причиной, в динамике пациента наблюдают нейрохирург, невролог. Афазию лечат комплексно: подбирают фармакологические средства, при необходимости может понадобиться операция. Логопед прорабатывает с больным афазией коррекцию или восстановление речи, в том числе письменной. Логопедические занятия являются важными лечебными мероприятиями, которые могут использоваться не только в остром периоде, но и на этапе реабилитации.

Тип афазии зависит от локализации патологии (в лобной, височной извилине, теменной области). Кроме этого, степень выраженности клинических проявлений отличается в зависимости от стадии и степени тяжести болезни.

На течение и характеристику афазии влияет этиологическая составляющая нарушения кровообращения, степень проявления нейрогенных отклонений (апатия, утомляемость, парезы, параличи). Также имеет значение наличие сопутствующих заболеваний. Если причина патологии – травма или онкологическое образование, большое значение имеет давность процесса. Наилучших результатов удается добиться только при применении комплексной схемы терапии. Чтобы она была успешной, начинать необходимо с выяснения этиологии отклонения.

Больному предлагают срисовывать или списывать простые рисунки и текст. Как это сделать, рассказывают с помощью жестов и мимики. На последующих коррекционных упражнениях объяснения носят устный характер, при этом специалист использует побудительную интонацию. Так пациента приучают слушать речь с различными ритмическими темповыми характеристиками.

В реабилитационном периоде назначают лечебную физкультуру, массаж, физиотерапевтические процедуры и механотерапию. Прогноз для больного в каждом случае индивидуален, шансы на возвращение качества жизни увеличиваются при строгом соблюдении рекомендаций специалистов.

Профилактика возникновения нарушения речи

Поскольку афазия возникает в результате поражения участков головного мозга, в группе риска находятся люди с сосудистыми заболеваниями. Необходимо своевременно проходить диспансеризацию, инструментальные обследования и лечение по показаниям.

Ежегодное количество регистрируемых инсультов в мире составляет 15 млн. В России статистика так же неумолима, в среднем, количество обращений с данным заболеванием составляет более 450 тысяч случаев в год.

Как реабилитировать больного:

  • восстанавливать понимание простых высказываний;
  • работать над восприятием ситуативной речи;
  • читать;
  • устанавливать связь между названием предмета и действием.

О чем нужно помнить в периоде реабилитации больного с нарушениями речи? Положительная динамика невозможна без благоприятной психологической атмосферы в семье, близкие пострадавшего человека должны быть чуткими и проявлять терпение. Процесс восстановления речи может занять длительное время. Ни в коем случае не изолируйте больного.

Занятия могут проходить как в специализированных центрах, так и на дому, но под руководством специалистов. Одновременно с логопедическими упражнениями необходимо подготовить человека к изменившимся условиям жизни. В то же время, гиперопека будет излишней, пациент должен заново обучаться самостоятельности.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.